Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЫТА СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИЙ'

АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЫТА СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СИСТЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сирая Г. С.

В статье проведено исследование опыта сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий-работодателей в сфере среднего профессионального образования в контексте развития образовательного потенциала территорий, как основы обеспечения потребностей региональной экономики в квалифицированных профессиональных кадрах, привлечения инвестиций и достижения целей устойчивого социально-экономического развития регионов и страны в целом. Анализ показал, что в отдельных регионах и отраслях экономики накоплен определенный положительный опыт организации сетевого взаимодействия. Доказано, что в современных условиях оперативное обеспечение экономики региона высококвалифицированными кадрами должно базироваться на активном участии предприятий-работодателей в подготовке специалистов требуемой квалификации, что позволит придать сетевому взаимодействию системный эффективный характер. В ходе исследования проработаны вопросы экономического стимулирования участия предприятий-работодателей в программах сетевого развития образовательного потенциала территорий с учетом возможных совокупных затрат со стороны бизнес-сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сирая Г. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF REGIONAL EXPERIENCE OF NETWORK INTERACTION IN CONTEXT OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF TERRITORIES

Article examines the experience of networking between professional educational organizations and employers in the field of secondary vocational education in context of development of educational potential of territories as basis for meeting the needs of regional economy in qualified professional personnel, attracting investment and achieving the goals of sustainable socio-economic development of regions and country as a whole. Analysis showed that certain positive experience of networking has been accumulated in certain regions and sectors of economy. It has been proved that in modern conditions the operational provision of region's economy with highly qualified personnel should be based on active participation of enterprises-employers in training of specialists of required qualifications, which will give network interaction systematic effective nature. In course of study, issues of economic incentives for participation of employer enterprises in programs of network development of educational potential of territories, taking into account possible aggregate costs from business community, were worked out.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЫТА СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИЙ»

of technological sovereignty of Russia [Electronic resource]. — URL: https:// rospatent.gov.ru.

5. Kopylov, V. V. Problems and prospects of personnel support of agro-industrial complex // Economics and management. — 2017. — № 1. — P. 110-112.

6. Russia needs to increase the level of technological competence in agro-industrial complex in the conditions of unprecedented sanctions pressure [Electronic resource]. — URL: https://ria.ru.

7. Rostov region in numbers / Ros-tovstat. — Rostov-on-Don, 2022.

8. Skorobogatykh, I. I., Lukina, A. V., Musatova, Zh. B. Concept of sustainable marketing // Bulletin of Russian University of Economics. — 2013. — № 4. — P. 5-17.

9. Sokolov, A. P., Ponomareva, E. V. Ecological component in development of strategy of sustainable development of re-

gional APK // Vestnik VUiT. — 2014. — № 4 (32).

10. Sustainable Development Goals [Electronic resource]. — URL: https:// www.un.org.

11. Efremenko, I., Bondarenko, V., Romanishina, T., Rudoy, D., Olshevskaya, A. Application issues of spatial interaction marketing in regional agribusiness sustainable development // State and Prospects for Development of Agribusiness : 14th International scient.-pract. conf. — Rostov-on-Don, 2021. — P. 08080.

12. Ostrom, E. Background on institutional analysis and development framework // Policy Studies Journal. — 2011. — Vol. 39, № 1. — P. 7-27.

13. Planet People Profit — ESG [Electronic source]. — URL: https://www. esgthereport.com.

Б0110.54220/ъ™ив.1991-0533.2023.80.4.023

Г. С. Сирая

АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЫТА СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИЙ

Аннотация

В статье проведено исследование опыта сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий-работодателей в сфере среднего профессионального образования в контексте развития образовательного потенциала территорий, как основы обеспечения потребностей региональной экономики в квалифицированных профессиональных кадрах, привлечения инвестиций и достижения целей устойчивого социально-экономического развития регионов и страны в целом. Анализ показал, что в отдельных регионах и отраслях экономики накоплен определенный положительный опыт организации сетевого взаимодействия. Доказано, что в современных условиях оперативное обеспечение экономики региона высококвалифицированными кадрами должно базироваться на активном участии предприятий-работодателей в подготовке специалистов требуемой квалификации, что позволит придать сетевому взаимодействию системный эффективный характер. В ходе исследования проработаны вопросы экономического стимулирования участия предприятий-работодателей в программах сетевого развития образовательного потенциала территорий с учетом возможных совокупных затрат со стороны бизнес-сообщества.

