Научная статья на тему 'Анализ психологических механизмов приобщения личности студента к экстремальным видам деятельности в пространстве ситуационного центра'

Анализ психологических механизмов приобщения личности студента к экстремальным видам деятельности в пространстве ситуационного центра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВ / ЦЕЛЬ / СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / ACTIVITY / EXTREME ACTIVITY / MOTIVE / AIM / PERSONALITY / MEANS / SITUATION CENTRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуц Д. С., Нургалеев В. С., Лубочников П. Г.

В работе рассматриваются вопросы анализа психологических механизмов приобщения личности студента к экстремальным видам деятельности в пространстве ситуационного центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF INITIATIONTHE STUDENT'S PERSONALITY TO THE EXTREME ACTIVITIES IN SPACE SITUATIONAL CENTER

In this paper, the analysis of psychological mechanisms of initiation the student's personality to the extreme activities in space situational center.

Текст научной работы на тему «Анализ психологических механизмов приобщения личности студента к экстремальным видам деятельности в пространстве ситуационного центра»

Bibliography

1. Maksimova, Z.R. Pedagogicheskoe soprovozhdenie professionaljnogo samoopredeleniya studentov srednikh specialjnihkh uchebnihkh zavedeniyj (na primere specialjnosti «Graficheskiyj dizayjn»): dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2008.

2. Pedagogicheskaya podderzhka rebenka v obrazovanii: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj / pod red. V.A. Slastenina,

I.A.Kolesnikovoyj. - M., 2006.

3. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka v 4-kh t [Eh/r]. - R/d: http//feb-web.ru/feb/ushakov/ush-abc/11/us1144506.htm

4. Bulin-Sokolova, E.I. Teoriya i praktika deyateljnostnogo podkhoda v informacionno-kommunikativnihkh tekhnologiyakh // Srednee professionaljnoe

obrazovanie. - 2006. - № 12.

5. Rozina, I.N. Teoriya i praktika obucheniya pedagogicheskoyj kommunikacii v obrazovateljnoyj informacionno-kommunikacionnoyj srede: avtoref. dis. ... doktor.ped. nauk. - M., 2005.

6. Pedagogicheskiyj slovarj [Eh/r]. - R/d: http://mirslovarei.com/content_pedslov /nabljudenie-v-pedagogike-i-psixologii-27553.html

7. Slastyonin, V.A. Pedagogika: ucheb. posobie. - M., 1997.

8. Setevihe uchebno-metodicheskie kompleksih ehlektronnihkh sredstv podderzhki obucheniya dlya podgotovki kadrov SOO «muljtimedia v obrazova-

nii» [Eh/r]. - R/d: http://www.ido.rudn.ru/OpenZ.htm

9. Klemeshova, N.V. Muljtimedia kak didakticheskoe sredstvo vihssheyj shkolih: dis. ... kand. ped. nauk. - Kaliningrad,1999.

Статья поступила в редакцию 17.08.11

УДК 159.99

Guts D.S., NurgaleevV.S, Lubochnikov P.G. ANALYSIS OF THE PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF INITIATIONTHE STUDENT’S PERSONALITY TO THE EXTREME ACTIVITIES IN SPACE SITUATIONAL CENTER. In this paper, the analysis of psychological mechanisms of initiation the student’s personality to the extreme activities in space situational center.

Key words: Activity, extreme activity, motive, aim, personality, means, Situation Centre.

Д С. Гуц, аспирант Сибирского государственного технологического университета, г. Красноярск, E-mail: denis-g@mail.ru; В.С. Нургалеев, д-р психол. наук, проф., зав. каф. педагогики и психологии профессиональной деятельности Сибирского государственного технологического университета, г. Красноярск, E-mail: sultanis@yandex.ru.; П.Г. Лубочников, канд. психол. наук, доц. Сибирского государственного технологического университета, г. Красноярск, E-mail: lubochnikov79@gmail.com.

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ПРИОБЩЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА

В работе рассматриваются вопросы анализа психологических механизмов приобщения личности студента к экстремальным видам деятельности в пространстве ситуационного центра.

