АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ IT-АУТСОРСИНГА В РОССИИ С УЧЕТОМ РИСКОВ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ANALYSIS OF THE IT OUTSOURCING DEVELOPMENT IN RUSSIA REFERRING RISKS OF ITS USE
УДК 338
DOI: 10.25631/PEJ.2019.3.131.138
БОРКОВА Елена Аркадьевна
доцент кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт- Петербургского государственного экономического университета, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]
BORKOV, Elena Arkadevna
Associate Professor of General Economic Theory and History of Economic Thought, Saint Petersburg State University of Economics, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, [email protected]
МАНЖУКОВА Дарья Тахировна
магистрант кафедры экономики и управления качеством Санкт-Петербургского государственного экономического университета в направлении «Национальная экономика», dmanzhukova@ yandex.ru
MANZHUKOVA, Daria Takhirovna
Undergraduate Student at the Department of Economics and Quality Management, Saint Petersburg State University of Economics in the direction of the National Economy, [email protected]
МЕДВЕДЕВА Надежда Дмитриевна
магистрант кафедры экономики и управления качеством Санкт-Петербургского государственного экономического университета в направлении «Национальная экономика», nadysha2015med@[email protected]
MEDVEDEVA, Nadezhda Dmitrievna
Undergraduate Student at the Department of Economics and Quality Management, Saint Petersburg State University of Economics in the direction of the National Economy, nadysha2015med@ [email protected]
Аннотация.
В статье проведен анализ состояния IX- аутсорсинга в России. Выделены основные риски компаний при работе с организациями, предоставляющими 1Х-услуги на аутсорсинге. Рассмотрена специфика рынка IX- аутсорсинга в России. Обозначены современные тенденции развития 1Х-аутсорсинга в России. Даны рекомендации по его использованию.
© Боркова Е. А., Манжукова Д. Т., Медведева Н. Д., 2019.
Ключевые слова: IT-инфраструктура, IT-услуги, IT- аутсорсинг, риски использования IT-аутсорсинга, аутсорсеры, сервисные контракты, комплексные услуги.
Abstract.
The article analyzes the state of IT outsourcing in Russia. The main risks of companies when working with organizations that provide it services on outsourcing are identified. The specificity of the IT outsourcing market in Russia is considered. The modern tendencies of development of IT outsourcing in Russia are designated. Recommendations on its use are given.
Key words: IT infrastructure, IT services, IT outsourcing, risks of using IT outsourcing, outsourcing, service contracts, complex services.
В современных условиях развития цифровой экономики многие компании сталкиваются с информационным давлением со стороны ГТ-рынка. Для достижения успеха и поддержания эффективности развития компаний необходимо сокращать операционные издержки производства, при этом сохраняя высокое качество товаров и услуг. Аутсорсинг представляет собой инструмент, позволяющий передать часть функций по обслуживанию другой организации, являющейся исполнителем. Б. А. Аникин, И. Л. Рыжевский предлагают классифицировать аутсорсинг по областям использования: ГТ-аутсорсинг, бухгалтерский, кадровый, производственно-хозяйственный, транспортный, клиринговый аутсорсинг и др. [1]. Именно качественная работа ^-систем позволяет справиться с очень большими объемами информации разного рода в самых разных отраслях. Следовательно, в условиях цифровизации эффективность работы компании зависит и от того, в каком состоянии находится ^-инфраструктура. По мнению Йордона Эдварда, для России появилась возможность использовать сильные стороны национальной ГТ-экосистемы [2].
Оценить динамику развития ГГ-аутсорсинга на рынке России возможно, обращаясь к ста-
тистическим данным Национального Исследовательского Института. Основой данного графика (рисунок 1) являются исследования, проведенные с 2012 по 2018 г. [3].
Представленные ниже показатели отображают значительный рост ГТ-аутсорсинга в экономике России (рисунок 1, 2).
Ежегодно ГТ-аутсорсинг стремительно набирает обороты.
