Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ В ОБЛАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЗРЫВОТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ'

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ В ОБЛАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЗРЫВОТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
160
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОБОТОТЕХНИКА / РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ВЗРЫВООПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ / ВЗРЫВОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ / ГУМАНИТАРНОЕ РАЗМИНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Найденов Дмитрий Сергеевич, Полевой Евгений Васильевич, Носков Сергей Семенович, Родионов Константин Евгеньевич

Рассмотрен опыт применения робототехнических средств при проведении взрывотехнических работ. Проведен анализ гибели и травматизма личного состава, принимающего участие в работах с взрывоопасными предметами. Оценена зависимость гибели и травматизма персонала от уровня роботизации взрывотехнических работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Найденов Дмитрий Сергеевич, Полевой Евгений Васильевич, Носков Сергей Семенович, Родионов Константин Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PROBLEM SITUATION IN THE FIELD OF EXPLOSION WORKS AND THE WAYS OF ITS SOLUTION

The experience of using robotic means during explosive works is considered. The analysis of the death and injury rate of personnel taking part in work with explosive objects. The dependence of the death and injury rate of personnel on the level of robotization of blasting operations is estimated.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ В ОБЛАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЗРЫВОТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ»

УДК 662.2

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ В ОБЛАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЗРЫВОТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Д.С. Найденов

адъюнкт кафедры (спасательных

робототехнических средств)

Академия гражданской защиты МЧС России

Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки,

мкр. Новогорск

E-mail: naidenov-dndQmail.ru

С.С. Носков

кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой (спасательных робототехнических средств) Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: s.noskovQamchs.ru

Е.В. Полевой

преподаватель кафедры (спасательных

робототехнических средств)

Академия гражданской защиты МЧС России

Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки,

мкр. Новогорск

E-mail: е.polevoiQamchs.ru

К.Е. Родионов

заместитель начальника управления (пиротехнических и специальных кинологических работ) ФГКУ ЦСООР Лидер

Адрес: 108820, г. Москва, поселок Мое рентген, проезд Музыкальный, д.4, стр.1 E-mail: krodionov2007Qgmail.com

Аннотация. Рассмотрен опыт применения робототехнических средств при проведении взры-вотехнических работ. Проведен анализ гибели и травматизма личного состава, принимающего участие в работах с взрывоопасными предметами. Оценена зависимость гибели и травматизма персонала от уровня роботизации взрывотехнических работ.

Ключевые слова: робототехника, робототехнические средства, взрывоопасные предметы, взрывотехнические работы, гуманитарное разминирование.

Цитирование: Найденов Д.С., Носков С.С., Полевой Е.В., Родионов К.Е. Анализ проблемной ситуации в области проведения взрывотехнических работ и пути ее решения // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2021. № 2 (49). С. - .

Прошедшие войны и военные конфликты по всему миру и на территории нашей страны постоянно требуют проведения работ по разминированию территории. Кроме этого, проведение взрывотехнических работ (далее — ВзТР) необходимо в случае взрывов боеприпасов на складах хранения, в местах производства, при возможных террористических актах и т.п. В соответствии с Указом Президента РФ [1] задача по проведению пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, а также при гуманитарном разминировании как в мирное, так и в военное время возложена на спасательные воинские формирования (далее — СВФ) МЧС России. СВФ МЧС России более 20 лет принимают участие в работах по ликвидации взрывоопасных предметов (далее — ВОП) как на территории субъектов РФ, так и за рубежом [2,3].

За это время проведено 29 ВзТР на территории России, Южной Осетии и Сербии. За последние 10 лет саперами МЧС России обнаружено и уничтожено более 370 тыс. ВОП, а в 2020 году - свыше 33 тыс. ВОП [4].

Однако, совершенствование современных средств поражения ведет к увеличению потенциальной опасности ВОП, что, в свою очередь, повышает риск травматизма и гибели саперов. Взрывотехнические работы, несмотря на имеющийся опыт, являются наиболее опасным видом деятельности СВФ МЧС России. Человеческий фактор и большая степень неопределенности, связанная с возможностью детонации боеприпаса, зачастую приводят к гибели и травматизму персонала, проводящего ВзТР. Обобщенные данные о гибели и травматизме личного состава Министерства обороны РФ и МЧС России представлены в таблице 1 [5].

