Научная статья на тему 'Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию готовности учителей к профессиональному росту средствами Интернет-технологий'

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию готовности учителей к профессиональному росту средствами Интернет-технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию готовности учителей к профессиональному росту средствами Интернет-технологий»

A.M. Иванов*

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ

В статье анализируются результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности учителей к профессиональному росту средствами Интернет-технологий. Результаты опытно-экспериментального исследования, проведенного методом корреляционного анализа, позволили выявить положительную динамику по всем показателям в структуре компонентов готовности педагогических кадров к профессиональному росту, что доказало эффективность разработанной системы.

Формирование готовности педагогических кадров к профессиональному росту средствами Интернет-технологий сопровождается процессами деформации выделенных нами структурных компонент готовности, что связано с особенностями дистанционного обучения. Это можно компенсировать при использовании соответствующих средств Интернет-технологий.

Дистанционное обучение, реализуемое на основе Интернет-технологий, во многом относится к самообразованию, а для достижения высоких результатов в этой области человеку необходимо обладать очень высокой мотивацией, самодисциплиной, владеть умениями интеллектуального труда, исследовательскими навыками и иметь доступ к различным источникам информации. Необходимо проследить последовательность смены этапов формирования готовности, доказать закономерности их перехода, а также выяснить влияние этого процесса на формирование компонент готовности педагогических кадров к профессиональному росту.

Разработанная система формирования готовности педагогических кадров к профессиональному росту потребовала экспериментальной проверки. Эмпирическое исследование эффективности разработанной системы проводилось поэтапно. Основными задачами экспериментальной части работы выступали следующие:

- провести констатирующее исследование сформированности компонентов в структуре готовности педагогических кадров к профессиональному росту;

- провести опытно-экспериментальную работу по формированию готовности к профессиональному росту;

* © Иванов A.M., 2006

Иванов Александр Михайлович — Самарский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

- провести статистическую обработку и интерпретацию полученных результатов;

- проанализировать и систематизировать экспериментальные данные; соотнести результаты констатирующей и формирующей части опытно-экспериментальной работы, сформулировать выводы по итогам работы.

Исследование проводилось в Самарском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования; выборку составляли 120 слушателей, обучающихся на курсах повышения квалификации в дистанционной форме. Констатирующий эксперимент направлялся на изучение сфор-мированности мотивационно-ценностного, когнитивного, операционального, рефлексивно-оценочного компонентов в структуре готовности педагогических кадров к профессиональному росту в системе повышения квалификации. Для этого использовался следующий педагогический инструментарий: наблюдение; эксперимент; опрос, анкетирование; методики психологической диагностики; методы количественного и качественного анализа и интерпретации полученных результатов.

Наблюдение, как один из базовых методов педагогического и общенаучного исследования, служило опорным средством исследования работы на всех этапах опытно-экспериментальной работы, что позволило строить систему гипотез, служило для проверки самооценочных методик, использовалось в тех случаях, когда информация недостаточно осознана и недоступна для исследования другими методами.

В связи с неразработанностью проблемы профессионального роста педагогических кадров мы столкнулись с отсутствием как стандартизованных, так и исследовательских методик для педагогической диагностики, относящихся к данной проблеме. Кроме того, необходимо в целом отметить ограниченное число средств педагогической диагностики, направленных на изучение личности взрослого человека. В связи с этим в исследовании применялись наряду с известными, зарекомендовавшими себя методиками разработанные нами анкеты. Были разработаны анкеты для изучения интереса к профессиональной педагогической деятельности, потребности развивать себя как профессионала. Использовалась методика диагностики личности на мотивацию к успеху и избеганию неудач Т. Элерса. Также изучалась самооценка готовности педагогических кадров к профессиональному росту. Для подтверждения достоверности самооценки использовался метод компетентных судей (в роли экспертов выступали преподаватели, руководители проектов, педагоги-практики).

