Научная статья на тему 'Анализ результатов исследования путей совершенствования системы подготовки будущих и действующих учителей физической культуры'

Анализ результатов исследования путей совершенствования системы подготовки будущих и действующих учителей физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СOMMUNICATIVE COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / TEACHER OF PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галимов И.А., Жесткова Ю.К.

В статье рассмотрены результаты исследования мнений учителей и студентов о путях совершенствования системы подготовки будущего учителя физической культуры компетентного, готового к постоянному профессиональному росту. Выделена коммуникативная компетентность, выявлена ее компетентность на сегодняшний день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галимов И.А., Жесткова Ю.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of research analysis the ways to improve the training of future and present teachers of physical culture

The results of a study of the opinions of teachers and students about improving ways the training of future competent and ready for continuous development teachers of physical culture are considered. Communicative competence is identified, its competence to date is found.

Текст научной работы на тему «Анализ результатов исследования путей совершенствования системы подготовки будущих и действующих учителей физической культуры»

Н.О. Яковлева, Л.В. Трубайчук [и др.]. - Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2013. - 294 с.

6. Сборник нормативных документов и материалов для военной адаптации курсантов учебных центров Вооруженных сил Российской Федерации [Текст]: справочное пособие / А.В. Васильев, В.А. Хвостов, В.А. Тишкин. - Челябинск: Цицеро, 2013. - 55 с.

References

1. Arbatov A.G., Dvorkin V.Z. Military reform in Russia: status and prospects. M.: Mosk. Tsentr Karnegi. 2013. [in Russian].

2. Barabanov M.S., Makienko K.V., Pukhov R.N. Military reform: on the way to the new image of the Russian Army. Analytical report of International discussion club Valdai. M., 2012. [in Russian].

3. Military reform of 2008-2020: figures and facts. Index bezopasnosti. № 1(96), Vol 17. 2011. P. 33-56. [in Russian]

4. Newest psychological and pedagogical dictionary. Minsk: Sovremennaia shkola. 2010. [in Russian].

5. Sadyrin V.V., Yakovleva N.O., Trubaichuk L.V. et al. Professional socialization of the graduates of pedagogical higher schools based on contemporary networking technologies. Chelyabinsk: Izd-vo ChGPU, 2013. [in Russian].

6. Vasiliev A.V., Khvostov V.A., Tishkin V.A. Collected standardized documents and materials for military adaptation of the students of training centers of the Ministry of Armed Forces of the Russian Federation. Chelyabinsk: Izd-vo ZAO "Tsitsero", 2013. [in Russian].

Сведения об авторе: Васильев Александр Валерьевич,

старший преподаватель цикла эксплуатации (и ремонта), Учебный центр по подготовке младших специалистов автобронетанковой службы, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: alvasilev82@mail.ru

About the author:

Vasiliev Aleksandr Valerievich,

Senior lecturer, Exploitation (and Maintenance) cycle, Training center for junior specialists of mechanized service, Chelyabinsk, Russia E-mail: alvasilev82@mail.ru

УДК 378:796(07) ББК 74.480.26:75р30

И.А. Галимов, Ю.К. Жесткова

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ И ДЕЙСТВУЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье рассмотрены результаты исследования мнений учителей и студентов о путях совершенствования системы подготовки будущего учителя физической культуры - компетентного, готового к постоянному профессиональному росту. Выделена коммуникативная компетентность, выявлена ее компетентность на сегодняшний день.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, профессиональная компетентность, учитель физической культуры.

I.A. Galimov, Yu.K. Zhestkova

RESULTS OF RESEARCH ANALYSIS THE wAYS TO IMPROVE THE TRAINING OF FUTURE AND PRESENT TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE

The results of a study of the opinions of teachers and students about improving ways the training of future competent and ready for continuous development teachers of physical culture are considered. Communicative competence is identified, its competence to date is found.

Key words: communicative competence, professional competence, teacher of physical culture.

