Жэнь Синьчжу
Магистрант.
Институт иностранных языков Юго-Восточного университета.
У Мэн
Доктор философии по русскому языку и литературе.
Преподаватель и научный руководитель магистратуры.
Институт иностранных языков Юго-Восточного университета.
Тао Юань
Доктор философии по русскому языку и литературе. Профессор и научный руководитель докторантуры.
Институт иностранных языков Юго-Восточного университета.
Анализ распределения правительством внимания в китайско-казахстанском экономическом сотрудничестве - на основе текстов правительственной политики
Центральная Азия является стратегически важным регионом для Китая. Она играет ключевую роль в обеспечении безопасности Китая на западе и в реализации инициативы «Пояс и путь». Ее позиция в китайской дипломатии становится все более важной.
Казахстан, как крупнейшая экономика и крупнейшая страна Центральной Азии, занимает особое место в китайско-центральноазиатском сотрудничестве. С момента установления дипломатических отношений между Китаем и Казахстаном в 1992 году две страны последовательно придерживались принципов добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества. В 2019 году Китай и Казахстан повысили уровень двусторонних отношений до постоянного всеобъемлющего стратегического партнерства. С тех пор обе страны активно развивают практическое сотрудничество в различных областях. В 2022 году главы государств двух стран подписали Совместную декларацию по случаю 30-й годовщины установления дипломатических отношений, в которой подтвердили намерение построить сообщество судьбы, основанное на дружбе поколений, высокой степени взаимного доверия и солидарности.
В современных исследованиях китайско-казахстанского экономического сотрудничества преобладает фокус на экономическом сотрудничестве между западным регионом Китая, центром которого является Синьцзян, и Центральной Азией. Также распространены исследования эволюции китайско-казахстанского экономического сотрудничества в контексте времени и пространства. Исследования, посвященные особенностям китайско-казахстанского экономического сотрудничества в разном времени и пространстве, а также на разных уровнях, встречаются крайне редко.
Теории внимания и распределение внимания правительством
«Внимание» - это прежде всего психологический процесс. В 1890 году психолог Уильям Джеймс дал следующее определение внимания: «Внимание - это процесс, посредством которого сознание выбирает объект или серию идей из ряда возможностей в ясной и быстрой форме. Фокус и концентрация сознания являются существенными характеристиками внимания, а распределение внимания подразумевает пренебрежение одними объектами, чтобы эффективно работать с другими»1. Конечность - это важнейшая характеристика внимания. Внимание является ограниченным ресурсом, который расходуется в процессе деятельности.
Позже понятие «внимание» постепенно распространилось на исследования многих дисциплин, таких как экономика, менеджмент и политические науки. В области менеджмента понятие «внимание» впервые было введено известным ученым Гербертом Саймоном. Он утверждал, что реальный дефицит заключается не в информации, а в внимании лица, принимающего решение, которое является ограниченным ресурсом. Распределение внимания отражает фокус лица, принимающего решение2. В науке о политике понятие «внимание» было введено американскими политологами Джоном Джонсом и Бэриом Осборном. Они показали, как дефицит внимания субъектов политики влияет на выбор и изменение политики. Джонс утверждал, что политика формируется сочетанием среды и предпочтений, а внимание является связующим звеном между этими двумя факторами. То есть, если политики не замечают изменения в окружающей среде, то эти изменения не обязательно повлияют на политику3.
1 [M]. 2019:440-441 [Уильям Джеймс. Принципы психологии [М]. Пекин:Издательство Пекинского педагогического университета, 2019:440-441]
2 SIMON H. A. Designing organizations for an information-rich world [M] // GREENBERGER M. Computers, communications, and the public interest.Baltimove:The Johnw Hopkins University Press, 1971: 37.
3 MAY PJ, JONES B. D, BEEM B E, et al. Regional policy agglomeration: arctic policy in Canada and the United States [J]. Journal of comparative policy analysis: research and practice, 2005(2): 121-136.
Поскольку внимание правительства ограничено, изменения во внешней среде в условиях ограниченного внимания политиков могут происходить либо из-за изменений в поведении субъекта политики, что приводит к соответствующему изменению внимания политики, либо из-за изменений в самой среде, которые делают ее более заметными для политиков.
Внимание к политике может рассматриваться как отражение внимания субъектов политической деятельности, в частности, правительства или политического деятеля, к тексту политики4. Метод анализа текста политики рассматривает атрибуты и содержание текста политики в качестве объекта исследования. С помощью инструментов измерения этот метод позволяет точно, количественно и наглядно представить процесс изменения политики. Это эффективно компенсирует субъективность и неопределенность качественного исследования.5 Распределение внимания дает новую перспективу для понимания поведения правительства при принятии решений. Изучение распределения внимания правительства позволяет понять поведенческий выбор правительства и степень важности, придаваемую определенным видам политики. Это может дать представление о будущей работе правительства.
В последние годы всё большее число исследователей используют теории распределения внимания для изучения поведения правительств. Например, они анализируют изменения в фокусе внимания правительства на таких сферах, как строительство информационных технологий6, выплаты финансовых трансфертов7, снижение нагрузки на учащихся начальной и средней школы8, строительство системы реагирования на
4 ïfêÂJ^^ti.+^ft^it.I-MÂSAWÂ--
Шя^Й^^Л [J]. atèÂii, 2019,No.210(05):177-182. [Вань Лочжун, Чэнь Юй, Ду Мэнде. Исследование внимания центрального правительства к информатизации - на основе контент-анализа отчета Государственного совета о работе правительства в 1997-2019 годах [J]. Theory Exploration,2019,No.210(05):177-182.]
[J]. ^ЯЩ^, 2015(12):68-81. [Хуан Цзуй, Жэнь Тао, Ли Цзян. Ответственность и интересы: исследование эволюции отношений межправительственного сотрудничества в области научно-технической инновационной политики в Китае на основе количественного анализа политической литературы [J]. Management World, 2015(12): 68-81.]
[J]. ай®, 2019,No.210(05):177-182. [Вань Лочжун, Чэнь Юй, Ду Мэнде. Исследование внимания центрального правительства к информатизации - на основе контент-анализа отчета Государственного совета о работе правительства в 1997-2019 годах [J]. Theory Exploration,2019,No.210(05):177-182.]
7 [J]. MÄWÄ, 2022,-
No.477(11):74-91+73. [Ян Дэцянь, Лю Жэньцзи. Распределение внимания и его логическая интерпретация изменения политики центральных финансовых трансфертов [J]. Fiscal Research,2022,No.477(11):74-91+73.]
Фйг+й^я [J]. Ж^±^^ШЙШ4^Ю,2023,23(01):11-20. [Ян Цигуан, ВанШуайцзе. Эволюционная тенденция и характеристики внимания политик к снижению нагрузки учащихся начальной и средней школы - эконометрический анализ на основе текстов политики снижения нагрузки учащихся в обязательном образовании [J]. Journal of Jimei University (Education Science Edition), 2023, 23(01):11-20.]
чрезвычайные ситуации9 и т. д. Тем не менее, политика, связанная с экономическим сотрудничеством Китая и Казахстана, требует дальнейшего изучения. В этой статье предпринята попытка выявить закономерности в поведенческих выборах китайских правительств на всех уровнях в ходе китайско-казахстанского экономического сотрудничества - в конкретных областях экономического сотрудничества, во времени и на административных уровнях. На основе этого анализа делаются выводы о политике, которые могут быть полезны местным правительствам для дальнейшего совершенствования соответствующей политики.
Дизайн исследования
Источники данных и выборка. Текст политики является материальным воплощением государственной идеологии и воли правительства. Он отражает историю политического процесса и интуитивно указывает на фокус внимания лиц, принимающих решения, и может быть использован для научного анализа распределения внимания правительства. В данной статье в качестве источника данных используется база данных волшебного оружия Пекинского университета, содержащая документы, непосредственно связанные с сотрудничеством в различных областях между Китаем и Казахстаном. База данных была создана в 1985 году и включает в себя все законы, нормативные акты и тексты политики, изданные в Китае с 1949 года по настоящее время. Эта база представляет собой наиболее зрелую, профессиональную и продвинутую систему поиска текстов политики.
