Научная статья на тему 'Анализ работ в области повышения эффективности транспортно-экспедиционного обслуживания'

Анализ работ в области повышения эффективности транспортно-экспедиционного обслуживания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
514
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наумов В. С.

Проведен анализ работ в области повышения эффективности транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО) предприятий и организаций. Предложена классификация подходов к повышению эффективности ТЭО. Выделены перспективные направления исследований в области повышения эффективности ТЭО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ работ в области повышения эффективности транспортно-экспедиционного обслуживания»

УДК 656.788

Проведен анализ работ в области повышения эффективности транс-портно-экспедиционного обслуживания (ТЭО) предприятий и организаций. Предложена классификация подходов к повышению эффективности ТЭО. Выделены перспективные направления исследований в области повышения эффективности ТЭО

АНАЛИЗ РАБОТ В ОБЛАСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

В.С.Наумов

Доцент кафедры транспортных технологий Харьковский национальный автомобильно-дорожный

университет

ул. Петровского, 25, г. Харьков, Украина, 61002.

Контактный тел.: (057) 707-37-20 e-mail: naumov-vs@mail.ru

1. Введение

Современное состояние ТЭО в Украине характеризуется наличием острой конкуренции на рынке транс-портно-экспедиционных услуг (ТЭУ). Анализ практической деятельности транспортно-экспедиционных предприятий (ТЭП) показал, что при ТЭО применяются научно необоснованные, и как следствие, неэффективные и неконкурентоспособные технологии обслуживания заказчиков [1]. Последнее объясняется отсутствием методических рекомендаций по организации ТЭО в условиях рыночных отношений. Деятельность украинских экспедиторов сосредоточена в основном на сегменте рынка международных перевозок, что не может положительно отразиться на состоянии внутреннего рынка транспортного обслуживания населения и организаций. Приведенные положения обуславливают необходимость анализа существующих методов повышения эффективности ТЭО для определения направлений их усовершенствования и дальнейшего развития.

мизации данного процесса, и соответственно, повышении его эффективности.

В учебном пособии [2] рассмотрены некоторые вопросы оптимизации ТЭО: методика выбора рациональной формы организации ТЭО, методика определения целесообразности использования автомобильного и железнодорожного видов транспорта, модель выбора оптимального уровня концентрации ТЭО, модель выбора эффективной стратегии при обслуживании потребителей транспортных услуг.

В [3] рассматриваются методика оценки экономическая эффективности инвестиций в ТЭО, методы оценки факторов экономической эффективности ТЭО, а также методы определения эффективности новых видов ТЭО. Оценка эффективности инвестиций в ТЭО позволяет получить сравнительные характеристики различных вариантов организации процесса ТЭО, однако при этом рассматривается в большей части экономическая и инвестиционная привлекательность конкретного предприятия, а не технологического процесса.

2. Анализ публикаций

В большинстве учебных изданий в области транспорта и логистики рассматриваются возможные технологические схемы осуществления ТЭО, однако ничего не говорится о возможных подходах к опти-

3. Цель и постановка задачи

Целью работы является определение перспективных направлений повышения эффективности ТЭО. Объектом исследования является процесс ТЭО предприятий и организаций, а предметом - методы, ис-

пользующиеся для повышения его эффективности. Для достижения цели исследования анализируются современные научные работы в области повышения эффективности ТЭО.

4. Анализ работ в области повышения эффективности _ТЭО_

Одной из первых научных работ в области совершенствования ТЭО населения является диссертация [4]. Основное содержание работы составляет методика разработки текущего плана работы ТЭП, а также оценка на перспективу численности работников и автомобильного парка. При расчёте объёмных показателей плана под объёмом реализации услуг понимается доход ТЭП (рассчитывается как сумма произведений количества услуг на соответствующие доходные ставки). Далее предлагаются линейные зависимости количества рабочих, количества автомобилей от доходов, полученные на основании корреляционного анализа. Прогнозные модели являются трендовыми уравнениями низших порядков, что не может обеспечить достаточного уровня точности, поскольку такие трендовые модели позволяют оценить лишь тенденции изменения прогнозируемых показателей. Предлагаемый подход основан на использовании при расчётах нормативных значений доходных ставок по конкретным видам экспедиторских услуг, что, конечно, не применимо в условиях рынка (так как доходные ставки являются показателями ненормированными). Кроме того, использование линейных моделей для обоснования потребного количества рабочих и подвижного состава на основании размера доходных ставок приводит к значительной погрешности в прогнозах, поскольку, очевидно, зависимость между этими показателями более сложная.

