Багишев О.А.
АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ПРИВАТИЗАЦИИ СЛУЖЕБНЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
Цель: Анализ существующих проблем правоприменительной практики в сфере приватизации служебных жилых помещений, обозначение проблем правоприменительной практики в сфере приватизации служебных жилых помещений и предложение возможных путей их решения.
Методология: Применялись анализ, синтез и научная абстракция. В качестве объекта исследования в статье выбраны условия приватизации служебных жилых помещений в муниципальных образованиях г. Тула и г. Челябинск.
Результаты: На основании анализа судебной практики выявлены способные привести к ущемлению законных прав граждан недостатки в установленных муниципальными образованиями условиях приватизации служебных жилых помещений, находящихся в собственности данных муниципалитетов, предложены возможные пути устранения таких недостатков.
Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает определенной научной ценностью, поскольку является одной из первых попыток рассмотреть проведение приватизации служебных жилых помещений в различных муниципальных образованиях.
Ключевые слова: приватизация, служебные жилые помещения, условия приватизации, судебная практика.
Bagischev O.A.
ANALYSIS OF REGIONAL PROBLEMS OF PRIVATIZATION OF SERVICE HOUSING
Purpose: To analyze the existing problems of law enforcement practice in the field of privatization of service housing, identify the problems of law enforcement practice in the field of privatization of service housing and offer possible solutions.
Methodology: Analysis, synthesis and scientific abstraction were applied in this study. As an object of research in the paper the conditions of privatization of office premises in municipalities of Tula and Chelyabinsk are chosen.
Results: Based on the analysis of judicial practice, the author identifies the shortcomings in the conditions of privatization of service housing owned by these municipalities, which can lead to infringement of the legal rights of citizens, and suggests possible ways to eliminate such shortcomings.
Novelty/originality/value: The paper has a certain scientific value, as it is one of the first attempts to analyze the privatization of service housing in various municipalities.
Keywords: privatization, office premises, conditions of privatization, judicial practice.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основании действующего Устава муниципалитета представительным органом соответствующего муниципального образования может быть принято решение о возможности приватизации служебного жилья, находящегося в муниципальной собственности, путем утверждения Порядка приватизации таких служебных жилых помещений. Данный документ призван установить четкий набор условий, требований и последовательность действий, позволяющих приватизировать муниципальное служебное жилье, устанавливает конкретный порядок такой приватизации и призван, с одной стороны, обеспечить возможность реализации права граждан на однократную бесплатную приватизацию жилья, с другой - таким
образом отрегулировать порядок приватизации служебного жилищного фонда, чтобы он в итоге не был полностью утрачен муниципальным образованием.
Далее проведем сравнительный анализ условий приватизации служебных жилых помещений на примере муниципальных образований город Тула и город Челябинск.
Действующее законодательство позволяет муниципалитетам самостоятельно устанавливать условия приватизации служебного жилья, единые, типовые требования в федеральном законодательстве отсутствуют, сводясь лишь к общему правилу соблюдения законных интересов сторон.
Среди вышеперечисленных условий реализации права на приватизацию служебного жилого помещения в муниципальных образованиях г. Тула и г. Челябинск большой интерес с точки зрения судебной практики вызывает следующее условие Порядка приватизации служебных жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования города Тулы: «Наниматели служебного жилого помещения и
ЕВРАЗИИСКАЯ
=> 2 (39) 2019 С
— АДВОКАТУРА
члены их семьи, которые в период проживания в служебном жилом помещении не совершали гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к их отчуждению» [1].
Данная формулировка не является однозначной и, в частности, привела к судебному спору вследствие того, что, по мнению суда, может иметь небуквальное прочтение и понимание. Позиция Судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда в Апелляционном определении от 15.06.2017 по делу № 33-1963 изложена следующим образом: «Из совокупности условий, дающих право на приватизацию служебного жи-
лого помещения, усматривается, что служебное жилье может быть передано в собственность нанимателю, не обеспеченному иным жилым помещением и не совершившему действий по ухудшению своих жилищных условий». При этом в самом Порядке приватизации служебных жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования город Тула, требования по несовершению действий, приведших к ухудшению жилищных условий, ограничены лишь требованиями не совершать гражданско-правовые сделки с любым жильем, находящимся в собственности нанимателя служебного жилья в период проживания в нем.
