Научная статья на тему 'Анализ расположения и характеристики детских игровых зон на территории города Саранска'

Анализ расположения и характеристики детских игровых зон на территории города Саранска Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детские игровые зоны / детские площадки / данные дистанционного зондирования / космическая съемка / дешифрирование / полевое обследование / анализ размещения / г. Саранск / Республика Мордовия / children's play areas / playgrounds / remote sensing data / aerial photography / decoding / field surveying / placement analysis / Saransk / Republic of Mordovia

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Вавакина Анна Александровна, Калашникова Лариса Геннадьевна, Тесленок Сергей Адамович, Щербинкина Елена Васильевна

Цель. Выполнение анализа и оценка особенностей пространственного размещения детских игровых площадок и зон, а также их характеристик на территории столицы Республики Мордовия -г. Саранска для решения практических задач проектирования и создания комфортной среды для детского населения. Методы. Исследование производилось на основе полевого, статистического, сравнительно-географического и геоинформационно-картографического методов, включавших сбор, инвентаризацию, описание, систематизацию, сравнение, анализ и оценку исходных данных. Дополнительно применялись методы дистанционного зондирования. Результаты. На основе привлечения и использования данных дистанционного зондирования и сопряженного полевого обследования (с проведением фотодокументирования, обмеров, изучением установленного оборудования, фиксацией его состава с учетом возрастного состава детей) проведен анализ размещения детских игровых зон и площадок на территории г. Саранска. При этом выявлены их основные характеристики, особенности функционального зонирования, соответствие основным требованиям безопасности детей. Построена карта размещения детских площадок с учетом их приуроченности к зонам с высокой, средней и низкой степенью застроенности территории. Выяснено, что большинство новых детских площадок установлено на придомовой территории новых и недавно построенных многоэтажных домов в районах с низким и средним уровнем застроенности. Их основная масса оснащена оборудованием компании KSIL. Выявлено большое разнообразие игровых площадок и значительный разброс по времени их создания и установки оборудования от советского периода (с возрастом более 30 лет) до настоящего времени. Однако основная масса оборудования детских площадок и игровых зон была установлена не раньше последнего десятилетия. Наибольшей популярностью среди них пользуются игровые комплексы. Также полевое изучение районов показало, что большое количество детей находится в пределах площадок на постоянно освещенных солнцем открытых территориях. Вывод. Анализ полученных материалов позволил выявить особенности пространственного распределения игровых площадок по частям, районам, микрорайонам и жилым массивам города, а также получить информацию о возрастных ограничениях на каждой игровой площадке. В результате использования данных дистанционного зондирования, сопряженного с проведением полевого обследования детских игровых зон и площадок г. Саранска и изучением установленного на них оборудования, была выявлена главная проблема, связанная со значительным моральным и/или физическим устареванием и/или выходом из строя некоторой части такого оборудования. За неимением современных аналогов оно все еще используются детьми в некоторых (преимущественно старых) жилых районах и кварталах. Новое, современное, качественное оборудование игровых зон устанавливается, главным образом, в новых районах, что говорит о проблеме обеспечения детскими площадками старых домов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Вавакина Анна Александровна, Калашникова Лариса Геннадьевна, Тесленок Сергей Адамович, Щербинкина Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the Location and Characteristics of Children's Play Areas in Saransk City

Aim. Analysis and evaluation of the spatial arrangement and characteristics of children's playgrounds and areas in the capital of the Republic of Mordovia Saransk, in order to solve practical tasks of design and create a comfortable environment for children. Methods. The study was carried out on the basis of field, statistical, comparative-geographical and geo-information-cartographic methods, including the collection, inventory, description, systematization, comparison, analysis and evaluation of initial data. Remote sensing methods were also applied. Results. Based on the use of remote sensing data and associated field surveys (including photography, measurements, examination of installed equipment, recording its composition considering the children's age composition). An analysis was made of the placement of children's playgrounds and areas and in Saransk city. At the same time, their main characteristics, features of functional zoning, compliance with the basic requirements for children's safety were revealed. A map showing the placement of children's playgrounds with respect to areas with high, medium and low degrees of development was created. It was found that most new playgrounds are installed in residential areas near newly constructed multi-story buildings in areas with low to medium levels of development. Most of them are equipped with KSIL company equipment. A large variety of playgrounds and significant variation in the timing of their creation and installation of equipment were identified ranging from the Soviet period (over 30 years old) to the present day. However, the majority of playground equipment and play areas were installed no earlier than the last decade. Among them, the most popular are play complexes. Field research in the areas has also shown that a large number of children are located within playgrounds in sunlit open areas. Conclusion. The analysis of the obtained materials made it possible to identify the features of the spatial distribution of playgrounds in parts, districts, microdistricts and residential areas in the city, as well as to obtain information about age restrictions on each playground. As a result of using remote sensing data, combined with field surveys of children's play areas and playgrounds in Saransk and studying the installed equipment, the main problem associated with significant moral and/or physical obsolescence and/or failure of certain parts of such equipment was identified. In the absence of modern analogues, it is still used by children in some (mostly old) residential areas and quarters. New, modern, high-quality playground equipment is mainly installed in new districts, which indicates a problem with providing old houses with children's playgrounds.

Текст научной работы на тему «Анализ расположения и характеристики детских игровых зон на территории города Саранска»

Оригинальная статья / Original Article УДК 528.711:711.5:625.712.47 DOI: 10.31161/1995-0675-2023-17-1-14-28 EDN:EVEXXD

Анализ расположения и характеристики детских игровых зон на территории города Саранска

© 2023 Вавакина А. А. 1, Калашникова Л. Г. 2, Тесленок С. А.и 3, Щербинкина Е. В. 1

1 Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева Саранск, Россия, orydocuments@gmail.com, 4elena-13-911@yandex.ru 2 Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва Саранск, Россия, lar_ka73@mail.ru 3 Югорский государственный университет Ханты-Мансийск, Россия, teslenok-sa@mail.ruH

