УДК 338.48
АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ДЛЯ МОЛОДЁЖНОЙ АУДИТОРИИ
Чистилина Анна Павловна, Мастерова Валентина Андреевна
Студентки третьего курса бакалавриата Высшей школы туризма и гостеприимства
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
г. Москва, Российская Федерация
a_chistilina@list. ги
Научный руководитель:
Шалаев Дмитрий Викторович
Преподаватель Высшей школы туризма и гостеприимства
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
г. Москва, Российская Федерация
ёешап. пвЫ@шаИ ги
Аннотация. Статья посвящена изучению туристского потенциала Республики Карелия, описаны основные туристские объекты и выявлены основные ресурсы, благодаря которым Республика Карелия удерживает лидирующие позиции среди российских регионов по туристской привлекательности. В научной работе проанализирован объем туристского потока, была выявлена тенденция роста спроса на туристические услуги Республики. В исследовании выделена проблема отсутствия в структуре турпотока Республики Карелия молодежного сегмента и туристской инфраструктуры, адаптированной под потребности молодежной целевой аудитории и были представлены пути решения. Были представлены сравнение средств размещения и сделаны выводы о низкой конкуренции и недостаточном развитии услуг для молодёжи. Автором были предложены решения для привлечения молодёжной целевой аудитории и позиционирования туристского предложение Республики Карелия для молодёжи.
Ключевые слова: средства размещения, молодежный сегмент, Республика Карелия, туристский потенциал, туристский поток
Республика Карелия - субъект Российской Федерации в составе Северо-Западного федерального округа, являющийся частью Северного экономического района. Туризм в Республике Карелия — одна из отраслей экономики Республики Карелия, составляющая около 5 % валового внутреннего продукта [1].
К основным преимуществам и предпосылкам развития туризма в Карелии относятся:
- Историко-культурный потенциал (на государственном учете числятся свыше 4000 памятников).
- Эстетические особенности ландшафта.
- Лесные ресурсы.
- Водные ресурсы.
- Гидроминеральные ресурсы.
- Развитая транспортная и гидросеть.
- Близость к крупным мегаполисам: Санкт-Петербург и Москва. - Карелия — транзитная территория между Европой и Россией.
- Наличие подготовленных специалистов.
- Творческий потенциал населения [6].
Республика Карелия удерживает лидирующие позиции среди российских регионов по туристской привлекательности благодаря выгодному сочетанию транспортно-географического положения с сохранившимся природно-ресурсным потенциалом, богатому культурно-историческому, этнографическому и религиозному наследию. Этот комплекс различных туристско-рекреационных ресурсов формирует хорошую базу и перспективу для развития различных видов и форм туризма.
В Карелии популярны такие виды туризма, как:
• экологический туризм;
• спортивный туризм;
• активный и приключенческий туризм;
• охота и рыбалка;
• сельский туризм;
• культурно-познавательный (экскурсионный) туризм[9].
Туроператоры молодежного туризма Карелии предлагают различные виды отдыха для детей и молодёжи. В общей массе туров, направления организации отдыха для молодежи, можно выделить наиболее популярные:
1. Культурно-познавательный (экскурсионный) туризм;
2. Спортивно - оздоровительный и активный туризм (размещение в лагерях и на туристических базах);
3. Туризм с целью обучения.
Республика Карелия привлекает туристов в первую очередь своей экологически чистой природой. Туристские компании Карелии специализируются на зимних и летних видах отдыха. Летом Карелия пользуется большой популярностью у любителей водного туризма, путешественников на атомобилях и велсипедах, у охотников и рыбаков. По Онежскому и Ладожскому озёрам ходят круизные теплоходы. Постоянно работают санатории посёлка Марциальные воды — первого курорта России, основанного в 1719 указом Петра Первого. По рекам проходят маршруты с целью сплава на байдарках, каяках, а также рафтах. Кроме того, востребованы маршруты для экологического туризма, фототуризма, набирает популярность геокешинг. Также развивается конный туризм. В определенных участках допустима охота на косуль, кабанов, бобров и водоплавающую птицу. Зимний туризм также интересен - имеется возможность заниматься абсолютно
всеми типами лыжного спорта, принять участие в сафари на собачьих или оленьих упряжках, осуществить путешествие на снегоходах. С января 2012 года проходит интернациональная гонка на собачьих упряжках «По земле Сампо».
В Карелии кроме того сформирован экологический и природный туризм. Есть особо охраняемые природные территории - заповедники" Кивач" и "Костомукшский", природный парк "Валаамский архипелаг", а также национальные парки "Водлозерский" и "Паанаярви". Остров Валаам, находящийся в северной части Ладожского озера, считается наиболее большим островом Валаамского архипелага. На острове располагается монумент русского зодчества - функционирующий Валаамский ставропигиальный мужской монастырь. В монастырь разрешен доступ путешественникам. На Онежском озере находится остров Кижи с известным на весь мир историко-архитектурным музеем "Кижи". В состав музея входит древесный комплекс Кижского погоста из 2 церквей и колокольни XVШ-XIX веков, охваченных оградой, разнообразные хозяйственные постройки, часовни, и дома, перевезенные из разных областей Карелии. В северной части республики пребывают стоянки первобытных людей и наскальные рисунки - петроглифы. Больше всего их в устье реки Выг, недалеко от Беломорска - тут можно увидеть практически 2000 петроглифов, популярных ровно как "Бесовы Следки" и "Залавруга". Кроме того, существует огромный комплекс петроглифов на восточном берегу Онежского озера, здесь их приблизительно 1100, и тянутся они почти 20 км.
