Научная статья на тему 'Анализ продаж на полиграфических предприятиях'

Анализ продаж на полиграфических предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
574
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никольская Э. В., Мерзликина Е. М.

При анализе продаж на полиграфических предприятиях следует знать, что согласно Методическим рекомендациям по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ и услуг), в выручку включают: •стоимость выполнения работ по договору подряда (гл. 37 ГК РФ), с передачей результатов заказчику (издающей организации).; •стоимость собственной продукции (гл. 30 ГК РФ), в том числе бумажно-беловых товаров, обоев, игрушек, елочных украшений и др. товаров народного потребления; •стоимость оказанных производственных услуг сторонним организациям (гл. 39 ГК РФ), в том числе резки бумаги, регенерация формных пластин и т.д. В рассматриваемой статье на примере отдельной типографии приведен анализ структуры выручки от продаж, т.е. удельный вес отдельных составляющих, определены отклонение по данному показателю в отчетном году по сравнению с предыдущим периодом, темп роста и выявлены факторы, вызвавшие увеличение (уменьшение) выручки от продаж по сравнению с предыдущим годом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ продаж на полиграфических предприятиях»

8 (104) - 2007

ЭКОНОМиЧЕСКий АНАДиЗ

АНАЛИЗ ПРОДАЖ НА ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Э.В. НИКОЛЬСКАЯ,

доктор экономических наук, профессор

Е.М. МЕРЗЛИКИНА, кандидат экономических наук, доцент Московский государственный университет печати

Продажи характеризуются выручкой от продаж и объемом продаж. Объектами продаж являются изготовленная продукция, выполненные работы, оказанные услуги организаций, товары в торговой сети.

Выручка от продаж является основным финансовым результатом деятельности организации. От ее величины зависит прибыль, оборачиваемость оборотных средств и финансовое положение организации.

Поэтому систематический и глубокий анализ выручки от продаж и объема продаж в условиях рыночной экономики приобретает важное значение.

При анализе продаж на полиграфических предприятиях следует знать, что согласно Методическим рекомендациям по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ и услуг), в выручку Qпрод включают:

• стоимость выполнения работ по договору подряда (гл. 37 Гражданского кодекса РФ), с передачей результатов заказчику (издающей организации) Qпд.

• стоимость собственной продукции (гл. 30 Гражданского кодекса РФ), в том числе бумажно-беловых товаров, обоев, игрушек, елочных украшений и других товаров народного потребления Q ;

• стоимость оказанных производственных услуг сторонним организациям (гл. 39 Гражданского кодекса РФ), в том числе резки бумаги, регенерация формных пластин и т. д. (Оус). Таким образом, Q = Q + Q + Q .

прод пд сп ус

Стоимость выполненных работ для заказчиков включается в выручку от продаж, если выполнен-

ный заказ оформлен соответствующими документами (актом выполнения работ) и сдан заказчику. В тех случаях, когда на выполняемый заказ не составлен акт о выполнении работ, затраты на его изготовление учитываются в незавершенном производстве.

Следовательно, выручка от продаж в части выполнения работ по изготовлению печатной продукции Q зависит: от стоимости выполненных полиграфических работ по договорам с отдельными заказчиками Q и изменения остатков незавершенного

^-вып. пд г

производства ДQ т. е. Q = Q + ДQ .

г ^-н. п, пд ^-вып. пд ^-н. п

Выручка от продаж в части изготовления собственной продукции Qсп зависит от стоимости собственной продукции по договорным ценам Qт и изменения остатков готовой продукции на складе ДQ , т. е. Q = Q + ДQ .

При анализе выручки от продаж следует определить абсолютное отклонение по данному показателю в отчетном году по сравнению с предыдущим периодом, темп роста и выявить факторы, вызвавшие увеличение (уменьшение) выручки от продаж по сравнению с предыдущим годом.

Важно анализировать структуру выручки от продаж, т. е. удельный вес отдельных составляющих.

Необходимую информацию можно получить в форме № 2 годового или квартального отчета и данных бухгалтерского учета.

По рассматриваемой типографии имеются следующие данные (табл. 1).

Из данных табл. 1 видно, что выручка от продаж в отчетном году была выше, чем в предыдущем, на 8 186 тыс. руб., или на 5,5 %.

