Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РАЗЛИЧИЯ ТРЕБОВАНИЙ РЕГЛАМЕНТИРОВАННОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТОВ'

АНАЛИЗ РАЗЛИЧИЯ ТРЕБОВАНИЙ РЕГЛАМЕНТИРОВАННОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
управленческий учет / регламентированный учет / бизнес-процесс / нотация EPC / программа 1С / расширение / система компоновки данных / management accounting / regulated accounting / business process / EPC notation / 1C program / extension / data composition system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Елизавета Сергеевна

В данной статье рассмотрены особенности ведения управленческого учета в организации, различия управленческого и регламентированного учетов, способы ведения управленческого учета. Разработана модель бизнес-процесса сбора данных для управленческого учета на основе регламентированного. Также продемонстрирован разработанный вариант ведения управленческого учета в программе «1С: Бухгалтерия 8». Данная разработка позволяет формировать управленческий отчет о доходах и расходах на основе не только данных регламентированного учета, но и других, которые вводятся в пользовательском режиме. Также данные могут быть пересчитаны по произвольным формулам с помощью функционала отчета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DIFFERENCE BETWEEN THE REQUIREMENTS OF REGULATED AND MANAGEMENT ACCOUNTING

This article discusses the features of management accounting in an organization, the differences between management and regulated accounting, methods of management accounting. A model of a business process for collecting data for management accounting based on a regulated one has been developed The developed version of management accounting in the "1C: Accounting 8" program was also demonstrated. This development allows you to generate a management report on income and expenses based not only on regulated accounting data, but also on others that are entered in the user mode. Also, the data can be recalculated using arbitrary formulas using the report functionality.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РАЗЛИЧИЯ ТРЕБОВАНИЙ РЕГЛАМЕНТИРОВАННОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТОВ»

АНАЛИЗ РАЗЛИЧИЯ ТРЕБОВАНИЙ РЕГЛАМЕНТИРОВАННОГО И

УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТОВ

ANALYSIS OF THE DIFFERENCE BETWEEN THE REQUIREMENTS OF

УДК 004

Захарова Елизавета Сергеевна, магистрант Южного Федерального Университета

Zakharova Elizaveta Sergeevna, Master's degree student of the Southern Federal University

Аннотация

В данной статье рассмотрены особенности ведения управленческого учета в организации, различия управленческого и регламентированного учетов, способы ведения управленческого учета. Разработана модель бизнес-процесса сбора данных для управленческого учета на основе регламентированного. Также продемонстрирован разработанный вариант ведения управленческого учета в программе «1С: Бухгалтерия 8». Данная разработка позволяет формировать управленческий отчет о доходах и расходах на основе не только данных регламентированного учета, но и других, которые вводятся в пользовательском режиме. Также данные могут быть пересчитаны по произвольным формулам с помощью функционала отчета.

Abstract

This article discusses the features of management accounting in an organization, the differences between management and regulated accounting,

1902

methods of management accounting. A model of a business process for collecting data for management accounting based on a regulated one has been developed The developed version of management accounting in the "1C: Accounting 8" program was also demonstrated. This development allows you to generate a management report on income and expenses based not only on regulated accounting data, but also on others that are entered in the user mode. Also, the data can be recalculated using arbitrary formulas using the report functionality.

Ключевые слова: управленческий учет, регламентированный учет, бизнес-процесс, нотация EPC, программа 1С, расширение, система компоновки данных.

Key words: management accounting, regulated accounting, business process, EPC notation, 1C program, extension, data composition system.

Практика ведения управленческого учёта в России.

В настоящее время в следствии роста конкуренции на рынках, формирования новых технологий, вырастающей сложности бизнес-процессов управления организацией, имеется необходимость изменений учетно-аналитической системы. Одина из технологий — это разделение учета на две подсистемы — регламентированный и управленческий учет. Такое деление обусловлено отличием в целях и задачах двух видов учета.

Регламентированный учет ориентирован на внешних по отношению к предприятию пользователей. В данном виде учета формируется информация о доходах и расходах организации, о дебиторской и кредиторской задолженностях, о состоянии активов, источников финансирования, взаимоотношениях с государством по уплате налогов. [1]

«Управленческий учет представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа доходов, расходов и результатов хозяйственной деятельности в необходимых аналитических разрезах, оперативного принятия различных управленческих решений в целях

1903

оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе.» [1]

Управленческий учет предназначен для руководства и менеджеров предприятия, решающих вопросы оптимизации бизнеса. При этом руководство предприятия самостоятельно решает, как вести учет и в каких разрезах классифицировать предметы управления.

