Научная статья на тему 'Анализ результатов внедрения организационных решений ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова'

Анализ результатов внедрения организационных решений ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организационные решения / институтская система.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ежов Юрий Евгеньевич, Кныш Татьяна Петровна, Ли Изольда Валерьевна, Матвеева Елена Владимировна

в статье изложены основные принципы системы управления, внедряемые в Институте водного транспорта ФГБОУ ГУРМФ имени адмирала С.О. Макарова, приведены результаты деятельности за последние четыре года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ежов Юрий Евгеньевич, Кныш Татьяна Петровна, Ли Изольда Валерьевна, Матвеева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ результатов внедрения организационных решений ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕДРЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ ГУМРФ ИМЕНИ АДМИРАЛА С.О. МАКАРОВА Ежов Ю.Е.1, Кныш Т.П.2, Ли И.В.3, Матвеева Е.В.4

1Ежов Юрий Евгеньевич - кандидат технических наук, доцент, директор; 2Кныш Татьяна Петровна - кандидат физико-математических наук, доцент, заместитель директора, Институт водного транспорта; Ли Изольда Валерьевна - кандидат технических наук,

доцент,

кафедра комплексного обеспечения информационной

безопасности; 4Матвеева Елена Владимировна - кандидат технических наук, доцент, начальник отдела, отдел обеспечения учебного процесса очной формы обучения,

Институт водного транспорта Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье изложены основные принципы системы управления, внедряемые в Институте водного транспорта ФГБОУ ГУРМФ имени адмирала С.О. Макарова, приведены результаты деятельности за последние четыре года.

Ключевые слова: организационные решения, институтская система.

В соответствии с приказом Минтранса России №341 от 11.09.2012 «О реорганизации федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственная морская академия имени адмирала С.О. Макарова» и федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального

образования «Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций»» два учебных заведения были реорганизованы в форме присоединения академии к университету. После объединения университет стал называться «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова».

Таким образом появился новый центр по подготовке кадров для обеспечения деятельности морского и речного флота в Северо-Западном регионе России, соответствующий современным требованиям инновационного развития отрасли.

Перед Университетом Росморречфлотом были поставлены задачи не только по улучшению качества подготовки кадров, но и по повышению эффективности использования бюджетных средств за счет оптимизация численности персонала и повышения эффективности использования имущества.

Решение поставленных задач потребовало более совершенной организационной структуры управления научно-образовательным процессом объединенного вуза, в основу которой решено заложить институтский принцип.

В 2015 году была проведена реструктуризация вуза за счет упразднения факультетов и объединения близких по области деятельности кафедр в рамках институтов, что соответствует современным организационным тенденциям в области образования. [1; 42].

Формирование институтов следует рассматривать как университетский инновационный проект, обеспечивший оптимизацию управления образовательными, научно-исследовательскими и воспитательными процессами, эффективное использование материально-технических и интеллектуальных ресурсов.

На сегодняшний день, в результате глобальных структурных изменений, происходивших на протяжении последних пяти лет, в Университете функционируют четыре института:

«Морская академия» (МА);

Институт международного транспортного менеджмента (ИМТМ);

Институт водного транспорта (ИВТ);

Институт дополнительного профессионального образования.

Результаты реорганизации представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Результат реорганизации структуры Университета

<а и о л й И й

О

О

й

е

и

Институт водного транспорта

Факультет Информационных технологий

Гидротехнический факультет

Портовой техники и _электромеханики_

Судомеханический факультет Гуманитарный факультет

Институт международного транспортного менеджмента

Экономический факультет

Юридический факультет

Международного транспортного менеджмента _Морского права_

Институт «Морская академия»

Арктический факультет

Общеинженерный факультет Факультет Навигации и связи

(в него вошел Судоводительский факультет) Факультет Судовой энергетики

Факультеты были объединены по определенному принципу, путем объединения похожих по видам деятельности кафедр, что привело к усилению материально-технического обеспечения и профессорско-преподавательского состава.

Институт водного транспорта

В данной статье будут рассмотрены результаты внедрения инновационных решений только на примере Института водного транспорта. Приводимые показатели берутся в сравнении с показателями, которые были зафиксированы до 2015 года, когда упразднили факультеты.

В результате существенного укрупнения и упразднения пяти факультетов было принято решение всю работу, которую ранее выполняли специалисты деканатов сделать централизованной. Был сформирован отдел обеспечения учебного процесса очной формы обучения. В структуре отдела предусмотрена должность начальника и его заместителя, координирующих работу специалистов. Отделу делегированы основные функции по контролю за успеваемостью, посещаемостью, трудовой дисциплине, формированию расписания и осуществления своевременно информирования обучающихся и профессорско -преподавательского состава. Внутри отдела была обеспечена взаимозаменяемость специалистов, что исключило форсмажорные обстоятельства, связанные с нехваткой специалистов.