Таблица 1 — Сведения о гибели и травматизме военнослужащих при проведении взрывотехниче-ских работ за период 2009-2019 гг.

№ Год Место ЧС Количество обнаруженных ВОП Число операций ВзТР % выполнения Количество погибших/ пострадавших

Необходимо выполнить Выполнено до детонации ВОП

1. 2009 Республика Ингушетия 16 12 6 50 % 5/0

2. 2009 Чеченская республика 45 7 5 71 % 0/2

3. 2009 г. Москва 1 5 3 60 % 1/0

4. 2009 Ульяновская область 35 7 5 71 % 8/0

5. 2010 Рязанская область 21 7 6 86 % 1/30

6. 2010 Саратовская область 25 7 3 43 % 1/1

7. 2010 Республика Башкортостан 4 7 3 43 % 1/0

8. 2011 Астраханская область 71 7 3 43 % 8/10

9. 2011 Забайкальский край 23 12 1 8 % 2/2

10. 2012 Республика Дагестан 43 7 1 14 % 1/8

11. 2012 Нижегородская область 3 7 5 71 % 6/4

12. 2012 Оренбургская область 74 7 6 86 % 1/0

13. 2012 Оренбургская область 5 7 6 86 % 0/1

14. 2012 Оренбургская область 18 7 6 86 % 1/2

15. 2013 Астраханская область 20 12 6 50 % 2/0

16. 2013 Псковская область 6 12 5 42 % 1/0

17. 2013 Оренбургская область 32 12 5 42 % 1/0

18. 2014 Забайкальский край 5 12 3 25 % 0/3

19. 2017 Чеченская республика 2 12 3 25 % 2/1

20. 2017 Чеченская республика 1 12 5 42 % 2/0

21. 2017 Забайкальский край 19 12 3 25 % 2/5

22. 2019 Краснодарский край 31 12 1 8 % 1/8

Общий итог 500 198 89 45 % 47/77

На основе приведенных количественных показателей можно сделать вывод о том, что работы, связанные с обезвреживанием ВОП, являются востребованными и чрезвычайно опасными. Данные, приведенные в таблице 1, свидетельствуют о том, что за 10 лет 47 человек погибло и 77 человек пострадало при проведении ВзТР, при этом обезврежено 500 боеприпасов. Также данные таблицы 1 свидетельствуют, что детонация ВОП может произойти в любой момент выполнения ВзТР при любом количестве взрывоопасных предметов.

Попытка исключить гибель и травматизм личного состава СВФ МЧС России, принимающего участие в проведении ВзТР, на осно-

ве организационных решений, реализованных в «Инструкции по очистке местности от взрывоопасных предметов» [6], не дала положительных результатов. Несмотря на строгое выполнение требований данной инструкции, уже после ее введения в действие при проведении ВзТР погибло 7 и ранено 14 человек. Следует также отметить, что все ВзТР, приведенные в таблице 1, проводились без применения робо-тотехнических средств (далее — РТС).

Применение специальной техники для обезвреживания ВОП, управляемой экипажем, незначительно снижает риск травматизма и гибели саперов. Так при проведении гуманитарного разминирования на территории

Чеченской республики осенью 2009 года при подрыве специальной машины разминирования Нуёгета 910 МСУ на противотанковой мине из-за нарушения технологии проведения ВзТР получил контузию экипаж в составе 2 человек.

Следовательно, можно сделать вывод о несоответствие существующей организации ВзТР с применением технических средств защиты саперов и специальной экипажной техники требованиям по исключению гибели и травматизма специалистов МЧС России.

На современном этапе развития появились

технические средства и технологии, позволяющие исключить присутствие человека в опасной зоне при выполнении ВзТР. Наиболее целесообразным решением по повышению безопасности и недопущению гибели и травматизма спасателей при работе с ВОП может быть применение РТС.

О целесообразности реализации направления повышения безопасности спасателей свидетельствуют статистические данные применения РТС при проведении аварийно-спасательных работ, которые приведены в таблице 2 [7, 8, 9].