Управленческий учет в значительной степени дополняет данные регламентированного учета. Он дает возможность в полной мере произвести анализ сложившихся ситуаций в организации и дает такие преимущества как:

1. Возможность быстро и эффективно отслеживать все статьи расходов, а также оценивать выручку компании. Он также дает возможность эффективно управлять финансовыми потоками, помогает в краткосрочном и долгосрочном планировании, прогнозировании последствий заключения сделок, подписания контрактов и.т.д.

2. Информация более детализирована и представлена в необходимых аналитических разрезах.

3. Позволяет точно оценить текущее состояние бизнеса, выявить положительные и отрицательные тенденции в работе, оценить сильные и слабые стороны в сфере бизнеса. Позволяет своевременно корректировать необходимые показатели, оптимизировать бизнес-процессы.

Информация предоставляется тогда, когда она действительно необходима, а не с частотой, требуемой законом для регулярной бухгалтерской отчетности. Ведь установленные сроки отчетности не всегда совпадают с жизненным циклом компании.

Таким образом, управленческий учет позволяет контролировать темпы развития организации, осуществлять полный анализ предприятия и своевременно предотвращать возможные проблемы.

Рассмотрим основные различия регламентированного и управленческого учета:

1904

1. Регламентированный учет ориентирован на внешних пользователей. Это могу быть налоговые органы, инвесторы, банки, поставщики, покупатели. Управленческий учет предназначен для руководства и менеджеров предприятия, решающих задачи оптимизации бизнеса.

2. Цель ведения регламентированного учета - это сдача отчетности в налоговые органы, предоставление информации о ликвидности компании инвесторам, кредитора. Цель же управленческого учета - обеспечение процессов управления внутри предприятия. Анализ состояния компании, прогнозирование доходности, оптимизация распределения ресурсов и.т.д. для принятия более эффективных управленческих решений.

3. Ведение регламентированного учете регламентируется законодательством и является публичной информацией. Управленческий учет ведется на усмотрение руководителей организации и носит конфиденциальный характер.

4. При ведение регламентированного учета необходимо следовать правилу двойной записи. В управленческом учете может использоваться любая система.

5. Регламентированный учет предоставляется только для одной организации. Управленческий может включать в себя несколько организации, что, к примеру, необходимо для группы компаний.

6. Временные интервалы предоставления регламентированной отчетности регламентируются законодательством. Управленческая отчетность может быть представленная в любое, необходимое для руководителей организации, время.

7. Регламентированная отчетность ведется в суммовом измерении. Измерители управленческого учета могут быть любыми.

8. В регламентированном учете точно определен набор показателей, в управленческом учете можно добавлять свои показатели и разрезы измерений.

1905

Далее рассмотрим основные виды отчетов, необходимых для ведения управленческого учета:

1. Отчет о доходах и расходах

Позволяет оценить финансовый результат компании за отчетный период. Структура доходов и расходов определяется требуемым уровнем детализации. Он используется не только для компании в целом, но и для отдельных сегментов бизнеса. Он необходим для анализа эффективности деятельности компании, оптимизации существующих бизнес-процессов, выявления статей чрезмерных затрат.

2. Движение денег Состоит из трех разделов по следующим видам деятельности: операционная, финансовая и инвестиционная. Данный отчет показывает возможность компании осуществлять инвестиционные и финансовые вложения за счет денежного потока от операционной деятельности.

3. Управленческий баланс Назначение и структура управленческого баланса часто совпадает с регламентированным, за исключением того, что он отражает экономическое положение компании по управленческому учету, выявляется взаимосвязь между предыдущими отчетами и проверяется правильность их составления.

Ведение управленческого учета различно для организаций. Так как чем более детальную информацию необходимо собирать в управленческой отчетности, тем более затратным будет данный процесс. Поэтому структура отчетов и состав показателей, характеризующих состояние компании, определяется конкретными задачами, стоящими перед организацией.

В данной статье будет рассмотрен отчет о доходах и расходах организации.

Возможные методы ведения управленческого учета.

1906

Метод ведения управленческого учета определяется набором правил и способов, применение которых обеспечивает отражение объектов учета в информационной системе предприятия.

