ANALYSIS OF THE RESULTS OF SOCIOLOGICAL STUDIES OF THE QUALITY AND AVAILABILITY OF HEALTH CARE
Lindenbraten A.L., Kolomiychenko M.E.
N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russian Federation
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Линденбратен А.Л., Коломийченко М.Е.
Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко, г. Москва, Российская Федерация
a fV This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ ^NSf by https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/
* -лШ i ПН RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 4 ©Lindenbraten A.L., Kolomiychenko M.E., 2021
dj -i ) http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-6-225-231
L "ЩХ Y / Ч Принята 20.05.2021 | Accepted 20.05.2021
УДК 614.2
Abstract. Sociological research is an important tool for assessing the social effectiveness of medical care, it allows you to analyze the quality of the organization of medical care and social satisfaction of consumers. This study is an analysis of the results of "Selective observation of the quality and availability of services in education, health and social services, employment promotion." This statistical observation has several advantages: complex procedure for forming a sample, coverage of the population in all constituent entities of the Russian Federation, including urban and rural population, ensure that the data is representative, and allow for complex analysis in the dynamics. As a result of sociological surveys of the population of the Russian Federation in 2015, 2017, 2019, it was determined that the share of respondents satisfied with the work of health center and diagnostic services remains low (less than half of the respondents). When interviewing respondents, the reasons for dissatisfaction with the work of the health center were highlighted, the "leader " among which is "the length of waiting in queues ". Moreover, the share of respondents who choose "the work of medical specialist" and "the lack of necessary equipment and drugs" as negative aspects in the provision of medical care on an outpatient basis is increasing. About half of the respondents are satisfied with the comfort of their stay, the
Аннотация. Социологические исследования являются важным инструментом для оценки социальной эффективности оказания медицинской помощи, позволяют анализировать качество организации оказания медицинской помощи и социальную удовлетворенность потребителей. Настоящее исследование представляет собой анализ результатов «Выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения». Данное статистическое наблюдение обладает рядом преимуществ: сложная процедура формирования выборочной совокупности, охват населения во всех субъектах Российской Федерации (в том числе городского и сельского населения) обеспечивают репрезентативность данных, а также позволяют проводить комплексный анализ в динамике. В результате социологических опросов населения Российской Федерации в 2015, 2017, 2019 годах определено, что доля респондентов, удовлетворенных работой поликлиники и диагностических служб, продолжает оставаться низкой (менее половины опрошенных). При опросе респондентов были выделены причины
availability of drugs and modern equipment in the hospital. Analysis of the main negative phenomena observed in the provision of medical care to the population made it possible to determine the leading trends, which remain the high cost of drugs and an increase in the volume ofpaid medical care. More than half of respondents noted a decline in the quality of medical services, insufficient equipment of health center and hospitals.
Keywords: quality of medical care, quality of medical care organization, sociological survey, customer satisfaction, social efficiency.
REFERENCES
[1] Lindenbraten, A.L. Some arguments about the quality of medical care / A.L. Lindenbraten // Problems of standardization in healthcare, 2007, no. 10, pp. 3-5.
[2] Federal State Statistic Service. Selective observation of the quality and availability of services in education, health and social services, employment promotion in 2015.
URL : https://gks. ru/free_doc/new_site/
quality15/index. html
[3] Federal State Statistic Service. Selective observation of the quality and availability of services in education, health and social services, employment promotion in 2017.
URL : https://gks. ru/free_doc/new_site/
quality17/index. html
[4] Federal State Statistic Service. Selective observation of the quality and availability of services in education, health and social services, employment promotion in 2019.
URL : https://gks. ru/free_doc/new_site/
GKS KDU 2019/index.html
неудовлетворенности работой поликлиники, «лидером» среди которых остается «длительность ожидания в очередях». Кроме того, увеличивается доля респондентов, выбирающих «работу врачей-специалистов» и «отсутствие необходимого оборудования и лекарственных препаратов» в качестве отрицательных моментов при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях. Лишь около половины респондентов удовлетворены комфортностью условий пребывания, наличием лекарственных препаратов и наличием современного оборудования в стационаре. Анализ основных негативных явлений, наблюдающихся в медицинском обслуживании населения, позволил определить ведущие тенденции, которыми остаются высокая стоимость лекарственных препаратов и увеличение объема платной помощи. Более половины респондентов отметили снижение качества медицинского обслуживания, недостаточную оснащенность поликлиник и больниц.
Ключевые слова: качество медицинской помощи, качество организации медицинской помощи, социологический опрос, удовлетворенность потребителей, социальная эффективность.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1] Линденбратен А.Л. Некоторые рассуждения о качестве медицинской помощи / А.Л. Линденбратен // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2007. - № 10. - С. 3-5.