Из общего числа опрошенных у 80% отмечено развитие профессиональных интересов. Потребность в достижениях в целом у группы опрашиваемых находится на среднем уровне. Низкая мотивация к успеху — 15,3% экспериментальной выборки, средний уровень мотивации — 49%, умеренно высокий уровень мотивации — 30,4%, слишком высокий уровень мотивации — 5,3%. Таким образом, большинство участников (84,7%) относятся к среднему и высокому уровню мотивации. Очень низкий уровень к избеганию неудач, защите — 6,1%, низкий уровень — 16,5%, средний уровень — 65,7%, высокий

уровень — 11,7%. Таким образом, 87,4% относятся к среднему и высокому уровню избегания неудач. Основываясь на характеристике особенностей людей с высокой и средней потребностью в достижениях, можно сделать вывод, что большинство опрошенных обладают такими качествами, как уверенность в себе, большая настойчивость при стремлении к поставленной цели, которые являются психологической основой готовности к профессиональному продвижению. В то время как мотивация профессионального роста развита высоко, показатель самоанализа профессиональных способностей относится к среднему уровню развития. Таким образом, готовность к профессиональному росту основывается на сильной мотивации, стремлению к профессиональному продвижению и базируется в первую очередь на факторах социальной желательности. Результаты сформированности мотивационно-ценностного компонента готовности к профессиональному росту продемонстрировали различия по отношению к профессионально-педагогической деятельности, обусловленные уровнем профессионально-личностного развития педагогических кадров. На этом основании и были выделены этапы формирования готовности к профессиональному росту.

Дифференциация слушателей по трем этапам профессионального роста была подтверждена оценками компетентных судей и самооценкой слушателей по такому показателю, как потребность в профессиональном самосовершенствовании. Преподаватели подтвердили правомерность их дифференциации и дали прогноз на результат профессиональной самореализации.

Несмотря на высокий уровень сформированности когнитивного компонента у всех слушателей на трех этапах профессионального роста и необходимости знаний по преподаваемой дисциплине, отмечается необходимость знаний в первую очередь в области информационно-коммуникационных технологий и только затем в других областях. Результаты констатирующего эксперимента (средний балл 3,8) подтвердили необходимость введения в содержание повышения квалификации информационно-коммуникационного (инвариантного) блока. Интерес к новым информационным технологиям как одному из инновационных технических средств обучения проявляется с позиций приобщения к мировым культурным ценностям, информационным ресурсам, реализации межкультурных коммуникаций, потребностей личности в непрерывном самообразовании и эффективной социальной адаптации в условиях современного информационного общества. В настоящее время профессиональный рост педагогических кадров во многом зависит от сфор-мированности у них информационно-коммуникационной компетентности. Они должны свободно использовать компьютер в своей профессиональной деятельности и обладать высоким уровнем психологической и функциональной готовности к успешному применению информационно-коммуникационных технологий как в образовательном процессе, так и в своей научно-исследовательской деятельности. Таким образом, существует необходимость целенаправленной педагогически обоснованной работы по устранению пробелов в знаниях по новым информационным технологиям, развитию актуальной потребности в приобретении и обновлении такого рода знаний, фор-

мировании представлений о новых информационных технологиях как необходимом и мощном средстве профессионального и личностного роста.

Роль знаний в профессионализме педагогических кадров очень высока, как и в любой другой сфере занятости, однако они не исчерпывают всех сторон профессиональной деятельности. Однако 50,74% слушателей на нормативном этапе профессионального роста связывают компетентность с наличием профессиональных знаний. Только слушатели творческого этапа профессионального роста отмечают значимость для преподавательской деятельности свойств, состояний и психических особенностей личности (67,2%).

Основное предназначение педагогической деятельности позволяет выявить ценностно-смысловые ориентации в области педагогической профессии. Ответы почти в равных долях распределились в описании педагогической деятельности, направленной, как на обучение и передачу знаний (51,3%), так и на воспитание, формирование личности (48,7%). В полученных ответах проявилась готовность к развертыванию ценностных высказываний о воспитательном предназначении педагогической деятельности, хотя формально количество этих высказываний несколько меньше, чем по обучению.

Сравнение оценки и самооценки показателей операционального компонента готовности педагогических кадров к профессиональному росту показало низкую степень его сформированности (средний балл 1,9) у слушателей на нормативном этапе профессионального роста, что объясняется неразвитостью способностей к накоплению и обновлению профессионального опыта. По данному показателю был получен самый низкий показатель, потому что слушатели (молодые специалисты) находятся на низком уровне формирования профессиональной компетентности. Таким образом, в процессе повышения квалификации возникает необходимость использования дистанционного обучения на основе Интернет-технологий, для которого характерно, прежде всего, не развитие навыков, где эффективность компьютера гораздо более высока, а формирование знаний, практических умений, накопление профессионального и когнитивного опыта, развитие интеллекта.

