Научная статья на тему 'Анализ процесса конструирования смысла Интернет-мема'

Анализ процесса конструирования смысла Интернет-мема Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1193
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
МЕМ / MEME / ИНТЕРНЕТ-МЕМ / INTERNET MEME / ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ МЕМА / MEME STAGES OF DEVELOPMENT / ИНТЕРНЕТ-КУЛЬТУРА / INTERNET CULTURE / ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО / INTERNET COMMUNITY / СИМУЛЯКР / SIMULACRUM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зиновьева Н.А.

В данной статье рассматривается понятие Интернет-мема и этапы становления Интернет -мема как медиапродукта. Автор выдвигает гипотезу о том, что визуальные Интернетмемы могут быть описаны как симулякры. Для анализа процесса развития от случайного образа до самостоятельного Интернет-мема автор применяет концепцию фаз развития симулякра Ж. Бодрийяра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Construction process analysis of internet-meme sense

This article considers the term internet-meme and formation stages of it as a media product. The author suggests the theory that visual internet-memes can be described as simulacra. The process of development from casual image to independent internet-meme the author uses the phase development concept of simulacrum by J. Baudrillard.

Текст научной работы на тему «Анализ процесса конструирования смысла Интернет-мема»

Н. А. Зиновьева, аспирант, кафедра социологии культуры и коммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет,

г. Санкт-Петербург, Россия, nzinoveva@yandex.ru

АНАЛИЗ ПРОЦЕССА КОНСТРУИРОВАНИЯ СМЫСЛА ИНТЕРНЕТ-МЕМА

Интернет-мемы представляют собой новый и малоисследованный феномен Интернет-культуры. Они рождаются спонтанно, с большой скоростью распространяются по сетям виртуальных коммуникаций и быстро приобретают популярность. Интернет-мемы особым образом отражают события, переживания и отношения пользователей, а также воздействуют на конструирование образа реальности у членов Интернет-сообществ. В связи с этим, актуальным видится исследование процесса наполнения случайного объекта смыслом, важным для группы настолько, что он становится мемом, частью культуры, обязательной для понимания и воздействующей на события не только он-лайна, но и офф-лайн реальности.

В России понятие «мем», как правило, связывается именно с Интернет-мемами. Термин «мем» был введен биологом-эволюционистом Ричардом Докинсом, выдвинувшим гипотезу о том, что в любой культуре существуют некие частицы, способные переносить культурную информацию от одного человека к другому подобно тому, как гены переносят генетическую информацию от поколения к поколению. Р. Докинс определяет мем так: «единица культурной информации, способная к самокопированию и распространению внутри людского сообщества благодаря процессу имитации»1.

Передаваясь от человека к человеку, частицы культуры, как и гены, проходят процедуру естественного отбора, изменяются под воздействием внешних условий или уходят в забвение.

Передаваясь от человека к человеку, частицы культуры, как и гены, проходят процедуру естественного отбора, изменяются под воздействием внешних условий или уходят в забвение. Последователь Р. Докинса социальный философ Д. Деннет уточняет определение мема и пишет, что «мем — это сложная составная идея, которая самоорганизуется в отдельную запоминаемую единицу. Она развертывается посредством внешних проявлений, которые являются выражением мема»2. Д. Деннет подчёркивает две стороны мема: небольшую по объёму и легко запоминаемую внешнюю форму — и сложное, укорененное в культуре внутреннее содержание. Философ утверждает, что передаётся только устойчивая форма, в то время как содержание раскрывается каждым реципиентом индивидуально в соответствии с тем, насколько глубоко человек включен в культурный контекст.

Таким образом, мем представляет со- бой контент укорененной в культуре информации, принимающий узнаваемую форму идиомы, символа, изображения, мелодии или артефакта, которую социальная общность на-= деляет особым, дополнительным смыслом, актуальным только для членов «ингруппы», понятным только им. Мем является эссенцией культурного опыта, выраженной в краткой форме.

дискуссия

журнал научных публикаций

Он выступает в роли знака по отношению к глубокому и общему для сообщества культурному знанию. Благодаря своей краткости и точному отражению конкретной эмоции, ценности или стереоти- =

па, мемы быстро распространяются среди членов группы. Человек, успешно раскодирующий культурный смысл мемов сообщества и правильно использующий их в коммуникации, тем самым маркирует свою принадлежность к сообществу.

