Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ МОДЕЛИ "DUPONT"'

АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ МОДЕЛИ "DUPONT" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ / ОБОРАЧИВАЕМОСТИ АКТИВОВ / ФИНАНСОВЫЙ ЛЕВЕРИДЖ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА / МОДЕЛЬ ДЮПОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гутова И.Д.

В статье проведено сравнение двух телекоммуникационных компаний, на основе составляющих модели Дюпон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF RETURN ON EQUITY OF TELECOMMUNICATIONS COMPANIES USING "DUPONT" MODEL

The article compared the two telecommunications companies, based on components DuPont model.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ МОДЕЛИ "DUPONT"»

УДК 33

Гутова И.Д. студент 4 курса

факультет «Корпоративной экономики и предпринимательства»

Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления Россия, г. Новосибирск АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ

МОДЕЛИ «DUPONT»

Аннотация: В статье проведено сравнение двух телекоммуникационных компаний, на основе составляющих модели Дюпон.

Ключевые слова: рентабельности продаж, оборачиваемости активов, финансовый леверидж, рентабельность собственного капитала, модель Дюпон.

Gutova I. D., student 4 course faculty "Corporate Economics and Business" Novosibirsk State University of Economics and Management

Russia, Novosibirsk ANALYSIS OF RETURN ON EQUITY OF TELECOMMUNICATIONS COMPANIES USING «DUPONT» MODEL

Abstract: The article compared the two telecommunications companies, based on components DuPont model.

Keywords: sales profitability, asset turnover, financial leverage, return on equity, DuPont model.

Российский телекоммуникационный рынок на сегодняшний день является крупнейшим в центральной и восточной Европе, с высоким уровнем проникновения услуг мобильной и фиксированной связи. На рынке выделяют ряд крупных международных операторов мобильной и фиксированной связи.

Телекоммуникационный рынок развивается достаточно пластично, структура доходов и динамика развития по ключевым сегментам стабильна, хотя в ней выделились явные лидеры и аутсайдеры. Мобильный рынок в России практически достиг насыщения, стал достаточно стабильным, хотя потенциал роста в традиционных видах услуг операторов сохраняется, а в новых растет.

ОАО «Ростелеком» была зарегистрирована в сентябре 1993года. На сегодняшний момент это динамично развивающаяся крупнейшая в России телекоммуникационная группа, предоставляющая услуги во всех сегментах отраслевого рынка на всей территории страны. Компания занимает лидирующее положение на российском рынке услуг широкополосного доступа и платного телевидения

Открытое Акционерное Общество «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) было образовано в результате слияния ЗАО «МТС» и ЗАО «РТК» в 2000 году. Сегодня МТС является крупнейшим оператором мобильной связи в России и странах СНГ и входит в десятку крупнейших сотовой операторов в мире по размеру абонентской базе и рыночной капитализации. Вместе со своими дочерними предприятиями компания обслуживает абонентов в России, Армении, Беларуси, Украины, Узбекистана, Туркменистане.

Для сравнения этих лидирующих компаний, проведем анализ рентабельности собственного капитала предприятий.С этой целью применим модель фирмы «DuPont» [2].

Модель Дюпона позволяет исследовать динамику ключевых показателей эффективности деятельности компании. В данной модели один из важнейших показателей эффективности деятельности предприятия -рентабельность собственного капитала (ROE), которая определяется как произведение трех составляющих: рентабельности продаж, оборачиваемости активов и структуры источников средств предприятия [1].

Рентабельность продаж характеризует ассортиментную политику компании, ее способность ограничивать коммерческие, общехозяйственные и административные расходы.

Оборачиваемость активов характеризует качество использования и управления активами, способность производить продукт, имеющий спрос на рынке.

Финансовый леверидж показывает способность компании привлекать капитал на единицу вложений собственников, характеризует финансовую политику компании.

С помощью схемы факторного анализа ключевых показателей можно наглядно проследить влияние первичных факторов на формирование комплексных показателей, дать их сравнительную характеристику и определить причины их изменения [3].

Используя модель Дюпона проведем сравнительный анализ компаний ОАО «Ростелеком» и ОАО «МТС» на основании ключевых финансово-экономических показателей. Для осуществления анализа использовались данные бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках этих компаний за период с 2006г по 2015г.

В 2011 году была проведена реорганизацию ОАО «Ростелеком» в форме присоединения к ней всех семи МРК и ОАО «Дагсвязьинформ». По ее итогам изменился объем активов и обязательств. В целях сопоставимости результатов деятельности я взяла бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, показатели которых сформированы с учетом показателей присоединения так, как если бы присоединение произошло на самую раннюю дату, представленную в отчётности, т.е. на 31 декабря 2009года.