В связи с большим количеством документов о сотрудничестве между правительствами всех уровней и Казахстаном, для обеспечения строгости и научности исследования в данной работе были определены следующие критерии отбора политических текстов: (1) Время: в результате поиска было установлено, что самое раннее появление документов о Казахстане в базе началось в 1992 году, что связано с установлением дипломатических отношений между Китаем и Казахстаном в том же году. Следовательно, политические тексты, отобранные в данной работе, охватывают период с 1992 по 2022 год. (2) Тип: в основном отбираются
^"Ш-ШШШШШШХ^Ш Ш. ФЯ^М®Й$^Ш,2016,32(03):85-92. [Чжан Юйлян. Измерение внимания и политические советы китайских местных органов власти по продвижению строительства системы реагирования на чрезвычайные ситуации - текстовый анализ на основе 12-го пятилетнего плана строительства системы реагирования на чрезвычайные ситуации в провинциях, муниципалитетах и уездах [Ц. Журнал партийной школы Чжэцзянского провинциального комитета Коммунистической партии Китая, 2016, 32(03):85-92.]
тексты, которые могут непосредственно отражать меры и планы правительства, такие как уведомления, мнения, программы, объявления и т.д. Исключаются менее актуальные и повторяющиеся тексты, такие как утверждения, ответы, дополнительные письма, списки проектов и объявления о создании проектов. (3) Своевременность: политические тексты, отобранные в данной работе, являются актуальными на момент исследования. Всего для исследования было отобрано 82 текста политики с 1992 по 2022 год10.
Методология исследования и выбор инструментов. Были использованы инструменты Nvivo12 и Rost Content Mining 6.0 для проведения количественного анализа политических текстов, анализа социальных сетей и семантических сетей. Целью исследования является выявление закона распределения внимания в процессе изменения политики сотрудничества между Китаем и Казахстаном.
Важно отметить, что распределение внимания является абстрактным и дифференцированным явлением, что затрудняет его измерение. В исследованиях по распределению внимания в бизнесе обычно используются три метода: контент-анализ, анкетный опрос и исследование конкретных случаев11. Однако в данной работе для изучения распределения внимания правительства используется в основном контент-анализ, поскольку он позволяет учитывать трудности с получением интервью с правительственными чиновниками12.
В настоящей статье в первую очередь проводится контент-анализ с использованием метода Ню Шаньдуна13 для измерения изменений в распределении внимания в каждый год китайско-гарбинского экономического сотрудничества. Затем с помощью инструмента качественного анализа Nvivo12 осуществляется кодирование правительственных документов о китайско-казахстанском экономическом сотрудничестве на разных этапах и уровнях с целью обобщения тематического содержания
10 В связи с ограничениями по объему полного текста, 82 текста политики экономического сотрудничества между Китаем и Казахстаном здесь не перечислены по отдельности, но доступны для справки.
11 ^A.&ÄA^&WÄft^ffÄWWiÄ [J]. Я1£ЯТУ, 2017,No.423(03):107-112. [Дай Кай. Распределение внимания: новая точка зрения для изучения поведения правительства [J]. "fteory Monthly,2017,-No.423(03):107-112.]
12 I^ÄJ^^ti.+^ft^ii.I-MaÄAWÄ--
[J]. SföÄii, 2019,No.210(05):177-182. [Вань Лочжун, Чэнь Юй, Ду Мэнде. Исследование внимания центрального правительства к информатизации - на основе контент-анализа отчета Государственного совета о работе правительства в 1997-2019 годах [J]. "fteory Exploration,2019,No.210(05):177-182.]
13 [J].
М), 2017,34(4):102-110. [Ню Шаньдун, Люй Сяо, Чжао Юньтай. Количественный анализ политической литературы об эволюции системы землеотвода в Китае [J]. Journal of China Agricultural University (Social Science Edition), 2017,34(4):102-110.]
каждого этапа. В то же время Rost Content Mining 6.0 используется для выполнения функций анализа текстового контента, таких как сегментация слов, кластеризация и т. д., для дальнейшего анализа социальной сети и семантической сети, а также для визуализации их структурных отношений, чтобы показать взаимосвязь между различными элементами на более глубоком уровне14.
Измерение интенсивности внимания. Для изучения степени внимания, уделяемого государственными политиками тому или иному общественному делу, и его устойчивости можно измерить с помощью показателя «интенсивности внимания». на данный момент основной метод измерения «интенсивности внимания» заключается в изучении соотношения количества слов описания темы к общему количеству слов в тексте15. Однако количество слов в формальном описании не полностью отражает иерархическую эффективность промульгации политики, степень ясности целей политики и силу реализации политики с точки зрения содержания. Поэтому данная статья опирается на работу Ню Шаньдуна16, по политическим текстам на разных этапах, соответственно по трем измерениям «сила политики», «цели политики» и «меры политики», в соответствии с иерархическими критериями оценки один за другим набирают баллы, затем обрабатывают их и в итоге получают значение интенсивности внимания к политике китайско-хокстанского экономического сотрудничества в каждый период (табл. 1). В частности, используя уравнение (1), баллы ряда политик китайско-харбинского экономического сотрудничества, собранные в каждом году по трем вышеуказанным параметрам, суммируются для расчета балла политик китайско-харбинского экономического сотрудничества в определенном году17.
14 [J]. МЙВДЯ, 2022,
No.477(11): 74-91+73. [Ян Дэцянь, Лю Жэньцзи. Распределение внимания и его логическая интерпретация изменения политики центральных финансовых трансфертов [J]. Fiscal Research,2022,No.477(11):74-91+73.]
[J]. ФЙАП'Ш®^^^, 2017,27(2):28-35. [Ван Иньхун, Ли Мэнчжу. Исследование внимания местных органов власти к управлению экологической средой - текст-анализ на основе 30 отчетов о работе провинциальных и муниципальных органов власти (2006-2015 гг.) [J]. China Population-Resources and Environment, 2017, 27(2):28-35.]
16 [J].
М), 2017,34(4):102-110. [Ню Шаньдун, Люй Сяо, Чжао Юньтай. Количественный анализ политической литературы об эволюции системы землеотвода в Китае [J]. Journal of China Agricultural University (Social Science Edition), 2017,34(4):102-110.]
17 шаэдтфлмй^&з^йж^айййл^шдйжш» [J]. МЙВДЯ,
2022,No.477(11): 74-91+73. [Ян Дэцянь, Лю Жэньцзи. Распределение внимания и его логическая интерпретация изменения политики центральных финансовых трансфертов [J]. Fiscal Research,2022, No.477(11):74-91+73.]
Таблица 1. Количественные критерии интенсивности внимания в государственной политике.
Индикатор Оценка Критерии оценки
Сила политики 5 Законы, изданные Всекитайским собранием народных представителей и его Постоянным комитетом
(Р) 4 Положения, изданные Государственным советом, а также ведомственные приказы, изданные центральными органами партии, министерствами и комиссиями Государственного совета, его непосредственно подчиненными учреждениями и координационными органами по вопросам обсуждения
3 Временные положения, изданные Государственным советом, и положения, правила, изданные центральными органами партии, министерствами и комиссиями Государственного совета, его непосредственно подчиненными учреждениями и координационными органами по вопросам обсуждения
2 Мнения, методы, временные правила, изданные центральными органами партии, министерствами и комиссиями Государственного совета, его непосредственно подчиненными учреждениями и координационными органами по вопросам обсуждения
1 Уведомления, изданные центральными органами партии, министерствами и комиссиями Государственного совета, его непосредственно подчиненными учреждениями и координационными органами по вопросам обсуждения
Цели политики (О) 5 Содержит подробные формулировки с использованием наиболее сильных выражений, таких как «строго запрещается (^й)», «ясно (ВДШ)», «обязательно (Й^)», «строго контролируется (Д^Й^)"
4 Содержит детализированные формулировки с использованием сильных выражений, таких как «строго используется ^^^Д», «не должно быть ниже », «не должно превышать ^ШЙЙ"
3 Содержит формулировки с относительно сильными выражениями, такими как «полное использование^^^Д», «может быть не ниже
2 Содержит общие формулировки с предустановленными условиями, такими как «совершенствование «при условии, может Й......ЙиШ
1 Содержит только общие формулировки, такие как «усилить ЙМ», «может быть основано на
Меры политики 5 Имеются конкретные меры, каждая из которых сопровождается строгими стандартами выполнения и контроля, с подробными объяснениями
(М) 4 Имеются конкретные меры, каждая из которых сопровождается относительно подробными стандартами выполнения и контроля
3 Имеются относительно конкретные меры, с многогранным предоставлением основного содержания выполнения
2 Имеются базовые меры, с кратким предоставлением содержания выполнения
1 Меры формулируются в общих чертах, без конкретных и выполнимых планов
ром<=Х(щ+.SM
j=1
Уравнение (1) интерпретируется следующим образом: год принятия оцениваемой политики обозначается i, количество политик, выпущенных в год i, обозначается n, а конкретная политика, выпущенная в год i, обозначается j. Сумма баллов j-го политика в измерениях «цель политики» g (goal) и «ера политики» m (measure) может быть рассчитана как (mj+gj). Балл в измерении «сила политики» p (power) характеризуется как pj, а PGMi представляет собой общую эффективность политики в год i.
