Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
41
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЕРАТУРА / АДАПТАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / TEMPERATURE / ADAPTATION / PHYSICAL ACTIVITY / PHYSICAL CONDITION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лосев Юрий Николаевич, Батурин Алексей Евгеньевич, Вольский Василий Васильевич

В статье изучены возможности влияния некоторых средств и методов повышения физической нагрузки на выработку тепловой устойчивости организма обучающегося военного учебного центра, рассмотрены возможности применения специальной физической тренировки для адаптации организма обучающихся к условиям повышенной температуры окружающей среды, проанализирована эффективность различных способов повышения физической нагрузки для выработки тепловой устойчивости организма обучающихся для выполнения боевых задач в условиях жаркого климата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лосев Юрий Николаевич, Батурин Алексей Евгеньевич, Вольский Василий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE RESULTS OF THE PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF THE MILITARY TRAINING CENTER IN THE PROCESS OF PREPARATION FOR ACTION UNDER HIGH ENVIRONMENTAL TEMPERATURE

The article studies the possibilities of the influence of some means and methods of increasing physical activity on the development of thermal stability of the organism of a student at a military training center, it considers the possibilities of using special physical training to adapt the organism of students to high ambient temperatures, and analyzes the effectiveness of various methods of increasing physical activity to develop thermal stability of the body of students to perform combat missions in hot climate.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

(до состояния покоя). Для самостоятельных занятий физической культурой рекомендуемый уровень физической нагрузки составляет 65-85% от предельно допустимых значений ЧСС для данного возраста.

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа

В начале В конце В начале В конце

1. ЧСС (уд/мин.), степ-тест 81,13±3,10 75,83±2,45 80,22±2,81 78,72±2,1

2. Поднимание и опускание туловища, лежа на спине за 60 с (раз) 33,78±1,55 38,76±1,80 32,84±1,61 33,70±2,19

3. Сгибание-разгибание рук в упоре, лежа на коленях за 60 с (кол-во раз) 22,73±1,25 27,71±1,20 21,40±1,22 22,14±1,05

4. Наклон, стоя на гимнастической скамейке (см) 10,76±1,75 12,97±1,59 9,97±1,80 10,14±1,36

5. Кистевая динамометрия ^аЫ) 24,87±1,65 27,92±1,40 26,88±0,84 27,16±0,79

6. Прыжки через скакалку за 30 с (кол-во раз) 63,39±1,95 67,93±1,70 62,14±1,72 63,86±1,53

7. Прыжок в длину с места (см) 168,23±2,20 172,7±2,09 167,15±2,16 168,60±2,1

Примечание: Жирным шрифтом выделены статистически значимые отличия при р < 0,05

Анализ результатов (таблица 3), полученных в ходе педагогического эксперимента позволил констатировать, что в ЭГ произошло статистически значимое (p < 0,05) увеличение гибкости на 20,5% (от 10,76±1,75 до 12,97±1,59 см); сила мышц рук и плечевого пояса увеличилась на 21,9% (от 22,73±1,25 до 27,71±1,20 раз); скорость процессов восстановления уменьшилась на 6,9% (от 81,13±3,10 до 75,83±2,45 уд/мин); показатель динамометрии увеличился на 12,3% (от 24,87±1,65 до 27,92±1,40 daN); на 2,65 % и 7,2 % соответственно наблюдалось снижение показателей прыжков в длину с места и прыжков через скакалку. В КГ наблюдались недостоверное (p > 0,05) изменение всех показатели (таблица 3).

ЛИТЕРАТУРА

1. Васенков, Н.В. Всероссийский спортивный комплекс «ГТО»: готовность студентов к выполнению норм и требований / Н.В. Васенков, Э.Ш. Миннибаев // Наука и спорт: современные тенденции. - 2016. - № 2 (11). - С. 65-68.

2. Павлова, А.С. Стимулирование мотивационно-ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности на основе личностно-ориентированного содержания учебного процесса / А.С. Павлова, А. Д. Лифанов, И.А. Зенуков // Вестник Казанского технологического университета. -2013. - № 6. - С. 323-325.

REFERENCES

1. Vasenkov, N.V. and Minnibaev, E.Sh. (2016), "All-Russian sport complex "TRP": readiness of students to meet the standards and requirement", Science and sport: modern trends, Vol. 11, No. 2, pp. 65-68.

