Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАГАЗИНОВ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ФОРМАТА "ДИСКАУНТЕР"'

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАГАЗИНОВ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ФОРМАТА "ДИСКАУНТЕР" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВЫЕ СЕТИ / ЦЕНОВАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Девятова Т.С.

В статье проведен анализ структуры сетевых предприятий торговли, рассмотрены тенденции развития магазинов розничной торговли «дискаунтер» и ассортимент магазинов «дискаунтеров».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF RETAIL STORES OF DISCOUNTER FORMAT

In the article the analysis of structure of network of retailers, discussed the development trend of retail stores the discounter format and the range of shops "discounters".

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАГАЗИНОВ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ФОРМАТА "ДИСКАУНТЕР"»

7 Запасные части Для поддержания механизмов в рабочем состоянии, осуществления ремонтов

8 Строительные материалы Для строительства, ремонта зданий и сооружений

9 Хозяйственный инвентарь и принадлежности Средства труда, которые не могут относиться к основным средствам.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что не существует единственной лучшей классификации запасов. Ее выбор зависит от вида деятельности организации и поставленной цели по управлению запасами.

Использованные источники: 1. Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утверждена Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь oт 12 ноября 2010 г.

УДК 339. 3

Девятова Т.С. студент магистратуры магистерская программа «Экономика и управление фирмой» научный руководитель: Давыдович А.Р. ,

доцент

кафедра «Экономики и менеджмента»

ФГБОУ ВО «СГУ» Россия, г. Сочи

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАГАЗИНОВ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

ФОРМАТА «ДИСКАУНТЕР»

Аннотация:

В статье проведен анализ структуры сетевых предприятий розничной торговли, рассмотрены тенденции развития магазинов розничной торговли формата «дискаунтер» и ассортимент магазинов «дискаунтеров».

Ключевые слова: магазин, розничная торговля, формат «дискаунтер», торговые сети, ценовая стратегия.

Devyatova T. S. master's student the master's program "Economics and management" OF THE "SGU" Russia, Sochi Supervisor: Davydovich A. R. Ph. D., associate Professor of the Department "Economics and management"

OF THE "SGU" Russia, Sochi

ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF RETAIL STORES OF DISCOUNTER FORMAT

Abstract:

In the article the analysis of structure of network of retailers, discussed the development trend of retail stores the discounter format and the range of shops "discounters".

Keywords: store, retail, discounter format, retail network, pricing strategy.

Согласно данным Росстата, по итогам 2015 г. розничные торговые сети формировали в среднем по Российской Федерации 22,9% общего объема оборота розничной торговли (в 2013 г. - 21,5%). Однако, аналитики РБК считают эти показатели неточными. По их оценкам, доля сетей достигла уже 30-33% оборота розничной торговли.

Дальневосточный федеральный округ Сибирский федеральный округ Уральский федеральный округ Приволжский федеральный округ Северо-Кавказский федеральный округ Южный федеральный округ Северо-Западный федеральный округ Центральный федеральный округ Российская Федерация

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 2014 ■ 2013 ■ 2012 И2011 ■ 2010 И2009

Рисунок - 1. Доля оборота сетевых предприятий в общем объеме розничной торговли, 2009-2014 гг. [1]

Таким образом, по итогам 2014 г. практически во всех федеральных округах доля сетей в обороте розничной торговли выросла, структура осталась без существенных изменений. Однако во половине 2015 года начала формироваться тенденция роста магазинов формата «дискаунтер» (32,9% от общего количества). Впервые эта тенденция была зафиксирована в 2009-2010 гг. в условиях кризиса.