Далее представлена сравнительная характеристика по составляющим факторам.

0,30 0,20 0,10 0,00

МТС Ростелеком

Рисунок 1. Рентабельность продаж, %

Как видно из рис.1 рентабельность ОАО «Ростелеком» в рассмотренный период снижалась с 2008г по 2010г. Причиной падения было увеличение платежей международным операторам в рублях из-за изменения валютного курса, а также усиление конкуренции на рынке дальней связи наряду с миграцией междугородного и международного трафика конечных пользователей из фиксированных сетей в мобильные.

В течение анализируемого периода рентабельность продаж ОАО «МТС» была больше рентабельности ОАО «Ростелеком», за исключением последнего года. Такой отрыв объясняется, тем что у МТС более эффективная маркетинговая стратегия, высокое качество мобильной связи и самый низкий показатель оттока абонентов. Снижение ROS в последние годы компания объясняет сокращением неденежных доходов от курсовых разниц. По данному показателю компания МТС превосходит ОАО Ростелеком.

Оборачиваемость активов, оборотов

1,50 1,00 0,50 0,00

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Рисунок 2. Оборачиваемость активов, оборотов

До 2011 года оборачиваемость активов Ростелеком была выше, что говорит об эффективной деятельности компании. Но в последние годы оборачиваемость снизилась, за счет увеличения суммы активов компании. В ОАО «МТС» наблюдается другая обратная тенденция, после 2011г оборачиваемость начала увеличиваться за счет увеличениясвоих продаж.

Рентабельность продаж, %

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Ростелеком МТС

20,00

Финансовый леверидж

15,00 10,00 5,00 0,00

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Ростелеком МТС

Рисунок 3. Финансовый леверидж

Из рис.3 видно, что финансовый леверидж ОАО «Ростелеком»в рассматриваемыйпериоддержится примерно на одном уровне и находиться в пределах нормы, это значит, что компания финансово независима.

Колебания и высокое значение коэффициента финансового левериджа ОАО «МТС» за рассмотренный период, говорит, о том, что компания привлекает большое количество заемных средств, в результате чего теряет свою финансовую независимость, и ее финансовое положение становится крайне неустойчивым.

Рентабельность собственного капитала,%

60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00

0,00 ..........

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Ростелеком МТС

Рисунок 4 - Рентабельность собственного капитала,%

Посмотрев на рис.4 рентабельность собственного капитала видно, что значение ROE ОАО «МТС»выше чем ОАО «Ростелеком». Проведя анализ составляющих факторов можно сделать вывод, что такое значения достигается за счет высокой рентабельности продаж. А так же за счет высоких показателей финансового левериджа в анализируемом периоде, что увеличивает риски компании.

Подводя итоги можно сказать, что компания «Ростелеком» по показателю финансового левериджа относительно независима от кредиторов и имеет возможность покрывать свои затраты собственными средствами. Для увеличения рентабельности собственного капитала компании

стоитповысить рентабельность продаж.

Оценка рентабельности ОАО «МТС» в течение исследуемого периода показала, что собственный капитал компании рентабелен, вместе с тем уровень рентабельности продаж высокий и значительно выше по сравнению с «Ростелеком». Значение финансового левериджа в рассмотренном периоде было относительно на одном уровне, но в последние годыоно резко возросло, что говорит о недостаточности у ОАО «МТС» собственного оборотного капитала, для финансирования текущей деятельности, что отрицательно характеризует управленческие финансовые технологии финансового менеджмента компании.ОАО «МТС» следует обратить на это внимание и по возможности снизить показатель.

Следовательно, модель Дюпон показывает каким образом предприятие обеспечивает доходность вложенного капитала, а также применяться при анализе финансового положения предприятия, помогая оценить его ценовую политику, уровень расходов, степень использования активов и займов. Она также может быть применена при поиске путей достижения оптимального для предприятия уровня рентабельности активов и определения стратегии финансирования [4].

Использованные источники:

1. Березинец И. В., УдовиченкоИ. В., Девкин А. А. Прогнозирование рентабельности российских компаний с использованием отраслевой модели Дюпон, 2016. - Т. 14, № 1 .- С. 3-28.

2. Губина, О. В. Факторные модели анализа рентабельности собственного капитала, 2008. - № 1-2.- С. 13-23.

3. Ковалева A.M., Москалева Н.Б., Траченко М.Б. и др. Финансовый менеджмент: Учебник для студ. вузов, обуч. по спец. «Менеджмент» / Гос. ун-т упр.; - М.: ИНФРА - М, 2002. - С. 201.

4. Сурин, О. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (по модели DuPont) - М.,2001 .- N 1.- С.17-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.