По всем составляющим элементам выручки от продаж имеет место ее рост. При этом высокий

Таблица 1

Структура выручки от продаж продукции (работ, услуг), тыс. руб.

Показатель Выручка от продаж Удельный вес отдельных видов в выручке, % Абсолютное отклонение(±) Темп роста, %

Предыдущий год Отчетный год Предыдущий год Отчетный год

Выручка от продаж продукции (работ, услуг), всего, в том числе: 130 462 138 648 100,0 100,0 + 8186 105,5

по выполненным работам по договору подряда; 116 442 123700 89,34 89,22 + 7258 106,2

по собственной продукции; 13 500 14 200 10,34 10,24 + 700 105,1

по производственным услугам, оказанным сторонним организациям 520 748 0,32 0,54 + 228 145,0

темп роста имеется по производственным услугам, оказанным сторонним организациям.

Данные табл. 1 свидетельствуют и о том, что основную массу объема продаж составляет стоимость выполненных работ по договору подряда (89,34 и 89,22 %). На изготовление собственной продукции приходится 10,34 % в предыдущем периоде и 10,24 % — в отчетном периоде, т. е. имеет место небольшое снижение.

В то же время типография увеличивает объем производственных услуг сторонним организациям с 520 тыс. руб. до 748 тыс. руб. (0,32 - 0,54 %).

Разные темпы роста отдельных составляющих выручки от продаж вызвали некоторое изменение в структуре продаж: снизился удельный вес выполненных работ по договорам подряда (с 89,34 до 89,22 %) и собственной продукции (с 10,34 до 10,24 %). В то же время удельный вес производственных услуг сторонним организациям возрос с 0,32 до 0,54 %.

Некоторое изменение структуры продаж отражается на сумме прибыли от продаж, так как

отдельные составляющие продаж имеют разный уровень рентабельности.

Для определения влияния выполнения работ по изготовлению печатной продукции, изменения остатков незавершенного производства и готовой продукции на выручку от продаж следует составить аналитическую таблицу (табл. 2).

Из данных табл. 2 видно, что за отчетный период объем продаж возрос на 8 186 тыс. руб., или на 6,3 %, по сравнению с предыдущим годом. Однако темп роста продаж (106,3 %) меньше темпа роста заказов, завершенных в производстве (107,0 %).

Это обусловлено тем, что часть выполненных заказов на полиграфические работы не была оформлена актом о выполнении работ и не были приняты заказчиком. Поэтому эти выполненные полиграфические работы по неоформленным актам сдачи учитываются на незавершенном производстве.

По типографии имеются следующие данные (табл. 3).

В отчетном периоде типография в связи с увеличением количества заключенных договоров на

Таблица 2

Влияние производственных факторов на выручку от продаж, тыс. руб.

Наименование показателя Фактически Темп роста, % Абсолютное отклонение (+, -)

за предыдущий год за отчетный год

1. Выручка от продаж 130 462 138 648 106,3 +8 186

2. Заказы, завершенные в производстве 11 7272 126 541 107,0 + 7 408

3. Остатки незавершенного производства на конец года 830 2691 324,2 + 1 861

4. Остатки готовой продукции 390 105 26,9 -285

Таблица 3 Выручка по выполненным работам по договорам подряда, тыс. руб.

Показатель Предыдущий год Отчетный год Абсолютное отклонение (+, -) Темп роста, %

1. Выручка от продаж и по выполненным работам по договорам подряда 116 442 123700 + 7 258 106,2

2. Заказы, завершенные в производстве 117 272 126 391 + 9 119 107,8

3. Незавершенное производство 830 2 691 + 1 861 324,2

Таблица 3

Таблица 4

Расчет средней договорной цены

Наименование показателя Предыдущий период Отчетный период Абсолютное отклонение (+, -)

1. Выручка от продажи продукции (работ, услуг), тыс. руб. 2. Объем продаж, млн уч. лист-отт. 3. Средняя договорная цена за 1 млн уч. лист-отт., тыс. руб. (стр. 1: стр. 2) 130 462 76,0 1 716,6 138 648 78,8 1 759,5 +8 186 +2,8 +42,9

полиграфические работы изготовила заказов на 126 391 тыс. руб. вместо 117 272 тыс. руб. в предыдущем периоде, т. е. на 9 119 тыс. руб. больше.