2. Pavlova, A.S., Lifanov, A.D. and Zenukov, I.A. (2013), "Stimulation of motivation-and-value attitude to physical education and sports activities based on personality-centered educational process", VestnikKazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, No. 6, pp. 323-325.

Контактная информация: m.sportedu@gmail.com

Статья поступила в редакцию 19.10.2020

УДК 796.015.62

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Юрий Николаевич Лосев, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Евгеньевич Батурин, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургская академия След-

ственного комитета Российской Федерации; Василий Васильевич Вольский, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье изучены возможности влияния некоторых средств и методов повышения физической нагрузки на выработку тепловой устойчивости организма обучающегося военного учебного центра, рассмотрены возможности применения специальной физической тренировки для адаптации организма обучающихся к условиям повышенной температуры окружающей среды, проанализирована эффективность различных способов повышения физической нагрузки для выработки тепловой устойчивости организма обучающихся для выполнения боевых задач в условиях жаркого климата.

Ключевые слова: температура, адаптация, физическая нагрузка, физическое состояние.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p222-226

ANALYSIS OF THE RESULTS OF THE PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF THE MILITARY TRAINING CENTER IN THE PROCESS OF PREPARATION FOR ACTION UNDER HIGH ENVIRONMENTAL TEMPERATURE

Yury Nikolaevich Losev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexey Evgenyevich Baturin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saint Petersburg Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation; Vasily Vasilyevich Volsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Naval Academy named alter Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsov, St. Petersburg

Abstract

The article studies the possibilities of the influence of some means and methods of increasing physical activity on the development of thermal stability of the organism of a student at a military training center, it considers the possibilities of using special physical training to adapt the organism of students to high ambient temperatures, and analyzes the effectiveness of various methods of increasing physical activity to develop thermal stability of the body of students to perform combat missions in hot climate.

Keywords: temperature, adaptation, physical activity, physical condition.

ВВЕДЕНИЕ

Военный учебный центр при Санкт-Петербургской академии Следственного комитета осуществляет реализацию программы военной подготовки специалистов для органов и подразделений военной полиции [3]. Дальнейшее прохождение службы выпускниками военного учебного центра может быть связано с выполнением служебных и боевых задач в подразделениях военной полиции на территории Сирийской Арабской республики, в условиях жаркого климата. Большая тепловая нагрузка, особенно в летние месяцы, резкие колебания суточной температуры, интенсивная инсоляция, трудности обеспечения водой приводят к перегреванию организма военнослужащего и значительным потопоте-рям, что в свою очередь ведет к ухудшению показателей физического и психического состояния, снижению работоспособности, падению уровня боевой готовности [4].

Одним из наиболее эффективных методов повышения устойчивости организма к различным условиям окружающей среды и сохранения высокой работоспособности является систематическая физическая тренировка [2].

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

При составлении программы физической тренировки, позволяющей повысить адаптационные возможности организма обучающихся в условиях повышенной температуры окружающей среды, учитывались физиологические реакции организма в ответ на воздействие высокой температуры воздуха в сочетании определенным объемом физической работы заданной интенсивности и длительности [1].

Так же учитывались то что, если физическая нагрузка слишком велика по объёму и интенсивности, то сердечные, дыхательные и обменные процессы адаптации к физической нагрузке будут превалировать над механизмами терморегуляции, что приведёт к нарушению равновесия организма или, по крайней мере, к недостаточной климатической адаптации, а в большинстве случаев к её полному отсутствию. Выработка новых приспособительных реакций у организма обучающихся основывалась на создании условий, способствующих искусственному повышению температуры тела и поддержанию её в пределах 38,3-39,0°C на уровне так называемой «целевой температуры».

Исследования проводились на базе военного учебного центра при Санкт-Петербургской академии Следственного комитета. К данным исследованиям привлекались обучающиеся юноши в возрасте 18-20 лет, сравнительно одинакового уровня физического развития и физической подготовленности. Всего в эксперименте участвовало 36 человек, которые методом рандомизации были распределены на три группы, по двенадцать человек в каждой. Две группы были определены как экспериментальные и условно обозначены: ЭГ-1 и ЭГ-2, соответственно. Контрольная группа имела сокращенное название КГ.

