Кушнец, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2Q13. - № 3 (97). -С. 1Q9-115.
S. Суботялов, М.А. Морфофункциональные и психофизиологические особенности подростков и юношей различных конституциональных типов : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Суботялов М.А. - Новосибирск, 2QQ2. - 24 с.
9. Татаруч, Р. Уровень мотивации в обучении юных спортсменов / Р. Татаруч, В.Ф. Костюченко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2Q11. - № б (7б). - С. 159-1б4.
1Q. Чистяков, В.А. Структура педагогической концепции спортизации физического воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба / В.А. Чистяков, О.В. Костромин,
О.О. Новосельцева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2Q14. - № 1 (1Q7). - С. 1SQ-1S5.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Bakayev V. V. (2Q13), “Indicators of readiness of students to health saving behavior”, Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. Юб, No. 12 pp. 3б-39.
2. Bolotin, A.E. and Bakayev V. V. (2Q14), “Pedagogical technology of management of a healthy lifestyle of students ”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 1Q7, No. 1 pp. 242S.
3. Gnatyuk T.N. (2Q11), “Features of physical development of youth first-year students”, Journal of Physical training of students, No. 1, pp. 37-39.
4. Plevnja, D., Vojna,r J., Bobrovski, M. and Kostjuchenko V.F. (2Q1Q), „Dynamics of indicators of physical readiness and character of their interrelation with anthropometrical parameters under the age aspect”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 59, No. 1, pp. S1-S5.
5. Zhukov, O.F. and Lyovushkin, S.P. (2QQ4), Technology of realization of individual and typological approach in physical training of school students of 14-17 years, publishing house Ulyanovsk State University, Ulyanovsk.
6. Klimova, V.K. and Nevmyvaka S.P. (2QQ4), “Anthropometrical and psychophysiological characteristics of the military personnel”, Biomedical and biosocial anthropology, No. 2, pp. 15S-159.
7. Kushnierz, C. and Chistyakov, V.A. (2Q13), “Preferences of students on the purpose of physical education”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 1Q9-115.
S. Subotyalov, M.A. (2QQ2), Morph functional and psychophysiological features of teenagers and young men of various constitutional types, dissertation, Novosibirsk.
9. Tataruch, Rafal, Kostjuchenko, V.F. and Chistyakov, V.A. (2Q11), “The motivation level in training of young athletes”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 7б, No. б, pp. 159-1б4.
1Q. Chistyakov, V.A., Kostromin, O.V. and Novoseltseva, O.O. (2Q14), “Structure of the pedagogical concept of the sportization of physical training in technical college by means of sports club”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 1Q7, No. 1, pp. 1SQ-1S5.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.02.2014.
УДК 796.74
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КРУПНЕЙШИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ В ГРЕБЛЕ НА БАЙДАРКЕ
Константин Сергеевич Вишняков, старший тренер по гребле на байдарках и каноэ, ФГБУ Центр спортивной подготовки Сборных команд России, Москва
Аннотация
В статье анализируются результаты победителей Игр Олимпиад, Чемпионатов Мира и Чемпионатов Европы в мужской одиночной гребле на байдарке на дистанции 1QQQ метров. Выявлено, что на Играх Олимпиад и Чемпионатах Европы результаты победителей постепенно улучшаются, а самые высокие результаты спортсмены демонстрируют на Чемпионатах Европы. Однако лучшие результаты чемпионов олимпийских игр, Мира и Европы между собой отличаются не значительно.
Ключевые слова: гребля на байдарке, результаты победителей, Игры Олимпиад, Чемпио-
нат Мира и Европы.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.02.108.p40-44 ANALYSIS OF THE RESULTS OF THE WINNERS OF THE MAJOR INTERNATIONAL COMPETITIONS IN KAYAKING
Konstantin Sergeevich Vishnyakov, the head coach in canoeing, junior team,
FSBICST National Teams Russia, Moscow
Annotation
The article analyses the results of the winners of the Olympics, World Championships and European Championships in the men's single kayak paddle at a distance of 1000 meters. It has been revealed that the Olympics and European Championships Winners results gradually improved, and the highest results are shown by the athletes at the European Championships. However, the best results of Olympic champions, World and Europe do not differ much between themselves.
Keywords: kayaking, results of the winners, Olympics Games, World and European Championships.