Одним из методов ведения управленческого учета является параллельный учет, он основан на отражении всех операций в различных системах учета. Использование данного метода позволяет достичь максимальной точности и детализации данных. Но данный метод требует больших трудозатрат, так как каждая система построена с учетом различных норм и правил.

Еще один метод — это ведения регламентированного и управленческого учета в общей базе. Метод менее трудозатратный, так как учет ведется в одной базе, где для каждой операции последовательно указывается информация для разных учетных систем. Это самый оптимальный метод по сочетанию затрат и итогового вида, состава, детализации информации, но внедрение ERP систем дорогостоящий и долгий процесс. К таким системам можно отнести «1С: ERP», «1С: Управление холдингом», SAP.

Также существует метод трансформации бухгалтерской отчетности в управленческую. При использовании данного метода реализуются базовые требования ведения управленческого учета на основе регламентированного. Этот метод имеет минимальные затраты, но при этом имеет ограниченный функционал.

Чтобы реализовать метод трансформации бухгалтерской отчетности в управленческую был создан отчет о доходах и расходах организации на базе программы «1С: Бухгалтерия».

Моделирование сбора данных для управленческого учета на основе регламентированного учета.

Бизнес-процесс - последовательность действий, направленная на получение заданного результата, ценного для организации.

1907

Бизнес-процесс дает возможность рассмотреть деятельность организации как систему процессов, имеющих определенные связи друг с другом и внешней средой.

На рынке компьютерных технологий представлены несколько специальных программ, позволяющих обследовать предприятие и построить модель. Выбор методологии и инструментов, с помощью которых проводится моделирование бизнес-процессов, основополагающего значения не имеет. Существуют стандартизированные методологии и инструментальные средства, с помощью которых можно обследовать предприятие и построить его модель. [2]

Нотация ЕРС (событийная цепочка процессов) - расширенная нотация описания цепочки процесса, управляемого событиями. Диаграмма процесса в нотации ЕРС, представляет собой упорядоченную систему событий и функций. Для каждой функции могут быть определены начальные и конечные события, участники, исполнители, материальные и документальные потоки, а также проведена декомпозиция на более низкие уровни.

Смоделируем бизнес-процесс сбора данных о доходах и расходах организации для формирования управленческого отчета о доходах и расходах в нотации EPC. Информация для формирования управленческой отчетности может браться из разных источников. Рассмотрим взаимосвязанные программы учета товарооборота (S-MARKET), учета зарплаты и управления персоналом (1С:Зарплата и управление персоналом) и бухгалтерского учета (1С: Бухгалтерия). (Рис. 1).

1908

1909

Рисунок 4 Модель бизнес-процесса сбора данных для управленческого учета на основе регламентированного учета

Управленческий отчет о доходах и расходах организации формируется на базе данных, взятых из «1С: Бухгалтерия». Данные из других программ переносятся в эту программу с помощью типовой синхронизации.

Пример автоматизации ведения управленческого учета в «1С: Бухгалтерия 8».

На базе самой распространенной программы для ведения регламентированного учета «1С: Бухгалтерия 8» был создан управленческий отчет о доходах и расходах. Т.к решение должно быть универсальным и иметь возможность использоваться разными организациями, а правила учета и работы любого предприятия развиваются с течением времени, то решение должно иметь возможность меняться вслед за изменениями. Поэтому отчет

1910

был сформирован как внешний, а данные, необходимые для его формирования, были добавлены с помощью «Расширения».

Отчет о доходах и расходах формирует данные по оборотам 90, 20,26,91.02 счетов в разрезе видов деятельности. Виды деятельности пользователь создает самостоятельно и соединяет с имеющимися номенклатурными группами. При этом одному виду деятельности может соответствовать несколько номенклатурных групп, что дает возможность собирать сводную аналитику по нескольким номенклатурным группам. Аналитикой отчета являются статьи затрат, название которых пользователь задает самостоятельно, и, аналогично видам деятельности, соединяет с имеющимися в программе статьями затрат и видами доходов и расходов. Также есть возможность ввода дополнительных статей затрат, которые не отражаются в бухгалтерском учете.

Отчет поддерживает функцию пересчета строк по формулам. Пользователь самостоятельно вводит необходимые формулы в справочнике и соединяет их со статьями затрат, которые необходимо пересчитать. (Рис. 2).

Рисунок 5 Пример ввода формулы для пересчета строки отчета о доходах и расходах организации

1911

Функционал формулы поддерживает создание любого показателя. Значения показателей задаются пользователем. Формула допускает арифметические действия сложения, вычитания, умножения и деления.