Ключевые слова: деятельность, экстремальная деятельность, мотив, цель, ситуационный центр.

Настоящая статья выполнена в рамках научно-исследовательской работы «Пилотный проект коллективного управления вузом средствами ситуационного центра» в рамках мероприятия 1.4. Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (Контракт № 14.740.11.0994 от 06.05.2011).

Современное общество выступает сложным социокультурным пространством жизнедеятельности личности, где реализуются различные виды ее деятельности, одни из которых носят просоциальный характер, другие - асоциальный. При этом есть такие виды деятельности, которые проявляются в просоциаль-ной (например, профессиональной) форме, но, по сути, имеют экстремальный характер.

Согласно статистике МЧС России, в 2007 году на каждые 10 тысяч человек приходится погибших: в альпинизме - 24; в сплавах по рекам - 15; в лыжном туризме - 5; в горнопешеходном туризме - 4 [1]. За последующие годы официально данных не представлено, однако в связи с растущей популярностью среди молодежи (в том числе студентов) на экстремальный спорт можно предположить, что число смертельных случаев выросло во много раз.

В связи с этим, возникает проблема сопровождения личности в экстремальной (как профессиональной, так и досуговой) деятельности, особое место в котором занимает анализ психологических механизмов приобщения личности (в том числе на этапе высшего профессионального образования) к данной деятельности, благодаря чему можно, на наш взгляд, выявить причину указанного процесса.

Сопровождение личности можно осуществлять, применяя различные способы и средства, ориентированные конкретно на то или иное проблемное поле. Одним из таких средств выступает ситуационный центр.

В обобщенном контексте под ситуационным центром понимается пространство, предназначенное для динамического коллективного формирования образа ситуации (объекта, процесса), обеспеченное ключевыми (критическими относительно решаемой задачи) ресурсами [2, с. 11]. Данное понятие отражает ряд существенных признаков, среди которых особое место

занимают пространственность, динамичность, коллективность, образность, ситуативность.

В объеме данного понятия на логическом основании деления «направленность» можно выделить видовой термин «обучающий ситуационный центр», под которым В.С. Чернявская понимает средство групповой подготовки и тренировки специалистов, способных работать в коллективном режиме над решением какой-либо проблемы с учетом влияния своих решений на работу коллег [3, с. 2].

Ориентируясь на вышеуказанное понятие, мы посчитали необходимым разработать структурно-функциональную модель ситуационного центра (рис. 1), на характеристике которой остановимся подробно.

Ситуационный центр может быть представлен в виде пирамиды с треугольным основанием, каждый угол которого условно обозначен как один из видов базовых (фундаментальных) ресурсов человеческой деятельности: личностные (1); материальные (2); технологические (3).

Функционирование ситуационного центра, с нашей точки зрения, начинается именно с интеграции личностных, материальных и технологических ресурсов, направленной на формирование образа объекта в контексте той или иной проблемы (например, анализа психологических механизмов приобщения студентов к экстремальным видам деятельности), в качестве которого могут выступать цель, предмет или условия (ситуация) деятельности (в том числе экстремальной).

Данный образ формируется сначала на первом уровне (5) когда его детали (элементы) ложатся в основу информационного ресурса (4) в виде конкретных существенных признаков, которые в свою очередь оказывают влияние по обратной связи на базовые ресурсы (стрелки, обозначенные цифрами 8, 10, 12). При этом более четкими становятся представления о том, какие конкретно нужны личностные (кого из специалистов пригласить), материальные (какие деньги и / или оборудование понадобятся) и технологические (посредством каких действий (методов, приемов) можно достичь цели) и образ формируется уже на втором уровне (6), когда те или иные детали становятся более ясными.

