Научная статья на тему 'Анализ проблемы формирования профессиональной компетентности у будущего специалиста с помощью рейтинговой системы'

Анализ проблемы формирования профессиональной компетентности у будущего специалиста с помощью рейтинговой системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / PROFESSIONAL COMPETENCE / RATING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прживальская Елена Михайловна

Дается анализ состояния проблемы профессиональной компетентности и рейтинговой системы в педагогической литературе и на практике. Выявлены недостатки внедрения рейтинговой системы в учебный процесс. Рассмотрены основные пути решения проблемы внедрения рейтинговой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прживальская Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of issues of professional competence in the future with the help of specialist rating system

The article analyzes the state of professional competence and rating system in the literature and pedagogical practices. Weak implementation of the rating system in the educational process and the basic ways of dealing with the introduction of a rating system.

Текст научной работы на тему «Анализ проблемы формирования профессиональной компетентности у будущего специалиста с помощью рейтинговой системы»

использования [Текст] / А.С. Казанцев. - М.: Школа Пресс, 1994.

2. Виштынецкий, Е.И. Вопросы применения информационных технологий в сфере образования и обучения [Текст] / Е.И. Виштынецкий // Информационные технологии. - 1998. - № 2. - С. 32-36.

3. Брановский, Ю.С. Состояние и перспективы использования современных информационных технологий в учебном процессе и научных исследованиях университета [Текст] / Ю.С. Брановский. - М.: Пед. информатика. -1999. - № 1. - С. 15-19.

4. Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / В.А. Красильникова -М.: Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2006. - 231 с.

5. Кошкарова Л.С. Модель образования, основанной на знаниях [Текст] / Л.С. Кошкарова // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2008. -№ 2. - С. 4-6.

6. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения [Текст] / Е.И. Машбиц. - М.: Педагогика, 1986.

УДК 378 ББК 74.58

Е.М. Прживальская

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА С ПОМОЩЬЮ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ

Дается анализ состояния проблемы профессиональной компетентности и рейтинговой системы в педагогической литературе и на практике. Выявлены недостатки внедрения рейтинговой системы в учебный процесс. Рассмотрены основные пути решения проблемы внедрения рейтинговой системы.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, рейтинговая система

Первые упоминания понятия «компетентность» в научной психологической литературе встречается в работах немецкого ученого О. Хабермаса, который использует это понятие как социологический термин в контексте теории речевой коммуникации.

В дальнейшем в работах по социальной психологии понятие «компетентность» рассматривается как совокупность качеств, присущих специалисту, тех качеств, уровня которых должен достичь каждый овладевающий профессией индивид [2]. Следовательно, компетентность понимается здесь как атрибут профессионализма.

Таким образом, в психологических исследованиях компетентность, в основном, рассматривается с двух позиций: как уровень профессионального разви-

тия специалиста и как элемент его общей психологической характеристики.

В последние годы проблема компетентности приобретает новое звучание. Многие ученые говорят уже не просто о компетентности, а о профессиональной компетентности как показателе соответствия будущего специалиста к требованиям профессионального труда (Л.Г. Антропова, Е.В. Арцишевская, А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, М.К. Кабардов, ЮН. Ко-люткин, Г.С. Сухобская, А.К. Маркова, С.Г. Молчанов и др.).

На основании анализа трактовок понятия «профессиональная компетентность» различными авторами [2, 6, 9, 10, 11] мы можем сделать вывод, что разноплановость трактовок данного понятия обусловлены различием научных подходов: личностно-деятельност-

ного, системно-структурного, знаниево-го, культурологического и др. к решаемым исследователями научным задачам.

Если рассматривать формирование компетентности у будущего специалиста в рамках системы вузовского образования, то следует говорить о знаниях, умениях и навыках, способностях, т.е. о готовности специалиста к профессиональной деятельности.

При анализе научных исследований [3, 5, 7, 11, 12, 13] можно так же отметить, что именно в условиях информатизации образования и внедрения рейтинговой системы в образовательный процесс возможен качественно новый уровень подготовки специалистов разных специальностей (направлений), а, следовательно, качественно новый подход к формированию профессиональной компетентности будущих специалиста.

На основе анализа различных трактовок понятия «рейтинговой системы» мы можем дать обобщенную характеристику данного понятия:

1) форма интегрального контроля над качеством учебно-позновательной деятельности, направленная на стимулирование ритмичной, заинтересованной работы студентов;

2) метод количественной характеристики качества знаний;

3) диагностико-деятельный контроль качества обучения.

Многие авторы рассматривают рейтинговую систему не только как контроль за знаниями, но и как средство управления профессионально-личностным развитием студентов. Рейтинговая система оценивания создаёт выгодные условия для учёта индивидуальных особенностей студента, содействует систематическому усвоению знаний. Следовательно, растёт заинтересованность и успешность студента, что делает процесс обучения более эффективным, способствует формированию профессиональной компетентности [14].

Появления большого интереса к проблеме рейтинговой системы в образовании связано с:

повышением качества обучения за счет интенсификации учебного процесса, активизации работы преподавательского состава и студентов по обновлению и совершенствованию содержания и методов обучения; усилением регулярного контроля за работой студентов при освоении ими основной образовательной программы по специальности (направлению);

• расширением возможностей межпредметных и профильных связей, что позволяет согласовать содержание обучения по специальностям (направлениям);

• содействие демократизации учебно-воспитательного процесса в целом; повышением мотивации студентов к освоению образовательных программ;

• усилением учебной дисциплины студентов, улучшением показателей посещения студентами занятий и активизацией самостоятельной и индивидуальной работы студентов;

• формированием у студентов ответственности за результаты учебной деятельности;

созданием условий для реализации научного, методического принципов обучения студентов, проявлением ими творческих способностей в рамках определенной дисциплины в целях содействия всестороннему гармоничному развитию личности;

• обеспечением условий для выработки у преподавателей различных дисциплин единых требований к знаниям, умениям и навыкам.

