Научная статья на тему 'Анализ программ обучения игре на клавесине для детской музыкальной школы'

Анализ программ обучения игре на клавесине для детской музыкальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА КЛАВЕСИНЕ / ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА / ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА КЛАВЕСИНЕ / ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА КЛАВЕСИНЕ / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА КЛАВЕСИНЕ / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА КЛАВЕСИНЕ / РЕПЕРТУАР ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА КЛАВЕСИНЕ / EDUCATIONAL PROGRAM OF CHILDREN'S MUSIC SCHOOL / TEACHING HARPSICHORD PROGRAM / CHILDREN'S MUSIC SCHOOL / GOAL OF TEACHING HARPSICHORD / DUCATIONAL PROGRAM OF CHILDREN'S MUSIC SCHOOL / GOAL OF TEACHING HARPSICHORDPLAYING / PRINCIPLES OF TEACHING HARPSICHORD PLAYING / FORMS OF TEACHING HARPSICHORD PLAYING / REPERTOIRE OF HARPSICHORD PLAYING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гудкова Лариса Александровна

Автором представлен анализ программ обучения на клавесине для детских музыкальных школ. Выявлены единство целевой направленности, задач обучения в типовой и экспериментальной программах, показаны принципиальные различия данных программ в подходах к организации обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the programs for teaching harpsichord for children’s music schools

The author presents the analysis of the programs for teaching harpsichord for children’s music schools and shows the unity of goaloriented approach, learning tasks in typical and experimental programs as well as principal differences of these programs to the organization of learning.

Текст научной работы на тему «Анализ программ обучения игре на клавесине для детской музыкальной школы»

г

потребность здорового образа жизни и способствует подготовке к ак- 25 тивной взрослой жизнедеятельности.

к ^

о 5Т с 2

Библиографический список

О ° С ™

1. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М., 1968. к

2. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СПб., 2003. | ^

3. Ламперти Дж.Б. Техника бельканто. СПб., 2013. о о

4. Левидов И.И. Певческий голос в здоровом и большом состоянии. М., 1939. §

5. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории со и техники. М., 2002.

6. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Л., 1972.

7. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. М., 2008.

Л.А. Гудкова

Анализ программ обучения

игре на клавесине

для детской музыкальной школы

Автором представлен анализ программ обучения на клавесине для детских музыкальных школ. Выявлены единство целевой направленности, задач обучения в типовой и экспериментальной программах, показаны принципиальные различия данных программ в подходах к организации обучения.

Ключевые слова: образовательная программа детской музыкальной школы, программа обучения игре на клавесине, детская музыкальная школа, цель обучения игре на клавесине, задачи обучения игре на клавесине, принципы обучения игре на клавесине, формы обучения игре на клавесине, репертуар при обучении игре на клавесине.

Сегодня в нашей стране старинная музыка и старинные музыкальные инструменты, в частности - клавесин, переживают второе рождение. Огромный интерес к клавирному искусству возникает как у историков, музыковедов, композиторов, мастеров по изготовлению инструментов,

ц ных заведениях, но и в ряде музыкальных школ города Москвы. Обучать-и ся игре на клавишно-щипковых инструментах можно в МДМШ им. :Ц Гнесиных (Т.В. Гаврилова); в ДМШ им. Л.Н. Оборина (занятия с 2011 г. ~ ведет С.В. Диденко); в ДМШ им. В.А. Моцарта (Ю.Н. Кузнецова); ц в ДШИ им. Н.Г. Рубинштейна (С.П. Грес); в ДШИ им. М.А. Балакирева Л (Т.В. Гаврилова); в ДМШ им. Л. Бетховена (В.Д. Смирнов); в ДМШ им. А.Н. Скрябина (М.Л. Фронцкевич); в ДМШ № 30 им. Н.А. Алексеева (Е.В. Агабальянц).

Для осуществления образовательной деятельности возникла необходимость разработки программ обучения детей на клавесине. Так, в начале 2000-х гг. была разработана учебная программа для ДМШ и ДШИ по классу клавесина как дополнительный предмет по выбору. Образовательная программа дополнительного образования детей по классу «Клавесин» была представлена в 2004 г. и одобрена Педагогическими чтениями работников детских музыкальных, художественных школ и школ искусств (авторы-составители: В. Д. Смирнов - преподаватель ДМШ им. К.Н. Игумнова, А.В. Соколова - преподаватель ДМШ им. В.А. Моцарта, М.Л. Фронцкевич - преподаватель ДМШ им. А.Н. Скрябина). В 2005 г. прошла апробация этой программы на базе ДМШ им. К.Н. Игумнова, а в 2006 г. эта программа стала победителем Всероссийского конкурса на лучшие образовательные программы для детских школ искусств.