РЕЗЮМЕ. Цель. Выполнение анализа и оценка особенностей пространственного размещения детских игровых площадок и зон, а также их характеристик на территории столицы Республики Мордовия -г. Саранска для решения практических задач проектирования и создания комфортной среды для детского населения. Методы. Исследование производилось на основе полевого, статистического, сравнительно-географического и геоинформационно-картографического методов, включавших сбор, инвентаризацию, описание, систематизацию, сравнение, анализ и оценку исходных данных. Дополнительно применялись методы дистанционного зондирования. Результаты. На основе привлечения и использования данных дистанционного зондирования и сопряженного полевого обследования (с проведением фотодокументирования, обмеров, изучением установленного оборудования, фиксацией его состава с учетом возрастного состава детей) проведен анализ размещения детских игровых зон и площадок на территории г. Саранска. При этом выявлены их основные характеристики, особенности функционального зонирования, соответствие основным требованиям безопасности детей. Построена карта размещения детских площадок с учетом их приуроченности к зонам с высокой, средней и низкой степенью застроенности территории. Выяснено, что большинство новых детских площадок установлено на придомовой территории новых и недавно построенных многоэтажных домов в районах с низким и средним уровнем застроенности. Их основная масса оснащена оборудованием компании KSIL. Выявлено большое разнообразие игровых площадок и значительный разброс по времени их создания и установки оборудования - от советского периода (с возрастом более 30 лет) до настоящего времени. Однако основная масса оборудования детских площадок и игровых зон была установлена не раньше последнего десятилетия. Наибольшей популярностью среди них пользуются игровые комплексы. Также полевое изучение районов показало, что большое количество детей находится в пределах площадок на постоянно освещенных солнцем открытых территориях. Вывод. Анализ полученных материалов позволил выявить особенности пространственного распределения игровых площадок по частям, районам, микрорайонам и жилым массивам города, а также получить информацию о возрастных ограничениях на каждой игровой площадке. В результате использования данных дистанционного зондирования, сопряженного с проведением полевого обследования детских игровых зон и площадок г. Саранска и изучением установленного на них оборудования, была выявлена главная проблема, связанная со значительным моральным и/или физическим устареванием и/или выходом из строя некоторой части такого оборудования. За неимением современных аналогов оно все еще используются детьми в некоторых (преимущественно старых) жилых районах и кварталах. Новое, современное, качественное оборудование игровых зон устанавливается, главным образом, в новых районах, что говорит о проблеме обеспечения детскими площадками старых домов.

Ключевые слова: детские игровые зоны, детские площадки, данные дистанционного зондирования, космическая съемка, дешифрирование, полевое обследование, анализ размещения, г. Саранск, Республика Мордовия.

Естественные и точные науки ••• 15

Natural and Exact Sciences •••

Формат цитирования: Вавакина А. А., Калашникова Л. Г., Тесленок С. А., Щербинкина Е. В. Анализ расположения и характеристики детских игровых зон на территории города Саранска // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2023. Т. 17. № 1. С. 14-28. DOI: 10.31161/1995-0675-2023-17-1-14-28. EDN: EVEXXD_

Analysis of the Location and Characteristics of Children's Play Areas in Saransk City

© 2023 Anna A. Vavakina 1, Larisa G. Kalashnikova 2, Sergey A. Teslenok® 3, Elena V. Sherbinkina 1

1 M. E. Evseviev Mordovia State Pedagogical University Saransk, Russia, orydocuments@gmail.com, 4elena-13-911@yandex.ru

2 National Research Ogarev Mordovia State University

Saransk, Russia, lar_ka73@mail.ru 3 Yugra State University Khanty-Mansiysk, Russia, teslenok-sa@mail.ru

ABSTRACT. Aim. Analysis and evaluation of the spatial arrangement and characteristics of children's playgrounds and areas in the capital of the Republic of Mordovia - Saransk, in order to solve practical tasks of design and create a comfortable environment for children. Methods. The study was carried out on the basis of field, statistical, comparative-geographical and geo-information-cartographic methods, including the collection, inventory, description, systematization, comparison, analysis and evaluation of initial data. Remote sensing methods were also applied. Results. Based on the use of remote sensing data and associated field surveys (including photography, measurements, examination of installed equipment, recording its composition considering the children's age composition). An analysis was made of the placement of children's playgrounds and areas and in Saransk city. At the same time, their main characteristics, features of functional zoning, compliance with the basic requirements for children's safety were revealed. A map showing the placement of children's playgrounds with respect to areas with high, medium and low degrees of development was created. It was found that most new playgrounds are installed in residential areas near newly constructed multi-story buildings in areas with low to medium levels of development. Most of them are equipped with KSIL company equipment. A large variety of playgrounds and significant variation in the timing of their creation and installation of equipment were identified - ranging from the Soviet period (over 30 years old) to the present day. However, the majority of playground equipment and play areas were installed no earlier than the last decade. Among them, the most popular are play complexes. Field research in the areas has also shown that a large number of children are located within playgrounds in sunlit open areas. Conclusion. The analysis of the obtained materials made it possible to identify the features of the spatial distribution of playgrounds in parts, districts, microdistricts and residential areas in the city, as well as to obtain information about age restrictions on each playground. As a result of using remote sensing data, combined with field surveys of children's play areas and playgrounds in Saransk and studying the installed equipment, the main problem associated with significant moral and/or physical obsolescence and/or failure of certain parts of such equipment was identified. In the absence of modern analogues, it is still used by children in some (mostly old) residential areas and quarters. New, modern, high-quality playground equipment is mainly installed in new districts, which indicates a problem with providing old houses with children's playgrounds.

Keywords: children's play areas, playgrounds, remote sensing data, aerial photography, decoding, field surveying, placement analysis, Saransk, Republic of Mordovia.

For citation: Vavakina AA, Kalashnikova LG, Teslenok SA, Sherbinkina EV. Analysis of the Location and Characteristics of Children's Play Areas in Saransk City. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Natural and Exact Sciences. 2023;17(1):14-28. (In Russ). DOI: 10.31161/1995-0675-2023-17-1-14-28. EDN:EVEXXD

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что в современном мире важнейшей составной частью жизни населения является стремление к созданию уюта и комфорта вокруг себя. Так было и сотни лет назад, ведь человек всегда стремился активно преобразовывать окружающий мир, делая его удобным в первую очередь для себя самого. В настоящее время известны и широко применяются огромное количество различных видов проектной и практической деятельности, направленных на создание и реализацию проектов, в полной мере отвечающих требованиям достижения всеобщего комфорта в различных направлениях, начиная от предметов быта, мебели, ее расположения в квартире, самой планировки квартиры до отдельных зданий и кварталов и комфортной среды целых населенных пунктов и городских агломераций.

Проектная деятельность сейчас вышла на передний план и активно реализуется во многих городах мира. При их активном росте, а значит и развитии сопутствующей инженерной и социальной инфраструктуры, автомобильных дорог, зданий и сооружений разного назначения, крайне важной проблемой является выделение зон безопасного отдыха. Прежде всего, организуются такие элементы градостроительства и средообразующей территории, как разнообразные зеленые зоны с травянистой, кустарниковой и древесной растительностью (парки и лесопарки, скверы, бульвары, городские сады, набережные, лесные полосы), в пределах которых жители города могут гулять, отдыхать и проводить свободное время в незначительном удалении от городской суеты. Главная цель зеленых зон - создание, сохранение и поддержание на должном уровне качества среды жизни городского населения и ее охраны.

Но комфортные зоны, зоны безопасного отдыха важно выделять не только для взрослых. В первую очередь необходимо создавать подобные зоны для детей. В них должно быть все необходимое для организации и проведения безопасного детского досуга, прежде всего - соответственно их возрасту, чтобы их нахождение вне дома и досуг на свежем воздухе были максимально продуктивными и безопасными. Для этого создаются специальные места для

игр детей - детские игровые зоны, оснащенные разнообразным оборудованием.

