УДК 622.23.05
И.В. Воскресенский
АНАЛИЗ РАБОТЫ ПОГРУЗОЧНЫХ И РАЗГРУЗОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ В ГОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Современный период развития техники характеризуется разработкой и внедрением сложных технических систем и комплексов.
Под сложностью обычно понимается сложенность системы из отдельных элементов и процесс их взаимодействия. Взаимодействие элементов и их свойства изменяются во времени. Сложность системы определяется не столько количеством элементов, сколько количеством связей между самими элементами, между системой и средой.
Сложные динамические системы являются существенно нелинейными системами, математическое описание которых на современном этапе не всегда возможно.
В процессе эксплуатации возникает потребность в периодическом обслуживании, цель которого сохранить способность системы выполнять свои функции. На основании информации о поведении системы организуется управление её состоянием, с учетом результатов которого корректируется последующее управление системой.
В предлагаемой работе анализируется поведение сложных систем, к которым относятся погрузочно-разгрузочные комплексы в горной промышленности, и их элементов. На практике реализация полученных результатов приведет к анализу и синтезу структуры комплекса с позиций системного подхода.
Основная задача анализа эксплуатации погрузочно-разгрузочных комплексов состоит в научном прогнозировании его состояний и выработке с помощью специальных моделей и математических методов рекомендаций по организации их эксплуатации. На рис. 1 и 2 представлены обобщенные схемы погрузочных и разгрузочных комплексов, применяемых в горной и горно-перерабатывающей промышленности.
На основании структурного анализа комплексов погрузки и разгрузки и их содержательного описания разработаны параметрические модели в соответствии с целями формирования и функционирования комплекса. Поведение системы характеризуется показателями: числом и последовательностью технологических операций в системе; структурой системы; техническими параметрами элементов системы, как материальных объектов.
Основные параметры комплекса: Qг, и Qc - годовой и суточный грузопоток по прибытию; млн.тонн; М интервал поступления подвижного состава в систему; Хм - интенсивность поступление маршрутов или автомобилей под выгрузку (погрузку); Рзп -вероятность занятости путей и маневровых площадок на фронте выгрузки (аналогичные параметры характеризуют параметры фронтов погрузки); Ъ/р - время, необходимое для работы с вагонами или автомобилями до
Рис. 1. Общая структура комплекса по погрузке массовых грузов
подачи на грузовой фронт; Ропп - вероятность отсутствия подвижного состава для погрузки или разгрузки; {выфОГ) - время выгрузки ( погрузки) подвижного состава на грузовом фронте; Рзгр - вероятность занятости грузового фронта подвижным составом; ЕОс - ёмкость оперативного склада; ЕО - ёмкость основного склада; Рзс
- вероятность того, что склад заполнен; ХскО и Хск - интенсивность поступления грузов на оперативный и основной склады с производства и грузового фронта; М - число каналов обслуживания подвижного состава; /
- число технологических операций с грузом и подвижным составом в системе; пО и щ - число различных типов машин, механизмов и устройств в системе и на каждой технологической операции; 2^ - часовая техническая производительность машин и механизмов; Тп - обобщенная надежность машин, механизмов и устройств в системе; Квр - режим использования комплекса по времени.
Процессы грузопереработки в комплексах являются стохастическим как в части поступления (отправления) грузов, так и в части обслуживания
Рис. 2. Общая структура комплекса по выгрузке массовых грузов
автомобилей и вагонов в системе. Поэтому для исследования процессов, протекающих в них, применимы методы исследования операций, в частности: теория вероятности и математической статистики, теория массо-
вого обслуживания, теория надежности, имитационное моделирование.
Для исследования работы комплексов применена теория надежности. При расчете структуры системы методами теории надежности необходимо
учитывать ее особенности. Одна из главных особенностей системы - территориальная разобщенность и техническая автономность устройств, машин и механизмов, составляющих систему.
Все отказы системы, т.е. причины остановки процесса погрузки или разгрузки, по природе возникновения могут быть техническими или технологическими. Технологические отказы - это остановка производительного процесса, связанная с выполнением в системе вспомогательных функций по погрузке-выгрузке грузов.
Модель комплексов для целей расчета надежности представляется в виде блок-схемы. Блок-схема системы показывает схематически обозначенную взаимосвязь между отдельными устройствами и механизмами системы, выполняющими определенные технологические операции процесса.
Модель комплекса разрабатывается на стадии формализации задачи и должна обладать следующими свойствами: независимостью результатов решения от конкретного физического истолкования смысла элементов этой модели, содержательностью, дедуктивностью.
Важным для теории надежности является случай, когда:
F(t) = 1 - e~M; f(t) = A- e q(t) = ц •e
-X.
