УДК 616.711+796.01
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА ПРЕДМЕТ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ, СКОЛИОТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ В ШКОЛАХ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Г.Н. Герасимович - главный врач городской поликлиники № 10, отличник здравоохранения РФ, врач высшей квалификационной категории
Набережные Челны
ANALYSIS OF CHILDREN AND TEENAGERS EXAMINATION DATA FOR LOCALIZATION OF FAULTS IN POSTURE AND SCOLIOSIS IN SCHOOLS
OF NABEREZHNYE CHELNY
G.N. Gerasimovich - chief physician of city polyclinics No.10, Health-Care System of the Russian Federation High Receiver, doctor of higher category
Naberezhnye Chelny
Ключевые слова: нарушения осанки, школьники, сколиоз.
Аннотация. Сколиотическая болезнь в отличие от сколиотической осанки - это боковое искривление позвоночника с обязательной ротацией (скручиванием вокруг своей оси) тел позвонков, характерной особенностью которого является прогрессирование, связанное с возрастом и ростом ребенка.
Key words: faults in posture, students, scoliosis.
Summary. Scoliosis as opposed to faults in posture is a lateral curvature of spine with the mandatory rotation (twisting around its axis) of vertebral bodies, the characteristic property of which is the progression associated with the child's age and stature.
Состояние здоровья детей и подростков в настоящее время определяет здоровье и трудовой потенциал населения в будущем. Одними из наиболее частых отклонений в состоянии здоровья детей являются заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно нарушения осанки и сколиотическая болезнь, негативно влияющие на состояние внутренних органов и систем, в том числе и на сердечно-сосудистую систему. Особую значимость патология опорно-двигательного аппарата имеет в период роста и созревания организма ребенка.
Во исполнение приказа № 337 от 22.08.2001 года «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры» в городе Набережные Челны ежегодно силами врачей лечебной физкультуры и инструкторов - методистов проводятся экспертные осмотры школьников на предмет выявления нарушений осанки и сколиотической болезни. Из 107 школ в 2008 году осмотрены 43 школы, что составило 40,2 %. При этом осмотрен 10431 ребенок, т.е. 18,6 % от общего количества школьников. Выявлено, что дети с ортопедической патологией составляют 43,1 %, из них со сколиозом - 15,7 %. В том числе, врачами отделения лечебной физкультуры поликлиники № 10 осмотрено 1200 детей, патология выявлена в 62 % случаев.
С результатами экспертных осмотров школьников ознакомлены учителя физической культуры, медицинские работники и директора школ. Дети, нуждающиеся в корригирующей гимнастике, приглашены для занятий в отделения лечебной физкультуры при детских поликлиниках № 1, 2, 3, 4, 5, 6 и в поликлинику № 10.
Группы корригирующей гимнастики формируются в зависимости от возраста: 1-4 классы, 5-7 классы, 8-10 классы. Если ребенок по каким-либо причинам не может посещать кабинет лечебной физкультуры, ему выдается комплекс гимнастики на дом с последующим контролем через месяц, затем через каждые 3 месяца, с внесением соответствующих корректив и усложнением комплексов корригирующей гимнастики. На каждого ребенка в кабинете ЛФК заполняется форма № 42-у с заполнением соответствующего вкладыша. Кроме того, каждые 3 месяца проводится контроль эффективности лечения, усложнение комплексов лечебной гимнастики за счет введения новых упражнений и использования манжеток с грузом на нижнюю треть верхних и нижних конечностей.
Задачи корригирующей гимнастики:
1) остановить дальнейшее прогрессирование процесса;
2) стабилизировать позвоночник путем создания прочного мышечного корсета;
3) сформировать навык правильной осанки;
4) там где возможно, чаще при I степени сколиоза - исправить дугу искривления;
5) улучшить функцию дыхания;
6) укрепить организм.
Проводится в основном симметричная корригирующая гимнастика. При хорошем мышечном корсете на II этапе лечения наиболее сложным больным врачом лечебной физкультуры подбираются индивидуальные ассиметричные упражнения, соответствующие диагнозу заболевания.
2 раза в год больные получают массаж, при I, III, IV степени сколиоза - тонизирующий массаж мышц позвоночника и брюшного пресса, при II степени - избирательный: на стороне выпуклости - тонизирующий, на стороне вогнутости - расслабляющий или растягивающий. В меньшей мере применяется физиотерапевтическое лечение. Задачи данного вида лечения следующие:
1) улучшить крово- и лимфообращение в мышцах позвоночника;
2) оказать обезболивающее действие;
3) укрепить мышцы позвоночника и брюшного пресса;
4) стимулировать ослабленные и расслабить напряженные мышцы.
Для этого применяются ДДТ, СМТ, электрофорез с раствором кальция, электростимуляцию мышц; на шейный отдел - электрофорез с 2 % раствором эуфиллина, 1 %
раствором папаверина, хвойные ванны, циркулярный душ, индуктотермия, ультразвук. Лечебное плавание дети получают в специализированных группах в плавательных бассейнах «Дельфин», «Олимпийский», «Набережночелнинский». Для рук используется стиль «брасс», для ног - «кроль» с хорошим вытяжением позвоночника.