Материалы и методы исследования

Цель исследования заключалась в выполнении анализа и оценке особенностей пространственного размещения детских игровых площадок и зон, а также их характеристик на территории столицы Республики Мордовия - г. Саранска для решения практических задач проектирования и создания комфортной среды для детского населения. Задачи исследования, кроме изучения статистических, справочных и других дополнительных материалов по выбранной тематике, включали сбор всей доступной информации о детских площадках в г. Саранске, подбор данных дистанционного зондирования и разработку карты с локализацией детских площадок.

Внешнее оформление игровой зоны призвано привлекать внимание детей и их самих, поскольку притягательные яркие цвета и интересные формы вызывают у ребят гораздо больший интерес, чем одноцветные скучные сооружения. Но при этом необходимо также учитывать то, что для детей разного возраста нужны неодинаковые условия и различающиеся меры безопасности.

Современный архитектурный ансамбль г. Саранска в разных его частях выглядит по-разному, нередко проекты отдельно взятых зданий не согласуются друг с другом, что вызывает сложности с целостным восприятием окружающих объектов. Поэтому при разработке и практической реализации какого-либо проекта очень важно гармонично объединить его элементы в единое целое независимо от размеров его самого и отдельных структурных элементов. Также желательно учесть особенности дизайна окружающей городской среды -применительно к детским площадкам сделать это сложнее из-за необходимости использования ярких цветов при проектировании детских зон для детей дошкольного и школьного возраста, но в случае применения проекта в жилых домах с ярким цветным оформлением стен это возможно.

Разделение детских площадок по возрастным группам применяется для того, чтобы обезопасить детей от травм во время игр. Если для детей старших возрастов надзор взрослых необязателен, то с млад-

Естественные и точные науки ••• 17

Natural and Exact Sciences •••

шими детьми всегда находятся сопровождающие, для которых тоже необходимо выделить место на игровой площадке. Нередко взрослые принимают самое непосредственное участие в играх с детьми, особенно когда те еще очень малы, и эту особенность тоже нужно учитывать. Во время игры дети не только отдыхают или тратят свою энергию, они также физически и умственно совершенствуются при помощи разного рода занятий, тренируют свои физические способности, развивают внимание и воображение. У детей разного возраста разная ведущая деятельность, которая в наибольшей мере влияет на выбор элементов и снарядов в составе игровой зоны. Существуют целые комплексы игровых сооружений для всестороннего развития детей, поддержания их активной творческой деятельности и веселого времяпрепровождения на свежем воздухе.

Исследование особенностей пространственного размещения детских игровых площадок и зон, а также их характеристик на территории столицы Республики Мордовия г. Саранска производилось на основе использования возможностей полевого, статистического, сравнительно-

географического и геоинформационно-картографического методов, включавших сбор, инвентаризацию, описание, систематизацию, сравнение, анализ и оценку исходных данных. Дополнительно применялся метод дистанционного зондирования с использованием геопространственных данных аэрокосмической съемки высокого пространственного разрешения, полученных из открытых источников (Ян-декс.Карты, Open Street Map, Google Карты и др.) с использованием соответствующего свободного программного обеспечения (SAS.Planet, Google Earth и др.).

Результаты и их обсуждение

Территория г. Саранска занимает довольно большую площадь (около 99 км2 в настоящее время и до 106 км2 на планируемый перспективный срок [1]), разделяясь административно на три района (Ленинский, Октябрьский, Пролетарский), поэтому детально и в короткие сроки выявить и исследовать особенности географического расположения всех игровых зон непосредственно на местности не представляется возможным. Эта задача в основном может быть выполнена при привлечении и использовании материалов

аэрокосмической съемки, поскольку данные дистанционного зондирования уже многие годы активно используются в разных отраслях деятельности, позволяя успешно решать, в том числе, и инвентаризационные задачи, причем не только на урбанизированных территориях [2-4].

Геопространственные данные, представленные материалами дистанционной съемки высокого пространственного разрешения, могут быть получены из открытых источников (Яндекс.Карты, Open Street Map, Google Карты и др.) [5] с использованием соответствующего свободного программного обеспечения (SAS.Planet, Google Earth и др.). Также на начальном этапе исследований для анализа особенностей расположения детских игровых зон на территории г. Саранска может быть достаточно и менее детальных материалов, находящихся в свободном доступе, которыми может воспользоваться любой пользователь.

Для примера рассмотрим материалы, представленные на рисунке 1. На рисунке 1, а показан участок территории Юго-Западного района (часть административного Ленинского района) г. Саранска, отображаемый в режиме космического снимка - Спутник. На рисунке 1, б - тот же район города, но уже в режиме Схема. Можно сделать вывод, что если на фотоизображении (режим Спутник) детские игровые зоны выделяются достаточно четко, так как зеленые насаждения не мешают съемке, то в режиме Схема эти зоны выявить нельзя, поэтому использовалось совмещенное изображение в режимах Спутник и Схема, режим Гибрид (Схе-ма+Спутник) (рис. 1, в). Визуальное дешифрирование детских игровых зон по такому совмещенному изображению не представляет особых трудностей, но территории дворовых участков в пределах города имеют очень разнообразные условия. Иногда высокие деревья и высотные здания закрывают обзор, и тогда визуальное и автоматизированное дешифрирование подобных участков становится невозможным. В таких случаях определение вида детской игровой зоны и ее состава (а иногда - и просто местоположения) возможны только после организации и проведения полевого обследования. Вместе с тем и выполненное дешифрирование также предполагает последующее полевое

обследование с проведением фотодокументирования, обмеров, фиксацией состава оборудования площадки и т. п.

При проведении полевого обследования учитывалась совокупность всех составляющих элементов и оборудования детской игровой площадки и специфика окружающих условий, включая особенности расположения самой площадки в пространстве, наличие рядом автомобильных дорог и проездов, зданий, крупных растений, твердость почвы и т. п., учет которых обязателен и на этапе проектирования и разработки отдельных элементов и площадки в целом, и в процессе практической реализации проекта.

Обязательно выявлялось, для какого возраста подходит та или иная игровая зона. Например, маленьким детям совсем не нужны сложные полосы препятствий или турники, на территории таких площадок не должно быть высоких сооружений. В связи с этим наиболее распространенная классификация детских площадок по возрасту разделяет их на три группы.

Первая - это дошкольники, то есть дети от 3 до 7 лет. Маленькие дети активны, но в основном они заняты изучением окружающего мира и познанием самих себя [6]. В составе игровой зоны самым важным элементом для них является песочница, ведь из песка можно самому моделировать все что нужно, тренируя мелкую моторику, воображение, а также получать социальные навыки, играя с другими детьми [7]. Не лишними будут на площадке обычные качели, качели-балансиры, маленькие домики или качалки на пружинах.

