Научная статья на тему 'Анализ производственной деятельности ОАО «ИПП» в контексте современных тенденций на российском рынке перевалки наливных грузов'

Анализ производственной деятельности ОАО «ИПП» в контексте современных тенденций на российском рынке перевалки наливных грузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗООБОРОТ / РЫНОК ПЕРЕВАЛКИ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ / CARGO TURNOVER / BULK CARGO TRANSSHIPMENT MARKET / PRODUCTION INDEXES / WAYS TO INCREASE PRODUCTION OUTPUT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лепехина Юлия Александровна

В статье рассмотрен грузооборот морских портов России, определены рыночные позиции ОАО «ИПП», дана оценка производственных результатов деятельности предприятия, предложены пути увеличения объемов перевалки.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лепехина Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article Russian sea ports cargo turnover is examined, open joint-stock company “IPP” position on market is identified, activity results are evaluated, means to increase the cargo turnover are proposed.

Текст научной работы на тему «Анализ производственной деятельности ОАО «ИПП» в контексте современных тенденций на российском рынке перевалки наливных грузов»

УДК 338.47:656.6 Ю. А. Лепехина,

канд. экон. наук, ФГБОУ ВПО «Государственный морской университет им. адм. Ф. Ф. Ушакова»

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ИПП» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ПЕРЕВАЛКИ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ

ANALYSIS OF OPEN JOINT-STOCK COMPANY “IPP” PRODUCTION ACTIVITY IN CONTEXT OF BULK CARGO TRANSSHIPMENT CURRENT TRENDS ON RUSSIAN MARKET

В статье рассмотрен грузооборот морских портов России, определены рыночные позиции ОАО «ИПП», дана оценка производственных результатов деятельности предприятия, предложены пути увеличения объемов перевалки.

In this article Russian sea ports cargo turnover is examined, open joint-stock company “IPP” position on market is identified, activity results are evaluated, means to increase the cargo turnover are proposed.

Ключевые слова: грузооборот, рынок перевалки наливных грузов, производственные показатели, пути улучшения производственных результатов

Key words: cargo turnover, bulk cargo transshipment market, production indexes, ways to increase production output.

МОРСКИЕ порты занимают важное место в транспортной инфраструктуре России, через которые осуществляется перевалка большей части экспортных, импортных и транзитных грузов.

По данным на 01.01.2011 г., Российская Федерация располагает 64 морскими портами. Наиболее крупными являются 11 портов, выполняющих 90 % всего объема перегрузочных работ и 100 % перевалки наливных грузов. К ним относятся:

1) Северный бассейн — Мурманск и Архангельск;

2) Балтийский бассейн — Санкт-Петербург и Калининград;

3) Черноморско-Азовский бассейн — Новороссийск и Туапсе;

4) Дальневосточный бассейн — Владивосток, Находка, Восточный, Ванино, Холмск.

Оценка работы морской отрасли в текущем году показала как увеличение, так и уменьшение объемов грузопотоков по некоторой номенклатуре грузов.

Анализ грузооборота российских портов демонстрирует положительную динамику: в 2010 г. благодаря наметившемуся подъему в мировой экономике объем перевалки грузов в морских портах России вырос по сравнению с 2009 г. на 6,0 %, хотя темпы прироста оказались меньше, чем годом ранее (9,2 %). Вместе с тем в 2010 г. объем перевалки грузов в морских портах России составил 526 млн т, впервые превысив пятисотмиллионную отметку.

Объем перевалки сухих грузов увеличился на 6,6 %, наливных — на 5,5 % и достиг

314,4 млн т (см. рис. 1).

Экспортных грузов в 2010 г. было перегружено 404,2 млн т, что на 5,0 % больше по сравнению с прошлым годом. Их них: нефти 151,1 млн т, нефтепродуктов 95,5 млн т, минеральных удобрений 12,7 млн т (см. рис. 2).

Выпуск 1

Рис. 1. Объем перевалки грузов в морских портах России

450 400 350 -300 -250 200 -150 -100 50 Н 0

43т7

146,1 144,9

У 385 , 404,2

142,8 151,1

86,1 . 95,5

/

□ Минеральные удобрения

□ Прочие

□ Нефть

П Нефтепродукты

2009 г.

2010 г.

Рис. 2. Объем перевалки основных экспортных грузов в морских портах России

Перевалка экспортных наливных грузов в 2010 г. выросла на 7,5 % по сравнению с 2009 г. и достигла 248 млн т. Объем перевалки сырой нефти увеличился на 8,3 млн т, или на 5,8 %, нефтепродуктов — на 9,4 млн т, или на 10,9 %.

Перевалка пищевых и химических грузов наливом сократилась на 22,1 и на 20,9 % соответственно.

