Научная статья на тему 'Анализ программных продуктов для автоматизации формирования учебного плана вуза'

Анализ программных продуктов для автоматизации формирования учебного плана вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2451
742
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебный план вуза / распространение ограничений / матричное преставление конечных предикатов. / educational plans of the university / distribution limitations / the matrix representation of the finite predicate

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фридман Ольга Владимировна

В статье проведен анализ программных продуктов, предназначенных дляавтоматизации формирования учебных планов вузов. Анализ доступныхпрограммных продуктов показал, что все из рассмотренных пакетов обладаютразличными недостатками. В рамках проводимых исследований разработаныметоды распространения ограничений на основе матричного преставленияконечных предикатов. Предлагается использовать имеющийся задел длярешения задачи автоматизации формирования учебных планов для вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фридман Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS SOFTWARE FOR AUTOMATING DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL PLANS OF THE UNIVERSITY

The article analyzes the software designed for automating development of educational plans of the university. analysis of the available software products showed that all of the considered packets have various disadvantages. As part of the research developed methods of distribution restrictions based on the matrix predicate final repose. It is proposed to use the existing foundation for solving the problem of automation of development educational plans of the university.

Текст научной работы на тему «Анализ программных продуктов для автоматизации формирования учебного плана вуза»

УДК 004.89, 004.9

О.В. Фридман

Институт информатики и математического моделирования технологических процессов Кольского НЦ РАН

АНАЛИЗ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА ВУЗА

Аннотация

В статье проведен анализ программных продуктов, предназначенных для автоматизации формирования учебных планов вузов. Анализ доступных программных продуктов показал, что все из рассмотренных пакетов обладают различными недостатками. В рамках проводимых исследований разработаны методы распространения ограничений на основе матричного преставления конечных предикатов. Предлагается использовать имеющийся задел для решения задачи автоматизации формирования учебных планов для вузов.

Ключевые слова:

учебный план вуза, распространение ограничений, матричное преставление конечных предикатов.

O.V. Fridman

ANALYSIS SOFTWARE FOR AUTOMATING DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL PLANS OF THE UNIVERSITY.

Abstract

The article analyzes the software designed for automating development of educational plans of the university. analysis of the available software products showed that all of the considered packets have various disadvantages. As part of the research developed methods of distribution restrictions based on the matrix predicate final repose. It is proposed to use the existing foundation for solving the problem of automation of development educational plans of the university.

Keywords:

educational plans of the university, distribution limitations, the matrix representation of the finite predicate.

Введение

Высшие учебные заведения осуществляют подготовку специалистов в соответствии с государственными стандартами специальностей высшего профессионального образования, учебно-программной документацией и другими нормативными документами, утвержденными на государственном уровне.

Непременным приложением и его составной частью любого общеобразовательного стандарта по специальности является типовой учебный план. На базе типового учебного плана вузом разрабатывается рабочий учебный план.

Учебный план - это государственный документ, на основе которого осуществляется подготовка специалистов.

Типовой учебный план - основной документ, устанавливающий государственный компонент соответствующей образовательно-профессиональной программы. Он устанавливает на государственном уровне минимальные объемы

162

учебных часов и циклов (блоков), перечень обязательных дисциплин в них, предоставляя, таким образом, самостоятельность высшим учебным заведениям в разработке вузовского компонента рабочего учебного плана данной специальности. В этом документе также указывается квалификация выпускаемого специалиста, приводятся дополнительные данные (например, перечень государственных экзаменов, виды практик и т.п.) и примечания.

Рабочий учебный план - это учебный план специальности конкретного высшего учебного заведения, разработанный на основе типового учебного плана с его дополнениями и корректировками (в соответствии с нормативными документами), учитывающий местные условия, специализацию, уточняющий календарную структуру, этапы учебного процесса.

Требования к уровню подготовки выпускников во многом определяет обязательный минимум содержания образовательно-профессиональных программ [1].

