Научная статья на тему 'Анализ просторечной лексики в поэме В. Е. Ерофеева «Москва-Петушки»'

Анализ просторечной лексики в поэме В. Е. Ерофеева «Москва-Петушки» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1412
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русистика
ВАК
Ключевые слова
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА / ПРОСТОРЕЧИЕ / РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА / В. ЕРОФЕЕВ / "МОСКВА-ПЕТУШКИ" / ЯЗЫК ПРОИЗВЕДЕНИЯ / V. EROFEEV / «MOSCOW-PETUSHKI» / LINGUISTIC MEANS / DIALECT / POEM / THE LANGUAGE OF THE POEM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Салим Амур

В статье описываются и анализируются особенности языковых средств выражения просторечной лексики в поэме «Москва-Петушки» В. Ерофеева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Dialect Words in V. Erofeev's Poem «Moscow-Petushki»1

The author analyzes different features of dialect words in V. Erofeev's poem «Moscow-Petushky».

Текст научной работы на тему «Анализ просторечной лексики в поэме В. Е. Ерофеева «Москва-Петушки»»

АНАЛИЗ ПРОСТОРЕЧНОЙ ЛЕКСИКИ В ПОЭМЕ В.ЕРОФЕЕВА «МОСКВА-ПЕТУШКИ»

Салим Амур

Кафедра русского языка и методики его преподавания Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье описываются и анализируются особенности языковых средств выражения просторечной лексики в поэме «Москва—Петушки» В. Ерофеева.

Ключевые слова: языковые средства, просторечие, разговорная лексика, В. Ерофеев, «Москва—Петушки», язык произведения.

Просторечиная лексика в современном языке — это своего рода некое социолингвистическое явление, которое получило широкое распространение в разговорной речи, в средствах массовой информации и художественных произведениях. В широком смысле просторечие — это не только нелитературные слова или формы слов, но и экспрессивные, стилистически сниженные слова, средства создания «поэтики низкого» стиля [11].

В кратком справочнике по современному русскому языку под ред. П.А. Ле-канта просторечная лексика описывается как «область неграмотной речи, целиком находящаяся за пределами литературного языка и не представляющая собой единой системы... Также просторечная лексика — это слова, имеющие ярко сниженную стилистическую окраску. Эти слова составляют две группы: 1) обиходно-бытовое просторечие, входящее в литературный язык и имеющее сниженную экспрессивно-стилистическую окраску: балбес, дохлятина, оплеуха, задрипанный, толстопузый, дрыхнуть и др.; 2) грубая, вульгарная лексика, находящаяся за пределами литературного языка: сволочь, стерва, харя и др.» [Цит. по: 6].

В учебном пособии по современном русскому языку Л.П. Крысина просторечная лексика рассматривается в составе сниженной лексики, которая представлена двумя разрядами: разговорная лексика и просторечная. Согласно этому пониманию, «просторечная лексика, отличаясь от разговорной большей силой экспрессии, употребительна главным образом в эмоциональных речевых ситуациях при необходимости дать оценку называемому лицу, свойству, явлению, при дружеских и фамильярных отношениях между собеседниками» [8].

В учебном пособии А.Ф. Прияткиной «Русский язык и культура речи» — под просторечной лексикой понимаются только ненормативные лексемы, представляющие собственно просторечие, не связанное со стилистической функцией (функциональные дублеты) [Цит. по: 6]. По мнению автора, наличие экспрессии у слова скорее говорит об его отнесенности к разговорной (литературной) речи, чем к просторечию. Мы также разделяем эту точку зрения.

Необходимо также заметить, что идентифицировать просторечия в тексте можно по формальным, семантическим или формально-семантическим признакам. Формальные особенности просторечного слова или просторечной формы слова проявляются на фонетическом, словообразовательном, морфологическом уровнях системы русского языка.

Просторечное слово в тексте произведения «Москва—Петушки» может быть определено по фонетическому признаку. В просторечном слове мы можем наблюдать стремление говорящего к искажению (часто шутливому) звукового облика литературного слова, например, компутер (вместо компьютер), мысля (вместо мысль), чутства (вместо чувства). Приведем пример:

Тут они были в совершенном восторге — восторге от Израиля, в восторге от арабов, и от Голанских высот в особенности [5].

