УДК: 796/799 DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-4-137-143
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Л.Н.Волошина1, Бусловская Л.К.1,В.Н. Кормакова1, Д. К. Гармаева2, Н. В.Саввина2
■Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия 2Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Россия
Аннотация
Цель исследования: провести сравнительный анализ результатов мониторинга двигательной активности и физического развития дошкольников.
Методы и организация исследования. В мониторинге, проведенном в марте-мае 2023 г., принял участие 451 воспитанник ДОО №№ 69,64,53,74,76 г. Белгорода: младшие дошкольники - 207 детей в возрасте 3-4-х лет (95 девочек, 112 мальчиков), старшие дошкольники - 244 ребенка в возрасте 5-7-ми лет (120 девочек, 124 мальчика).
Методы исследования: шагометрия, хронометраж, пульсометрия, методы антропометрии, методы математической статистики. Оценивали во время прогулок показатели двигательной активности детей: время, объём двигательной деятельности в шагах и ее интенсивность.
Результаты исследования и их обсуждение: Продолжительность двигательной активности на прогулках у обследованных детей младшего дошкольного возраста составила от 20 до 80 мин. в день, у детей старшего дошкольного возраста - от 60 до 120 мин. Дети младшего дошкольного возраста совершали от 805 до 5751 движений, дети старшего дошкольного возраста - от 1800 до 5800 шагов. Среди детей младшего дошкольного возраста в каждой из трех групп с разной двигательной активностью оказалось примерно по трети всех обследованных, как среди девочек, так и среди мальчиков. Средние величины массы тела, роста и окружности грудной клетки практически у всех детей младшего и старшего дошкольного возраста находятся в пределах средних возрастных норм. У детей 1-й и 4-й групп (девочки и мальчики), т.е. с низкой активностью, весо-ростовые параметры оказались ниже возрастной нормы, а у мальчиков 3-й группы -выше нормы. У девочек 5-й группы (средний уровень двигательной активности) показатели окружности грудной клетки оказались выше возрастной нормы.
Заключение. В группах детей и младших, и старших дошкольников с высоким уровнем двигательной активности было больше детей с показателями, соответствующими возрастным нормам. Исследования двигательной активности детей на прогулке в детском саду еще раз подтвердили наличие проблем гипер- и гипоакгивности в среде дошкольников и востребованность новых педагогических подходов к ее регулированию. Соответствующие возрасту показатели объема двигательной активности определены у 34,7% девочек и 37,5% мальчиков младшего дошкольного возраста, а также у 38,3% девочек и 41,1% мальчиков старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: двигательная активность, дошкольники, физическое развитие, шагометрия, антропометрия.
ANALYSIS OF THE RESULTS OF MONITORING MOTOR ACTIVITY AND PHYSICAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS
L.N. Voloshinal, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-4373-1762 L.K. Buslovskaya1, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7493-1698 V.N. Kormakova1, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-7768-359X D.K. Harmaeva2, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-6341-0109 N.V. Savvina2, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-2441-6193 1Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia
2Northeastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia), Russia
Abstract
The research purpose is to conduct a comparative analysis of the results of monitoring motor activity and physical development of preschoolers. Methods and organization of the research: 451 pupils of preschool educational institutions No. 69, 64, 53, 74, 76 in Belgorod took part in the monitoring: junior preschoolers - 207 children aged 3-4 years (95 girls, 112 boys), senior preschoolers - 244 children aged 5-7 years (120 girls, 124 boys) in March-May 2023. Research methods: pedometer, timing, heart rate monitoring, methods of anthropometry, methods of mathematical statistics. The indicators of children's motor activity were evaluated: time, volume of motor activity in steps and its intensity. The results of the research and their discussion: The duration of motor activity in the examined children of primary preschool age ranged from 20 to 80 minutes per day, in senior preschool children - from 60 to 120 minutes. Children of primary preschool age performed from 805 to 5751 movements, children of senior preschool age - from 1800 to 5800 steps. Among children of primary preschool age, each of the three groups with different motor activity included approximately one third of all those examined, both among
ВВЕДЕНИЕ
Значимость двигательной активности для гармоничного физического развития ребенка-дошкольника, сохранения и укрепления его здоровья трудно переоценить. Двигательная активность генетически обусловлена, поэтому достаточный объем движений - это биологическая потребность человека в любом возрастном периоде. Особую значимость ее удовлетворение имеет для растущего организма. По мнению ряда отечественных и зарубежных исследователей в области физиологии, двигательная активность оказывает благоприятное влияние на весь организм ребенка, тренирует миокард, увеличивает минеральную плотность костей, развивает мышечную силу и выносливость, совершенствует все физиологические функции, повышает резервные силы, стимулирует иммунитет [6,8]. Движения активизируют обменные процессы, увеличивая запасы энергии и биологически активных веществ, в результате чего обеспечивается эффективная нейрогумо-ральная регуляция [8].
