Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОМЫШЛЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОВИНЦИИ ХЭНАНЬ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ «ОДИН ПОЯС — ОДИН ПУТЬ»'

АНАЛИЗ ПРОМЫШЛЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОВИНЦИИ ХЭНАНЬ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ «ОДИН ПОЯС — ОДИН ПУТЬ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия / «Один пояс — один путь» / сотрудничество / экономическое развитие / промышленность / модернизация / бренд / “One belt — one Road” / cooperation / economic development / industry / modernization / brand

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тянь Хуэй

В 2013 году Китай выдвинул стратегию «Один пояс — один путь». В рамках данной стратегии предполагается инфраструктурное обеспечение связей между участниками и упрощение внешнеторговых взаимодействий. Стратегия «Один пояс — один путь» эффективно снижает транспортные расходы, способствует упорядоченному перемещению факторов производства между странами. В настоящее время стратегия становится одним из ключевых факторов роста мировой торговли. Промышленность является ключевой отраслью экономического взаимодействия Китая в ходе реализации концепции «Один пояс — один путь». В данной статье представлен анализ современного состояния промышленного потенциала провинции Хэнань, конкурентных преимуществ производительных сил с учетом географических характеристик провинции Хэнань, на основе которого сформулированы предложения по повышению конкурентоспособности в контексте китайской стратегии «Один пояс — один путь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE INDUSTRIAL POTENTIAL OF HENAN PROVINCE IN THE CONTEXT OF THE “ONE BELT — ONE ROAD” STRATEGY

In 2013, China put forward the “One Belt — One Road” strategy. Within the framework of this strategy, it is planned to provide infrastructure for connections between participants and simplify foreign trade interactions. The “One Belt — One Road” strategy effectively reduces transport costs and promotes the orderly movement of production factors between countries. Currently, strategy is becoming one of the key factors in the growth of world trade. Industry is a key sector of China's economic cooperation in the implementation of the “One Belt — One Road” concept. This article presents an analysis of the current state of the industrial potential of Henan Province, the competitive advantages of productive forces, taking into account the geographical characteristics of Henan Province, on the basis of which proposals are formulated to increase competitiveness in the context of the Chinese strategy “One Belt — One Road”.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОМЫШЛЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОВИНЦИИ ХЭНАНЬ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ «ОДИН ПОЯС — ОДИН ПУТЬ»»

УДК 338.45: 330.341 DOI 10.14258/epb202413

АНАЛИЗ ПРОМЫШЛЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОВИНЦИИ ХЭНАНЬ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ»

Тянь Хуэй

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

В 2013 году Китай выдвинул стратегию «Один пояс — один путь». В рамках данной стратегии предполагается инфраструктурное обеспечение связей между участниками и упрощение внешнеторговых взаимодействий. Стратегия «Один пояс — один путь» эффективно снижает транспортные расходы, способствует упорядоченному перемещению факторов производства между странами. В настоящее время стратегия становится одним из ключевых факторов роста мировой торговли. Промышленность является ключевой отраслью экономического взаимодействия Китая в ходе реализации концепции «Один пояс — один путь».

В данной статье представлен анализ современного состояния промышленного потенциала провинции Хэнань, конкурентных преимуществ производительных сил с учетом географических характеристик провинции Хэнань, на основе которого сформулированы предложения по повышению конкурентоспособности в контексте китайской стратегии «Один пояс — один путь».

Ключевые слова: стратегия, «Один пояс — один путь», сотрудничество, экономическое развитие, промышленность, модернизация, бренд.

ANALYSIS OF THE INDUSTRIAL POTENTIAL OF HENAN PROVINCE IN THE CONTEXT OF THE "ONE BELT - ONE ROAD" STRATEGY

Tian Hui

Altai State University (Barnaul, Russia)

In 2013, China put forward the "One Belt — One Road" strategy. Within the framework of this strategy, it is planned to provide infrastructure for connections between participants and simplify foreign trade interactions. The "One Belt — One Road" strategy effectively reduces transport costs and promotes the orderly movement of production factors between countries. Currently, strategy is becoming one of the key factors in the growth of world trade. Industry is a key sector of China's economic cooperation in the implementation of the "One Belt — One Road" concept.

