Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВСЕРОССИЙСКИХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ И ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ'

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВСЕРОССИЙСКИХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ И ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / MONITORING THE QUALITY OF TRAINING OF STUDENTS / ALL-RUSSIAN VERIFICATION TESTS WORKS / THE FEDERAL STATE EDUCA-TIONAL STANDARD / THE MAIN EDUCATIONAL PROGRAM OF PRIMARY GENERAL EDUCATION / UNIVERSITY EDUCATIONAL ACTIVITIES / PRIMARY SCHOOL STUDENT / IMPROVING THE WORK OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пичугин С.С.

В статье представлена интерпретация результатов мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций по русскому языку, математике и окружающему миру в форме всероссийских проверочных работ на уровне начального общего образования. Проанализированы задания, в которых младшие школьники испытывают наибольшие затруднения, даны практические рекомендации и подходы к совершенствованию работы учителя начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE RESULTS OF ALL-RUSSIAN VERIFICATION WORK IN ELEMENTARY SCHOOL: CONCLUSIONS, RECOMMENDATIONS AND APPROACHES TO IMPROVING THE WORK OF TEACHERS

The article presents an interpretation of the results of monitoring the quality of training of students in general education organizations in the Russian language, mathematics and the world in the form of all-Russian verification works at the level of primary general education. The tasks in which primary school students experience the greatest difficulties are analyzed, practical recommendations and approaches to improving the work of primary school teachers are given.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВСЕРОССИЙСКИХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ И ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ»

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВСЕРОССИЙСКИХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ И ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

С. С. ПИЧУГИН, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (Москва) sergey-uf@mail.ru

В статье представлена интерпретация результатов мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций по русскому языку, математике и окружающему миру в форме всероссийских проверочных работ на уровне начального общего образования. Проанализированы задания, в которых младшие школьники испытывают наибольшие затруднения, даны практические рекомендации и подходы к совершенствованию работы учителя начальных классов.

The article presents an interpretation of the results of monitoring the quality of training of students in general education organizations in the Russian language, mathematics and the world in the form of all-Russian verification works at the level of primary general education. The tasks in which primary school students experience the greatest difficulties are analyzed, practical recommendations and approaches to improving the work of primary school teachers are given.

Ключевые слова: мониторинг качества подготовки обучающихся, всероссийские проверочные работы, федеральный государственный образовательный стандарт, основная образовательная программа начального общего образования, универсальные учебные действия, младший школьник, совершенствование работы учителя начальных классов

Key words: monitoring the quality of training of students, all-Russian verification tests works, the Federal state educational standard, the main educational program of primary general education, university educational activities, primary school student, improving the work of primary school teachers

Одним из ярких трендов образовательной политики в нашей стране на протяжении последних нескольких лет стала организация мониторинга и диагностики уровня достижения планируемых результатов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), национальной независимой системы оценки качества общего образования, включающей объективные формы контроля.

Соглашаясь с мнением ряда авторитетных ученых в области образования [8],

отметим, что появление и функционирование эффективных механизмов оценки качества общего образования является необходимым атрибутом и драйвером развития российской системы образования. Корректно выстроенный мониторинг процессов, происходящих в образовании от школьного до федерального уровня, диагностика результатов и получение объективных данных становятся залогом результативности управления и принятия решений.

Национальная независимая система оценки качества общего образования в

нашей стране осуществляет процедуру оценивая по двум направлениям:

3 качества результатов образования (подготовка и учебные достижения обучающихся);

3 условий функционирования общеобразовательных организаций (условия реализации основных общеобразовательных программ по всем уровням образования).

В последнее время в Российской Федерации начала активно складываться обобщенная оценка образовательных достижений обучающихся. Речь идет о международных, общенациональных, региональных и муниципальных исследованиях, которые используются для оценки эффективности деятельности общеобразовательных организаций, мониторинга, диагностирования и выявления системных проблем качественной реализации основных общеобразовательных программ.

