Научная статья на тему 'Анализ регионального рынка гостиничных услуг на примере республики Карелия'

Анализ регионального рынка гостиничных услуг на примере республики Карелия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2338
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ / СРЕДСТВО РАЗМЕЩЕНИЯ / УСЛУГИ / КИЖИ / СОЛОВКИ / ОТЕЛЬ / ТУРИЗМ / REPUBLIC OF KARELIA / ACCOMMODATION FACILITY / SERVICES / KIZHI / SOLOVKI / HOTEL / TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галицкая Анна Олеговна, Махонин Влад Олегович

В данной статье рассматривается рынок гостиничных услуг в Республике Карелия. Целью данного исследования является анализ рынка гостиничных услуг Республики Карелия. Авторами данной статьи рассматривается спектр услуг предоставляемых гостиницами, стоимость проживания в средствах размещения разного класса, проводится анализ целевой аудитории данного региона, а так же перспективы развития регионального рынка. В данном исследовании были использованы такие методы как анализ, синтез, обобщение, сравнение, измерение и описание. Описанная в статье информация может быть использована туристами в качестве справочной информации при посещении данного региона, специалистами работающими в этой области, а так же инвесторами, планирующими вкладывать средства в развитие гостиничного бизнеса в данном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the regional hotel services market on the example of the Republic of Karelia

This article discusses the hotel services market in the Republic of Karelia. The purpose of this study is to analyze the hotel services market of the Republic of Karelia. The authors of this article consider the range of services provided by hotels, the cost of living in accommodation facilities of different classes, analyze the target audience of this region, as well as the prospects for the development of the regional market. In this study, methods such as analysis, synthesis, generalization, comparison, measurement, and description were used. The information described in the article can be used by tourists as reference information when visiting this region, specialists working in this area, as well as investors planning to invest in the development of the hotel business in this region.

Текст научной работы на тему «Анализ регионального рынка гостиничных услуг на примере республики Карелия»

Анализ регионального рынка гостиничных услуг на примере Республики Карелия

Analysis of the regional hotel services market on the example of the Republic of Karelia

Галицкая А.О. Махонин В.О.

A. Galitskaya, V. Makhonin

В данной статье рассматривается рынок гостиничных услуг в Республике Карелия. Целью данного исследования является анализ рынка гостиничных услуг Республики Карелия. Авторами данной статьи рассматривается спектр услуг предоставляемых гостиницами, стоимость проживания в средствах размещения разного класса, проводится анализ целевой аудитории данного региона, а так же перспективы развития регионального рынка. В данном исследовании были использованы такие методы как анализ, синтез, обобщение, сравнение, измерение и описание. Описанная в статье информация может быть использована туристами в качестве справочной информации при посещении данного региона, специалистами работающими в этой области, а так же инвесторами, планирующими вкладывать средства в развитие гостиничного бизнеса в данном регионе.

This article discusses the hotel services market in the Republic of Karelia. The purpose of this study is to analyze the hotel services market of the Republic of Karelia. The authors of this article consider the range of services provided by hotels, the cost of living in accommodation facilities of different classes, analyze the target audience of this region, as well as the prospects for the development of the regional market. In this study, methods such as analysis, synthesis, generalization, comparison, measurement, and description were used. The information described in the article can be used by tourists as reference information when visiting this region, specialists working in this area, as well as investors planning to invest in the development of the hotel business in this region.

Ключевые слова: Республика Карелия, средство размещения, услуги, Кижи, Соловки, отель, туризм.

Keywords: Republic of Karelia, accommodation facility, services, Kizhi, Solovki, hotel, tourism.

Введение.