Вторая - дети школьного возраста, от 7 до 12 лет. Они более активны, им сложно долго находиться на одном месте и нужно тратить большое количество энергии, также им трудно играть в одиночку, в отличие от дошкольников. Детям такого возраста нужны активные коллективные игры и больше пространства, но важно сохранять в них дух дружеского соперничества, чтобы они получали удовольствие от совместной деятельности, воспитывали в себе лидерские качества [8]. Для детей этой группы созданы тематические игровые комплексы, состоящие из нескольких уровней и конструкций с различными лестницами для лазанья (рукоходами), канатами, горками (как открытыми, так и

закрытыми), сетками для лазанья и мостиками [9]. Также выявлено наличие свободного пространства вокруг этих сооружений, потому что дети много играют в догонялки и другие подобные активные игры.

Третья группа - подростки, их возраст - от 12 до 1б лет. Их интересы меняются, делается упор на развитие собственного тела, отмечается направленность в сторону спорта.

Коллективные игры продолжают играть свою роль, но сильнее проявляется соревновательный дух, и подростки стремятся превзойти самих себя и друг друга [10]. Соответственно, для игровых зон данной возрастной категории характерны различные тренажеры, шведские стенки, нередки баскетбольные, футбольные или волейбольные площадки, закрытые высокими сетчатыми или решетчатым заборами во избежание потери мяча или травм окружающих. Использование подобного спортивного оборудования развивает и тренирует у подростков ловкость и гибкость тела, поддерживает общий тонус и здоровье.

Разделение игровых площадок по возрастному принципу в первую очередь соответствует физическим и эмоциональным потребностям детей и их ведущей активности, тем самым увеличивает их интерес к той или иной игровой зоне. При этом во дворах практически не бывает площадок, рассчитанных лишь на одну детскую возрастную категорию, потому что в близлежащих домах живут дети разного возраста и необходимо удовлетворить потребности всех. Обычно на одной территории находится площадка, разделенная на несколько зон, предназначенных для детей разных возрастов, и они отделены друг от друга либо пустым пространством, либо рукотворными или растительными ограждениями, также различаясь индивидуальным цветовым решением.

Необходимо отметить, что существуют и площадки, предназначенные для детей всех возрастов. На них установлено оборудование, доступное для использования как дошкольниками, так и более старшими детьми, универсально удовлетворяющее потребности разных возрастов. Подобное универсальное игровое оборудование установлено при недостатке места на территории дворов жилых домов.

Естественные и точные науки ••• 19

Natural and Exact Sciences •••

Рис. 1. Фрагменты снимка на территорию г. Саранска, режимы: а - Спутник, б - Схема, в - Гибрид [5]

Fig. 1. Fragment of a snapshot in the territory of Saransk city, modes: a - Satellite, b - Map, c - Hybrid [5]

Рис. 2. Детские площадки на территории г. Саранска

Fig. 2. Children's playgrounds in the territory of Saransk city

Результаты проведенного полевого обследования площадок города и изучения установленного на них оборудования показали, что большинство новых детских площадок установлено на придомовой территории новых и недавно построенных домов, высоких многоэтажных (в 12-16 этажей) зданий с низкой и средней степенью застроенности территории (рис. 2).

Было выявлено большое разнообразие игровых площадок и, прежде всего, по времени их создания и установки оборудования. Какому-то оборудованию не менее 30 лет, и оно сохранилось еще со времен периода Советского Союза, но большая часть была сооружена в последнее десятилетие. Но анализ выявил у всех игровых площадок наличие определенных закономерностей их строительства и эксплуатации [11].

Помимо присутствия на площадках различного оборудования для детей разного возраста, необходимо учитывать и фиксировать при обследовании существующее их функциональное зонирование. Любая игровая площадка всегда обладает тем или иным разделением территории (зачастую неочевидным), обусловленным различиями в темпераменте детей и необходимостью переключения их внимания на разные виды деятельности [12]. Для этих целей территория площадки условно делится на зону активной дея-

тельности (где проходят шумные и активные игры) и зону спокойного времяпрепровождения (где дети могут отдохнуть от активности и заняться спокойной или уединенной деятельностью) [13].

Для разделения территорий площадок на различные функциональные зоны ограждения применяются редко, за исключением необходимости отделения в целях безопасности зоны дошкольников от зоны более взрослых детей при их активных играх.

В зоне активной деятельности находятся объекты для активных физических занятий (горки, канаты, рукоходы, шведские стенки, лабиринты и т. п.) и/или территории без препятствий (где можно побегать, поиграть в догонялки и другие подвижные игры).

Спокойная зона обычно включает песочницу (где дети могут находиться на одном месте, занимаясь ролевыми играми), небольшие домики и иные подобные сооружения (также не предназначенные для большой активности), качели, пружинные качалки (предполагающие физическую активность, но позволяющие ребенку уединиться и создать условия для его отдыха).

Существует и третья зона, встречающаяся реже двух основных - зона отдыха. В структуре детских площадок она, чаще всего, представлена скамейками и лавоч-

Естественные и точные науки ••• 21

Natural and Exact Sciences •••

ками, но места для сидения нужны на площадках и для отдыха самих детей, и для сопровождающих, чтобы они могли находиться рядом и присматривать за детьми. В эту зону могут входить различные беседки, навесы, уголки с различными безопасными растениями, не являющимися ограждением и разграничением между разными функциональными зонами площадки.

В процессе организации и проведения полевого обследования детских площадок на территории г. Саранска одно из основных положений касалось учета основных требований безопасности детей и фактического соответствия им.

При организации и создании комфортных условий для игры, отдыха и развития детей важно помнить о безопасности территории расположения и обустройства детской площадки. Существуют и должны жестко применяться и контролироваться установленные нормы и правила безопасности, регулирующие и регламентирующие размещение объектов на детских площадках и саму конструкцию этого оборудования. Важнейшими документами, определяющими эти нормы, являются государственные стандарты [1416] и своды правил [17].

Так, в ГОСТ Р 52169-2012 [16] прописаны правила расположения отдельных конструкций детской площадки относительно друг друга, между ними важно сохранять свободные открытые участки, чтобы играющие дети не столкнулись с неожиданными препятствиями. Например, перед скатом с горки должно быть минимум 2 м свободного пространства, чтобы исключить травмирование детей о другие элементы площадки [16]. Также скат не должен находиться близко как к ограждению или выходу с площадки, так и к проезжей части. Конструкции, имеющие поднятые над поверхностью земли платформы, должны иметь перила и ограждения, чтобы ребенок не выпал, а высота возможного свободного падения с конструкций не должна превышать 3 м [16]. Для недопущения перегревания детей на солнце, желательно устанавливать навесы, тенты или крыши. При этом необходимо, чтобы как минимум треть всей площади игровой площадки находилась в тени. Важно, чтобы территория детской площадки не име-

ла бетонных бордюров и сильного уклона рельефа. Для анализа последнего условия также возможно применение геоинформационного картографирования на основе привлечения данных дистанционного зондирования [1-4].

Чтобы защитить колени, руки, голову и другие части тела от серьезных травм во время игр, установлены определенные требования к покрытию территории детских площадок.

