Научная статья на тему 'Анализ реализации инфраструктурных региональных проектов по энергосбережению с использованием механизмов государственно-частного партнерства в регионах России'

Анализ реализации инфраструктурных региональных проектов по энергосбережению с использованием механизмов государственно-частного партнерства в регионах России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фаустова И. Л.

В статье проанализирована практика реализации инфраструктурных региональных проектов по энергосбережению с использованием механизмов государственно-частного партнерства в регионах России, подтверждающая, что сложности возникают там, где отсутствуют проработанные формы взаимодействия органов власти и бизнеса в сфере инфраструктуры, сохраняется слабая вовлеченность банковских структур в отбор и анализ проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ реализации инфраструктурных региональных проектов по энергосбережению с использованием механизмов государственно-частного партнерства в регионах России»

31 (286) - 2012

Инновациииинвесшиции

УДК 005.8:338.242.4(075)

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ*

И. Л. ФАУСТОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Е-mail: faustova_irishka@rambler. ru Государственный университет — учебно-научно-производственный комплекс

В статье проанализирована практика реализации инфраструктурных региональных проектов по энергосбережению с использованием механизмов государственно-частного партнерства в регионах России, подтверждающая, что сложности возникают там, где отсутствуют проработанные формы взаимодействия органов власти и бизнеса в сфере инфраструктуры, сохраняется слабая вовлеченность банковских структур в отбор и анализ проектов.

Ключевые слова: инфраструктурные проекты, энергосбережение, государственно-частное партнерство.

В современных российских условиях, продиктованных модернизационными процессами национальной экономики, приоритетным остается социальный аспект. Одним из ключевых параметров этого императива выступает роль энергосбережения

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Государственном университете — учебно-научно-производственном комплексе.

в образовании эффективного механизма функционирования экономики региона.

Развитие схем государственно-частного партнерства будет способствовать развитию энергосбережения на российских предприятиях. Во-первых, сокращение непроизводительных издержек — ключевая задача любого эффективного бизнес-управления. Кроме того, эта задача может достигаться за счет использования в контрактах условий, создающих стимулы к повышению энергоэффективности, устанавливающих необходимость применения энергосберегающих технологий и проведения соответствующих мероприятий.

В России могут реально развиваться только те формы государственно-частных партнерств, которые имеют существенные преимущества по сравнению с моделью унитарных предприятий. В частности, и сервисный контракт, и договор на управление оставляют за властью большее число рисков, чем она несет в рамках модели унитарных предприятий. Брать на себя новые риски власти абсолютно ни к чему.

Главным императивом государственно-частного партнерства становится разработка нового подхода к развитию его механизмов и запуска в регионах специализированных институтов, способных на местном уровне реализовать новую управленческую модель.

В настоящее время в департаменте ЖКХ Ивановской области ведется работа по привлечению средств и реализации на основе государственно-частного партнерства комплексной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области в 2010—2020 годы» [4].

В Костромской области реализуются инфраструктурные проекты с применением механизмов государственно-частного партнерства в сфере энергетики. Это, в частности, строительство газовых котельных в п. Чистые Боры Буйского района Костромской области [1].

Администрацией Смоленской области подготовлен перечень инвестиционных проектов, планируемых к реализации на принципах государственно-частного партнерства: модернизация систем теплоснабжения, систем уличного освещения и строительство социально-оздоровительного центра «Вишенки».

В Тамбовской области в 2009 г. завершена реализация инфраструктурного проекта в энергетике — реконструкция схемы теплоснабжения г. Моршанска.

Проект строительства трансформаторной подстанции в г. Брянске представлен на рис. 1 [2].

Рис. 1. Проект строительства трансформаторной подстанции в Советском районе г. Брянска

Программа повышения энергоэффективности топливно-энергетического комплекса Ярославской области на базе развития когенерационной энергетики, предполагающая модернизацию теплоисточников и перевод их на конверсионный цикл, находится в стадии реализации и планируется к завершению в 2015 г. Структура финансирования включает в себя средства Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» [5].

Пример реализации проекта в сфере энергосбережения с использованием механизмов государственно-частного партнерства в Южной Якутии приведен на рис. 2.

Планами предусматривалось строительство аналогичной мини-ТЭС на Люберецких очистных сооружениях. Заключен инвестиционный контракт от 05.05.2008 № 12-038107-5401-0004-00001-08 на проектирование и строительство мини-ТЭС с сооружениями по сушке осадка на биогазе Люберецких очистных сооружений [1]. Объем вложенных инвестором ООО «ЕФН Эко Сервис» средств составил ориентировочно 56 млн евро.