В настощее время проблема развития туризма в регионах РФ находится на пике актуальности, так как наша страна обладает огромным

46

туристическим потенциалом, который необходимо развивать и поддерживать. Данная проблема может быть рассмотрена на примере такого региона, как республика Карелия. Республика Карелия - это уникальное место, расположенное на Северо-Западе России. Она богата своими природно-рекреационными ресурсами: около 50 % территории Карельского края покрыто лесом, а четверть — водная поверхность. Карелия — край озер, здесь их более 61 тыс., а еще 27 тыс. рек и 29 водохранилищ. Самые крупные озера — Ладожское и Онежское, а наиболее крупные реки — Водла, Выг, Ковда, Кемь, Сунна и Шуя. В Карелии сосредоточено и множество как природных, так и исторических достопримечательностей. К самым известным можно отнести: Кижи, Валаамский государственный историко-архитектурный и природный музей заповедник, Соловецкий архипелаг, горный парк «Рускеала» и т.д. Таким образом, этот регион привлекателен как для активного отдыха, так и для экскурсионного туризма. Однако, Карелия не входит в число самых популярных дестинаций в России, как, например, расположенный неподалеку Санкт-Петербург.

Для того, чтобы выявить причины данной проблемы, цель исследования была поставлена как: анализ рынка гостиничных услуг Республики Карелия.

К задачам исследования относятся:

1. Провести анализ рынка гостиничных услуг республики Карелия;

2. Провести мониторинг конкурентов на региональном гостиничном рынке;

3. Оценить перспективы развития рынка гостиничных услуг Республики Карелия.

В данной работе были использованы такие методы исследования как анализ, синтез, обобщение, сравнение, измерение и описание.

Авторы научных работ по теме исследования придерживаются мнения, что в республике Карелия имеется потенциал развития гостиничного бизнеса, наиболее яркий пример это Комелева Н.С. и Солдатова Е.В. (2015) «Оценка стратегического потенциала развития индустрии гостеприимства и туризма республики Карелия». В статье проведена оценка возможностей использования локализованных в регионе природно-климатических, культурно-исторических и социально-экономических ресурсов; выявлены ключевые факторы и тенденции развития индустрии гостеприимства и туризма в регионе.

Анализ рынка гостиничных услуг республики Карелия.

Республика Карелия располагает средствами размещения в количестве 452 единицы. Наиболее популярные направления: г. Петрозаводск (146 средств размещения), г. Сортавала (83 средства размещения), г. Лахденпохья

47

(14 средств размещения), п.с.т. Рускеала и г. Костомукша (по 10 средств размещения в каждом).

Средства размещения в республике Карелия представлены разными типами. В большей степени это апартаменты (152 средства размещения), отели (77 средств размещения), гостевые дома (71 средство размещения), дома для отпуска (58 средств размещения), комплексы для отдыха с коттеджами (21 средство размещения) и загородные дома (19 средств размещения).

На территории самих средств размещения в республике Карелия предоставляются парковка (389 средств размещения), бесплатный Wi-Fi (300 средств размещения), возможность размещения домашних животных (264 средства размещения), трансфер от/до аэропорта (147 средств размещения), доставка еды и напитков в номер (83 средства размещения), ресторан (78 средств размещения).

В качестве дополнительных услуг гостиниц предлагаются наличие сауны, бассейна и фитнес-центра, организация рыбалки (в зимнее и летнее время года), катания на лыжах (в зимнее время года), услуги прачечной, химчистки, глажение вещей, услуга "звонок-будильник", а также экскурсии до островов Валаам (из Сортавала), Кижи (из Петрозаводска), на Мраморный каньон (из Рускеалы).

Рост стоимости услуг размещения в гостиницах республики Карелия составляет в среднем 5-8% в год, что является достаточно низким процентом по России в связи с недостаточной популярностью данного направления. Разница цены на услуги размещения может колебаться на 10-20% в зависимости от сезона и категории средства размещения. Стоимость проживания в стандартном двухместном номере, в зависимости от класса гостиницы, находится в следующих диапазонах:

1. для отелей класса "1 звезда" - 1400-2000 рублей;

2. для отелей класса "2 звезды" - 1300-2300 рублей;

3. для отелей класса "3 звезды" - 2200-3500 рублей;

4. для отелей класса "4 звезды" - 3700-4500 рублей.

Отели категории "5 звёзд" в республике Карелия отсутствуют.

Для наглядности средняя стоимость проживания в стандартном двухместном номере в республике Карелия представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Средняя стоимость двухместного номера за ночь в республике Карелия, руб.

Диапазон цен на различные номера в республике Карелия в гостиницах представлен в таблице 1.