Определите ключевые слова и параметры исследования. Для того чтобы облегчить последующий анализ сходств и различий в распределении политического внимания в различных областях экономики на разных этапах и уровнях китайско-казахстанского экономического сотрудничества, необходимо сначала определить ключевые слова и параметры исследования.
Чтобы выбрать научные и эффективные ключевые слова, мы сначала провели предварительный отбор ключевых слов - все образцы исследований (всего 82 текста) были объединены в TXT-документ, который затем был импортирован в программу ROST CM 6 для проведения технического разделения слов и анализа частоты китайских слов, после чего выводятся 400 существительных длиной более 1, исключая односложные слова. Слова с неясной семантикой или неизвестными указателями удаляются, например, слова «расследование», «орган», «постановление», «Китай», «страна», «регио», «учреждение» и т.д.
Для последующего качественного анализа необходимо сгруппировать полученные термины по определенным параметрам. Согласно Национальной экономической отраслевой классификации, опубликованной 30 июня 2017 года, экономические отрасли можно разделить на 20 измере-
ний, как показано в таблице 2.
Таблица 2. Классификация по секторам экономики.
Номер Экономический сектор Номер Экономический сектор
А Сельское, лесное и рыбное хозяйство К Недвижимость
В Добыча полезных ископаемых Ь Аренда и деловые услуги
С Производственная промышленность м Научные исследования и технические услуги
Б Производство и распределение электроэнергии, тепла, газа и воды N Управление водными ресурсами, окружающей средой и коммунальными услугами
Е Строительство О Услуги для населения, ремонт и прочие услуги
Б Оптовая и розничная торговля Р Образование
О Транспорт, складирование и почтовые услуги Здравоохранение и социальные услуги
н Размещение и питание я Культура, спорт и развлечения
I Информационная передача, программное обеспечение и информационные технологии 8 Государственное управление, социальное обеспечение и общественные организации
I Финансовая деятельность Т Международные организации
После определения параметров исследования полученные существительные можно сгруппировать в соответствии с этими параметрами (таблице 3), что позволит впоследствии сопоставить, обобщить и проанализировать текстовую информацию более объективным и точным образом.
Таблица 3. Соответствие параметров исследования и ключевых слов.
Сельское, лесное и рыбное хозяйство Растения, животные, биология, флора и фауна, пшеница, сельское хозяйство, ячмень, ветеринария, соя, кукуруза, корм, маниока, продукция животноводства, весенняя пшеница, зернохранилище, овцы, крупный рогатый скот, ферма, козы, шерсть, овчина, племенные свиньи, утятина, фрукты, забой, сливочное масло, верблюды, ветеринарные препараты, озимая пшеница, отруби, злаки, сельхозтехника
Здравоохранение и социальные услуги Карантин, здравоохранение, эпидемии, карантинная служба, вредители, вирусы, инфекционные заболевания, профилактика, изоляция, бешенство, загрязнение, дезинфекция, вакцины, эпидемические районы, карантинный сертификат, вредители и болезни, заразность, эпидемические заболевания, здоровье, гепатит, стерилизация, загрязнители, коро-навирус, бронхит, микоплазмоз, пограничный контроль
Производственная пр омышленно сть плита холодной прокатки, сталь, машиностроени, стройматериалы, транспортные средства, металлы, электроника, энергетика, стальные листы, сплавы, нефть, горнодобывающая промышленность, бетон, щебень, минеральные ресурсы
Аренда и деловые услуги Туризм, торговые места, услуги, участие в выставках, экспонаты, выставки, ярмарки, стенды, выставочные залы, деловые встречи, торговые площадки, торгово-промышленные палаты, выставочные зоны, презентации, запросы цен, Всемирные выставки, промоакция, экспо, демонстрационные стенды, экспоненты.
Транспорт, складирование и почтовые услуги Транспортировка, транспорт, хранение, складирование, дороги, авиация, порты, водный транспорт, железные дороги, таможенное оформление, фрахт
Оптовая и розничная торговля импорт-экспорт (импорт, экспорт), одежда, мебель, текстиль, бытовая техника, ковры, освещение, закупки, обувь и головные уборы, бытовая электроника, сумки
Государственное управление, социальное обеспечение и общественные организации Демпинг, таможня, налогообложение, ввоз, безопасность, налоговое дело, налоги, налоговый возврат
Научные исследования и технические услуги наука и технологии, научно-технические исследования, трансгенные технологии, информатизация, высокие технологии
Финансовая деятельность Дивиденды, банки
Управление водными ресурсами, окружающей средой и коммунальными услугами почва
Количественный анализ текстов политики экономического сотрудничества между Китаем и Казахстаном
Анализ количества политики и интенсивности внимания к китайско-казахстанскому экономическому сотрудничеству. После расчетов значение интенсивности распределения внимания в каждом году представлено ниже.
В целом, количество политики и интенсивность внимания к китайско-казахстанскому экономическому сотрудничеству характеризуются ростом с колебаниями. Например, в 2003 (47), 2017 (36), 2019 (63)18 и другие годы с поэтапными пиками. Теория распределения внимания
18 В скобках указана интенсивность внимания в пиковые годы.
Рисунок 1.
Количество политики и интенсивность внимания в каждом году (1992-2022).
годы
• Количество политик • Интенсивность внимания
утверждает, что причины возникновения пиков внимания можно объяснить, зафиксировав особенности политической ситуации и их изменения19. Например, причина пика в 2003 году может быть связана с подтверждением и вступлением в силу соглашения об избежании двойного налогообложения между правительствами Китая и Казахстана, а также с антидемпинговым расследованием Китая против импорта холоднокатаных рулонов и рулонов стали из четырех стран - России, Южной Кореи, Украины и Казахстана, а также Тайваня. Соответствующие новости в 2004 году также подтверждают, что масштаб этого антидемпингового расследования велик, а ситуация особенная - «Это первый случай, когда Китай взял на себя инициативу провести антидемпинговый обзор и приостановить применение антидемпинговых мер в соответствии с законом и с изменениями на международном и внутреннем рынке, без каких-либо заявлений от соответствующих заинтересованных сторон. »20 2017 год стал свидетельством активной экономической и торговой деятельности между Китаем и Казахстаном, включая инвестиции в новый индустриальный парк Хубэй Кэлишэн в Казахстане, участие во Всемирной выставке ЭКСПО и 12-й Казахстанско-Китайской товарной выставке в Казахстане, организация Китаем «Шэньси-Казахстанской торговой ярмарки», а также карантин сельскохозяйственной продукции, импортируемой из
19 j мш%, 2022,-
No.477(11): 74-91+73. [Ян Дэцянь, Лю Жэньцзи. Распределение внимания и его логическая интерпретация изменения политики центральных финансовых трансфертов [J]. Fiscal Research,2022,No.477(11):74-91+73.]
20 &ЩШ. [Чэнь Лян, Хоу Сюэлян. Антидемпинговые меры против холоднокатаных рулонных сталей наносят ущерб? Министерство торговли приостанавливает антидемпинговые пошлины.] http://www.ce.cn/cysc/ny/yejin/200409/20/t20040920_1805088.shtml
Казахстана. Пик внимания в 2019 году, вероятно, связан с тем, что Китай придал большое значение карантину сельскохозяйственной продукции, импортируемой из Казахстана, и последовательно публиковал объявления о карантинных требованиях к овцам, козам, ячменю, кукурузе, пшеничной муке и льняному семени. Это показывает, что наступление ключевых событий и изменения в макрополитической среде влияют на распределение политического внимания власти21.
