АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА И ТРАНСФОРМАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ В ТРАНЗИТИВНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Ф.Н. Муслимова
Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала
Проводимые в Российской Федерации экономические реформы неразрывно связаны с проблемой формирования и развития рынка труда, обеспечения занятости населения. Поскольку главной особенностью российского рынка труда является его региональная доминанта, то соответственно и система регулирования экономики и занятости нуждается в укреплении в первую очередь на уровне региона. В этой связи особенно важным представляется выявление наиболее эффективных форм и методов обеспечения занятости в регионе, учитывающих территориальные условия и факторы развития экономики и функционирования рынка труда.
Состояние и перспективы занятости населения в РФ становятся объектом повышенного общественного внимания. И это не случайно: процессы реформирования экономики и социальной сферы продолжают сопровождаться ростом безработицы, падением уровня жизни, углублением социальной дифференциации и увеличением численности населения, живущего за чертой бедности. Это требует усиления роли государства в регулировании рынка труда, экономики и социального развития общества.
Переход к цивилизованным рыночным отношениям осуществляется в ситуации значительной территориальной дифференциации стартовых условий регионов. Различия в природных условиях и ресурсах, демографической базе, экономическом потенциале и в этнокультурных традициях населения определяют региональные особенности воспроизводства трудовых ресурсов и формирования рынка труда. Государственная политика в области занятости, будучи целостной по своей сути, должна быть объективно адаптированной к условиям субъектов Российской Федерации, поскольку негативные последствия кардинальных рыночных реформ наиболее остро проявляются в так называемых депрессивно-трудоизбыточных регионах.
Экономика депрессивно-трудоизбыточных регионов вследствие нечеткой политики размещения производительных сил, проводившейся ранее, получила одностороннюю специализацию. Заготовка сырья и переработка ресурсов как усеченные производства, продукция которых была слабо ориентирована на пополнение местного потребительского рынка и доходов бюджета, обусловили конфигурации налогооблагаемой базы. В результате такие субъекты Федерации не располагают собственной производственной и финансовой базой, которая способна в новых условиях обеспечить адекватное растущему спросу количество рабочих мест. Отсюда неизбежное углубление территориальной дифференциации уровня безработицы и благосостояния жизни населения, обострение межнациональных и межрегиональных отношений, угрожающих государственной целостности страны и ее регионов.
Однако ошибочно полагать, что протекционистская политика государства, выражающаяся в предоставлении депрессивно-трудоизбыточным регионам мизерных финансовых трансфертов и других форм экономической помощи в рамках специальных федеральных и других программ, всецело решит проблему обеспечения населения работой. Сложившийся уровень недоиспользования трудового потенциала представляет собой серьезную угрозу для социально-экономической безопасности страны и ее регионов. Необходимость научно-методического обоснования вывода региональной экономики из депрессивного состояния за счет эффективного использования занятости населения и определила актуальность диссертационного исследования.
Изучая рынок труда депрессивного региона необходимо выделить, прежде всего, основные причины депрессивности республик:
- исходный уровень социально-экономического развития;
- увеличение безработицы за счет роста трудовых ресурсов (экономически активного населения) и в результате высвобождения работников, обусловленного спадом производства и сокращением рабочих мест;
- высокая демографическая нагрузка иждивенцев;
- гипертрофированная дотационность бюджета, обусловленная низким налоговым потенциалом, определяемым структурой регионального валового продукта, аграрной либо аграрно-промышленной специализацией экономики;
- низкая инвестиционная привлекательность и недостаточность внутрирегиональных инвестиционных ресурсов, необходимых для модернизации экономики.
Региональная политика в федеративном государстве должна быть нацелена на сокращение степени флюктуации регионов по уровню социально-экономического развития путем преодоления отставания отдельных субъектов РФ, что предполагает активное участие и тесное взаимодействие федерального центра с регионами при разработке и реализации концепции и программ преодоления социально-экономической отсталости конкретного субъекта Федерации. Концепция должна базироваться на четком понимании причин депрессивного состояния конкретного региона, на оценках собственных возможностей и привлекаемых средств, приоритетах, целях и механизмах их достижения.
Нами выделена совокупность факторов, оказавших определяющее воздействие на уровень экономического и социального развития республик, дана оценка их экономического потенциала и занятости накануне перехода к рынку. Рассматривая структурные изменения в экономике и занятости населения республик в период рыночных реформ, можно утверждать, что величина душевого производства валового регионального продукта (ВРП) находится:
- в обратной зависимости от доли сельского хозяйства в реальном секторе экономики и от численности занятых;
- прямой зависимости от доли промышленности и строительства в реальном секторе экономики и от численности занятых.