Перевалка экспортных cухогрузов выросла на 1,9 млн т (1,2 %) прежде всего за счет угля на ас 3,0 млн т (4,7 %), минеральных удобрений на 2,7 млн т (27,0 %), а также прочих навалочных гру-

| зов на 1,7 млн т (в 1,7 раза), грузов в контейнерах на 1,7 млн т (20,6 %), металлолома на 0,5 млн т

(18,5 %) и лесных грузов на 0,34 млн т (5,9 %). Снижение было отмечено в перевалке руды (на

14,4 %), зерна (на 34,5 %), черных (на 5,1 %) и цветных (на 12,4 %) металлов [1].

Динамика производственных результатов ОАО «ИПП» существенно отличалась от общерыночных тенденций: на фоне улучшения конъюнктуры рынка морских перевозок, увеличения грузооборота российских морских портов, роста экспорта минеральных удобрений и нефтепродуктов объем перевалки предприятия снизился, подтверждением чему являются данные табл. 1.

Таблица 1

Объемы перевалки ОАО «ИПП» за 2009-2010 гг.

Вид груза Объемы, тыс. т Темп роста, % Структура, %

2009 г. 2010 г. изменение 2009 г. 2010 г. изменение

Нефтепродукты 6528,3 5616,6 -911,7 86,03 92,4 91,6 -0,8

КАС 540,0 516,0 -24,0 95,56 7,6 8,4 0,8

Всего, в том числе 7068,3 6132,6 -935,7 86,76 100,0 100,0 0,0

экспорт 6564,0 5553,0 -1011,0 84,60 92,9 90,5 -2,3

каботаж 504,3 579,6 75,3 114,93 7,1 9,5 2,3

В соответствии с данными табл. 1 грузооборот ОАО «ИПП» в 2010 г. снизился на 13,24 % и составил 6,1 млн т. В связи со снижением интенсивности грузопотоков нефтепродуктов в направлении Италии, Турции, Израиля, Франции объемы перевалки на терминале уменьшились почти на 14 % — до 5,6 млн т.

Перевалка КАС также сократилась — на 4,44 %, до 516 тыс. т, что обусловлено низким спросом на удобрения — цена российских удобрений перестала быть привлекательной для импортеров, так как выросла за последний год более чем в два раза, а Китай предложил потребителям более выгодные условия.

В структуре грузооборота ОАО «ИПП» в 2010 г. произошло сокращение удельного веса нефтепродуктов с 92,4 до 91,6 %, который, однако, остался подавляющим.

Если экспортные поставки были сокращены на 15,4 %, то объемы перевалки каботажных грузов, напротив, выросли почти на 15 %, что связано с увеличением объемов перевалки бункеровочного топлива в Новороссийском порту, расширением сотрудничества с ОАО «Флот «НМТП» и ООО «Черноморская буксирная компания». Доля экспорта несколько снизилась (на 2,3 %) и составила в 2010 г. 90,5 %, в то время как доля перевалки каботажных грузов не превысила 9,5 %.

Падение объемов перевалки ОАО «ИПП» не позволило удержать прошлогодние позиции как на рынке перевалки наливных грузов, так и на экспортно-ориентированном рынке стивидорных услуг (см. табл. 2).

Таблица 2

Доля ОАО «ИПП» на российском рынке перевалки грузов, %

Показатель 2009 г. 2010 г. Изменение

Доля на российском рынке перевалки наливных грузов 2,37 1,95 -0,42

Доля в экспорте через морские порты 1,70 1,37 -0,33

Из данных табл. 2 следует, что доля ОАО «ИПП» на российском рынке перевалки наливных грузов в 2010 г. составила 1,95 %, снизившись относительно данных предшествующего периода на

0,42 %. При этом через терминал экспортировалось 1,37 % всех грузов, обрабатываемых в морских портах России.

Наиболее значимыми отраслевыми факторами, негативно повлиявшими на рыночные позиции ОАО «ИПП», стали:

— повышение уровня конкуренции между предприятиями, осуществляющими перевалку нефтепродуктов в стране и в регионе, где ОАО «ИПП» осуществляет свои операции;

Выпуск 1

Выпуск 1

— перебои или задержки в работе российских железных и автомобильных дорог;

— введение новых нормативных актов РАО «РЖД»;

— изменение тарифной политики предприятий транспортной отрасли, в особенности изменение железнодорожных тарифов;

— строительство новых перегрузочных терминалов организаций-конкурентов;

— конъюнктура мирового фрахтового рынка, обусловливающая рост ставок на перевозку грузов;

— рост цен на энергетические ресурсы;

— снижение объема перевалок или уменьшение клиентской базы.

Основным грузом, переваливаемым на терминале ОАО «ИПП», на протяжении последних лет является дизельное топливо.

