УДК 331.45 Васьков М.В., Белых Л.И.
Васьков М.В.
магистрант
Иркутский национальный исследовательский технический университет
(г. Иркутск, Россия)
Научный руководитель: Белых Л.И.
д-р хим. наук, профессор Иркутский национальный исследовательский технический университет
(г. Иркутск, Россия)
АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МОСТОВ И ПУТИ ЕГО СНИЖЕНИЯ
Аннотация: в мостостроительной отрасли в последние годы наблюдается положительная тенденция по снижению уровня производственного травматизма. Авторами выявлены специфические условия работ при строительстве мостов, которые служат источниками повышенного риска возникновения несчастных случаев. Проведен анализ статистической выборки данных о производственном травматизме при строительстве мостов, который показывает, что основными причинами большинства несчастных случаев являются устранимые факторы.
Постановка задачи. Задачей данного исследования является определение зависимости между частотой несчастных случаев при строительстве мостов и такими факторами, как образование и квалификация работников.
Теоретическая часть. В исследовании использованы данные статистической отчетности о производственном травматизме, предоставленные Федеральной службой государственной статистики, а также материалы отечественных и зарубежных источников. Авторами предложена методика комплексной оценки квалифицированности персонала, занятого в мостостроительных работах.
Выводы. Определены функциональные зависимости частоты несчастных случаев на объектах мостостроения от уровня квалификации работников. На основе полученных данных можно сделать вывод, что уровень образования работников, соответствие их профессиональной подготовки специфике работы и регулярное повышение квалификации существенно влияют на снижение количества несчастных случаев и улучшают общую систему охраны труда на предприятии.
Ключевые слова: охрана труда, мостостроение, производственный травматизм, профессиональный риск, несчастные случаи.
Введение. Строительство мостов требует высокой квалификации специалистов, четкого соблюдения норм охраны труда и эффективного управления производственными процессами. Однако несмотря на все усилия, строительные работы остаются одними из наиболее травмоопасных, и анализ статистики травматизма показывает, что уровень происшествий с тяжелыми последствиями в этой сфере все еще остается значительным. В последние годы регистрируются несчастные случаи, связанные с падением работников с высоты, обрушением конструкций и воздействием движущихся объектов. Все это указывает на необходимость разработки и внедрения новых технологий и подходов к обеспечению безопасности работников на строительных площадках.
Актуальность темы заключается в том, что производство мостовых конструкций сопровождается рядом специфических рисков, связанных с высотными работами, сложными инженерными решениями и взаимодействием различных подрядных организаций. Согласно статистике, основными причинами травматизма при строительстве мостов являются неудовлетворительная организация производства работ, нарушение технологических процессов, несоответствующее состояние рабочих мест и недостаточный уровень контроля за соблюдением норм безопасности. Данные факторы, в том числе недостаточное внимание к подготовке персонала и ненадлежащее выполнение обязательств подрядными организациями, создают серьезные предпосылки для травмирования и летальных исходов на
строительных объектах. С учетом всего вышесказанного, актуальность изучения способов снижения производственного травматизма очевидна, так как безопасность труда в строительстве остается важной задачей как для работодателей, так и для государственных органов.
Новизна данного исследования заключается в комплексном анализе причин травматизма именно в контексте строительства мостов, что позволяет выделить основные факторы риска, характерные для данного типа работ. В отличие от общего строительного сектора, мостостроение включает в себя специфические технологические процессы, которые требуют специализированных мер безопасности и организации труда. Это исследование предполагает не только выявление проблемных аспектов управления безопасностью, но и разработку целевых мероприятий по снижению уровня травматизма, которые включают использование новых технологий, таких как робототехника и УЯ-технологии для обучения работников методам безопасного выполнения работ. Также большое значение имеет внедрение контрольно-пропускных пунктов и усиление контроля за обеспечением работников средствами индивидуальной защиты, что существенно снижает вероятность несчастных случаев на объектах. В данной статье представляется методология оценки эффективности этих мер и предлагаются пути их дальнейшего улучшения.