Два острова в Белом море - Немецкий Кузов и Русский известны большими святилищами древнейших саамов. Это неповторимые в мире культовые постройки такого рода величины.
В Костомушском и Калевальском районах возможно ознакомиться с памятниками, связанными со всемирно популярным карело-финским эпосом "Калевала" - домами и могилами рунопевцев, местами, отображёнными в эпосе.
В городе Кеми находится единственный из наиболее привлекательных памятников русского деревянного зодчества - Успенский собор, созданный в начале XIX века, собор стоит на самом высоком берегу Леп-острова.
Каждый сентябрь в поселке Эссойла Пряжинского района проходит финно-угорский карнавал мужской культуры "Медолапый - диво леса". Он дает возможность не только познакомиться с традиционной культурой народов Карелии, но пройти своеобразный курс обучения безопасному поведению в лесу и на воде.
Основные достопримечательности Республики Карелия:
• Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи"
• Валаам
• Курорт "Марциальные воды"
• Водопад Кивач
• Петроглифы на восточном берегу Онежского озера
• Петроглифы Беломорья
• Сейды на островах Кузовах в Белом море
• Рунопевческие деревни Беломорской Карелии
• Успенский собор в городе Кеми
• Успенская церковь (1774 г.) в городе Кондопоге
• Национальный парк "Паанаярви"
• Национальный парк "Водлозерский"
• Национальный парк "Калевальский"
• Государственный природный заповедник "Костомукшский"
• Ладожское озеро
• Онежское озеро
• Киндасово
• Сямозерье
• Заонежье
В настоящее время туризм в Республике Карелия характеризуется достаточно устойчивыми и высокими темпами развития. Это подтверждают приведенные ниже статистические данные туристского потока (рис. 1)
155 1,5 145
2015 2016 2017 2018
Рис. 1. Общий туристский поток в Карелии за 2015-2018гг.
По статистическим данным Федерального агентства по туризму за 2018 года -организованный туристский поток (включая экскурсантов) увеличился на 3% и составил около 800 тысяч человек в год. По структуре туристского потока более 50% составляют жители России, подавляющее большинство туристов пребывают из Москвы и Санкт-Петербурга (90%), среди иностранного сегмента более 95% - Финляндии, Швеции, Германии [9].
Таблица 1 - Объём туристского потока в Республику Карелия за 2016-2018 гг.
Наименование показателя 2016 год 2017 год 2018 год
Объем организованного туристского потока, чел. 760 тыс. чел. 780 тыс. чел. 800 тыс. чел.
Объем потока самостоятельных туристов 456 тыс. чел. 507 тыс. чел. 520 тыс. чел.
В Республику Карелия туристы чаще всего приезжают организованными группами для посещения основных экскурсионных достопримечательностей, однако имеется и другие аудитории, приезжающие группами для самостоятельного и активного отдыха. По возрастному составу основная аудитория - 35 лет и старше, детская аудитория практически отсутствует, молодежный сегмент не превышает 20-25%. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что большинство туристов предпочитают экскурсионные программы Карелии, а также существует проблема отсутствия необходимой инфраструктуры и предложения, адаптированного под молодёжный сегмент целевой аудитории[8].
В настоящее время в Республике Карелия находятся только 15 средств размещения, прошедших классификацию, из которых 6 гостиниц получили 4 звезды. Согласно официальным статистическим данным представленным на сайте туризма Республики Карелия - общее количество средств размещения в настоящее время составляет 220 объектов. Общий туристский комплекс республики способен обеспечить порядка 3 млн. ночёвок в год. Однако этого недостаточно и руководство республики ставит одним из приоритетов развития туризма - увеличение КСР в стратегии регионального развития туризма.
В таблице 2 произведено сравнение 3 КСР в Республике Карелия, среди которых 1 база отдыха, 1 гостиница и одна гостиница 4*. Исходя из сравнения можно сделать вывод о недостаточной конкуренции средств размещения, ввиду схожих цен и недостаточного количества средств размещения в разных частях республики. Также можно заметить схожие услуги, несмотря на разный номинальный уровень представленных КСР. Особым
недостатком необходимо отметить отсутствие услуг для молодёжной целевой аудитории, а также отсутствие позиционирования средств размещения для разных целевых аудиторий[4].