Отчет реализован с помощью «Системы компоновки данных» (СКД). Преимущество использования СКД в том, что пользователь может сам настраивать структуру отчета. В отчете настроен отбор по периоду, за который необходимо вывести доходы и расходы организации. Также можно сделать отбор по виду деятельности и организации на форме отчета или при нажатии на кнопку «Настройки» настроить собственный вид отчета с помощью средств СКД.

В отчете реализованы функции «Сохранить в Excel» и «Сумма выделенных ячеек». При нажатии на кнопки «Сохранить в Excel» отчет будет сохранен в формате Excel на пользовательский компьютер. При выделении нескольких ячеек в строке «Сумма выделенных ячеек» будет рассчитана сумма этих ячеек. На рисунке представлен вид отчета с тестовыми данными.

Внешний вид отчета о доходах и расходах представлен на Рис. 3.

11(51. = Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0 1С ¡Предприятие

А Начальная страница Отчет БДР формулы х Отчет БДР соответствие формул х Отчет БДР х

^Т) "¿У Q Абрамов Геннадий Сергеевич —

Главное Руководителю

Продажи Покупки Склад

Производство

ОС и НМД

Зарплата и кадры

Операции

Отчеты

Справочники

Администрирование

Отчет БДР

И @ В

Сформировать

Выбрать вариант.-.

Сохранить в Excel

Период: 0 [ 01.01,2016 - 31.12.2016

Вид деятельности: [ |

Организация: Q Конфетпром ООО

Сумма выделенных ячеек: 14 835,87

^р) Тек

+ - - БДР

Организация Доходы Расходы

Вид деятельности

Статьи затрат в отчете

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конфетпром ООО 5 092 380 4 210 285,14

Магазин №23 789 191 17 835,87

Постоянные расходы 789 191 4 835.87

Прочие затраты 2 000

Расходы на услуги банков 2 835.37

- Таможенные услуги 13 000

Командировочные 13 ООО

- - Торговый дом "Комплексный" ООО 57 272 842,8 35 386 102,11

Постоянные расходы 35 386 1 02,11

Резервы по сомнительным долгам 8 733 128,16

Курсовая разница 26 652 973.95

Сна&жение флота 57 272 842,8

Итого 63 154 413,8 39 614 223,12

екущие вызовы: 0 Накопленные вызовы: 599

Рисунок 6 Внешний вид отчета о доходах и расходах организации

1912

Управленческий отчет о доходах и расходах организации дает

возможность анализировать состояние организации за определенный период,

в разрезе необходимых видов деятельности, планировать будущие доходы и

расходы, а также оптимизировать имеющиеся расходы.

Литература

1. Управленческий учет: учеб. пособие / А. В. Ильина, Н. Н. Илышева. -Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 180 с.

2. Введение в описание бизнес-процессов. Часть 2. [Электронный ресурс]. http://becmologv.ru/blog/business/bp02.htm

3. Имитационное моделирование сложных систем средствами ARIS TOOLSET 6 [Электронный ресурс]. https://www.elibrarv.rit/item.asp?id=22269039

4. Практические аспекты постановки системы управленческого учета и контроля в коммерческих организациях [Электронный ресурс]. https://cvberleninka.ru/article/n/prakticheskie-aspektv-postanovki-sistemv-upravlencheskogo-ucheta-i-kontrolva-v-kommercheskih-organizatsivah

5. Управленческий учет [Электронный ресурс]. https://cvberleninka.ru/article/n/upravlencheskiv-uchet-6

Literature

1. Management accounting: textbook. allowance / A. V. Ilvina, N. N. Ilvsheva. -Yekaterinburg: Ural Publishing House. University, 2016 .-- 180 p.

2. Introduction to the description of business processes. Part 2. [Electronic resource]. http://becmologv.ru/blog/business/bp02.htm

3. Simulation of complex svstems bv means of ARIS TOOLSET 6 [Electronic resource]. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22269039

4. Practical aspects of setting the management accounting and control svstem in commercial organizations [Electronic resource]. https://cvberleninka.ru/article/n/prakticheskie-aspektv-postanovki-sistemv-upravlencheskogo-ucheta-i-kontrolva-v-kommercheskih-organizatsivah

1913

5. Management accounting [Electronic resource].

https://cvberleninka.ru/article/n/upravlencheskiv-uchet-6

1914

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.