This article presents an analysis of the current state of the industrial potential of Henan Province, the competitive advantages of productive forces, taking into account the geographical characteristics of Henan Province, on the basis of which proposals are formulated to increase competitiveness in the context of the Chinese strategy "One Belt — One Road".

Keywords: strategy, "One belt — one Road", cooperation, economic development, industry, modernization, brand.

Введение. Реализация стратегии «Один пояс — один путь» открывает беспрецедентные возможности для экономического роста Китая и других стран, расположенных вдоль логистического маршрута, а также создает дополнительные стимулы для развития промышленности в провинции Хэнань. Провинция Хэнань распо-

ложена в стратегически важных внутренних районах Центральных равнин Китая и является важным связующим звеном между востоком и западом страны [1].

С момента начала реализации мероприятий стратегической концепции «Один пояс — один путь» в провинции Хэнань осуществлялось мас-

штабное строительство и модернизация международных логистических и транспортных узлов, а также региональных автомобильных дорог. Провинция Хэнань выполняет функцию крупного транспортного узла стратегии «Один пояс — один путь» на внутреннем рынке и в рамках международных внешнеэкономический взаимодействий Китая [2]. Следовательно, промышленный потенциал провинции Хэнань играет существенную роль в реализации стратегии «Один пояс — один путь». Целью данного исследования является анализ промышленного потенциала провинции Хэнань и выработка рекомендаций по его повышению для эффективного встраивания в реализацию стратегии «Один пояс — один путь».

Материалы и методы. Проведенное исследование состоит из нескольких взаимосвязанных этапов, определяющих системный и комплексный подход к изучаемой теме, используются приемы горизонтального, вертикального, трендового сравнительного экономического анализа; методы анализа и синтеза, группировки и сравнения.

В статье анализируется текущая ситуация во внешней торговле Китая с момента начала реализации стратегии «Один пояс — один путь»; рассматриваются объемы промышленного производства и его структура провинции Хэнань; наконец, обсуждаются направления промышленного развития провинции Хэнань в контексте стратегии «Один пояс — один путь».

При анализе данных используется официальная статистика: валовой внутренний продукт трех секторов народнохозяйственной деятельности и показатели занятости в провинции Хэнань в сравнении с аналогичными показателями сопредельных провинций.

Результаты. В 2013 г. председатель КНР Си Цзиньпин инициировал создание проектов «Экономический пояс нового Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века» как проекта «Один пояс — один путь» [3]. Опираясь на созданные двусторонние и многосторонние механизмы взаимодействия между Китаем и заинтересованными странами, основываясь на уже созданных и эффективно работающих платформах регионального сотрудничества «Один пояс — один путь», путем активного развития экономического партнерства со странами, расположенными вдоль этого маршрута, была определена задача — сформировать комплекс интересов и ответственности на основе взаимного политического доверия, экономической интеграции и культурной толерантности. За десятилетие реализации инициативы внешнеторговые обороты Китая с партнерами по линии «Один пояс — один путь» существенным образом выросли. По состоянию на июнь 2023 года Китай подписал более 200 дого-

воров о сотрудничестве в осуществлении стратегии «Один пояс — один путь» с 152 странами и 32 международными организациям, охватывающие 83% стран, с которыми у Китая установлены дипломатические отношения [4].