В связи с тем, что за последние годы происходят существенные изменения в технологиях хранения, обработки и предоставления информации, стремительно возрастают объемы корпоративной и внешней информации. Меняется сама платформа ГТ-области, и компьютер рассматривается как источник информации абсолютно любой области и средство автоматизации важных действий. Поэтому современная ГТ-система ориентирована на модернизацию приложений, главной целью которой является извлечение экономической выгоды. Для любой компании расходы на информационную сферу сейчас составляют значительную долю затрат. В основном сейчас крупные организации в сфере ГТ-аутсорсинга предоставляют потребителю широкий круг услуг, заключающихся в поддержке компьютерного оборудования, проектировании и внедре-
Рисунок 1
Динамика рынка IT-аутсорсинга в России 2012-2018 гг. [3]
Рисунок 2
Динамика доли доходов от услуг IT-аутсорсинга, 2016-2018 гг. [3]
нии корпоративных информационных систем и сетей, распределении сред обработки данных и облачных вычислений [4]. ГТ-аутсорсинг является очень выгодным как для клиента, так и для исполнителя. Аутсорсинг позволяет компании направить основные силы на ключевые направления деятельности, не допуская отпустить незначительные обязанности на исполнение посторонней компании; в сжатые сроки получать квалифицированную помощь в ГТ-области; свести к минимуму денежные затраты на обеспечение и контроль работы ГТ-систем.
Деятельность компаний, предоставляющих услуги ГТ-аутсорсинга, имеет внушительный уровень доходов, что в свою очередь стимулирует экономику страны. По результатам данных Национального Исследовательского Института, динамика доли доходов от услуг ГТ-аутсорсинга в 2015-2018 гг. имела следующий вид, представленный на графике (рисунок 2) [3]. За последние три года количество компании, чей уровень дохода составляет ниже 50%, значительно снижается, а число компаний с доходом выше 50% увеличивается.
Рынок российского ГТ-аутсорсинга находится на стадии активного развития. Обслуживание информационной системы компании -процесс ответственный и требующий действительно грамотной оценки при принятии решений. Ключевым моментом остается все-таки оценка возможных рисков и способы их преодоления. Можно выделить ряд основных проблем и их решений, с которыми сталкивается компания-потребитель, пользующаяся услугами ГТ-аутсорсинга. Самыми главными рисками на сегодняшний момент остаются [5]:
• утечка конфиденциальной информации организации. В данном случае должно быть дано очень точное определение рамкам критичной информации и прописаны обязанности сторон по ее защите;
• недостаточная возможность контролировать процессы, проводимые обслуживающей компанией. В этом случае провайдер и его действия должны быть подкреплены отчетами, выполненные работы строго документированы;
• недостаточная квалификация компании, предоставляющей услуги аутсорсинга, поэтому оценка клиентской базы ГТ-компании, проведение тестовой программы и предоставление испытательного срока может значительно снизить этот риск [6];
• ожидание немедленного и желаемого результата. Потенциальную конфликтную ситуацию нужно объективно оценивать в самом начале сотрудничества: четкие критерии оценки результатов и проведение ГТ-аудита;
• вероятность прекращения контракта с аутсорсером (окончание деятельности компании-исполнителя, возвращение функций ГТ-поддержки внутреннему подразделению компании и т. п.).
Поэтому в договоре нужно заранее предусмотреть возможную процедуру прекращения действия договора и правила урегулирования вопросов разных областей.
Приведенные выше риски до сих пор называют «особо опасными», так как, например, утечка конфиденциальной информации нанесет серьезный урон и компании, и клиенту. В последнее время организации доверяются мошенникам, а не квалифицированным провайдерам ГТ-аутсорсинга. Подобные проблемы исходят от того, что не осуществляется достаточный контроль со стороны компании-заказчика. На этой основе авторы выше указали возможные решения для предотвращения рисков.
В 2017 г. крупная компания России, предоставляющая ГТ-услуги, КРОК провела исследование на выявление основных причин отказа организаций от использования аутсорсинга в области ГТ (рисунок 3). По результатам изучения данного вопроса были выделены следующие риски, представленные на графике. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что наибольший процент пользователей ГТ-аутсорсинга склонны к тому, что данный вид удаленной работы не несет в себе положительного финансового значения для компании. Также не менее значимыми являются факторы, занимающие второй и третий уровень на диаграмме, а именно неосведомленность и отсутствие опыта работы в данном направлении.
Рисунок 3
Риски использования IT-аутсорсинга по данным ИТ-компании KPOK(CROC Digital) за 2017 г.