ВВЕДЕНИЕ
Специалистам в теории и методике спортивной тренировки хорошо известно, что соревновательный результат спортсменов, особенно в дистанционных видах спорта, является системообразующим фактором построения их тренировочного процесса [1-4]. Именно поэтому интерес к результатам победителей на Играх Олимпиад, Чемпионатах Мира и Европы, в том числе и в гребном спорте, всегда достаточно высок. Анализируя результаты гребцов на крупнейших международных соревнованиях в многолетнем аспекте, можно выявить зависимость и тенденции их изменения, что повысит эффективность планирования и построения тренировочного процесса квалифицированных спортсменов.
МЕТОДИКА. В качестве исследовательского материала использовали официальные протоколы соревнований мужчин в гребле на одиночной байдарке на дистанции 1000 метров Игр Олимпиад, начиная с 1936 года, Чемпионатов Мира - с 1993 года, а также Чемпионатов Европы - с 1999 года.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На рисунке 1 представлена динамика результатов победителей Игр Олимпиад в одиночной мужской гребле на байдарке на дистанции 1000 метров. Так, за 76 лет результат победителя улучшился почти на минуту. Если в 1936 году олимпийский чемпион проходил 1000 м за 4 минуты 22,9 секунд, то в 2012 году для победы потребовалось преодолеть дистанцию за 3 минуты 26,462 секунды. То есть улучшение результата оказалось более чем на 27%. Здесь необходимо отметить, что в гребном спорте не фиксируют мировых рекордов, так как условия проведения соревнований, как правило, оказываются различными: температура воды и воздуха, плотность воды, направление и сила ветра и т.д. Тем не менее, математическая линия тренда убедительно показывает, что результаты в одиночной мужской гребле на байдарке на дистанции 1000 метров, начиная с 1952 года, постепенно улучшались. Конечно, линейной зависимости здесь не наблюдается, но тенденция к росту результатов очевидная. Однако в последние годы, начиная с 1996 года, результаты олимпийских чемпионов в данном виде гребли стабилизировались. Так диапазон колебаний результатов за последние три Олимпиады составил всего 0,565 с. И это притом, что условия проведения соревнований существенно отличались по географическому признаку и климату: 2004 год - Афины (юг Европы), 2008 год - Пекин (центральная Азия), 2012 год - Лондон (север Европы).
Дата, год
Рис. 1. Динамика результатов победителей Игр Олимпиад в одиночной мужской гребле
на байдарке на дистанции 1000 м
На рисунке 2 представлена динамика результатов чемпионов Мира в одиночной мужской гребле на байдарке на дистанции 1000 метров.
Рис. 2. Динамика результатов победителей Чемпионатов Мира в одиночной мужской гребле на байдарке на дистанции 1000 м
В отличие от результатов победителей Игр Олимпиад тенденции к их росту на Чемпионатах Мира не выявлено. Данной динамике результатов характерна значительная волнообразность. Так, разница между лучшим и худшим результатом за пятнадцать прошедших Чемпионатов Мира в мужской одиночной гребле на байдарке на дистанции 1000 м составляет 16,95 с. Это связано с тем, что периодичность проведения таких соревнований существенно отличается от периодичности Игр Олимпиад. Дело в том, что Чемпионаты Мира по гребле на байдарке и каноэ проходят каждый год, кроме олимпийского. К тому же и климатогеографические условия проведения мировых первенств в большей степени различаются между собой. Однако наилучший результат чемпиона Мира на этой дистанции только на 1,73 с уступает лучшему результату, показанному на Играх Олимпиад. На рисунке 3 представлена динамика результатов чемпионов Европы в одиночной мужской гребле на байдарке на дистанции 1000 метров.
Как известно, Чемпионаты Европы в этом виде спорта проводятся каждый год. Несмотря на значительные колебания результатов победителей в гребле на байдарке у мужчин на дистанции 1000 м, всё же можно говорить о некоторой тенденции роста результатов за последние 12 лет. Об этом свидетельствует математическая линии тренда, которая имеет определенный угол наклона. Следует отметить, что наилучший результат
чемпиона Европы составляет 3 минуты 22, 485 с. Это на 3,305 лучше, чем результат самого быстрого олимпийского чемпиона.