Общая характеристика содержания подготовки специалиста, то есть образовательно-профессиональная программа, выражается через перечень дисциплин и видов учебной работы обучающихся, объединенных в следующие циклы (блоки):

• цикл общих социально-гуманитарных дисциплин (цикл СГД);

• цикл общих естественнонаучных дисциплин (цикл ЕНД);

• цикл общепрофессиональных дисциплин по направлению подготовки (цикл ОПД);

• цикл специальных дисциплин (цикл СД);

• другие виды работ обучающегося (практика, военная подготовка, факультативы и др.).

Освоение уровня высшего профессионального образования обуславливается следующими показателями государственного стандарта:

1) цикл СГД составляет от общего объема программы не менее 20% - для высшего специального образования;

2) цикл естественнонаучных дисциплин составляет от 5 до 30% общего объема программы - для высшего специального образования;

3) цикл общепрофессиональных дисциплин составляет от 20 до 25% общего объема программы - для высшего специального образования;

4) цикл специальных дисциплин составляет от 15 до 25% общего объема программы - для высшего специального образования. Для реализации вузовского компонента образовательно-профессиональной программы в распоряжение Совета вуза отводиться не менее 90% общего объема программы. В общем объеме учебного материала не менее 15% отводится на учебные курсы по выбору обучающегося [1].

Учебный план является частью учебно-методической документации основной образовательной программы (ООП). Основными документами по планированию учебной работы являются примерные, базовые, рабочие и годовые учебные планы. Разработка примерных учебных планов в составе примерных основных образовательных программ в соответствии с Федеральным законодательством относится к компетенции Министерства образования и науки РФ [1].

163

Учебный план является государственным документом, определяющим основное содержание и сроки подготовки обучающегося в вузе, содержащим исходные данные для организации и планирования всех видов учебных занятий: перечень всех изучаемых дисциплин ООП и трудоемкость каждой из них (в зачетных единицах и академических часах), распределение времени по годам и семестрам в течение всего срока обучения, а также по видам занятий, характер практик и (или) научно-исследовательской работы, количество курсовых проектов (работ), зачетов, экзаменов.

Учебный план предусматривает необходимое соотношение учебных циклов их базовых и вариативных частей, закрепление теоретической базы обучения на практике. Последовательность изучения дисциплин (модулей), предусматриваемая учебным планом, основана на их преемственности и определяется логическими связями и зависимостями между ними, которые, в свою очередь, опираются на перечень компетенций (или их компонентов), последовательность, траекторию и сроки их формирования. Баланс учебного времени представляет собой сводные данные по бюджету времени в неделях. При его составлении необходимо произвести расчет количества недель по годам обучения и за весь период обучения, выделяемых на теоретическое обучение (в том числе и на экзаменационные сессии), практики, выпускные квалификационные работы, итоговую аттестацию и каникулы.

В календарном графике учебного процесса соответствующими символами для каждого курса и семестра обозначаются календарные дни (по неделям и месяцам) теоретического обучения, практик, экзаменационных сессий, каникул и итоговой государственной аттестации. Планируемое количество учебных недель, как правило, в нечетном семестре составляет 18, а в четном -16 недель. При составлении графика следует считать, что в году 52 недели.

Трудоемкость, выделяемая на изучение отдельных дисциплин (модулей), определяется объемом и характером формируемых компетенций, значением дисциплин (модулей) в системе подготовки, объемом курса, соотношением в нем теоретического материала и практических работ, воспитательными задачами и др. Учебный план предусматривает также рациональное распределе-ние дисциплин (модулей) по семестрам с точки зрения равномерной загруженности студента и эффективное использование кадрового и материально-технического потенциала вуза [2].

Требования к учебному плану

Учебный план должен удовлетворять следующим требованиям.

Общая трудоемкость освоения ООП не должна превышать нормативную трудоемкость, регламентированную ФГОС ВПО (240 зачетных единиц для бакалавриата и 120 - для магистратуры). Объем факультативных дисциплин, не включаемых в указанное количество зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.

Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными

164

для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП бакалавриата в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре. Раздел «Физическая культура» трудоемкостью 2 зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов подготовки, должен составлять не менее 360 часов.

Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 16 академических часов. В соответствии Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства от 14 февраля 2008 г. № 71, максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов, максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при освоении основной образовательной программы в заочной форме не может составлять более 200 академических часов.

Учебный год для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения начинается 1 сентября и заканчивается согласно календарному учебному графику. Сроки начала и окончания учебного года для студентов заочной формы обучения устанавливаются рабочим учебным планом.

Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. Студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам.

Учебный план основной образовательной программы подготовки бакалавра и магистра включает в себя следующие разделы: учебный план на весь срок обучения, бюджет времени в неделях, календарный график учебного процесса.

В соответствии с требованиями ФГОС общая трудоемкость учебной дисциплины не может быть менее 2 зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). При этом по дисциплинам, трудоемкость которых составляет более 3 зачетных единиц, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно») [2].

Формирование учебных планов

Формирование учебных планов должно быть основано на перечне компетенций (или их компонентов), последовательности, траектории и сроков их формирования. Определению состава компетенций предшествует дополнение перечня задач профессиональной деятельности (по видам деятельности), зафиксированных в ФГОС, и их конкретизация применительно к специфике, реализуемой ООП. После этого определяется содержание образования в виде перечней учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и других

165

компонентов, в которых должны быть приобретены знания, умения и владения, входящие в состав конкретных компетенций.

Процесс формирования учебных планов «вручную» является трудоемким и долгим, поэтому в настоящее время создан ряд программных продуктов, позволяющих в некоторой степени автоматизировать ввод необходимой информации и контроль ее корректности. Ниже представлено описание некоторых программных продуктов, предназначенных для решения этой задачи [2].

Программа ПЛАН

Учебный план является основным документом процесса обучения. В настоящее время содержание обучения необходимо достаточно часто обновлять, чтобы выпускаемые специалисты соответствовали требованиям, предъявляемым к ним рынком труда. Это обновление связано с добавлением в программу обучения новых дисциплин, исключением или объединением каких-либо дисциплин, изменением содержания существующих дисциплин.

Таким образом, первоначально имеется некоторый объем учебного материала, суммарная трудоемкость которого превышает трудоемкость учебного плана. Необходимо определить наиболее важный, с точки зрения требований, предъявляемых к специалисту, учебный материал и расположить его по семестрам оптимальным для усвоения образом.

Программа предназначена для расчета оптимального учебного плана вуза по исходным данным, формируемым пользователем и критериям, заложенным в программе, обоснование которых приводится в описании задачи [3].

Краткая постановка задачи

Все учебные дисциплины, входящие в план, связаны между собой, то есть в более поздних по времени изучения дисциплинах используется информация из ранее изученных без ее конкретизации, т.е. предполагается, что обучаемый знает, какой смысл вкладывается в то или иное определение или понятие.

Для более подробного рассмотрения структуры учебного материала дисциплины дробятся на более мелкие по объему единицы, называемыми в дальнейшем модулями.

Модуль, информационная база которого используется для последующего изучения других модулей, будем называть предком по отношению к этим модулям. Модуль, который использует информационную базу ранее изученных модулей, будем называть потомком по отношению к этим модулям.

Каждой дуге, отражающей связь модулей, можно поставить в соответствие некоторое число - тесноту связи. Тогда имеем некоторый граф, называемый графом связанности учебного материала (рис.1).

Если содержание обучения является связанным, то на качество его усвоения влияет его расположение во времени. Течение времени будем отслеживать понедельно, начиная с 0, т.е. начало первого семестра - 0.

Для прочного усвоения материала необходимо соблюдение логичности его изложения, т.е. модуль-предок должен изучаться раньше, чем модуль-потомок, чтобы введенные в нем понятия к моменту начала изучения модуля-потомка были известны обучаемому [3].

