использования [Текст] / А.С. Казанцев. - М.: Школа Пресс, 1994.
2. Виштынецкий, Е.И. Вопросы применения информационных технологий в сфере образования и обучения [Текст] / Е.И. Виштынецкий // Информационные технологии. - 1998. - № 2. - С. 32-36.
3. Брановский, Ю.С. Состояние и перспективы использования современных информационных технологий в учебном процессе и научных исследованиях университета [Текст] / Ю.С. Брановский. - М.: Пед. информатика. -1999. - № 1. - С. 15-19.
4. Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / В.А. Красильникова -М.: Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2006. - 231 с.
5. Кошкарова Л.С. Модель образования, основанной на знаниях [Текст] / Л.С. Кошкарова // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2008. -№ 2. - С. 4-6.
6. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения [Текст] / Е.И. Машбиц. - М.: Педагогика, 1986.
УДК 378 ББК 74.58
Е.М. Прживальская
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА С ПОМОЩЬЮ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ
Дается анализ состояния проблемы профессиональной компетентности и рейтинговой системы в педагогической литературе и на практике. Выявлены недостатки внедрения рейтинговой системы в учебный процесс. Рассмотрены основные пути решения проблемы внедрения рейтинговой системы.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, рейтинговая система
Первые упоминания понятия «компетентность» в научной психологической литературе встречается в работах немецкого ученого О. Хабермаса, который использует это понятие как социологический термин в контексте теории речевой коммуникации.
В дальнейшем в работах по социальной психологии понятие «компетентность» рассматривается как совокупность качеств, присущих специалисту, тех качеств, уровня которых должен достичь каждый овладевающий профессией индивид [2]. Следовательно, компетентность понимается здесь как атрибут профессионализма.
Таким образом, в психологических исследованиях компетентность, в основном, рассматривается с двух позиций: как уровень профессионального разви-
тия специалиста и как элемент его общей психологической характеристики.
В последние годы проблема компетентности приобретает новое звучание. Многие ученые говорят уже не просто о компетентности, а о профессиональной компетентности как показателе соответствия будущего специалиста к требованиям профессионального труда (Л.Г. Антропова, Е.В. Арцишевская, А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, М.К. Кабардов, ЮН. Ко-люткин, Г.С. Сухобская, А.К. Маркова, С.Г. Молчанов и др.).
На основании анализа трактовок понятия «профессиональная компетентность» различными авторами [2, 6, 9, 10, 11] мы можем сделать вывод, что разноплановость трактовок данного понятия обусловлены различием научных подходов: личностно-деятельност-
ного, системно-структурного, знаниево-го, культурологического и др. к решаемым исследователями научным задачам.
Если рассматривать формирование компетентности у будущего специалиста в рамках системы вузовского образования, то следует говорить о знаниях, умениях и навыках, способностях, т.е. о готовности специалиста к профессиональной деятельности.
При анализе научных исследований [3, 5, 7, 11, 12, 13] можно так же отметить, что именно в условиях информатизации образования и внедрения рейтинговой системы в образовательный процесс возможен качественно новый уровень подготовки специалистов разных специальностей (направлений), а, следовательно, качественно новый подход к формированию профессиональной компетентности будущих специалиста.
На основе анализа различных трактовок понятия «рейтинговой системы» мы можем дать обобщенную характеристику данного понятия:
1) форма интегрального контроля над качеством учебно-позновательной деятельности, направленная на стимулирование ритмичной, заинтересованной работы студентов;
2) метод количественной характеристики качества знаний;
3) диагностико-деятельный контроль качества обучения.
Многие авторы рассматривают рейтинговую систему не только как контроль за знаниями, но и как средство управления профессионально-личностным развитием студентов. Рейтинговая система оценивания создаёт выгодные условия для учёта индивидуальных особенностей студента, содействует систематическому усвоению знаний. Следовательно, растёт заинтересованность и успешность студента, что делает процесс обучения более эффективным, способствует формированию профессиональной компетентности [14].
Появления большого интереса к проблеме рейтинговой системы в образовании связано с:
повышением качества обучения за счет интенсификации учебного процесса, активизации работы преподавательского состава и студентов по обновлению и совершенствованию содержания и методов обучения; усилением регулярного контроля за работой студентов при освоении ими основной образовательной программы по специальности (направлению);
• расширением возможностей межпредметных и профильных связей, что позволяет согласовать содержание обучения по специальностям (направлениям);
• содействие демократизации учебно-воспитательного процесса в целом; повышением мотивации студентов к освоению образовательных программ;
• усилением учебной дисциплины студентов, улучшением показателей посещения студентами занятий и активизацией самостоятельной и индивидуальной работы студентов;
• формированием у студентов ответственности за результаты учебной деятельности;
созданием условий для реализации научного, методического принципов обучения студентов, проявлением ими творческих способностей в рамках определенной дисциплины в целях содействия всестороннему гармоничному развитию личности;
• обеспечением условий для выработки у преподавателей различных дисциплин единых требований к знаниям, умениям и навыкам.
Таким образом, раскрывая преимущества рейтинговой системы в процессе обучения студентов, мы приходим к выводу о том, что рейтинговая система позволяет более объективно оценивать уровень сформированности профессио-
нальной компетентности у будущих специалистов в процессе обучения в вузе.
