Научная статья на тему 'Анализ развития интеллектуального капитала предприятий ракетно-космической промышленности'

Анализ развития интеллектуального капитала предприятий ракетно-космической промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гостева О. В.

Рассматриваются факторы анализа интеллектуального капитала предприятия, методы измерения и оценки его состояния. Приводятся достоинства и недостатки рассматриваемых методов для применения на наукоемких предприятиях ракетно-космической промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF THE INTELLECTUAL CAPITAL OF ENTERPRISES OF AEROspace industry

Factors of analysis of intellectual capital of an enterprise, methods of measurement and estimation of its condition are considered. Merits and demerits of considered methods for application at the high technology enterprises of the space-rocket industry are resulted.

Текст научной работы на тему «Анализ развития интеллектуального капитала предприятий ракетно-космической промышленности»

Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов

УДК 331.102.312

О. В. Гостева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Рассматриваются факторы анализа интеллектуального капитала предприятия, методы измерения и оценки его состояния. Приводятся достоинства и недостатки рассматриваемых методов для применения на наукоемких предприятиях ракетно-космической промышленности.

Интеллектуальный капитал имеет большое значение для предприятий ракетно-космической промышленности (РКП). От его эффективного использования во многом зависит достижение целей предприятия РКП. Эти цели сводятся к созданию и выпуску инновационной продукции, соответствующей лучшим мировым требованиям. Это вызвано необходимостью обеспечения обороноспособности страны, а также максимального использования своих сильных сторон для достижения рыночных целей предприятия. В связи с этим необходимо стратегическое развитие интеллектуального капитала предприятий РКП.

Теоретические основы и современное состояние интеллектуального капитала на наукоемких предприятиях разрабатывались различными исследователями. Среди отечественных ученых, которые занимаются вопросами развития интеллектуального капитала, следует выделить Е. Н. Селезнева, В. П. Багова, В. С. Сту-пакова и А. Н. Козырева, среди зарубежных - Л. Эд-винсона, К.-Э. Свейби, Т. Стюарта.

Определение интеллектуального капитала, данное отечественным исследователем Е. Н. Селезневым, наиболее соответствует особенностям наукоемких предприятий РКП, связанным с созданием и выпуском инновационной продукции: интеллектуальный капитал (ИК) - это «интеллектуальное богатство организации, предопределяющее ее творческие возможности по созданию и реализации интеллектуальной и инновационной продукции» [1].

Анализ современного состояния интеллектуального капитала наукоемких предприятий проводился на базе статистического сборника «Индикаторы инновационной деятельности: 2009». Следует отметить, что по конечным результатам развития интеллектуального капитала, а именно, по внедрению инноваций, отечественные наукоемкие предприятия отстают от зарубежных. В связи с этим для преодоления данных проблем необходимо стратегическое развитие интеллектуального капитала предприятий РКП [2].

Систематизация факторов стратегического развития интеллектуального капитала предприятия РКП, анализ предложенных факторов экспертным методом для различных типов предприятий позволили выявить следующее: наибольшее значение имеют производительные интеллектуальные активы, человеческие интеллектуальные активы и структурные активы. Данное обстоятельство обусловлено особенностями предприятий РКП. Так, для создания и производства инновационной продукции необходимы знания, постоянное обучение, создание полезных моделей и пр. [3].

На базе выявленных факторов проведен анализ существующих методов оценки развития интеллектуального капитала. По результатам анализа выявлено, что многие методы мало приемлемы для предприятий РКП, так как инновационную продукцию предприятия РКП выпускают для нужд обороны страны, где прибыль не является показателем реакции рынка на продукт. Для нужд предприятия РКП больше подходит метод показателей В. И. Гунина [4]. Данная система показателей инновационной деятельности организации позволяет оценить эффективность интеллектуального капитала с точки зрения затрат на исследования и разработки, длительности создания инновационной продукции, обновления продукции, структуры подразделений и сотрудников. Такая оценка эффективности наиболее подходит для стратегии развития интеллектуального капитала предприятия РКП.