Произведено значительное сокращение Учебно -вспомогательного персонала. В таблице 2 приведены данные УВП факультетов 2015 год - 81,7 ставок. В таблице 3 представлены данные по УВП Института водного транспорта на 2019 год.

Таблица 2. УВП факультетов, 2015 год

ГТ ПТ СМ ФИТ ГУМ

Деканаты 1,5 1,5 5 1,5 1,5

Кабинеты

курсового и 1 1 2 1 1

дипломного

проектирования

Кафедры и центры 11,05 12,75 13 15,4 12,5

Итого 13,55 15,25 20 17,9 15

81,7

Таблица 3. УВП Института водного транспорта 2019 год

АУП 2

Отдел обеспечения учебного процесса 15,75

Кафедры 23,75

Центры 4,5

Итого 46

Из данных представленных в таблицах следует, что сокращение составило (81.7-46)/81.7=44%.

По аналогии со структурой ректората, где за определенный вид деятельности отвечает определенный проректор, в Институте водного транспорта были введены несколько должностей. Должность заместителя директора, отвечающего за учебную работу, формирование учебных и оперативных планов, подготовку к различным проверкам и проведение внутреннего аудита. Должность заместителя директора по воспитательной работе, отвечающего за работу с обучающимися, проявляющими себя в общественной, культурной, развлекательной и художественной деятельности. Решение вопросов, связанных с научной деятельностью, привлечением студентов к научным конкурсам и проектам, организацией и проведением научных конференций и олимпиад, делегировано заместителю председателя научно-технического совета Института водного транспорта. Все сотрудники работают в тесном контакте с заведующими кафедрами. Четкое распределение обязанностей и делегирование обеспечивают проработку практически всех задач, которые ставят перед институтом ректор Университета.

Также стоит отметить, что объединение кафедр отвечающих за подготовку береговых специальностей, а также наличие несколько кафедр, занимающихся подготовкой в области информационных технологий соответствует современным тенденциям

мультидисциплинарности университетов нового поколения [2, а 5]. http://vovr.ru/upload/10-17.pdf

Анализ результатов учебной деятельности ИВТ

Приведем сухие данные на период 2015-2019 учебных годов. Уровень успеваемости вырос с 48% до 69%.

Рост числа академических стипендий по отношению к общему числу учащихся изменился с 28% в 2015 году до 43% в 2019 году. При этом произошло существенное перераспределение видов деятельности студентов. Поскольку выросла информированность и заинтересованность студентов научной работой, что в результате сказалось и количестве студентов, получающих именные стипендии, и на качестве выпускных квалификационных работ. В 2015 году повышенную стипендию за научную деятельность получали 12% студентов от всех студентов, получающих академическую стипендию, в 2019 году их стало уже 43%

Количество студентов, получающих именные стипендии Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации выросло до 27, что является очень высоким показателем по сравнению с образовательными организациями в целом по стране.

Результаты научной деятельность

Если рассматривать публикационную активность, как отражение уровня научной деятельности профессорско-преподавательского состава Института водного транспорта, то можно отметить, что с 2015 года по настоящее время количество публикаций, индексируемых библиометрической базой Web of Science выросло с 14 публикаций в год до 46 публикаций. Показатели по числу статей в год, индексируемых библиометрической базой Scopus выросли с 19 публикаций в 2015 году до 68 в 2019 году.

Ссравнение библиометрических показателей подразделений организации на ресурсе Российского индекса научного цитирования elibrary.ru (рисунки 1-3) свидетельствует о том, что наибольшее количество цитирований и статей, индексируемых РИНЦ, Scopus и Web of Science, приходится на авторов Института водного транспорта.

Рис. 1. Доля публикаций в журналах, входящих в Web of

Science или Scopus

Рис. 2. Число авторов, имеющих публикации в журналах, входящих в Web of Science или Scopus

Рис. 3. Число цитирований в РИНЦ

Детальный анализ публикационной активности и рейтинг университетов, подведомственных Росморречфлоту, приведены в статье [3, а235].

В университете проработана система документоборота и своевременного доведения информации до кафедр и студентов через специалистов отдела обеспечения учебным процессом, старост групп, сайты и группы в социальных сетях.

Формирование сводных планов по институту дает возможность получить полную картину по обучению на береговых направлениях подготовки и вносить коррективы для достижения более высоких результатов.

Список литературы

1. Краснова Г.А. Новые тенденции в экспорте международного образования / Г.А. Краснова // Университетское управление: практика и анализ, 2015. № 2 (96). С. 42.

2. Стронгин Р.Г. Управление вузом в новых условиях. // Высшее образование в России, 2017. № 10. С. 5-12.

3. Смышляева Е.О. Исследование международной рейтинговой системы WEBOMETRICS как средства содействия повышению научной активности и присутствия университетов в интернете / Екатерина Олеговна Смышляева, Надежда Михайловна Ковальногова, Сергей Сергеевич Соколов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, 2016. № 3 (37). С. 233-241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.