С точки зрения фаз, китайско-казахстанское экономическое сотрудничество можно разделить на три этапа: «низкая волатильность», «высокая осцилляция» и «медленное развитие». Средние значения количества политик и интенсивности внимания на этапе «низкой волатильности» (1992-2002 гг.) составляют 0,6 и 8 соответственно; на этапе «высокой осцилляции» (2003-2019 гг.) - 7 и 47 соответственно; на этапе «медленного развития» - 3 и 21 соответственно. Максимальное и минимальное значения интенсивности внимания различаются почти в пять раз.
Стоит отметить, что изменения в интенсивности внимания не всегда перекликаются с изменениями в количестве размещенных политик. 2007 (12), 2011 (11), 2013 (14), 2013 (7), 2018 (17), 2020 (21) и 2022 (19) имели по три размещенные политик, но значительно отличались друг от друга по интенсивности внимания, причем 2020 год имел в три раза больше, чем 2013 год. Сравнение интенсивности внимания в 2016 году с интенсивностью внимания в 1993 году показывает, что, хотя 2016 год почти в 3 раза превосходит 1993 год по количеству отправленных политик, интенсивность внимания меньше, чем в 1993 году. Иными словами, увеличение или уменьшение количества политик не обязательно приводит к однородному изменению интенсивности внимания; причина может заключаться в том, что в определенный период времени были усилены политические цели и меры, что вызвало резкое увеличение интенсивности внимания. Это также подтверждает, что метод изучения интенсивности внимания с помощью процента текстов с тематическим описанием недостаточно научен и что необходимо учитывать такие факторы, как цели политики, сила политики и меры политики.
Анализ институтов, издающих политики, и уровней издания политик по китайско-казахстанскому экономическому сотрудничеству.
21 ШЙ^^^ЙШ.ФЯ-^Ж^-Л^Ф^ФЙ^ЙШ^ЙА^К^Я--ЙТЙ^ЙЙЙ
[J]. ^ШЖШЙ, 2022,No.319(05):93-104. [Сюй Ваньсяо, Ли Вэньсинь, Хуан Дун. Исследование распределения внимания местных органов власти в сотрудничестве между Китаем и АСЕАН в области культурной индустрии - на основе текстового анализа политики местных органов власти [J]. Southeast Asia Journal, 2022, No.319(05):93-104.]
Таблица 4. Количество политик и интенсивность внимания по регионам/уровням китайско-казахстанского экономического сотрудничества.
Уровень публикации Принадлежность к региону1 Орган, опубликовавший документ Интенсивность внимания Количество политик
Управление науки и технологий города Далянь 4 1
Комитет по экономике и информатизации города Дунъин 3 1
Управление науки и технологий провинции Фуцзянь 7 2
Вос- Торговое управление провинции Хайнань 12 3
точный Торговое управление города Нанкин 4 1
регион Комиссия по развитию туризма города Санья 9 3
Комитет по экономике и информатизации провинции Шаньдун 4 1
Торговое управление города Шэньчжэнь 8 1
Ляонинская провинциальная комиссия по содействию международной торговле 2 1
Итого 53 14
Торговое управление провинции Ганьсу 5 1
Торговое управление автономного района Нинся Хуэй 11 3
Местное Управление науки и технологий провинции Шэньси 3 1
законодательство Торговое управление провинции Шэньси 8 3
Западный регион Управление по делам культурных памятников провинции Шэньси 2 1
Торговое управление провинции Сычуань 4 1
Торговое управление города Урумчи и Управление по делам продовольствия города Урумчи 2 1
Управление транспорта автономного района Синьцзян Уйгур 2 1
Торговое управление автономного района Синьцзян Уйгур 6 1
Правительство автономного округа или Казах 29 5
Итого 72 18
Торговое управление провинции Аньхой 3 1
Центральный регион Управление науки и техники провинции Хэнань 8 2
Комиссия по развитию и реформам провинции Хубэй 4 2
Торговое управление провинции Цзянси 5 1
Торговое управление провинции Шаньси 9 3
Итого 29 9
Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества (включая бывшее Министерство внешнеэкономических связей и торговли)(изменено) 9 3
Государственное управление по контролю за качеством импорта и экспорта (бывший Торгово-промышленный инспекторат) 27 3
Национальное управление по ядерной безопасности 6 1
Национальная комиссия по аккредитации 9 2
Центральные нормативные Государственная налоговая администрация 27 5
Государственное управление по делам культурных ценностей 3 1
акты Государственное управление по надзору за качеством, инспекции и карантину (ликвидировано) 36 5
Комитет Госсовета по тарифам и сборам 2 1
Главное таможенное управление 109 14
Министерство сельского хозяйства (ликвидировано) 7 1
Министерство торговли 30 4
Народный банк Китая 2 1
Итого 267 41
В таблице показано распределение политических текстов по китайско-казахстанскому экономическому сотрудничеству по уровню выпуска и вовлеченным институтам.
Во-первых, китайско-казахстанское экономическое сотрудничество включает в себя богатое разнообразие учреждений, выпускающих документы (47), но их распределение крайне неравномерно. Из 82 директивных документов наибольшая доля выпущенных документов приходится на Главное таможенное управление - 17 %, в то время как остальные ведомства выпустили менее 1 % документов. Хотя количество центральных и местных нормативных актов одинаково - 41, в Китае существует четыре основных административных уровня местных органов власти: провинциальный, городской, уездный (районый) и волостной. Из собранных для данного исследования нормативных документов 23 относятся к провинциальному уровню, 8 - к городскому и 10 - к уездному (районному). Это показывает, что центральное правительство уделяет наибольшее внимание китайско-казахстанскому экономическому сотрудничеству, и распределение внимания уменьшается, когда дело доходит до местных уровней.
Как типичная иерархическая организация, работа и принятие решений в государственных учреждениях, очевидно, ограничены и подвержены влиянию правил иерархической организации. Макс Вебер отметил, что отличительными чертами иерархических организаций является то, что их поведение строго регулируется формальными правилами; следуя принципу иерархии, нижестоящие учреждения и персонал подчиняются контролю и надзору вышестоящих учреждений или персонала; и что «административные указы, постановления и правила, изложенные и зафиксированные в письменном виде, уже являются правилами, даже когда они обсуждаются устно»22. «В целом, степень ясности иерархических правил различна, внимание, уделяемое правительством, различно, и в результате выбор поведения правительства также демонстрирует различия. Когда правила четко определяют поведение правительства, оно будет уделять большое внимание и строго выполнять положения правил; когда же положения правил неясны, правительство будет уделять небольшое внимание и иметь больше возможностей для маневра при выполнении положений правил».23. Причины снижения интенсивности распределения внимания с центрального на местный уровень заключаются в следующем: центральное правительство имеет более широкий круг обязанностей и должно контролировать основные направления развития политики, поэтому его внимание к китайско-казахстанскому экономическому сотрудничеству имеет более широкий горизонт. Из-за запаздывающего эффекта внимания в процессе передачи сверху вниз, местные органы власти не уделяли внимания некоторым конкретным аспектам китайско-казахстанского экономического сотрудничества. Общее внимание центрального правительства было более весомым; политика центрального правительства была неясной в некоторых аспектах, и нижние уровни власти не имели конкретных политических указаний, поэтому они уделяли меньше внимания этой области.
Во-вторых, существует большая разница в пространственном распределении политик, посвященных экономическому сотрудничеству между Китаем и Казахстаном. Как интенсивность внимания, так и ее количество имеют наибольшую тенденцию на западе, вторую - на востоке и наименьшую - в центре. В ходе экономического сотрудничества Китая с Казахста-
22 [M]. 2010. [Макс Вебер. Экономика и общество: Том 1 [М]. Янь Кевен, перевод. Шанхай: Шанхайское народное издательство, 2010]
23 ^А.ЙЙА^К^ЙЙШт^ЙШША [J]. Я^ЯТУ, 2017,No.423(03):107-112. [Дай Кай. Распределение внимания: новая точка зрения для изучения поведения правительства [J]. Theory Monthly,2017, No.423(03): 107-112.]