Для практического применения данного метода на предприятии РКП предложены показатели, способы их расчета и характеристики показателей (затратные показатели, показатели обновляемости, длительности разработки и т. д.). Для измерения эффективности выполнения стратегии развития интеллектуального капитала на предприятии РКП была разработана методика на базе данных показателей. Для оценки выполнения стратегии развития интеллектуального капитала предприятия РКП необходимо произвести анализ существующего интеллектуального капитала, установить плановые значения предложенных показателей по всем проектам и осуществить контроль данных показателей. В случае, если по результатам контроля выявлено соответствие или улучшение расчетных фактических значений над плановыми, то возможна передача результатов разработок в серийное производство и получение мультипликативного эффекта. В случае, если выявлено отставание расчетных значений от плановых, необходимо введение корректирующих действий для увеличения эффективности выполнения стратегии развития интеллектуального капитала предприятия РКП.

Подводя итог, надо сказать, что предприятия РКП нацелены на создание новой продукции, для управления деятельностью такого предприятия необходимы технологии анализа и оценки интеллектуального капитала. Приведенное описание методики оценки интеллектуального капитала предприятий РКП с учетом их стратегического развития позволяет наметить пути решения данных проблем.

Решетневскце чтения

Библиографические ссылки

1. Селезнев Е. Н. Интеллектуальный капитал как объект управления // Справочник экономиста. 2010. № 2.

2. Просвирина И. И. Интеллектуальный капитал: новый взгляд на нематериальные активы [Электронный ресурс]. URL: www.finman.ru.

3. Лукичева Л. И., Салихов М. Р. Подходы к оценке стоимости интеллектуального капитала организаций // Менеджмент в России и за рубежом. 2011. № 4.

4. Бобкова Е. В., Макаров П. Ю. Управление интеллектуальным капиталом в рамках функциональной стратегии предприятия [Электронный ресурс]. URL: www.journal.vlsu.ru.

O. V. Gosteva

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

THE ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF THE INTELLECTUAL CAPITAL OF ENTERPRISES OF AEROSPACE INDUSTRY

Factors of analysis of intellectual capital of an enterprise, methods of measurement and estimation of its condition are considered. Merits and demerits of considered methods for application at the high technology enterprises of the space-rocket industry are resulted.

© Гостева О. В., 2011

УДК 339.138

Ю. В. Данильченко, Н. В. Федорова, Н. В. Внукова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Раскрывается сущность маркетинговых коммуникаций и их особенность в космической отрасли, а также рассматривается использование различных инструментов маркетинговых коммуникаций в космической отрасли.

Маркетинговыми коммуникациями называется деятельность, совокупность средств и конкретные действия по поиску, анализу, генерализации и распространению информации, значимой для субъектов маркетинговых отношений [1].

По мнению А. П. Панкрухина, традиционно в комплекс маркетинговых коммуникаций входят реклама, public relations, личные контакты, комплексные формы продвижения продукции на рынок и содействия продажам (выставки, ярмарки, обучение продавцов), а также бренды и брендинг.

Эффективность маркетинговых коммуникаций как элемента брендинга определяется верным выделением ключевой целевой группы и работы с ней. Именно поэтому маркетинговые коммуникации рассматриваются через призму их влияния на определенные целевые группы.

Рассмотрим особенности маркетинговых коммуникаций со следующими целевыми группами (ЦГ).

Маркетинговые коммуникации с целевой группой «заказчики». Одним из главных способов привлечения внимания к продукции предприятия и получения заказов в космической отрасли является участие в тендерах.

Отраслевые и специализированные выставки и конференции помогают развивать соответствующие секторы экономики и являются эффективным инструментом продвижения продукции и услуг. Одним из значимых выставочных мероприятий в РФ является Московский авиакосмический салон в Жуковском.

Взаимодействие со СМИ строится в двух направлениях, первое - размещение рекламной (имиджевой) информации, второе - создание значимых информационных поводов, которые могут быть интересны СМИ (важная информация о предприятии, событиях, связанных с его деятельностью).

Создание собственных рекламных и информационных ресурсов (в том числе корпоративных СМИ, сайтов, буклетов, листовок, фирменной сувенирной продукции и т. д.) - еще одна форма маркетинговых коммуникаций. Наличие собственной рекламно-полиграфической, сувенирной продукции - весомая имиджевая составляющая предприятия.

Также используются экскурсии на производство (посещение предприятия). Данная форма маркетинговых коммуникаций является одной из самых эффективных, она позволяет составить целостное представление об организации (бренде).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.