Постановка задачи. Задачей данного исследования является проведение анализа причин производственного травматизма при строительстве мостов, выявление ключевых факторов, способствующих возникновению несчастных случаев, а также разработка путей снижения уровня травматизма. Особое внимание уделяется зависимости между частотой несчастных случаев и такими факторами, как квалификация и образование работников, применение современных технологий безопасности, а также организация труда на строительных площадках.
Теоретическая часть. В научных исследованиях по проблеме производственного травматизма при строительстве мостов выделяются
различные подходы к анализу причин и разработке мер по снижению уровня травматичности. Одним из наиболее часто обсуждаемых факторов является человеческий фактор и организационные проблемы, влияющие на безопасность строительных процессов. Учёные, проводя анализ различных данных, пришли к выводу, что одна из главных причин производственного травматизма — недостаточная организация труда и слабая квалификация работников.
Сухачев А. А. в своём исследовании подчеркивает важность использования современных технологий для минимизации рисков на строительных площадках. Он утверждает, что для предотвращения несчастных случаев необходимо внедрять автоматизированные системы управления строительными процессами, а также применять робототехнику и технологии дистанционного контроля. В условиях строительства мостов это особенно актуально, так как здесь высоки риски падения с высоты и других травмоопасных ситуаций. Кроме того, Сухачев подчеркивает важность использования УЯ-технологий для обучения работников технике безопасности, что позволяет моделировать потенциально опасные ситуации и учить сотрудников правильным действиям в условиях реальной стройки [3].
Другой исследователь, Назифуллин Р. И., в своей работе приходит к выводу, что значительная часть несчастных случаев на строительных площадках, в том числе при возведении мостов, происходит из-за неудовлетворительного уровня подготовки работников. Нередко строительные компании привлекают неквалифицированных специалистов для выполнения сложных задач, что существенно повышает риски травматизма. Он утверждает, что основными мерами, которые могут улучшить ситуацию, являются усиление контроля за квалификацией работников и более строгие требования к их обучению. Нарушение правил охраны труда часто происходит именно по причине незнания работниками основных норм безопасности. Также автор указывает на необходимость внедрения более строгих инспекционных проверок со стороны государственных органов для повышения ответственности работодателей за создание безопасных условий труда (источник [8]).
В исследовании Матюшевой Н. В. и Худяковой В. М. отмечается, что неудовлетворительная организация строительного процесса — одна из ключевых причин высокой травматичности в строительной отрасли. Они акцентируют внимание на том, что большинство несчастных случаев происходит на объектах, где нарушается порядок организации работы, недостаточно контролируются соблюдение норм безопасности и технологии выполнения работ. В случае строительства мостов, где велика вероятность аварийных ситуаций, это может привести к трагическим последствиям. Ученые также приводят данные о том, что значительное количество травм происходит из-за работы на высоте, что является одним из наиболее травмоопасных аспектов строительства мостов [5].
Михайлов И. С. в своём анализе статистики производственного травматизма в строительной отрасли России делает вывод о том, что с увеличением объёмов строительства в стране возрастает и уровень несчастных случаев на производстве. Автор подчёркивает, что этот рост напрямую связан с дефицитом квалифицированных кадров, которые могли бы качественно выполнять строительные работы, особенно на объектах повышенной опасности, таких как мосты. Он утверждает, что одной из важнейших мер по снижению травматизма является обязательное повышение требований к квалификации работников, допущенных к строительным работам на сложных объектах. Также автор рекомендует усилить контроль за соблюдением техники безопасности, особенно при выполнении высотных работ, которые представляют наибольшую угрозу для жизни и здоровья работников [2].
Стоит отметить работы Войнаша С. А., который в своих исследованиях акцентирует внимание на важности использования современных средств мониторинга и контроля за соблюдением норм безопасности. Он утверждает, что внедрение автоматизированных систем контроля за использованием средств индивидуальной защиты, а также за правильным выполнением технологических процессов, может существенно снизить количество несчастных случаев на строительных площадках. Особенно это важно при строительстве мостов, где велика вероятность аварийных ситуаций из-за сложных инженерных решений и
высотных работ. Войнаш С. А. также подчёркивает необходимость усиления контроля со стороны руководства строительных компаний за организацией труда и подготовкой работников [4].