В период с 2013 по 2022 год импорт и экспорт Китая со странами, расположенными вдоль маршрута «Один пояс — один путь», рос в среднем на 8,6% в год, а двусторонние инвестиции продолжали выходить на новый уровень. За последние 10 лет по маршруту Китай — Европа проследовало 77 000 поездов, которые достигли 217 городов в 25 европейских странах. Являясь важной частью связи между партнерами в рамках инициативы «Один пояс — один путь», маршрут Китай — Европа не только повысил уровень взаимосвязи между Азией и Европой, создал новую схему международных перевозок, новую платформу для экономического и торгового сотрудничества вдоль маршрутов, но и обеспечил стабильность международной промышленной цепи поставок, придал новый импульс развитию мировой экономики [5]. По состоянию на сентябрь 2022 года количество именных маршрутов «Silk Road Shipping» достигло 94 с заходом в 108 портов в 31 стране и с общим количеством судозаходов более 9000 единиц. Совокупный объем торговли товарами между Китаем и странами, расположенными вдоль линии «Один пояс — один путь», составил около 12 трлн долл. США [6].

Приступая к анализу промышленного потенциала, следует пояснить, что в целях обеспечения потребностей формирования статистики ВВП в 2018 году Национальное статистическое бюро Китая пересмотрело третье издание «Положения о разделении на три сектора народнохозяйственной деятельности» в соответствии с вновь введенной в действие «Отраслевой классификацией народнохозяйственной деятельности» (GB/T 47542017). В соответствии с действующими документами все виды народнохозяйственной деятельности подразделены на три группы:

1) сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство;

2) добывающая и обрабатывающая промышленность;

3) остальные виды деятельности [7].

Первая группа (primary industry) включает

в себя сельское хозяйство, лесное хозяйство, животноводство и рыболовство. Во вторую группу (secondary industry) входит добыча полезных ископаемых (за исключением вспомогательной деятельности), обрабатывающие производства (кроме металлопродукции, ремонта машин и оборудования), электро-, теплоэнергетика, производство и снабжение газом и водой, строительство. К третьей группе (tertiary industry), так называемому сек-

тору услуг, относятся отрасли, не входящие в первую и вторую группу.

Анализ данных Статистического ежегодника провинции Хэнань показал, что в период с 2015 по 2021 год стоимость промышленной продукции в провинции Хэнань стабильно возрастает. Вспышка коронавируса в 2019-2022 годах и введение карантинных мероприятий в Китае обусловили замедление темпов роста промышленного

производства. Многие экономические субъекты остановили производство, нарушились цепочки поставок, сократились производственные мощности. Тем не менее промышленность Китая, несмотря на краткосрочные последствия, в целом сохранила тенденцию к росту. Объем промышленного производства провинции Хэнань в 2015 году составлял 17,95 млрд юаней, в 2021 году — 24, 33 млрд юаней (рис. 1).

1шШ1

■ Первичный сектор I Вторичный сектор ■ Третичный сектор Рис. 1. Валовой внутренний продукт в разрезе трех видов хозяйственной деятельности провинции Хэнань

Согласно данным Бюро статистики провинции Хэнань, в течение всего 2022 года добавленная стоимость промышленных предприятий с годовым доходом от основной деятельности более 20 млн юаней увеличилась на 5,1% по сравнению с предыдущим годом. Рост иностранных, гонконгских, административного района Макао и тайваньских инвестиционных предприятий составил 2,6%, частных предприятий — 1,2%. В отраслевом разрезе добавленная стоимость добывающей промышленности увеличилась на 7,9%, обрабатывающей — на 4,7%, производства и поставки электроэнергии, тепла, газа и воды — на 7,0%. Рост добавленной стоимости в пяти самых значимых отраслях промышленности по объему производства составил 5,4%. Базовые (опорные) отрасли промышленности провинции Хэнань, такие как металлургическая промышленность, производство строительных материалов, химическая, текстильная промышленность, энергетика выросли на 4,7%, что составляет 49,5% от общего объема промышленного производства [8]. Рост новых отраслей (возникших за последние 20 лет) — 8,0%, что составляет 25,9% от общего объема промышленного производства. Высокотехнологичное производство увеличилось на 12,3 % (12,9% общего объема промышленного производства) [9]. На этапе высоких темпов

развития промышленности появились хорошо известные предприятия и бренды, такие как: China Yituo Group Co., Ltd., CITIC Heavy Industries, Yutong Automobile, Чжэнчжоуская угольная шахта, Pingui Shenma, Xuchang Yuandong Drive Shaft Co., Ltd. AVIC Photoelectric, Xuji Electric [10].