Таблица 1

Диапазон цен на номера в гостиниц различных классов в республике Карелия.

Класс гостиницы Стоимость номеров, руб/сутки

Одноместный Двухместный Трёхместный

1 звезда 650-2000 1400-2000 2400-3300

2 звезды 1700-2800 1300-2300 2300-5100

3 звезды 2000-2400 2200-3500 3800-6500

4 звезды 3450-5100 3700-4500 6000-6900

Резюмируя предыдущие положения, можно отметить, что ниша гостиниц категории "люкс" в регионе свободна. Также можно обратить внимание на то, что рынок еще не окончательно сформирован ввиду не совсем логичного ценообразования (трёхместный номер в отеле категории "2 звезды" может стоить дешевле, чем в отеле категории "1 звезда", двухместный номер в отеле категории "1 звезда" может стоить столько же, сколько и одноместный номер в отеле категории "3 звезды" и тому подобное).

Согласно итогам национального туристического рейтинга 2018 года, в котором по каждому из критериев на основе анализа открытых источников и ведомственной статистики 2017-2018 годов, были подготовлены от одной до трех таблиц и проведено соответствующее ранжирование. Были сформированы 3 группы: «золотая двадцатка» - сюда вошли 20 регионов, набравших наибольшее количество баллов, «крепкие профи» - в эту

категорию попали следующие 49 регионов, набравших меньшее количество баллов, и заключает группа, набравшая наименьшая количество баллов, в нее вошли 15 регионов и условно назвали ее «начальный уровень».

Республика Карелия вошла во вторую группу «крепкие профи» и заняла 38 место, набрав при этом 62,5 балла. Более того, по данным аналитического агентства ТурСтат, в 2018 году Карелия вошла в список «Лучшие туристические города и регионы России» и заняла 38 место, с показателем посетивших ее туристов более 800 тысяч человек.

Основная аудитория карельского продукта - люди от 40 лет и старше. Процент молодой аудитории (до 30-35 лет) в бронированиях Карелии не превышает 20-30%. По мнению участников рынка, в этом «возрастном цензе» одна из причин стагнации спроса на направлении.

С другой стороны, как отмечают туроператоры, спрос не растет и по причине снижения платежеспособности россиян.

Влияет на спрос и погодный фактор. Как только устанавливается сухая и солнечная погода, туроператоры отмечают рост интереса туристов, которые стремятся «заехать в регион» в благоприятный для экскурсий период.

На протяжении ряда последних лет в Республике Карелия изменилась структура спроса в туризме. Наблюдается сокращение деловых и профессиональных поездок и увеличение доли поездок в целях отдыха, досуга и рекреации.

Занимая приграничное транзитное положение, Республика Карелия характеризуется хорошей транспортной доступностью и оказывается территорией, связывающей между собой регионы Северо-Запада России и территории скандинавских государств в внутренними регионами России. Такое положение не могло не сказаться на формировании специфической структуры логистических потоков (во всех их аспектах - товарных, транспортных, миграционных, туристских, информационных и других потоках).

Въездной туристский поток в республику входит по трем направлениям:

- Южное направление. Поток представлен как российскими туристами, так и иностранными туристами, в том числе и туристами из стран СНГ. Специализация и направленность данного туристского потока весьма широка и включает в себя практически все категории туристов. Данное направление разделяется на два потока - через Карельский перешеек и основной поток (водным путем через Ладожское и Онежское озеро, по Октябрьской железной дороге и автодороге «Кола»).

- Западное направление (из Финляндии и через нее из других стран Европейского Союза). Поток представлен в основном туристами из стран

50

дальнего зарубежья. Специализация данного потока также весьма разнообразна, но в большей степени выделяется деловой и культурно-исторический туризм. Данное направление включает в себя три потока -через три международных пункта пропуска на карельском участке российско-финляндской границы.

- Северное направление (со стороны Мурманской области). Поток представлен в основном российскими туристами и, частично, туристами из стран дальнего зарубежья (преимущественно, из Швеции и Норвегии). Специализация туристского потока - это, в основном транзитный и деловой туризм.