В России, как и в других странах мирового сообщества, во всех сферах жизнедеятельности (политика, экономика, наука, культура, образование) происходят глобальные изменения, обусловленные переходом от техногенной к антропогенной цивилизации, усиливается внимание к гуманитарным проблемам, человеку как наивысшей ценности [7]. Эти изменения коснулись и систему высшего педагогического образования, ведутся дискуссии ученых по вопросам усовершенствования системы подготовки будущих специалистов, подготовка квалифицированного педагога, компетентного, готового к постоянному профессиональному росту [4].

В связи с этими переменами, с целью изучения мнений учителей и студентов-практикантов о путях совершенствования системы подготовки будущих учителей физической культуры, нами был составлен и проведен анкетный опрос.

Анкета включала в себя закрытые и полузакрытые 12 вопросов и 57 подво-просов.

В данном исследовании принимали участие 145 учителей и студентов-практикантов, имеющих следующие критерии классификации: педагогический стаж (студенты, до 10 лет, 11-24 года, 25 лет и выше); образовательный уровень (незаконченное высшее, среднее специальное и высшее).

В исследовании приняли участие 85 (58,6%) мужчин и 60 (41,4%) женщин, среди которых 40 (27,6%) мужчин - студенты, 8 (5,5%) учителей имеют среднее, а 37 (25,5%) высшее образование. Среди женщин эти показатели выглядят следующим образом: 22 студентки (15,2%),

14 (9,7%) учителей имеют среднее и 24 (16,6%) высшее образование.

Анализ ответов на первый вопрос: как вы считаете, в какой степени общительность, коммуникабельность с учениками способствует решению педагогических задач? - 3 (2,1%) мужчин и 2 (1,4%) женщины решили, что коммуникабельность не играет важной роли, главное - теоретическая и практическая подготовленность педагога; 68 (46,9%) мужчин и 49 (33,8%) женщин считают, что общение является основой обучения и воспитания, так как через общение педагога и учащихся осуществляется предпосылка овладения человеком всем богатством культуры; 14 (9,7%) мужчин и 9 (6,2%) женщин ответили, что общение является решающим условием становления каждого человека как личности. Мнение большинства респондентов совпадает с мнениями многих ученых, которые уверены, что через общение между педагогом и учащимися осуществляется предпосылка овладения человеком всем богатством культуры. Это является одним из основополагающих факторов в становлении и развитии личности, и по своей сути - основой обучения и воспитания [6, с. 8; 8, с. 337] (р>0,05).

На вопрос: согласны ли вы, что работа учителя физической культуры предъявляет огромные нагрузки на голосовые связки и есть риск потери голоса? - больше половины (53,1%) ответили «да», «нет» - 40,7% и «Не знаю» -9 (6,2%) респондентов. Интересен тот факт, что большинство учителей со стажем до 10 лет (11% из 20,7%) на первое место поставили вариант «Нет». Действительно, работа учителя физической

са о

I-

е

ч о с

ф

I-

о

S

о к

S X

го са о са

Б

X

О)

Э

ф о ей ^ о о

О ф

ф

со

££ О S

Ч Т ф ^

са

о

ш о

I-

го

¡5. Е ф

со

Ф S

со S р

культуры предъявляет огромные нагрузки на голосовые связки, так как ему приходится работать в различных ситуациях, когда нет специальных благоприятных акустических условий для проведения занятия (улица, лес, стадион и т.д.). Если у педагога не подготовлены к этой нагрузке голосовые связки, то в дальнейшем можно травмировать и потерять голос [3, с. 75].

На вопрос: что такое, по-вашему, коммуникативная компетентность? -больше половины (55,2%) ответили, что это не врожденное, а приобретенное качество, нуждающееся в совершенствовании. 42,1% считают, что коммуникативная компетентность - врожденное качество, поддающееся «тренировке», нуждающееся в совершенствовании. Оказалось, что 29 женщин из 60 выбрали этот вариант ответа, тогда как среди 85 мужчин выбрали только 32. Но различия по полу не достоверны, так как р>0,05 (р= 0,14). По мнению 2,8% респондентов, это врожденное качество, не поддающееся «тренировке». По ответам учителей становится ясно, что коммуникативная компетентность выступает как одна из наиболее важных профессионально значимых характеристик, а развитие этой компетентности - как первоочередная задача высшего профессионального образования. Успешность работы преподавателя не может не зависеть от его коммуникативной компетентности, поскольку профессия учителя, учителя физической культуры в частности, «строится по законам общения» [2].