Данная тенденция связана с тем, что компании не обладают должным представлением об эффективном применении 1Т-аутсорсинга. Данная осведомленность может быть получена после предварительного расчета общего уровня потерь применения 1Т-аутсорсинга потребителем (Я) (1):
■п
,
1=1
где Я - общий размер потерь, тыс. руб.;
Р. - вероятность наступления г-го риска в работе потребителя-заказчика в результате применения аутсорсинга;
Ст - размер потерь, которые может понести организация за время наступления г-го риска аутсорсинга, тыс. руб.;
N - число рисков при использовании аутсорсинга.
После получения значения общего размера потерь Я по формуле следует определить уровень риска, опираясь на значение данного показателя. Риск является допустимым, если Я < АЯ предельного уровня риска потерь (АЯ), также риск становится критическим при Я = АЯ. Риск можно считать катастрофическим, если Я > АЯ [7].
На данный момент 1Т-аутсорсинг динамично развивается. Такое положение несомненно связано с увеличением перспектив при использовании данных услуг в компаниях. Основной положительной стороной 1Т-аутсорсинга является возможность уделять большую часть времени и сил работе с главными функциональными задачами компании [8]. Помимо этого, аутсорсинг в сфере 1Т обладает следующими преимуществами [9]:
• освобождение от обязанности подбирать рабочих с знаниями 1Т-систем;
• способность корректирования и снижения отведенного бюджета на IT-услуги;
• получение высококвалифицированной IT-помощи и т. д.
Успешность использования IT-аутсорсинга можно наблюдать в исследованиях АСТРА за 2018 г. (рисунок 4). Более 50% пользователей определили, что все цели, поставленные перед аутсорсинговой компанией, были полностью выполнены. Это свидетельствует о высоком уровне предоставления IT-услуг в России.
Если грамотно оценивать возможные риски и уметь их снижать, то IT-аутсорсинг действительно имеет выгодные перспективы на российском рынке. По этому поводу в декабре 2016 г. состоялось обсуждение об уровне использования российского IT-аутсорсинга на конференции Russian Information Services Summit (RISS) 2016, проведенной еженедельником PC Week [10]. ИТ-директор CarPrice. ru Илья Пятин убежден, что будет происходить интеграция определенных сервисов от разных поставщиков услуги. Михаил Петров, директор программ и проектов по технологи-
ям «Российской венчурной компании» (РВК), высказал мысль о том, организации будут неизбежно обращаться в аутсорсинговые компании, но для расширения рынка потребуется повысить уровень квалификации аутсорсеров [10].
По мнению экспертов исследовательского отдела «Астра» (Ассоциация Стратегического аутсорсинга), развитие российского аутсорсинга будет значительно опережать мировые темпы. Этап становления будет пройден гораздо быстрее, чем в США, так как данные за 4-й квартал 2018 г. показывают, что рынок 1Т-аутсорсинга вырос на 7% [11].
Многие организации заинтересованы в данной услуге. К тому же компании-аутсорсеры уже обращаются к мировому опыту в решении ключевых вопросов, при этом подключая отечественные схемы [12].
Аутсорсинг способствует продвижению им-портозамещения. Зарубежный производитель, в связи со сложной геополитической ситуацией, предпочитает отказаться от поддержки своих товаров, тем самым заставляя потреби-
Рисунок 4
Успешность аутсорсинговых контрактов в российских компаниях [10; 11]
теля проявить интерес к отечественным компаниям. Содействие аутсорсеров заключается в том, что они предлагают высококачественные услуги в различных сферах деятельности тех или иных организаций.
Эксперты уверены, что даже кризис не смог помешать развитию ГТ-аутсорсинга. Этому содействовало наполнение рынка инфраструктурой, при том, что стоимость поддержки все больше стала превалировать над инвестициями, и компании акцентировали внимание к аутсорсингу, как средству оптимизации и контроля таких расходов [13].
Аналитическое агентство ТА^эег за 20162017 гг. сформулировало основные тренды российского ГТ-аутсорсинга [13]:
1. Сервисные услуги более высокого уровня. Это связано с переходом некоторых информационных систем в облачные среды. Подобные задачи повышенной сложности требуют понимания системы бизнеса заказчика и детальной проработки их решения.
2. Комплексные услуги. Сейчас появляется потребность передать внешнему провайдеру комплексные услуги. Тем самым они расширяют свои компетенции и делают акцент на разработке комплексных серверов.
