ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА КОСМЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ (НА ПРИМЕРЕ ГЕЛЕЙ ДЛЯ ДУША) Хомутова К.В.1, Маркин Л.С.2
1Хомутова Карина Вячеславовна - студент магистратуры; 2Маркин Леонид Сергеевич - кандидат сельскохозяйственных наук, доцент,
научный руководитель, кафедра товароведение и управление качеством, факультет торгового дела, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону
Аннотация: проводится исследования качества гелей для душа на примере 3 образцов разных производителей, определяются органолептические и физико-химические показатели, а именно внешний вид, цвет, запах, консистенция, водородный показатель, массовая доля хлора, пенообразующая способность, устойчивость пены, рассмотрены образцы косметических средств на примере гелей для душа. Ключевые слова: исследования, гели для душа, оценка, качество, пример.
Объектами для анализа качества косметико-гигиенических моющих средств для ухода за кожей выбраны 3 образца гелей для душа, предназначены. Объекты исследования:
- образец № 1 «Green Label» (ООО «Центр управления качеством больничной гигиены», Донецк, ДНР);
- образец № 2 «Camay» (ООО «Юнилевер Русь», Россия);
- образец № 3 «La Petit Marseillais» («Джносон и Джонсон», Италия). Экспертизу образцов проводили по органолептическим и физико-химическим
показателям. Показатели качества определяли в соответствии с ГОСТ 31696 - 2012 «Продукция косметическая гигиеническая моющая. Общие технические условия», ГОСТ 29188.0 - 2014 «Изделия парфюмерно-косметические. Правила приемки, отбор проб, методы органолептических испытаний», ГОСТ 29188.2 - 2014 «Изделия косметические. Метод определения водородного показателя рН», ГОСТ 26878 - 86 «Шампуни для ухода за волосами и для ванн. Метод определения содержания хлоридов», ГОСТ 22567.1 - 77 «Средства моющие синтетические. Метод определения пенообразующей способности».
Первым этапом экспертизы гелей для душа является исследование органолептических показателей. Оценивали такие показатели, как внешний вид, цвет, запах, консистенция. [1]
Характеристика органолептических показателей качества образцов представлена в табл. 1.1.
Таблица l.l. Органолептические показатели исследуемых образцов гелей для душа
Показатель Характеристика образцов
Образец №1 «Green Label» Образец №2 «Camay» Образец №3 «La Petit Marseillais»
Внешний вид Однородная гелеобразная масса без посторонних примесей Однородная гелеобразная масса без посторонних примесей Однородная гелеобразная масса без посторонних примесей
Цвет Полупрозрачный. Имеет молочный оттенок Имеет розоватый оттенок Имеет персиковый оттенок
Запах Парфюмированный приятный запах. Без резкого химического запаха Запах грейпфрута. Без резкого химического запаха Запах персика и нектарина.Без резкого химического запаха
Консистенция Гелеобразная
Из данной таблицы видно, что все образцы соответствуют требованиям стандарта.
Данные показатели несут субъективный характер, поэтому на втором этапе исследований определяли физико-химические показатели гелей для душа (массовая доля хлора, уровень водородного показателя рН, пенообразующая способность, устойчивость пены). Результаты приведены в табл. 1.2.[3]
Таблица 1.2. Физико-химические показатели гелей для душа
Показатель Характеристика образцов
Образец №1 «Green Label» Образец N°2 «Camay» Образец №3 «La Petit Marseillais»
Уровень водородного показателя (рН) 7,18 4,76 4,14
Массовая доля хлора, % 4,30 3,20 1,40
Пенообрзующая способность: пенное число, мм 150 147 156
Устойчивость пены 1,26 1,23 1,10
Любое косметическое средство при применении должно поддерживать оптимальный уровень рН кожи 5,5. Для гелей для душа и гелей для умывания лица стандартом допускаются широкий диапазон водородного показателя - от 3,5 до 8,5, но сильное отклонение от оптимального уровня рН для кожи может вызвать её высыхание, стягивание и раздражение, аллергию.
Результаты исследования уровня рН в изучаемых образцах гелей для душа и гелей для умывания лица отражены на рис. 1.3.