Есть два вида разрешенных к использованию на детских площадках покрытий: цельные и сыпучие [15; 16]. К цельным относятся покрытия на основе каучука, резины или пластика, остающиеся на месте во время использования и представляющие собой раскатанные на участке рулоны или полотна, собранные из отдельных цельных модулей. Сыпучие же представлены древесной стружкой, щепой, корой, гравием и песком. Эти материалы обеспечат амортизацию ребенка в случае падения, они считаются мягкими материалами, которые минимизируют повреждения кожи ребенка и не дают нанести большой ущерб его здоровью.

В ГОСТ Р 52169-2012 также прописаны требования безопасности, включающие в себя особенности использования различных материалов при изготовлении составных частей установленного на площадке оборудования, особенности обработки материалов, а также обширную информацию о размерах и устройстве отдельных элементов детской площадки. В документе определяется необходимость использования безвредных и запрет применения легковоспламеняющихся материалов, учитывается необходимость замены изношенных и поврежденных элементов оборудования. Конструкции должны быть устойчивыми, не допускать скапливания в них воды, металлические элементы должны быть защищены от коррозии, а деревянные - от влаги. Все их элементы во избежание получения травм во время игры должны быть закруглены, на поверхности деталей не должно быть острых дефектов по типу сколов, заусенцев, выступающих металлических частей и т. п.

Очень важным условием проектирования и практической реализации элементов оборудования площадок является такое их конфигурирование, которое полностью

исключает застревание детей в любой из частей. В элементах площадок не должно быть узких щелей и малых расстояний между деталями, где могут застрять пальцы, узких пространств на стыках, куда может попасть и зацепиться одежда или волосы. Расстояние между элементами ограждения должно позволять ребенку беспрепятственно просовывать и вынимать обратно руки, но не давать просунуть голову. Наибольшие промежутки не должны позволить застрять в них голове ребенка. Существуют стандарты высоты второго яруса конструкций и ширины проемов для прохода на первом и втором этажах для детей разного возраста, исходя из способа подъема и диаметра закрытых тоннелей для ската [16].

В СП 82.13330.2016 [17] определена необходимость проектирования игровых зон, исходя из расчета количества детей, потенциально способных использовать данные территории для игр: по 0,5-0,7 м2/чел. Важным требованием является изолирование территорий детских площадок заборами или зелеными насаждениями от автомобильных дорог, ограждениями от автомобильных стоянок, их удаленность от мусорных баков и контейнеров. На самой игровой площадке не должно быть деревьев с низко расположенными ветвями, о которые ребенок или взрослый могут удариться головой или зацепиться, выступающих корней деревьев или оборудования. Также территория детской площадки должна быть освещена.

Поскольку в нормативных документах прописаны все необходимые нюансы размещения и устройства оборудования детских игровых площадок, их размеры и используемые материалы [14-17], фактическое соответствие может быть всегда проконтролировано.

В результате использования данных дистанционного зондирования, сопряженного с проведением полевого обследования детских игровых зон и площадок г. Саранска и изучением установленного на них оборудования, была зафиксирована самая главная проблема. Некоторая часть такого оборудования очень старая. Чаще всего это металлические (местами проржавевшие) горки и рукоходы еще советского времени, имеющие возраст более 30 лет. Тем не менее, за неимением со-

временных аналогов они все еще используются детьми в некоторых жилых районах и кварталах.

Во время исследования было выявлено, что основная масса оборудования детских площадок и игровых зон была установлена не раньше последнего десятилетия. Многие конструкции одного типа и очень похожи друг на друга. Вместе с тем они выделяются плавными узнаваемыми формами и яркими цветами, хорошо привлекающими детей дошкольного и школьного возраста. Основная масса новых детских площадок оснащена оборудованием компании ^^ (рис. 3), создающей яркие элементы для отдыха детей разных возрастов. Наиболее часто встречающиеся элементы - качалки на пружинах, качели, балансиры, песочницы с навесами, отдельно стоящие горки и разнообразные комплексы, состоящие из одно- и двухуровневых сооружений с различными горками, лесенками, мостами, рукоходами, сетками, турниками и канатами. Наибольшей популярностью пользуются именно игровые комплексы, состоящие из множества элементов (рис. 4). Их может использовать для игр (как одиночных, так и в коллективных) достаточно большая группа детей, при этом они могут бегать, лазать, прятаться, примерять на себя различные игровые роли.

Таким образом, новое, современное, качественное оборудование игровых зон преимущественно устанавливается в новых районах (см. рис. 2, 4), что выявляет проблему в обеспечении детскими площадками старых домов, которых достаточно много не только в г. Саранске, но и по всей стране.

Еще одним нюансом, выявленным при полевом изучении районов, является большое количество детей, находящихся на постоянно освещенных солнцем территориях площадок. Во дворах многоэтажных домов (особенно в новостройках) крайне мало деревьев, высоких кустарников и растительности в целом (или они вообще отсутствуют), немного крыш, навесов, тентов и укрытий в элементах площадок. Из-за этого почти все их территории находятся под открытым солнцем, что опасно и для детей любых возрастов, и для сопровождающих их взрослых (см. рис. 4).

Естественные и точные науки •

Natural and Exact Sciences •••

Рис. 3. Детская площадка KSIL в одном из старых районов г. Саранска

Fig. 3. Children's playground KSIL in one of the old districts of Saransk city

Рис. 4. Детская игровая площадка в одном из новых районов г. Саранска

Fig. 4. Children's playground in one of the new districts of Saransk city

Стоит указать, что эта проблема не всегда распространяется на районы с более старыми домами. В прилегающих к ним дворах, наоборот, много древесной растительности значительного возраста (см. рис. 3), часто неухоженной, временами с низко расположенными ветвями и торчащими корнями, что создает опасность для детей. Поскольку в таких дворах на детских площадках практически всегда отсутствует какое-либо покрытие (помимо естественной поверхности почвы и травянистой растительности), жители самостоятельно избавляются от опасных элементов.

Таким образом, результаты обследования позволяют сделать вывод, что в новых дворах мало растительности, много детей и дефицит укрытий от солнца (см. рис. 4), а в старых дворах - достаточно тени, но мало оборудования для детских игр (см. рис. 3), и оно часто является морально и физически устаревшим, изношенным и нередко поломанным.

Необходимо отметить, что детские игровые зоны существуют также и в учреждениях для временного пребывания детей, то есть в детских садах и некоторых детских клубах и кружках, в которых предусмотрены прогулки и игры на свежем воздухе. Вход на территорию таких учреждений для посторонних обычно закрыт, сами участки огорожены, при этом оборудование, находящееся на их территории, предназначено для дошкольников.

Менее распространены, но набирают популярность частные дворы жилых домов с пропускным режимом и контролем. На территории детских площадок таких домов невозможно попасть без специального ключа или электронной карты, а это значит, что лишь дети жителей этих дворов могут воспользоваться размещенным на этих территориях оборудованием.

В процессе полевого обследования также была выявлена определенная неравномерность в возрастной дифференциации и зонировании площадок. В процессе активного строительства новых жилых домов и детских площадок в их дворах больше всего места выделяется для детей школьного возраста, немного места - для дошкольников, и меньше всего - для подростков, при этом в основном для тех, кто увлечен спортом. При этом оставшиеся менее спортивные и более закрытые подростки вынуждены искать себе другое ме-

сто для времяпрепровождения: как правило, на улице или вовсе оставаться дома.