В 2008 г., при одобрении Научно-методического центра по художественному образованию, программа была утверждена как «Клавесин. Примерная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств». Курс обучения по данной программе рассчитан на 5 лет и рекомендован как предмет по выбору. В структуру программы входит: пояснительная записка, цели обучения, формы обучения, принципы обучения, содержание курса, рекомендуемая литература, репертуарный список по годам обучения для сольного исполнения и ансамблевого музицирования, нотные сборники для практического использования.

Цель обучения, по данной программе, предусматривает:

- приобщение детей к сокровищнице огромного пласта клавирного искусства, охватывающего несколько веков;

- изучение старинных инструментов (клавесин, клавикорд, орган);

- обучение специфическим приемам звукоизвлечения (артикуляция с четко обрисованными мотивами, внимание к точности взятия и снятия звука, слышание пауз, освоение законов агогики, опирающихся на приемы риторики);

- сопоставление клавесинных и фортепианных исполнительских прие- 27 мов (общие черты: ощущение кончиков пальцев, согласованность тактильных и слуховых ощущений, постоянное внимание к интонирова- | нию, при котором соотношение слуха и пальцев регулируется самим |!= процессом мотивно-мелодического развития). ^ Ц

ВС!

задачи курса входит овладение основными исполнительскими ^ ^ приемами и навыками, знакомство со стилистикой музыки данной эпо- 11 хи, обогащение и расширение репертуара ученика. ° §

Основной формой учебно-воспитательной работы в классе клавеси- «о. на является индивидуальный урок преподавателя с учеником. с °

На протяжении всего процесса обучения учащиеся играют по нотам, сохраняя традиции клавесинной игры. В формировании исполнительских навыков значительное место отводится знакомству с полифонической техникой разных композиторов, анализу музыкального языка соответствующей эпохи, а также изучению цифрованного баса и приобретению навыков ансамблевого музицирования. Большое место в изучении старинной музыки занимает процесс работы над многообразием штрихов, выработкой разных способов звукоизвлечения и освоения мелизмов.

Важным разделом преподавания предмета «Клавесин» является просветительская работа педагога. Одна из форм обучения - лекторская практика самих детей (в классе, на концертах или классных вечерах), что позволяет увлечь учащихся и выявить дополнительные способно -сти. Благоприятный психологический климат в классе, заинтересованность педагога и притягательный материал - залог положительного настроя ученика на обучение.

Педагогические принципы обучения в классе «Клавесин» включают в себя учебную деятельность как педагога, так и ученика. На начальном этапе важны индивидуальный подход, доступность изучаемого материала (короткие, несложные задания), наглядность (словесное объяснение подкрепляется показом на инструменте), постепенное усвоение новых знаний, закрепление изучаемого материала непосредственно на уроке. В старших классах увеличивается объем заданий, применяются дидактические принципы научности, систематичности и последовательности, опирающиеся на уже сформированное аналитико-синтезированное мышление подростка.

Наряду с принципом единства художественного и технического развития, наглядность является одним из фундаментальных принципов обучения в клавесинной педагогике. В данном случае, задача педагога - раскрыть ученикам все возможности звучания клавесина - осуществляется в выработке определенных исполнительских навыков: специфического туше (изучение особенностей мензуры инструмента), в подборе

о ^

аппликатуры, в овладении приемами разнообразной мелизматики, в формировании базы теоретических знаний (изучение специфических терминов, встречающихся в старинной музыке). Особым предметом внимания преподавателя на протяжении всех лет обучения является стилевая точность и качество звучания, естественная выразительность, ритмическая определенность. Поэтому одним из важных принципов обучения в классе клавесина можно считать достижение свободного самовыражения учащегося в рамках требуемой стилистики. &о Обучение игре на клавесине рекомендуется оставлять в рамках про-

граммы по предмету «Музицирование», чтобы не перегружать основной учебный план учащегося. В связи с этим, для каждого года обучения (класса) в программе содержится примерный репертуарный план, а для педагогов предлагается литература по специфике работы в классе клавесина.