Туристский поток из других регионов Российской Федерации можно разделить на две составляющие:

- граждане России, приезжающие в республику с целью туризма;

- граждане России, приезжающие в Карелию с деловыми и профессиональными целями, а также находящиеся на территории транзитом.

Доля российских туристов в общем объеме въездного туристского потока составляет около 80%. Из них большую часть составляют жители Москвы и Санкт-Петербурга, центральных регионов России. Потенциальный объем рынка российских туристов составляет более 20 млн. человек (прежде всего за счет жителей Санкт Петербурга, Москвы и центральных регионов). В настоящий момент наблюдается тенденция увеличения спроса на карельские турпродукты со стороны российских туристов. При этом структура потребления российскими туристами остается практически неизменной, согласно официальной статистике о целях поездки туристов, размещенных в карельских гостиницах. Это говорит об установившемся имидже и туристском бренде Карелии среди россиян.

Мониторинг конкурентов на региональном гостиничном рынке.

Рынок гостиничных услуг на территории Республики Карелия на данный момент развивается стремительными темпами за счет реализации государственных проектов1 и привлечения инвестиций. Так, крупная российская инвестиционная компания АФК «Система» планирует в 2020 году построить 3-х звездочную гостиницу на 60 номеров в городе Сегежа, который расположен рядом с одним из крупнейших озер Европы - Выгозеро. В ближайшие два года корпорация и партнеры вложат в проекты в этом регионе около 2 млрд рублей. Еще одна компания корпорации -CosmosGroup - планирует увеличить свой гостиничный портфель в этом регионе до 10 объектов. В первую очередь компания будет брать под

1http://economy.karelia.ru/11650/news/15869.html

управление уже действующие гостиницы, но планирует также с участием партнеров и возведение отдельных комплексов коттеджей2.

Для того, чтобы рассмотреть конкурентную среду на региональном гостиничном рынке Республики Карелия, необходимо обратиться к количественным показателям распределения гостиничных предприятий в регионе по категориям (рис. 2).

Рис.2. Соотношение гостиничных предприятий в Республике Карелия по категориям.

По данным рис. 2 видно, что наибольшее распространение в Республике Карелия имеют КСР «без звезд», к которым, помимо гостиниц, относятся хостелы, апартаменты, гостевые и загородные дома, виллы и т.д. Треть гостиниц в регионе трехзвездочные, а пятизвездочные гостинице в Республике не представлены.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сектор малого и частного предпринимательства наиболее развит в Карелии, а гостиницы люксового сегмента отсутствуют, что порождает высокую конкуренцию среди первого и возможности для инвестирования во второй.

Также, стоит отметить, что в настоящее время на территории Республики Карелия только 15 коллективных средств размещения прошли обязательную классификацию, что увеличивает их конкурентоспособность, так как отсутствие официального сертификата приведет к приостановлению работы и закрытию большого количества предприятий КСР.

В настоящий момент можно выделить четыре основных направления, по которым (при неизбежных конфликтах интересов) развивается гостиничный бизнес в столице Республики Карелия:

2https://www.cre.ru/news/74028

• создание и экспансия на рынке гостиничных услуг мощного гостинично-туристского холдинга "Карелия" с поэтапным планом оптимизации ведения бизнеса на предприятиях холдинга и строительства в перспективе нового отеля класса 3*;

• альтернативный подход к развитию гостиничной инфраструктуры - строительство небольших отелей клубного типа (например, отель "Прионежский", гостиница "Метро"), предлагающих ограниченному кругу клиентов повышенный уровень комфортности;

• эксплуатация и по возможности усовершенствование существующих гостиниц и предприятий гостиничного типа;

• новый как для Республики Карелия, так и для большинства регионов России подход, заключающийся в проектировании сети отелей (сеть "Интерсетьотель", в Петрозаводске - ЗАО "Интеротель").

• В настоящий момент помимо упомянутой сети на российский рынок выражают готовность выйти сразу несколько групп операторов (сети Radisson - 50 отелей по России до 2020 года, Marriott - 40 отелей начиная с 2003 года, в перспективе - Kempinski и т.д.). Подобный ресурс инвестирования является на данный момент наиболее часто используемым в мировой, а в перспективе может стать таковым и в отечественной практике.