Предварительно испытав мощность физической нагрузки на каждом испытуемом всех трёх групп, был сделан вывод о том, что наиболее оптимальной нагрузкой аккомодационного периода должна быть работа на велоэргометре средней мощности (170 Вт - 850 кгм/мин). При этом рекомендуемая нагрузка при проведении медицинских исследований для практически здоровых мужчин в возрасте 18-40 лет составляет 150 Вт.

Данная физическая нагрузка оказалась наиболее приемлемой для выраженности реакций организма.

Нагрузка меньшей мощности (100-120 Вт) вызывала недостаточный эффект в реакции организма на её воздействие (медленный прирост температурного показателя, недостаточная работа дыхательной, сердечно-сосудистой системы и др.). Большая же по мощности нагрузка (200-250 Вт) вызывала слишком быстрые сдвиги в функциональном состоянии организма. Исходя из данных эмпирического определения нужной физической нагрузки, мы пришли к заключению, что нагрузка в 170 Вт при 50 оборотах в минуту (850 кгм/мин) и есть та, которая по была необходима для решения данной задачи.

Специальная физическая тренировка была организована три раза в неделю в часы учебных занятий по физической подготовке, факультативов, а также занятий в спортивных секциях.

Испытуемые ЭГ-1, ЭГ-2, выполняли физическую работу на велоэргометре с нагрузкой средней мощности в спортивном костюме для сгонки веса (костюм-сауна). В процессе тренировок у них поднимали внутреннюю температуру тела (ректальную) до нужных параметров (38,3-39,0°С) и удерживали её определённое время, согласно того или иного метода повышения физической нагрузки.

Экспериментальная группа тренировалась по методу волнообразного повышения нагрузки, при котором, после подъёма её на одном занятии, на последующем она несколько снижается, затем на более высоком уровне цикл повторяется.

Вторая экспериментальная группа тренировалась по аналогичной схеме, однако нарастание физической нагрузки происходило не волнообразно, а ступенчато, т.е. без уменьшения времени поддержания «целевой» температуры тела на должном уровне во время отдельных тренировок.

Третья группа испытуемых являлась контрольной. Обучающиеся этой группы были лицами того же контингента, находились в аналогичном режиме дня, занимались согласно расписания занятий за исключением специальных тренировок в спортивном ко -стюме для сгонки веса (костюм-сауна).

Критерием напряжённости тренировочных занятий считалась длительность поддержания температуры «ядра» тела на «целевом» уровне (3 8,3-3 9,0°С) работой опреде-

лённой мощности на велоэргометре.

Для оценки эффективности специальной физической тренировки, направленной на повышение тепловой устойчивости обучающихся, были проведены испытания на длительность выполнения работы средней мощности (170 Вт - 850 кгм/мин) в условиях высокой температуры.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Динамика объема выполненной работы в экспериментальных группах и контрольной группе, как в начале исследования, так и на заключительном его этапе наглядно представлена в таблице 1. Из приведенной таблицы следует, что наиболее существенно возрос на заключительном этапе исследования общий объем выполненной работы в первой и второй группах.

Таблица 1 - Показатели выполненной работы экспериментальными и контрольной группой в начале и конце исследования_

Группы Время работы до «отказа», мин Объем работы, КДж Прирост показателей, КДж Прирост показателей,%

До После До После

ЭГ-1 20 35 197±1,1 314±1,2 117 59,3

ЭГ-2 20 25 201±1,2 285±1,1 84 41,7

КГ 20 25 199±1,1 211±1,3 12 6,0

Рассматривая критерии тепловой адаптации, в частности, максимальное время работы и её мощность, можно констатировать следующее:

- в первой и второй экспериментальной группах существенно возрос общий объём выполненной работы;

- увеличилась продолжительность выполнения работы в экспериментальных группах (ЭГ-1 и ЭГ-2) с 20 минут до 35 минут и с 20 ми нут до 25 минут соответственно;

- более длительно выполнялась в обеих группах работа с мощностью нагрузки 170 Вт.

