Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДАННЫМИ'

АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДАННЫМИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
30
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система управления данными / государственная информационная система / модель государственных данных / управление регионом / цифровизация / data management system / state-controlled information system / state-controlled data model / regional management / digitalization

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Е И. Сивцова, Н Э. Кандаурова, В С. Деревянкина, М С. Алексеев, С Е. Маегов

В статье рассмотрены основные положения и принципы региональной системы управления данными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Е И. Сивцова, Н Э. Кандаурова, В С. Деревянкина, М С. Алексеев, С Е. Маегов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYZING A REGIONAL DATA MANAGEMENT SYSTEM

In this review, the authors cover the basic regulations and principles of regional data management system.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДАННЫМИ»

УДК 004.6

АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДАННЫМИ

Е. И. Сивцова1, Н. Э. Кандаурова, В. С. Деревянкина, М. С. Алексеев, С. Е. Маегов Научный руководитель - И. А. Панфилов2

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: i12Liska@mail.ru, 2crook_80@mail.ru

В статье рассмотрены основные положения и принципы региональной системы управления данными.

Ключевые слова: система управления данными, государственная информационная система, модель государственных данных, управление регионом, цифровизация.

ANALYZING A REGIONAL DATA MANAGEMENT SYSTEM

E. I. Sivtsovai, N. E. Kandaurova, V. S. Derevyankina, M. S. Alekseev, S. E. Maegov

Scientific supervisor - I. A. Panfilov2

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: i12Liska@mail.ru, 2crook_80@mail.ru

In this review, the authors cover the basic regulations and principles of regional data management system.

Keywords: data management system, state-controlled information system, state-controlled data model, regional management, digitalization.

«Цифровая экономика» стала одной из ключевых национальных программ, призванных определить будущее России [1]. Повсеместная цифровизация является ключевым инструментом увеличения качества жизни, где в центре его, прежде всего, должны стоять потребности обычного гражданина. Очевидно, национальный цифровой переход, не возможен без участия и вовлечения регионов. Понимание относительного прогресса регионов в области цифровизации кардинально важно для оценки текущей ситуации в масштабах России. На фоне всего этого каждый регион России занимается развитием и внедрением систем управления данными. В региональных системах уже накоплен огромный объем данных. При этом очевидно, что работа с таким большим массивом информации -очень трудоемкая задача, с которой невозможно справиться без привлечения цифровых технологий.

Для успешной цифровой трансформации в каждом субъекте России региональным властям необходимо решить три основные задачи. Первая - это обеспечение единства и логичности данных цифрового двойника региона. Это возможно благодаря централизации всех процессов ведения и регулирования нормативно-справочной информации. Вторая задача - это централизация процессов обмена данными между информационными системами, а третья - объединение информации, которая описывает показатели жизни региона. Подобная информация формируется в процессе работы региональных властей и органов самоуправления.

Секция «Программные средства и информационные технологии»

Так как данные - важнейший актив цифровой экономики, то главной из задач управления регионом, является обеспечение доступности данных в режиме, близком к реальному времени, в процессах оказания государственных услуг и межведомственного взаимодействия.

В Красноярском крае в конце 2020 года начали вести работу по созданию государственной информационной системы «Региональная система управления данными Красноярского края», данная система предназначена для приема, обработки, хранения и передачи данных в целях формирования и использования единого информационного пространства управления данными в крае. РСУД, как часть НСУД - это все часть федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [2-3]. Реализацией такой масштабной системы для края занимается Центр информационных технологий Красноярского края. На данный момент уже сформированы требования к системе и разработано техническое задание, и в скором времени проект перейдет на первые этапы реализации системы. Объектом автоматизации являются процессы обработки, хранения и передачи эталонных данных в цифровом формате для отображения ключевых параметров деятельности органов исполнительной власти.

На рисунке 1 схематично показано как данные с ИС различных поставщиков, будь это государственные органы или информация с интернета, будут поступать в единое пространство данных всего региона, где будут преобразовываться, храниться и подготавливаться для дальнейшей передачи ее потребителям.

ЕДИНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДАННЫХ РЕГИОНА

I- - - - - - - -

ДАННЫЕ

(НСИ, реестры, наборы данных, ЭД, файлы и др.) « _

4 4 ♦ f ♦ ♦

ИС ПОСТАВЩИКОВ ДАННЫХ

Рис. 1. Схема управления данными региона

Предлагаемые решения по организации работы с данными региона позволят:

- обеспечивать систематизацию и формирование региональных информационных ресурсов;

- накапливать и хранить большие объемы данных в соответствии с их типизацией;

- обеспечивать достоверность и актуальность данных, оперативный доступ к ним;

- использовать цифровые данные региона для предоставления сервисов для граждан, бизнеса и государства;

- проводить комплексный анализ жизнедеятельности региона;

- повышать качество и оперативность принимаемых управленческих решений;

- построить «умное» управление регионом.

Все это позволит обеспечить безопасность данных, накапливать и хранить большие объёмы информации, анализировать многолетние данные. Кроме этого, правильное управление информацией обеспечит проведение комплексного анализа жизнедеятельности региона.

Задачи управления данными цифрового региона:

- Централизация нормативно-справочной информации региона;

- Хранение и обработка цифровых данных региона: сбор, хранение, обработка и упорядочивание всех необходимых данных, разграничение доступа к данным и их защита;

- Централизация взаимодействия информационных систем: получение, хранение и использование данных на основе единых правил, исключение дублирования данных в ИС региона;

- Обеспечение достоверности, актуальности и доступности цифровых данных;

- Предоставление данных цифрового региона для их анализа, принятия решений, формирования сервисов для граждан, бизнеса и государства;

- Формирование реестра региональных информационных ресурсов и их описания.

Как показали регионы, где уже начали внедрять РСУД, это Ленинградская область [4], Калужская область, Тульская область и другие регионы, которые внедряют похожие системы управления, отмечают такие эффекты и возможности как:

- преодоление разобщённости всех данных;

- возможности построения ситуационного центра региона на первичных данных;

- исключение сбора дублирующей отчетности или отдельных типовых запросов;

- повышение доступности региональных отраслевых (ведомственных) данных;

- обеспечение полноты, актуальности, непротиворечивости и связанности данных;

- обеспечение единых требований к управлению данными;

- обеспечение информационной безопасности.

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что создание единого пространства данных в регионе позволит повысить эффективность процессов управления. Это происходит за счет применения единых стандартов и политик управления данными. Как результат - обеспечивается оперативная доступность, достоверность и актуальность данных, их безопасность. В едином пространстве данных можно накапливать, хранить и обрабатывать большие объемы информации, чтобы потом использовать для принятия управленческих решений.

Библиографические ссылки

1. Паспорт национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7) [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/natsionalnaya-programma-tsifrovaya-ekonomika-rossijskoj-federatsii_NcN2nOO.pdf (дата обращения: 25.03.2021).

2. Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 N 9) [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/pasport-federalnogo-proekta-tsifrovoe-gosudarstvennoe-upravlenie.pdf (дата обращения: 26.03.2021).

3. Распоряжение Правительства РФ от 03.06.2019 N 1189-р (ред. от 21.08.2020) «Об утверждении Концепции создания и функционирования национальной системы управления данными и плана мероприятий («дорожную карту») по созданию национальной системы управления данными на 2019 - 2021 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326265/ (дата обращения: 26.03.2021).

4. Единство региональных данных Ленинградской области [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/U6jRE (дата обращения: 26.03.2021).

© Сивцова Е. И., Кандаурова Н. Э., Деревянкина В. С., Алексеев М. С., Маегов С. Е., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.