3. Единые сервисные контракты. Среди тенденций на рынке ГТ-аутсорсинга появляется желание заказчиков, уже пользующихся аутсорсингом, заключать единые сервисные контракты. Данная модель предполагает, что компания взаимодействует с одним провайдером услуг, который, в свою очередь, отвечает за предоставление необходимых сервисов и работу всех подрядчиков [14].
В то же время такой подход позволяет организациям сфокусироваться на своих бизнес-задачах, сократить издержки на взаимодействии с множеством подрядчиков, изменив методологию решения ИТ-задач на формат «единого окна».
Авторами выделены основные риски (рисунок 5).
Данные факторы становятся препятствием при внедрении ГТ-аутсорсинга для отдельных организаций. Именно поэтому необходимо обратить отдельное внимание на данные риски, чтобы исключить их при работе с организациями, предоставляющими услуги в сфере ГТ.
По мнению авторов, ГТ-аутсорсинг может являться грамотным методом распределения работы в компаниях при должном расчете
Рисунок 5
Основные риски компаний при работе с организациями, предоставляющими ГТ-услуги на аутсорсинге
рисков перед его внедрением. Несмотря на все риски и препятствия, возникающие при внедрении аутсорсинга в области информационных технологий, авторы придерживается позиции, что 1Т-аутсорсинг имеет положительные перспективы совершенствования в дальнейшем.
К основным тенденциям развития можно отнести сервисные услуги более высокого уровня, комплексные услуги и единые сервисные контракты.
Дальнейшее развитие 1Т-аутсорсинга уже становится необходимостью, так как это позволит выдержать конкуренцию россий-
ским компаниям на мировом рынке. Эффект будет получен, если придерживаться ориентации как на клиента и его потребности, так и на формы организации хозяйственного механизма. Профессионально сформированное сообщество экспертов готово к созданию собственных высокотехнологичных товаров и услуг.
Действительно, развитие аутсорсинга в сфере информационных технологий открывает хорошие возможности создать в России инновационную индустрию, ведь российский 1Т-аутсорсинг обладает значимыми преимуществами развития, улучшения и расширения.
Список литературы
1. Аникин Б. А., Рудая И. Л. Аутсорсинг и аутстаффинг. Высокие технологии менеджмента. М.: ИНФРА-М, 2016. 288 с.
2. Йордон Эдвард. ИТ-Аутсорсинг. М.: ЛОРИ, 2016. 370 с.
3. ИТ-аутсорсинг (рынок России). URL: http://www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения: 19.04.2019).
4. Барсукова М. А., Боркова Е. А., Ватлина Л. В. Управление экономической устойчивостью в условиях инновационного развития // Известия СПбГЭУ. 2019. № 2. С. 54-58.
5. Miropolskii D. Iu., Selishcheva Т. А., Diatlov S. A., Lomakina I. B., Borkova E. A. Régional Supply Chain Structure and Centralization of the Economy of Russia // Exceling Tech. Vol. 7. No. 6. December 2018. С. 684-692.
6. Стапран Д. А. Аутсорсинг: страхи и возможности // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 12. С. 1497-1504.
7. Одегов Ю. Г., Долженкова Ю. В., Малинин С. В. Аутсорсинг в управлении персоналом: учебник и практикум. М.: Юрайт. 2015. 390 c.
8. Малютина О. Н., Москвина И. А. Аутсорсинг в развитии делового партнерства. М.: Инфра-М, 2016. 240 c.
9. Борисенко Я. М. Роль аутсорсинга управления знаниями в глобальной экономике // Креативная экономика. 2018. Т. 12. № 7. С. 877-886.
10. Готтшальк Петер, Солли-Сетер Ханс. ИТ-аутсорсинг. Построение взаимовыгодного сотрудничества. М.: Альпина Паблишер, 2015. 394 с.
11. Василенко Л. А. Аутсорсинг - инновационная кадровая технология государственной службы. М.: Наука, 2016. 216 c.
12. Борисов О. Е. Гносеология развития практического аутсорсинга как формы разделения труда // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 16. С. 1915-1924.
13. Боркова Е. А., Гильманов Д. В. Социально-экономические аспекты инновационного развития Ленинградской области. В двух частях. СПб., 2017. Ч. II. 183 с.
14. Календжян С. О., Стапран Д. А. Три постулата теории аутсорсинга и делегирования полномочий // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 18. С. 2415-2432.