АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
М.Ш. Гараев, канд. экон. наук, доцент И.В. Хан-Хойская, старший преподаватель Азербайджанский технологический университет (Азербайджанская Республика, г. Гянджа)
Аннотация. Проведённые в Азербайджанской Республике рыночные реформы изменили структуру банковской системы страны. Для соответствия потребностям и масштабам деятельности Азербайджана, она должна достойным образом позиционироваться на международном уровне, поэтому стране необходимы высоко капитализированные финансовые институты. При этом банковская система должна быть не столько разветвлённая, как в настоящее время, сколько прозрачная.
Ключевые слова: банковский сектор, рейтинг, развитие, финансы.
Получив независимость в 1992 году, Азербайджанская Республика на обломках хозяйственных связей и финансовой системы, построенной и функционировавшей при административно-командной системе, начала проводить относительно новую финансовую политику, и на её основе денежно-кредитную политику государства, главной целью которой являлось создание условий для достижения и поддержания высокого уровня производства, стабилизации цен и укрепления национальной денежной единицы.
Переориентировав плановую экономику в рыночную, Азербайджанская Республика взяла курс на интеграцию в мировую экономику, и в стране был принят ряд законов, регулировавших деятельность в различных отраслях экономики, в том числе и отрасли финансовых услуг - Закон «О банках и банковской деятельности в Азербайджанской Республике» и Закон «О Национальном банке Азербайджанской Республики», подписанные 7 августа 1992 года. 15 августа 1992 года в официальное обращение, наряду с советским рублём, была выпущена национальная денежная единица - манат, признанная единственной валютой лишь 1 декабря 1994 года. Милли Меджлисом Азербайджанской Республики 1 декабря 1992 года был утверждён Устав Национального банка Азербайджана, и на этой платформе зарождалась новейшая история банковской системы страны. В то время, в целях формирования частного сегмента банковского сек-
тора и оздоровления государственных банков, был определён почти беспрепятственный вход на рынок финансовых услуг, о чём свидетельствовали невысокие требования к уставному капиталу, около 12 тысяч долларов США; и в результате численность банков возросла до двух сотен. Они занимались финансовыми спекуляциями, и в целом на экономику страны не влияли с позиций её оздоровления, укрепления и развития. Однако создание Бакинской межбанковской валютной биржи положило начало формированию валютного рынка страны и проведению центральным банком - Милли Банком - политики валютного регулирования, начав её с проведения валютных торгов по рыночным правилам; а также проведению денежно-кредитной политики для подавления гиперинфляции, осуществляя продажу централизованных кредитных ресурсов в соответствии с рыночным спросом. Так, двухуровневая банковская система Азербайджана получила своё реальное развитие, на которое также повлияли принятые Законы «О защите иностранных инвестиций» (1992 г. с поправками 1996 г.), «Об акционерных обществах» (1994 г. с поправками 1999 г.), «О залоге» (1998 г.), «О ценных бумагах» (2015 г.) и многие другие. Для повышения устойчивости банковской системы в стране прошёл процесс консолидации частных банков, результатом которой стало ежегодное сокращение количества банков (см. рисунок «Эволюционная динамика банковского сектора»),
этому же и способствовало последовательное повышение требований Национального банка по минимальному размеру капитала частных банков, сначала до 10
со о
s
«
ю о со h U 0J
¡T
s
ч
Начиная с 2004 года растущие доходы от нефти, обусловленные ростом цен и производством нефти в соответствии с контрактами, заключёнными с транснациональными нефтяными корпорациями, способствовали экономическому росту Азербайджанской Республики и определили необходимость существенного повышения значимости банковского сектора страны. Проведённые реформы были направлены на интенсивное оздоровление негосударственных банков, возможности их выхода на мировой рынок финансовых услуг, повышение устойчивости банковской системы страны в пределах международных банковских стандартов и требований.
Действующий ныне Закон «О Национальном банке Азербайджанской Республики», принятый 10 декабря 2004 года и вступивший в силу 22 декабря 2004 года, а в 2009 году на референдуме по внесению изменений в Конституцию Национальный банк переименованный в Центральный банк страны; а также окончательный пере-
млн. манатов - Л2К, а затем и в увеличенном пятикратном размере - до 50 млн. манатов.