166

На процесс осмысленного запоминания влияют такие факторы, как структура материала, образование ассоциативных связей между понятиями, частота использования понятий.

Особенностью человеческой памяти является забывание информации, если она не повторяется в течение длительного промежутка времени. Поэтому чем меньше будет промежуток времени между информационно связанными модулями, тем лучше будет усвоен материал.

На этих соображениях основан выбор критерия минимизации суммарной величины временных разрывов между информационно, связанными друг с другом модулями учебного плана с учетом тесноты связи [3].

N M N M

ILL I «i j i , r) x P(i, l, j, r) x\nm(j, r) - km(i, l)]^- min, (1)

l=1 i=1 r =1 j=1

где nm(j, r) - начало r-го модуля j-й дисциплины (модуля-потомка); km(i, l) - конец l-го модуля i-й дисциплины (модуля-предка);

P(i, l, j, r) - теснота связи между модулем-предком и модулем-потомком.

kj\l, r)

1, если nm( j, r) — km(i, l) > 0 - f, если nm( j, r) — km(i, l) < 0

(2)

Коэффициент f определяется из соотношения

VKjVN^ * P( i,l,j,r) = Qmax ]. (3)

Для возможности отбора наиболее важных для специальности модулей в план каждому модулю ставится в соответствие коэффициент значимости модуля для профессиональной подготовки.

167

Также вычисляется коэффициент обобщенной значимости модуля, который включает в себя коэффициент значимости модуля для професиональной подготовки и степень связанности данного модуля с другими учебными модулями.

Кроме того, алгоритм задачи предусматривает следующие ограничения, налагаемые на план [3]:

1. Календарное время окончания реализации любого раздела учебной дисциплины не должно превышать установленного срока обучения в вузе.

2. Количество дисциплин в плане не более заданного.

3. Количество дисциплин в семестре не более заданного.

4. Количество учебных часов в неделю не должно превышать заданной

нормы.

5. На каждой учебной неделе сумма аудиторных часов занятий с учетом времени на самостоятельную работу не должна превышать недельного ресурса времени на аудиторные занятия и самостоятельную работу.

6. Начало и окончание изучения любого учебного модуля должно находиться "внутри" какого-либо семестра.

7. Интенсивность изучения каждого модуля на любой учебной неделе должна находиться в границах, заданных для соответствующей учебной дисциплины.

8. "Внутри" семестра интенсивность изучения любой учебной дисциплины должна быть величиной постоянной (это требование непосредственно отражает принцип типовой учебной недели при составлении учебного плана).

9. Изучение разделов должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить временное согласование связей между разделами (использование сведений из разделов может начинаться только после того, как эти разделы изучены).

Обеспечение этого ограничения не всегда возможно, поэтому его нарушение можно включить в критерий, допустив таким образом его нарушение.

10. По одной дисциплине в семестре планировать либо экзамен, либо

зачет.

11. Количество экзаменов в одном семестре не более заданного.

12. Количество зачетов в семестре не более заданного.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. В качестве рубежного контроля по дисциплине, изучаемой более одного семестра, планировать зачеты, а экзамены только в тех случаях, когда лекционный курс по дисциплине занимает более 80 часов.

Для отбора наиболее важных модулей в план используются критерии максимизации суммарной профессиональной значимости модулей, включенных в план и максимизации суммарной обобщенной значимости модулей, включенных в план.

Некоторые данные, необходимые для расчета, должны быть получены методом экспертных оценок. Это:

• коэффициенты значимости каждого учебного модуля для профессиональной подготовки;

• коэффициенты тесноты связи между модулями.

168

Формирование исходных данных для программы расчета учебных планов при помощи метода экспертных оценок

Целью данной экспертизы является сбор информации, которая обеспечит повышение качества обучения специалиста за счет более эффективного составления плана учебного процесса. Критерием оценки эффективности учебного плана будем считать суммарный временной разрыв между информационно связанными модулями.