Таким образом, раскрывая преимущества рейтинговой системы в процессе обучения студентов, мы приходим к выводу о том, что рейтинговая система позволяет более объективно оценивать уровень сформированности профессио-

нальной компетентности у будущих специалистов в процессе обучения в вузе.

При анализе практического применения рейтинговой системы в вузах, в том числе и в ЧГПУ, выявлен ряд достоинств и недостатков.

Отметим наиболее важные недостатки внедрения рейтинговой системы:

1) нерациональность одинакового распределения баллов по всем дисциплинам семестра, т.е. все дисциплины, различные по содержанию, объему (в часах аудиторные занятия и самостоятельная работа студентов) оцениваются по одной 100-балльной шкале. Это приводит к тому, что в различных дисциплинах один и тот же вид работы студента оценивается различным количеством баллов, что не дает объективной картины оценивания результатов учебной деятельности студентов;

2) механизмы работы со студентами, на высоком уровне владеющими предметом, но не набравшими минимальное количество баллов для допуска к экзамену (зачету);

3) необъективность оценки знаний студента в целом: студент хорошо работал в течение семестра, но недостаточно хорошо ответил на экзамене, в среднем может получить положительную итоговую оценку;

4) увеличение нагрузки на профессорско-преподавательский состав, связанное с дополнительными работами со студентами в рамках системы;

5) сокращение часов аудиторных мероприятий при введении дополнительных контрольных мероприятий в рамках системы;

6) непроработаны правовые вопросы работы со студентами, не выполняющими учебный план.

Анализа практического опыта и исследований в данном направлении позволяют найти пути решения данных вопросов:

1) создание базы информационно-методического обеспечения по всем дис-

циплинам в виде: методических электронных комплексов, включающих расширенные опорные конспекты лекций, разбитые по разделам и главам, с указанием литературных источников; видеофрагменты лабораторных занятий, методические рекомендации; методическое обеспечение цикла лабораторных работ, рабочие программы и аттестационные билеты, тестовые задания для самопроверки и т.д.;

2) создание и распространение среди студентов электронных учебников и пособий на электронных носителях с элементами тестирования и вопросами самостоятельной подготовки;

3) введение общеуниверситетской электронной системы контроля для упрощения контроля над успеваемостью студентов и формирования общедоступной обратной связи для студентов с использования Интернет ресурса.

Библиографический список

1. Батура, М.П. Типовая рейтинговая система аттестации студентов на этапе завершения ими первой ступени обучения в вузе [Текст]: метод. пособие для преподавателей и студентов / М.П. Батура, А.В. Ломако. - Минск: БГУИР, 1997. - 56 с.

2. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство [Текст] / А.С. Белкин. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. - 176 с.

3. Бойцова, Е. Модульно-рейтин-говая система на базе тестовых технологий [Текст] / Е. Бойцова, В. Дроздов // Высшее образование в России. -2005. - № 4.

4. Брунер, Д.Ж. Психология познания [Текст] / Д.Ж. Брунер. - М.: Прогресс, 1989. - 412 с.

5. Воронкова, Н.А. Рейтинговая система как фактор оптимизации управленческой деятельности профессионального лицея [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.08 / Н.А. Воронкова; [Моск. гос. ун-т куль-

туры и искусств, каф. соц.-культур. деятельности]. - М., 2000. - 21 с.

6. Дахин, А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? [Текст] / А.Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - № 2. - С. 42-47.

7. Динес, В.А. Рейтинг объектов высшей школы [Текст] / В.А. Динес, В.А. Прокофьев, Р.Р. Богданов. - Саратов: СГСЭУ, 2001. - 88 с.

8. Зеер, Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования [Текст] / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000.

9. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

10. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, поня-

тия, инструментарий [Текст]: учеб.-метод. пособие / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 101 с.

11. Комиссарова, Н.В. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих переводчиков: дис. ... кан. пед. наук / Н.В. Комиссаров. - Челябинск, 2003. - 185 с.

12. Коробова, Н.Ю. Модульно-рей-тинговая система обучения высшей математике в вузе: на примере спец. «Геология и поиски месторождений полез. ископаемых» [Текст]: автореф. дис. . канд. пед. наук: спец. 13.00.02 / Н.Ю. Коробова. - Новосибирск, 2000. - 18 с.

13. Мухаметзянова, Ф.С. Технология модульного обучения. Модульно-рей-тинговая система контроля [Текст] / Ф.С. Мухаметзянова, Н.Ю. Корнилова, П.Г. Тамаров; Ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования при Ульян. гос. пед. ун-те им. И.Н. Ульянова. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2001. - 83 с.

УДК 378.147+371.333 ББК 74.58+74.26

С.Ю. Тухватуллина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Дается анализ использования преподавателем и учащимися информационно-коммуникационных технологий при подготовке домашних заданий и в процессе ведения практических занятий иностранным языком.

Ключевые слова: презентация, информационно-коммуникационные технологии, познавательная деятельность, качество обучения, проектно-исследовательский метод, мотивация.

Память человека устроена так, что образы усваиваются лучше, чем роль, но самый удачный вариант для восприятия - это комбинация аудио и визуальной методики проведения презентации. Чем эффективнее и красочнее презентация, тем больший эффект будет достигнут. С помощью презентации изложе-

ние темы будет легко сделать доступным, логичным и последовательным. Презентации так же очень эстетичны. С помощью презентации очень удобно распределять время урока, следственно, повышается его рациональность.

Человеку необходимы четыре базовых навыка, чтобы выжить в современ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.