Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ'

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
626
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / турист / развитие внутреннего и въездного туризма / развитие туризма

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Самбуева Надежда Баировна

В статье дан анализ существующей системы управления сферой туризма Республики Бурятия, основные проблемы и пути совершенствования управления сферой туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Самбуева Надежда Баировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ»



I

SCIENCE TIME

I

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Самбуева Надежда Баировна, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ

E-mail: sambuevanadezhda@mail.ru

Аннотация. В статье дан анализ существующей системы управления сферой туризма Республики Бурятия, основные проблемы и пути совершенствования управления сферой туризма.

Ключевые слова: туризм, турист, развитие внутреннего и въездного туризма, развитие туризма.

На данный момент роль туризма в республике является одним из приоритетов социально-экономического развития Республики Бурятия. Бурятия является одним из самых перспективных регионов России по своему туристско-рекреационному потенциалу. Для проведения анализа взяты данные, опубликованные на официальном портале министерства Республики Бурятия.

По данным Бурятстата в 2018 году Бурятию посетило 1065 тыс. туристов и экскурсантов, 390,4 тыс. чел. было размещено в коллективных средствах размещения республики. За последние десять лет количество иностранных граждан, посетивших республику, увеличилось в 3,8 раз и составило в 2018 году 63,3 тыс. чел. По сравнению с 2017 годом въездной турпоток увеличился на 10,5% (57,3 тыс. чел.). 33% туристов прибывают в Республику Бурятия железнодорожным транспортом по Восточно-Сибирской железной дороге. Основным авиатранспортным терминалом (принимающим 10% турпотока в Бурятию) является международный аэропорт «Байкал» г. Улан-Удэ, получивший статус «открытого неба» по пятой степени свободы. 53% туристов используют для поездок к местам отдыха автомобильный транспорт. По территории Бурятии проходит федеральная автомобильная дорога Р-258 «Байкал», от ее магистрали отходят федеральные автодороги на Монголию - А-333 (ТВ ункинский тракт) и А-340 (Кяхтинский тракт). Региональная автотрасса «Улан-Удэ - Турунтаево - Курумкан - Новый Уоян» обеспечивает транспортную

1 SCIENCE TIME 1

доступность рекреационных местностей на побережье озера Байкал, в Баргузинском и Курумканском районах.

Сообщение водным транспортом осуществляется по озеру Байкал, рекам Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара. В Бурятии расположено 4 порта и 7 причалов. Построен порт в селе Турка, который является основным принимающим пунктом для водного транспорта на территории ОЭЗ ТРТ «Байкальская Гавань».

Основная цель путешествий туристов в 2018 году были отдых и отпуск (61%), деловые и профессиональные цели (16,2%), лечение и оздоровление (8%). 73% туристов совершают путешествие длительностью 1 - 3 дня, 12,1% туристов - от 4 до 7 дней, 4,3% туристов - от 8 до 14 дней, 4,8% - от 15 до 28 дней. В таблице ниже приведены показатели динамики роста объема платных услуг. Из приведенных данных видно, что за 2018 год объем платных услуг, оказанных туристам, составил 2579 млн. руб., что на 4,6% больше, чем в 2017 году (2465 млн. рублей). Вклад туризма в ВРП региона составляет чуть больше 1%.

Таблица 1

Динамика роста объема платных услуг

Показатель Годы

2016 2017 2018

Объем платных услуг, оказанных туристам, млн.руб. 2327,3 2465,0 2579,0

В том числе:

Услуги гостиниц и аналогичных мест размещения 987,5 951,9 906,2

Услуги санаторно-курортных организаций 520,4 560,9 562,3

Услуги туристических агентств, туроператоров и прочие услуги по бронированию и сопутствующие им услуги 819,4 952,1 1110,5

На данный момент на туристском рынке Бурятии работают 22 туроператора, вошедшие в Единый федеральный реестр туроператоров, порядка 80 турагентств, 3 профессиональных общественных организации, 414 коллективных средства размещения [1].