Таблица 1
Анализ условий приватизации служебных жилых помещений на примере муниципальных образований г. Тула и г. Челябинск
№ п/п Наименование муниципального образования Порядок приватизации служебных жилых помещений Условия реализации права на приватизацию
1 г. Тула Порядок приватизации служебных жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования города Тулы, утвержденный Решением Тульской городской Думы от 23.10.2013 № 66/1513 [1] Правом приватизации служебного жилья обладают: 1) наниматели служебного жилого помещения и члены их семьи, ранее не реализовавшие право на однократную бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда; 2) наниматели служебного жилого помещения и члены их семьи, у которых отсутствуют другие жилые помещения на праве собственности или ином праве; 3) наниматели служебного жилого помещения и члены их семьи, которые в период проживания в служебном жилом помещении не совершали гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к их отчуждению
2 г. Челябинск Постановление от 12 июля 2013 года № 169-п Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о приватизации служебного жилого помещения муниципального жилищного фонда города Челябинска» [2] Право приватизации служебного жилья возможно реализовать, если: 1) занимаемое служебное жилое помещение является для получателя муниципальной услуги и (или) членов его семьи единственным жилым помещением, расположенным на территории Российской Федерации; 2) получатель муниципальной услуги и (или) члены его семьи не являются нанимателями жилых помещений (членами семьи нанимателя жилого помещения) по договорам социального найма либо не являются собственниками (членами семьи собственника) жилых помещений или долей жилых помещений, расположенных на территории Российской Федерации; 3) получатель муниципальной услуги награжден по одному или нескольким основаниям Почетной грамотой Челябинской городской Думы за значительные успехи и заслуги в служебной и трудовой сферах либо Почетной грамотой Администрации города Челябинска за заслуги и достижения в муниципальном управлении, здравоохранении, культуре, спорте; за высокие профессиональные достижения, многолетний добросовестный труд, личный вклад в развитие города Челябинска
Таким образом, из Апелляционного определения Тульского областного суда от 15.06.2017 по делу № 33-1963 следует, что представительный орган муниципального образования, распространив требования ст. 53 Жилищного кодекса РФ «Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий» на нанимателя служебного жилого помещения в качестве условий для возможности приватизации занимаемого им служебного жилого помещения, собственник служебных жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования город Тула, не прописал, что наниматель имеет право обратиться с заявлением о приватизации занимаемого им служебного жилого помещения через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, что является нарушением ч. 2 ст. 209 ГК РФ, так как собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия,
если только они не противоречат закону и иным правовым актам и если они не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.
Кроме того, в вышеупомянутом Апелляционном определении суд указал на то, что утвержденный в городе Туле Порядок приватизации служебных жилых помещений, хотя и содержит в буквальном прочтении в качестве одного из условий приватизации служебного жилья лишь запрет на несовершение гражданско-правовых сделок с жильем, находящимся в собственности нанимателя служебного жилья в период проживания в нем, но, по факту, к условиям, препятствующим приватизации служебного жилья в г. Туле, следует также отнести и любые действия, фактически подменяющие такие гражданско-правовые сделки, причем круг упомянутых действий фактически не ограничен.
На основании проведенного выше анализа условий реализации права на приватизацию в му-
EURASIAN
> 2 (39) 2019 <
ADVOCACY
ниципальных образованиях г. Тула и г. Челябинск можно сказать, что, с точки зрения судебной практики, формулировки муниципального образования г. Челябинск являются более однозначными и четкими, чем в муниципальном образовании г. Тула. Тульский Порядок приватизации служебных жилых помещений дает возможность небуквального прочтения его требований и предъявления со стороны исполнителей дополнительных требований к получателю муниципальной услуги - приватизация служебных жилых помещений, что может, в свою очередь, привести к судам по Кодексу об административном судопроизводстве.
Пристатейный библиографический список
1. Порядок приватизации служебных жилых помещений, находящихся в собственности муниципально-
го образования города Тулы, утвержденный Решением Тульской городской Думы от 23.10.2013 № 66/1513.
2. Постановление от 12 июля 2013 года № 169-п Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о приватизации служебного жилого помещения муниципального жилищного фонда города Челябинска».
References (transliterated)
1. Poryadok privatizacii sluzhebny"x zhily"x pomesh-henij, naxodyashhixsya v sobstvennosti munidpaFnogo obrazovaniya goroda Tuly", utverzhdenny"j Resheniem TuFskoj gorodskoj Dumy" ot 23.10.2013 № 66/1513.
2. Postanovlenie ot 12 iyulya 2013 goda № 169-p Ob utverzhdenii administrativnogo reglamenta predostav-leniya municipal~noj uslugi «Prinyatie resheniya o privatizacii sluzhebnogo zhilogo pomeshheniya munidpaFnogo zhilishhnogo fonda goroda Chelyabinska».
RUSSIAN ASIAN LEGAL ASSOCIATION
РУССКО-АЗИАТСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ
Phone: 7 495 211-4188 E-mail: [email protected]