10
Уровень рН 5,0-8,5
7,18
4,76
4,14
ÏEI
Green Label
Camay
La Petit Marseillais
pH
8
6
4
2
0
Рис. 1.3. Водородный показатель исследуемых образцов гелей для душа и гелей для умывания
лица
Как видно из рис. 1.3, все образцы гелей для душа не превышают требований стандарта по водородному показателю. Гель для душа торговой марки «Green Label» отличается высоким значением (7,18 ед.), но в пределах допустимой нормы. Это позволяет достаточно легко смыть грязь, но он также смывает жировую смазку с кожи, что может вызвать раздражение, сухость и зуд. Гель для душа «La Petit Marseillais» имеет наименьшее значение рН 4,14, это можно пояснить тем, что он имеет более «мягкий» состав (биологически активные добавки и экстракты растений).
Превышение содержание хлоридов создает дополнительную нагрузку на кожу. Они могут вызвать зуд, покраснения, аллергию. Их добавляют в гели для душа для придания нужной консистенции - как правило, повышения вязкости. Часто для гелей
в качестве загустителя применяют Кокамид ДЭА (Диэтаноламид). Однако хлориды негативно влияют на состояние кожи. [5]
Данные по исследованию массовой доли хлоридов в образцах отражены в таблице 1.4.
Таблица 1.4. Оценка массовой доли хлоридов в гелях для душа
Наименование геля для душа Фактические показатели массовой доли хлоридов
«Green Label» 4,3
«Camay» 3,2
«La Petit Marseillais» 1,4
Результаты исследования показали, что все гели для душа соответствуют требованиям стандарта. В образцах данный показатель варьируется в пределах от 1,4 до 4,3 % Наименьшее и, следовательно, оптимальное содержание хлоридов имеет образец «La Petit Marseillais».
Для обеспечения высокой моющей способности качественные гели для душа должны давать мелкодисперсную пену кремообразной консистенции, легко смывающуюся, обладающую структурной прочностью и не остающуюся на теле. Пенообразующая способность характеризует основные функциональные особенности гелей для душа и влияет на эффективность удаления загрязнений с тела. [3]
В изучаемых образцах гелей для душа по стандартным методикам были определены пенообразующая способность и устойчивость пены (рис. 1.5).
200 190 180 170 160 150 140 130 120 110 100
Green Label Camay La Petit Marseillais
высота столба пены
156
150 1 147 не менее 145мм
Рис. 1.5. Первоначальная высота столба пены исследуемых образцов гелей для душа
Как видно из рис. 1.5, все образцы соответствуют требованиям стандарта, дают хорошую и обильную пену.
Максимальная высота столбца пены была выявлена у образца «La Petit Marseillais» - 156 мм, минимальная - «Сатау» (147 мм).[3]
Пенообразующую способность гелей для душа характеризует также и устойчивость пены, которая определяет её структурную прочность. В ходе исследования (рис. 1.6) было выявлено, что наилучшая устойчивость пены у образца № 1 «Green Label» (1,26). Слегка уступают лидеру образцы № 2 «Camay» (1,23), № 3 «La Petit Marseillais» (1,10). Самая низкая устойчивость пены, но все же соответствующая нормам ГОСТ, была обнаружена у образца № 3 «La Petit Marseillais» (1,10).[4]
1,23 1 1
не менее 0,8
Green Label Camay La Petit Marseillais
устойчивость пены
Рис. 1.7. Устойчивость пены исследуемых образцов гелей для душа
Таким образом, проведенный анализ позволяет отметить, что не все производители в полной мере соблюдают требования нормативных документов при маркировке гелей для душа. Но это не противоречит требованиям ГОСТ 32117 - 2013 «Продукция парфюмерно-косметическая. Информация для потребителя». В соответствии с данным стандартом, например, нормативный или технический документ можно указывать при желании производителя. [8]
Гель для душа торговой марки «Green Label» отличается высоким значением уровня рН и содержанием хлоридов, но это не противоречит стандартным требованиям.
По органолептическим и физико-химическим характеристикам все образцы гелей для душа обеспечили заявленные требования.
Список литературы
1. Васильева И.И. Товароведение. Парфюмерно-косметические и лечебно-профилактические товары. [Текст] : Учебное пособие// И.И. Васильева, О.С. Попова. Донецк ГО ВПО «Донец. нац. ун-т экономики и торговли им. М. Туган-Барановского», каф. товароведение и экспертизы непрод. Товаров, 2016. 149 с.