Еще одним фактором, влияющим на конкурентную среду в регионе, является сосредоточение большинства гостиниц в нескольких определенных туристских дестинациях Республики. Лидером в этом плане является город Петрозоводск. Такая диспропорция в территориальном распределении туристической активности приводит к обострению конкуренции на ограниченном числе объектов и недоступности для туристов большей части перспективных для туристического освоения территорий. В связи с этим, ряд территорий в регионе является привлекательными для инвестирования из-за отсутствия конкуренции и наличия природных и культурных достопримечательностей.

Перспективы развития регионального рынка гостиничных услуг.

Туризм для Республики Карелия представляет собой такую отрасль экономики, которая позволяет при сравнительно небольших капиталовложениях обеспечить экономически рентабельное использование местных ресурсов - историко-культурного наследия, традиций, культуры. Туризм в республике в настоящее время характеризуется достаточно устойчивыми темпами развития. Однако основная туристская нагрузка

приходится лишь на несколько наиболее известных и традиционных центров, привлекающих туристов - Кижи, Валаам, Соловки, Петрозаводск.

Главной задачей при создании условий для формирования и развития регионального кластера является задача повышения привлекательности территории для внешних экономических агентов через использование дифференцированной региональной экономической политики и оптимизацию размещения факторов производства. Задача органов государственного управления в регионе создать такие условия, при которых ресурсы и потенциал территорий использовались бы наиболее оптимальным образом (на основе сочетания специализации и процессов кооперирования). С точки зрения развития туризма и его пространственной дифференциации в республике выделяют два типа зон, включающих в себя центры туристской активности: опорные (основные) и автономные (второстепенные) туристские зоны это отображено на рисунке 3.

Рисунок 3. Схема расположения опорных и автономных туристских зон и центров в Республике Карелия

Опорные туристские зоны и центры увязаны между собой единой сетью туристских маршрутов и общей туристской инфраструктурой.

Связующие элементы туристской инфраструктуры и основные туристские маршруты, объединяющие зоны и туристские центры, были разработаны в рамках подготовки заявки на создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Республике Карелия и дополнены проектными предложениями в рамках разработки «Стратегии развития туризма в Республике Карелия на период до 2020 года» и «Генеральной схемы размещения объектов и инфраструктуры туризма в Республике Карелия». Опорные туристские зоны включают в себя наиболее популярные и известные объекты туристского показа и охватывают основные туристские потоки.

В соответствии с общей концепцией размещения туристской инфраструктуры в регионе в качестве опорных туристских зон республики отобраны территории, выявленные в результате зонирования по следующим критериям:

- наличие объектов туристской и прочей инфраструктуры (транспортной, инженерной, социальной и др.);

- близость расположения по отношению к ключевым инфраструктурным объектам (транспортным узлам, международным или федеральным транспортным магистралям, международным пунктам пропуска);

- высокая плотность объектов туристского показа (как на территории самой зоны, так и на сопредельных территориях);

- уникальность и высокие видеоэкологические характеристики ландшафтов, природно-рекреационные особенности;

- высокий маркетинговый потенциал территории (наличие «раскрученных» или потенциальных туристских брендов, интерес туристов к территории, прогнозируемость финансовых результатов от развития туризма на территории);

- интерес реальных и потенциальных инвесторов к территории.

На основании экспертной оценки с учетом вышеназванных критериев при разработке Генеральной схемы размещения объектов инфраструктуры и туризма в Республике Карелия на период до 2025 года в качестве опорных туристских зон выбраны следующие:

1. Туристская зона «Центральная» (расположена в центральной части Кондопожского муниципального района, а также включает в себя территорию Заонежского полуострова с островами, включая Кижские шхеры).

2. Туристская зона «Приладожская» (расположена на территории муниципальных районов СеверногоПриладожья - Питкярантского, Сортавальского и Лахденпохского, включая ладожское шхеры и архипелаг Валаам).

3. Туристская зона «Кемско-Беломорская» (расположена в пределах Беломорского и Кемского муниципальных районов вдоль побережья Белого моря, включая островные территории вдоль Карельского Берега, в том числе архипелаг Кузова).