Как известно, от уровня двигательной активности зависит развитие эмоциональной, волевой, познавательной сферы ребенка. При этом в работах психологов отмечается, что, чем ближе объем движений у детей к возрастным нормам и чем они разнообразнее, тем активнее идет психическое развитие [5,6]. Разнообразные движения, особен-
girls and among boys. The average values of body weight, height and chest circumference of almost all children of both junior and senior preschool age are within the average age norms. In children of the 1st and 4th groups (girls and boys), i.e. with low activity, weight and height parameters were below the age norm, and in boys of the 3rd group - above the norm. In the girls of the 5th group (average level of motor activity), the indicators of the chest circumference seemed to be higher than the age norm. Conclusion. In the groups of children of both junior and senior preschoolers with a high level of motor activity, there were more children with indicators corresponding to age norms. Studies of children's motor activity during a walk in kindergarten have once again confirmed the existence of problems of hyper- and hypoactivity among preschoolers and the demand for new pedagogical approaches to its regulation. Age-appropriate indicators of the volume of motor activity were determined in 34.7% of girls and 37.5% of boys of primary preschool age. And, respectively, 38.3% of girls, 41.1% of boys of senior preschool age. Keywords: motor activity, preschoolers, physical development, pedometer, anthropometry.
но если они связаны с работой рук, оказывают положительное влияние на развитие речи [3,8,9]. Итальянские исследователи Battaglia G. et al. убедительно доказали влияние двигательной активности на развитие когнитивных способностей ребенка-дошкольника [7].
Исследования последних лет свидетельствуют о том, что объем и интенсивность двигательной активности 45% детей дошкольного возраста не соответствует возрастным нормам. Это отрицательно сказывается на показателях их физического и психического развития [1,11,12]. В современном информационном обществе предъявляются повышенные требования к уровню развития детей, начиная с самого раннего возраста, и акценты с задач обеспечения гармоничного развития и здорового взросления переводятся на задачи раннего развития. Это обусловливает актуальность проблемы регулирования двигательной активности дошкольников в режиме дня. Ее решение, на наш взгляд, напрямую связано с оптимизацией двигательной активности детей на прогулках, так как именно здесь создаются ситуации выбора, проблемные ситуации, обеспечивается возможность объединения в подвижных и спортивных играх по интересам [9]. Большой вклад в изучение данного вопроса внесла М.А. Рунова, которая указывала на недостаточное внимание к нему в то время как физическое
развитие - важнейший критерий для оценки не только процессов роста и развития ребенка, их соответствия возрастным нормам, но и состояния здоровья [6]. Нарушение этих процессов - показатель неблагополучия и симптом функциональных нарушений и патологии в организме. Поэтому мониторинг его уровней и гармоничности у детей и обеспечение оптимальных условий для физического развития путем стимулирования двигательной активности - актуальная задача современных воспитателей и инструкторов по физической культуре.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В мониторинге, проведенном в марте-мае 2023 г., принял участие 451 воспитанник ДОО №№ 69,64,53,74,76 г. Белгорода: младшие дошкольники - 207 детей в возрасте 3-4-х лет (95 девочек, 112 мальчиков), старшие дошкольники - 244 ребенка в возрасте 5-7-ми лет (120 девочек, 124 мальчика). Методы исследования: шагометрия, хронометраж, пульсометрия, методы антропометрии, методы математической статистики. Оценивали на прогулке показатели двигательной деятельности детей: время, объём двигательной деятельности в шагах и ее интенсивность. По результатам проведенного исследования выделили группы с низкой, средней и высокой двигательной активностью среди детей младшего и старшего дошкольного возраста в соответствии с нормативными значениями, полученными Руновой М.А. и представленными в программе «Истоки» [2].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Двигательную активность детей младшего и старшего дошкольного возраста оценивали в условиях детских садов во время прогулок методом хронометража. Продолжительность двигательной активности у обследованных детей младшего дошкольного возраста составила от 20 до 80 мин. в день, у детей старшего дошкольного возраста - от 60 до 120 мин. Дети младшего дошкольного возраста совершали от 805 до 5751 движений, дети старшего дошкольного возраста - от 1800 до 5800 шагов.