Занятия на клавесине предполагают наличие уже сформированных основных игровых навыков у ученика-пианиста, они же являются базовыми и для обучения на клавесине. Начало занятий - 3-й, 4-й или 5-й класс; курс обучения рассчитан от 3-х до 5-и лет. Учебный план предполагает один академический час в неделю на протяжении всего курса обучения. В индивидуальных планах учащихся (оформляются по полугодиям) рекомендовано соблюдать принцип последовательности и доступности материала и расширять кругозор учащихся разнообразным репертуаром и сведениями о композиторах. Учебный материал отражается в плане, где указываются практические навыки и теоретические знания, приобретаемые учеником за указанный период. В течение каждого года обучения ученик должен пройти от 4 до 6 сольных произведений и 1-2 ансамбля. Формами контроля являются: контрольный урок (1-е полугодие), зачет (2-е полугодие), концертные выступления (2 раза в год), которые имеют первостепенное значение, внутрикласс-ная проверка материала, не входящего в показательную программу. Завершающей формой полного курса обучения является экзаменацион-но-концертное выступление ученика с программой из 2-х или 3-х разнохарактерных произведений или исполнение крупного циклического сочинения. За это выступление выставляется отметка, которая учитывается в общей итоговой аттестации по данному курсу.

Репертуарный список достаточно объемный и разнообразный по стилистике и жанровому подбору. В него включены произведения английских, немецких, итальянских, испанских, нидерландских, французских, а также русских композиторов периода ХУ-ХУШ вв. Младшие классы (1-2-е годы обучения) ориентированы на изучение западноевропейских танцевальных жанров. В третий год обучения вводятся пьесы с элементами имитационной полифонии, небольшие программные

произведения, сонатины и отдельные номера из сюитного цикла. В чет- 29 вертом классе рекомендовано изучение произведений, основанных на различных видах полифонии, включение развернутых танцевальных пьес | с элементами виртуозности. Репертуарный список для пятого года обу- § == чения составлен с учетом укрупнения (по форме) и усложнения (по объему и исполнительским навыкам) изучаемого материала. Главными | ^ в программе становятся произведения, основанные на развитой техни- | § ке полифонического письма; изучаются циклические произведения ° § (сонаты, сюиты, вариации, концерты, прелюдии и фуги). Кроме того, в программе представлен обширный список произведений для различ- с ° ных составов ансамблевого музицирования, а также рекомендованы сборники для практического использования.

В 2009 г. Министерством культуры Московской области и Педагогическим советом ДМШ № 2 г. Подольска была принята «Экспериментальная программа по специальности клавесин» (автор-составитель - Лауреат международных конкурсов, клавесинистка Р.Х. Кунафина). Данная программа рассчитана на 7-летний курс обучения в музыкальной школе и рассматривает предмет «Клавесин» как предмет по выбору для детей 7-15 лет. Автор предлагает в качестве новой экспериментальной формы начинать процесс обучения на двух клавишных инструментах с различными принципами звукоизвлечения (клавесине и фортепиано) одновременно.

В рамках данной учебной программы рассматриваются следующие основные направления обучения:

- овладение техническими навыками и специфическими приемами игры на инструменте (клавесине);

- развитие музыкальных и интеллектуальных способностей учащегося и расширение его кругозора.

В разделе «Цели обучения» подчеркнута важность работы над музыкальной полифонической тканью, заостряется внимание на видах и механике инструмента, уделяется внимание грамотному подбору репертуара.

Основные формы обучения экспериментальной программы являются тождественными типовой программе (исключение составляют: выступления в составе оркестра, не указаны публичные выступления, обучение цифровому басу предлагается наиболее способным ученикам).

Принципами обучения в экспериментальной программе являются: наглядность, плавное и поступенное движение вперед на основе усвоенного материала, постепенное усложнение задач и повышение трудностей, выдвигаемых перед учеником, создание комфортного психологического климата на уроке.

В учебный план заложены аналогичные требования и параметры,

Л клавесинной и фортепианной программ учащегося рекомендовано дуб-

„ S лирование отдельных пьес, т.е. одновременное изучение пьесы в классе щ§ фортепиано и клавесина. Исполнение одной пьесы на разных инструмен-£ S тах позволяет ученику ощутить разницу технических и исполнительских = ц навыков (звукоизвлечение, механические и динамические особенности U инструментов (клавесина и фортепиано) и др.). За полгода ученику ,!>§ предлагается пройти от 3 до 5 сольных пьес, 1 или 2 ансамбля.

