АНАЛИЗ ПРОЕКТОВ В ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНТЕРЬЕРА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ
Коротич Екатерина Николаевна
студент бакалавриата, 4 курс, факультет «Искусств и дизайна» Нижневартовский государственный университет,
РФ, г. Нижневартовск
Брянский Илья Николаевич
старший преподаватель, кафедры архитектуры, дизайна и декоративного искусства, Нижневартовский государственный университет,
РФ, г. Нижневартовск E-mail: [email protected]
A PROJECT ANALYSIS IN THE INTERIOR DESIGN OF DETACHED HOUSES
Ekaterina Korotich
undergraduate student, 4th year, Department of "Arts and Design "
Nizhnevartovsk State University, Russia, Nizhnevartovsk
Ilya Bryansky
senior lecturer, Department of Architecture, Design and Decorative Arts,
Nizhnevartovsk State University, Russia, Nizhnevartovsk
АННОТАЦИЯ
В статье проанализированы дизайн-проекты интерьеров индивидуальных жилых домов. Рассматриваются особенности в дизайн проектировании. Сделаны выводы по анализируемому материалу. Статья будет полезна практикующий дизайнерам интерьера, архитекторам, студентам обучающимся по данным направлениям.
ABSTRACT
In the article interior design projects of detached houses are analyzed. Features in the project design are considered. Conclusions of the analyzed material are made. The article will be useful for practicing interior designers, architects and students who are trained in these specialties.
Ключевые слова: Дизайн интерьера; культура; искусство, дизайн; дизайн-проектирование; художественное оформление; художественный образ.
Keywords: interior design; culture; art; design; project design; decoration; imagery.
Введение. Возможности и фантазия человека безграничны. На сегодняшний день спроектировано огромное множество интерьеров индивидуальных жилых домов. Различные стили, непохожие подходы, разные результаты. Неумолимо растет потенциал в развитии материалов, обогащая идеями дизайнеров, расширяя возможности при создании проекта [1]. Поэтому становится все сложнее анализировать существующие аналоги [13].
В ходе анализа было проанализировано множество дизайн-проектов самых известных отечественных и зарубежных дизайнеров и архитекторов. А именно такие имена как: Патриция Уркиола, Карим Рашид, Инго Маурер, Вернер Пантон, Арне Якобсен, Арне Квинз, Антони Арола, Алвар Аалто, Петрус Палмер, Джон Лофгрен, Йонас Петерссон, Хелла Йонгериус, Ричард Роджерс, Стефан Галерно, Антон и Марина Фруктовы, Виктория Косарева, Андрей Надточий, Артемий Лебедев, Филипп Тангалычев, Дарья Касацкая, Никита Баринов, Павел Герасимчук, Егор Жгун, Евгений Зорин, Анна Клейменова, Таисия Лушенко, Андрей Майков, Искандер Мухамадеев, Владимир Павленко, Евгений Панов, Лизавета Романцова, Василий Сергеев, Сергей Стеблина, Анастасия Тихонова, Алексей Шаршаков, Илья Шульгин и Кирилл Кочетов [9].
Особое влияние и вклад в художественно стилистический образ интерьера индивидуального жилого дома оказали следующие люди из области дизайна и архитектуры, как веяние современных тенденций: Илья Шульгин, Кирилл Кочетов, Алвар Аалто, Ричард Роджерс, Филипп Тангалычев и Дарья Касацкая.
Анализу подверглись работы в современных стилистических направлениях дизайна интерьера. Все работы можно обозначить под общим знаменателем - минимализм. Он несет в себе отказ от вычурности и безумия красок. Он стал не только дизайнерским направлением, но и мировоззрением, стилем жизни. В нем все подчиняется строгости и прямолинейности, сдержанности и спокойствию. Во главе стоит пространство, а стиль призван сделать его совершенным. Наполнить помещение простором, впустить в нее свет и вдохнуть воздух - вот истинная цель [11].
Философия этого сдержанного дизайна несет в себе следующие основополагающие моменты:
1. максимум простоты в сочетании со свободным пространством;
2. функциональность и технологичность каждого предмета;
3. цветовая сдержанность;
4. современная техника;
5. чистота на грани стерильности;
6. минимум аксессуаров.