ход на Международные стандарты финансовой отчётности; повышение прозрачности банковской системы была подготовлена новая стратегия развития банковской системы. Главная цель стратегии - обеспечение эффективной трансформации нефтяных доходов в не нефтяной сектор, создание конкурентной среды на банковском рынке. В целом до 2014 года банковская система сохраняла свою устойчивость, благодаря активным действиям Центрального банка в вопросах реформирования банковского сектора и макроэкономического регулирования экономики на основе денежно-кредитных механизмов, а именно: проводимой монетарной политикой, предусматривающей применение фиксированного валютного курса. В этом периоде на финансовом рынке страны присутствовало вдвое больше банков, чем это требовала экономическая целесообразность. По численности банков Азербайджан уступал лишь США и Германии, но несмотря на многочисленность, конкуренции в этой сфере не было. Избыточное
Банковский сектор Азербайджана
230
136
70 59 44 45
1 1
32
1992-1994 1994-1996 1996-1998 1998-2000 2000-2004 2004-2014 2014-2016
годы
Рисунок 1. Эволюционная динамика банковского сектора
предложение банковских продуктов на фоне узкого рынка - ограниченного числа клиентов не только повышало стоимость банковских услуг, но и создало проблемы с качеством активов, несмотря на их рост. Половина активов коммерческих банков размещалась внутри самой банковской сферы. Уровень банковского кредитования капиталовложений был крайне низок и составлял лишь 5% в структуре инвестиций промышленных предприятий страны - это из-за слабости негосударственных банков, сумма активов которых не превышала активы даже отдельно взятого европейского банка, и нежелания банков заниматься долгосрочным кредитованием в следствие недостаточно благоприятного инвестиционного климата и существующих рисков. Так, для увеличения кредитных ресурсов банки поставили задачу мобилизовать денежные ресурсы населения и трансформировать их в инвестиционные ресурсы, что было закреплено в законе о предоставлении «налоговых каникул» по налогу на доходы с банковских вкладов и дивидендов с ценных бумаг. А в соответствии с принятым законом «О страховании вкладов» в Азербайджане был создан Фонд страхования вкладов физических лиц, который и в настоящее время при наступлении страхового случая - банкротства коммерческого банка выплачивает размер компенсации по вкладу, застрахованному в одном банке в размере 30 тысяч Л2К при процентной ставке не выше 15%. В целях роста доверия к банковской системе со стороны на-
селения Правительство Азербайджана в 2017 году намерено направить на оплату уставного капитала Азербайджанского фонда страхования вкладов 546 млн. манатов для выплаты компенсаций вкладчикам 11 закрывшихся азербайджанских банков [1]. Хотелось бы отметить, что население страны, по оценкам экспертов, в среднем финансово безграмотно, поэтому, не имея возможности вступать в финансовые отношения с экономическими субъектами финансового рынка, свои сбережения опять несут в оставшиеся коммерческие банки, предлагающие в данное время более высокие депозитные проценты. По нашему мнению, это позитивный факт для поддержания показателей капитализации банков, так как международные рейтинговые агентства могут предпринять позитивные рейтинговые действия и пересмотреть свои прогнозы, если будут отмечать устойчивое улучшение показателей ликвидности банков до уровня, при котором банки станут менее уязвимы к оттоку депозитов. В целом же, прогноз по долгосрочным рейтингам Азербайджана остаётся негативным. В стране действует 31 банк, 5 из которых взяты под особый контроль Палатой надзора над финансовыми рынками Азербайджана из-за проблем с капиталом, а рейтинги остальных банков указывают на серьёзные проблемы в банковской системе страны. Оценки рейтинговых агентств по банковскому сектору нашей страны мы представляем в следующей таблице.