Объем двигательной активности устанавливали с помощью шагомеров, что позволяет определять количество движений, выполненных ребенком за определенный отрезок времени. Эта методика удобна для массового обследования детей, не требует много времени, а используемый в обследовании по данной методике шагомер прост в
употреблении. По количеству шагов, выполненных за время прогулки, дети были распределены на 3 уровня: низкий (младший дошкольный возраст -менее 2300 шагов, старший дошкольный возраст -менее 3900 шагов), средний (младший дошкольный возраст - от 2300 до 2900 шагов, старший дошкольный возраст - от 3900 до 4900 шагов), высокий (младший дошкольный возраст - более 2900 шагов, старший дошкольный возраст - более 4900 шагов). В таблице 1 представлены результаты распределения детей на группы по уровню их двигательной активности.
Среди детей младшего дошкольного возраста в каждой из трех групп с разной двигательной активностью оказалось примерно по трети всех обследованных, как среди девочек, так и среди мальчиков. Хронометраж двигательной активности у старших дошкольников показал, что с возрастом и у девочек, и у мальчиков увеличилось количество детей с низкой двигательной активностью, в 4-й группе оказалось уже около половины всех обследованных, в то время как 6-я группа, в которую вошли дети с высокой двигательной активностью, уменьшилась наполовину.
Для детей 3-й и 6-й групп, по нашим данным, была характерна самостоятельная двигательная деятельность с играми и упражнениями разной степени интенсивности при целесообразном их чередовании. Эти дети были свободны в выборе и проведении подвижных игр, они чаще других сами организовывали подвижные игры, используя предложенное оборудование, хорошо ориентировались в правилах игр, легко распределяли игровые роли, творчески подходили к их реализации, активно общались со сверстниками, много двигались, совершая быстрые, достаточно координированные движения, но не всегда достигали планируемого результата. Из-за вспыльчивости и неровного поведения чаще других детей попадали в конфликтные ситуации. В эти же группы были отнесены и дети с гиперактивностью, но их поведение индивидуально не изучалось. Дети, отнесенные нами ко 2-й и 5-й группам, т.е. имевшие средний объем двигательной активности, на прогулках были подвижны, но не отличались разнообразием движений, организованностью. Такие дети, по нашим наблюдениям, демонстрировали ровное и спокойное поведение, равномерную подвижность в течение всего дня. Движения их были обычно четкими, уверенными и целенаправленными. Они быстро овладевали правилами игры, игровыми упражнениями, однако не всегда проявляли инициативу в двигатель-но-игровой деятельности.