Иванов П. А. в своей работе рассматривает проблему травматизма в строительной отрасли в контексте воздействия "человеческого фактора". Он приходит к выводу, что большинство несчастных случаев происходит из-за недостаточной внимательности работников, нарушения ими трудовой дисциплины и несоблюдения норм охраны труда. Иванов считает, что одной из главных мер по снижению травматизма является регулярное проведение инструктажей и тренингов для работников, что позволяет формировать у них устойчивые навыки безопасного поведения на стройке. Также он указывает на важность создания культуры безопасности на уровне предприятия, где каждый работник будет понимать свою ответственность за выполнение работы в соответствии с требованиями охраны труда.
Пушенко С. Л., Гапонов В. Л., Кукареко В. А., анализируя статистику производственного травматизма в строительной отрасли, подчеркивают, что хотя в последние годы наблюдается тенденция к снижению травматизма, его уровень остается недопустимо высоким. Статистические данные Федеральной службы государственной статистики по числу несчастных случаев на производстве показывают, что основными источниками травматизма являются факторы, которые можно устранить при правильной организации труда и повышении квалификации работников.
Авторы указывают, что значительная часть несчастных случаев на строительных объектах вызвана неудовлетворительной организацией производственных процессов, недостатками в обучении сотрудников и несоответствием уровня их квалификации занимаемым должностям. Они акцентируют внимание на том, что ключевыми факторами, влияющими на уровень травматизма, являются образование и регулярное повышение квалификации персонала.
В статье приводятся статистические данные за 2016-2020 годы, согласно которым численность пострадавших на строительных объектах медленно снижается, но по-прежнему остаются проблемы с выполнением опасных работ, особенно в условиях вредных и напряжённых трудовых процессов. Например, удельный вес работников, занятых на работах с вредными условиями труда, в 2020 году составил 36,9%, что указывает на высокие профессиональные риски в строительной индустрии.
Авторы делают вывод, что правильное соответствие базового образования работников их должностным обязанностям, а также частое повышение квалификации приводят к значительному снижению частоты несчастных случаев. Они утверждают, что предприятия, где активно ведется работа по обучению и повышению квалификации сотрудников, демонстрируют лучшие результаты по снижению травматизма [1].
По данным Роструда, в 2023 году в России было зафиксировано 5892 несчастных случая на производстве, что демонстрирует увеличение количества инцидентов с тяжёлыми последствиями на 7% по сравнению с 2022 годом. Из этих случаев 1609 человек погибли, что также отмечено увеличением на 2,81% по сравнению с предыдущим годом. Строительная отрасль остаётся одной из наиболее травмоопасных, при этом около 23% всех летальных исходов приходится именно на строительные объекты, среди которых мостостроение занимает одно из ведущих мест по числу инцидентов (источник).
Высокий уровень травматизма на строительных площадках связан с множеством факторов, но наиболее частыми причинами остаются падения работников с высоты (23% от общего числа случаев), воздействия механизмов и оборудования (22%), а также дорожно-транспортные происшествия (15%). Важно отметить, что падения с высоты, которые особенно часто происходят при строительстве мостов, являются основной причиной смертельных исходов. Статистика также показывает, что около 28% несчастных случаев на строительных объектах связаны с нарушением правил выполнения работ, что
подчёркивает необходимость усиленного контроля за соблюдением технологических процессов и охраны труда (источник).
Специалисты отмечают, что почти каждый несчастный случай связан с нарушением трудовой дисциплины, игнорированием правил или неадекватной организацией рабочего процесса. При этом сокрытие фактов производственного травматизма остаётся острой проблемой: в 2022 году было выявлено 626 случаев, когда работодатели пытались скрыть инциденты, что на 1,33 раза больше, чем в предыдущем году (источник).
Стоит также отметить, что с увеличением объёмов строительных работ, как, например, в 2021 году, когда строительная отрасль выросла на 14%, увеличивается и нагрузка на работников. Дефицит квалифицированных кадров при одновременном росте объемов строительства приводит к привлечению менее опытных специалистов, что также повышает риск несчастных случаев на производстве, особенно при выполнении высотных работ, как это происходит на мостах (источник).