Проанализируем пространство дома и определим функциональные зоны. Изучив необходимый материал, проанализировав аналоги, определив функциональную составляющую и расставив акценты в требованиях, можно смело переходить непосредственно к дизайн-проектированию, состоящего из: объёмно-планировочного решения, композиционное решение, колористическое решение, световой дизайн. В свою очередь каждый из этапов содержит определенное количество нюансов со своей спецификой [10].
Содержательная часть. Сегодня каждый человек стремится к тому, чтобы его загородный дом или квартира обеспечивали необходимый комфорт и домашний уют. Поэтому услуги по разработке дизайна жилых интерьеров становятся чрезвычайно востребованными. Дизайн жилых интерьеров кардинально отличается от интерьеров общественных или офисных помещений. Здесь на первый план выходят такие факторы, как комфорт, функциональность и оформление интерьеров в соответствии с назначением комнаты. Дизайн жилых интерьеров должен быть таким, чтобы люди, проживающие в данной квартире или загородном доме, могли чувствовать себя максимально комфортно и удобно. Создаваемые интерьеры должны способствовать хорошему настроению и полному расслаблению человека [12].
При оформлении жилых помещений профессиональные дизайнеры, в первую очередь, учитывают индивидуальные предпочтения заказчика, его привычки, стиль жизни и личные интересы. Ведь к жилым помещениям предъявляются серьезные требования, относящиеся к тому, чтобы они дарили проживающим в них людям ощущение комфорта и умиротворения. Это невозможно без того, чтобы внутренняя обстановка предельно соответствовала представлеиям владельцев дома об уюте и оптимальном уровне комфорта. Дизайн жилых интерьеров во многом должен быть своеобразным визуальным портретом человека, живущего в данном загородном доме или квартире.
Соответственно, на первом этапе разработки стилевого оформления интерьеров дизайнеры пытаются, как можно более подробно выяснить пожелания заказчика и определить его личностный тип.
У каждого человека взгляды на личное пространство и домашний уют совершенно разные: кто-то ценит гармоничность интерьеров в каждой комнате и спокойные, светлые тона, а другие предпочитают нестандартные, креативные решения и яркие расцветки [6].
Зачастую владелец жилой площади сам не в состоянии объяснить, что же ему нравиться на самом деле и его предпочтения выглядят крайне размыто. В такой ситуации груз ответственности полностью падает на плечи дизайнера, который должен в ходе короткого личного общения выявить вкусы, жизненные приоритеты и темперамент владельца, чтобы создать комфортные и уникальные интерьеры, способные подарить человеку домашний уют и удовольствие от созерцания.
Помимо личных предпочтений заказчика, в проектировании дизайна жилых помещений ключевую роль играет и функциональность. Учитывая серьезные цены на квадратный метр недвижимости и порой стесненные условия городских квартир, дизайнерам приходится предельно внимательно подходить к планировке и функциональному зонированию жилого пространства. Вообще, отличительная особенность жилых интерьеров заключается в их многофункциональности [11].
Если в офисном помещении все должно быть подчинено комфортным условиям для работы сотрудников, и соблюдению жестких требований эргономики, в клубе - возможности спокойно отдохнуть или заняться спортом, а в кинотеатре - комфортному просмотру фильмов на большом экране, то внутренние интерьеры дома должны позволять его владельцу заниматься самыми разнообразными делами - отдыхать, веселиться, работать, воспитывать детей и многим другим.
Естественно, что самым простым способом функционального зонирования в такой ситуации является выделение отдельного помещения для каждой отдельной функции. То есть дизайнер определяет основные функциональные зоны, которые необходимы для полноценного существования в доме. Это зона сна и отдыха, помещения для приготовления и приема пищи, отдельные зоны для гигиенических процедур, воспитания и ухода за детьми, отдыха и развлечения, хранения различных вещей и предметов, помещение для работы или выполнения учебных занятий.
К сожалению, на практике выделение отдельного помещения для каждой из этих функций возможно только для владельцев крупногабаритных квартир и больших частных домов [2]. И то в очень редких случаях. В основном же дизайнеры сталкиваются с необходимостью объединять отдельные функции в одном помещении, например, столовую и кухню или рабочее место и спальню.
Главная задача дизайнера заключается в том, чтобы наиболее рационально использовать имеющиеся в его распоряжении площади. Для этого, помимо объединения отдельных функций в одном помещении, дизайнер продумывает использование таких элементов интерьера, которые могли бы быть максимально эргономичными и были способны обеспечить рациональное использование небольшого жилого пространства. Например, установка сборной и раскладной мебели, способной выполнять сразу несколько функций. Это может быть раскладной диван в спальне с отсеком для хранения вещей или двухэтажная детская кровать, обеспечивающая экономию свободного пространства в комнате [8].