Промышленность провинции Хэнань характеризуется значительными масштабами с высоким уровнем диверсификации, промышленные предприятия провинции с доходом от основной деятельности свыше 20 млн юаней 11 лет подряд входят в первую пятерку Китая. По данным ежегодника Статистического бюро провинции Хэнань, в 2021 году в провинции Хэнань насчитывалось 21 697 промышленных предприятий, из которых наибольшее число крупных предприятий приходится на производство минеральных продуктов.

В структуре промышленного экспорта провинции Хэнань основную долю занимают товары: машины и оборудование, автозапчасти, электротехническая и электронная продукция, текстиль и др. С развитием высокотехнологичных отраслей промышленности структура экспорта провинции постепенно изменится, а именно станут заметными такие товарные группы, как продукция авиастроения, производство спутников, железнодорожного транспорта, судового оборудования, электроника и т. д.

Народное правительство провинции приняло «Трехлетний план действий провинции Хэнань по строительству и становлению сильной провинции (2023-2025 годы)», который предполагает, что к 2025 году показатели обрабатывающей промышленности провинции Хэнань займут лидирующие позиции в Китае. Перед провинцией стоят задачи формирования ряда предприятий мирового уровня и 500 лучших производственных предприятий Китая с современными технологическими процессами. Кроме того, предполагается создание од-ного-двух передовых производственных кластеров мирового уровня [11].

Провинция Хэнань твердо взяла курс на высокотехнологичное развитие промышленного производства на основе модернизации традиционных отраслей и стимулирует развитие новых отраслей, таких как производство новейших материалов, индустрия здоровьесбережения [12]. По сравнению с 2020 в 2022 году доля добавленной стоимости в таких областях, как энергосбережение и охрана окружающей среды, информационные технологии нового поколения, биотехнологии и новые источники энергии, увеличилась на 24%. Добавленная стоимость же высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности (фармацевтическое производство, производство авиационных и космических аппаратов и оборудования, производство электроники и коммуникационного оборудования) увеличилась на 12%, что говорит о быстром восстановлении экономики провинции после падения в период ковидных ограничений. По производству электрических автобусов, световых коммуникационных чипы, сверхтвердых материалов провинция Хэнань занимает лидирующее положение в Китае.

Основные факторы устойчивого развития промышленного производства провинции Хэнань — это выгодное географическое расположение и развитие трудовых ресурсов.

Как уже было отмечено, провинция Хэнань является важным транспортным узлом Китая, так как на территории располагаются основные национальные железнодорожные и автомобильные коридоры, соединяющие центральные города провинции и обеспечивающие двусторонний стратегический канал Восток — Запад по линии действия инициативы «Один пояс — один путь». В провинции Хэнань создана первая в Китае пилотная экономическая зона аэропортов, которая представляет собой комплексный узел, объединяющий авиацию, высокоскоростные междугородние железные дороги, метро и автомагистрали. Это международный грузовой авиационный и комплексный внутренний авиационный узел, маршрутная сеть которого охватывает Европу, Америку и Азию, связывает крупнейшие экономики мира. Кроме того, выстроена международная логистическая сеть «multi-site, multi-port» и система внутренних и зарубежных логистических узлов «1 + N», охватывающая более 140 городов в более чем 40 странах мира, и имеющая самый передовой комплексный операционный потенциал в Китае. Стратегия развития провинции Хэнань предусматривает дальнейшее развитие логистического хаба в целях реализации стратегии «Один пояс — один путь».

Согласно данным Статистического ежегодника провинции Хэнань, количество занятых в промышленном производстве стабильно и находится на уровне 15 млн человек (рис. 2).