На преобразующем этапе слушатели также дали низкую оценку (средний балл 1,7) сформированности умений накопления и обновления профессионального опыта. Данный факт подтвердил необходимость использования дистанционного обучения в системе повышения квалификации.

Слушатели, находящиеся на нормативном и преобразующем этапах профессионального роста, оценили степень сформированности рефлексивно-оценочного компонента как среднюю (2,9). Слушатели творческого этапа оценили ее как высокую (4,2). Это подтверждает необходимость введения в содержание повышения квалификации темы «Педагоги-ческая рефлексия: самосознание, само-определение и самореализация». Сравнительно невысокий показатель в оценке компетентных судей и самооценке свидетельствовал о недостаточном развитии способности к анализу собственных возможностей и о наличии у слушателей потенциала к собственному самопознанию, самоанализу. Материалы констатирующего эксперимента свидетельствовали о недостаточном уровне готовности педагогических кадров к профессио-

нальному росту и подтвердили необходимость выделенных этапов формирования готовности педагогических кадров к профессиональному росту (нормативный, преобразующий, творческий).

Для развития готовности педагогических кадров к профессиональному росту был проведен формирующий эксперимент, основной целью которого была разработка и апробирование системы формирования готовности педагогических кадров к профессиональному росту. Исследование проводилось в Самарском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. В эксперименте участвовали слушатели (выборка — 30 человек), проходившие курсы повышения квалификации в дистанционной форме на основе Интернет-технологий.

Основными задачами формирующего эксперимента были:

- обосновать необходимость отбора содержания в системе повышения квалификации педагогических кадров без отрыва от основной деятельности на основе дистанционного обучения;

- разработать вариативное, блочно-модульное содержание повышения квалификации;

- разработать дидактический материал, обеспечивающий функционирование системы формирования готовности педагогических кадров;

- отобрать методики отслеживания результатов экспериментальной работы.

Гипотетическая позиция формирующего эксперимента основывалась на предположении, что готовность педагогических кадров к профессиональному росту выражается позитивными изменениями в мотивационно-ценност-ном, когнитивном, операциональном, рефлексивно-оценочном компонен-

Исследовательская работа проводилась в нескольких направлениях: наблюдались и анализировались изменения в уровне осознанности и потребности педагогических кадров в профессиональном росте; отслеживалась динамика оценок по показателям компонентов готовности.

В ходе формирующего эксперимента на основе сравнения его результатов с материалами констатирующего эксперимента определялись доминирующие показатели в каждом компоненте готовности:

- сформированность положительного личностно-смыслового отношения к достижению высоких результатов своего труда, развитие профессиональных интересов, творческое отношение к профессиональной деятельности, потребности развивать себя как профессионала, побуждение к позитивной динамике профессионального роста, потребность в самоактуализации творческой деятельности (мотивационно-ценностный компонент);

- овладение общекультурными и профессиональными знаниями (когнитивный компонент);

- овладение умениями самопроектирования, то есть владение технологией по построению собственной стратегии профессионального роста, умениями накопления, обновления и творческого применения профессионального опыта (операциональный компонент);

- развитие способности к анализу собственной деятельности, самоанализ своего развития, собственных возможностей (рефлексивно-оценочный компонент).

В ходе формирующего эксперимента показано, что алгоритм последовательного прохождения нормативного, преобразующего и творческого этапов системы формирования готовности педагогических кадров к профессиональному росту способствует росту компонентов готовности к профессиональному росту и их взаиморазвитию.

Компоненты готовности Этапы

Нормативный Преобразующий Творческий

Конст. эк. Форм. эк. Конст. эк Форм. эк. Конст. эк Форм. эк.

Мотивационно-ценностный 64 88 66 89 69 91

Когнитивный 56 87 54 83 50 85

Операциональный 51 82 54 84 56 86

Рефлексивно-оценочный 48 85 54 78 62 88

Для подтверждения полученных данных и целостного представления о готовности педагогических кадров к профессиональному росту с помощью корреляционного анализа [1, 2] (рассчитывался коэффициент корреляции Пирсона — статистический пакет для обработки данных SPSS, Excel) были проанализированы связи между компонентами готовности педагогических кадров к профессиональному росту по трем этапам на материале констатирующего и формирующего экспериментов.