В ходе нашего исследования также изучалось мнение педагогов о видах компетентности, необходимых учителю физической культуры для успешного выполнения педагогической деятельности. При этом от респондентов требовалось пронумеровать по степени значимости 5 компетентностей.

На первом месте, по мнению 35,2% респондентов (40% мужчин и 28,3% женщин), для успешного выполнения педагогической деятельности учителю физической культуры необходимо обладать коммуникативной компетентностью (владение технологиями общения,

способность понять каждого, войти в его положение, взаимопонимание, «психотерапевт», «артист» и т.д.).

29% опрошенных на второе место поставили специальную компетентность (25,9% и 33,3% соответственно) (подготовленность к выполнению профессиональных функций - учить чему-либо и др.).

Как мы видим, первые и вторые места у мужчин и женщин отличаются, но статистически разногласий нет. Это доказывает, что для успешной деятельности необходимыми компетентностями являются как коммуникативная, так и специальная компетентность.

На третье место 17,2% (18,8% и 15%) опрошенных поставили социальную компетентность (способность взять на себя ответственность в принятии профессиональных решений, проявление терпимости к разным культурам).

На четвертое место 15,2% (9,4% мужчин и 23,3% женщин) респондентов выбрали когнитивную компетентность (готовность и способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, реализовывать свой личный потенциал).

По мнениюреспондентов,социально-информационная компетентность (владение информационными технологиями и способность воспринимать критику в источниках социальной информации) учителя физической культуры не является необходимой компетентностью для успешного выполнения педагогической деятельности, и за него проголосовали всего лишь 3,4% учителей.

На вопрос: как вы считаете, какие группы коммуникативных умений необходимы для успешной профессиональной деятельности в первую очередь? - больше половины (64,1%) респондентов выбрали дидактическое умение (умение учителя ясно и доходчиво доносить до сознания учеников учебный материал). На втором месте (29%) собственно коммуникативные умения (умение вступать в контакт с людьми, строить с ними отношения). Наименьшее количество процентов (6,9%) отдали ораторскому умению (культура речи).

Эффективность воздействия на воспитанников прямо зависит от авторитета педагога. Поэтому «...завоевание авторитета - первейшая задача и необходимое условие успешной работы.» [5, с. 67]. В связи с этим, мы решили узнать мнение учителей и задали следующий вопрос - «Авторитет учителя физической культуры, в первую очередь, зависит от.». По мнению 65 (44,8%) респондентов, авторитет учителя физической культуры, в первую очередь, зависит от знания теории и практики своей дисциплины. Чуть меньше - 63 (43,4%) преподавателя утверждают, что авторитет зависит от коммуникативной компетентности: умение общаться, красиво говорить, способность понять каждого, войти в его положение. 15 (10,3%) считают, что от уровня физической подготовленности и 2 (1,4%) учителя думают, что авторитет можно заслужить, имея все выше перечисленные качества.

Большинство учителей, имеющие высшее образование, предпочли первый вариант - авторитет зависит от знания теории и практики своей дисциплины. Многие респонденты с незаконченным высшим и средне специальным образованием выбрали коммуникативную компетентность. (р>0,05).

Любопытным, на наш взгляд, является анализ ответов на вопрос «Какие умения, на Ваш взгляд, определяют, прежде всего, успешность профессиональной деятельности учителя физической культуры?» Им надо было пронумеровать по степени значимости 5 вариантов ответа. Самый значимый отметить цифрой 1, менее значимый цифрой 2 и т.д. до 5.

46,2% респондентов самым значимым определили организаторское умение учителя физической культуры (умение организовать свою деятельность и деятельность учеников).

На втором месте (28,3%) коммуникативное умение (умение учителя общаться с учащимися, коллегами по работе, родителями, находить рациональные пути взаимодействия с окружающими).