Культура, рождающаяся благодаря Интернет-коммуникациям, производится и воспроизводится в отдельных Интернет-сообществах, образующихся вокруг Интернет-ресурсов (сайтов, форумов, социальных сетей). Опыт совместных переживаний и реакций на актуальные события кристаллизуется в отдельных фразах, рисунках, популярных фотографиях и видеозаписях, становящихся знаковыми для конкретного сообщества. Эти виртуальные артефакты вызывают сходные эмоции у членов сообщества и понимаются только в этой среде. Актуальность конкретного переживания или личного опыта, заложенная в каждом кандидате на роль мема, порождает спонтанное творчество Интернет-пользователей. Появляются фотоколлажи и комиксы с использованием этих рисунков и фотографий. Так появляются визуальные Интернет-

Благодаря своей краткости и точному отражению конкретной эмоции, ценности или стереотипа, мемы быстро распространяются среди членов группы. Человек, успешно раскодирующий культурный смысл мемов сообщества и правильно использующий их в коммуникации, тем самым маркирует свою принадлежность к сообществу.

мемы, смысл которых постоянно дополняется и углубляется с каждым новым коллажем, при этом сохраняя определённую пе-реемственность. В конструировании общего смысла участвует всё сообщество, отбирая и передавая удачные мемы и оставляя без внимания не отражающие суть. Мем воспринимается как целостное образование и раскодируется несмотря на смену контекста, более того, задаёт понимание «фона». Благодаря возможностям, представленным Интернетом, эти небольшие контенты информации можно публиковать на различных ресурсах, использовать в переписках и легко передавать от пользователя к пользователю. Со временем такие мемы выходят за границы одного сообщества и становятся достоянием не только он-лайн реальности, но и офф-лайна.

Интернет-культура существует в виртуальном пространстве, порожденном Интернет-коммуникациями, потому по природе символична и может быть описана как гиперреальность. Социальный философ Жан Бодрийяр посвятил своё научное творчество исследованию особенностей символического обмена в гиперреальности. Согласно Ж.Бодрийяру, единицами гиперреальности являются симулякры — «знаки или несамотождественные феномены, от-

сылающие к чему-то другому, а потому си-мулятивные»3. Согласно нашей гипотезе, Интернет-мемы, циркулирующие в гиперреальности Интернета, могут быть описаны как симулякры, так как имеют сходный механизм образования.

Симулякр в самом общем виде можно определить как «копию», не имеющую оригинала в реальности. Иными словами, си-мулякр — это семиотический знак, не имеющий означаемого объекта. Сама идея симу-лякра, мысль о существовании неких репрезентаций без сущностных отсылок к Идее или Истин, возникает ещё у Платона. Разработка теории о симулякрах продолжается в трудах Ж. Батая и Ж. Делеза, однако наиболее четко процесс становления симулякра был описан Ж.Бодрийяром в работе «Симу-лякры и симуляция». Он выделил три порядка симулякров: копия, функциональный аналог и симулякры, которые функционируют по принципу символического обмена.

Бодрийяр выделяет следующие последовательные фазы развития образа:

1. Он отражает фундаментальную реальность;

2. Он маскирует и искажает фундаментальную реальность;

3. Он маскирует отсутствие фундаментальной реальности;

4. Он вообще не имеет отношения к какой бы то ни было реальности, являясь своим собственным симулякром в чистом виде4.

Согласно нашей гипотезе, Интернет-феномены являются симулякрами и проходят стадии становления от отдельного объекта (изображения или I фразы), отражающего реальность, до полноценного самостоятельного функционирующего Интернет-мема. Для примера возьмем ставший популярным в 20122013 годах Интернет-мем «Упоротый лис».

Итак, первой фазой становления симулякра является отражение фундаментальной реальности. На этом этапе на просторах Интернета появляется фотография неудавшегося чучела лисы в ряду других фотографий

Актуальность конкретного переживания или личного опыта, заложенная в каждом кандидате на роль мема, порождает спонтанное творчество Интернет-пользователей. Появляются фотоколлажи и комиксы с использованием этих рисунков и фотографий.