В зависимости от того или иного функционального назначения помещения, предпочтений заказчика и выбранной планировки дизайнер в дальнейшем подбирает конкретные элементы интерьеры, включая мебель, освещение, отделочные материалы и дополнительные предметы, способные украсить комнату. Разрабатывается как общее стилевое решение квартиры или загородного дома, так и индивидуальный дизайн, и стиль обстановки каждого помещения в отдельности [3].
В целом, жилое пространство ощущается гармоничным и комфортным, когда интерьеры всех помещений получаются выдержанными в едином стиле. С другой стороны, своеобразная игра со стилями в рамках одного жилого пространства вполне допустима. Ведь человеку гораздо интереснее, переходя из одного помещения в другое, каждый раз приятно удивляться их яркой индивидуальности, нежели жить в однотонных интерьерах.
Как бы то ни было, каждая комната должна быть адаптирована, в первую очередь, к потребностям и желаниям владельцев. При разработке стилевого решения интерьеров каждого помещения открываются широкие возможности для воплощения индивиду -альности человека, отображения в деталях интерьера его личного вкуса и привычек. Важно обеспечить уникальность создаваемых интерьеров, чему в немалой степени способствует применение современных отделочных материалов и множества дополнительных аксессуаров, способных преобразить пространство жилого помещения и сделать интерьеры нестандартными и живыми [4]. В то же время бытовая техника, предметы мебели, шторы и мелкие детали интерьера, в конечном счете, должны образовывать единую, гармоничную картину [7].
Работу по проектированию дизайна жилых помещений можно рассматривать как творческую задачу, при решении которой проявляются особые таланты, опыт и профессионализм дизайнера.
Однако, несмотря на достаточно широкий простор в принятии решений, дизайнеры по интерьерам всегда основываются на определенных рекомендациях, касающихся оформления жилых пространств [3].
Например, при проектировании дизайна интерьеров прихожей, которая является, пожалуй, самым проблематичным местом для всех городских квартир в силу ограниченности пространства и своей многофункциональности, особое внимание принято уделять эргономике. Для прихожей рекомендуется подбирать мебель с раздвижными дверями и встроенными шкафчиками, а также использовать антресоли для обеспечения экономии места. В прихожую обычно выходит сразу несколько дверей, и они должны быть обязательно согласованы друг с другом по стилю, цветовому решению и варианту отделки. Необходимая мебель и предметы обихода размещаются в прихожей таким образом, чтобы в коридоре могли свободно разойтись двое людей.
Гораздо больше возможностей для творчества и использования интересных дизайнерских решений открывается при оформлении гостиной. В то же время гостиная во многих квартирах выступает в качестве одного из самых многофункциональных помещений. Это может быть и место для приема гостей, и место, где можно весело провести время с друзьями или членами своей семьи, и место для расслабления или приема пищи. В связи с таким большим набором функций существует следующие рекомендации относительно дизайна интерьеров гостиной.
При оформлении интерьеров данного жилого помещения от дизайнеров, прежде всего, требуется определить некий смысловой центр, в качестве которого может выступать камин, домашний кинотеатр или телевизор. Именно вокруг этого композиционного центра должны выстраиваться другие элементы интерьера - мебель, детали отделки и декора. Теория интерьерного дизайна учит нас, что в гостиной, как в ни каком другом помещении, важно освещение. Причем чем больше функциональных зон выделяется в гостиной, тем более сложной должна быть схема освещения, чтобы обеспечить правильную подсветку каждой зоны. Поэтому в гостиных часто можно увидеть разнообразные напольные лампы и элегантные бра, устанавливаемые в различных уголках помещения.
Спальную комнату традиционно оформляют в интерьерах нежных, спокойных оттенков. Освещение здесь требуется не слишком яркое, а наиболее предпочтительным стилем оформления для спальни считается минимализм. Отдельные детали, например, светильники в виде свечей могут помочь сделать обстановку более романтичной
и интимной. В интерьерах спальной комнате особое внимание приобретают шторы, которые должны быть свето- и звукопоглощающими с воздушным тюлем для дневного периода.