Ключевые слова

Образовательный потенциал территории, сетевое взаимодействие, система среднего профессионального образования.

G. S. Siraya

ANALYSIS OF REGIONAL EXPERIENCE OF NETWORK INTERACTION IN CONTEXT OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF TERRITORIES

Annotation

Article examines the experience of networking between professional educational organizations and employers in the field of secondary vocational education in context of development of educational potential of territories as basis for meeting the needs of regional economy in qualified professional personnel, attracting investment and achieving the goals of sustainable socioeconomic development of regions and country as a whole. Analysis showed that certain positive experience of networking has been accumulated in certain regions and sectors of economy. It has been proved that in modern conditions the operational provision of region's economy with highly qualified personnel should be based on active participation of enterprises-employers in training of specialists of required qualifications, which will give network interaction systematic effective nature. In course of study, issues of economic incentives for participation of employer enterprises in programs of network development of educational potential of territories, taking into account possible aggregate costs from business community, were worked out.

Keywords

Educational potential of territory, networking interaction, secondary vocational education system.

Введение

Сложившиеся в последние годы реалии геополитической обстановки в мире сформировали и продолжают формировать все более серьезные вызовы и угрозы суверенитету, экономической стабильности нашего государства. Санкци-онная политика западного блока государств в отношении России все более приобретает черты экономической войны, экономического терроризма. В этих условиях жизненно необходимыми являются оперативная разработка и принятие комплекса управленческих решений, направленных на обеспечение устойчивого им-портозамещения критически важных отраслей экономики, недопущения технологической стагнации, создание условий для устойчивого социально-экономического развития страны в целом и каждого региона в частности. При этом очевидно, что решение актуальных задач структурной перестройки экономики страны невозможно без оперативного обеспечения предприятий и организаций высококвалифицированными кадрами в рамках раз-

вития образовательного потенциала территорий. В этой связи особую значимость приобретает проблема кардинального совершенствования системы среднего профессионального образования, особенно на региональном уровне. В настоящее время, несмотря на принимаемые на федеральном и региональных уровнях определенные организационные меры, система среднего профессионального образования продолжает оставаться инертной, слабо ориентированной на удовлетворение потребностей реального сектора экономики страны в целом и региональной экономики в особенности. Одной из ключевых причин несоответствия системы регионального среднего профессионального образования актуальным вызовам сегодняшнего дня является низкая эффективность организации сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий-работодателей. Сложившаяся в регионах практика сетевого взаимодействия по-прежнему зачастую носит декларативный, формальный характер. При этом неразвитость меха-

низмов экономического стимулирования предприятий-работодателей к активному участию в подготовке специалистов требуемой квалификации не позволяет придать сетевому взаимодействию системный эффективный характер. Вместе с тем, в отдельных регионах, отраслях экономики накоплен определенный положительный опыт организации сетевого взаимодействия. Всесторонний анализ как положительных, так и отрицательных тенденций позволит сформировать оптимальные направления и механизмы эффективного решения данной проблемы.

Материалы и методы

Информационную основу статьи составили результаты исследований по актуальным аспектам развития сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий-работодателей в сфере среднего профессионального образования. Проведена научно-практическая проработка данных аспектов по материалам исследований отечественных авторов.

В ходе исследования проработаны вопросы экономического стимулирования участия предприятий-работодателей в программах сетевого развития образовательного потенциала территорий с учетом возможных совокупных затрат со стороны бизнес-сообщества.

В статье использованы методы теории регионального воспроизводства, теории человеческого капитала, а также общенаучные методы познания: системного анализа, сравнительного и логического анализа, обобщения и синтеза полученной информации.