По инициативе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее — Рособрнадзор) в образовательных организациях проводятся всероссийские проверочные работы (ВПР) для выпускников начальной школы, которые позволяют «осуществлять мониторинг уров-

ня подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО...; способствуют совершенствованию преподавания учебных предметов и повышению качества образования в образовательных организациях» [6].

ВПР носят диагностический характер и помогают оценить индивидуальный уровень достижения младшими школьниками как предметных, так и метапредметных планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) с учетом этнокультурных особенностей многонационального российского общества. Варианты проверочных работ формируются с использованием федерального открытого банка заданий НИКО (Национальное исследование качества образования) *, что позволяет, на наш взгляд, объективно оценить применение младшими школьниками результатов обучения в повседневной жизни.

В 2019 году для организации, сопровождения и анализа результатов ВПР Рособрнадзор определил новую электронную платформу — ФИС ОКО (https:// fisoko.obrnadzor.gov.ru/) [7]. В таблице 1 показано, сколько выпускников начальной школы выполнили ВПР в 2019 году.

Таблица 1

Количество выпускников начальной школы, выполнивших ВПР в 2019 году

Предмет Количество учащихся (чел.)

Окружающий мир 1 538 335

Математика 1 548 189

Русский язык 1 536 144

Обратимся к аналитическим данным по итогам выполнения заданий ВПР, позволяющим судить об уровне достиже-

ния планируемых результатов, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ООП НОО **.

'Национальные исследования качества образования (НИКО) — общероссийская программа по оценке качества среднего образования, начатая в 2014 году по инициативе Рособрнадзора (https:// eduniko.ru).

** Вычисляется как отношение (в %) суммы всех набранных баллов за задание всеми участниками к произведению количества участников на максимальный балл за задание (https:// fisoko.obrnadzor.gov.ru).

Рассмотрим диаграмму 1, где пред- начальной школы всероссийской прове-ставлены итоги выполнения учащимися рочной работы по русскому языку.

Результаты выполнения заданий ВПР по русскому языку

% выполнения

100 и 89 87 80 60 40 20 0

78 82

2

2

со со

^ Ю СО N. СО О) о

^

см см со со

ю ю

Диаграмма 1

Номер задания

Как следует из диаграммы 1, традиционно невысокие результаты по русскому языку младшие школьники продемонстрировали при выполнении заданий № 1, 6, 15.

Для иллюстрации и анализа затруднений младших школьников обратимся к заданиям и их описанию из банка данных ВПР для 4-го класса по русскому языку, математике и окружающему миру, размещенных на официальном сайте Федерального института оценки качества образования (ФИОКО)*[5].

Успешное выполнение задания № 1 свидетельствует о сформированном навыке аудирования и позволяет оценить базовое умение обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы, проверить умение находить и исправлять допущенные ошибки в написанном тексте, осознавать причины их появления и способы предотвращения в последующих письменных работах.

* ФГБУ Федеральный институт оценки качества образования (https://fioco.ru).

Задание 1. Запиши текст под диктовку.

Раннее утро. На траве лежит роса. Над озером Долгим повис туман. В камышах застыли с удочками рыбаки. Птички качаются на тонких ветвях деревьев. Их чудесные песни торопят восход солнца. И вот ивы и камыши окрасились в нежный розовый цвет. В озере вдруг сильно ударила щука. По воде побежали круги.

Первый солнечный луч упал в озеро. Остались от тумана только белые клочья. Рыбаки поднялись и пошли домой. На берегу озера спит деревня. Подал голос первый петух. Его крик разбудил деревенских жителей.

(80 слов)

В задании № 6 оценивается умение распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Задание 6. Прочитай текст. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

Горы бывают разными: высокими и не очень, древними и достаточно молодыми. Но в России есть совершенно

уникальные горы, которые пересекают страну с севера на юг и делят ее на две части: европейскую и азиатскую. Это Уральские горы—самая древняя горная цепь нашей планеты. Название гор на башкирском языке означает «каменный пояс». Много веков назад тем, кто подходил к Уралу с востока или запада, эти горы казались поясом, перехватившим большую равнину.