В работе [5] разрабатываются система показателей и методика расчёта обобщенного уровня качества транспортно-экспедиционных услуг. В качестве критерия для оценки уровня качества предлагается средневзвешенное геометрическое значение по 4 частным показателям: полнота ТЭУ, своевременность выполнения услуг, уровень организации перевозок, качество труда. Однако в работе не обосновывается данный вид критерия, хотя на практике используются среднеарифметические показатели и показатели, представляющие собой сумму произведений частных критериев и соответствующих весовых коэффициентов. В качестве основного инструмента повышения качества ТЭО в работе рассматривается стимулирование рабочих на основании дифференцированных премий. Для расчёта размера премий предлагается использовать линейные модели зависимости от процента выполнения плана переработки грузов. Очевидно, что использование таких моделей в условиях рыночных отношений не является возможным.

Экономико-математическая модель оптимизации процесса ТЭО с использованием в качестве критерия оптимальности суммарных затрат разработана в работе [6]. Предполагается детерминированная постановка задачи оптимизации форм ТЭО, при чём рассматривается две её модификации: ресурсные ограничения в модели отсутствуют, присутствуют ограничения

на технологическую связанность групп допустимых операций ТЭО. Предлагаемая модель представляет собой модификацию транспортной задачи с использованием в качестве целевых элементов удельных затрат на выполнение операций, а оптимальный вид ТЭО представляет собой матрицу закрепления транс-портно-экспедиционных операций за исполнителями - участниками процесса ТЭО. Сложность использования такого подхода состоит в необходимости предварительного расчёта стоимости операций по исполнителям, что труднореализуемо в современных условиях работы экспедиторов. Кроме того, данная методика не учитывает стохастический характер транспортного процесса.

В [7] оптимизацию процесса ТЭО при контейнерных перевозках предлагается осуществлять за счёт маршрутизации перевозочного процесса и выбора оптимальной периодичности планирования маршрутов. При этом выбор маршрутов проводится по критерию минимума времени оборота автомобиля. Однако очевидно, что не всегда минимум времени оборота позволяет максимизировать эффективность процесса ТЭО, а оптимизация маршрутов перевозки грузов является лишь одним из частных направлений повышения эффективности ТЭО.

В работе [8] предложены механизм анализа эксплуатационной деятельности ТЭП для оценки качества ТЭО. Для повышения эффективности ТЭО в Украине автор предлагает создать специализированное государственное акционерное общество, при этом предполагается централизованное управление работой транспортных предприятий. Предлагаемая в работе схема анализа эксплуатационной деятельности фактически является анализом влияния основных технико-эксплуатационных показателей на годовую производительность предприятия. Такой подход не позволяет в полной мере оценить качество предоставления экспедиторских услуг, так как учитывается лишь комплекс транспортного обслуживания.

Взаимосвязь между показателями конкурентоспособности ТЭП и его потенциальными возможностями создания логистических систем устанавливается в [9]. В работе также предлагается методика анализа соответствия структуры управления ТЭП эффективному функционированию логистической системы, основанная на использовании аппарата экспертных систем. Т.е. основное внимание уделяется повышению эффективности ТЭО за счёт рационализации структуры управления ТЭП, при чём не учитывается производственная и техническая база предприятий.

В [10] разработана математическая модель ТЭП как многокритериальной разомкнутой системы массового обслуживания с отказами и приоритетами. Автором предлагается критерий эффективности работы ТЭП с учётом конкурентоспособности и стратегии поведения на рынке. В качестве основного направления повышения эффективности ТЭО выделяется разработка оперативного плана перевозок на основании имитационного моделирования, при чем критерием эффективности является прибыль с учётом вероятностей безотказной работы и отказа от конкретного варианта технологической схемы. Преимуществом работы [10] является принятие решения на основании результатов

имитационного моделирования, что даёт возможность учета дополнительных факторов путем корректировки модели. Однако разработанная автором модель является частной и может быть использована только для повышения эффективности ТЭО при международных перевозках.

Работа [11] также является частной и направлена на совершенствование подходов к стратегическому и тактическому планированию работы ТЭП, а также к повышению качества услуг международного экспедирования при мультимодальных перевозках. Значимость параметров качества услуг, а также критерии сегментации потребителей определяются на основании методологии экспертных оценок. В целом работа носит теоретический и описательный характер, отсутствуют математические оптимизационные модели.