В данном примере мы видим фонетическое искажение слова «Голанских». К просторечиям в поэме можно также отнести слова с упрощенным звуковым обликом, например: щас, ща (вместо сейчас), не, чо (вместо что), ваще (вместо вообще), низа (вместо нельзя), поскоку (вместо поскольку), скока (вместо сколько), тады, тода (вместо тогда), кода (вместо когда), писят (вместо пятьдесят).

На уровне словообразования просторечие отличается следующими признаками:

1) формальным усложнением слова при сохранении его значения (за счет добавления морфем), например: завсегда (вместо всегда), задешево (вместо дешево), отсюдова (вместо отсюда), ребятенок (вместо ребенок), спасибочки (вместо спасибо), нашенский (вместо наш), зряшно (вместо зря), вчерась (вместо вчера):

И как он это сказал! И все, что они говорят — вечно живущие ангелы и умирающие дети — все это так значительно, что я слова их пишу длинными курсивами, а все, что мы говорим — махонькими буковками, потому что это более или менее чепуха [5].

В данном примере мы обнаруживаем слово «махонькими» вместо слова «маленькими». Можно говорить о стилистической функции просторечий — в данном примере автор передает отношение главного героя к ребенку: нежность, любовь, ласку.

Эта женщина, эта рыжая стервоза — не женщина, а волхование! Вы спросите: да где ты, Веничка, ее откопал, и откуда она взялась, эта рыжая сука? И может ли в Петушках быть что-нибудь путное? [5].

В данном примере автор употребляет слово «стервоза» вместо «стерва», что позволяет в полной мере показать отношение автора к данной женщине;

2) формальным упрощением слова, например, ржа (вместо ржавчина), сырь (вместо сырость), цепка (вместо цепочка), фотка (вместо фотография):

О всхлипывание этих недр! О бесстыжие бельмы! О блудница с глазами, как облака! О сладостный пуп! [5].

В состав просторечия входят слова и формы слов, отличающиеся от литературных по морфологическим признакам. Так, для некоторых просторечных сущест-

вительных характерны: иная родовая отнесенность, например, секунд, м. р. (вместо секунда, ж. р.): — Как фамилия Зины? — Зинкина? — Да. Фамилий? — Да. — Ну. Кондратьева она; выравнивание основ при склонении, например, ухо — ухи, кино — кина, кофе — кофею и т.д.

— Я встаю с президентского кресла, — сказал я в своем выступлении, — я плюю в президентское кресло. Я считаю, что пост президента должен занять человек, у которого харю с похмелья в три дня не уделаешь. А разве такие есть среди нас? — «Нет таких», — хором отвечали делегаты. «Мою, например, харю — разве нельзя уделать в три дня и с похмелья?» [5].

— Я... Н-н-ничего. Я просто хотел компоту покушать... Компоту с белым хлебом...

— Компоту с белым хлебом?

— Компоту. С белым хлебом [5].

К просторечным относятся существительные, отличающиеся от литературных форм окончаниями: существительные с окончаниями -ов, -ев в Р. п. мн. ч., например: силов (вместо сил), пятнов (вместо пятен), глупостев (вместо глупостей):

Уж силов-то таких нет.

Не об этом речь, Вадя. А речь вот о чем: если ты хороший канцлер, садись и пиши декреты. Выпей еще немножко, садись и пиши. Я слышал, ты все-таки не удержался, ты ущипнул за ляжку Анатоль Иваныча? Ты что же это? — открываешь террор? [5].

В данном примере просторечием является словосочетание Анатоль Иваныч, Вадя. Употребление просторечия в данном контексте говорит о дружеских отношениях главного героя с обозначенными персонажами.

Просторечные прилагательные отличаются от форм литературного языка в основном формами степеней сравнения, например: ширей, ширее, ширше (вместо шире), дешевше (вместо дешевле):

И с такою бандитскою рожей!.. На что он намекает, сволочь?.. [5].

Особенностью образования просторечных глагольных форм являются различные виды выравнивания основ, например, ездить ездию (вместо езжу):

У тебя кубанская в кармане осталась? осталась. Ну вот, поди на площадку и выпей. Выпей, — чтобы не так тошнило [5].