В 2010 г. основным получателем российского дизельного топлива являлась Италия (27 %). Структура экспортных отгрузок ОАО «ИПП» схожа — Италия является основным получателем дизельного топлива, переваливаемого терминалом, на нее приходится около 60 % объема перевалки данного груза (см. рис. 3).

Рис. 3. Структура экспорта дизельного топлива: а — общероссийского; б — через ОАО «ИПП»

б

а

Потребителями российских удобрений являются государства всех континентов мира, причем список рынков сбыта возглавляют страны дальнего зарубежья, что является редким случаем в российской экспортной практике.

До 2008 г. лидирующее положение среди государств-получателей российских удобрений занимал Китай, однако поставки за последние два года в эту страну резко сократились и на первое место вышла Индия. Бразилия и США занимают второе и третье места по потреблению российских удобрений соответственно. Высокий спрос предъявляют и другие покупатели дальнего зарубежья, среди которых Мексика, Турция, Сербия, Швейцария, Малайзия, Перу, Бельгия и другие государства.

Большое количество удобрений ежегодно уходит в Украину, что ставит ее на шестое-седь-мое место среди всех перечисленных стран [2].

По данным за 2010 г., российские удобрения экспортировались преимущественно в четыре страны — Индия (15 %), Бразилия (13 %), Китай (10 %), США (7 %).

Структура экспорта российских удобрений представлена на рис. 4.

Прочие страны 43%

*

и

Бразилия

13%

Швейцария I-

2% МексикаУкРаина Т^ия 7/0

оо/ 3% 4%

Рис. 4. Структура экспорта российских удобрений

Ведущими странами-импортерами карбамидно-аммиачной смеси являются США, Австралия, Аргентина, Германия, Канада. Через терминал ОАО «ИПП» отгрузка КАС производится главным образом в США (см. рис. 5).

На основании рассмотренных данных можно заключить, что низкие результаты производственной деятельности ОАО «ИПП» в 2010 г. привели к потере предприятием рыночной доли, несмотря на то что конъюнктура рынка перевозок была в целом благоприятной. Поэтому менеджменту предприятия необходимо реализовать ряд мер, направленных на увеличение объемов перевалки, таких как:

1) расширение договорных связей с производителями темных и светлых нефтепродуктов. Поскольку одним из конкурентных преимуществ терминала ОАО «ИПП» является его универсальность, следует уделить повышенное внимание изучению производителей бензина и керосина, который занимает важную роль во внешней торговле России;

2) установление долгосрочных договорных отношений с бункеровочными компаниями за счет проведения гибкой ценовой политики;

Выпуск 1

3) поддержание безупречного сервисного обслуживания клиентов, что позволит не допустить уход грузопотока в порты других государств, а также российские порты. В этой области необходимо сократить до минимума время обработки судов, в том числе за счет эффективного взаимодействия с железной дорогой ОАО «НМТП».

Необходимо также обеспечить исключение рисков аварийных разливов нефтепродуктов и их ненормативных потерь, которые имеют место на терминале. Наиболее часто на терминале ОАО «ИПП» происходят потери нефтепродуктов вследствие утечек, «малого дыхания» резервуарного парка и в результате смешения.

Для устранения вышеперечисленных причин ненормативных потерь нефтепродуктов необходимо заменить морально устаревший резервуарный парк ОАО «ИПП» на новый, а также уделить внимание подготовке персонала, осуществляющего работы по сливу нефтепродуктов из цистерн и обслуживанию резервуарного парка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) увеличение пропускной способности терминала и устранение ограничивающих факторов в его развитии за счет реконструкции существующей инфраструктуры. Данное мероприятие нельзя рассматривать изолированно от вышеперечисленных, так как только привлечение новых грузопотоков позволит обеспечить загрузку вводимых в эксплуатацию мощностей.

Список литературы

1. http://www.transrussia.net/

2. http://transnefteproduct.ru/

УДК 338.001.76 В. М. Пуганова,

аспирант,

ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА ТРАНСПОРТЕ

REGIONAL CONTEXT OF PUBLIC — PRIVATE PARTNERSHIP ON TRANSPORT

m

Статья посвящена становлению и развитию региональных ГЧП проектов на транспорте. В ней представлено обоснование и спектр развития ГЧП проектов на транспорте, дана характеристика институциональной среды становления партнерства, региональной законодательной базы, схем развития партнерства на транспорте.

The article focuses on the establishment and development of regional PPP projects on transport. It presents the justification and range of development of PPP projects on the transport, the characteristic of the institutional environment of formation of partnership, the regional legislation, schemes of development of partnership on transport.

Ключевые слова: регион, транспорт, государственно-частное партнерство, концессия, модели (схемы) концессий.

Key words: region, transportation, and public-private partnership, concessions, models (schemas) concessions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.