Анализ корреляционных матриц по результатам контатирующего эксперимента позволил выявить взаимосвязь компонентов готовности к профессиональному росту на нормативном этапе профессионального роста. Выявлена взаимосвязь между когнитивным и мотивационно-ценностным компонентом (г = 0,674); когнитивным и операциональным (г = 0,589); когнитивным и рефлексивно-оценочным (г = 0,609); операциональным и рефлексивно-оценочным компонентом (г = 0,622), что свидетельствует о профессиональной направленности, установке и потребности реализовываться в профессиональной сфере и о необходимости овладения общекультурными и профессиональными знаниями.

Таким образом, для педагогических кадров нормативного этапа до экспериментального обучения характерна установка на получение общекультурных и профессиональных знаний: когнитивный компонент готовности к профессиональному росту дает наибольшее число значимых корреляционных связей с другими компонентами. По результатам формирующего эксперимента наиболее значимая корреляционная связь установлена между моти-

вационно-ценностным и рефлексивно-оценочным (г = 0,683) компонентами. Подтвердилась полученная в ходе констатирующего эксперимента связь когнитивного компонента с рефлексивно-оценочным, но вместе с тем коэффициент корреляции увеличился: было г = 0,609, стало г = 0,617. Также подтвердилась взаимосвязь когнитивного компонента с операциональным, но коэффициент корреляции увеличился: было г = 0,589, стало г = 0,693. Сохранилась взаимосвязь операционального с рефлексивно-оценочным компонентом, но теснота связи увеличилась: было г = 0,622, стало г = 0,730. Таким образом, после экспериментального обучения в дистанционной форме у педагогических кадров сформировалась устойчивая направленность на получение общекультурных и профессиональных знаний и потребность в анализе и оценке проблемных ситуаций и их решении.

Анализ корреляционных матриц позволяет выявить структуру взаимосвязей компонентов готовности педагогических кадров преобразующего этапа профессионального роста. В результате констатирующего эксперимента установлена взаимосвязь между ценностно-мотивационным компонентом и операциональным (г = 0,669). Подтверждено, что интерес к профессиональной деятельности влияет на потребность в овладении умениями осуществлять самопроектирование. Корреляционная связь между когнитивным и операциональным компонентами (г = 0,708) свидетельствует о том, что умения накопления и обновления профессионального опыта требуют знаний технологий самопроектирования. Корреляционная связь между операциональным и рефлексивно-оценочным компонентами (г = 0,582) подтверждает, что высокий уровень применения технологии самопроектирования предполагает развитые способности к самоанализу, рефлексивные способности. По материалам констатирующего эксперимента установлено, что операциональный компонент получил наибольшее количество значимых связей.

Анализ корреляционных матриц позволил выявить структуру взаимосвязей компонентов готовности педагогических кадров к профессиональному росту на творческом этапе. Так, в результате констатирующего эксперимента установлена взаимосвязь между ценностно-мотивационным и когнитивным компонентами (г = 0,603); когнитивным и операциональным (г = 0,612); когнитивным и рефлексивно-оценочным (г = 0,637) компонентами. Доказано, что потребность в самоактуализации творческой личности вызывает потребность в освоении знаний технологии творческого саморазвития личности. По материалам констатирующего эксперимента наибольшее количество значимых связей обнаружил когнитивный компонент.

В результате формирующего эксперимента взаимосвязь когнитивного и операционального компонентов подтвердилась, но увеличился коэффициент корреляции (г = 0,632). Установлена связь между операциональным и рефлексивно-оценочным компонентами (г = 0,603). Установлена взаимосвязь между операциональным и ценностно-мотивационным (г = 0,709). После формирующего эксперимента операциональный компонент дал наибольшее количество значимых корреляционных связей.

В результате формирующего эксперимента гипотетическая позиция, предполагающая рост сформированности показателей по всем компонентам готовности, подтвердились, что доказало эффективность разработанной системы формирования готовности педагогических кадров к профессиональному росту.

Библиографический список

1. Гласс, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стенли; пер с англ. — М.: Прогресс, 1976. — 496 с.

2. Новиков, Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д.А. Новиков. - М.: МЗ-Пресс, 2004. - 67 с.

A. Ivanov

FORMATION OF READINESS OF THE PEDAGOGICAL STAFF TO PROFESSIONAL GROWTH BY MEANS OF INTERNET - TECHNOLOGIES

In article the data of skilled — experimental check of the developed system of formation of readiness of the pedagogical staff to professional growth by means of Internet — technologies are analyzed. Results of the skilled — experimental research which has been lead by a method of the correlation analysis, have allowed to reveal positive dynamics on all parameters in structure of components of readiness of the pedagogical staff to professional growth that has proved efficiency of the developed system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.