шин

I Первичный сектор ■ Вторичный сектор ■ Третичный сектор Рис. 2. Количество занятых по трем видам экономической деятельности в провинции Хэнань

В настоящее время в Китае к трудоспособному возрасту обычно относят население в возрасте 16-59 лет для мужчин и 16-54 года — для женщин.

Провинция Хэнань обладает значительной численностью населения и достаточными трудовыми ресурсами, в том числе достаточным количеством мо-

лодых и образованных кадров. Согласно данным ежегодного статистического отчета провинции Хэ-нань, общая численность населения провинции в 2021 году составила 115,3 млн человек, из которых 29,91% мужчин и 25,84% женщин. Доля населения, не достигшего трудоспособного возраста, составляет 22,25%, или 25,7 млн человек. Такой состав населения обеспечивает достаточное предложение рабочей силы и постоянный резерв кадров для промышленного производства.

Проанализировав данные Статистического ежегодника 2022, опубликованного Китайским бюро статистики, можно сделать вывод, что средняя заработная плата в промышленности в провинции Хэнань ниже по сравнению с другими южно-центральными регионами Китая, что создает определенные конкурентные преимущества промышленным предприятиям провинции (рис. 3).

Рис. 3. Средняя заработная плата занятых в промышленности южно-центральных провинций Китая

В последние годы провинция Хэнань постоянно увеличивает инвестиции в образование в целом и особенно в инженерное образование, в результате чего качество рабочей силы значительно улучшилось. Все большее число работников имеют высшее образование, демонстрируют высокие профессиональные навыки и трудовые способности. Проанализировав количество выпускников

средних общеобразовательных и высших учебных заведений в провинции Хэнань, можно констатировать, что численность выпускников постоянно растет. В 2021 году число выпускников бакалавриата достигло 305 900 человек, что на 27% больше, чем в 2015 году. В 2021 году количество выпускников колледжей достигло 372 500 человек, что на 34,73% больше, чем в 2015 году (рис. 4).

Рис. 4. Количество выпускников средних и высших учебных заведений провинции Хэнань

Выводы и рекомендации. По мере экономического развития и трансформации экономики Китая промышленность провинции Хэнань сталкивается с необходимостью постоянного развития человеческого капитала. С одной стороны, усиливается спрос на высококвалифицированные кадры, растут затраты на привлечение и удержание специалистов. С другой стороны, технологический прогресс и автоматизация производства приводит к исчезновению традиционных рабочих мест. Данное обстоятельство вызывает необходимость кратно увеличивать затраты на образование и профессиональную переподготовку кадров. Создание информационно-ресурсного центра регионального уровня с открытой образовательной онлайн-платформой способствовало бы решению задач подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров для промышленности провинции Хэнань.

Потенциал развития сквозных передовых технологий промышленности возрастает по мере усиления внешнеэкономических взаимодействий. У провинции Хэнань есть все возможности укреплять экономическое сотрудничество со странами, расположенными по линии «Один пояс — один путь», внедрять передовые технологии и опыт управления, способствовать трансформации и модернизации промышленности. Заинтересованность в увеличении экспорта заставляет промышленные предприятия инвестировать в научно-технологические инновации, увеличивать долю высокотехнологичной продукции с максимальным размером добавленной стоимости. Следует ориентировать предприятия на внедрение передового производственного оборудования и процессов для повышения эффективности производства и качества продукции, сосредоточить усилия на развитии стратегических перспективных и конкурентоспособных отраслей, стимулировать предприятия к увеличению инвестиций в НИОКР.

Необходимо содействовать развитию промышленной агломерации путем создания промышленных кластеров и парков. Опираясь на преимущества географического положения провинции, следует создавать специализированные и уникаль-

ные промышленные кластеры для формирования эффекта масштаба и промышленной синергии. Для этого нужно содействовать построению открытой экономической системы, укреплять торговое сотрудничество со странами, расположенными по линии действия инициативы «Один пояс — один путь», расширять масштабы и объемы торговли, увеличивать доходы от внешних инвестиций. Должна быть сформирована стратегия создания вспомогательной инфраструктуры и услуг для новых промышленных предприятий, содействующая расширению и синергетическому развитию цепочек поставок промышленности, включая малые и средние предприятия, превращая их в значимых участников отраслевой цепочки поставок.