Таблица 1 - Уровни двигательной активности детей дошкольного возраст-Table 1 - Levels of motor activity of preschool children
Возраст age Группы детей groups of children Уровень активности activity level Кол-во шагов number of steps M ± m Кол-во детей (%) number of children (%)
девочки / girls
1-я низкий / low 2275,31±212,05 36,84
младшии junior 2-я средний / medium 2708,51±198,35 34,74
3-я высокий / high 3525,05±312,23 28,42
4-я низкий / low 2814,21±217,06 48,33
старший senior 5-я средний / medium 4868,35±318,02 38,33
6-я высокий / high 6350,25±297,31 13,33
мальчики / boys
1-я низкий / low 2286±214,02 34,82
младший junior 2-я средний / medium 2817±197,32 37,50
3-я высокий / high 3658±315,36 27,68
4-я низкий / low 2945±207,13 42,74
старший senior 5-я средний / medium 4514±321,23 41,13
6-я высокий / high 6801±305,21 16,13
Дети с низким уровнем двигательной активности, входящие в 1-ю и 4-ю группы, отличались малой подвижностью. Подвижные игры им были не интересны, их с трудом можно было вовлекать в игру, они плохо ориентировались в правилах подвижных игр, в игровых ролях. В коллективных играх дети старались не участвовать, предпочитая одиночество, и часто затруднялись в выборе игр. Они были вялыми, пассивными, быстро уставали; старались держаться в сторонке и никому не мешать. Это часто болеющие дети, дети с разными функциональными отклонениями. Для них характерны слабая выносливость, значительное отставание в показателях развития основных видов движения (в беге, прыжках, метании, бросании и ловле мяча) от возрастных нормативов. Им необходим замедленный показ отдельных элементов с четким, подробным и многократным объяснением, наличие доброжелательной и спокойной обстановки. Именно малоподвижные дошкольники знают незначительное количество подвижных игр и не проявляют интерес к ним. Объем, продолжительность и интенсивность двигательной активности ребенка, несомненно, влияют на уровень и гармоничность его физического развития. Средние величины данных параметров и оценка антропометрических показателей в соот-
ветствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения представлены в таблице 2 [5].
Анализируя данные таблицы 2, необходимо отметить прежде всего то, что средние величины массы тела, роста и окружности грудной клетки практически всех у детей и младшего, и старшего школьного возраста находятся в пределах средних возрастных норм. У детей 1-й и 4-,й групп (девочки и мальчики), т.е. с низкой активностью, весо-ростовые параметры оказались ниже возрастной нормы, а у мальчиков 3-й группы - выше нормы. У девочек 5-й группы (средний уровень двигательной активности) показатели окружности грудной клетки оказались выше возрастной нормы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наше обращение к исследованию показателей двигательной активности дошкольников на прогулке и анализу полученных результатов было неслучайным. Именно на прогулках в дошкольных учреждениях обеспечивается пространство и время для организации двигательной активности, а также удовлетворяется более 50% естественной биологической потребности ребенка в объеме движений.
Проведенные исследования дают основание ут-
Таблица 2 - Антропометрические параметры дошкольников Table 2 - Anthropometric parameters of preschoolers
Возраст age Группы детеИ groups of children Антропометрические показатели / Anthropometric indicators (M±m)
Масса, кг Weight, kg Рост, см Height, cm Окружность груд. кл, см Chest circumference, cm
фактическая actual норма standard Фактический actual норма standard фактическая actual норма standard
девочки / girls
младшии junior 1-я 13,8±1,6* 13,9-16,1 91,2±4,3* 95-102 53,5±2,3 53-54
2-я 15,4±1,5 97,3±3,8 54,0±3,2
3-я 15,3±2,3 100,6±5,8 53,8±3,9
старшии senior 4-я 18,4±2,4 18,2-24 109,0±4,7 109-120 57,4±1,8 56-59
5-я 21,3±3,1 115,7±4,3 60,1±4,1**
6-я 21,9±4,1 114,6±5,5 59,2±3,3
мальчики / boys
младшии junior 1-я 13,9 ± 1,3* 14,3-16,3 81,9 ±3,8* 96,1-103,3 54,0±1,8 54-56
2-я 15,0±1,3 97,9±3,3 56,7±2,9
3-я 17,1±2,2** 102,4±4,7 55,2±3,4
старшии senior 4-я 19,7±3,0 18,3-22,9 110,4±5,1 110-121,7 57,9±2,4 57-61
5-я 21,9±3,2 115,0±5,5 58,1±3,1
6-я 22,9±4,4 115,9±5,4 58,3±2,5
* - ниже возрастной нормы **- выше возрастной нормы
* - below the age norm **- above the age norm
верждать, что двигательная активность оказывает влияние на физическое развитие дошкольников. В группах детей, младших и старших дошкольников, с высоким уровнем двигательной активности было больше детей с показателями, соответствующими возрастным нормам. Оптимизация двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения - один из путей совершенствования физического, психического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья. Исследования двигательной активности детей на прогулке в детском саду еще раз подтвердили наличие проблем гипер- и гипоакгивности в среде дошкольников и востребованность новых педа-
гогических подходов к ее регулированию. Соответствующие возрасту показатели объема двигательной активности определены у 34,7% девочек и 37,5% мальчиков младшего дошкольного возраста, а также у 38,3% девочек, 41,1% мальчиков старшего дошкольного возраста. Как показывает наш опыт, широкое использование игровых программ и технологий как вариативной части ООП способствует обогащению двигательно-игрового опыта детей, созданию активной пространственно-предметной среды, стимулированию самостоятельной двигательной деятельности и, как результат, оптимизации показателей двигательной активности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волошина, Л. Н. Проблемы регулирования двигательной активности дошкольников: позиция педагогов / Л. Н. Волошина, В. Л. Кондаков, О. Г. Галимская // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация.