ном внимание правительства на западе, востоке и в центре составляет 72, 53 и 29 соответственно, а количество политик - 18, 14 и 9 соответственно. Это может быть связано с тем, что западный регион Китая примыкает к Казахстану и поэтому имеет естественное географическое преимущество, а восточный регион более активен во внешней торговле.
Контент-анализ политик о китайско-казахстанском экономическом сотрудничестве
Отслеживание внимания может быть осуществлено путем анализа содержания текста политики, т.е. базовое статистическое описание содержания текста используется для того, чтобы показать изменения в распределении внимания к разным вопросам. Среди них высокочастотные слова отражают репрезентативность содержания текста, что является визуальным отражением распределения политических вопросов и вни-мания24. В данном исследовании используется инструмент качественного анализа Nvivo12, сочетающий ключевые слова и исследовательские параметры, определенные в предыдущем разделе, для раскопки основных областей и ключевых вопросов политики китайско-казахстанского экономического сотрудничества во времени и пространстве.
Контент-анализ китайско-казахстанского экономического сотрудничества по этапам.
Согласно приведенной таблице, «карантин», «импорт (экспорт)», «порт», «таможня» и многие виды сельскохозяйственной и побочной продукции являются высокочастотными словами на всех этапах, что напрямую связано с богатством сельскохозяйственных ресурсов Казахстана и тем, что китайско-казахстанское экономическое сотрудничество сосредоточено на импорте и экспорте сельскохозяйственной продукции; слова «демпинг», «высокие технологии» и «коронавирус» и другие слова появляются на определенных этапах и меняются в зависимости от структуры политического контекста. В данной работе будет использован инструмент анализа текстового контента Rost Content Mining 6.0 для визуального представления взаимосвязи семантической сетевой структуры политики китайско-казахстанского экономического сотрудничества на каждом этапе.
24 [J]. шшт
Й,2022,№>.477(11): 74-91+73. [Ян Дэцянь, Лю Жэньцзи. Распределение внимания и его логическая интерпретация изменения политики центральных финансовых трансфертов [J]. Fiscal Research,2022,No.477(11):74-91+73.]
Таблица 5. Таблица высокочастотных слов на каждом этапе китайско-казахстанского экономического сотрудничества.
Этап Экономический сектор Высокочастотные слова2
1992-2002 гг. Здравоохранение и социальные услуги Сельское, лесное и рыбное хозяйство Оптовая и розничная торговля Государственное управление, социальное обеспечение и общественные организации Производственная промышленность Транспорт, складирование и почтовые услуги Карантин, здравоохранение, карантинная служба, дезинфекция, эпидемии, вирусы, инфекционные заболевания, профилактика, карантинный сертификат, бешенство, изоляция, вакцины, эпидемические районы, вредители и болезни, загрязнение Животные, ветеринария, флора и фауна, пшеница, шерсть, продукция животноводства, крупный рогатый скот, зернохранилище, весенняя пшеница, овцы, ферма, козы, овчина, племенные свиньи Импорт-экспорт (импорт, экспорт) Демпинг, налоговое дело, таможня, налоги, безопасность Плита холодной прокатки, сталь, сплавы Порты, транспортировка, авиация, хранение, дороги, водный транспорт, железные дороги, складирование
2003-2019 гг. Здравоохранение и социальные услуги Сельское, лесное и рыбное хозяйство Оптовая и розничная торговля Государственное управление, социальное обеспечение и общественные организации Производственная промышленность Транспорт, складирование и почтовые услуги Аренда и деловые услуги Научные исследования и технические услуги Карантин, здравоохранение, карантинный сертификат Растения, биология, пшеница, флора и фауна, сельское хозяйство, соя, животные Импорт-экспорт (импорт, экспорт) Демпин, таможня, налогообложение, налоги, налоговый возврат, налоговое дело Плита холодной прокатки, сталь, металлы Транспортировка, порты, фрахт Участие в выставках, экспонаты, выставки, ярмарки, стенды, выставочные залы, туризм, торговые места Наука и технологии, высокие технологии
Здравоохранение и социальные
услуги
Сельское, лесное и рыбное хозяй-
ство
2020-2022
гг. Оптовая и розничная торговля
Государственное управление,
социальное обеспечение и обще-
ственные организации
Транспорт, складирование и по-
чтовые услуги
Научные исследования и техниче-
ские услуги
Карантин, здравоохранение, заразность, изоляция, карантинный сертификат, эпидемические заболевания, эпидемии, здоровье, загрязнение, эпидемические районы, инфекционные заболевания, профилактика, гепатит, стерилизация, загрязнители, коронавирус, бронхит, микоплазмоз
Ячмень, утятина, животные, флора и фауна, растения, сельское хозяйство, ветеринария, фрукты, корм, забой, ферма, сливочное масло, пшеница, верблюды, ветеринарные препараты, озимая пшеница, отруби, злаки
импорт-экспорт (импорт, экспорт) Таможня
Складирование Трансгенные технологии
Рисунок 2. Семантический сетевой анализ внимания экономическо-
го сотрудничества между Китаем и Казахстаном, 1992-200225.
Как показано на рисунке 2, вокруг слова «Республика Казахстан», слова «Министерство сельского хозяйства», «животные», «карантин» «здоровье», «люди» и «демпинг» тесно связаны с другими ключевыми словами в узлах сети и занимают ключевую позицию. Дальнейший анализ статистики частотности слов показывает, что вышеперечисленные ключевые слова в совокупности представляют собой вопросы политики, на которых было сосредоточено внимание политиков в этот период. С момента установления дипломатических отношений между Китаем и Казахстаном в 1992 году две страны поддерживают контакты друг с другом, и начался новый период независимого экономического и торгового сотрудничества26.
Однако, поскольку обе стороны только начали свои контакты и им нужно время, чтобы понять рыночную ситуацию друг друга; Казахстан не был независимым в течение длительного времени, и все правила и нормы, а также национальные системы управления находятся в процессе постепенного создания и совершенствования; а порты, транспортная
25 В диаграммах социальных и семантических сетей узлы представляют передатчиков и получателей информации, а стрелки указывают направление передачи информации, что позволяет лучше понять построение и поддержание сетевых отношений, улавливая направление потока информации.
26 [Совместное заявление по случаю 30-й годовщины установления дипломатических отношений между Китайской Народной Республикой и Республикой Казахстан.] https://epaper.gmw.cn/gmrb/html/2022-09/15/nw.D110000gmrb_20220915_1-02.htm
и другая инфраструктура Китая и Казахстана обветшали и нуждаются в восстановлении и эксплуатации в условиях перерыва китайско-советских отношений в последние 30 лет, масштабы экономической торговли между Китаем и Казахстаном в этот период не были большими, а структура торговли также была относительно однородной. Структура также была относительно однородной. Список высокочастотных слов показывает, что в экономической торговле этого периода преобладали «пшеница», «шерсть», «крупный рогатый скот», «овцы» и «овчина». В связи с особым характером транспортировки таких товаров особое внимание уделялось профилактике и лечению инфекционных заболеваний и другим санитар-но-карантинным работам в процессе доставки. Основу экономической деятельности составляют сельское, лесное и рыбное хозяйство; здравоохранение и социальные услуги, государственное управление, социальное обеспечение и общественные организации, а также транспорт, складирование и почтовые услуги.
Из приведенной выше диаграммы и списка высокочастотных слов видно, что внимание китайско-казахстанского экономического сотрудничества в 2003-2019 годах привлекают «расследование», «демпинг», «карантин», «выставка» и др. в качестве ключевых слов. В целом, политика этого периода отражает растущий уровень экономического сотрудничества между Китаем и Казахстаном, оптимизацию товарной структуры, инновации в инвестициях и способах сотрудничества.
Рисунок 3. Семантический сетевой анализ внимания экономического сотрудничества между Китаем и Казахстаном, 2003-2019.