G() = 1 - e
-U •
(1)
где X - интенсивность отказов; д интенсивность восстановления. Принимая надёжность комплекса
X
ц
■ + ■
X + ц X + ц
e
(2)
а вероятность
(3)
Р( + т) = e ~л(+Т = e ~Лт р()
получаем вероятность безотказной работы на заданном участке (, t + т):
P(t + т) =
ц
+ ■
X
-
(4)
Величины X и ц для стационарного процесса при t вычисля-
ются по формулам:
X = = const; ц = — = const. (5)
Тср Т в
Величины ТСр и тв для элементов
системы определяются в результате математической обработки хроно-метражных наблюдений.
Надежность Яго последовательных
(основных) систем оценивается по зависимости:
(6)
i=1
При простейшем потоке отказов:
-^т! +Xd)t j-.—(X т2 + Xo2 )-t
• e
• • •
exp
- t| т + С
(7)
Надежность Ягр резервированных
подсистем зависит от количества резервирующих элементов (при Тс! < 1):
Кг. =
1 -П (1 - e-X ')
1 _
min[l,(m + 1) • e-Xcit ]
(8)
Общей формулы для расчета показателей надежности комбинированной структуры нет, так как конфигурация структур модулей может быть самой разнообразной. Комплексы, имеющие комбинированные структуры, могут быть приведены к основным после первого этапа деления на простые (основные) подсистемы.
-XT
e
-(X тп + Xcn И
1
1
X
к ■ Р
0,10 -
Рис. 3. Плотность распределения времени безотказной работы(А) и восстановления работоспособности (Б)
0,08 -
0,06
0,04 -
0,02 -
,мин
Исследование надёжности работы реальных комплексов приводились на крупных горно-обогатительных комплексах (Коршуновском и Соколов-ско-Сарбайском ГОК), на угольных обогатительных фабриках (ЦОФ «Сибирь», Беловская, Осинниковская), на тепловых электростанциях (Томусин-ская, Беловская, Назаровская, Новосибирская и др.).
Исследованы комплексы: погрузки сыпучих (угля) материалов - с бункерной погрузкой, с полубункерной и без-бункерной погрузкой; с экскаваторной (грейферной) погрузкой; выгрузки сыпучих (угля) материалов - с различными видами вагоноопрокидывателей; с эс-
такадой с емкостными и безъемкостными приемными устройствами; с повышенным путем. Объем исходной информации, необходимой для получения моделей взаимодействия между элементами, рассчитывается по методикам планирования эксперимента.
Как показали исследования, надежность работы комплексов подчиняется экспоненциальному (реже другим) законам распределения как в части интенсивности отказов, так и в части в восстановления. На рис. 3 приводится пример плотности распределения времени безотказной работы (А) и времени восстановления (Б) комплекса вагоноопрокидывателя.
Показатели надежности и часовой производительности комплекса вагоноопрокидывателя
Блок-схема Надежность Яп
Вс] В] ваг/час
1. Основная блок-схема 0,894 0,713 0,637 17,20
2. Системное резервирование 0,868 1,000 0,868 23,44
3. Резервирована только ПН 0,931 0,843 0,785 21,19
4. Резервирована группа (ВРС - Р - Б ) 1,000 0,699 0,699 18,87
5. Резервирована только ЁУ 1,000 0,651 0,651 17,58
6. Резервирован только К 0,698 1,000 0,698 18,85
7. Резервирован только С 1,000 0,656 0,656 17,71
8. Полное поэлементное резервирование элементов комплекса 1,000 0,995 0,995 26,86
Как показывают исследования, около 80 % времени отказов приходится на технологические, т.е. выполнение вспомогательных операций, несовместимых с выполнением главных
функций комплекса. Следовательно, на производительность комплекса можно влиять, управляя его структурой.
На рис. 4 приведены возможные структуры комплекса вагоноопроки-
дывателя, а табл. 1 - показатели надежности и производительности для каждой из структур.
Как видно из таблицы, производительность комплексов в значительной степени зависит от их структуры, что позволяет организационно-техническими мерами влиять на их производительность, не меняя количества кана-
лов обслуживания, т.е. производительность комплексов (в примере -вагоноопрокидывателя) может увеличиваться за счет развития их периферии, а не за счет увеличения их количества, что обусловливает экономическую целесообразность развития периферии основных механизмов комплексов. ШИЗ
— Коротко об авторах-----------------------------------------------------
Воскресенский Игорь Владимирович - аспирант, инженер, Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецк.
---------------------------------- © И.В. Воскресенский, 2007
УДК 622.23.05
И.В. Воскресенский
ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ ПОГРУЗОЧНЫХ И РАЗГРУЗОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ В ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Объектом исследования является погрузочный или разгрузочный комплекс, представляющий собой совокупность машин, механизмов и устройств, территориально разобщенных и технически автономных, связанных выполнением единого технологического процесса погрузки или
разгрузки массовых навалочных грузов. В общем виде комплексы состоит их трех подсистем: подсистема подачи порожнего подвижного состава; подсистема подачи груза к месту погрузки; подсистема выхода груженого подвижного состава (для погрузочных систем); для разгрузочных - подсис-