Результаты и обсуждение

Проблематика организации сетевого взаимодействия при формировании и развитии образовательного потенциала территории нами уже была ранее исследована на примере такого региона, как Ростовская область [1]. В настоящей работе предложен анализ реализации сетевого взаимодействия в сфере системы среднего профессионального образования других территорий России. С этой

целью нами были выбраны пять регионов с различными географическими, климатическими и соответственно экономическими условиями. При этом за основу были взяты исследования, проведенные за последние два года. Так, в работе А. Н. Таракановой [2] исследован опыт реализации сетевого взаимодействия в городе Санкт-Петербург. Здесь на базе колледжа туризма в целях обеспечения подготовки высокопрофессиональных и востребованных на рынке труда кадров создана региональная площадка сетевого взаимодействия, которая объединила шесть различных образовательных организаций. В целях функционирования данной площадки созданы 11 лабораторий и учебных мастерских, в которых осуществляется подготовка различных специалистов. Обучение организовано в соответствии с требованиями ФГОС, профессиональных стандартов и стандартов WorldSkills. Примечательно, что формирование соответствующих компетенций направлено не только на успешную сдачу демонстрационного экзамена, но и подготовку к дальнейшей профессиональной деятельности. Вместе с тем примеров реального взаимодействия образовательных организаций с предприятиями-работодателями в настоящем исследовании не приводится.

В работе А. А. Иванниковой [3] анализируется опыт сетевого взаимодействия Борисоглебского техникума промышленных и информационных технологий с предприятиями машиностроительной отрасли Воронежской области. Здесь внедрены и реализуются такие механизмы сетевого взаимодействия, как создание и функционирование учебного центра профессиональных квалификаций, непосредственное участие предприятий в формировании образовательных программ, оценка уровня профессиональной подготовки студентов. Социальными партнерами техникума являются Грибановский машиностроительный завод, заводы «Борхиммаш», «БорМаш» и другие предприятия, крайне заинтересо-

ванные в подготовке специалистов таких компетенций, как «монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов», «наладчик технологического оборудования», «оператор станков с программным управлением», «слесарь механосборочных работ», «токарь», «фрезеровщик», «электрогазосварщик» и др.

О. Р. Скальская [4] в своем исследовании отмечает недостаточный уровень сетевой формы реализации образовательных программ в г. Казань, республика Татарстан. Одна из ключевых причин, по мнению автора, — отсутствие соответствующих площадок, оснащенных современной материально-технической базой. В результате в основном сетевое взаимодействие большинства образовательных организаций с предприятиями-работодателями сводится к направлению студентов для прохождения производственной практики. Как положительный пример, отмечается попытка создания экспериментальной площадки четырьмя профессиональными образовательными организациями сферы услуг. При этом об эффективности данной площадки пока речь не идет.

Примечательным в рамках рассматриваемой проблематики, на наш взгляд, является анализ, проведенный А. Г. Апухтиной [5] на примере Кемеровской области. Здесь, при всем уважении к автору, мы сталкиваемся с определенной подменой понятий, так как термин «сетевое взаимодействие», предполагающий реальные взаимовыгодные отношения образовательных организаций и предприятий-работодателей подменяется термином «горизонтальное сетевое взаимодействие профессиональных образовательных организаций». В качестве примеров в работе приводятся такие мероприятия, как чемпионаты движения WorldSkills, внедрение стандартов WorldSkills, реализация программ подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по топ-50, организация промежуточной и государственной итоговой аттестации в форме де-

монстрационного экзамена, участие в различных федеральных и региональных конкурсов на получение грантов для оснащения учебных мастерских. При этом, впечатляющими выглядят такие количественные показатели, как создание и модернизация 63 учебных мастерских, соответствующих международному уровню, 38 центров проведения демонстрационного экзамена по методике WorldSkШs, создание площадок для проведения региональных чемпионатов WorldSkШs по 45 компетенциям. В качестве примера приводится также деятельность Кузнецкого индустриального техникума по обновлению содержания образования посредством внедрения практико-ориенти-рованных и гибких образовательных программ, учитывающих потребности рынка труда. Все перечисленные, безусловно, положительные моменты, являются важными составляющими элементами сетевого взаимодействия, но отнюдь не являются достаточными для эффективного построения и функционирования его системы в рамках формирования образовательного потенциала территорий. В этой связи более показательным, на наш взгляд, является опыт организации сетевого взаимодействия в Тюменской области, представленный в работе Ю. В. Кали-нюк [6]. Здесь на основе анализа экономических особенностей региона создано 9 образовательных отраслевых кластера с определением ведущей профессиональной образовательной организации: агропромышленный, лесопромышленный, промышленный, информационных технологий, образования и культуры, здравоохранения, сферы услуг, транспорта, строительный. В состав каждого из представленных кластеров входят представители ассоциаций работодателей, предприятий, местных органов власти, общественных организаций. При этом в каждом кластере образованы координационные и экспертные советы, что уже само по себе создает условия для функционирования системы управления сетевым взаимодействием.