№ Год операции Место ЧС Применяемые РТС для ликвидации ЧС Вид работ

1. 1997 Нижегородская область МРК-25, MF-3 Работа с НИН

2. 1998 Чеченская республика МРК-27, MF-4 Работа с ВОП

3. 2000 Чеченская республика МРК-27, MF-4 Работа с НИН

4. 2003-2005 г. Москва Брокк-110Д, Брокк-330 Работа на РОО

5. 2005 Чеченская республика МРК-27, MF-4 Работа с ВОП

6. 2005 Московская область Брокк-110Д, MF-4 Работа с ВОП

7. 2009 Чеченская республика MF-4 Работа с ВОП

8. 2009 Чеченская республика MF-4 Работа с ВОП

9. 2009 Волгоградская область Брокк-110Д Работа на РОО

10. 2010 Московская область tEODor, Telemax Работа с ВОП

11. 2010 Чеченская республика MF-4 Работа с ВОП

12. 2010 Тверская область Брокк-330 Работа на ХОО

13. 2010 Вологодская область Брокк-110Д Работа на ХОО

Брокк-110Д, tEODor,

14. 2011 Республика Башкортостан telemax, Ель-4, Ель-10, LUF-60 Работа с ВОП

15. 2011 Республика Удмуртия Брокк-110Д, tEODor, Telemax Работа с ВОП

16. 2011 Тверская область Брокк-110Д Работа на ХОО

17. 2011 Мурманская область РТК-08 Работа с ПНИ

18. 2012 Курская область Брокк-ЗЗОД Работа на ХОО

19. 2012 г. Москва РТК-08 Работа с НИН

20. 2013 Самарская области Брокк-110Д Работа с ВОП

21. 2013 Московская область MV-4 Работа с ВОП

22. 2014 Самарская области MV-4 Работа с ВОП

23. 2014 Смоленская область Брокк-ЗЗОД Работа на ХОО

24. 2014 Смоленская область MV-4 Работа с ВОП

25. 2014 Тверская область MV-4 Работа с ВОП

26. 2015 Тверская область MV-4 Работа с ВОП

27. 2015 Московская область Брокк-ЗЗОД Работа на ХОО

Таблица 2 - Статистические данные применения РТС в ЧС за период 1997-2019 гг.

Продолжение таблицы 2

№ Год операции Место ЧС Применяемые РТС для ликвидации ЧС Вид работ

28. 2016 Республика Коми 1ЕОБог, Метах. РТК-08 Работа на ХОО

29. 2016 Республика Крым МУ-4 Работа с ВОП

30. 2016 Республика Южная Осетия МУ-4 Работа с ВОП

31. 2016 Московская область Брокк-ЗЗОД, Брокк-110Д Работа на ХОО

32. 2016 С моленская обл асть МУ-4 Работа с ВОП

33. 2016 Тверская область МУ-4 Работа с ВОП

34. 2017 Республика Южная Осетия МУ-4 Работа с ВОП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. 2017 Республика Крым МУ-4 Работа с ВОП

36. 2017 Московская область МУ-4 Работа с ВОП

37. 2017 Тверская область МУ-4 Работа с ВОП

38. 2018 Республика Крым МУ-4 Работа с ВОП

39. 2018 Республика Южная Осетия МУ-4 Работа с ВОП

40. 2018 Тверская область МУ-4 Работа с ВОП

41. 2019 Республика Крым МУ-4 Работа с ВОП

42. 2019 Республика Южная Осетия МУ-4 Работа с ВОП

43. 2019 Тверская область МУ-4 Работа с ВОП

По результатам обработки статистических данных, представленных в таблице 2, опреде-

лена доля каждохх) вида различных работ от общмх) их количества (рисунок 1).

Рисунок 1 Доля каждохх) вида работ, выполненных с применением РТС за период 1997 2019 гг.

Из данных, представленных на рисунке 1, следует, что основным видом проведенных работ с использованием РТС являются работы с ВОП 67 %.

Следует также отметить, что в период 2009 2019 1ч\ применение РТС увеличилось но сравнению с предшествующим десятилетием более чем в 5 раз, при этом 75 % работ бы-

ли проведены с ВОП. Можно нредноложить, что в будущем эта тенденция будет только возрастать. Стоит также отметить, что применение грушшровки РТС позволит значительно повысить темпы выполнения работ. По оценкам американских специалистов при применении РТС возможности инженерных подразделений возрастут в 2-2,5 раза. В частности, при-

менение дистанционно-управляемых инженерных машин при разминировании минных полей позволяют в 2-3 раза увеличить темп работ при значительном сокращении потерь личного состава [10].