Создание регионального бренда промышленных предприятий провинции Хэнань является важной инициативой, направленной на повышение конкурентоспособности промышленности. Промышленные предприятия провинции Хэнань должны использовать стратегию «Один пояс — один путь», чтобы усилить управление качеством продукции, обратить внимание на технологические инновации и дизайнерские идеи, повысить эффективность производства и конкурентоспособность продукции. При этом активно развивать сотрудничество между предприятиями и университетами, научно-исследовательскими институтами, усиливать трансформацию результатов научных исследований в промышленные разработки, повышать инновационную способность и технологическое содержание.

Создание промышленного стандарта и системы сертификации качества в соответствии с международными стандартами — ключ к созданию бренда. Промышленные предприятия провинции Хэнань должны активно участвовать в разработке и пересмотре отраслевых стандартов, а также содействовать внедрению международных стандартов, таких как сертификация ISO. Необходимо работать над повышением качества и надежности продукции за счет соблюдения требований стандартов и сертификации, а также над повышением доверия и признания продукции со стороны потребителей.

REFERENCES

1. Li Dan, Han Xiao Ying, Shi Yu Ying. The «One Belt and One Road» strategy pulls research on the modernization of production in Henan Province. Scientific Community (scientific education). 2019. No. 1092 (02). Pp. 140-182.

2. Lu Fang, Guo Xing. A brief analysis of the role of Zhengzhou as a link in the «One Belt, One Road» strategy. Jiangsu Business Theory. 2017 (05). Pp. 25-29.

3. Chen Jimin. Correct understanding of the «Belt and Road». URL: http://theory.people.com.cn/ n1/2018/0226/c40531-29834263.html/ (date of access: 28.08.2023).

4. Zhang Xiaochong. Ten years of the Belt and Road have brought fruitful results, the opening to the outside world has contributed to high-quality economic development. URL: https://www.yidaiyilu.gov.cn/pZ325272. html/ (date of access: 26.06.2023).

5. Qi Hui. Unleash greater viability of China-EU trains. URL: http://www.northnews.cn/p/2244999.html/ (date of access: 19.09.2023).

6. Transcript of the 9th anniversary of the joint construction of the «Belt and Road». «One Belt, One Road» in China. URL: https://www.yidaiyilu.gov.cn/p/281310.html/ (date of access: 01.10.2023).

7. «How the three branches were divided». State Statistical Office. URL: http://www.stats.gov.cn/zs/tjws/ tjbz/202301/t20230101_1903768.html/ (date of access: 07.10.2023).

8. «How the three branches were divided». State Statistical Office. URL: http://www.stats.gov.cn/zs/tjws/ tjbz/202301/t20230101_1903768.html/ (date of access: 23.10.2023).

9. Bulletin of Statistics of the National Economic and Social Development of Henan Province, 2022. Henan Provincial Bureau of Statistics. URL: https://tjj.henan.gov.cn/2023/03-22/2711851.html/ (date of access: 23.10.2023).

10. Got a prize! Nine years of research to break the monopoly, China will drag this technology into the international leader. URL: https://www.sohu.com/a/296783086_658631/ (date of access: 22.10.2023).

11. Chen Hui. Henan Province's three-year action plan to create a strong manufacturing province was presented, aimed at creating 28 modern industrial chains worth 100 billion. URL: https://www.henan.gov. cn/2023/08-17/2798024.html/ (date of access: 17.10.2023).

12. Zhou Ji Chang. Measures and proposals to accelerate the restoration of the industrial base in Henan province, large river network. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1766304117364364212&wfr=spider& for=pc/ (date of access: 19.10.2023).

Поступила в редакцию: 08.11.2023.

Принята к печати: 20.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.