Однако не все заказы были оформлены актом сдачи, что отразилось на увеличении незавершенного производства на 1 861 тыс. руб.

В итоге выручка по выполненным работам по договорам подряда возросла только на 7 258 тыс. руб.

Следовательно, типографии необходимо уделить внимание по совершенствованию оформления документов по реализации.

Далее анализ должен быть направлен на изучение причин изменения остатков незавершенного производства, к числу которых относятся: неритмичность выпуска продукции, недостаточная организация контроля за ходом выпуска, отгрузки, оформления расчетов и поступления платежей на предприятии, несвоевременное оформление документов по продажам и др.

В условиях рыночных отношений важное значение приобретает выполнение полиграфических работ в сроки, согласованные с заказчиком и зафиксированные в договоре. Поэтому объектом анализа должно быть выполнение предприятием сроков сдачи отдельных изданий.

Выручка от продаж продукции зависит от выполнения работ по выпуску продукции в натуральном выражении и средней договорной цены за учетную единицу, т. е.

Q = N х Q ,

^-выр кр-отт ^-ед'

где QвьIр — объем продаж в договорных ценах,

N — объем продаж в учетных краско-от-

кр-отт г ^ г

тисках,

Qед — средняя договорная цена за 1 000 краско-оттисков.

Метод цепных подстановок позволяет рассчитать влияние изменения выпуска продукции в натуральном выражении ДQвЬIр м и изменения договорных цен ДQвь Ц, т. е.

ДQ м = (М -М ) х Q ;

^-выр. N у от пр7 ^-ед. пр'

ДQ Ц = N х ^ - Q ),

выр. Ц от ед. от ед. пр

где Мот, Мпр — выпуск продукции в натуральном выражении в краско-оттисках по отчету и в предыдущем году соответственно;

Qед от, Qед пр — средняя договорная цена за учетную единицу по отчету и в предыдущем году.

Влияние изменения договорных цен в связи с

инфляцией на выручку от продаж можно определить по формуле:

ДQ „ = Q — Q / Y или

^-выр. Ц от ^-выр. от' ц

ДQ Ц = Q — Q' т

выр. Ц выр. от выр. от

где ДQвЬIр ц — дополнительная выручка в связи с инфляцией;

QвьIр от — объем продаж по отчету в действующих договорных ценах;

Q'выр от — объем продаж по отчету в ценах предыдущего года;

Yц — индекс цен в отчетном году.

По типографии имеются следующие данные (табл. 4).

Влияние изменения объема продаж продукции в натуральном выражении на выручку от продажи:

ДQвыр. м = +2,8 х 1 716,6 = + 4 806,5 тыс. руб.

Влияние повышения средней договорной цены за учетную единицу на выручку от продажи:

ДQвыр Ц = 78,8 х (+42,9) = + 3 380,5 тыс. руб.

Общее влияние двух факторов: 4 806,5 + 3 380,5 = +8 187 тыс. руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, 58,7 % прироста выручки от продаж (4 806,5 / 8 186 х 100) получено за счет увеличения полиграфических работ по выпуску продукции в натуральном выражении и 41,3 % прироста (3 380,5 / 8 186 х 100) за счет повышения средних договорных цен за учетную единицу.

Рост средней договорной цены за учетную единицу может быть вызван инфляцией, а именно повышением цен под ее влиянием на бумагу, краску и другие материалы, или изменением параметров печатной продукции, зависящих от заказчиков, повышением красочности, улучшением оформления издания и др.

Как отмечалось выше, выручка от продаж в части изготовления собственной продукции зависит от ее выпуска и изменения остатков готовой продукции на складе. В данной типографии увеличение продукции на 700 тыс. руб. вызвано снижением остатков готовой продукции на складе в сумме на 285 тыс. руб. и увеличением ее производства на 415 тыс. руб.

Дальнейший анализ должен быть направлен на выявление резервов роста выручки и объема продаж. Это, прежде всего, поиск новых заказчиков на полиграфические услуги на основе проведения оптимальной ценовой политики, улучшения качества исполнения полиграфических работ и проведения активной рекламной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.