Статистические данные применения РТС при проведении ВзТР, приведенные в таблице 3, свидетельствуют о том, что большин-

ство операций по поиску и обезвреживанию ВОП проводятся без применения РТС. Руководители проведения ВзТР не готовы применять РТС во всех операциях ВзТР ввиду высокой стоимости выполнения работ с применением РТС по сравнению с проведением ручной очистки.

Таблица 3 — Применение РТС при проведенных взрывотехнических работ СВФ МЧС России

№ Год операции Место ЧС Применяемые РТС Количество операций ВзТР Объем выполненных работ с применением РТС

Общее Выполнено с применении РТС

1. 1998 Чеченская республика МРК-27, МК-1 19 3 16 %

2. 2005 Чеченская республика МРК-27, МК-1 19 3 16 %

3. 2005 Московская область Брокк-110Д, МК-1 16 4 25 %

4. 2009 Чеченская республика МК-1 19 3 16 %

5. 2009 Чеченская республика МК-1 19 3 16 %

6. 2010 Московская область tEODor, telemax 16 2 13 %

7. 2010 Чеченская республика МК-1 19 3 16 %

8. 2011 Республика Башкортостан Брокк-110Д, tEODor, telemax, Ель-4, Ель-10, Ы1Е-60 20 4 20 %

9. 2011 Республика Удмуртия Брокк-110Д, tEODor, telemax 20 4 20 %

10. 2013 Самарская области Брокк-110Д 20 3 15 %

11. 2013 Московская область МУ-4 19 2 11 %

12. 2014 Самарская области МУ-4 19 2 11 %

13. 2014 Смоленская область МУ-4 19 2 11 %

14. 2014 Тверская область МУ-4 19 3 16 %

15. 2015 Тверская область МУ-4 19 3 16 %

16. 2016 Республика Крым МУ-4 19 2 11 %

17. 2016 Республика Южная Осетия МУ-4 19 2 11 %

18. 2016 Смоленская область МУ-4 19 2 11 %

Продолжение таблицы 3

Количество

№ Год операции Место ЧС Применяемые операций ВзТР Объем выпол-

РТС Выполне- ненных

Общее но с приме- работ с

нении РТС применением РТС

19. 2016 Тверская область МУ-4 19 3 16 %

20. 2017 Республика Южная Осетия МУ-4 19 2 11 %

21. 2017 Республика Крым МУ-4 19 2 11 %

22. 2017 Московская область МУ-4 19 2 11 %

23. 2017 Тверская область МУ-4 19 3 16 %

24. 2018 Республика Крым МУ-4 19 2 11 %

25. 2018 Республика Южная Осетия МУ-4 19 2 11 %

26. 2018 Тверская область МУ-4 19 3 16 %

27. 2019 Республика Крым МУ-4 19 2 11 %

28. 2019 Республика Южная Осетия МУ-4 19 2 11 %

29. 2019 Тверская область МУ-4 19 3 16 %

На основе данных, приведенных в таблице 3, можно сделать вывод о том, что процент операций, на которых задействуются РТС, в среднем составляет 14,2 %. Также прослеживается тенденция к увеличению среднего значения процента операций при групповом (два и более) применении РТС, которое составляет 18,3 %, в то время как при применении одного РТС среднее значение - 13,1 %. Опыт применения РТС при проведении ВзТР показал, что при использовании робототехники даже на части операций вероятность гибели и травматизма персонала существенно снижается. Однако в этом случае полностью исклю-

чить гибель и травматизм персонала невозможно по причине нахождения персонала в опасной зоне в период выполнения операций ВзТР, которые осуществляются без применения РТС. Об этом свидетельствует гибель 2 и ранение 4 саперов при проведении разминирования в Нагорном Карабахе в конце 2020 года с применением РТС Уран-6 [11].

Экономические затраты на применение РТС при проведении ВзТР непосредственно зависят от времени и стоимости эксплуатации РТС. В таблице 4 представлены значения цены РТС и требуемые расходы на их эксплуатацию [12].