18,8% опрошенных третьим по значимости выбрали конструктивное умение (умение отбирать и строить учебный

материал, осуществлять перспективное и текущее планирование)

Четвертое и пятое место (по 3,4%) разделили гностическое (умение наблюдать, подмечать) и двигательное умения (умение учителя выполнять физические упражнения, умения и навыки выполнения страховки и т.д.).

Результаты на вопрос «Какой стиль общения, по-вашему, наиболее приемлем в работе учителя физической культуры?» выглядит следующим образом: 110 (75,9%) опрошенных за демократический стиль (ученик считается равноправным партнером в общении и поиске знаний); 30 (20,7%) учителей выбрали авторитарный стиль (ученик является объектом педагогических воздействий учителя, который все решает единолично, устанавливает жесткий контроль, не учитывает педагогических ситуаций и мнения учащихся); 5 (3,4%) респондентов выбрали либеральный стиль (учитель старается уходить от самостоятельного принятия решений, передавая инициативу коллегам, а в процессе урока - ученикам) (р>0,05).

Анализ ответов на вопрос: какие дисциплины вы бы предложили ввести в учебный процесс в вузе, которые, в дальнейшем, облегчили бы работу учителя физической культуры? - показал, что большинство респондентов (62,8%) выбрали дисциплину «Психология общения». На втором месте (18,6%) - «Основы конфликтологии». 14,5% опрошенных хотят ввести в учебный процесс дисциплину «Театральная педагогика», которая включала бы в себя постановку голоса, работу над мимикой, жестами, позой и т.д. 1,4% респондентов хотят, чтобы было больше школьной практики. Такое же количество (1,4%) желают, чтобы параллельно ввели все вышеперечисленные дисциплины (р>0,05).

На сегодняшний день ведутся дискуссии ученых по вопросам усовершенствования системы подготовки будущих специалистов, подготовка квалифицированного педагога, компетентного, готового к постоянному профессиональному росту. Профессиональная компетентность - это характеристика квалифика-

ш о

I-

е

ч о с

ф

I-

о ^

о

к ^

X

го ш о ш

Б

X

О)

э

ф о ей ^ о о

О ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф

со

К

о ^

Ч Т ф ^

ей

о

ей о

I-

го

!б»

Е ф

со ф ^

со ^ р

ции личности, в которой представлены знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности [7]. Надо отметить, что рассматривая профессиональную компетентность учителя физической культуры в нашей работе, мы понимаем под ней, прежде всего, его коммуникативную компетентность.

Профессия учителя, учителя физической культуры в частности, относится к профессиям «повышенной речевой ответственности», в которых обязательным условием профессионализма является коммуникативная компетентность [1].

Эксперимент (анкетирование) показал, что большинство респондентов такого же мнения, о чем свидетельствуют их ответы на наши вопросы. Они согласны, что общение, коммуникабельность является основой обучения и воспитания, так как через общение между педагогом и учащимися осуществляется предпосылка овладения человеком всем богатством культуры (80,7%), что коммуникативная компетентность не врожденное, а приобретенное качество, нуждающееся в совер-

шенствовании (55,2%). Так же, по мнению большинства учителей, для успешного выполнения педагогической деятельности учителю физической культуры необходимо обладать коммуникативной компетентностью (35,2%) и в завоевании авторитета эта компетентность - умение общаться, красиво говорить, способность понять каждого, войти в его положение и т.д. играет одну из важных ролей (43,4%). И наконец, 62,8% респондентов считают, что введение в учебный процесс вуза дисциплины «Психология общения» в дальнейшем облегчила бы работу учителя физической культуры.

Эксперимент (анкетирование) показал, что развитие коммуникативной компетентности будущих учителей физической культуры в рамках существующей системы повышения профессиональной квалификации, является актуальной темой, но которая, на сегодняшний день, осуществляется недостаточно эффективно. В связи с этой проблемой необходимо создать специальную модель данного процесса и реализовать педагогические условия его функционирования.

Библиографический список

1. Акмеология физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие / Н.М. Костихина. - М.: Физическая культура, 2005. - 200 с.

2. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.С. Роботов, Т.В. Леонтьева, И.П. Шапошникова и др.; под ред. А.С. Роботовой. - М.: Академия, 2006. - 208 с.