Теснота связи между модулями и значимость модуля для профессиональной подготовки специалиста являются субъективными понятиями, которые трудно оценить без какого-либо алгоритма. Используемый в работе [3] алгоритм основан на методе составления тезауруса.

Под тезаурусом будем понимать множество базовых понятий, определений, законов, умений, из которого исключены все синонимы. Любую учебную программу можно рассматривать как прообраз тезауруса соответствующего типа.

Особый интерес представляет метод составления тезауруса по специальности. Тезаурус специальности представляет собой список понятий, законов, умений, которые должен усвоить студент в процессе обучения.

Кроме тезауруса по специальности в теории педагогики используется тезаурус дисциплин, т.е. для каждой дисциплины составляется список понятий, введенных ею. Так же, как дисциплина разбивается на модули, тезаурус дисциплины разбивается на тезаурусы модулей.

Студент имеет в начале обучения некоторый начальный тезаурус. Процесс обучения сводится к усвоению студентом некоторого предложенного ему нового тезауруса (тезауруса специальности).

Чем большее количество понятий из модуля-предка используется в модуле-потомке и чем активнее они используются, тем теснее между ними связь.

Можно воспользоваться строгими математическими выкладками для подсчета коэффициентов значимости модулей для профессиональной деятельности и коэффициентов тесноты связи между модулями или получить их после обработки множества оценок компетентных экспертов (режим получения указанных коэффициентов из множества оценок экспертов реализован в программе составления учебных планов).

Первая часть экспертизы - это оценка коэффициентов значимости модулей для профессиональной подготовки специалистов, которые простав-ляются в последней графе таблицы разделов по шкале от 0 до 10. Он характеризует, какая часть материала модуля используется в профессиональной деятельности специалиста. Оценка 10 - весь материал, изучаемый в модуле, будет необходим выпускнику при работе по данной специальности, 0 - материал раздела не нужен для данной специальности (он необходим как база для изучения потомков).

Вторая часть экспертизы - это оценка тесноты связи между учебными модулями. Этот коэффициент оценивается по десятибалльной шкале, исходя из того, какая часть материала предка и насколько интенсивно используется при изучении материала потомка. То есть: 0 - материал предка не используется при изучении материала потомка, 10 - весь материал предка используется при

169

изучении материала потомка с достаточной интенсивностью, 5 - половина материала предка используется при изучении материала потомка с достаточной интенсивностью [3].

На рис. 2 и рис. 3 приведены экранные формы для ввода необходимой при построении макета учебного плана информации.

Рис. 2. Экран настройки ограничений исходных данных

Рис. 3. Экранная форма редактирования разделов плана

170

Программа требует ввести исходную информацию, начальные параметры расчета, заполнить экранные формы настроек на план. Затем производится синтез плана, проверка корректности его составления в соответствии с ограничениями, приведенными выше, далее выводится макет учебного плана [3].

Исходные данные

Для синтеза каждого учебного плана исходными данными являются следующие:

• график учебного процесса;

• список циклов дисциплин;

• список предлагаемых для изучения дисциплин;

• список учебных модулей с содержанием (тезаурусом) и расчасовкой (количество часов лекций, лабораторных работ, практических занятий, самостоятельной работы);

• нормы времени по дисциплинам: каждой дисциплине может соответствовать максимально допустимая интенсивность изучения;

• нормы времени по циклам дисциплин: для каждого цикла возможно указание минимального количества часов в цикле;

• список экспертов;

• результаты экспертного опроса по коэффициенту значимости каждого учебного модуля для профессиональной подготовки;

• результаты экспертного опроса по коэффициенту тесноты связи между модулями;

• список курсовых работ и проектов с множеством учебных модулей для каждого, после изучения которых планируется курсовая работа или проект.

• список “жестко” назначаемых по семестрам модулей [3].

Возможности настройки расчета

1. Назначение некоторых модулей “жестко” в определенные семестры. Это может потребоваться для слабо информационно связанных с остальными модулями, но обязательных к обучению. В частности, для технических специальностей, это цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Дисциплины этого цикла можно назначить в нужные семестры. При этом уменьшается на соответствующую величину объем оставшегося учебного времени в семестре.