На основе полученных в результате проведенных исследований данных в дальнейшем планируется создание атрибутивной и картографической базы данных [18-20] специализированной географической информационной системы [2123] (с возможностью 3D-моделирования [24; 25]) с информацией по детским площадкам на территории г. Саранска, а также геоинформационно-картографических материалов, доступных для большого круга пользователей. Они могут найти широкое применение не только в работах по повышению степени комфортности [26-30] и устойчивости [31-34] городской среды, доступности и обеспеченности для населения элементами социальной инфраструктуры [23; 26; 28], но и в качестве инструмента поддержки принятия решений в городском планировании и развитии [24; 25; 33; 35].

Анализ полученных материалов позволяет установить общее количество детских игровых площадок на территории г. Саранска, выявив особенности их пространственного распределения по частям, районам, микрорайонам и жилым массивам города, а также получить информацию о возрастных ограничениях на каждой игровой площадке. Эти данные могут помочь городским властям определить степень равномерности распределения игровых зон и удовлетворенности потребностей детей возрастных категорий, что позволит выявить необходимость сооружения новых детских площадок в тех районах, где был обнаружен их недостаток, а также ремонта и реконструкции находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии. Помочь решению данных проблем могут дополнительные исследования и картографирование плотности детских игровых площадок, выполненные по ранее отработанной методике картографирования объектов социальной инфраструктуры [26-28; 30; 31; 33]. Планируется масштабирование данного проекта до уровня муниципального образования городской округ Саранск (включающего, кроме собственно г. Саранска, еще 3 городских и 13 сельских поселений с общей площадью в 394,3 км2), муниципальных районов и всей территории Республики Мордовия.

Естественные и точные науки •

Natural and Exact Sciences •••

Список источников

References

1. Саранск. Генеральный план: материалы по обоснованию проекта. URL: https://pandia.ru/ text/78/395/68594.php?ysclid=ljy1dge1lh2319553 45 (дата обращения: 18.02.2023).

2. Артемьева О. В., Позднякова Н. А., Гневашев Ф. А. Применение методов геоинформационного картографирования для урбанизированных территорий с использованием данных дистанционного зондирования // Геоинформатика. 2022. № 3. С. 414. DOI: 10.47148/1609-364X-2022-3-4-14. EDN: MWWZTL

3. Кустов М. В., Тесленок С. А., Батин Д. А. Применение материалов аэрофотосъемки для изучения рельефа агроландшафтов (на примере территории городского округа Саранск Республики Мордовия // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2022. Т. 16. № 1. С. 76-85. DOI 10.31161/1995-0675-2022-16-1-76-85. EDN: AICXZW

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Пашков С. В., Мажитова Г. З., Тесленок С. А. Картографирование агроландшафтов колочной лесостепи на основе геоинформационных технологий и дистанционного зондирования Земли // Географический вестник. 2021. № 1 (56). С. 162-172. DOI: 10.17072/2079-7877-2021-1-162-172. EDN: YHIFBO

5. Яндекс.Карты. URL: https://yandex.ru /maps/geo/saransk/53105244/?ll=45.175620%2 C54.206400 &z=12 (дата обращения: 18.02.2023).

6. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. / науч. ред. пер. на рус. яз. Т. В. Прохоренко. СПб: Питер, 2008. 940 с.

7. Грашин А. А. Дизайн детской предметно-развивающей среды: учеб. пособие. М.: Архитекту-ра-С, 2008. 296 с.

8. Ибрагимов И. А., Козюк Н. Б. Архитектурное проектирование детской игровой площадки для увлекательных игр: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. 95 с. EDN: QDTCSA

9. Ткачев В. Н. Архитектурный дизайн: функциональные и художественные основы проектирования: учебное пособие. Москва: Архитектура-С, 2006. 350 с.

10. Корепанова-Котляр И. А., Соколова М. В. Детская площадка как феномен детской субкультуры // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 153166. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-2-153-166. EDN:YUPYKB

11. Новикова Г. А., Лизунова С. Н. Детская игровая площадка: методические указания. Алматы: КазГАСА, 2004. 29 с.

12. Грашин А. А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды: учебное пособие. Москва: Архитектура-С, 2004. 232 с.

13. Смирнова Е. О., Котляр И. А., Соколова М. В., Шеина Е. Г. Детская площадка в контексте культурно-исторической психологии // Культурно-

1. Saransk. General plan: materials on the project justification. URL: https://pandia.ru/text/78/395/ 68594.php?ysclid=ljy1dge1lh231955345 (accessed 18.02.2023). (In Russ).

2. Artemyeva OV, Pozdnyakova NA, Gnevashev FA. Application of geoinformation mapping methods for urbanized territories using remote sensing data. Geoinformatika. 2022(3):4-14. (In Russ). DOI: 10.47148/1609-364X-2022-3-4-14. EDN: MWWZTL

3. Kustov MV, Teslenok SA, Batin DA. Aerial photography materials in the study of the agricultural landscapes relief (territory of Saransk Urban District, the Republic of Mordovia). Dagestan State Pedagogical University. Journal. Natural and Exact Sciences. 2022;16(1):76-85. (In Russ). DOI 10.31161/1995-0675-2022-16-1-76-85. EDN: AICXZW

4. Pashkov SV, Mazhitova GZ, Teslenok SA. Mapping of Agricultural Landscapes of The Outlier Forest-Steppe Based on Geoinformation Technologies and Remote Sensing of the Earth. Geographical Bulletin. 2021(1(56):162-172. (In Russ). DOI: 10.17072/2079-7877-2021-1-162-172. EDN: YHIFBO

5. Yandex.Maps. URL: https://yandex.ru /maps/geo/saransk/53105244/?ll=45.175620% 2C54.206400 &z=12 (accessed 18.02.2023). (In Russ).

6. Craig G., Bokum D. Human development. 9th ed. / Transl by Prokhorenko TV. St. Petersburg: Piter, 2008:940. (In Russ).

7. Grashin AA. Design of a children's subject-developing environment: a textbook. Moscow: Arkhitectura-S, 2008:296. (In Russ).

8. Ibragimov IA, Kozyuk NB. Architectural design of a children's playground for exciting games: a textbook. Yekaterinburg: Ural University, 2019:95. (In Russ). EDN: QDTCSA

9. Tkachev VN Architectural design: functional and artistic foundations of design: a textbook. Moscow: Arkhitectura-S, 2006:350. (In Russ).

10. Korepanova-Kotlyar IA, Sokolova MV. Playground as a phenomenon of children's subculture. Educational Studies. Moscow. 2017(2):153-166. (In Russ). DOI: 10.17323/1814-9545-2017-2153-166. EDN: YUPYKB

11. Novikova GA, Lizunova SN. Children's playground: guidelines. Almaty: KazGASA, 2004:29. (In Russ).

12. Grashin AA. Design methodology for the elements of the subject environment: a textbook. Moscow: Arkhitectura-S, 2004:232. (In Russ).