В случае если представители бизнес-сообщества обозначают проблематику, на которой они готовы сконцентрировать собственные ресурсы, в том числе привлечь финансовые средства, и в решении этой задачи есть часть, относящаяся к проблемам научных исследований и разработок, то государство готово разделить риски с бизнесом и финансировать ту часть работы, которая относится к НИОКР, при условии, что основная часть средств (не менее половины или более), а также часть реализации тех технологических решений, которые будут разработаны, будут выполняться представителями бизнеса [3].

В таблице представлены проекты реализации в сфере энергосбережения с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Разработка энергосберегающих светотехнических приборов для систем мачтового освещения на основе сверхмощных многокристальных светодиодов (совместно с ОАО «РЖД») выполняется по предлагаемой бизнес-сообществом тематике.

Срок реализации проекта -2009-2010 гг.

Объем финансирования для строительстваКанкунской ГЭС-3009,2 млн руб., в том числе 2166,6 млн руб. в 2009 г.и 842,6 млн руб. в 2010 г.

Объем финансирования для строительства электросетевой инфраструктуры-402,2 млн руб., в том числе 301,6 млн руб. в 2009 г.и 100,6 млн руб.в 2010 г.

Бюджетные средства на проектирование Канкунской ГЭС вносятся в уставный капитал ОАО «РусГидро»

В соответствии с инвестиционным соглашением Минэнерго России как ответственный исполнитель по разработке проектной документации Канкунской ГЭС заключило трехсторонний договор с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и ОАО «РусГидро» на передачу акций в федеральную собственность от 24.06.2009 № 01-13/307 и перечислило на счет ОАО «РусГидро» 2166,6 млн руб.

Рис. 2.Проект строительства Канкунской ГЭС и объектов электросетевой инфраструктуры в Южной Якутии с использованием механизмов государственно-частного партнерства

Проекты реализации в сфере энергосбережения с использованием механизмов государственно-частного партнерства, млн руб.

Номер Тема работы Организация Бюджет 2009 г. Внебюджетные средства 2009 г.

02.527. 11.0011 Разработка энергосберегающих светотехнических приборов для систем мачтового освещения на основе сверхмощных многокристальных светодиодов ЗАО «Светлана-Оптоэлектрони-ка», ОАО «РЖД» 40 40

02.526. 11.6014 Разработка технологии и создание опытных образцов интенсифицированных теплообменников Институт химической физики имени Н. Н. Семенова Российской академии наук, ООО «ТехноИнж-ПромСтрой», ОАО «Сатэкс» и др. 24 11

02.526. 11.6004 Разработка перспективных технологий и создание энергосберегающей системы индивидуального учета, распределения и потребления тепла и электроэнергии в зданиях и сооружениях ФГУП «Завод «Прибор», ЗАО «РПК «Системы управления», Южно-Уральский государственный университет 70 45

02.526. 12.6013 Разработка комплекса технологий, оборудования и устройств для модернизации эксплуатирующих систем теплоснабжения с устранением потерь тепла и теплоносителя Национальный исследовательский университет «МЭИ», ЗАО «Коутингплазм» и др. 35 12,86

Итого... 169 108,86

В качестве инициатора проекта выступает ОАО «РЖД», в качестве исполнителя — ЗАО «Светла-на-Оптоэлектроника». Проект нацелен на создание светотехнических приборов для систем мачтового освещения на основе сверхмощных многокристальных светодиодов, обладающих модульной конструкцией с малым энергопотреблением (в 3—10 раз меньше аналогов), широкой площадью освещения (5000 м2), высокой прочностью, надежностью, электробезопасностью. В настоящее время осуществляется внедрение четырех эксперименталь-

ных светильников для установки на Октябрьской железной дороге.

Разработка технологии и создание интенсифицированных кожухотрубных теплообменников осуществляются в рамках государственно-частного партнерства научных и вузовских организаций (Институт химической физики имени Н. Н. Семенова Российской академии наук, Национальный исследовательский университет «МЭИ») и частных компаний (ООО «НПО ТЕРМЭК», ООО «ТехноИнж-ПромСтрой», ОАО «Сатэкс»). Создана рабочая

документация на модельные ряды интенсифицированных теплообменников и оснастка для изготовления моделей теплообменников двенадцати типов. Подготовлен опытный участок для изготовления образцов опытно-промышленных кожухотрубных теплообменников, выполнена технологическая оснастка участка для изготовления моделей кожу-хотрубных теплообменников. Разрабатываемые теплообменники позволяют снизить энергозатраты на 30 %. Ведутся промышленные испытания на заводе теплотехнического оборудования «Сатекс» [5].