По данным РБК магазинов формата «дискаунтер» по итогам 2014 г. вырос на 38,1% в рублевом эквиваленте. Доля формата выросла на 1,9 п.п. -32,9% в 2014 г. против 31% в 2013 г. Крупнейшими сетями среди дискаунтеров являются федеральные сети «Магнит», «Пятерочка», «Монетка», «Авоська», «Верный». [2]

3%

■ Дискаунтеры

■ Гипермаркеты

■ Супермаркеты

■ Магазины у дома

■ Минимаркеты

■ Сетевые магазины смешанного формата

■ Другое

Рисунок - 2. Структура сетевых предприятий торговли (по типу предприятия) в 2015 г. [1]

Среди региональных компаний следует упомянуть сети «Чибис», «Аникс», «Диско», «Холди», «Эссен», «Экономыч», «Покупочка», «Пятью пять», «Нетто», «Светофор» и другие. В целом на российском рынке преобладают мягкие дискаунтеры (экономичные супермаркеты). Отметим, что приросту совокупной выручки дискаунтеров способствовало развитие бывших франчайзи «Пятерочки», которые начали работать под собственными брендами.

Дискаунтер остается одним из наиболее востребованных торговых форматов на российском рынке, несмотря на периодические колебания его доли в объеме сетевого рынка РМС6. В 2015 г. продолжилось развитие сетей, использующих данный формат торговли, суммарное количество торговых точек выросло на 15,9% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.

Российские дискаунтеры по своим характеристикам заметно отличаются от своих западных аналогов, что обусловлено вкусами российских потребителей. Большая часть магазинов работает в формате «мягкого» дискаунтера, близкого к формату «супермаркет».

Начиная с 2013 г., ритейлеры начали менять форматы магазинов, проводя рестайлинг и переформатирование работающих торговых точек. Ассортимент магазинов начал расширяться за счет товаров категории БМСО, которая не характерна для дисконтных форматов. В итоге сейчас на

российском рынке присутствуют смешанные форматы, которые далеки от классического дискаунтера, где акцент сделан на низкой цене и ограниченном ассортименте товаров.

Формат «жесткого дискаунтера», оформленного в стиле минимализма и располагающего ограниченным ассортиментом товаров повседневного спроса, не пользуется особой популярностью у отечественных покупателей. В максимально близком формате работают «Холди», «Светофор», «Чибис», которые нарастили количество магазинов в 2014 г. Отметим, что популярность «жесткого» дискаунтера увеличивается в условиях экономического кризиса в связи с повышением роли ценового фактора для покупателей, что позволяет прогнозировать рост выручки магазинов такого формата.

Продолжает расти количество ценовых акций и специальных предложений для покупателей, постоянно обновляется наполнение программ лояльности. Однако по - прежнему ключевой ценовой стратегией для жестких дискаунтеров остается демпинговая стратегия, для мягких -стратегия, предполагающая смешанный подход при ценообразовании, при котором поддерживаются низкие цены на определенные группы товаров, при этом остальные продаются с более высокой торговой наценкой. Таким образом, конкуренция в сегменте дискаунтеров остается ценовой.

Учитывая экономическую ситуацию в России, в 2017 гг. может вырасти спрос на дискаунтеры, поскольку доходы россиян практически перестали расти, а розничные цены продолжат увеличиваться.

В среднем ассортимент российских дискаунтеров к апрелю 2016 г. сократился на 3,5%, что произошло за счет сокращения количества ассортиментных позиций импортных товаров. Средний чек дискаунтеров в 2015 г. вырос на 3,4%. Выручка с квадратного метра торговой площади сократилась на 1,8%. Довольно скромные показатели дискаунтеров говорят о том, что прирост совокупной выручки формата был обеспечен экстенсивным ростом [1]

Планы федеральных и региональных сетей на 2017 г. предполагают увеличение количества дискаунтеров: X5 Retail Group за первое полугодие 2015 г. открыла около 490 дискаунтеров и не планирует снижать темпы развития во второй половине года; «Магнит» открыл всего 1200 дискаунтеров шаговой доступности, в течение первого полугодия открыто 546 магазинов.

Таким образом, анализ развития магазинов розничной торговли формата «дискаунтер» показал, что данный формат остается из наиболее востребованных торговых форматов на российском рынке, несмотря на периодические колебания его доли в объеме сетевого рынка.

Использованные источники: 1. http://www.rbcplus.ru (дата обращения: 01.12.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.