Спад промышленного производства в значительной мере повлиял на производство ВРП: в расчете на душу населения самые низкие показатели в 2006 г. имели Дагестан и Кабардино-Балкария (26,6 и 32,0 % к среднероссийскому уровню), занимая соответственно 78-е и 77-е места среди субъектов РФ.
Низкий уровень инвестиционной активности по сравнению со среднероссийским показателем обусловлен инвестиционной непривлекательностью регионов, что проявляется почти в полном отсутствии зарубежного источника капитальных вложений: у Дагестана инвестиции в основной капитал в расчете на душу населения самые низкие и составляют немногим более 20 % в 2006 г. от уровня РФ.
В результате сокращения инвестиций в экономику республики воспроизводство основных фондов (особенно промышленно-производственных фондов обрабатывающих отраслей) носило суженный характер. Деформация процессов выбытия и обновления основных промышленно-производственных фондов в отраслях, где занято почти 80 % промышленно-производственного персонала (машиностроение, легкая и пищевая промышленности), достигла такой степени, что реальной стала угроза физического сокращения материально-технической базы промышленности. В этих условиях активизация инвестиционной деятельности приобретает императивный характер.
В структуре источников инвестиций значение привлеченных средств (бюджетных, в структуре которых превалируют федеральные бюджетные средства) было более масштабным: доля этого источника возросла с 66,4 % в 2001 г. до 73,7 % в 2006 г., следовательно, снизилась доля собственных средств предприятий.
В структуре инвестиций треть приходится на долю промышленности. Основной поток промышленных инвестиций направляется на развитие капиталоемких отраслей электроэнергетики (31,2 %) и нефтегазодобычу (9,6 %). На долю промышленных отраслей, определяющих специализацию республики (легкая и пищевая промышленности), в 2006 г. пришлось 2,8 % инвестиций в основной капитал.
Таким образом, можно говорить об инвестиционном кризисе важнейших обрабатывающих отраслей промышленности Дагестана, что и отразилось на их значимости в обеспечении занятости и выпуске промышленной продукции.
Отметим, что по 33 важнейшим изделиям производственные мощности используются в диапазоне от 0,1 до 24 %. Производство минеральных удобрений (г. Кизилюрт), металлорежущих станков (г. Дербент), обуви (г. Махачкала и Буйнакск), мясных консервов, стиральных машин практически ликвидировано.
Вместе с тем, характеризуя конъюнктуру рынка в Северо-Кавказских республиках, следует оценивать ее как совокупный эффект от глубокого спада и дефолта августа 1998 г. Для восстановления уровня промышленного производства 1990 г. потребуется как минимум пять таких же четырехлеток, каждая из которых сократит разрыв по индексу физического объема производства на 14 процентных пункта (за 2001-2006 гг. на 13,4 пункта).
Переход к рыночной системе хозяйствования обострил в Дагестане проблему занятости, концентрирующую в себе социально-демографические и экономические факторы, проявляющиеся, на наш взгляд, в следующем:
- в дальнейшем увеличении численности трудовых ресурсов, обусловленном высокими темпами естественного прироста населения;
- самом высоком уровне демографической нагрузки (794) как отношении численности лиц нетрудоспособного возраста на 1 000 чел. трудоспособного возраста;
- высокой доле сельского населения (60% в 2006 г.), аграрном перенаселении в условиях ограниченности земель и сферы приложения труда на селе;
- низкой инвестиционной активности в экономике республики;
- отставании спроса на рабочую силу по сравнению с ее предложением в связи с сокращением рабочих мест, прежде всего в промышленности.
В Дагестане доля безработных в составе экономически активного населения в последние годы составляет 24-29%. Численность экономически активного населения в 2006 г. - 915,9 тыс. чел., из которых 780,8 тыс. заняты в экономике, включая с 2001 г. лиц, занятых в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг с целью реализации. Уровень зарегистрированной безработицы составил 5,8 % и по сравнению со среднероссийским уровнем (1,8 %) оставался среди бывших автономных республик наивысшим, уступая лишь Республике Тыва - 8,5 %.
Устойчиво высокий уровень общей и зарегистрированной безработицы в ряде регионов побудил федеральное правительство принять постановление о ежегодном определении начиная с 2000г. перечня территорий (субъектов РФ) с напряженной ситуацией на рынке труда. Утвержденный перечень рассматривается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ с целью принятия мер по стабилизации положения на рынке труда.