Разработка перспективных технологий и создание энергосберегающей системы индивидуального учета, распределения и потребления тепла и электроэнергии в зданиях и сооружениях осуществляются в рамках государственно-частного партнерства научных и вузовских организаций (Московский государственный институт электронной техники (технический университет), Южно-Уральский государственный университет, ОАО «Научно-исследовательский институт полупроводникового машиностроения», ОАО «Зеленоградский инновационно-технологический центр», ЗАО «Воронежский инновационно-технологический центр») и челябинских предприятий (ФГУП «Завод «Прибор», ЗАО «РПК «Системы управления», ОАО «Завод ПРОТОН-МИЭТ») [2].

Система была внедрена в 2008 г. на двух пилотных типовых домах в г. Челябинске при финансовой поддержке государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в рамках программы реконструкции ветхого жилья. К настоящему времени она проработала год и продемонстрировала свою надежность. Пилотные проекты продемонстрировали возможность экономии до 40 % теплоэнергоресурсов за счет непосредственного стимулирования населения, управляющих и генерирующих компаний к энергосбережению и рациональному использованию ресурсов [1].

Разработка комплекса технологий, оборудования и устройств для модернизации эксплуатирующихся систем теплоснабжения с устранением потерь тепла и теплоносителя осуществляется в рамках государственно-частного партнерства научных и вузовских организаций (Государственный научный центр РФ ОАО НПО «ЦНИИТМАШ», Национальный исследовательский университет «МЭИ») и частных компаний (ЗАО «Коутингп-лазм», ЗАО «ЭКО-ЭНЕРГ», ЗАО «Оптима»). Раз-

рабатываемое оборудование предназначено для повышения эффективности и надежности новых и уже эксплуатирующихся систем тепло- и водоснабжения на основе покрытия наноуровневой пленкой поверхностей трубопроводов, насосов, запорно-регулирующей арматуры и теплообменников.

На объектах ОАО «Московская объединенная энергетическая компания» осуществлена пилотная модернизация функциональных поверхностей более 2000 пластинчатых и кожухотрубных теплообменников. Произведена очистка систем отопления 60 жилых зданий различных районов Москвы, эксплуатирующихся более 40 лет. Осуществлена пилотная модернизация квартальных тепловых станций (КТС—18, КТС-54) системы теплоснабжения г. Москвы. Осуществлена модернизация функциональных поверхностей 20 км магистральных и разводящих трубопроводов в г. Астрахани.

В современных условиях огромное значение имеют вопросы альтернативной энергетики. За счет собственных и привлеченных средств немецкой компании WTE Wassertechnik Holdingund BetriebsGmbH построена и введена в эксплуатацию в 2009 г. мини-ТЭС на биогазе Курьяновских очистных сооружений мощностью 10 кВт, топливом для которой служит биогаз, выделяемый в результате сбраживания канализационного осадка. Инвестиционный контракт на проектирование и строительство мини-ТЭС на биогазе Курьяновской станции аэрации. Объем вложенных инвестором WTE Wassertechnik Holdingund Betriebs-GmbH средств составил 28,328 млн евро.

Таким образом, накоплен опыт реализации инфраструктурных проектов государственно-частного партнерства по энергосбережению в регионах России, что позволяет привлекать частных инвесторов к управлению объектами коммунальной инфраструктуры.

В России в коммунальном секторе не было заключено ни одного концессионного соглашения. На стадии подготовки к проведению конкурсов на заключение концессионных соглашений находится несколько проектов. Например, конкурс по передаче в концессию системы теплоснабжения г. Калининграда. Ключевой причиной незаключения до настоящего времени концессионных соглашений является возможность заинтересованными сторонам обойти конкурсную процедуру путем заключения договора арендного типа, где обязательность конкурсных про-

Объекты инженерной инфраструктуры и оборудование, способствующие сокращению объема потребляемой энергии, снижению затрат на энергию либо обеспечивающие переход на возобновляемые источники энергии

цедур не предусмотрена. Однако не вызывает сомнения, что именно концессионные соглашения в ближайшее время будут преобладающей формой государственно-частного партнерства в секторе теплоснабжения.

Необходимым условием повышения энергоэффективности экономики в условиях государственно-частного партнерства является формирование энергоэффективной инфраструктуры. Энергоэффективная инфраструктура представляет собой совокупность находящихся на территории страны организаций различных видов деятельности, а также материальных объектов и инженерных сооружений, обслуживающих производство и население, необходимых для повышения энергоэффективности экономики. Основные элементы энергоэффективной инфраструктуры представлены на рис. 3[5].

Таким образом, развитие энергоэффективной инфраструктуры включает в себя не только создание и модернизацию инженерной инфраструктуры и оборудования (основных фондов), но и совершенствование механизмов поддержки научно-технических разработок и их дальнейшей коммерциализации, обучение специалистов и др.

Выделяются три направления развития энергоэффективной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства:

- создание и модернизация объектов инженерной инфраструктуры и внедрение оборудования, обеспечивающих более эффективное использование энергии;

- комплексная оптимизация энергопотребления учреждений бюджетной сферы и территориальных образований;

- разработка и коммерциализация инновационных энергосберегающих технологий, обучение специалистов и др.