[2] Федеральная служба государственной статистики. Выборочное наблюдение качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения в 2015 году. [Электронный ресурс].
URL: https://gks. ru/free_doc/new_site/quality 15 /index.html (дата обращения: 15.03.2021).
[3] Федеральная служба государственной статистики. Выборочное наблюдение качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения в 2017 году. [Электронный ресурс].
URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/
quality17/index.html (дата обращения: 15.03.2021).
[4] Федеральная служба государственной статистики. Выборочное наблюдение качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения в 2019 году. [Электронный ресурс].
URL: https ://gks. ru/free_doc/new_site/GKS_ KDU_2019/index.html (дата обращения: 15.03.2021).
Author Contributions. Lindenbraten A.L. - editorial revision; Kolomiychenko M.E. - research concept and design,
collection and processing of materials, writing a text.
Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.
Lindenbraten A.L. - SPIN-ID: 9б84-б010; ORCID-ID: 0000-0003-3152-9292
Kolomiychenko M.E. - SPIN-ID: 8924-7б43; ORCID-ID: 0000-0002-8572-070б
Вклад авторов. Линденбратен А.Л. - окончательная научная редакция; Коломийченко М.Е. - концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материалов, написание текста.
Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Линденбратен А.Л. - SPIN-ID: 9684-6010; ORCID-ID: 0000-0003-3152-9292 Коломийченко М.Е. - SPIN-ID: 8924-7643; ORCID-ID: 0000-0002-8572-0706
For citation: Lindenbraten A.L., Kolomiychenko M.E. ANALYSIS OF THE RESULTS OF SOCIOLOGICAL STUDIES OF THE QUALITY AND AVAILABILITY OF HEALTH CARE // Medical & pharmaceutical journal "Pulse". - 2021. - Vol. .23. - №6. - С. 225-231. doi: 10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-6-225-231.
Для цитирования: Линденбратен А.Л., Коломийченко М.Е. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ // Медико-фармацевтический журнал "Пульс". - 2021. - Т. 23. - №6. - С. 225-231. doi: 10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-6-225-231.
Введение. Ориентированность на пациента и его удовлетворенность несомненно является критерием качества медицинской деятельности, однако, в связи с отсутствием у пациента компетенций для оценки качества процесса оказания медицинской помощи, результаты социологических исследований целесообразно использовать с целью оценки качества организации медицинской помощи
(комфортность пребывания в медицинской организации, внимательное и вежливое обращение персонала и др.) [1].
Цель исследования. Анализ результатов социологических исследований качества и доступности медицинского обслуживания в Российской Федерации.
Материалы и методы исследования.
Настоящее исследование осуществлялось в рамках плановой темы НИР «Организационно-экономические основы разработки системы управления качеством и эффективностью медицинской деятельности» с использованием комплекса методов: изучение и обобщение опыта, метод монографического описания, группа аналитических методов. В ходе исследования проанализированы данные об оценке респондентами качества и доступности медицинского обслуживания, полученные в рамках «Выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сферах образования,
здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения» (2015, 2017, 2019 годы), представленные на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики [2-4].
Результаты исследования и их обсуждение.
При анализе удовлетворенности респондентов отмечается незначительный, но устойчивый рост показателей удовлетворенности работой поликлиник, в том числе диагностических служб, а также работой медицинских организаций, оказывающих помощь в стационарных условиях. Однако, доля респондентов, удовлетворенных работой поликлиники и диагностических служб, продолжает оставаться низкой (менее 40% и 45% опрошенных в 2019 году соответственно). Важно отметить, что низкий уровень удовлетворенности работой поликлиники отмечается и среди городского, и среди сельского населения (38,5% городского населения и 36,7% сельского населения); уровень удовлетворенности городского населения работой диагностических служб значительно вырос в период с 2015 по 2019 годы (с 39,2% до 46,7%), в то время как удовлетворены в полной мере работой данных служб в 2019 году всего 39,6% сельского населения. Кроме того, лишь около половины опрошенных в 2019 году удовлетворены комфортностью условий пребывания в стационаре (49%), наличием лекарственных
препаратов (53%) и наличием современного оборудования (56%) в стационаре (рис. 1).
Обращают на себя внимание широкие диапазоны удовлетворенности населения в различных субъектах Российской Федерации. В частности, в 2019 году удовлетворены в полной мере работой поликлиники от 8,5% до 87,9%
респондентов, организацией работы
диагностических служб в поликлинике - от 9,0% до 76,0% респондентов, наличием необходимых лекарственных препаратов - от 12,6% до 87,8%, комфортностью условий пребывания в стационаре - от 18,4% до 82,8%.