Рис. 1. Структурно-функциональная модель ситуационного центра

Существенные признаки образа второго уровня снова становятся основной для обогащения информационных ресурсов (4) которые в свою очередь усиливают базовые ресурсы (стрелки обозначенные цифрами 9, 11, 13), которые в дальнейшем выводят образ объекта на последующие уровни (например, третий (7)) и так далее. Именно поэтому окружности, отражающие основные ресурсы деятельности, состоят из нескольких (в нашем случае трех) внутренних кругов, символизирующих также и их обогащение.

В целом данные процессы могут развиваться до тех пор, пока не будет сформирован образ выхода из проблемной ситуации, от сложности которой зависит количество уровней и объем самого центра.

Приобщение личности к экстремальной деятельности выступает сложной социальной проблемной, особенно когда речь идет о студенчестве, которое на современном этапе развития российской государственности является в большинстве своем неустойчивой группой, маргинализирующейся под действием различных факторов. В этой связи возникает проблема выяснения психологических механизмов данного процесса с целью последующей коррекции девиантного поведения и профилактики несчастных случаев.

Организация ситуационного центра начинается согласно разработанной нами модели с формулирования проблемы и формирования системы ресурсов, для ее осмысления и решения. Так, например, проблема приобщения личности к экстремальным видам деятельности на первом этапе организации центра требует объедения в качестве личностных ресурсов психологов и педагогов. В материальные ресурсы на данном этапе входит компьютерная техника. Технологические ресурсы представлены методикой (способом) мозгового штурма. Работа центра на данном этапе заключается в формировании образа проблемы и на его основе - информационного ресурса, который включает в себя определенный понятийный аппарат (деятельность, экстремальная деятельность).

В результате были сформулированы понятия «деятельность» и «экстремальная деятельность», которые выступили в качестве рабочих для дальнейшего функционирования ситуационного центра. В дефиницию первого понятия вошли сле-

дующие существенные признаки: «...специфически мотивированная предметно-субъектная система взаимодействия человека с окружающим миром, направленная на поэтапное достижение определенных результатов с реализацией конкретных методов и средств в структуре действий, детерминированная целевой актуализацией потребностей личности с ее индивидуальными особенностями, протекающая в определенных условиях и выполняющая познавательную и преобразовательную функции [4, с. 260]. Содержание второго понятия было сформулировано в узком и широком смыслах слова: «.в первом случае под данной деятельностью можно понимать деятельность в экстремальной (в том числе критической) ситуации, а в широком - это динамическая система взаимодействия субъекта с окружающим миром, ситуация протекания которой препятствует развертыванию функциональной ее системы, в результате чего возникает угроза психологическому и физическому здоровью человека. Иными словами, экстремальной считается деятельность, выходящая за пределы привычного для человека психофизического напряжения» [4, с. 265].

С формирования информационного ресурса появилась необходимость обогатить другие (базовые) ресурсы. Для усиления личностного ресурса привлекаются тренеры (инструкторы) по экстремальным видам спорта, которые помогают понять специалистам ресурсного центра праксиологическую суть приобщения личности к данному спорту как виду исследуемой деятельности. В качестве дополнительных материальных ресурсов, необходимых для дальнейшей работы центра выступают финансовые вложения (при необходимости), а также помещения (специализированные аудитории) и соответствующее оборудование. Технологический ресурс обогащается применением интернет технологий.

В целом, на втором этапе функционирования ситуационного центра формируется образ соответствующего уровня, который обогащает информационный ресурс сведениями об особенностях таких видов спорта, которые могут рассматриваться как экстремальная деятельность.

Принято различать объективно экстремальную деятельность (различные единоборства, подводные погружения) и субъективно экстремальную деятельность (первое выступление на соревнованиях, поединок с более опытным противником). Достоверно нельзя утверждать, какой именно вид спорта является самым экстремальным, главным образом из-за недостатка данных - ни организаторы, ни участники экстремальных спортивных состязаний не желают предавать гласности смертельные случаи. Однако журнал «Форбс» [5] составил свой примерный рейтинг.