животных, ставших жертвами таксидермистов. Фотография лиса отсылает только непосредственно к изображенному объекту реальности — к чучелу лиса. Эта фотография начинает передаваться от пользователя к пользователю, размещаться на сайтах и форумах с юмористическими подписями. Изображение чучела лисы вызывает эмоции смеха, сожаления и даже омерзения. Среди активных пользователей Интернета и потребителей Интернет-мемов мало людей, понимающих, что это за картинка. Это порождает фотоколлажи с фотографией чучела лисы и уже ставшим популярным мемом, рисунком, отражающим эмоцию омерзения, и подписью «Один я не знаю, что это за гадость?».

К этому же этапу можно отнести и состоявшееся в апреле 2013 года экспонирование чучела этого лиса в Санкт-Петербурге, вызванное популярностью Интернет-мема «Упоротый лис» в рунете. Эта выставка вызвала протест зоозащитников. Протестующие не видели в чучеле никакой дополнительной символической ценности, а циркулирующие в Интернете изображения «Упо-ротого лиса» соотносили только с садизмом и жестоким обращением с животным5. Необходимо также отметить, что на выставку пришло меньше посетителей, чем ожидалось исходя из популярности Интернет-мема. На наш взгляд, это может говорить о том, что материальный источник «Упоро-того лиса» не имел той символической ценности в глазах пользователей, которая присутствует в меме.

На второй фазе становления симулякр = маскирует и искажает фундаментальную реальность. Изображение чучела лиса начинает появляться в любительских фотоколлажах Интернет-пользователей в следующих случаях:

♦ Лис появляется как случайный «немой свидетель» там, где его просто не могло быть: рядом с известными личностями, на старых черно-белых фотографиях, на коленях у Сталина, в рюкзаке члена экспедиции на Северном полюсе и т.д.

дискуссия

журнал научных публикаций

♦ Лис появляется рядом с кем-то, сидящим (стоящим) в схожей позе.

♦ Лис подменяет собой реальных действующих лиц. Например, в картине «Дама с горностаем» подменяет горностая, в картине «Иван Грозный убивает своего сына» подменяет «сына» (царевича Иоанна).

На этом этапе лис ещё не самостоятелен, смех вызывает его внезапное появление на узнаваемом фоне. Фон играет большую роль, чем появление на нем лиса. Лис ещё не воспринимается в отрыве от контекста изображения, но уже искажает его.

На третьей фазе симулякр маскирует отсутствие фундаментальной реальности. На этом этапе Интерент-пользователи обращают внимание на специфические особенности самого лиса: близко посаженные «человеческие» глаза, взгляд в бесконечность, печальное и задумчивое выражение морды. Такая вольная символическая трактовка физиологических особенностей чучела лиса отрывает его от офф-лайн реальности, что подтверждается тем, что в других странах это изображение чучела лиса не имело такого вспле-

ска популярности как в России. Возникает эпи- =

тет «упоротый», который устойчиво начинает маркировать «того самого» лиса. Теперь на фотоколлажах Упоротый лис появляется, неся одну из идей-ассоциаций:

Уже сложившийся мем «Упоротый лис» рекламирует приезд в Россию самого чучела лиса. Выставка была призвана показать чучело, материальный объект, а не сформировавшийся

популярный мем-симулякр и имела низкую посещаемость.

♦ Безысходности, тоски;

♦ Размышлений о жизни;

♦ Особого отстраненного и задумчивого состояния, настроения;

♦ «Упоротого» состояния — состояния наркотического опьянения.

Одновременно подчеркивается созави-симость этих состояний. Появление Упоро-того лиса задаёт контекст восприятия фона, что бы там ни было изображено.

