УДК 004.6
АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДАННЫМИ
Е. И. Сивцова1, Н. Э. Кандаурова, В. С. Деревянкина, М. С. Алексеев, С. Е. Маегов Научный руководитель - И. А. Панфилов2
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: i12Liska@mail.ru, 2crook_80@mail.ru
В статье рассмотрены основные положения и принципы региональной системы управления данными.
Ключевые слова: система управления данными, государственная информационная система, модель государственных данных, управление регионом, цифровизация.
ANALYZING A REGIONAL DATA MANAGEMENT SYSTEM
E. I. Sivtsovai, N. E. Kandaurova, V. S. Derevyankina, M. S. Alekseev, S. E. Maegov
Scientific supervisor - I. A. Panfilov2
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: i12Liska@mail.ru, 2crook_80@mail.ru
In this review, the authors cover the basic regulations and principles of regional data management system.
Keywords: data management system, state-controlled information system, state-controlled data model, regional management, digitalization.
«Цифровая экономика» стала одной из ключевых национальных программ, призванных определить будущее России [1]. Повсеместная цифровизация является ключевым инструментом увеличения качества жизни, где в центре его, прежде всего, должны стоять потребности обычного гражданина. Очевидно, национальный цифровой переход, не возможен без участия и вовлечения регионов. Понимание относительного прогресса регионов в области цифровизации кардинально важно для оценки текущей ситуации в масштабах России. На фоне всего этого каждый регион России занимается развитием и внедрением систем управления данными. В региональных системах уже накоплен огромный объем данных. При этом очевидно, что работа с таким большим массивом информации -очень трудоемкая задача, с которой невозможно справиться без привлечения цифровых технологий.
Для успешной цифровой трансформации в каждом субъекте России региональным властям необходимо решить три основные задачи. Первая - это обеспечение единства и логичности данных цифрового двойника региона. Это возможно благодаря централизации всех процессов ведения и регулирования нормативно-справочной информации. Вторая задача - это централизация процессов обмена данными между информационными системами, а третья - объединение информации, которая описывает показатели жизни региона. Подобная информация формируется в процессе работы региональных властей и органов самоуправления.
Секция «Программные средства и информационные технологии»
Так как данные - важнейший актив цифровой экономики, то главной из задач управления регионом, является обеспечение доступности данных в режиме, близком к реальному времени, в процессах оказания государственных услуг и межведомственного взаимодействия.
В Красноярском крае в конце 2020 года начали вести работу по созданию государственной информационной системы «Региональная система управления данными Красноярского края», данная система предназначена для приема, обработки, хранения и передачи данных в целях формирования и использования единого информационного пространства управления данными в крае. РСУД, как часть НСУД - это все часть федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [2-3]. Реализацией такой масштабной системы для края занимается Центр информационных технологий Красноярского края. На данный момент уже сформированы требования к системе и разработано техническое задание, и в скором времени проект перейдет на первые этапы реализации системы. Объектом автоматизации являются процессы обработки, хранения и передачи эталонных данных в цифровом формате для отображения ключевых параметров деятельности органов исполнительной власти.
На рисунке 1 схематично показано как данные с ИС различных поставщиков, будь это государственные органы или информация с интернета, будут поступать в единое пространство данных всего региона, где будут преобразовываться, храниться и подготавливаться для дальнейшей передачи ее потребителям.
ЕДИНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДАННЫХ РЕГИОНА
I- - - - - - - -
ДАННЫЕ
(НСИ, реестры, наборы данных, ЭД, файлы и др.) « _
4 4 ♦ f ♦ ♦
ИС ПОСТАВЩИКОВ ДАННЫХ
Рис. 1. Схема управления данными региона
Предлагаемые решения по организации работы с данными региона позволят:
- обеспечивать систематизацию и формирование региональных информационных ресурсов;
- накапливать и хранить большие объемы данных в соответствии с их типизацией;
- обеспечивать достоверность и актуальность данных, оперативный доступ к ним;
- использовать цифровые данные региона для предоставления сервисов для граждан, бизнеса и государства;
- проводить комплексный анализ жизнедеятельности региона;
- повышать качество и оперативность принимаемых управленческих решений;
- построить «умное» управление регионом.
Все это позволит обеспечить безопасность данных, накапливать и хранить большие объёмы информации, анализировать многолетние данные. Кроме этого, правильное управление информацией обеспечит проведение комплексного анализа жизнедеятельности региона.
Задачи управления данными цифрового региона:
- Централизация нормативно-справочной информации региона;
- Хранение и обработка цифровых данных региона: сбор, хранение, обработка и упорядочивание всех необходимых данных, разграничение доступа к данным и их защита;
- Централизация взаимодействия информационных систем: получение, хранение и использование данных на основе единых правил, исключение дублирования данных в ИС региона;
- Обеспечение достоверности, актуальности и доступности цифровых данных;
- Предоставление данных цифрового региона для их анализа, принятия решений, формирования сервисов для граждан, бизнеса и государства;
- Формирование реестра региональных информационных ресурсов и их описания.
Как показали регионы, где уже начали внедрять РСУД, это Ленинградская область [4], Калужская область, Тульская область и другие регионы, которые внедряют похожие системы управления, отмечают такие эффекты и возможности как:
- преодоление разобщённости всех данных;
- возможности построения ситуационного центра региона на первичных данных;
- исключение сбора дублирующей отчетности или отдельных типовых запросов;
- повышение доступности региональных отраслевых (ведомственных) данных;
- обеспечение полноты, актуальности, непротиворечивости и связанности данных;
- обеспечение единых требований к управлению данными;
- обеспечение информационной безопасности.
Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что создание единого пространства данных в регионе позволит повысить эффективность процессов управления. Это происходит за счет применения единых стандартов и политик управления данными. Как результат - обеспечивается оперативная доступность, достоверность и актуальность данных, их безопасность. В едином пространстве данных можно накапливать, хранить и обрабатывать большие объемы информации, чтобы потом использовать для принятия управленческих решений.
Библиографические ссылки
1. Паспорт национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7) [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/natsionalnaya-programma-tsifrovaya-ekonomika-rossijskoj-federatsii_NcN2nOO.pdf (дата обращения: 25.03.2021).
2. Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 N 9) [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/pasport-federalnogo-proekta-tsifrovoe-gosudarstvennoe-upravlenie.pdf (дата обращения: 26.03.2021).
3. Распоряжение Правительства РФ от 03.06.2019 N 1189-р (ред. от 21.08.2020) «Об утверждении Концепции создания и функционирования национальной системы управления данными и плана мероприятий («дорожную карту») по созданию национальной системы управления данными на 2019 - 2021 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326265/ (дата обращения: 26.03.2021).
4. Единство региональных данных Ленинградской области [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/U6jRE (дата обращения: 26.03.2021).
© Сивцова Е. И., Кандаурова Н. Э., Деревянкина В. С., Алексеев М. С., Маегов С. Е., 2021