В оформлении детской комнаты, наоборот, предпочтительны яркие и веселые цвета, которые будут поднимать настроение малышу каждый день. Тут важно использовать больше мягких вещей и не создавать множества углов посредством размещения различной мебели. В этой комнате все должно быть подчинено обеспечению радостного настроения ребенка, его воспитанию и веселым играм. В кухне также рекомендуется использовать более яркие оттенки, однако в этом случае доминирующим цветом должен быть какой-то один. Количество кухонной мебели и утвари целиком зависит от потребностей владельцев дома, однако важно, чтобы все пространство кухни хорошо освещалось. В случае отсутствия в квартире или загородном доме отдельной комнаты под столовую, от дизайнера требуется выделить обеденную и рабочую зону на кухню со своими предметами мебели и освещением.
Заключение. Сегодня разработка дизайна жилых помещений может осуществляться исходя из двух основных принципов. Это полностью авторский дизайн, который предусматривает присутствие заказчика только в самом начале работе дизайнера, при составлении задания на проектирование интерьера, где прописываются все его пожелания. Либо разработка дизайна жилых интерьеров с участием заказчика, когда каждый этап проектирования согласуется с клиентом, он участвует и в выборе отделочных материалов, и в проверках хода работ.
Хотя второй вариант наиболее распространен в практике компаний, занимающихся предоставлением услуг по проектированию дизайна интерьеров жилых помещений, он, как правило, часто приводит к нарушению первоначальной концепции дизайн-проекта. Своим непосредственным участием заказчик нередко разрушает весь дизайн, созданный профессиональными специалистами, обладающими соответствующими знаниями и опытом. Поэтому так важно на практике, чтобы заказчики при проектировании интерьеров своей квартиры или загородного дома полностью доверяли дизайнерам [5, с. 159-174].
Список литературы:
1. Брянский И.Н., Дмуховский В.В. Обзорная статья по реализации нововведений в визуализатор согопа-геМегу1.3 // Научные исследования и разработки 2016. IX Международная научно-практическая конференция. -[Электронный ресурс]. - М.: Издательство «Олимп», 2016. - С. 151-155.
2. Брянский И.Н. Обзорная и справочная информация о визуализаторе corona Tenderer alpha 6 v // Научные труды аспирантов и соискателей Нижневартовского государственного университета. Вып ун-та, 2014. -С. 65-74.
3. Брянский И.Н. Фотореалистичная визуализация с помощью подключаемого пакета v-ray для autodesk 3ds max и. 11 / Отв. ред. А.В. Коричко. -Нижневартовск: Изд - во Нижневарт. гос. его особенности // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 7 февраля 2014 года). Ч. II / Отв. ред. А.В. Коричко. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. - С. 299-301.
4. Брянский И.Н. Развитие и влияние мультимедиа технологий и оборудования на образование // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 12-13 февраля 2015 года). Часть II. / Отв. ред. А.В. Коричко. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. -С. 475-476.
5. Глазычев В.Л. Образы пространства (проблемы изучения) // Творческий процесс и художественное восприятие / Отв. ред. Б.Ф. Егоров. - Л.: Наука, 1978. - С. 159-174.
6. Глинкин В.А. Свет и цвет в архитектуре и дизайне. - СПб., 1982.
7. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. Серия: Дизайн архитектурной среды. Издательство: Архитектура - С, 2004.
8. Иконников A.B. Влияние комплекса предметно-пространственной среды на эстетическую ценность объекта / Тр. ВНИИТЭ. Вып. 30 - М., 1981. -С. 77-90. - (Сер. Техническая эстетика).
9. Современный интерьер - 2002. Вторая городская специализированная выставка: Справочно-информационное издание. При поддержке Приморского отделения Союза Дизайнеров России. - Владивосток, 2002. Трусов Ю.В. К проблеме художественного образа в дизайне интерьера // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2010. № 1. / - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-hudozhestvennogo-obraza-v-dizayne-interiera (Дата обращения: 08.12.2015).
10. Чебурашкин К.Н. Многофункциональная мебель в интерьерах конструктивизма // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда [Текст] сборник научных трудов - М.: МГХПУ им. Строганова, 2002. С. 168-182.
11. Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование. Учебное пособие. -М.: Архитектура-С, 2005.
12. Шукурова А.Н. Архитектура Запада и мир искусства ХХ века. - М.: «Стройиздат», 1990.