Первым в списке самых опасных видов спорта стоит бес-джампинг - прыжки с достаточно низких высот в непосредственной близости от объекта, с которого прыгает джампер (скала, здание, заводская труба и тому подобное). В данном виде деятельности характеризуется малым временем полета из-за небольших высот, что часто мешает принять правильное положение тела перед открытием парашюта. В результате в период с 1981 по 2007 года зарегистрировано 114 происшествий со смертельным исходом.

Второй по опасности, травматизму и смерти - «хелиски-инг», спуск на лыжах с горных склонов, маршруты которого проходят вне трассы. На третьем месте - «дайвинг», плавание под водой с аппаратами, обеспечивающими автономный запас воздуха. Чтобы заниматься подводным плаванием, необходимо иметь навыки, позволяющие решать большинство проблем при погружении. На четвёртом месте - «кейв-дайвинг», погружение и путешествие по подводным пещерам. Только в кавернах и пещерах центральной Флориды погибли более чем у 400 дай-веров. На пятом - укрощение дикого быка. На шестом месте стоит сёрфинг на большой волне. На седьмом - «стритлагинг», когда подростки отправлялись в путь, ложась на роликовые доски, и разгоняясь по трассе рядом с автомобилями. Затормозить можно было, либо ногами, либо столкнувшись с препятствием или автомобилем. На восьмом - скалолазание, вид спорта, вышедший из альпинизма. Несмотря на более чем полувековую историю развития скалолазания, безопасность данного спорта не усиливается. На девятом - экстремальный велокросс и «фигуры высшего пилотажа» на велосипеде. И на десятом -«рафтинг» - сплав по бурным рекам с порогами [5].

Естественно, что не все виды спорта широко развиты в России, но студенты могут попробовать свои силы в них, когда выезжают заграницу на отдых или практику. Кроме того, любой спорт (фигурное катание, прыжки в воду, сноуборд и другие) при стечении соответствующих обстоятельств может стать экстремальным видом деятельности для конкретного человека, и он будет вести себя неадекватно в контексте нормального поведения.

Указанные сведения в структуре информационного ресурса инициируют обогащение базовых ресурсов: личностных - за счет привлечения более узких специалистов (в том числе с медицинским образованием); материальных - посредством расширения технического, аудиторного и / или финансового фондов (при необходимости); технологических - на основе более конкретного отбора методик (в том числе компьютерных) по всестороннему изучению исследуемой проблемы, что в целом способствует дальнейшей конкретизации ее образа и переходу процесса функционирования ситуационного центра на следующий этап.

Реализация базовых ресурсов на данном этапе направлена выяснение сущности такого процесса как приобщение и механизмов его самореализации личностью в контексте экстремальной деятельности. Образ проблемы имеет уже третий (как правило, логический) уровень обобщения и в нем конкретизируются элементы, которые связаны со следующей информацией.

В психолого-педагогическом смысле приобщение связано с такими существенными характеристиками как «овладение способами мышления и способностями» [6], «принятие основных ценностей развития общества» [7], «образовательная стратегия, предполагающая реализацию совокупности специфических организационно-педагогических факторов, условий, средств, механизмов, обеспечивающих ознакомление, ориентацию и сознательное участие личности в различных видах деятельности [8]. Последний контекст приобщения отвечает психологическому смыслу рассматриваемого нами процесса, за исключением того, что мы рассматриваем ее как внутреннепсихологическую стратегию, и не приобщаем человека к экстремальной деятельности специально, а изучаем собственно механизмы самоприобщения к ней.

Приобщение студента к чему-либо - личностная стратегия, которая предполагает вхождение (приближение и углубление) человека в ту или иную (в том числе экстремальную) деятельность на основе: формирования корпоративных образов, понятий и суждений (когнитивная сфера); переживания положительных эмоций, инициирующих становление ценностей успешности (эмотивно-аксиологическая сфера); усвоения и реализации

Библиографический список

конкретных действий и поступков (поведенческо-дея-тельностная сфера) в контексте реализации потребностей в самоактуализации, самоуправлении и самопрезентации в референтной группе (выступающими в качестве функций данного процесса). Данное понятие позволило нам в теоретической плане предположить, что в качестве механизмов приобщения личности студента к экстремальным видам деятельности могут выступать следующие: оптимизация алгоритма собственных действий; переживание успешности; антиципация развертывания ситуации деятельности.