Представленный анализ организации сетевого взаимодействия в различных регионах страны позволяет сделать следующие выводы.

1. В регионах накоплен определенный опыт организации сетевого развития образовательного потенциала территорий, прослеживаются попытки направить сетевое взаимодействие на удовлетворение потребностей экономики территорий.

2. Несмотря на принимаемые меры, система организации сетевого взаимодействия по-прежнему отличается низкой эффективностью, носит в большинстве случаев, так называемый, горизонтальный характер, слабо ориентирована на подготовку специалистов требуемых квалификаций для конкретных предприятий-работодателей.

3. Оценка эффективности сетевого взаимодействия в большинстве случаев сводится к количественным показателям, достигнутых образовательными учреждениями, и не включает в себя показателей качественных. Об оценке экономического эффекта речь, как правило, вообще не идет.

4. Система управления сетевым развитием образовательного потенциала территорий в настоящее время как так таковая отсутствует, в различных регионах создаются лишь ее отдельные элементы.

5. Неразвитость и полное отсутствие механизмов экономического стимулирования не обеспечивает реальное инициативное участие предприятий-работодателей в подготовке специалистов требуемых компетенций.

В целях обеспечения требуемой эффективности сетевого взаимодействия в современных условиях нами ранее была предложена модель управления системой и процессом сетевого развития, экономические механизмы стимулирования предприятий-работодателей и разработана последовательная методика реализации данных задач [7]. Предложенная система управления сетевым развитием образовательного потенциала территории включает в себя взаимодействие федеральных,

региональных и муниципальных органов государственной власти и местного самоуправления, наделенных соответствующими полномочиями и обладающих требуемыми ресурсами в рамках реализации сетевых образовательных программ, а также наличие регионального координационного совета по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Данный совет должен включать представителей министерства образования региона, министерств и ведомств, ответственных за развитие экономики и промышленности, управления региональным рынком труда и занятости населения, руководителей ключевых, социально-значимых предприятий и организаций [7].

В целях вовлечения предприятий-работодателей в систему сетевого взаимодействия необходимо внедрение мер экономического стимулирования, которые в первую очередь будут направлены на компенсацию возможных затрат и обеспечат заинтересованность предприятий в сетевой реализации образовательных программ.

Рассмотрим основные совокупные затраты со стороны бизнес-сообщества участия в реализации программ сетевого развития.

1. Затраты на создание производственных площадок обучения:

- закупка и эксплуатация технологического оборудования;

- содержание производственных помещений.

2. Затраты на организацию и прохождение производственной практики обучающимися:

- вознаграждение наставников производственного обучения;

- обеспечение сырьем и материалами для выполнения производственных заданий;

- обеспечение машино-времени работы оборудования;

- обеспечение выполнения мероприятий по охране труда, в том числе обеспечение студентов средствами индивидуальной защиты.

Примерами экономических механизмов вовлечения работодателей в процесс сетевого развития могут быть:

- право на применение инвестиционного налогового вычета при участии в реализации программ сетевого развития;

- право на применение пониженной ставки по налогу на имущество организаций, предоставляемое инвесторам в отношении вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционного проекта имущества организаций, предназначенного для эксплуатации другими лицами;

- право на льготное кредитование и т. д.

Данные меры предполагают внесение соответствующих дополнений в региональные законы, регулирующие вопросы налогообложения и инвестиций. Инвестициями будут считаться финансовые средства организаций, направленные на реализацию программ сетевого развития, и могут включать в себя рассмотренные нами основные затраты на создание производственных площадок обучения и организацию прохождения производственной практики обучающимися.

В конечном итоге предлагаемые меры позволят обеспечить экономический эффект реализации программ сетевого развития образовательного потенциала, который будет выражаться, прежде всего, в виде социально-экономического эффекта и может включать в себя:

1) повышение уровня образовательного потенциала территорий;

2) обеспечение существующих и перспективных потребностей экономики региона в высококвалифицированных рабочих кадрах и специалистов среднего звена;

3) повышение уровня и структуры занятости и уровня заработной платы в регионах, а значит повышение уровня и качества жизни населения.