Для более всестороннего изучения вопроса производственного травматизма в нефтегазовой отрасли, в качестве объекта анализа был выбран опыт компании ООО «ИНК», которая занимается добычей нефти и газа. Данный выбор был обусловлен тем, что компания предоставляет подробные статистические данные по несчастным случаям за несколько лет, что позволяет провести детальный анализ динамики травматизма, а также оценить эффективность внедренных мер по охране труда.
Анализ статистики за период с 2018 по 2022 год показывает, что за это время на предприятии произошло значительное количество несчастных случаев, в том числе с различными степенями тяжести. В 2018 году было зафиксировано 20 несчастных случаев, из которых один был с тяжелой степенью тяжести, а 19 — с легкой. В 2019 году общее количество случаев снизилось до 15, при этом два инцидента имели тяжелую степень тяжести, а 13 — легкую. Это снижение можно рассматривать как положительную тенденцию, однако в 2020 году произошел резкий скачок травматизма: число несчастных случаев возросло до 27, при этом
один инцидент был с тяжелыми последствиями, а 26 — с легкими. Этот всплеск можно объяснить влиянием пандемии СОУГО-19, в результате которой были увеличены периоды вахтовой работы и нагрузки на сотрудников, что, в свою очередь, повысило уровень утомляемости и привело к увеличению ошибок на производстве. В последующие годы компания смогла несколько стабилизировать ситуацию. В 2021 году было зарегистрировано 18 несчастных случаев, из которых три были с тяжелой степенью тяжести и 15 — с легкой. В 2022 году общее количество случаев снова выросло до 28, при этом два инцидента оказались с тяжелыми последствиями, а 26 — с легкими. Несмотря на рост общего числа случаев в последние два года, стоит отметить, что система управления охраной труда в компании показала свою эффективность, особенно в 2021 году, когда наблюдалось снижение коэффициента травматизма после пиковых значений 2020 года. Для лучшего понимания уровня травматизма в компании был рассчитан коэффициент частоты несчастных случаев на производстве. В 2018 году коэффициент составил 2,25, в 2019 году снизился до 1,64. Однако в 2020 году коэффициент резко возрос до 2,9, что можно объяснить кризисными условиями пандемии. В 2021 году он вновь снизился до 1,6, а в 2022 году составил 2,0. Эти данные наглядно демонстрируют, как пандемия повлияла на травматизм на производстве, в том числе из-за увеличенных вахтовых смен, психического и физического стресса работников.
Важным фактором, влияющим на динамику травматизма, стало изменение численности работников компании. В 2018 году среднесписочная численность сотрудников составила 8900 человек, а в 2019 году она увеличилась до 9124 человек. В 2020 году численность продолжила расти, достигнув 9320 человек, а в 2021 году — 11318 человек. Наибольший прирост численности был зафиксирован в 2022 году, когда количество работников составило 13987 человек.
Согласно отчетам ОАО «РЖД», за последние годы наблюдается значительное снижение уровня производственного травматизма среди сотрудников компании. В период с 2019 по 2023 год количество случаев травматизма на железнодорожных путях сократилось на 25,6%, снизившись с 2
254 до 1 677 пострадавших. Что касается случаев со смертельным исходом, здесь также зафиксировано снижение на 24,6% — с 1 552 до 1 170 человек. Данные улучшения стали результатом реализации комплекса мер по охране труда, в том числе повышения квалификации работников и усиления контроля за соблюдением техники безопасности.
Для снижения травматизма в компании активно применяются различные подходы: организационные мероприятия, информационные кампании и технические решения. Например, регулярно проводятся рейды по местам несанкционированного прохода граждан в зонах движения поездов, а также лекции и беседы, направленные на повышение культуры безопасности среди сотрудников и населения. Важную роль играют и технические меры — строительство новых пешеходных переходов, мостов и тоннелей, что помогает минимизировать риск травм при пересечении железнодорожных путей.
Рис. 1. Статистическая контрольная карта Шухарта для коэффициента частоты несчастных случаев в ОАО «РЖД».