Повышение эффективности ТЭО на железнодорожном транспорте автор работы [12] предлагает осуществлять за счёт прогнозирования спроса на перевозку, установления экономически целесообразной сферы деятельности ТЭП, выбора варианта концентрации грузовой работы на станциях. В работе получены зависимости для прогнозирования объёмов спроса на ТЭУ, а также доходов и прибыли ТЭП, однако предлагаемые модели являются трендовы-ми уравнениями третьей степени (при чём величина степени полинома не обосновывается). Кроме того, все прогнозные модели основаны на значении максимально возможного спроса на перевозку, определение которого является процессом довольно трудоёмким, а результат - неточным. При расчёте экономически целесообразной сферы деятельности ТЭП использованы допущения о параболической зависимости изменения доходов и затрат от объёма спроса, что также не обосновывается.

В целом, существующие работы можно классифицировать следующим образом:

1) по рассматриваемому виду сообщения:

- городские и пригородные перевозки (работы [4, 8]);

- междугородние перевозки (работы [5-7, 9]);

- международные перевозки (работы [10-12]);

2) по типу оптимизируемых критериев:

- экономические показатели (работы [4, 6, 10, 12]);

- технологические показатели (работы [5, 7, 8]);

3) по количеству критериев оптимизации:

- многокритериальные подходы (работы [5, 9, 10, 12]);

- однокритериальные подходы (работы [4, 6-8]);

4) по возможности учёта неопределенности:

- учитывающие наличие неопределенности при организации процесса ТЭО (работа [10]);

- основанные на детерминированных моделях (работы [4-9, 11, 12]).

5. Выводы

Проведенный анализ работ в области повышения эффективности ТЭО позволяет выделить следующие недостатки существующих подходов: большинство работ направлено на повышение конкурентоспособности ТЭП, однако в них напрямую не учитывается наличие конкуренции на рынке ТЭО; кроме того, существующие работы направлены на решение частных

задач и характеризуются отсутствием комплексного подхода.

Таким образом, в настоящее время необходимы разработка новых и адаптация к условиям рыночных отношений существующих методов и моделей повышения эффективности ТЭО. В данной области можно выделить следующие наиболее перспективные направлениями научных исследований:

- разработка комплексных показателей оценки эффективности ТЭО;

- разработка рациональных схем комплексного ТЭО предприятий и организаций;

- определение оптимальных стратегий функционирования ТЭП на рынке транспортных услуг.

Литература

1. Нагорный Е.В. Современное состояние украинского рынка транспортно-экспедиционных услуг и пути его реформирования // Вестн. Харьк. нац. автомоб.-дор. унта.: Сб. науч. тр. - Х., 2003. - Вып. 23. - С. 39 - 42.

2. Нагорний 6.В., Рибанов Г.Л., Черниш Н.Ю. Основи транспортно-експедицшного обслуговування тдпри-емств, оргашзацш та населення: Навчальний поабник.

- Х.: ХНАДУ, 2002. - 106 с.

3. Сханова С.Э., Попова О.В., Горев А.Э. Транспортно-экс-педиционное обслуживание: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2005. - 432 с.

4. Гойхман И.М. Методика совершенствования планирования и прогнозирования транспортно-экспедиционного обслуживания населения. - Автореф. дис. на соискание уч. степ. канд. экон. наук. - Ленинград: Ленингр. инж.-эк. ин-т им. П. Тольятти, 1975. - 27 с.

5. Колоскова Л.И. Повышение качества транспортно-экс-педиционной работы грузовых автомобильных станций.

- Автореф. дис. на соискание уч. степ. канд. экон. наук.

- М.: Моск. ин-т упр-ия им. С. Орджоникидзе, 1987. - 19 с.

6. Флорова А.Т. Совершенствование системы транспортно-экспедиционного обслуживания в крупных транспортных центрах. - Автореф. дис. на соискание уч. степ. канд. экон. наук. - М.: Моск. автомоб.-дор. ин-т, 1991. - 18 с.

7. Козырь С.А. Повышение эффективности транспортного процесса перевозок контейнеров при транспор-тно-экспедиционном обслуживании. - Автореф. дис. на соискание уч. степ. канд. экон. наук. - К.: Киев. ин-т инженеров гражд. авиации, 1993. - 27 с.