С 2003 по 2019 год экономическое сотрудничество между Китаем и Казахстаном развивалось быстрыми темпами, структура торговли была оптимизирована, а разновидности торговли становились все более богатыми. Помимо импорта сельскохозяйственной и побочной продукции и обычного акцента на карантинные вопросы, в числе высокочастотных слов появились новые ключевые слова, такие как «сталь», «наука и техника» и «высокие технологии». Было добавлено слово «выставка», «экспонат», «ярмарка», «стенд» и др., что свидетельствует о том, что Китай и Казахстан уделяют все больше внимания экономическому сотрудничеству с высокой добавленной стоимостью, на практике реализуют стратегию диверсификации рынков, а также оказывают содействие предприятиям в освоении развивающихся международных рынков. В китайско-казахстанском экономическом сотрудничестве особое внимание уделяется аренде и деловым услугам, а также научным исследованиям и техническим услугам.
Важно пояснить, что высокая частота использования термина «демпинг» в периоды 1992-2002 и 2003-2019 годов отражает случай антидемпингового расследования, проведенного Министерством торговли Китая (бывшее Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества) в начале XX века против импорта плит холодной прокатк из четырех стран, а именно России, Республики Корея, Украины и Казахстана, а также из Тайваня27. Это может быть связано с особым фоном времени в Китае - установление социалистической рыночной экономической системы произошло не так давно. Вскоре, в условиях жесткой конкуренции в мировой торговле, внешнеторговые трения и конфликты будут становиться все более заметными.
27 [Уведомление Министерства коммерции Китайской На-
родной Республики № 50 от 2003 г.] http://www.mofcom.gov.en/aarticle/b/c/200309/20030900128693.html
Рисунок 4. Семантический сетевой анализ внимания экономического сотрудничества между Китаем и Казахстаном, 2020-2022.
Как видно из диаграммы выше, ключевые слова «карантин», «инспекция», «министерство сельского хозяйства» и «таможня» были сформированы вокруг «Республики Казахстан» на период с 2020 по 2022 год в контексте китайско-казахстанского экономического сотрудничества.
В сочетании со списком высокочастотных слов видно, что, как и в предыдущий период китайско-казахстанского экономического сотрудничества, на данном этапе по-прежнему большое значение придается санитарно-карантинным вопросам импорта и экспорта животных и растений. Наблюдаются такие высокочастотные слова, как «ячмень», «утятина», «пшеница» и «верблюды». Однако слова, связанные с экспонентами, которые с большой частотой появлялись в 2003-2019 годах, исчезли, и добавились «эпидемия», «инфекционное заболевание», «гепатит», «коронавирус», «бронхит», «микоплазма» и другие новые термины, связанные с эпидемиями. Это тесно связано с глобальной эпидемии СОУГО-19, которая началась в конце 2019 года. В связи с пандемией Китай уделяет повышенное внимание вопросам санитарии и карантина, а также ограничивает проведение таких мероприятий, как выставки, где происходит большое количество перемещений людей внутри и за пределами страны, чтобы избежать распространения пандемии. В результате сократились секторы экономики, включая производственная промышленность и аренду и деловые услуги, за исключением здравоохранения и социальной услуги, а также сельского, лесного и рыбного хозяйства.
Контент-анализ китайско-казахстанского экономического сотрудничества на различных уровнях/регионах.
Из рисунка 5 и списка высокочастотных слов видно, что распределение внимания к экономическому сотрудничеству между странами на центральном уровне основано на ключевых словах «карантин», «экспорт», «расследование», «демпинг» и так далее. Хотя речь идет о десяти экономических областях, за исключением сельского, лесного и рыбного хозяйства, здравоохранения и социальных услуг и государственного управления, социального обеспечения и общественных организаций внимание центрального правительства к другим экономическим областям находится на низком уровне, что свидетельствует о том, что общее внимание центрального правительства к китайско-казахстанскому экономическому сотрудничеству еще нуждается в улучшении.
Таблица 6. Таблица высокочастотных слов на различных уровнях/регионах.
и»
уровень/ регион Экономический сектор Высокочастотные слова
Центральный уровень Здравоохранение и социальные услуги Карантин, здравоохранение, карантинный сертификат, эпидемии Сельское, лесное и рыбное хозяйство Растения, животные, биология, флора и фауна, пшеница, ячмень, ветеринария, соя, кукуруза, сельское хозяйство, корм, маниока Оптовая и розничная торговля Экспорт Государственное управление, социальное Демпинг, таможня, налогообложение, налоги, налоговый возврат, обеспечение и общественные организации налоговое дело Производственная промышленность плита холодной прокатки, сталь, металлы Транспорт, складирование и почтовые услуги Транспортировка, складирование, фрахт, хранение, порты Финансовая деятельность Дивиденды Научные исследования и технические услуги Трансгенные технологии Аренда и деловые услуги Услуги Управление водными ресурсами, окружаю- Почва щей средой и коммунальными услугами
Западный регион Здравоохранение и социальные услуги Пограничный контроль, карантинная служба, карантин Сельское, лесное и рыбное хозяйство Сельское хозяйство Оптовая и розничная торговля Импорт, одежда, мебель, текстиль, бытовая техника, ковры, освещение Государственное управление, социальное Таможня обеспечение и общественные организации Производственная промышленность Машиностроение, стройматериалы, энергетика Транспорт, складирование и почтовые услуги Таможенное оформление, порты, транспортировка Аренда и деловые услуги Участие в выставках, экспонаты, стенды, выставки, ярмарки, торговые места, выставочные залы, деловые встречи, торговые площадки, торгово-промышленные палаты, выставочные зоны, туризм, презентации Научные исследования и технические услуги Наука и технологии
£
ж о
О/
ж £ то
ж о
то ж к
и» оо
Восточный регион Производственная промышленность Стройматериалы Аренда и деловые услуги Участие в выставках, запросы цен, Всемирные выставки, ярмарки, выставочные залы, промоакция, экспо, экспонаты, деловые встреч, выставки, презентации, стенды Научные исследования и технические услу- Наука и технологии, научно-технические исследования, инфор-ги матизация
Центральный регион Сельское, лесное и рыбное хозяйство Сельское хозяйство, сельхозтехника, биология Оптовая и розничная торговля Текстиль, экспорт, закупки, одежда, бытовая техника, обувь и головные уборы, бытовая электроника, бытовая техника, сумки Производственная промышленность Нефть, машиностроение, стройматериалы, горнодобывающая промышленность, бетон, щебень, минеральные ресурсы Аренда и деловые услуги Участие в выставках, выставки, ярмарки, выставочные залы, экспонаты, стенды, демонстрационные стенды, торговые места, экспоненты Научные исследования и технические услу- Высокие технологии, наука и технологии, научно-технические ис- ги следования Финансовая деятельность банки
ж о о о ОС
и>
00 ч£
о
Рисунок 5. Семантический сетевой анализ внимания экономического сотрудничества между Китаем и Казахстаном на Центральном уровне.
Рисунок 6. Семантический сетевой анализ внимания экономического сотрудничества между Китаем и Казахстаном на Восточном регионе.
Рисунок 7. Семантический сетевой анализ внимания экономического сотрудничества между Китаем и Казахстаном на Центральном регионе.
Сравнительный анализ данных, представленных на рисунках 6-8, и списка высокочастотных слов показывает, что с точки зрения пространства распределение внимания местных органов власти характеризуется следующими особенностями. (1) В восточных, центральных и западных районах внимание местных органов власти сосредоточено на аренду и
деловые услуги. В диаграмме семантического сетевого анализа восточного региона «запросы цен», «туризм», «развитие» и «проект» становятся ядром. В диаграмме центрального региона ключевыми словами становятся «выставка», «развитие» и «предприятие», а в диаграмме западного региона -- становятся «выставка», «участие в выставках» и «предприятие». Это говорит о том, что местные органы власти в каждом регионе уделяют больше внимания сотрудничеству и обмену выставочной экономикой. (2) В сочетании со списком высокочастотных слов можно обнаружить, что, помимо общего момента активного развития лизинга и индустрии бизнес-услуг, существуют большие различия в распределении внимания между местными органами власти. Больше всего экономических областей задействовано в западном регионе, затем в центральном, а меньше всего - в восточном. В сочетании с таблицей 4 видно, что западный регион также имеет самую высокую интенсивность внимания в экономическом сотрудничестве с Казахстаном. Хотя Центральный регион охватывает больше экономических областей, чем Восточный регион, Восточный регион имеет более высокую интенсивность внимания к экономическому сотрудничеству с Казахстаном, чем Центральный регион. В частности, и центральный, и восточный регионы занимаются производственной промышленностью, арендой и деловыми услугами, научными исследованиями и техническими услугами. Экономическое сотрудничество в центральном регионе также охватывает сельское, лесное и рыбное хозяйство, оптовую и розничную торговлю, а также финансовую деятельность. Однако восточный регион, обладающий выдающимися преимуществами в высокотехнологичных отраслях, наиболее активно сотрудничает с Казахстаном в сфере производственной промышленности, аренде и деловых услуг, а также научных исследований и технических услуг.