- 2020. - № 5(1). - С. 27-34.
2. Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Научн. рук. Л. А. Парамонова.
- 6-е изд., перераб. - М. : ТЦ Сфера, 2018. - 192 с.
3. Климченко, О. Г. Влияние моторного развития на речь ребенка в раннем и дошкольном возрасте / О. Г. Климченко, Е. В. Тимченко. // Молодой ученый. - 2021. - № 11.1 (353.1). - С. 68-70.
4. Черная, Н. Л. Нормативы оценки антропометрических показателей у детей от 0 до 19 лет в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения. Издание 2-е, дополненное / Н. Л. Черная, Г. С. Маскова, В. М. Ганузин, Е. В. Шубина, О. Б. Дадаева.
- Ярославль. - 2018. -116 с.
5. Родин, Ю. И. Принципы здоровьесберегающего образования детей дошкольного возраста / Ю. И. Родин // Медработник дошкольного образовательного учреждения. - 2021. - № 1. - С. 34-43.
6. Рунова, М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М. А. Рунова. - М. : Мозаика - Синтез, 2004-256 с.
REFERENCES
1. Voloshina, L.N., Kondakov V.L., Galimskaya O.G. [Problems of regulation of motor activity of preschoolers: the position of teachers]. Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation., - 2020. - № 5(1). - pp. 27-34. (in Russ.).
2. Origins: A comprehensive educational program of preschool education / Scientific supervisor L.A. Paramonova. - 6th ed. revised - Moscow: Shopping center Sphere, 2018. - 192 p. (in Russ.)
3. Klimchenko, O.G., Timchenko, E. V. [The influence of motor development on the speech of a child in early and preschool age]. Young scientist., - 2021. - № 11.1 (353.1). - pp. 68-70. (in Russ.)
4. Chernaya, N.L., Maskova, G.S., Ganuzin, V.M., Shubina, E.V., Dadaeva, O.B. [Standards for the assessment of anthropometric indicators in children from 0 to 19 years old in accordance with the recommendations of the World Health Organization. 2nd edition, supplemented]. Yaroslavl, - 2018. - 116 p.
5. Rodin, Yu.I. [Principles of health-saving education of preschool children]. A medical worker of a preschool educational institution. - 2021. - No. 1. - pp. 34-43.
6. Runova, M.A. [Motor activity of a child in kindergarten: A manual for preschool teachers, teachers and students of pedagogical colleges and colleges]. Moscow, Mosaic -Synthesis, 2004. -256 p.
7. BattagLia G. et al. The development of motor and pre-Literacy skills by a physical education program in preschool children: a non-randomized pilot trial // Frontiers in psychology. - 2019. - T. 9. - C. 2694.
8. Jun, J., The effect of physical activity intensity on the growth and development of 3-6 years old preschool children / J. Jun, L. Yanling // International Journal of Electrical Engineering and Education. - 2023;60(1_ suppl):2685-2696.
9. Lundy, A., Effects of Active Outdoor Play on Preschool Children's on-Task Classroom Behavior / A. Lundy, J. Trawick-Smith // Early Childhood Education Journal. -
2021. - 49 (3), pp. 463-471.
10. Schwarzfischer, P. Effects of screen time and playing outside on anthropometric measures in preschool aged children. / P. Schwarzfischer, D. Gruszfeld, P. Socha, V. Luque, R. Closa-Monasterolo, D. Rousseaux, M. Moretti, A. Re Dionigi, E. Verduci, B. Koletzko, V. Grote // PLoS ONE. - 2020. - 15 (3).
