АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕДРЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ ГУМРФ ИМЕНИ АДМИРАЛА С.О. МАКАРОВА Ежов Ю.Е.1, Кныш Т.П.2, Ли И.В.3, Матвеева Е.В.4
1Ежов Юрий Евгеньевич - кандидат технических наук, доцент, директор; 2Кныш Татьяна Петровна - кандидат физико-математических наук, доцент, заместитель директора, Институт водного транспорта; Ли Изольда Валерьевна - кандидат технических наук,
доцент,
кафедра комплексного обеспечения информационной
безопасности; 4Матвеева Елена Владимировна - кандидат технических наук, доцент, начальник отдела, отдел обеспечения учебного процесса очной формы обучения,
Институт водного транспорта Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье изложены основные принципы системы управления, внедряемые в Институте водного транспорта ФГБОУ ГУРМФ имени адмирала С.О. Макарова, приведены результаты деятельности за последние четыре года.
Ключевые слова: организационные решения, институтская система.
В соответствии с приказом Минтранса России №341 от 11.09.2012 «О реорганизации федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственная морская академия имени адмирала С.О. Макарова» и федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального
образования «Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций»» два учебных заведения были реорганизованы в форме присоединения академии к университету. После объединения университет стал называться «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова».
Таким образом появился новый центр по подготовке кадров для обеспечения деятельности морского и речного флота в Северо-Западном регионе России, соответствующий современным требованиям инновационного развития отрасли.
Перед Университетом Росморречфлотом были поставлены задачи не только по улучшению качества подготовки кадров, но и по повышению эффективности использования бюджетных средств за счет оптимизация численности персонала и повышения эффективности использования имущества.
Решение поставленных задач потребовало более совершенной организационной структуры управления научно-образовательным процессом объединенного вуза, в основу которой решено заложить институтский принцип.
В 2015 году была проведена реструктуризация вуза за счет упразднения факультетов и объединения близких по области деятельности кафедр в рамках институтов, что соответствует современным организационным тенденциям в области образования. [1; 42].
Формирование институтов следует рассматривать как университетский инновационный проект, обеспечивший оптимизацию управления образовательными, научно-исследовательскими и воспитательными процессами, эффективное использование материально-технических и интеллектуальных ресурсов.
На сегодняшний день, в результате глобальных структурных изменений, происходивших на протяжении последних пяти лет, в Университете функционируют четыре института:
«Морская академия» (МА);
Институт международного транспортного менеджмента (ИМТМ);
Институт водного транспорта (ИВТ);
Институт дополнительного профессионального образования.
Результаты реорганизации представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Результат реорганизации структуры Университета
<а и о л й И й
О
О
й
е
и
Институт водного транспорта
Факультет Информационных технологий
Гидротехнический факультет
Портовой техники и _электромеханики_
Судомеханический факультет Гуманитарный факультет
Институт международного транспортного менеджмента
Экономический факультет
Юридический факультет
Международного транспортного менеджмента _Морского права_
Институт «Морская академия»
Арктический факультет
Общеинженерный факультет Факультет Навигации и связи
(в него вошел Судоводительский факультет) Факультет Судовой энергетики
Факультеты были объединены по определенному принципу, путем объединения похожих по видам деятельности кафедр, что привело к усилению материально-технического обеспечения и профессорско-преподавательского состава.
Институт водного транспорта
В данной статье будут рассмотрены результаты внедрения инновационных решений только на примере Института водного транспорта. Приводимые показатели берутся в сравнении с показателями, которые были зафиксированы до 2015 года, когда упразднили факультеты.
В результате существенного укрупнения и упразднения пяти факультетов было принято решение всю работу, которую ранее выполняли специалисты деканатов сделать централизованной. Был сформирован отдел обеспечения учебного процесса очной формы обучения. В структуре отдела предусмотрена должность начальника и его заместителя, координирующих работу специалистов. Отделу делегированы основные функции по контролю за успеваемостью, посещаемостью, трудовой дисциплине, формированию расписания и осуществления своевременно информирования обучающихся и профессорско -преподавательского состава. Внутри отдела была обеспечена взаимозаменяемость специалистов, что исключило форсмажорные обстоятельства, связанные с нехваткой специалистов.
Произведено значительное сокращение Учебно -вспомогательного персонала. В таблице 2 приведены данные УВП факультетов 2015 год - 81,7 ставок. В таблице 3 представлены данные по УВП Института водного транспорта на 2019 год.