Урал поражает неповторимой природой, которая в некоторых местах сохранилась почти нетронутой. Часть Урала на юге называют голубым ожерельем России: именно здесь очень много озер с прозрачной водой. Урал прославился и своими дивными реками. Они удивительны тем, что одни впадают в Каспийское море на юге, другие —в Карское на севере. Чусов'ая—единственная река, которая пересекает Уральские горы.

Уральские горы —настоящая кладовая нашей планеты. Здесь добывают около 50 химических элементов из 105 известных человеку сегодня. Наши предки говорили: «Урал—золотое дно, серебряная покрышка». Много секретов хранят Уральские горы, но открывают их только тем, кто по-настоящему полюбит этот диковинный край.

(По С. Гориной)

Далеко не всегда младшие школьники соблюдают при письме изученные орфограммы и пункто-граммы, могут на основе собственного жизненного опыта уверенно называть конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации предложенной информации.

Задание № 15 помогает оценить умение младших школьников на основе личного жизненного опыта описать конкретную ситуацию для интерпретации пословицы и построить речевое высказывание в письменной форме, определить уровень владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения и осознания эстетической функции русского языка.

Задание 15. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет

употребить выражение: «Ученье — свет, а неученье — тьма».

Среди причин невысоких результатов выполнения заданий ВПР по предмету «Русский язык» можно назвать отсутствие у младших школьников умения определять главную мысль текста и, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления, формулировать его тему в письменном виде. Далеко не всегда младшие школьники соблюдают при письме изученные орфограммы и пунктограммы, могут на основе собственного жизненного опыта уверенно называть конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации предложенной информации.

Для устранения причин, препятствующих успешному выполнению заданий ВПР, учителям начальных классов можно рекомендовать включение в содержание уроков русского языка упражнений, которые будут способствовать формированию у обучающихся представлений об орфоэпических, лексических, грамматических нормах русского языка, а также умений:

3 использовать языковые единицы для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

3 корректировать текст с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи или конструировать собственный текст;

3 использовать в текстах синонимы и антонимы.

Анализ диаграммы 2 на с. 105 с результатами выполнения ВПР по математике показывает, что младшие школьники продемонстрировали сравнительно невысокую результативность при выполнении заданий № 8, 9 (часть 2), 10, 12.

Задание № 8 направлено на оценку умения читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы их измерения и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута —секунда; километр —метр, метр — дециметр, дециметр —сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр —миллиметр).

Результаты выполнения заданий ВПР по математике

Диаграмма 2

-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-, НомеР

1 2 3 4 5(1) 5(2) 6(1) 6(2) 7 8 9(1) 9(2) 10 11 12) задания

Задание 8. На изготовление одного пододеяльника требуется 4 м 90 см полотна, а на одну наволочку — 70 см полотна. Всего было израсходовано 70 м полотна. Пододеяльников сшили 10 штук. Сколько сшили наволочек? Запиши решение и ответ.

С умением интерпретировать информацию связано задание № 9, которое позволяет определить уровень развития логического и алгоритмического мышления детей младшего школьного возраста.

Задание 9. У Даши есть конфеты: 3 шоколадные, 4 карамели, 5 ирисок и 6 трюфелей. Даша хочет разложить все конфеты в несколько пакетиков так, чтобы ни в одном пакетике не было двух одинаковых конфет и чтобы во всех пакетиках конфет было одинаковое количество.

Выполнение 2-й части задания дает возможность оценить умение обучающихся интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Задание 9. Часть 2. Даша разложила все конфеты в шесть пакетиков, причем конфет во всех пакетиках одинаковое количество и ни в одном пакетике нет двух одинаковых конфет. Сколько получилось пакетиков, в которых есть и карамель, и ириска, и трюфель?

Задание № 10 позволяет определить

уровень владения основами логического и пространственного мышления, оценить умение извлекать, собирать, интерпретировать информацию и строить связи между объектами.

Задание 10. Краевед написал очерк о происхождении некоторых названий в его родном городке.