Список репертуарной литературы, предложенный автором экспериментальной программы, значительно изменен (по сравнению с типовой программой), упрощен (меньше изучаемых композиторов и произведений) и подобран в соответствии с семилетним курсом обучения. В начальных классах предлагается изучение танцевальных жанров, в основном, немецких и английских композиторов из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» и из сборника «Е^аЪеШ Rogers Hir Virginal Book Manuscript, 1656»; для 5-го и 6-го классов, в дополнение к произведениям западноевропейских композиторов, включены пьесы русских композиторов: Ф. Дубянского, А. Титова, И. Хандошкина, Д. Бортнянского, О. Козловского, А. Жилина. Как и в типовой программе, в выпускном классе по экспериментальной программе изучаются произведения крупной формы (сонаты) и отдельные части из сюитного цикла, прелюдии и фуги, виртуозные произведения. Однако список примерных нотных текстов значительно сокращен и в нем отсутствуют произведения ансамблевого музицирования. Автор не указывает дополнительные сборники для практического использования, при этом список методической литературы дополнен изданиями на иностранных языках.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующее заключение. На сегодняшний день представленные программы являются основными для обучения на старинном клавишном инструменте - клавесине. Они используются педагогами детских музыкальных школ, школ искусств как основа. При этом, безусловно, в каждом отдельном случае возможны варианты синтеза элементов этих программ, в зависимости от опыта педагога, индивидуальности ученика, этапа образовательного процесса.

Как показал анализ, в представленных программах присутствуют единство и различия. Единство определяется целевой направленностью обучения на инструменте - клавесине - как овладение навыками игры на дополнительном (втором) музыкальном инструменте. При этом выбор осуществляется по желанию самого учащегося. Кроме того, единство присутствует в цели и задачах процесса обучения, хотя и по-разному сформулированных. Принципиальное отличие данных про-

г

грамм заключается в подходах и организации процесса обучения на 31 клавесине. Это, в свою очередь, определяет выбор содержания и форм

деятельности как педагога, так и учащегося. Поэтому педагог вправе |

ориентироваться на каждую из программ, исходя из индивидуальных §==

особенностей ученика. 15

с ™

S тс

и s

Библиографический список £ |

о

1. Клавесин. Примерная программа для детских музыкальных школ и музы- § g. кальных отделений детских школ искусств / Сост. В. Д. Смирнов, А.В. Со- со колова, М.Л. Фронцкевич. URL: iroski.ru/sites/default/files/library/lib_10.doc

(дата обращения: 12.12.2015).

2. Клавесин (7 лет). Образовательная программа по предмету «Клавесин» / Сост. Гаврилова Т.В. URL: balakirev.arts.mos.ru/upload/.../obr-programm/ klavesin7-gavrilova.pdf (дата обращения: 12.12.2015).

3. Клавесин. Экспериментальная программа по специальности клавесин / Сост. Р.Х. Кунафина. URL: kounafina.ru/wp-content/uploads/2013/08/metodrabota2.doc (дата обращения: 12.12.2015).

4. Клавесин. Образовательная программа дополнительного образования детей «Клавесин». Московская городская детская музыкальная школа им. Гнеси-ных / Сост. В.Д. Смирнов, А.В. Соколова, М.Л. Фронцкевич. URL: http:// gnessin.music.mos.ru/docs/New%20 (дата обращения: 12.12.2015).

5. Клавесин. Образовательная программа дополнительного образования детей «Клавесин». Детская музыкальная школа им. Л.Н. Оборина / Сост. В. Д. Смирнов, А.В. Соколова, М.Л. Фронцкевич. URL: oborin.music.mos.ru/upload/ medialibrary/00b/03_klavesin.pdf (дата обращения: 12.12.2015).

С.А. Оборотова

Применение технологии медиации в разрешении семейных и школьных конфликтов

В статье обоснована актуальность современных подходов к разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в воспитательно-образовательном пространстве, и подчеркнута необходимость обучения всех участников педагогического процесса навыкам их грамотного урегулирования. В качестве одной из эффективных технологий развития коммуникационных свойств личности предложена медиация, изучение которой включено в образовательные программы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.