Таблица 2. УВП факультетов, 2015 год
ГТ ПТ СМ ФИТ ГУМ
Деканаты 1,5 1,5 5 1,5 1,5
Кабинеты
курсового и 1 1 2 1 1
дипломного
проектирования
Кафедры и центры 11,05 12,75 13 15,4 12,5
Итого 13,55 15,25 20 17,9 15
81,7
Таблица 3. УВП Института водного транспорта 2019 год
АУП 2
Отдел обеспечения учебного процесса 15,75
Кафедры 23,75
Центры 4,5
Итого 46
Из данных представленных в таблицах следует, что сокращение составило (81.7-46)/81.7=44%.
По аналогии со структурой ректората, где за определенный вид деятельности отвечает определенный проректор, в Институте водного транспорта были введены несколько должностей. Должность заместителя директора, отвечающего за учебную работу, формирование учебных и оперативных планов, подготовку к различным проверкам и проведение внутреннего аудита. Должность заместителя директора по воспитательной работе, отвечающего за работу с обучающимися, проявляющими себя в общественной, культурной, развлекательной и художественной деятельности. Решение вопросов, связанных с научной деятельностью, привлечением студентов к научным конкурсам и проектам, организацией и проведением научных конференций и олимпиад, делегировано заместителю председателя научно-технического совета Института водного транспорта. Все сотрудники работают в тесном контакте с заведующими кафедрами. Четкое распределение обязанностей и делегирование обеспечивают проработку практически всех задач, которые ставят перед институтом ректор Университета.
Также стоит отметить, что объединение кафедр отвечающих за подготовку береговых специальностей, а также наличие несколько кафедр, занимающихся подготовкой в области информационных технологий соответствует современным тенденциям
мультидисциплинарности университетов нового поколения [2, а 5]. http://vovr.ru/upload/10-17.pdf
Анализ результатов учебной деятельности ИВТ
Приведем сухие данные на период 2015-2019 учебных годов. Уровень успеваемости вырос с 48% до 69%.
Рост числа академических стипендий по отношению к общему числу учащихся изменился с 28% в 2015 году до 43% в 2019 году. При этом произошло существенное перераспределение видов деятельности студентов. Поскольку выросла информированность и заинтересованность студентов научной работой, что в результате сказалось и количестве студентов, получающих именные стипендии, и на качестве выпускных квалификационных работ. В 2015 году повышенную стипендию за научную деятельность получали 12% студентов от всех студентов, получающих академическую стипендию, в 2019 году их стало уже 43%
Количество студентов, получающих именные стипендии Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации выросло до 27, что является очень высоким показателем по сравнению с образовательными организациями в целом по стране.
Результаты научной деятельность
Если рассматривать публикационную активность, как отражение уровня научной деятельности профессорско-преподавательского состава Института водного транспорта, то можно отметить, что с 2015 года по настоящее время количество публикаций, индексируемых библиометрической базой Web of Science выросло с 14 публикаций в год до 46 публикаций. Показатели по числу статей в год, индексируемых библиометрической базой Scopus выросли с 19 публикаций в 2015 году до 68 в 2019 году.
Ссравнение библиометрических показателей подразделений организации на ресурсе Российского индекса научного цитирования elibrary.ru (рисунки 1-3) свидетельствует о том, что наибольшее количество цитирований и статей, индексируемых РИНЦ, Scopus и Web of Science, приходится на авторов Института водного транспорта.
Рис. 1. Доля публикаций в журналах, входящих в Web of
Science или Scopus
Рис. 2. Число авторов, имеющих публикации в журналах, входящих в Web of Science или Scopus
Рис. 3. Число цитирований в РИНЦ
Детальный анализ публикационной активности и рейтинг университетов, подведомственных Росморречфлоту, приведены в статье [3, а235].
В университете проработана система документоборота и своевременного доведения информации до кафедр и студентов через специалистов отдела обеспечения учебным процессом, старост групп, сайты и группы в социальных сетях.
Формирование сводных планов по институту дает возможность получить полную картину по обучению на береговых направлениях подготовки и вносить коррективы для достижения более высоких результатов.
Список литературы
1. Краснова Г.А. Новые тенденции в экспорте международного образования / Г.А. Краснова // Университетское управление: практика и анализ, 2015. № 2 (96). С. 42.
2. Стронгин Р.Г. Управление вузом в новых условиях. // Высшее образование в России, 2017. № 10. С. 5-12.
3. Смышляева Е.О. Исследование международной рейтинговой системы WEBOMETRICS как средства содействия повышению научной активности и присутствия университетов в интернете / Екатерина Олеговна Смышляева, Надежда Михайловна Ковальногова, Сергей Сергеевич Соколов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, 2016. № 3 (37). С. 233-241.