Важное значение придается соблюдению двигательного режима, так как очень большое значение в лечении ортопедической патологии играет союз: «больной - врач - родители -школа». Один раз в месяц в школах проводятся собрания, на которых даются следующие рекомендации:
1. Одежда ребенка не должна стеснять его движений и вызывать неравномерную нагрузку на мышцы.
2. Кровать, на которой спит ребенок, должна быть плоской, умеренно мягкой, с низкой подушкой, так как слишком мягкая постель и высокая подушка способствуют формированию круглой спины.
3. Не должно быть ограничения естественной потребности в движениях, так как значительные статические нагрузки на позвоночный столб и мышцы туловища, однообразные позы во время умственной деятельности способствуют развитию и закреплению порочной осанки.
4. Мебель должна быть устойчивой, рабочее место хорошо освещено, соответствовать росту ребенка (для проверки следует усадить ребенка в описанную правильную позу; спина должна быть вертикальная, плотно прижатая к спинке стула, опираясь локтем на стол). Если в этой позе кончик безымянного пальца касается наружного угла глаза, то мебель подобрана правильно. Стол лучше выбрать квадратный, но не с закрытыми дверцами, так как ноги должны свисать и быть в упоре под углом в 90 градусов.
5. Школьникам младших классов рекомендуется ранец, портфель носить попеременно в правой и в левой руке.
6. На занятиях и дома необходимо воспитывать у ребенка навык правильной осанки. Для этого в исходном положении стоя у стены необходимо прикасаться лопатками, затылком, ягодицами, пятками к стене, затем с правильной осанкой сделать шаг вперед с самоконтролем у зеркала. Очень полезно хождение с небольшим предметом на голове. Эти упражнения проводятся несколько раз в день.
7. Обучиться методике расслабления задней группы мышц шеи, так как это прекрасный способ для снятия усталости и улучшения кровообращения головного мозга. Для этого необходимо положить руки на затылок, сделать глубокий вдох, затем задержать дыхание, сосчитав про себя до 7 и сделать глубокий выдох. Повторить 5-6 раз.
8. Проводить в середине дня разгрузочный час, то есть полежать в постели на спине или на животе.
9. Ежедневно проводить самомассаж кистей, стоп и ушных раковин по одной минуте на каждую зону.
10. Ограничить бег, прыжки, подскоки, катание на велосипеде, необходимо избегать наклонов и вращений, ношения тяжестей.
11. Питание ребенка должно быть полноценным и разнообразным с достаточным поступлением и усвоением организмом минералов. Соли кальция и фосфора хорошо усваиваются из продуктов животного происхождения, в том числе из творога и сыров; магния много в зерновых и бобовых продуктах, меди - в зернобобовых, свекле, картофеле, мясе, рыбе; марганца - в злаках; железа - в зернобобовых, фруктах, ягодах, грибах и яйцах.
В 2005 году в кабинетах лечебной физкультуры лечебно-профилактических учреждений города корригирующую гимнастику получили 2933 детей, из них 1637 со сколиозом, что составило 80 % из числа осмотренных на экспертных осмотрах. Среднее количество процедур на одного больного составило 23,9. С выздоровлением выписано 12,5 % детей, с улучшением -83,6 %, без изменения - 3,9 %. В поликлинике № 10 закончили лечение 119 больных, среднее количество процедур на одного больного составило 22,6; с выздоровлением выписано 1,7 %, с улучшением - 97,5 %, без изменения - 0,8 %. Учет эффективности проводится каждые 3 месяца соответственно вкладышу к форме № 42-у. Подвижность позвоночника измеряется сантиметровой лентой по официнальной методике. Для исследования статических силовых качеств мышц используется секундомер. Для измерения силы мышц спины больного укладываем на медицинскую кушетку на живот, при этом ноги должны быть выпрямлены и зафиксированы. Руки ребенок кладет на затылок и максимально разгибает туловище. Время удержания туловища в этом положении фиксируем по секундомеру. Для измерения силы мышц живота исходное положение ребенка лежа на спине, руки на затылке, туловище ребенок приподнимает до угла 30 градусов к плоскости кушетки. Время удержания туловища в этом положении смотрим по секундомеру. В среднем сила мышц спины увеличивается до 1-2 минут у детей младшего школьного возраста, до 1,5-3 минуты у детей старшего школьного возраста; сила мышц брюшного пресса соответственно, до 1-1,5 минуты для младшего возраста, до 1,5-3 минуту старшего возраста. То есть у детей, регулярно выполняющих корригирующую гимнастику, соблюдающих двигательный режим, вырабатывается навык правильной осанки и создается прочный мышечный корсет.
Заключение:
1. Результаты проведенных экспертных осмотров доводятся до сведения родителей, медицинских работников школ, учителей физической культуры и классных руководителей школ, участковых педиатров. Дети получают направления в кабинет ЛФК по месту жительства.
2. В городе достигнут 80 % охват корригирующей гимнастикой детей со сколиозом, выявленным на экспертных осмотрах, при этом достигнута стабилизация позвоночника, увеличение статической силы мышечного корсета до 50-70 %.