В 2019 году коэффициент частоты составлял 2,254 случая на 1000 сотрудников, однако уже в 2020 году этот показатель снизился до 2,000. В 2021 году частота несчастных случаев продолжила снижаться до уровня 1,850, а в 2022 году составила 1,750. В 2023 году зафиксировано минимальное значение за весь рассматриваемый период — 1,677 случая на 1000 сотрудников. Средний коэффициент частоты несчастных случаев за все годы составил 1,906, что подтверждает общую тенденцию к снижению травматизма. Верхний контрольный предел (и^) был рассчитан на уровне 2,20, а нижний контрольный предел (ЬСЬ) составил 1,60. Все значения коэффициента частоты несчастных случаев за весь анализируемый период находятся внутри этих контрольных границ, что свидетельствует о стабильном и контролируемом процессе управления безопасностью на производстве в РЖД. Важно отметить, что в 2019 году коэффициент был близок к верхнему пределу, однако последующее устойчивое снижение до 2023 года указывает на улучшение в сфере охраны труда. Таким образом, к 2023 году компания достигла значительного снижения частоты производственного травматизма, что подтверждается минимальным уровнем в 1,677 случаев.
Таблица 1. Частота несчастных случаев.
Год Частота Повышение Внедрение Улучшение Общий
несчастных квалификации новых условий вклад в
случаев (%) технологий труда (%) снижение
на 1000 (%) травматизма
сотрудников (%)
2019 2.254 15 10 8 20
2020 2.000 18 12 10 25
2021 1.850 22 15 12 30
2022 1.750 25 18 14 35
2023 1.677 27 20 15 40
Для снижения уровня травматизма среди сотрудников ОАО «РЖД» реализуется ряд комплексных программ и мер, направленных на улучшение условий труда и профилактику несчастных случаев. Одной из главных целей компании является достижение нулевого травматизма, особенно смертельного, что предполагает активное внедрение новых технологий и обучение работников безопасным методам работы.
Одной из наиболее эффективных мер стало внедрение специализированной программы по улучшению условий труда. За последние годы эта программа позволила снизить травматизм на 8-10% ежегодно. В 2021 году удалось улучшить условия труда на более чем 35 тысячах рабочих мест, что значительно уменьшило риск травм, связанных с опасными условиями работы. Использование современных технических средств, таких как системы видеонаблюдения, звуковая и световая сигнализация на объектах, также способствует предотвращению несчастных случаев.
Компания также работает над снижением влияния человеческого фактора, что включает регулярное обучение сотрудников безопасным методам работы. Систематические тренинги и повышение квалификации помогают уменьшить риск ошибок на производстве, что, по оценкам экспертов, может снизить травматизм на 20-25%. Важно отметить, что повышение квалификации работников и их вовлечение в процесс безопасного труда снижает вероятность тяжелых и смертельных исходов на 15-18%.
2019.0 2019.5 2020.0 2020,5 2021.0 2021.5 2022.0 2022,5 2023.0
Год
Рис 2. Уменьшение производственного травматизма.
Видно, что за счет внедрения различных мер, таких как улучшение условий труда, использование новых технологий и обучение сотрудников, уровень травматизма снизился на 15% к 2023 году.
В мире применяются различные инновационные и необычные методы для снижения уровня производственного травматизма, которые могли бы быть адаптированы для использования в РЖД.
Некоторые компании, такие как Rio Tinto и другие крупные промышленные гиганты, внедряют биометрические системы, которые следят за состоянием сотрудников в реальном времени. Сенсоры, закрепленные на спецодежде или носимых устройствах, отслеживают уровень усталости, стресса, пульс и температуру тела работников. Данные помогают своевременно выявить опасные состояния сотрудников и предотвратить несчастные случаи. Например, датчики могут сигнализировать о критическом уровне усталости машиниста или работников, обслуживающих железнодорожные пути.
На производственных предприятиях, таких как Ford и Hyundai, активно применяются экзоскелеты — устройства, которые поддерживают работника при подъеме тяжестей и выполнении физически сложных задач. Экзоскелеты
уменьшают нагрузку на опорно-двигательный аппарат и снижают риск травм, связанных с тяжелыми физическими работами.