Функциональная значимость первого механизма связана с тем, что личность пытается достичьнаибольших результатов с наименьшими затратами (финансовыми, эмоциональными, интеллектуальными и другими), что требует приведение субъективных факторов экстремальной деятельности его объективной основе.

Функциональная значимость второго механизма связана с тем, что весьма существенную роль в возникновении неадекватных поведенческих реакций у спортсменов могут играть такие эмоциональные проявления как страх и стресс. Степень их проявления зависит от многих субъективных причин: мотивации к данной деятельности, эмоционально - волевой устойчивости, уровня тренированности, профессионального опыта и других. В этой связи даже незначительный успех может нивелировать страх, выступающий, как правило, защитной реакцией организма, закреплённой в процессе эволюции, сигнализирующей о необходимости включиться в активную деятельность или уйти от нее на основе мобилизации организма, и способствовать тому, что приобщение личности к экстремальным видам деятельности может ускориться.

Функциональная значимость третьего механизма определяется тем, что человек имеет способность к мысленному представлению будущего стечения обстоятельств (ситуации) в которой будет протекать его деятельность (например, спортивные соревнования). Это приводит к тому, личность становится более уверенной в том, она может антиципировать (предвидеть) все, даже самые мельчайшие нюансы протекания свой деятельности, что может в дальнейшем привести к переоценке своих способностей и утрате осторожности.

Таким образом, мы проиллюстрировали работу ситуационного центра, направленную на анализ психологических механизмов приобщения личности студента к экстремальным видам деятельности, что позволило на дальнейших этапах развертывания данного пространства проводить работу по нивелированию действия указанных механизмов в тех случаях, кода речь идет не просто об увлечениях человека, а о его аддиктивном поведении.

1. МСЧ: Статистика гибели экстремалов [Э/р]. - Р/д: http://hahltd.vandex.net

2. Анисимов, О.С. Информационные технологии и ситуационные центры. - Омск, 2010.

3. Чернявская, В.С. Пилотный проект коллективного управления вузом средствами ситуационного центра. - Владивосток, 2010.

4. Гуц, Д.С. Экстремальная деятельность как предмет психологического анализа / Д.С. Гуц, П.Г. Лубочников, В.С. Нургалеев // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №10.

5. Топ-10: Самые экстремальные виды спорта [Э/р]. - Р/д: //http://chelnv-citv.ru.

6. Асмолов, А. Г. Психология индивидуальности. - М., 1986.

7. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного образования. - М., 2000.

8. Игнатова, В.В. Духовно-творческое становление личности: монография. - Красноярск, 2007.

Bibliography

1. MSCh: Statistika gibeli ehkstremalov [Eh/r]. - R/d: http://hghltd.yandex.net

2. Anisimov, O.S. Informacionnihe tekhnologii i situacionnihe centrih. - Omsk, 2010.

3. Chernyavskaya, V.S. Pilotnihyj proekt kollektivnogo upravleniya vuzom sredstvami situacionnogo centra. - Vladivostok, 2010.

4. Guc, D.S. Ehkstremaljnaya deyateljnostj kak predmet psikhologicheskogo analiza / D.S. Guc, P.G. Lubochnikov, V.S. Nurgaleev // Sibirskiyj pedagogi-

cheskiyj zhurnal. - 2010. - №10.

5. Top-10: Samihe ehkstremaljnihe vidih sporta [Eh/r]. - R/d: //http://chelny-city.ru.

6. Asmolov, A. G. Psikhologiya individualjnosti. - M., 1986.

7. Yakimanskaya, I. S. Tekhnologiya lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. - M., 2000.

8. Ignatova, V.V. Dukhovno-tvorcheskoe stanovlenie lichnosti: monografiya. - Krasnoyarsk, 2007.

Статья поступила в редакцию 02.09.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.