Рассматривая просторечную лексику поэмы «Москва—Петушки» в семантическом аспекте, важно отметить, что многие слова, являющиеся литературными в их прямом значении, в переносном значении могут быть отнесены к составу просторечия, например: автограф (синяк), деревня (о малокультурном человеке), фрукт (о человеке с отрицательными качествами), надуть (обмануть).

Боже ты мой! Откуда берутся такие Сфинксы? Без ног, без головы, без хвоста, да вдобавок еще несет такую ахинею! И с такою бандитскою рожей!.. На что он намекает, сволочь?.. [5].

О позорники! Превратили мою землю в самый дерьмовый ад — и слезы заставляют скрывать от людей, а смех выставлять напоказ!.. О низкие сволочи! [5].

—Дурак ты, Тихонов, как я погляжу! Я не спорю, ты ценный теоретик, но уж если ляпнешь!.. Да и не в этом дело. Почему весь петушинский район охвачен пламенем, но никто, никто этого не замечает, даже в петушинском районе? [5].

Итак, «сучий потрох» подан на стол. Пейте его с появлением первой звезды, большими глотками. Уже после двух бокалов этого коктейля человек становится настолько одухотворенным, что можно подойти и целых полчаса с полутора метров плевать ему в харю, и он ничего тебе не скажет [5].

Часто при отнесении какого-либо слова к просторечному следует учитывать как формальные, так и семантические признаки. По формально-семантическим признакам выделяются:

— грубые, неодобрительные, фамильярные, экспрессивные просторечные существительные с суффиксами -юг-, -юк-, -яг-, -яр-, -ищ-, -yx-, -юх-, -ох-, -ах- и др., например: шоферюга, грязюка, работяга, котяра, ворище, сеструха, картоха, рюмаха;

— просторечные прилагательные с суффиксами, выражающими усиленную степень качества, -ущ-, -ющ-, -епп-, -аст-, -ист-, например: длиннющий, здоровущий, огроменный, головастый, зажимистый.

Итак, используя лексикографический материал и функционально-стилистический подход в комплексе, можно выделить в составе просторечия диалектно-просторечные, жаргонно-просторечные и разговорно-просторечные лексические слои. Кроме того, к просторечию относятся слова, выделяемые по формальным и семантическим признакам. Писатель довольно часто использует просторечия в своих произведениях для того, чтобы передать местный колорит, а также для того, чтобы создать речевой портрет персонажей.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. Язык русской культуры. — М.: Наука, 2008.

[2] Васильева А.Н. Художественная речь. — М.: Русский язык, 2008.

[3] Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Государственное изд-во художественной литературы, 2008.

[4] Ерофеев В. Москва—Петушки // Собрание сочинений. В 2 т. Т. 1. — М.: Вагриус, 2009.

[5] Егоров Е.А. Поэтика заглавия поэмы В. Ерофеева «Москва — Петушки». — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009.

[6] Земская Е.Л. Наблюдения над просторечной морфологией // Городское просторечие. Проблемы изучения: сб. науч. тр. / Под ред Е.А. Земской, Д.Н. Шмелева. — М.: Наука, 2008.

[7] Капанадзе Л.А. Современное городское просторечие и литературный язык / Городское просторечие. — М.: Наука, 2008.

[8] Крысин Л.П. Современный русский язык. — М.: Академия, 2007.

[9] Смирнова Е. Венедикт Ерофеев глазами гоголеведа // Русская литература. — 2008. — № 3. — С. 58—66.

[10] Химик В.В. Поэтика низкого, или Просторечие как культурный феномен. — СПб.: ЭКСМО, 2009.

[11] Филин Ф.П. О просторечном и разговорном в литературном языке // Филол. науки. — 2008. — № 2. — С. 20—25.

ANALYSIS OF DIALECT WORDS IN V. EROFEEV'S POEM «MOSCOW—PETUSHKI»

Salim Amur

Department of Russian Language and Methods of its teaching Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklay Str., 6, Moscow, Russia

The author analyzes different features of dialect words in V. Erofeev's poem «Moscow—Petushky».

Key words: linguistic means, dialect, V. Erofeev, «Moscow—Petushki», poem, the language of the poem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.