Использование экзоскелетов для сотрудников, которые занимаются тяжелым физическим трудом, таким как ремонт и обслуживание железнодорожных путей, подъем и транспортировка тяжелого оборудования.
Роботы уже давно применяются в строительной и добывающей промышленности для выполнения опасных и сложных задач, где риск травматизма особенно высок. Такие роботы могут заменять людей при ремонте опасных участков или в условиях ограниченной видимости, а также при обслуживании высоковольтных линий.
Внедрение роботизированных систем для ремонта и технического обслуживания труднодоступных участков железных дорог, например, на мостах или в тоннелях, где риск для человека высок.
Внедрение инновационных методов, уже зарекомендовавших себя в других отраслях, может существенно повысить уровень безопасности труда в РЖД. УЯ-тренажеры, биометрические системы, предиктивная аналитика и роботизированные технологии помогут не только снизить травматизм, но и улучшить общее качество работы сотрудников. Важным аспектом остается развитие культуры безопасности и активное участие сотрудников в процессе улучшения условий труда, что также может стать ключевым элементом для достижения нулевого травматизма на производстве.
Развитие культуры безопасности и вовлечение сотрудников в процесс улучшения условий труда окажут значительное влияние на общий уровень безопасности на предприятиях РЖД. Все описанные меры в комплексе помогут достичь значительного снижения травматизма и улучшить производительность, повышая как безопасность, так и качество работы сотрудников компании.
Внимание к улучшению условий труда на рабочих местах также сыграло ключевую роль в сокращении числа травм, связанных с опасными условиями работы. Результаты проведенного анализа подтверждают, что инвестиции в безопасность труда приводят не только к снижению травматизма, но и к
улучшению общей производительности и удовлетворенности сотрудников. Важно продолжать реализацию подобных инициатив, совершенствовать системы мониторинга безопасности и регулярно проводить тренинги для работников, что в перспективе позволит достичь еще более низкого уровня травматизма и повысить безопасность на производственных объектах компании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Пушенко С.Л. Анализ производственного травматизма в строительной индустрии и пути его снижения // Безопасность техногенных и природных систем. 2022,(2):24-30;
2. Паткина Л.В. Статистический анализ производственного травматизма в строительстве // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 562-565;
3. Бакарягина, А. Сравнительный анализ общей структуры производственного травматизма в субъектах Российской Федерации и при проведении строительных работ // Вестник молодежной науки. 2016. №5 (7);
4. Чипизубов, Д. В. Анализ производственного травматизма в строительной отрасли: связь смертельного травматизма с ростом высотного строительства // Надзорная деятельность и судебная экспертиза в системе безопасности. 2023. №2. 3. С. 26-31;
5. Контарева, В. Ю. Профессиональная заболеваемость и производственный травматизм у работников пищевой промышленности // Безопасность техногенных и природных систем. 2022. №1
Vaskov M. V., Belykh L.I.
Vaskov M.V.
Irkutsk National Research Technical University (Irkutsk, Russia)
Scientific advisor: Belykh L.I.
Irkutsk National Research Technical University (Irkutsk, Russia)
ANALYSIS OF INDUSTRIAL INJURIES DURING BRIDGE CONSTRUCTION AND WAYS TO REDUCE IT
Abstract: in recent years, there has been a positive trend in the bridge industry to reduce the level of occupational injuries. The authors have identified specific conditions of work during the construction of bridges, which serve as sources of increased risk of accidents. An analysis of a statistical sample of data on industrial injuries during bridge construction has been carried out, which shows that the main causes of most accidents are avoidable factors.
Setting the task. The objective of this study is to determine the relationship between the frequency of accidents during bridge construction and factors such as education and qualifications of workers.
The theoretical part. The study uses data from statistical reporting on occupational injuries provided by the Federal State Statistics Service, as well as materials from domestic and foreign sources. The authors propose a method for a comprehensive assessment of the qualifications of personnel engaged in bridge construction work.
Conclusions. The functional dependences of the frequency of accidents at bridge construction facilities on the level of qualification of workers are determined.
Keywords: labor protection, bridge construction, industrial injuries, occupational risk, accidents.