Таблица 2 - Сравнение КСР в Республике Карелия
Показатель Отель Cosmos Petrozavodsk 4* База отдыха «Чёрные камни» СПА отель «Карелия»
Номера Стандарт одноместный, стандартный TWIN,стандартный DOUBLE,делюс, люкс Стандарт, делюкс, полулюкс, люкс, коттедж Стандарт, джуниор Сюит, апартаменты, сюит
Доп. услуги Комплекс саун с мини-бассейнами, тренажёрный зал, кулинарные мастер-классы, офисно-деловой центр, сувенирный магазин, прачечная, трансфер Баня, караоке, бассейн, солярий, сауна на берегу, конференц-зал, тимбилдинг, спрот. интвентарь Профессиональный тайский массаж, массаж вулканическими камнями, аюрведический и классический массажи, восточные ритуалы в хаммаме, омолаживающие косметологические процедуры, бассейн, сауну, услуги парикмахера, а также, spa-туры, конференц-зал.
Удобства Джакузи ,посудомоечная машина, кухня/столовая, доп.ванная, камин, гардероб Балкон, спутниковые каналы, холодильник, рабочее место, все для банных процедур, настольные игры Лоджия, кухня, пресс для брюк, кофеварка, баня, сауна, микроволновка, рабочий уголок
Питание Ресторан и бар Ресторан, бар, кафе Ресторан
Проживание с животными Нет Допускается Допускается
Ценовая политика взрослые/дети 2700руб/сутки, дети до 12 лет бесплатно 3500 руб/сутки,дети до 2 лет бесплатно 3000руб/сутки,дети до 5 лет бесплатно
Несмотря на богатые и разнообразные туристские ресурсы Республики Карелия, на региональном и бизнес уровнях нет попыток к позиционированию и адаптации услуг под различные целевые аудитории. Исходя из невысокого уровня сервиса и качества предоставляемых гостиничных услуг в регионе - приоритетной целевой аудиторией
является молодёжь, благодаря высокой мобильности, максимальной (среди всех целевых аудиторий) подверженности изменениям трендов и невысокой приверженности к качеству оказываемых услуг[5].
Исходя из туристских возможностей Карелии, наиболее реалистичным вариантом привлечения молодёжной целевой аудитории является создание трендов на активный отдых и здоровый образ жизни и адаптации услуг под потребности молодёжной аудитории[7].
Наиболее удобными и эффективными идеями для адаптации туристского предложения для молодёжи создание таких услуг как:
- Wi-Fi/ No Wi-Fi зоны - отличное решение для групповых туристов в сельской местности, позиционирование «полного отдыха от работы» и обыденной рутины;
- игры пейнтбол, лазертаг - развитие командообразования, погружение в мир реальных возможностей;
- мастер-классы по охоте (возможно без убийства) - получение дополнительных скиллов (опыта) по ориентированию в лесу, пониманию среды, экологической ситуации, указывание первой помощи и т.д.
- Курсы и мастер-классы по выживанию в дикой среде - получения практических навыков, погружение в исторические контексты ресурсного потенциала местности, возможности для проведения командообразования и соревновательных мероприятий;
- тематические игры, например стрельба из лука - возможности для проведения командообразования и соревновательных мероприятий, погружение в исторический контекст местности, получение практических навыков;
- мастер-классы по активному отдыху, например, сплавы и скалолазание -получение практических навыков, возможности для проведения командообразования и соревновательных мероприятий, позиционирование здорового образа жизни.
Большой потенциал развития туризма в Республике Карелия позволяет акцентировать усилия на разных целевых аудиториях, однако наиболее перспективной является молодёжный сегмент, предпочитающий яркие впечатления и современные тренды. В настоящий момент в Карелии имеются ресурсы для адаптации продукта под молодёжную целевую аудиторию, однако нет позиционирования и продвижения услуг для этой доли рынка, которая ежегодно увеличивается.
Литература
1. Постановление Правительства Республики Карелия от 28.01.2016 № 11-П «Об утверждении государственной программы Республики Карелия "Развитие туризма в Республике Карелия" на 2016-2020 годы»
2. Dukhovnaya L.L., Kholodtsova I.I., Polyakov V.V., Andreeva A.I., Seredina M.I. Practical experience of the art and exhibition activity at the enterprises of hotel services in the Russian Federation // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. Iss. 5 S2. Pp. 58-64.
3. Fedulin A.A., Zgonnik L.V., Lebedeva O.Ye., Dukhovnaya L.L., Ilkevich S.V. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 5 S2. С. 58-64.
4. Духовная Л.Л. Современные подходы к классификации средств размещения: зарубежный и российский опыт // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11. № 1 (71). С. 17-28.
5. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: учебник для вузов:пер. с англ. / под ред. Р. Б. Ноздревой. - М.:ЮНИТИ, 1998. 305- 308 с, переиздание 2016г.
6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/p ublications/catalog/doc_1138623506156. [дата обращения 15.12.2019]
7. Юдина Е.В., Ухина Т.В., Коновалова Е.Е., Хохлов И.Ю., Шалаев Д.В., Лебедева О.Е. Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятий индустрии туризма и гостеприимтсва // Экономика и предпринимательство. 2018. № 11 (100). С. 693-696.
8. Шалаев Д.В. Опыт регулирования инновационной деятельности в промышленно развитых странах и роль механизма частно-государственного партнёрства. Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. Т. 9. № 4. С. 70-75.
9. Официальный интернет-портал Республики Карелия URL: http://old.gov.karelia.ru/gov/index.html [дата обращения 15.12.2019]