13. Smirnova EO, Kotlyar IA, Sokolova MV, Sheina EG. Playground in the context of cultural-historical psychology. Cultural-Historical Psychology. 2016. T;12(3):269-279. (In Russ). DOI: 10.17759/chp.2016120316. EDN: XAMPEP

историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 269279. DOI: 10.17759/chp.2016120316. EDN: XAMPEP

14. ГОСТ P 52167-2012. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качелей. Общие требования: дата введения 01.01.2013. М.: Стан-дартинформ, 2013. 16 с.

15. ГОСТ P 52168-2012. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний горок: дата введения 01.01.2013. Москва: Стандартинформ, 2013. 15 с.

16. ГОСТ P 52169-2012. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования: дата введения 01.07.2013. М.: Стандартинформ, 2014. 45 с.

17. СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий: дата введения 06.17.2017. Москва: Стандартинформ, 2017. 28 с.

18. Карпова И. П. Базы данных: учебное пособие. М.: Московский гос. ин-т электроники и математики, 2009. 117 с.

19. Электронные картографические базы данных. URL: https://topogis.ru/elektronnyye-kartograficheskiye-bazy-dannykh.php (дата обращения: 18.02.2023).

20. Козлова О. О. Калашникова Л. Г. Создание электронных топонимических карт территории Мордовии // Огарев-online. 2016. № 16 (81). C. 3. EDN:XABXDT

21. Журкин И. Г., Шайтура С. В. Геоинформационные системы: учебное пособие. М.: КУДИЦ-Пресс, 2009. 272 с.

22. Тесленок К. С. Создание геоинформационного проекта и его использование в целях развития хозяйственных систем // Геоинформационное картографирование в регионах Poссии: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (Воронеж, 10-12 декабря 2015 г.). Саратов: Научная книга, 2015. С. 134-138. EDN: VNQWVL

23. Калашникова Л. Г. Долгачева Т. А., Аникин В. В. Исследование инфраструктуры городов с использованием ГИС-технологий // Современная наука: теоретический и практический взгляд: материалы Международной научно-практической конференции: в 4-х частях. Ч. 4. (Тюмень, 15 апреля 2016 г.). Уфа, 2016. С. 297-300. EDN: VTJXYX

24. Ahmed F. C., Sekar S. P. Using three-dimensional volumetric analysis in everyday urban planning processes // Applied Spatial Analysis and Policy. 2014. Vol. 8, no. 4. P. 393-408. DOI: https://doi.org/10.1007/s12061-014-9122-2

25. Chundeli F. A. Using 3D GIS as a decision support tool in urban planning // The 10th International Conference. URL: https://www.researchgate.net/publication/3172027 04_Using_3D_GIS_as_a_Decision _Support _Tool_i n_Urban_Planning. DOI: 10.1145/

14. State Standard of the Russian Federation P

52167-2012. Children's playgrounds equipment and surfacing. Swing's safety of structure and test methods. General requirements: introduction date 01.01.2013. Moscow: Standartinform, 2013:16. (In Russ).

15. State Standard of the Russian Federation P

52168-2012. Children's playgrounds equipment and surfacing. Safety of structure and test methods for slides. General requirements: introduction date 01.01.2013. Moscow: Standartinform, 2013:15. (In Russ).

16. State Standard of the Russian Federation P

52169-2012. Children's playgrounds equipment and surfacing. Safety of structure and test methods. General requirements: introduction date 01.07.2013. Moscow: Standartinform, 2013: 45. (In Russ).

17. SP 82.13330.2016. Set of rules. Improvement of territories: introduction date 06.17.2017. Moscow: Standartinform, 2017:28. (In Russ).

18. Karpova IP. Databases: a textbook. Moscow: Moscow State University of Electronics and Mathematics, 2009:117. (In Russ).

19. Electronic cartographic databases. URL: https://topogis.ru/elektronnyye-kartograficheskiye-bazy-dannykh.php (accessed 18.02.2023). (In Russ)

20. Kozlova OO. Kalashnikova LG. Making Electronic Toponymic Maps of Mordovia Territory. Og-arev-online. 2016(16(81):3. (In Russ). EDN: XABXDT

21. Zhurkin IG, Shaitura SV. Geoinformation systems: a textbook. Moscow: KUDITs-Press, 2009:272. (In Russ).

22. Teslenok KS. Creation of a geoinformation project and its use for the development of economic systems. Geoinformation mapping in the regions of Russia: Proceedigs of the 7th All-Russian Scientific and Practical Conference (Voronezh, December 10-12, 2015). Saratov: Nauchnaya kniga, 2015:134-138. (In Russ). EDN: VNQWVL

23. Kalashnikova LG, Dolgacheva TA, Anikin VV. Research of urban infrastructure using GIS technologies. Modern Science: Theoretical and Practical View: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference: in 4 parts. Part 4. (Tyumen, April 15, 2016). Ufa, 2016:297-300. (In Russ). EDN: VTJXYX

24. Ahmed FC, Sekar SP. Using three-dimensional volumetric analysis in everyday urban planning processes. Applied Spatial Analysis and Policy. 2014;8(4):393-408. DOI: https://doi.org/10.1007/s12061-014-9122-2

25. Chundeli FA. Using 3D GIS as a decision support tool in urban planning. The 10th International Conference. URL: https://www. re-searchgate.net/publication/317202704_Using_3 D_GIS_as_a_Decision _Support_Tool_in_Urban_ Planning. DOI: 10.1145/3047273.3047360 (ac-

Естественные и точные науки ••• 27

Natural and Exact Sciences •••

3047273.3047360 (accessed 10.02.2023).

26. Аникин В. В., Долгачева А. С., Долгачева Т. А., Тесленок С. А. Картографирование плотности жилых помещений для оценки социальной инфраструктуры // Огарев-online. 2022. № 4 (173). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48651353 https://journal.mrsu.ru/arts/kartografirovanie-plotnosti-zhilyx-pomeshhenij-dlya-ocenki-socialnoj-infrastruktury (дата обращения: 18.05.2023). EDN: ODDJUT

27. Долгачева Т. А., Аникин В. В., Манухов В. Ф. Картографирование плотности застройки Пролетарского района городского округа Саранск // Русский инженер. 2018. № 2(59). С. 36-39. EDN: YAFBLV

28. Долгачева Т. А., Аникин В. В., Манухов В. Ф., Долгачева А. С. Картографирование обеспеченности населения детскими дошкольными учреждениями Ленинского района города Саранска // Геодезия и картография. 2020. Т. 81. № 5. С. 11-17. DOI: 10.22389/0016-7126-2020-959-5-11-17. EDN: PJVDTU

29. Семина И. А., Фоломейкина Л. Н. Оценка качества городской среды для жизнедеятельности населения и комфортности проживания (город -район - двор) // Мозаика городских пространств: экономические, социальные, культурные и экологические процессы: материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 27-29 ноября 2015 г.). Москва, 2016. С. 253-257. EDN: WASRTX

30. Тесленок С. А., Тесленок К. С., Долгачева Т. А., Скворцова М. А. Методы и способы графической визуализации результатов исследования социальной комфортности проживания населения // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 11. № 10. С. 125130. EDN: YLLTZT

31. Тикунов В. С., Цапук Д. А. Устойчивое развитие территорий: картографо-геоинформационное обеспечение. Москва; Смоленск, 1999. 173 с.