Рисунок 8. Семантический сетевой анализ внимания экономического сотрудничества между Китаем и Казахстаном на Западном регионе.
Такое пространственное различие в распределении внимания может быть связано с естественными географическими преимуществами западного региона. Западный регион Китая граничит с Казахстаном, и это уникальное географическое положение и преимущества обеспечивают более удобные условия для экономического сотрудничества между Китаем и Казахстаном, делая его ключевым регионом для экономических обменов между двумя странами. Преимущества сотрудничества, обусловленные уникальными условиями расположения, отсутствуют в восточных и центральных регионах. В результате появились такие уникальные и высокочастотные слова, как «пограничный контроль», «таможня» и «порты».
В целом, на всех этапах экономического сотрудничества между Китаем и Казахстаном существует ряд постоянных тем, а также ряд вопросов, которые возникли или отступили в результате взаимодействия многочисленных и сложных политических сценариев. На разных административных уровнях центральное правительство действует более макро- и комплексно, в то время как местные органы власти фокусируются на различных областях экономического развития в соответствии с их географическим положением и другими отличительными особенностями.
Основные выводы
Во-первых, с точки зрения временного аспекта, китайско-казахстанское экономическое сотрудничество можно разделить на три этапа: низкие колебания (1992-2002 гг.), высокие колебания (2003-2019 гг.) и медленное развитие (2020-2022 гг.). Сельское, лесное и рыбное хозяйство являются ключевыми областями экономического сотрудничества между Китаем и Казахстаном. Период высоких колебаний характеризуется наибольшим количеством политик и интенсивностью внимания, и самым богатым разнообразием видов экономической деятельности и методов торговли. На этап медленного развития повлияла трехлетняя эпидемия, которая замедлила развитие китайско-казахстанского экономического сотрудничества.
Во-вторых, с пространственной точки зрения, внимание и количество политик по китайско-казахстанскому экономическому сотрудничеству наиболее высоки на западе, на втором месте - на востоке, а на третьем -в центре; однако охват задействованных экономических областей демонстрирует тенденцию к снижению на западе, в центре и на востоке. Среди них западный регион имеет наиболее тесное экономическое сотрудничество с Казахстаном в силу уникальных преимуществ своего расположения.
В-третьих, с точки зрения административного уровня, центральный уровень уделяет наибольшее внимание китайско-казахстанскому экономическому сотрудничеству, проводит наибольшее количество политик и охватывает самый широкий спектр экономических областей; в то время как интенсивность внимания провинциальных, городских и уездных уровней снизилась, они проводят меньше политических мер и охватывают ограниченный спектр экономических областей.
В-четвертых, с точки зрения конкретных областей, китайско-казахстанское экономическое сотрудничество охватывает только 10 из 20 областей Национальной экономической отраслевой классификации, из которых сельское, лесное и рыбное хозяйство, здравоохранение и социальные услуги всегда были в центре внимания китайско-казахстанского экономического сотрудничества, а аренда и деловые услуги составляют относительно большую долю экономического сотрудничества между местными правительствами и Казахстаном. Однако внимание к различным другим экономическим сферам нуждается в улучшении.
Политические советы
Реализация инициативы «Одного Пояса и одного пути» и создание китайско-казахстанского всеобъемлющего стратегического партнерства еще больше углубили сотрудничество и обмены между двумя странами, а экономическое сотрудничество между двумя странами становится все более тесным, и Китай и Казахстан дополняют друг друга в области строительства инфраструктуры, промышленного развития, регионального развития и структурной перестройки экономики28. Вопрос о том, как дальше продвигать всестороннее сотрудничество между Китаем и Казахстаном в экономической сфере, заслуживает размышлений. В данной статье приводятся следующие политические советы после оценки распределения внимания китайского правительства к китайско-казахстанскому экономическому сотрудничеству в период с 1992 по 2022 год.
Во-первых, необходимо улучшить структуру распределения внимания и продвигать китайско-казахстанское всестороннее сотрудничество в экономической сфере. Нынешнее экономическое сотрудничество между Китаем и Казахстаном еще не в полной мере охватывает 20 экономических параметров. Согласно данным, приведенным в этом документе, внимание правительства еще не было сосредоточено на передаче
28 [J/OL]. ШШШ, 2023(04):26-52+125. [Ван
Хайян. Тридцать лет экономического и торгового сотрудничества между Китаем и странами Центральной Азии: достижения и перспективы [J/OL]. Eurasian Economy,2023(04):26-52+125.]
информации, программном обеспечении и услугах в области информационных технологий, финансах, недвижимости, а также культуре, спорте и развлечениях. Поэтому в будущем экономическом сотрудничестве правительство может увеличить ширину распределения внимания и сознательно расширить экономические области сотрудничества при разработке политики, чтобы еще больше углубить экономические обмены между двумя странами.
Во-вторых, необходимо повысить интенсивность внимания в восточных и центральных регионах, используя эффект региональной связи. Поскольку некоторые провинции западного региона имеют естественные преимущества географического положения, интенсивность внимания правительства выше на западе и ниже на востоке и в центре. Западный регион должен в полной мере использовать свою пространственную близость и побочные эффекты, а также воспользоваться инициативой «Пояс и путь» для развития экономического сотрудничества с Казахстаном в восточных и центральных регионах и создания благоприятных условий для взаимопомощи. В то же время правительства восточных и центральных регионов могут использовать экономические ресурсы и особенности своих регионов для создания уникальных преимуществ в экономическом сотрудничестве с Казахстаном. Например, восточный регион может продолжать в полной мере использовать свои выдающиеся преимущества в высокотехнологичных отраслях и углублять экономическое сотрудничество с Казахстаном в области обрабатывающей промышленности, лизинга и бизнес-услуг, а также научных исследований и технических услуг. Центральный регион может использовать уникальные преимущества региона в секторе оптовой и розничной торговли для стимулирования развития других отраслей экономики. Регионы также должны продолжать уделять активное внимание и участвовать во всех видах экономических обменов между Китаем и Казахстаном, таких как межправительственные программы научно-технического сотрудничества, Казахстанско-китайская товарная ярмарка, Китайская (Казахстанская) торговая ярмарка, Всемирная выставка и Азиатская товарная ярмарка, чтобы понять ключевые направления экономического сотрудничества между Китаем и Казахстаном и скорректировать содержание соответствующей политики.
Наконец, необходимо улучшить реализацию политики местных органов власти. С точки зрения административного уровня, существуют различия в распределении внимания между центральным правительством
и местными органами, и интенсивность внимания снижается в процессе сверху вниз. Поэтому правительства низшего уровня должны активно обращать внимание на политические документы по китайско-казахстанскому экономическому, издаваемые правительствами высшего уровня, понимать политические предпочтения правительств высшего уровня и ориентировать формулировку содержания политики на экономические и промышленные области, представляющие ключевой интерес для правительств высшего уровня, чтобы заручиться поддержкой правительств высшего уровня и улучшить реализацию политики. В то же время, правительство высшего уровня может также активно понимать конкретные преимущества и целевые направления правительства низшего уровня в экономическом сотрудничестве с Казахстаном, полностью овладеть соответствующей информацией, такой как преимущества расположения и ресурсные преимущества провинций, городов, уездов (районов) в экономическом сотрудничестве с Казахстаном, и создать механизм взаимосвязи политики с правительством низшего уровня, взять на себя инициативу в руководстве распределением внимания правительства низшего уровня, и поддерживать согласованность целей политики между верхним и нижним уровнями правительства.