Увеличение работы также видно и при сравнении «удельной работы», рассчитанной по формуле: объем работы (КДж) / 1 кг веса тела. Данные «удельной работы» приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Удельная работа испытуемых экспериментальных и контрольной группы в начале и конце исследования (в КДж на 1кг)_

Наименование Группы

ЭГ-1 ЭГ-2 КГ

До тренировки 2,76 2,80 2,78

После тренировки 4,39 3,97 2,95

Увеличение, % 59,3 41,7 6,0

В контрольной группе результаты претерпели незначительные изменения. Данное обстоятельство можно, объяснить отсутствием приспособительных реакций в организме обучающихся контрольной группы для работы в данных условиях.

Увеличению работы, после проведения целенаправленных занятий, в экспериментальных группах, послужила тренировка в искусственно созданных микроклиматических условиях воздействия высоких температур, а также использование некоторых методов повышения физической нагрузки, что и обеспечило повышение общей работоспособности организма испытуемых ЭГ-1 и ЭГ-2 на 59,3% и 41,7% соответственно.

Данные результаты говорят о том, что произошла определенная перестройка функций в организме испытуемых, которая при адаптационном процессе тесно связана с их динамической физиологической нормой. Причём, физиологическая динамическая норма характеризует в свою очередь диапазон компенсаторных возможностей организма, обеспечивающих заданный уровень работоспособности.

По итогам эксперимента был получен результат, свидетельствующий о существенных положительных сдвигах в терморегуляционной и других системах организма обучающихся как в первой, так и во второй экспериментальных группах, по всем показателям превосходящими результаты контрольной группы.

Отмечая более длительную работу, лучшее функциональное состояние организма и быстрейшее его восстановление у испытуемых первой и второй экспериментальных групп следует подчеркнуть, что специальная физическая тренировка, с использованием «волнообразного» и «ступенчатого» методов повышения физической нагрузки, проводимая три раза в неделю, способствовала в короткие сроки подготовить основные системы организма испытуемых к работе в искусственно созданных экстремальных условиях более длительное время по сравнению с работой до тренировочного периода.

ВЫВОДЫ

По данным, полученным в ходе эксперимента, можно заключить, что наиболее эффективным способом повышения физической нагрузки является метод волнообразного повышения нагрузки, который в наибольшей степени способствует выработке теплоустойчивости организма обучающихся к выполнению боевых задач в условиях повышенной температуры окружающей среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вольский, В.В. Разработка современных систем проверки и оценки физической подготовленности студентов вузов / В.В. Вольский, С. Л. Емельянцев // Научные труды Северо-Западного института управления. - 2016. - Т. 7, № 2 (24). - С. 21-24.

2. Каменский, Д.А. Экспериментальная проверка эффективности программы повышения уровня огневой подготовленности курсантов военно-учебных заведений на основе совершенствования вестибулярной устойчивости / Д.А. Каменский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 6 (28). - С. 42-45.

3. Проверка эффективности методики обучения студентов военного учебного центра рукопашному бою с использованием ситуативных комплексов защитно-атакующих действий / Ю.Н. Лосев, А.Е. Батурин, Н.С. Помогаева, В.Н. Коваленко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 232-239.

4. Лосев, Ю.Н. Физическая подготовка военнослужащих миротворческих сил при подготовке к выполнению профессиональных задач в сжатые сроки / Ю.Н. Лосев, А.Е. Батурин, А.А. Васильев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2018. -№ 2. - С. 34-38.

REFERENCES

1. Volsky, V.V. and Emelyantsev, V.V. (2016), "Development of modern systems for checking and assessing the physical readiness of university students", Scientific works of the North-Western Institute of Management, Vol. 7, No. 2 (24), pp. 21-24.

2. Kamensky D.A. (2007), "Experimental verification of the effectiveness of the program for increasing the level of fire readiness of cadets of military educational institutions on the basis of improving vestibular stability", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (28), pp. 42-45.

3. Losev, Yu.N., Baturin, A.E., Pomogaeva, N.S. and Kovalenko, V.N. (2018), "Checking the effectiveness of the methodology for teaching students of a military training center in hand-to-hand combat using situational complexes of defensive-attacking actions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (177), pp. 232-239.

4. Losev, Yu.N., Baturin, A.E. and Vasiliev, A.A. (2018) "Physical training of military personnel of the peacekeeping forces in preparation for the performance of professional tasks in a short time", Actual problems ofphysical and special training of law enforcement agencies, No. 2, pp. 34-38.

Контактная информация: www1962@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.10.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.