32. Кустов М. В., Логинова Н. Н., Семина И. А. Использование ГИС-технологий для обеспечения устойчивого развития городских территорий // Ин-терКарто. ИнтерГИС. 2004. Т. 10. С. 61-67. EDN: UUZXGP

33. Тесленок С. А., Куделькин С. А., Тесленок К. С. Геоинформационное картографирование основных показателей социально-экономического развития регионов Дальневосточного федерального округа // ИнтерКарто. ИнтерГИС. 2017. Т. 23. № 1. С. 38-50. DOI: 10.24057/2414-9179-2017-1-2338-50. EDN: ZIGDZR

34. Яковенко Н. В. Модель устойчивого развития и социально-экономический мониторинг города // Проблемы региональной экологии. 2010. № 3. С. 118-126. EDN: MUFLAV

35. Jauhari S. C. Emerging challenges and strategies for planning and urban development // ITPI. 2012. P. 13-17.

cessed 10.02.2023).

26. Anikin VV, Dolgacheva AS, Dolgacheva TA, Teslenok SA. Residential density mapping for assessing social infrastructure. Ogarev-online. 2022(4(173). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id =48651353https://journal.mrsu.ru/arts/kartografi rovanie-plotnosti-zhilyx-pomeshhenij-dlya-ocenki-socialnoj-infrastruktury (accessed 18.05.2023). (In Russ). EDN: ODDJUT

27. Dolgacheva TA, Anikin VV, Manukhov VF. Mapping the density of the Proletarian District of Saransk city. Russian Engineer. 2018(2(59):36-39. (In Russ). EDN: YAFBLV

28. Dolgacheva TA, Anikin VV, Manukhov VF, Dolgacheva AS. Mapping the population coverage with kindergartens' service in Leninsky District, Saransk, RF. Geodezia i Kartografia. 2020;81(5):11-17. (In Russ). DOI: 10.22389/0016-7126-2020-959-5-11-17. EDN: PJVDTU

29. Semina IA, Folomeikina LN. Assessment of the urban environment quality for the life of the population and comfort of living (city - district -yard). Mosaic of Urban Spaces: Economic, Social, Cultural and Environmental Processes: Proceedings of the All-Russian Scientific Conference (Moscow, November 27-29, 2015). Moscow, 2016:253257. (In Russ). EDN: WASRTX

30. Teslenok SA, Teslenok KS, Dolgacheva TA, Skvortsova MA. Methods and means of graphical visualization research results social comfort of the population living. Actual Issues of the Humanities and Socio-Economic Sciences. 2017;11(10):125-130. (In Russ). EDN: YLLTZT

31. Tikunov VS, Tsapuk DA. Sustainable development of territories: cartographic and geoinfor-mation support. Moscow; Smolensk, 1999:173. (In Russ)

32. Kustov MV, Loginova NN, Semina IA. The use of GIS technologies to ensure the sustainable development of urban areas. InterCarto. InterGis. 2004;10:61-67. (In Russ). EDN: UUZXGP

33. Teslenok SA, Kudelkin SA, Teslenok KS. Geoinformation mapping of the main indicators of socio-economic development in the regions of the Far Eastern Federal District. InterCarto. InterGis. 2017;23(1):38-50. (In Russ). DOI: 10.24057/2414-9179-2017-1-23-38-50. EDN: ZIGDZR

34. Yakovenko NV. The model of sustainable development and socio-economic monitoring of the city. Issues of Regional Ecology. 2010(3):118-126. (In Russ). EDN: MUFLAV

35. Jauhari S. C. Emerging challenges and strategies for planning and urban development. ITPI. 2012:13-17.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Вавакина Анна Александровна, студентка, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева, Саранск, Россия, orydocuments@gmail.com, https://orcid. org/0009-0003-8664-9176

Калашникова Лариса Геннадьевна. кандидат географических наук, заведующий кафедрой геодезии, картографии и геоинформатики, институт геоинформационных технологий и географии, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, Саранск, Россия, lar_ka73@mail.ru, https://orcid. org/0000-0002-1905-635X

Тесленок Сергей Адамович, кандидат географических наук, доцент Высшей экологической школы, Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск, Россия, teslserg@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6691-3724

Щербинкина Елена Васильевна, старший преподаватель кафедры художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева, Саранск, Россия, 4elena-13-911@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3354-8390

Критерии авторства

Вавакина А. А. - сбор, анализ и систематизация аналитической информации; фотодокументирование, обмеры, изучение установленного оборудования, фиксация его состава; Калашникова Л. Г. - разработка концепции и структуры статьи; подготовка данных дистанционного зондирования; оформление рукописи и библиографии; редакторская правка; Тесленок С. А. - разработка методологии; организация полевого обследования; подготовка геоинформационно-картографических материалов; оформление рукописи и библиографии, редакторская правка; Щербинкина Е. В. -постановка цели и задач исследования, разработка методологии.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 24.02.2023. Одобрена после рецензирования 28.02.2023. Принята к публикации 22.03.2023.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations

Anna A. Vavakina, student, Faculty of Pedagogical and Art Education, M. E. Evseviev Mordovia State Pedagogical University, Saransk, Russia, or-ydocuments@gma il.com, https://orcid .org/0009-0003-8664-9176

Larisa G. Kalashnikova, Ph.D. (Geography), Head of the Department of Geodesy, Cartography and Geoinformatics, Institute of Geoinformation Technologies and Geography, National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia, lar_ka73@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1905-635X

Sergey A. Teslenok, Ph.D. (Geography), Associate Professor, Higher Ecological School, Yugra State University, Khanty-Mansiysk, Russia, teslserg@ mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6691-3724

Elena V. Sherbinkina, Senior Lecturer, Department of Art and Music Education, M. E. Evseviev Mordovia State Pedagogical University, Saransk, Russia, 4elena-13-911@yandex.ru, https://orcid. org/0000-0003-3354-8390

Contribution of the authors

Vavakina A. A. - collection, analysis and system-atization of analytical information; photo documentation, measurements, study of installed equipment, fixing its composition; Kalashnikova L. G. - development of the article concept and structure; preparation of remote sensing data; design of the manuscript and bibliography; editorial editing; Teslenok S. A. - development of methodology; organization of field survey; preparation of geoinformation and cartographic materials; design of the manuscript and bibliography, editorial editing; Sherbinkina E. V. -setting aims and objectives of the study, development of methodology.

Conflict of interest

The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 24.02.2023. Approved after reviewing 28.02.2023. Accepted for publication 22.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.