Дата, год
Рис. 3. Динамика результатов победителей Чемпионатов Европы в одиночной мужской гребле на байдарке на дистанции 1000 м
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на то, что в гребном спорте из-за невозможности стандартизировать условия соревнований мировые рекорды не фиксируются, результатам победителей в одиночной мужской гребле на байдарке на дистанции 1000 метров на Играх Олимпиад и Чемпионатах Европы свойственна положительная тенденция. Причем самые высокие результаты спортсмены демонстрируют на Чемпионах Европы. Однако лучшие результаты чемпионов олимпийских игр, Мира и Европы между собой отличаются не значительно в пределах 2,5%. Такая ситуация позволяет при планировании тренировочного процесса квалифицированных гребцов ориентироваться на результаты победителей крупнейших международных соревнований и включать их в модельные характеристики соревновательной подготовленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Врублевский, Е.П. Индивидуализация подготовки квалифицированных женщин-спринтеров на основе моделирования соревновательной деятельности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Врублевский Е.П. ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград, 2008. - 60 с.
2. Платонов, В.Н. Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к Олимпийским играм / В.Н. Платонов. - М. : Советский спорт, 2010. - 310 с.
3. Суслов, Ф.П. Олимпийские проблемы циклических видов спорта / Ф.П. Суслов // Вестник спортивной науки. - 2009. - № 1. - С. 3-6.
4. Таймазов, В.А. Прогнозирование успешности соревновательной деятельности спортсменов с учетом генетических основ тренируемости / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - Вып. 18. - С. 81-90.
REFERENSES
1. Wroblewski, E.P. (2008), Individualization of training qualified women sprinters on the basis of competitive activity modeling, dissertation, Volgograd.
2. Platonov V.N. (2010), Sport of highest achievements and training national teams for the Olympic Games, Soviet sport, Moscow.
3. Suslov, F.P. (2009), “Olympic problems cyclic Sports”, Messenger of sports science, No. 1,
4З
pp. 3-6.
4. Taymazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2005), “Predicting the success of competitive activity of athletes given the genetic bases of training”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Iss. 18, pp. 81-90.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.02.2014.
УДК 37.042.1 +573.01
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ КОНСТРУКТОВ В ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Владислав Федорович Воробьев, кандидат биологических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (ЧГУ), Череповец
Аннотация
Индивидуализация физического воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья может осуществляться благодаря использованию конституциональных признаков в качестве группирующих. Целью нашей работы является попытка оценить возможность использования физиологических концепций для решения педагогических задач - выделения типологических групп с последующим подбором педагогических приемов и средств физической культуры. Для ее достижения мы опирались на методологическую базу радикального конструктивизма и использовали теоретические методы: дескриптивный, диахронический и метод деконструкции. Проведен обзор использования конструкта «сила нервной системы» в советской физиологии и показано, что в настоящее время он оказался на периферии интересов в возрастной физиологии, а используется больше в дифференциальной психофизиологии. Установлено, что как биполярный педагогический конструкт он позволяет успешно выделять детей группы риска - детей с минимальной и максимальной выраженностью конституционального признака. На основе теоретического анализа и обобщения результатов собственных исследований предложен спиральный алгоритм, обеспечивающий реализацию индивидуального подхода при обучении движениям и развитии физических способностей.
Ключевые слова: радикальный конструктивизм, частная конституция, сила нервной системы, педагогический конструкт, дети группы риска
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.02.108.p44-49 THEORETICAL BASIS FOR THE USE OF PHYSIOLOGICAL CONSTRUCTS IN PRACTICE OF PHYSICAL TRAINING
Vladislav Fedorovich Vorobjov, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Cherepovets State University, Cherepovets
Annotation
Children with health problems in too great extend need an individualization of physical training. It can be carried out thanks to usage of traits of private constitutions as grouping signs. In this article we prove the possibility of usage of physiological constructs as pedagogical ones. Methodological basis of our research is radical constructivism. In our descriptive research we use a theoretical method such as deconstruction; scientific articles were studied diachronically. The review of use of construct “the strength of the nervous system” in the Soviet physiology is carried out. It has been established that this construct as the working tool of knowledge of physiological reality has gone to the periphery of researches. Now it is used more in differential psychophysiology which is direction of psychology. Without specifying the physiological sense of this construct the author finds it possible to use it for pedagogical grouping. As the bipolar construct it allows successfully allocate children with the minimum and maximum expressiveness of the studied trait. Children with average expressiveness of the trait can't be precisely divided when this bipolar construct is used. Therefore we have offered spiral algorithm providing consecutive use of several bipolar constructs. The offered approach is confirmed experimentally in the course of physical training of hard of hearing children and those with intellectual disorder.
Keywords: radical constructivism, private constitution, strength of nervous system, pedagogical