История нашего знаменитого Лихого пруда окутана завесой тайны. Откуда пришло название пруда, доподлинно неизвестно. Историк пишет, что рядом с прудом на перекрестке двух главных дорог —Медного шоссе и широкой Рудной улицы — когда-то был постоялый двор, где ночевали купцы, везущие в столицу медную руду и слитки. Иногда на купцов здесь нападали лихие люди —разбойники. От этого якобы происходит название пруда и улочки Лиховки, которая наискосок отходит от Медного шоссе, пересекает улицу Замковую, затем Змеиную и заканчивается на перекрестке с улицей Крайней.

Название Змеиной улицы говорит само за себя —улочка узкая и извилистая, виляет из стороны в сторону. Имя Крайней улицы тоже объяснить несложно — она примыкает к Медному шоссе на самом краю городка. Но вот название улицы Замковой вызывает немало вопросов. Не было никогда в нашем краю замков. Наиболее правдоподобная версия — улица прежде называлась Замковой, но затем ударение сместилось на первый

слог. В пользу этой версии говорит то, что в XVIII веке на перекрестке Замковой и Змеиной стояла кузница.

Прочти очерк и рассмотри план городка.

Пользуясь описанием, которое дал краевед, надпиши названия всех улиц и шоссе на плане.

Задание № 12 определяет уровень владения основами логического и алгоритмического мышления, умение решать текстовые задачи в 3—4 действия.

Задание 12. Бабушка решила разделить пряники между внуками поровну. Она подсчитала, что если бы пряников было на 14 штук больше, то их можно было бы разделить поровну. А если бы пряников было на 5 штук больше, то после деления поровну осталось бы два лишних пряника. Сколько у бабушки внуков? Запиши решение и ответ.

Среди причин невысоких результатов выполнения заданий ВПР по предмету «Математика» можно назвать отсутствие умения читать, записывать и сравнивать величины, работать с именованными числами, интерпретировать информацию. По нашему мнению, низкий уровень развития логического и алгоритмического мышления младших школьников негативно сказывается на умении решать текстовые задачи.

Для устранения причин, препятствующих успешному выполнению заданий ВПР, учителям начальных классов можно рекомендовать включение в содержание уроков математики заданий, которые будут способствовать формированию:

3 начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, оценки их количественных и пространственных отношений;

3 логических действий сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей;

3 умения оперировать знаково-симво-лическими средствами представления информации для создания моделей изучаемых объектов, процессов и схем решения учебных (текстовых) или практических (жизненных) задач.

Рассмотрим и проанализируем результаты выполнения ВПР по окружающему миру, представленные на диаграмме 3.

Диаграмма 3

Результаты выполнения заданий ВПР по окружающему миру

% выполнения

100 - 93

80 -

60 -

40 -

20 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

<м £ ® @ ^ ю со со со

Номер задания

Младшие школьники продемонстрировали невысокую результативность при выполнении заданий № 3 (части 1, 3), 6 (части 2, 3), 9 (часть 3), 10 (часть 2).

Основой задания № 3 является карта материков Земли или природных зон России, изображения животных и растений.

Задание 3. Рассмотри карту России. На ней буквами А и Б отмечены две природные зоны.

Первая часть задания № 3 оценивает уровень овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.).

Задание 3. Часть 1. Запиши название каждой природной зоны в отведенное для этого поле. Название природной зоны А:____Название природной

зоны Б:_

Третья часть задания № 3 определяет уровень владения логическими действиями (анализ, синтез, обобщение, классификация), оценивает умение использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов, фиксировать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой.

Задание 3. Часть 3. Какие из этих организмов можно встретить в естественной среде (не в зоопарке и не в ботаническом саду) на территории природной зоны А, а какие — природной зоны Б? Запиши номера фотографий с изоб-

ражением этих организмов в таблицу под соответствующими буквами.

Основой задания № 6 является описание реального эксперимента и связано с элементарными способами изучения природы.

Задание 6. Катя проводила опыт с растворимостью соли в воде. Чтобы выяснить, влияет ли количество соли на скорость ее растворения, она взяла три прозрачных стакана объемом по 200 мл каждый и наполнила их водой температурой 40 оС. В первый стакан она насыпала одну чайную ложку соли; во второй — две чайные ложки, а в третий — три чайные ложки. Все стаканы она оставила на столе и стала наблюдать за растворением в них соли.