2. Отделение “жестко” назначенных модулей от графа связности.

Для каждого “жестко” назначенного модуля нужно задать параметр - отделять его от графа связности или нет. В случае отделения все связи, входящие в модуль и выходящие из него, отбрасываются и не анализируются. Этот модуль получается оторванным от графа связности. Он не является ни для каких других модулей базой и не использует базу других модулей. В случае, когда модуль не отделяется, все связи, входящие в него и выходящие из него, анализируются.

3. Назначение всех модулей без предков сразу в первый семестр или начинать заполнение только с одного модуля.

171

Во втором случае начальных вариантов расчета будет столько, сколько имеется модулей без предков в графе связности. В этом случае при большом количестве таких модулей значительно (в несколько раз) увеличивается время расчета.

4. Задание количества вариантов, которые оставляются для дальнейшей обработки после расчета каждого семестра.

Рекомендуемое значение - 20. При увеличении этого числа увеличивается время расчета. При уменьшении - могут быть удалены перспективные варианты заполнения учебного плана. Если быстродействие позволяет увеличить это число, то рекомендуется это сделать, т.к. это позволяет обработать большее количество вариантов заполнения.

5. Выбор критерия оптимизации. Пользователь имеет возможность провести синтез плана по различным критериям, а именно:

• максимизация суммарной значимости модулей, включенных в план с учетом связности;

• максимизация суммарной обобщенной значимости модулей, включенных в план без учета связности;

• максимизация суммарной обобщенной значимости модулей, включенных в план с учетом связности [3].

Выходные данные

Результатом расчета является учебный план, состоящий из наиболее важных для профессии исходных модулей, разнесенных по семестрам оптимальным для усвоения образом в смысле выбранного критерия.

Данный программный продукт одним из первых появился в свободном доступе, разработчик - Трофимова Ольга Константиновна, которая в 1999 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук по теме «Автоматизация процесса составления учебных планов вузов». Создана гибкая автоматизированная система синтеза учебных планов вузов, позволяющая изменять параметры расчета и получать, таким образом, учебный план, максимально удовлетворяющий запросам вуза [3].

Достоинства данной разработки - понятный и дружественный интерфейс, наличие различных справочных баз. Недостатки - программный продукт устарел, в данное время существуют более мощные программные продукты для решения той же задачи, информация о них представлена ниже.

Программный модуль «Учебный процесс»

Программный продукт разработан в корпорации «Галактика», разработчик - эксперт - аналитик Светлана Лесневская [4].

Основные задачи модуля:

• Формирование и ведение учебных планов;

• Планирование штатного расписания вуза;

• Формирование нагрузки кафедр;

• Формирование и учет нагрузки профессорско-преподавательского состава;

• Разработка расписания занятий на семестр обучения.

172

На рис. 4. представлена упрощенная схема программного модуля и его основных функций.

I Планирование ' ♦

Планирование Штатного расписания___________

Планирование нагрузки Кафедр и ППС_____

Ведение ГОС ВПО, ФГОС

Формирование Учебных планов

Формирование Рабочих учебчьст планов Провела соответствия сформирован» 6УП стандартам Формфвванчв Г^ииврьа уиВнаипланов

Планирование расписания Учебных занятий

Учет и контроль

Ведение истории изменений , Учебных планов

,

Ведение истории изменений нагрузки

L

Расчет

фактической

нагрузки

Рис. 4. Схема программного модуля «Учебный процесс»

На рис. 5-7 показаны экранные формы для ввода информации на различных этапах формирования макета учебного плана.

Рис. 5. Экранная форма для ввода первичной информации при формировании макета учебного плана

Рис. 6. Экранная форма для ввода информации о содержании дисциплины.