11. Voloshina L.N., Effect of motor activity on physical readiness indicators of preschoolers with visual impairment / L.N. Voloshina, V.L .Kondakov, E.N. Kopeikina, V. Potop, V. Manolachi // Journal of Physical Education and Sport. - 2022, 22(1): 174-179.
12. Voloshina, L.N. Physical activity in preschoolers' values system: questionnaire survey / L.N. Voloshina, V.L Kondakov, E.N. Kopeikina, T.V. Savelyeva // Theory and practice of physical culture. - 2021. 4:84-86.
7. Battaglia G. et al. The development of motor and pre-literacy skills by a physical education program in preschool children: a non-randomized pilot trial // Frontiers in psychology. - 2019. - T. 9. - C. 2694.
8. Jun, J., Yanling, L. (2021). The effect of physical activity intensity on the growth and development of 3-6 years old preschool children. International Journal of Electrical Engineering and Education.
9. Lundy, A., Trawick-Smith, J. (2021). Effects of Active Outdoor Play on Preschool Children's on-Task Classroom Behavior. Early Childhood Education Journal, 49 (3), pp. 463-471.
10. Schwarzfischer, P., Gruszfeld, D., Socha, P., Luque, V., Closa-Monasterolo, R., Rousseaux, D., Moretti, M., Re Dionigi, A., Verduci, E., Koletzko, B., Grote, V. (2020). Effects of screen time and playing outside on anthropometric measures in preschool aged children. PLoS ONE, 15 (3).
11. Voloshina L.N., Kondakov V.L., Kopeikina E.N., Potop V., Manolachi V. Effect of motor activity on physical readiness indicators of preschoolers with visual impairment. Journal of Physical Education and Sport,
2022, 22(1): 174-179.
12. Voloshina, L.N., Kondakov, V.L., Kopeikina, E.N., & Savelyeva T.V. (2021). Physical activity in preschoolers' values system: questionnaire survey. Theory and practice of physical culture, 4:84-86.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Волошина Людмила Николаевна (VoLoshina LyudmiLa NikoLaevna) - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования; Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85, корп. 12, [email protected], ORCID https://orcid.org/0000-0003-4373-1762 -г. Белгород, пр. Славы 129, кв. 81, т.с. 89092036660
Бусловская Людмила Константиновна (BusLovskaya LyudmiLa Konstantinovna) - доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства; Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85, корп. 12, [email protected], ORCID https://orcid.org/ORCID 0000-0002-7493-1698 Пос. Майский, Белгородская область, Белгородский район, ул. Солнечная, д. 6 т. +79606406958
Кормакова Валентина Николаевна (Kormakova VaLentina NikoLaevna) - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики; Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85, корп. 12, [email protected], ORCID: 0000-0001-7768-359X г. Белгород, Почтовый адрес: 308019, г. Белгород, ул. Горького, д. 154 Б, кв. 144. т. 89103248530
Гармаева Дарима Кышектовна (Harmaeva Darima Kyshektovna) - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой «Нормальная и патологическая анатомия, оперативная хирургия с топографической анатомией и судебная медицина»; Медицинский институт ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кулаковакого, 34, E-maiL: [email protected] ORCID: 00000002-6341-0109
Саввина Надежда Валерьевна (Savvina Nadezhda VaLeryevna) - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой «Общественное здоровье и здравоохранение, общая гигиена и биоэтика»; Медицинский институт ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», 677016, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Ойунского, д. 27, e-maiL: [email protected], 0RCID:0000-0003-2441- 6193
Поступила в редакцию 30 октября 2023 г. Принята к публикации 20 ноября 2023 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Волошина Л.Н. Анализ результатов мониторинга двигательной активности и физического развития дошкольников / Л.Н. Волошина, Л.К. Бусловская, В.Н. Кормакова, Д.К. Гармаева, Н.В. Саввина // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. - Т. 11, № 4 - С. 137-143. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-4-137-143
FOR CITATION
VoLoshina L.N., BusLovskaya L.K., Kormakova V.N., Harmaeva D.K., Savvina N.V. Analysis of the results of monitoring motor activity and physical development of preschoolers. Science and sport: current trends., 2023, vol. 11, no. 4. -pp. 137-143 DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-4-137-143