Список литературы:
1. Уильям Джеймс. Принципы психологии [М]. Пекин:Издательство Пекинского педагогического университета, 2019. С. 440-441.
2. SIMON H. A. Designing organizations for an information-rich world [M] // GREENBERGER M. Computers, communications, and the public interest. Baltimove: The Johnw Hopkins University Press, 1971. С. 37.
3. May PJ, Jones B.D, Beem B.E. et al. Regional policy agglomeration: arctic policy in Canada and the United States [J]. Journal of comparative policy analysis: research and practice, 2005. № 2. С. 121-136.
4.Вань Лочжун, Чэнь Юй, Ду Мэнде. Исследование внимания центрального правительства к информатизации - на основе контент-анализа отчета Государственного совета о работе правительства в 1997-2019 годах [J]. Theory Exploration, 2019. № 210 (05). С. 177-182.
5. Хуан Цзуй, Жэнь Тао, Ли Цзян. Ответственность и интересы: исследование эволюции отношений межправительственного сотрудничества в области научно-технической инновационной политики в Китае на основе количественного анализа политической литературы [J]. Management World, 2015. № 12. С. 68-81.
6. Ян Дэцянь, Лю Жэньцзи. Распределение внимания и его логическая интерпретация изменения политики центральных финансовых трансфертов [J]. Fiscal Research, 2022. № 477 (11). С. 74-91+73.
7. Ян Цигуан, Ван Шуайцзе. Эволюционная тенденция и характеристики внимания политик к снижению нагрузки учащихся начальной и средней школы - эконометрический анализ на основе текстов политики снижения нагрузки учащихся в обязательном образовании [J]. Journal of Jimei University (Education Science Edition), 2023. № 23 (01). С. 11-20.
8. Чжан Юйлян. Измерение внимания и политические советы китайских местных органов власти по продвижению строительства системы реагирования на чрезвычайные ситуации - текстовый анализ на основе 12-го пятилетнего плана строительства системы реагирования на чрезвычайные ситуации в провинциях, муниципалитетах и уездах [J]. Журнал партийной школы Чжэцзянского провинциального комитета Коммунистической партии Китая, 2016, 32(03):85-92.
9. Дай Кай. Распределение внимания: новая точка зрения для изучения поведения правительства [J]. Theory Monthly, 2017. № 423 (03). С. 107-112.
10. Ню Шаньдун, Люй Сяо, Чжао Юньтай. Количественный анализ политической литературы об эволюции системы землеот-вода в Китае [J]. Journal of China Agricultural University (Social Science Edition), 2017. № 34 (4). С. 102-110.
11. Ван Иньхун, Ли Мэнчжу. Исследование внимания местных органов власти к управлению экологической средой - текст-анализ на основе 30 отчетов о работе провинциальных и муниципальных органов власти (2006-2015 гг.) [J]. China Population-Resources and Environment, 2017. № 27 (2). С. 28-35.
12. Чэнь Лян, Хоу Сюэлян. Антидемпинговые меры против холоднокатаных рулонных сталей наносят ущерб? Министерство торговли приостанавливает антидемпинговые пошлины. // URL: http://www.ce.cn/cysc/ny/yejin/200409/20/t20040920_1805088. shtml
13. Сюй Ваньсяо, Ли Вэньсинь, Хуан Дун. Исследование распределения внимания местных органов власти в сотрудничестве между Китаем и АСЕАН в области культурной индустрии - на основе текстового анализа политики местных органов вла-сти[|]. Southeast Asia Journal, 2022. № 319 (05). С. 93-104.
14. Макс Вебер. Экономика и общество: Том 1 [М]. Янь Кевен, перевод. Шанхай: Шанхайское народное издательство, 2010
15. Совместное заявление по случаю 30-й годовщины установления дипломатических отношений между Китайской Народной Республикой и Республикой Казахстан. // URL: https://epaper.gmw.cn/gmrb/html/2022-09/15/ nw.D110000gmrb_20220915_1-02.htm
16. Уведомление Министерства коммерции Китайской Народной Республики № 50 от 2003 г. // URL: http://www.mofcom.gov. cn/aarticle/b/c/200309/20030900128693.html
17. Ван Хайян. Тридцать лет экономического и торгового сотрудничества между Китаем и странами Центральной Азии: достижения и перспективы [J/OL]. Eurasian Economy, 2023. № 4. С. 26-52+125.
Bibliography
1. William James. Principles of psychology [M]. Beijing: Beijing Normal University Press, 2019, Р. 440-441.
2. SIMON H. A. Designing organizations for an information-rich world [M] // GREENBERGER M. Computers, communications, and the public interest. Baltimove: The Johnw Hopkins University Press, 1971. P. 37.
3. May PJ, Jones B.D, Beem B.E. et al. Regional policy agglomeration: arctic policy in Canada and the United States [J]. Journal of comparative policy analysis: research and practice, 2005. № 2. Р. 121-136.
4.Wan Luozhong, Chen Yu, Du Mengde. A study of the central government's attention to informatization - based on content analysis of the State Council's report on government work in 1997-2019 [J]. Theory Exploration, 2019. № 210 (05). Р. 177-182.
5. Huang Zui, Ren Tao, Li Jiang. Responsibility and Interests: A Study of the Evolution of Intergovernmental Cooperation Relationships in Science and Technology Innovation Policy in China Based on a Quantitative Analysis of the Policy Literature[J]. Management World, 2015. № 12. Р. 68-81.
6. Yang Deqian, Liu Renji. Allocation of attention and its logical interpretation of changes in the policy of central financial transfers [J]. Fiscal Research, 2022. № 477 (11). P. 74-91+73.
7. Yang Qiguang, Wang Shuajie. Evolutionary trend and characteristics of policy attention to student workload reduction in primary and secondary schools - Text-based econometric analysis of student workload reduction policies in compulsory education[J]. Journal of Jimei University (Education Science Edition), 2023. № 23 (01). Р. 11-20.
8. Zhang Yuliang. Dimension of attention and policy advice of Chinese local governments to promote the construction of emergency response system - text analysis based on the 12th Five-Year Plan for the construction of emergency response system in provinces, municipalities and counties [J]. Journal of the Party School of the Zhejiang Provincial Committee of the Communist Party of China, 2016, 32(03):85-92.
9. Dai Kai. Attention Allocation: A New Perspective for Studying Government Behavior [J]. Theory Monthly, 2017. № 423 (03). Р. 107-112.
10. Niu Shandong, Lü Xiao, Zhao Yuntai. A Quantitative Analysis of the Policy Literature on the Evolution of Land Acquisition System in China[J]. Journal of China Agricultural University (Social Science Edition), 2017. № 34 (4). Р. 102-110.
11. Wang Yinhong, Li Mengzhu. A Study of Local Government Attention to Environmental Management - Text Analysis Based on 30 Provincial and Municipal Government Performance Reports (2006-2015) [J]. China Population-Resources and Environment, 2017. № 27 (2). Р. 28-35.
12. Chen Liang, Hou Xueliang. Are anti-dumping measures against cold-rolled steel coils harmful? The Department of Commerce suspends anti-dumping duties. // URL: http://www.ce.cn/cysc/ny/yejin/200409/20/t20040920_1805088.shtml
13. Xu Wanxiao, Li Wenxin, Huang Dong. A Study on the Allocation of Local Government Attention in China-ASEAN Cultural Industry Cooperation - Based on Text Analysis of Local Government Policies[J]. Southeast Asia Journal, 2022. № 319 (05). Р. 93-104.
14. Max Weber. Economy and Society: Volume 1 [M]. Yan Keven, translation. Shanghai: Shanghai People's Publishing House, 2010
15. Joint statement on the occasion of the 30th anniversary of the establishment of diplomatic relations between the People's Republic of China and the Republic of Kazakhstan. // URL: https://epaper.gmw.cn/gmrb/html/2022-09/15/nw.D110000gm-rb_20220915_1-02.htm
16. Notice of the Ministry of Commerce of the People's Republic of China № 50 of 2003 // URL: http://www.mofcom.gov.cn/aarti-cle/b/c/200309/20030900128693.html
17. Wang Haiyang. Thirty years of economic and trade cooperation between China and the countries of Central Asia: achievements and prospects [J/OL]. Eurasian Economy, 2023. № 4. P. 26-52+125.