Рис. 1. Удовлетворенность респондентов различными аспектами медицинского обслуживания
the working of health center
the working of diagnostic department in the health center
availability of latest medical equipment in the hospital
availability of drugs in the hospital patient comfort in the hospital doctor relation to inpatients nursing attitude towards patients in a hospital
56
2019 12017 12015
74
71
0 10 20 30 40 50 60 70 80 Share of respondents, %
Fig. 1: Respondents' satisfaction with medical care
При анализе ответов респондентов, неудовлетворенных работой поликлиники, были выделены причины, распределение ответов респондентов представлено на рисунке 2. Несмотря на то, что причину «длительность ожидания в очередях» выбирали в 2019 году
меньшее, чем в 2015 году, количество респондентов, данная причина по-прежнему остается «лидером» среди причин неудовлетворенности работой поликлиники (около 70% респондентов). Кроме того, увеличивается доля респондентов, выбирающих «работу врачей-специалистов» и «отсутствие
необходимого оборудования и лекарственных препаратов» в качестве отрицательных моментов при оказании медицинской помощи в поликлинике. Отмечается различие в частоте выбора ответа «отсутствие необходимого оборудования и лекарственных препаратов» в 2019 году среди жителей городов (44,1%
опрошенных) и сельской местности (61,4% опрошенных). Улучшаются условия для ожидания приема врача, условия для лиц с ограниченными возможностями, время работы специалистов, оценка работы среднего медицинского персонала.
Рис. 2. Причины неудовлетворенности работой поликлиники по мнению респондентов
Fig. 2: Reasons for dissatisfaction with the work of the
Отмечается увеличение доли жалоб на оказание медицинской помощи, на которые не получен ответ по истечении установленного срока (с 28,8% домохозяйств в 2015 году до 31,6% в 2019 году). Однако, жители сельской местности, обращавшиеся с претензией на
неудовлетворительное оказание медицинской помощи, не получили ответа на жалобу в 53,1% случаев в 2019 году. Также увеличивается доля респондентов, обращавшихся с жалобой и неудовлетворенных (или не в полной мере удовлетворенных) полученным ответом (с 48,1%
health center
в 2015 году до 52,5% в 2019 году). Причины обращения представлены на рисунке 3. Обращает на себя внимание существенное снижение доли жалоб на организацию приема пациентов (с 37% в 2015 году до 21,7% в 2019 году). Однако, возрастает доля жалоб на отношение со стороны медицинского персонала (жители сельских районов в 2019 году обращались с жалобами в 36,7% случаев), на отказ в оказании медицинской помощи (в 2019 году городские жители обращались с претензией по данному поводу в 11,2% случаев; домохозяйства, проживающие в сельской местности, - в 20,8% случаев).
плохое отношение со стороны медицинского персонала
плохая организация приёма пациентов ненадлежащее качество медицинской помощи
отказ в оказании медицинской пом о щи
оплата услуги, которая должна быть бесплатной проблемы с льготным лекарственным обеспечением
2 18
19
_ 13
б
6
2019 .2015
10 15 20 25 30 Доля опрошенных, %
35 40
Рис. 3. Причины обращений с претензиями на оказание медицинской помощи
Fig. 3: Reasons for complaints about medical care
Кроме того, проведен анализ основных негативных явлений, наблюдающихся в медицинском обслуживании населения (рис. 4). Ведущими тенденциями остаются высокая стоимость лекарственных препаратов и
увеличение объема платной помощи. Более половины респондентов отметили снижение качества медицинского обслуживания, недостаточную оснащенность поликлиник и больниц.
Рис. 4. Негативные явления в медицинском обслуживании по мнению респондентов
high drug prices increase in volume of paid medical care
decline ill quality of medical care
insufficient number of well-equipped health center
insufficient number of well-equipped hospitals insufficient qualification of medical personnel lack of legal protection for the patient carelessness of medical personnel
81 I
■
58 —
57 _
55 —
44 _
2019 12015
20 40 60 80 Share of respondents. %
100
120
Fig. 4: Negative phenomena in medical care according to respondents
Выводы. Таким образом, проведенное исследование позволило выявить устойчивый рост показателей удовлетворенности работой поликлиник, в том числе диагностических служб, а также работой медицинских организаций, оказывающих помощь в стационарных условиях. Однако, доля респондентов, удовлетворенных работой поликлиники и диагностических служб, продолжает оставаться низкой. Среди причин неудовлетворенности работой
поликлиники респонденты наиболее часто отмечали «длительность ожидания в очередях», «работу врачей», «отсутствие необходимого оборудования и/или лекарственных препаратов», «неудобное время работы врачей». Полученные результаты могут быть использованы при разработке мероприятий, направленных на обеспечение населения Российской Федерации медицинской помощью надлежащего качества.
Corresponding Author: Mariya Kolomiychenko - Junior Researcher, N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Ответственный за переписку: Коломийченко Мария Евгеньевна - младший научный сотрудник, Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко, Москва, Российская Федерация
E-mail: [email protected]