При анализе практического применения рейтинговой системы в вузах, в том числе и в ЧГПУ, выявлен ряд достоинств и недостатков.
Отметим наиболее важные недостатки внедрения рейтинговой системы:
1) нерациональность одинакового распределения баллов по всем дисциплинам семестра, т.е. все дисциплины, различные по содержанию, объему (в часах аудиторные занятия и самостоятельная работа студентов) оцениваются по одной 100-балльной шкале. Это приводит к тому, что в различных дисциплинах один и тот же вид работы студента оценивается различным количеством баллов, что не дает объективной картины оценивания результатов учебной деятельности студентов;
2) механизмы работы со студентами, на высоком уровне владеющими предметом, но не набравшими минимальное количество баллов для допуска к экзамену (зачету);
3) необъективность оценки знаний студента в целом: студент хорошо работал в течение семестра, но недостаточно хорошо ответил на экзамене, в среднем может получить положительную итоговую оценку;
4) увеличение нагрузки на профессорско-преподавательский состав, связанное с дополнительными работами со студентами в рамках системы;
5) сокращение часов аудиторных мероприятий при введении дополнительных контрольных мероприятий в рамках системы;
6) непроработаны правовые вопросы работы со студентами, не выполняющими учебный план.
Анализа практического опыта и исследований в данном направлении позволяют найти пути решения данных вопросов:
1) создание базы информационно-методического обеспечения по всем дис-
циплинам в виде: методических электронных комплексов, включающих расширенные опорные конспекты лекций, разбитые по разделам и главам, с указанием литературных источников; видеофрагменты лабораторных занятий, методические рекомендации; методическое обеспечение цикла лабораторных работ, рабочие программы и аттестационные билеты, тестовые задания для самопроверки и т.д.;
2) создание и распространение среди студентов электронных учебников и пособий на электронных носителях с элементами тестирования и вопросами самостоятельной подготовки;
3) введение общеуниверситетской электронной системы контроля для упрощения контроля над успеваемостью студентов и формирования общедоступной обратной связи для студентов с использования Интернет ресурса.
Библиографический список
1. Батура, М.П. Типовая рейтинговая система аттестации студентов на этапе завершения ими первой ступени обучения в вузе [Текст]: метод. пособие для преподавателей и студентов / М.П. Батура, А.В. Ломако. - Минск: БГУИР, 1997. - 56 с.
2. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство [Текст] / А.С. Белкин. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. - 176 с.
3. Бойцова, Е. Модульно-рейтин-говая система на базе тестовых технологий [Текст] / Е. Бойцова, В. Дроздов // Высшее образование в России. -2005. - № 4.
4. Брунер, Д.Ж. Психология познания [Текст] / Д.Ж. Брунер. - М.: Прогресс, 1989. - 412 с.
5. Воронкова, Н.А. Рейтинговая система как фактор оптимизации управленческой деятельности профессионального лицея [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.08 / Н.А. Воронкова; [Моск. гос. ун-т куль-
туры и искусств, каф. соц.-культур. деятельности]. - М., 2000. - 21 с.
6. Дахин, А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? [Текст] / А.Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - № 2. - С. 42-47.
7. Динес, В.А. Рейтинг объектов высшей школы [Текст] / В.А. Динес, В.А. Прокофьев, Р.Р. Богданов. - Саратов: СГСЭУ, 2001. - 88 с.
8. Зеер, Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования [Текст] / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000.
9. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
10. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, поня-
тия, инструментарий [Текст]: учеб.-метод. пособие / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 101 с.
11. Комиссарова, Н.В. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих переводчиков: дис. ... кан. пед. наук / Н.В. Комиссаров. - Челябинск, 2003. - 185 с.
12. Коробова, Н.Ю. Модульно-рей-тинговая система обучения высшей математике в вузе: на примере спец. «Геология и поиски месторождений полез. ископаемых» [Текст]: автореф. дис. . канд. пед. наук: спец. 13.00.02 / Н.Ю. Коробова. - Новосибирск, 2000. - 18 с.
13. Мухаметзянова, Ф.С. Технология модульного обучения. Модульно-рей-тинговая система контроля [Текст] / Ф.С. Мухаметзянова, Н.Ю. Корнилова, П.Г. Тамаров; Ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования при Ульян. гос. пед. ун-те им. И.Н. Ульянова. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2001. - 83 с.
УДК 378.147+371.333 ББК 74.58+74.26
С.Ю. Тухватуллина
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дается анализ использования преподавателем и учащимися информационно-коммуникационных технологий при подготовке домашних заданий и в процессе ведения практических занятий иностранным языком.
Ключевые слова: презентация, информационно-коммуникационные технологии, познавательная деятельность, качество обучения, проектно-исследовательский метод, мотивация.
Память человека устроена так, что образы усваиваются лучше, чем роль, но самый удачный вариант для восприятия - это комбинация аудио и визуальной методики проведения презентации. Чем эффективнее и красочнее презентация, тем больший эффект будет достигнут. С помощью презентации изложе-
ние темы будет легко сделать доступным, логичным и последовательным. Презентации так же очень эстетичны. С помощью презентации очень удобно распределять время урока, следственно, повышается его рациональность.
Человеку необходимы четыре базовых навыка, чтобы выжить в современ-