Выводы

В статье были исследованы тенденции, конкретный опыт построения и функционирования системы сетевого

взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий-работодателей в различных регионах нашей страны. На основании проведенного анализа были сделаны выводы о низкой эффективности сетевого развития образовательного потенциала территорий, его несоответствия современным потребностям экономики. Основными проблемами, на наш взгляд, являются неразвитый характер системы управления сетевым развитием и практически полное отсутствие экономических механизмов вовлечения предприятий-работодателей, бизнес-сообщества в подготовку специалистов требуемых компетенций. Предложенные нами методика организации и механизмы реализации системы сетевого взаимодействия позволяют, на наш взгляд, решить проблемы сетевого развития образовательного потенциала регионов более эффективно.

Библиографический список

1. Сирая, Г. С. Особенности формирования образовательного потенциала территории в системе среднего профессионального образования в Ростовской области // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров : материалы XXIII нац. науч. конф. — Таганрог, 2022. — С. 197-200.

2. Тараканова, А. Н. Обеспечение своевременного реагирования системы СПО на изменение требований рынка труда как показатель качества профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 72-1. — С. 266-270.

3. Иванникова, А. А. Модель реализации сетевого взаимодействия на примере социального сотрудничества ГБПОУ во «БТПИТ» с предприятиями машиностроительной отрасли региона // Сетевое взаимодействие как условие формирования нового качества профессионального образования : сб. материа-

лов I Всерос. науч.-практ. конф. — Бори-соглебск, 2016. — С. 35-41.

4. Скальская, О. Р. Система сетевого взаимодействия отраслевых профессиональных образовательных организаций // Перспективные направления взаимодействия науки и общества как основа инновационного развития : сб. статей междунар. науч.-практ. конф. — Уфа,

2020. — С. 124-127.

5. Апухтина, А. Г., Малороссияно-ва, О. И. Сетевое взаимодействие профессиональных образовательных организаций как фактор развития системы профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2021. — № 1 (41). — С. 101-107.

6. Калинюк, Ю. В. Смышляева Л. Г., Матвеев, Д. М. Проектирование изменений в системе профессионального образования региона: кластерный подход // Научно-педагогическое обозрение. —

2021. — № 6 (40). — С. 84-94.

7. Сирая, Г. С., Олейникова, И. Н. Подходы к организации сетевого развития образовательного потенциала территорий // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2022. — Т. 2, № 4. — С. 128-137.

Bibliographic list

1. Siraya, G. S. Features of formation of educational potential of territory in system of secondary vocational education in Rostov region // Modernization of Russian society and education: new economic benchmarks, management strategies, law enforcement and training issues : proceedings of XXIII National scient. conf. — Taganrog, 2022. — Р. 197-200.

2. Tarakanova, A. N. Ensuring timely response of SPE system to changes in labor market requirements as indicator of quality of professional education // Problems of modern pedagogical education. — 2021. — № 72-1. — P. 266-270.

3. Ivannikova A.A. Model of implementation of network interaction on the example of social cooperation of GBPEE in BTPIT with enterprises of engineering industry in region // Network interaction as condition for formation of new quality of professional education : proceedings of I All-Russian scient.-pract. conf. — Bori-soglebsk, 2016. — P. 35-41.

4. Skalskaya, O. R System of network interaction of sectoral professional educational organizations // Prospective directions of interaction between science and society as basis for innovative development : collection of articles of International scient.-pract. conf. — Ufa, 2020. — P. 124-127.

5. Apukhtina, A. G., Malorossiano-va, O. I. Network interaction of professional educational organizations as factor of professional education system development // Professional Vocational Education in Russia and abroad. — 2021. — № 1 (41). — P. 101 -107.

6. Kalinyuk, Y. V., Smyshlyaeva, L. G., Matveev, D. M. Designing changes in secondary vocational education system in region: cluster approach // Scientific and pedagogical review. — 2021. — № 6 (40). — P. 84-94.

7. Siraya, G. S., Oleinikova, I. N. Approaches to organization of network development of educational potential of territories // Economics and management: problems, solutions. — 2022. — Vol. 2, № 4. — P.128-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.