8. Артеменко А.Н. Совершенствование транспортно-экс-педиционного обслуживания предприятий и организаций (на примере автомобильного транспорта общего пользования Украины). - Автореф. дис. на соискание уч. степ. канд. экон. наук. - К.: Киев. ин-т инженеров гражд. авиации, 1993. - 19 с.

9. Явддев С.О. Лопстика в керуванш господарськими тд-приемствами (на приклад1 транспортно-експедиторських компанш). - Автореф. дис. на здобуття наук. ступ. канд. екон. наук. - Одеса: Одеськ. держ. екон. ун-т, 1998. - 17 с.

10. 1ванов Д.В. Пщвищення надшност транспортного обслуговування при здшсненш експедицшно! дiяльностi (на приклад1 мiжнародних автомобшьних перевезень).

- Автореф. дис. на здобуття наук. ступ. канд. техн. наук.

- К.: Нац. трансп. ун-т, 2002. - 20 с.

11. Стваковський С.В. Маркетингове забезпечення послуг мiжнародного експедирування в Укршш. - Автореф.

дис. на здобуття наук. ступ. канд. екон. наук. - К.: бвро-пейськ. ун-т, 2005. - 20 с.

12. Щербина Р.С. Розробка методiв оргашзацй транспортно-експедицшного обслуговування зашзниць. - Автореф. дис. на здобуття наук. ступ. канд. техн. наук. - Х.: Харк. нац. акад. мюьк. господарства, 2007. - 17 с.

УДК 519.714

Розглянутi питання, пов'язат з можлив^тю розробки ефективних алгоритмiв управлтня для такого складного об'екту як брагорек-тифшацшна установка. Описана в статтi концепщя може бути вико-ристана при розробщ алгорит-мiв управлтня для широкого кола складних хiмiко-технологiчних об'eктiв.

КОНЦЕПТУАЛЬН1 ОСНОВИ ПОБУДОВИ

СЦЕНАРПВ УПРАВЛ1ННЯ БРАГО-РЕКТИФ1КАЦ1ЙНОЮ УСТАНОВКОЮ

Я . В. С м i т ю х

Кандидат техшчних наук, асистент* Контактний тел.: 8(044)287-94-56, 8(050)861-00-99 e-mail: Smityuh@yandex.ru

В.Д.Кишенько

Кандидат техшчних наук, доцент* Контактний тел.: 8(044)287-94-56, 8(050)696-54-11 e-mail: Smityuh@yandex.ru *Кафедра Автоматизаци та комп'ютерноннтегрованих

технолопй

Нацюнальний ушверситет харчових технолопй вул. Володимирська, 68, м. КиТв, УкраТна, 01033.

Процеси брагоректифжацп е завершальною стадь ею виробництва спирту 1 здтснюються на брагорек-тифжацшних установках (БРУ). БРУ характеризуются значною енергом1стк1стю, складтстю процес1в масообмту, нестаб1льшстю технолопчних параметр1в. 1снуюч1 системи автоматизаци БРУ, як1 забезпечу-ють стабШзащю основних змтних процес1в браго-ректифжацп, не дають можливостей для своечасного реагування на р1зномаштш технолопчш ситуацп, ви-кликаш змтюванням яюсних характеристик сирови-ни, значним р1внем невизначеност1 поведтки об'екта, кооперативним впливом д1ючих збурень. Брагоректи-фжацтш установки спиртових завод1в е складними технолопчними об'ектами, як характеризуються бага-тощльовою поведткою, причому прюритетшсть щлей 1 згортка критерпв, що вщображують щл1, е змтними 1 залежними вщ обстановки, яка склалася в поточний

момент на об'ект1 управлтня. В таких умовах значно знижуеться ефектившсть управлтня через велику розм1ршсть задач1 синтезу управляючо! дп в реальному масштаб1 часу.

При цьому зростае завантажешсть оператора БРУ, який на основ1 виробничого досвщу та знань повинен в умовах дефщиту часу та тформацп оперативно зм1-нювати технолопчш режими для забезпечення устш-ного функцюнування об'екта, що часто приводить до нерацюнальних витрат енергоресурав 1 зменшення продуктивност1 БРУ.

Розв'язати таку проблему можливо за рахунок створення сценарпв розвитку об'екта управлтня, що являють собою комплекс моделей мережевого типу, як1 з дощльною дискретшстю вщтворюють процеси змтювання обстановки в об'ект1 управлтня в р1зних часових та просторових координатах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.