Вторая часть задания № 6 оценивает умение обучающихся вычленять содержащиеся в тексте основные события, сравнивать между собой объекты, делать вывод на основе проведенного опыта.

Задание 6. Часть 2. Какие измерения и сравнения нужно провести Кате, чтобы определить, как количество соли влияет на скорость ее растворения?

Третья часть задания № 6 позволяет оценить умение младших школьников осознанно строить речевое высказывание и проводить аналогии, осуществлять несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование.

Задание 6. Часть 3. Если бы Катя захотела выяснить, влияет ли количество воды в стакане на скорость растворения соли, с помощью какого эксперимента она могла бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

Задание № 9 выявляет понимание обучающимися ценности семьи, семейных отношений, образования, государства и проверяет умение анализировать информацию, переводить ее из текстовой в цифровую форму.

Третья часть задания № 9 оценивает способность осознанно излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Задание 9. Часть 3. Как ты думаешь, почему просмотр телевизионных передач вызывает большой интерес и детей, и взрослых? Напиши ответ объемом до пяти предложений.

Задание № 10 направлено на проверку знаний выпускников начальной школы о достопримечательностях, особенностях природы родного края и оценку уровня сформированности основ гражданской идентичности, умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Среди причин невысоких результатов выполнения заданий ВПР по предмету «Окружающий мир» можно назвать недостаточный уровень владения способами изучения природы (наблюдение, измерение, исследование, опыт) и логическими действиями (анализ, синтез, сравнение, установление аналогий или причинно-следственных связей).

Для устранения причин, препятствующих успешному выполнению заданий ВПР,

учителям начальных классов можно рекомендовать включение в содержание уроков окружающего мира практических занятий, лабораторных работ и поисково-исследовательских заданий, которые будут способствовать формированию и развитию:

3 начальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.);

3 доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.);

3 умения работать с различными источниками информации (географическая карта, схема, рисунок, план) и строить речевые высказывания, рассуждения в соответствии с задачами коммуникации.

В таблице 2 представлена статистика выполнения всероссийских проверочных работ выпускниками начальной школы в 2019 году*.

Таблица 2

Статистика по отметкам выполнения ВПР выпускниками начальной школы

в 2019 году

Предмет Количество учеников, получивших отметки (в %)

«2» «3» «4» «5»

Окружающий мир 4,6 25,8 46,9 22,7

Математика 2,4 18,6 43,5 35,5

Русский язык 0,9 20,2 55,6 23,3

Анализ результатов выполнения заданий ВПР младшими школьниками в 2019 году дает основание говорить о необходимости включения в содержание учебного процесса начальной школы системы заданий и упражнений, направленных на формирование и развитие недостающих навыков, о которых будет сказано ниже.

3 Для формирования логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, прогнозирование, установление причинно-следственных связей и т. д.) и алгоритмического мышления в качестве примера приведем задание по математике [3, с. 111], в котором необходимо произвести классификацию

* Статистика по отметкам представлена в соответствии с данными ФИС ОКО (https:// fisoko.obrnadzor.gov.ru).

по самостоятельно заданному основанию.

Задание. Распредели фигуры на три группы.

Работа с подобными заданиями направлена на формирование основ логического и пространственного мышления, развитие умения извлекать, собирать, интерпретировать информацию и строить связи между объектами.

3 Для развития умения оценивать события, проектировать и реализовывать план или алгоритм решения учебной задачи, аргументированно излагать свою точку зрения необходимо выполнить задания по математике, в которых нужно сравнить, чем похожи и чем различаются рисунки.

Задание. Вася нарисовал три картинки. Что меняется на картинках? Составь предложения со словами «увеличилось», «уменьшилось» [4, с. 29].

Работа с подобными заданиями направлена на обучение младших школьников самостоятельному упорядочиванию

шагов алгоритма и проектированию плана действий решения учебной задачи.