4. Туристская зона «Пяозерская» (расположена на Севере Карелии - на территории Лоухского муниципального района, включает в себя территории, расположенные к северо-западу от озера Пяозеро (Кумского

водохранилища), гору Пяйнур и территорию природного национального парка «Паанаярви»).

Планируется, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе опорные туристские зоны будут обслуживать более 60% общего туристского потока в республику. На их территории планируется реализация крупных инвестиционных проектов по созданию и развитию объектов туристской инфраструктуры, а также по обустройству существующих объектов туристского показа. Они будут выступать в качестве узловых элементов формирующегося регионального туристского кластера.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Джанджугазова Е.А., Черникова Л.И., Фаизова Г.Р. Туризм и региональное развитие в условиях новых российских реалий. - М., Русайн, 2016. - С. 148.

2. Джанджугазова Е.А. «Российский туризм в новой реальности: постановка проблемы.// Российские регионы: взгляд в будущее. - 2015. - Т. 2. № 4. - С. 99-109.

3. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий. Учебное пособие для академического бакалавриата. Москва. 2017 (3-е издание, исправленное и дополненное)

4. Джанджугазова Е.А. Формирование стратегии регионального развития туристско-рекреационного комплекса. Москва, 2004.

5. Комелева Н.С. Оценка стратегического потенциала развития индустрии гостеприимства и туризма республики Карелия / Н.С. Комелева, Е.В. Солдатова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева - 2015 -10с.

6. Скобкин С.С. Экономика гостиничного, ресторанного и туристического предприятия: Учебное пособие / С.С. Скобкин -М:Российская Экономическая Академия им. Г.В. Плеханова, 2009 - 272 с.

7. Институт экономики Карельского научного центра Российской академии наук: Управление развитием туризма в регионе [Электронный ресурс] / Институт экономики Карельского научного центра Российской академии наук - Режим доступа: http: //resources.krc.karelia.ru/krc/doc/publ2008/upravl turizm.pdf (дата обращения: 13.06.2019)

8. Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова: Ситуационный центр [Электронный ресурс] / Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова - Режим доступа:

http://reu.stat.university:8180/biportal/contourbi s.jsp?solution=solution&allsol=1 &project=%2Fsolution%2FMonitoring (дата обращения: 10.06.2019)

9. Карелия-лайнс. Туроператор по Карелии и Соловкам: Экскурсии по Карелии [Электронный ресурс] / Карелия-лайнс. Туроператор по Карелии и Соловкам - Режим доступа: https://karelia-lines.ru/ekskursii-po-karelii.html (дата обращения: 12.06.2019)

10. Сайт бронирования отелей [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.bookmg.com/searchresults.m.html?aid=356980&label=gog235jc-1DCAYowgFCB2thcmVsaWFIIVgDaMIBiAEBmAEhuAEIyAEM2AED6AEB-AECiAIBqAIDuALxt47oBcACAQ&sid=8a5f8aeb 11c7e816125dd2b9ef7bad7e&t mpl=searchresults&checkin_month=7&checkin_monthday=1 &checkin_year=201 9&checkout month=7&checkout monthday=2&checkout year=2019&class inter val=1&dest id=5973&dest type=region&from sf=1&group adults=2&group chi ldren=0&label click=undef&no rooms=1&order=class asc&raw dest type=regio n&region=5973&room1=A%2CA&rows=15&sb price type=total&shw aparth=1 &slp r match=0&srpvid=05444b9d133d0147&ss=%D0%9A%D0%B0%D1%80 %D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%8F&ssb=empty&ssne=%D0%9A%D0%B0 %D 1 %80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D 1 %8F&ssne untouched=%D0%9A% D0%B0%D 1 %80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D 1 %8F&nflt=class%3D4%3Bcl ass%3D5%3B&rdf= (дата обращения: 13.06.2019)

11. Ассоциация туроператоров: Каких туристов не хватает Карелии [Электронный ресурс] / Ассоциация туроператоров - Режим доступа: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/47255.html (дата обращения: 08.06.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.