2. Васильева И.И. Товароведение. Парфюмерно-косметические и лечебно-профилактические товары. [Текст] : Лабораторный практикум// И. И. Васильева, О. С. Попова. Донецк ГО ВПО «Донец. нац. ун-т экономики и торговли им. М. Туган-Барановского», каф. товароведение и экспертизы непрод. Товаров, 2017. 32 с.
3. ГОСТ 22567.1-77- 1986 Средства моющие синтетические. Метод определения пенообразующей способности [Текст]. Введен 30.06.1978. М.: Государственный совет стандартов Совета Министров СССР, 1978 - 6с.
4. ГОСТ 22567.1 - 77 - 1978 Средства моющие синтетические. Метод определения пенообразующей способности Введен 30.06.1978. - М.: Государственный совет стандартов Совета Министров СССР, 1978 - 8с.
5. ГОСТ 26878-86 - 1986 Шампуни для ухода за волосами и для ванн. Метод определения содержания хлоридов - [Текст]. - Введен 01.07.86. - М.: Министерство пищевой промышленности СССР, 1986 - 4с.
6. ГОСТ 31696-2012 - 2012 Продукция косметическая гигиеническая моющая. Общие технические условия - [Текст]. - Введен 07.01.2012. - М.: Государственный комитет РФ по стандартам, 2012 12с.
7. ГОСТ 29188.0-2014 - 2017 Изделия парфюмерно-косметические. Правила приемки, отбор проб, методы органолептических испытаний - [Текст]. - Введен 01.07.2017. - М.: Государственный комитет РФ по стандартам, 2014 - 12с.
8. ГОСТ 32117-2013 - 2014 Продукция парфюмерно-косметическая. Информация для потребителя. Общие требования - [Текст]. - Введен 01.01.2014. - М.: Государственный комитет РФ по стандартам, 2013 - 10с
РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНИЗАЦИЙ ТУРИСТСКОЙ
ОТРАСЛИ Балдычева Н.С.
Балдычева Наталья Сергеевна - магистрант, кафедра экономики и управления, факультет экономики, Балтийская академия туризма и предпринимательства, г. Санкт-Петербург
Аннотация: статья посвящена проблемам сущности и оценки ресурсного потенциала предприятий туристской отрасли. Представлены подходы к определению ресурсного потенциала туристских предприятий. Рассмотрены аспекты и проблемы взаимозаменяемости ресурсов в деятельности предприятий данной сферы. Сделаны выводы и актуализирована проблема развития ресурсного потенциала и проведения его комплексного анализа для повышения эффективности деятельности предприятий туристской отрасли.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентные преимущества, межресурсные связи, регион, ресурсный потенциал, стратегия, транснационализация, туризм, экономика.
Туристская отрасль в современной России становится одной из значимых сфер хозяйства. На это указывает все больше издаваемых правительством, Президентом страны законов, указов, распоряжений, Программ развития туризма и кластеров.
Туризм в качестве вида деятельности ориентирован на удовлетворение достаточно широких потребностей граждан в получении ими туристских услуг. Современный туризм значительно влияет на происходящие интеграционные процессы в мире, непосредственно влияет на потенциал страны в историческом, природном, культурном плане. Роль туристской отрасли в экономике невозможно не оценить -она влияет на повышение качества жизнь населения, дает решение социальных проблем, повышает платежный баланс государства, формирует валовый внутренний продукт, влияет на переплетение международного капитала и процессы транснационализации. Обеспечить доходность туристских организаций и конкурентоспособность предприятий сферы туризма возможно путем грамотного управления ресурсным потенциалом организаций туристской отрасли1.
Деятельность любой туристской организации осуществляется за счет использования имеющихся у нее ресурсов в совокупности. К числу ключевых ресурсов относятся такие, как материально-технические, трудовые, информационные, финансовые. Выявление ресурсов производится в ходе комплексного управленческого анализа, производится оценка конкурентоспособности, определяются инвестиционные возможности, потребности клиентов, определяется возможность предоставления ассортимента услуг и пр. Таким образом, можно
1 Богомазова И.В., Яковенко О.В. Оценка ресурсного потенциала на основе привлекательности туристских объектов региона для развития конкурентных преимуществ // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. Т.2. №4. 2016. С. 39.
58