Таблица 1. Рейтинг азербайджанских банков
№ п/п Банки Азербайджана На 1 апреля 2017 года активы банка (тыс. манат) Кредитные рейтинги (уровень) Международное рейтинговое агентство
с до
i PASHA Bank 3 264 320 ВВ-/В Негативный прогноз Standard & Poor's (S&P)
2 Kapital Bank 3 132313 ВВ-/В Негативный прогноз Standard & Poor's (S&P)
3 Xalg Bank 1 660 070 Bi/ Not Prime Негативный прогноз Moody's Investors Service
4 Accessbank 993 814 ВВ+ Негативный прогноз Fitch Ratings
5 Bank Respublika 881 240 B2 Негативный прогноз Moody's Investors Service
б Uni Bank 702 406 B3 Негативный прогноз Moody's Investors Service
7 ВТБ (Азербайджан) 429 000 B2 B3 Moody's Investors Service
S Bank of Baku 143 870 B3 Саа1 Moody's Investors Service
9 Mugan bank 30 770 В-/В ССС+/С Standard & Poor's
i0 МБА (Международный Банк Азербайджана) Проводится оздоровление активов за счёт госбюджета CCC Ba3 Caa B1/ Not Prime Fitch Ratings Moody's Investors Service
Банки, не отражённые в таблице, не включены рейтинг, а это связано с замалчиванием либо утаиванием финансовой отчётности за прошедший год и 5 месяцев 2017 года. Рейтинг банков не может быть выше рейтинга государства. По оценке международного рейтингового агентства Fitch Ratings, долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") Азербайджана в иностранной и национальной валюте находятся на уровне "BBB-" с прогнозом "Стабильный". Международное рейтинговое агентство Moody's не изменило суверенный кредитный рейтинг Азербайджана, он сохранен на уровне "Bal" с прогнозом "негативный"; 5 февраля 2016 года агентство снизило кредитный рейтинг страны с "Baa3" до "Bal", сохранив стабильным прогноз по рейтингу. 29 апреля 2016 года Moody's снизило прогноз по рейтингу на "негативный", а 12 февраля этого года вновь пересмотрело рейтинг и утвердило его на прежнем уровне [2].
Суммарная чистая прибыль банков в Азербайджане за январь-апрель 2017 года составила 148,1 млн. манатов. В январе-апреле 2017 года процентные доходы банков составили 675 млн. манатов, в том числе 504,4 млн. манатов - по выданным
кредитам. Непроцентные доходы банков за отчетный период составили 364 млн. манатов. Процентные расходы банков за 4 месяца составили 332,4 млн. манатов, в том числе по депозитам - 131,9 млн. манатов. Непроцентные расходы банков составили 306,8 млн. манатов. В целом в январе-апреле 2017 года совокупная чистая операционная прибыль банков составила 399,8 млн. манатов. При этом банки в отчетном периоде направили 243,7 млн манатов на формирование резервов с целью покрытия возможных потерь по активам [3]. Минимальным капитальным требованиям регулятора в Азербайджанской Республике и нормам, установленным Палатой по надзору за финансовыми рынками, не соответствуют около 10 банков [4].
По нашему мнению, для обслуживания экономики и населения Азербайджанской Республики достаточно 20 крепких банков с разветвлённой сетью филиалов, способных реализовать принятую в конце 2016 года «Стратегическую дорожную карту по развитию финансовых услуг», определившую стратегические цели по реформированию финансовой системы, состоящей из финансов динамично развивающихся секторов экономики.
Библиографический список
1. http://interfax.az/view/706522
2. https://report. az/ru/finansy/moody-s-utverdilo-kreditnyj -rejting-azerbajdzhana/
3. http://interfax. az/view/704787
4. http://www.1news.az/economy/money/20170621031056438.html
ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE BANKING SYSTEM IN THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN
M.Sh. Garaev, candidate of economic sciences, associate professor I.V. Khan-Khoyskaya, senior lecturer Azerbaijan technological university (Republic Azerbaijan, Gandja)
Abstract. The market reforms that were undertaken in the Republic of Azerbaijan have changed the country's bank system structure. In order to be tailored to the needs and the scope of action of Azerbaijan, the established national bank system must be duly positioned on the international level. Therefore, the country needs highly capitalized financial institution and a less branched (as it is the currently the case) but more transparent bank system. Keywords: bank sector, rating, development, finances.