3 Навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, умения работать с различными источниками информации (текст, карта, схема, рисунок, план, таблица и т. д.), способность выбирать адекватные языковые средства и строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации развиваются при выполнении заданий, подобных приведенному ниже заданию по литературному чтению [2, с. 5—6], направленному на формирование навыков смыслового чтения.

Задание. Читая стихотворение, представь обстановку этого дома.

Кот поет, глаза прищуря, Мальчик дремлет на ковре, На дворе играет буря, Ветер свищет на дворе. «Полно тут тебе валяться, Спрячь игрушки да вставай! Подойди ко мне прощаться Да и спать себе ступай».

Мальчик встал. А кот глазами Поводил и все поет; В окна снег валит клоками, Буря свищет у ворот.

А. Фет

Удалось ли нам представить этот дом? Что в нем происходит? Какое настроение создает стихотворение? С чем оно связано? Используем для ответа текст.

Работа с подобными заданиями направлена на формирование компетенций младших школьников, связанных с читательской грамотностью, навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.

Комплексный обзор выполнения заданий ВПР, который ежегодно осуществляет Рособрнадзор, указывает на незначительное сокращение в 2019 году числа образовательных организаций с признаками необъективных результатов: «...в 2507 общеобразовательных организациях были выявлены: завышенные зна-

чения среднего балла ВПР, несоответствие результатов ВПР и школьных отметок, резкое возрастание или падение результатов одной параллели от одного класса к следующему» [9]. Обратим особое внимание на тот факт, что признаки необъективности результатов ВПР были зафиксированы третий год подряд в 212 общеобразовательных школах нашей страны.

Интерпретация результатов ВПР в 2019 году акцентирует внимание педагогов на недочетах младших школьников, дает возможность превентивно подойти к решению проблемы повышения качества подготовки выпускников начальной школы, позволяет оценить сложившиеся тенден-

ЛИТЕРАТУРА _

ции и формирует новые профессиональные вызовы, преодоление которых является важнейшим условием для поступательного развития системы начального общего образования в средне- и долгосрочной перспективе.

В ходе брифинга 17 апреля 2020 года, посвященного изменениям в вопросах оценки качества общего образования в 2019/2020 учебном году, министр просвещения С. С. Кравцов озвучил решение о переносе сроков проведения ВПР, которое «было принято по итогам консультаций с педагогами, регионами, представителями образовательного сообщества и родительским сообществом» [1].

1. Всероссийские проверочные работы перенесли на начало следующего учебного года. — URL: https://edu.gov.ru/press/2353.

2. Литературное чтение: 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2 / Н. Ф. Виноградова, И. С. Хомякова, В. И. Петрова; под ред. Н. Ф. Виноградовой. — 3-е изд. — М. : Вентана-Граф, 2018. — 175 с.

3. Математика: 1 класс : учебник. В 2 ч. Ч. 1 / В. Н. Рудницкая, Е. Э Качурова, О. А. Рыд-зе. — 8-е изд., испр. — М. : Вентана-Граф, 2019. — 128 с.

4. Математика: 1 класс : учебник. В 2 ч. Ч. 1 / С. С. Минаева, Л. О. Рослова, О. А. Рыдзе, Л. И. Федорова ; под ред. В. А. Булычева. — 4-е изд., перераб. — М. : Вентана-Граф, 2019. — 141 с.

5. Описание контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году проверочной работы по предмету «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир» 4 класс // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. — URL: https://fioco.ru/.

6. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10.02.2020 г. № 13-35 «Методические рекомендации по проведению Всероссийских проверочных работ». — URL: http://obrnadzor.gov.ru/ru/docs/documents/.

7. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 13-41 от 29 января 2019 года «О проведении ВПР с использованием ФИС ОКО». — URL: http:// obrnadzor.gov.ru/ru/docs/documents/.

8. Российская школа: начало XXI века / С. Г. Косарецкий, К. А. Баранников, А. А. Беликов [и др.] ; под ред. С. Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина. — М. : ИД Высшей школы экономики, 2019. —432 с.

9. Число школ с необъективными результатами ВПР в 2019 году незначительно сократилось по сравнению с прошлым годом. — URL: http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.