173

Рис. 7. Экранная форма для редактирования учебного плана

Достоинства разработки - понятный и дружественный интерфейс, наличие различных справочных баз, возможность создания не только учебного плана, но и планирования штатного расписания вуза, формирование нагрузки кафедр и учет нагрузки профессорско-преподавательского состава, разработка расписания занятий на семестр обучения. Недостатки - отсутствие в свободном доступе.

Заключение

При проведенном исследовании набора существующих программных продуктов, предназначенных для автоматического формирования учебных планов были найдены описания «Модуля формирования рабочего учебного плана вуза» [5] и [6]. Эти программы имеют одинаковое название, но созданы в разное время и разными людьми. Описания содержат только руководство пользователя по работе с программным продуктом, нет никакой информации о принципах и ограничениях, положенных в основу разработок, что не позволяет объективно оценить их достоинства и недостатки.

В ходе совместной работы с учебным отделом КФ ПетрГУ выяснилось, что ими для автоматизированного формирования учебных планов используется усеченная (бесплатно распространяемая) версия программного модуля "GosInsp" [7], предназначенная для формирования рабочих учебных планов направлений и специальностей с целью представления их для проверки на соответствие федеральным государственным стандартам высшего и среднего профессионального образования. Программный продукт создан Компанией ММИС Лаборатория и имеет дополнительный пакет "Планы Мини", который является платным приложением и для работы с ним необходимо получить регистрационный ключ в Учебном управлении. В [8] представлена инструкция для

174

пользователей пакета GosInsp по формированию учебных планов специалистов, бакалавров и магистров. Изучение этой инструкции позволило определить, что при работе с пакетом используется представление информации в виде книги Excel. Общение со специалистами учебного отдела показало, что использование именно этого программного продукта обусловлено скорее его доступностью, а не удобством, понятным и дружественным интерфейсом и т.д.

Проведенный анализ доступных программных продуктов, предназначенных для автоматизации формирования учебных планов для вузов показал, что все из рассмотренных пакетов обладают различными недостатками, в частности доступные программы не предоставляют полной функциональности, а платно распространяемые пакеты не описываются подробно и дороги. Таким образом, у пользователя недостаточно информации для оправданного выбора дорогостоящего программного продукта.

В рамках проводимых исследований по теме НИР и грантов РФФИ разработаны методы распространения ограничений на основе матричного преставления конечных предикатов. Предлагается использовать имеющийся задел для решения задачи автоматизации формирования учебных планов для вузов.

Литература

1. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе дея -тельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения. Серия «Инновационный Университет»; сост. Афанасьева Т.П. и др. - М.: Изд-во МГУ, 2007. -96 с.

2. Бейгуленко, О.Я. Методические рекомендации по разработке учебных планов бакалавриата и магистратуры. - Режим доступа: http://ed.dgu.ru/Content/plans.pdf

3. Описание задачи расчета учебных планов вузов. - Режим доступа: http: //progcpp .narod.ru/plan/describ .htm

4. Лесневская, С. Управление учебным процессом. - Режим доступа: http: //www.galaktika.ru/vuz/uchebnyj -process .html

5. Работа с учебными планами. Модуль формирования рабочего учебного плана вуза. - Режим доступа: http://isu.tisbi.ru/help/index.php

6. Ужва, В.В. Модуль формирования рабочего учебного плана вуза. - Режим доступа: http://www.msiu.ru/upload/iblock/555/zdexaw_lotkoosvcldj%20jmht tahcjhabdafhyfejuyti%20nmdpxgyhtgamhhor%20ppssqxaodfyxdsgr%20ejgcqfjj lj%20wsrljgbc.doc

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. GosInsp. Учебное управление УлГТУ. - Режим доступа: http://uch.ulstu.ru/gosIns

8. Программный комплекс GosInsp. - Режим доступа: http://www.tusur.ru/filearchive/fgos/instruction-GosInsp.pdf.

Сведения об авторе

Фридман Ольга Владимировна - к.т.н, старший научный сотрудник, е-mail: ofridman@iimm. ru

Olga V. Fridman - Ph.D. (Tech. Sci.), senior researcher

175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.