На четвертой фазе симулякр вообще не имеет отношения к какой бы то ни было реальности, являясь своим симулякром в чистом виде. Упоротый лис на этой стадии оформляется в самостоятельный мем, который уже обладает сложившимся комплексом значений, представляющим собой сумму всех перечисленных на третьей стадии. На картинах предстаёт виртуальный образ «Упоротого лиса» (гиперреального дубликата реального чучела). Ему уже не нужен фон, значение которого надо изменять. «Упоротый лис» появляется в коллажах рядом с другими мемами, соотносится с ними как знак с другими знаками. Этот мем становится источником = для Интернет-фольклора, появляются стихи, рисунки и комиксы по мотивам его жизни. Подписи к картинкам с «Упоротым лисом» участвуют в образовании новояза («збс упрлс»). Изображе-

ние «Упоротого лиса» используют в рекламе и в антирекламе, в призывах сделать что-то (или не делать чего-то), «если ты любишь лиса». Уже сложившийся мем «Упоротый лис» рекламирует приезд в Россию самого чучела лиса. Выставка была призвана показать чучело, материальный объект, а не сформировавшийся популярный мем-симулякр и имела низкую посещаемость. Это говорит о том, что в сознании пользователей мем «Упоротый лис» отделен от своего прообраза — чучела лисы, которое не вызывает никаких эмоций, в отличие от ставшего любимым для пользователей симулякра. Ещё в пользу самостоятельного существования симулякра «Упоротый лис» можно сказать, что он породил идею создания мягкой игрушки «Упоротый лис». Этот материальный объект идейно отсылает к мему, но не соотносится с чучелом, не похож на него.

Таким образом, Интернет-мем «Упо-ротый лис» прошёл путь развития от фотографии чучела лисы до самостоятельного медиа-объекта, симулякра, не связанного со своим материальным воплощением и самостоятельно порождающего смыслы и даже другие материальные объекты. Необходимо отметить, что многообразие Интернет-сообществ, в которых мем «Упо-ротый лис» развивался с разной скоростью, а также параллельные события в он-лайне и в офф-лайне привели к тому, что стадиям становления симулякра сложно задать конкретные временные рамки. Разные фазы существовали одновременно, подстёгивая дальнейшее развитие мема.

Подводя итог, можно сделать ряд выводов. Смысл Интернет-мема конструируется пользователями в процессе творческого использования исходного материал. Смысл реконструируется и углубляется с каждым новым коллажем, сохраняя, тем не менее, определённую преемственность. На этапах становления Интернет-мем может приобрести множество смыслов и интерпретаций, которые в итоге будут суммированы в связный образ. Интернет-мемы могут быть описаны как симулякры, так как имеют суще-

ственные общие черты и сходные фазы развития. Процесс наполнения смыслом Ин-тернет-мема проходит 4 стади: отражение реальности, когда будущий мем отражает только исходный материал; искажение фундаментальной реальности, когда мем воспринимается только в соотношении с «фоном»; маскировка фундаментальной реальности, когда мему начинают приписывать определённые черты; самостоятельное существование, когда мем окончательно теряет связь с исходным объектом и соотносится только с другими мемами. Стадии формирования Интернет-мема зачастую сложно разделить, т.к. Интернет-сообщество неоднородно и существует параллельно с оффлайн событиями. Вырастая из объекта реальности, Интернет-мем переходит в гиперреальность и оттуда вновь может перейти в материальный объект, не тождественный исходному, и отражающий смысл сконструированного виртуального объекта.

Результаты анализа процесса конструирования смысла Интернет-мема могут быть использованы в исследовании особенностей Интернет-культуры, её формирования и воздействия на пользователей, а так же для анализа мемов в офф-лайн реальности. -'jjjj

1. Докинс Р. Эгоистичный ген. М.: Мир, 2000. С. 65.

2. Dennett D. The Evolution of Culture [Электронный ресурс] URL: http//www.edge.org/3rd_culture/dennett/ dennett_p1.html (дата обращения: 5.09.2013).

3. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция [Электронный ресурс] URL: www.lit.lib.ru/k/kachalow_a/ simulacres_et_simulation.shtml (дата обращения: 10.09.2013).

4. Там же.

5. Шабанова Е. Полтавченко просят запретить дизайн-выставку «Упоротый лис» // Известия. 20.03.2013. [Электронный ресурс] URL: http:// izvestia.ru/news/547100 (дата обращения: 10.09.2013).

Вырастая из объекта реальности, Интернет-мем переходит в гиперреальность и оттуда вновь может перейти в материальный объект, не тождественный исходному, и отражающий смысл сконструированного виртуального объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.