Несмотря на наличие уникальных природных и историко-культурных ресурсов, рост внутреннего и въездного туризма в Республике Бурятия сдерживается рядом насущных проблем:

1 SCIENCE TIME 1

- отставание темпов модернизации и создания инженерной инфраструктуры (в том числе сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения, причалы, пристани, дноуглубление и берегоукрепление) от темпов общего социально-экономического развития, что является препятствием для привлечения частных инвестиций в сферу туризма;

- отставание уровня развития инфраструктуры туризма от темпов роста туристского интереса к территории (недостаточность средств размещения туристского класса вместимостью более 100 мест и объектов досуга, отсутствие конгрессно-выставочных центров, СПА-центров, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, несоответствие придорожной инфраструктуры современным потребностям туристов);

- недостаточное качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии;

- недостаточно активное продвижение Бурятии как привлекательного направления для туристов.

Несмотря на наличие значительных туристско-рекреационных активов, турпродукт Бурятии остается малоизвестным как в регионах России, так и в других странах.

Также существуют и специфические для туризма в Бурятии проблемы, такие как короткий туристский сезон, высокие транспортные издержки, возросшая антропогенная нагрузка на окружающую среду, природоохранные ограничения на ведение хозяйственной деятельности на Байкальской природной территории, в том числе на оборот земельных участков в границах объекта всемирного природного наследия ЮНЕСКО [3].

Совершенствование системы управления в сфере туризма должно осуществляться в следующих направлениях:

а) повышение эффективности межрегионального сотрудничества при организации туристской деятельности, в первую очередь с Иркутской областью и Забайкальским краем;

б) достижение согласованности и координации планов развития смежных отраслей, обеспечивающих создание условий для развития туризма;

в) совершенствование системы статистического учета в сфере туризма; внедрение систем стандартизации и сертификации туристской деятельности.

При разработке планов развития туризма необходимо стремиться к обеспечению учета следующих интересов местного населения:

- создание новых рабочих мест;

- сохранение природного достояния;

- развитие транспортной, социальной инфраструктуры региона, культурных и досуговых учреждений;

- уважение к национальным и культурным традициям местного населения;

- возможность реализации продукции местного производства или личных подсобных хозяйств;

- сохранение и восстановление традиционных ремесел и промыслов;

1 SCIENCE TIME 1

- участие местных жителей в принятии решений по вопросам строительства туристской инфраструктуры в регионе;

- повышение квалификации туристских кадров;

- возможность реализации предпринимательской инициативы;

- повышение культурного и экономического значения региона в масштабах страны и мира [3].

Развитие туризма должно обеспечивать значительный вклад в устойчивое развитие экономики региона путем увеличения налоговых платежей в консолидированный бюджет, повышения качества жизни населения, обеспечения дополнительного финансирования программ по защите и восстановлению объектов культуры, исторического наследия и природы, реализации экологических программ, сохранения и развития социально-культурной среды региона.

Совершенствование системы управления в сфере туризма требует создания эффективной системы статистического учета, в том числе с применением информационных технологий и больших данных.

В целях адаптации предложения туристских услуг к требованиям туристов необходимо обеспечить возможность применения современных методов маркетинга. Для повышения качества туристских услуг необходимо разработать централизованный подход к проведению маркетинговых исследований в сфере туризма и предоставления информации участникам туристского рынка. Уполномоченные органы должны организовывать и координировать деятельность по сбору и анализу информации о состоянии туристского рынка, характеристиках потребительского спроса, возможностях сегментирования рынка, выявлять основные тенденции рынка и осуществлять сбор и анализ данных о состоянии отрасли. Результаты исследований должны быть доступны профессионалам туристского бизнеса и широкой общественности [2].

Литература:

1. Государственная программа Республики Бурятия «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Бурятия до 2035 года» [Электронный ресурс]. -URL: http://docs.cntd.ru/document/550205479 (дата обращения 27.05.2019)

2. Официальный портал Республики Бурятия [Электронный ресурс]. - URL: http://egov-buryatia.ru/minturizm/ (дата обращения: 27.05.2019)

3. Кряжев Е. Туризм в Бурятии // Бурятия. - 2007. - С. 5,7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.