Основные элементы энергоэффективной инфраструктуры

Научные исследования, подготовка и переподготовка специалистов, занимающихся

различными аспектами повышения энергоэффективности, а также управленческое, информационное, консультационное и финансовое обеспечение процесса повышения энергоэффективности, и организации, осуществляющие указанные виды деятельности

Рис. 3. Основные элементы энергоэффективной инфраструктуры

В соответствии с указанными направлениями механизмы государственно-частного партнерства в области энергосбережения и повышения энергоэффективности условно разделены на три группы (рис. 4) [2].

Во Владимирской области реализовывался проект с использованием механизмов государственно-частного партнерства по развитию систем теплоснабжения города и области на 2009—2012 гг. Основными источниками финансирования стали средства регионального бюджета, Инвестиционного фонда Российской Федерации и частные инвестиции. Размер государственной поддержки этого проекта составляет примерно 25 % от его сметной стоимости. Реализация осуществляется на основе

Основные направления совершенствования энергоэффективной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства

\>

Создание и модернизация объектов инженерной инфраструктуры и внедрение энергоэффективного оборудования

Комплексная оптимизация энергопотребления

Разработка и коммерциализация

инновационных энергосберегающих технологий, обучение специалистов и др.

Концессии, лизинг, инфраструктурные облигации и др.

Государственные (муниципальные) контракты на энергосбережение, государственные (муниципальные) энергосервисные контракты

Бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные фонды, малые инновационные предприятия

Возможная форма организации государственно-частного партнерства

Рис. 4.Основные направления совершенствования энергоэффективной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства

соглашений совместного финансирования между Министерством регионального развития Российской Федерации и администрацией Владимирской области, между администрацией области и частным инвестором в лице ОАО «Владимирские коммунальные системы», а также между администрациями города и области [5].

В течение 2009 г. Владимирская область подготовила и направила в Министерство регионального развития Российской Федерации перечень инвестиционных проектов, которые планируется реализовать на основе механизмов государственно-частного партнерства при совместном финансировании из Инвестиционного фонда Российской Федерации. В этот перечень были внесены инфраструктурные проекты, требующие большого объема инвестиций, в том числе:

- строительство сталепрокатного завода в Ков-ровском районе Владимирской области (20000 млн руб., в том числе 3700 млн руб. на инфраструктуру);

- строительство и инженерное обустройство технопарка «Александровская слобода» (18000 млн руб., в том числе 576 млн руб. на инфраструктуру);

- комплексное освоение Добрятинского и Георгиевского месторождений известняков (16805 млн руб., в том числе 1540 млн руб. на инфраструктуру);

- создание научно-производственного биотехнологического центра в Петушинском районе (2860 млн руб., в том числе 860 млн руб. на инфраструктуру);

- строительство спортивного комплекса в Суздале (500 млн руб.).

Таким образом, практика реализации инфраструктурных проектов федерального и регионального уровней с использованием механизмов государственно-частного партнерства показывает, что сложности возникают там, где отсутствуют проработанные формы взаимодействия органов власти и бизнеса в сфере инфраструктуры, сохраняется слабая вовлеченность банковских структур в отбор и анализ проектов.

Кроме того, не восполнен дефицит компетентных кадров в регионах и практической информации, остаются пробелы в нормативной базе, исследования показывают неравномерное развитие механизмов государственно-частного партнерства в регионах с перекосом в сторону аренды, отсутствует четко работающая система государственных гарантий кредитов и облигаций, в том числе институтов развития в отношении регионов. Не создана единая концепция подхода к развитию государственно-частного партнерства в России. Ключевым препятствием, таким образом, становится отсутствие эффективных моделей координации действий и управления проектами между всеми участниками процесса.

Список литературы

1. Аналитический отчет по результатам исследования «Развитие государственно-частного партнерства в регионах ЦФО: инвестиции и инфраструктура». М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2010.

2. Измалкова С. А. Управление инфраструктурными проектами: учеб. пособие / С. А. Измалкова, Т. А. Головина, И. Л. Фаустова, И. А. Тронина, С. С. Елецкая. Орел: Госуниверситет — УНПК, 2012.

3. Министерство экономического развития Российской Федерации — http://www. economy. gov. ru/.

4. Об утверждении региональной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области в 2010—2020 годы»: постановление правительства Ивановской области от 08.07.2010 № 236-п.

5. Фаустова И. Л. Практика государственно-частного партнерства в реализации проектов по энергосбережению в регионах России // Управление кардинальной модернизацией и технологическим развитием региональной экономики: м-лы V междун. науч. -практ. конф. Орел: Госуниверситет — УНПК, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.