3. Галимов, И.А. Проблемы постановки голоса в профессиональном развитии будущего учителя физической культуры [Текст] / И.А. Галимов, А.М. Имашев // Разработка и внедрение инновационных педагогических технологий в спорте и системе физкультурного образования: Материалы всеросс. научно-практической конф. - Часть I. - Набережные Челны: КамГИФК, 2007. - 256 с.

4. Гимпель, Н.Л. Формирование коммуникативной компетенции учителя средствами социально-психологического тренинга [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Н.Л. Гимпель. - Калининград, 2003. - 238 с.

5. Деркач, А.А. Педагогическое мастерство тренера [Текст] / А.А. Деркач, А.А. Исаев; предисл. Н.В. Кузьминой, А.Ц. Пуни, А.В. Тарасова. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 375 с.

6. Основы этики и эстетики: учеб.-метод. пособие [Текст] / сост. Ф.Д. Вильданова. - Набережные Челны: Изд-во КамГИФК, 2003. - 160 с.

7. Панкратович, Т.М. Развитие коммуникативной компетентности учителя физической культуры в системе повышения профессиональной квалификации [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Т.М. Пан-кратович. - Магнитогорск, 2007. - 184 с.

8. Психология [Текст]: учеб. / В.Х. Аллахвердов, С.И. Богданова и др.; под ред. А.А. Крылова. -М.: Проспект, 1999. - 584 с.

References

1. N.M. Kostihina Akmeology of physical culture and sports. M.: Physical Culture, 2005. P. 200. [in Russian].

2. Introduction to the pedagogical activity: a training manual for students in higher education. M.: Izdatelski tsentr 'Academia", 2006. P. 208. [in Russian].

3. Galimov I.A., Imashev A.M. Problems of voice in the professional development of the future teacher of physical culture. Razrabotka i vnedrenie innovatsionnykh pedagogicheskikh technologii v sporte i sisteme sportivnogo obrazovania. Part I. Naberezhnye Chelny: KamGIFK, 2007. P. 256. [in Russian].

4. Gimpel N.L. Formation of the communicative competence of the teacher by means of socio-psychological training: Dis. ... cand. of sciences (Education). Kaliningrad, 2003. P. 238. [in Russian].

5. Derkach A.A., Isaev A.A. Pedagogical skill of coach. M .: Fizkultura i sport, 1981. P. 375. [in Russian].

6. Fundamentals of ethics and aesthetics: a teaching manual. By F.D.Viladnova Naberezhnye Chelny, izd-vo KamGIFK, 2003. P. 160. [in Russian].

7. Pankratov T.M. Development of the communicative competence of the teacher of physical culture in system of improvement of professional skill. Dis. ... cand. of sciences (Education). Magnitogorsk, 2007. P. 184. [in Russian].

8. Allakhverdov V.Kh., Bogdanova SA.I. et al. Psychology. Textbook.. M.: Prospekt, 1999. P. 584. [in Russian].

Сведения об авторах: Галимов ильнур Абулкаесович,

старший преподаватель, кафедра теоретических основ физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Елабужский институт Казанского (Приволжского) Федерального Университета г. Елабуга, Российская Федерация. Ктай: kormash_nur@mail.ru

Жесткова юлия Константиновна,

Старший преподаватель, кафедра теоретических основ физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Елабужский институт Казанского (Приволжского) Федерального Университета, г. Елабуга, Российская Федерация. Ктай: zhest.13@list.ru

Information about the authors: Galimov Ilnur Abulkaesovich,

Senior lecturer, Department of Theoretical Foundations

of Physical Culture and Life Safety Elabuga Institute of Kazan (Volga Region) Federal University, Elabuga, Russia. E-mail: kormash_nur@mail.ru

Zhestkova Julia Konstantinovna,

Senior lecturer,

Department of Theoretical Foundations of Physical Culture and Life Safety, Elabuga Institute of Kazan (Volga Region), Federal University, Elabuga, Russia. E-mail: zhest.13@list.ru

a ca о

H

e

о с

ф

H о s о

CK

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.