№п/б Марка РТС Цена PTC, млн. руб. Стоимость часа эксплуатации, руб.

1. TeleMAX 9,497 2849,2

2. РТК 10 63,760 1912,8

3. КРММ-06 0,600 180,0

4. Brokk-miniCut 3,330 999,0

5. Brokk-110 D 2,760 828,0

6. Brokk-180 28,180 845,4

7. Brokk-330 D 71,000 2 1300,0

Таблица 4 — Стоимостные характеристики применения робототехнических средств специального и двойного назначения

Продолжение таблицы 4

№ п/п Марка РТС Цена РТС, млн. руб. Стоимость часа эксплуатации, руб.

8. Вгокк-800 58,000 17400,0

9. МУ-4 44,000 13200,0

10. Скарабей 2,000 600,0

11. РТС-С 1,420 426,0

12. РТС-У 1,600 480,0

13. МРК-01 0,290 869,0

14. Вгокк-330 15,449 4634,8

15. МК-1 8,197 2459,1

16. МУПР 0,992 297,8

17. ТРОПА-3 1,500 450,0

18. МРУП-СП-Г-ТВ-У-40 18,612 5583,6

19. МРУП-112ВР 1,200 360,0

Данные, представленные в таблице 4, показывают, что РТС, которые по своим техническим характеристикам предназначены или способны выполнять большинство операций ВзТР имеют высокую стоимость эксплуатации (для РТС разминирования МУ-4 - 13200 руб./час, для инженерных РТС Вгокк-330 Б -21300 руб./час, Вгокк-800 - 17400 руб./час).

На основании данных представленных в таблице 4, проведена оценка стоимости применения РТС при проведении ВзТР силами и средствами Центра спасательных операций особого риска «Лидер» (далее — ЦСООР «Лидер»).

При проведении АСР на территории 99-го арсенала артиллерийских боеприпасов в районе населенного пункта Урман в 2011 году было очищено от взрывоопасных боеприпасов 4 гектара в течение 2 дней, что составило 20 рабочих часов, так как работы проводились только в светлое время суток. Глубина очистки составила 0,4 метра, уровень засоренности ферромагнитными предметами средний, тип местности - густой кустарник. Работы проводились с использованием робототехнической группировки в составе: Брокк-110Д, tEODor, Те1етах, Ель-4, Ель-10, ШЕ-60.

Стоимость проведения ВзТР рассчитывалась по методике определения стоимости работ по очистке местности от взрывоопасных предметов, утвержденной приказом Минреги-она РФ [13]. Изменение сметной стоимости ВзТР определялась в соответствии с письмом

Минрегиона РФ [14].

Стоимость проведения разминирования 4 га ручным способом, рассчитанная по указанной методике, составляет 281,9 тыс. руб. Стоимость проведения ВзТР с применением РТС составила 346,5 тыс. руб., увеличение на 23 % по сравнению с ручным разминированием.

Проведенные командно-штабные учения в ЦСООР «Лидер», в основу которых легла обстановка, сложившаяся на территории 99-го арсенала артиллерийских боеприпасов в районе населенного пункта Урман в 2011 году, показали, что робототехническая группировка в составе РТС Брокк-110Д, Брокк-180, Брокк-ЗЗОД, Вгокк-гшшСи^ tEODor, Те1етах и МУ-4 способна в установленные сроки выполнить весь объем ВзТР. Однако в этом случае стоимость ВзТР составит 491,1 тыс. руб., увеличение на 74 % по сравнению с ручным разминированием. Таким образом, применение РТС при проведении ВзТР полностью исключает гибель и травматизм личного состава, однако существенно повышает стоимость работ по отношению к проведению разминирования ручным способом.

Анализ вариантов назначения РТС на операции ВзТР показал, что РТС, планируемой на командно-штабных учениях группировки, дублируют по функциональным возможностям друг друга. Так роботы tEODor и Те1етах выполняют функцию разведки и загружены на 45 % по отношению к своим техническим возможностям, вследствие чего ро-

боты простаивают. Таким образом, один из указанных роботов, например Те1етах, можно исключить из группировки и сократить стоимость работ на 56,9 тыс. руб. Робото-технические средства Брокк-110Д, Брокк-180, Брокк-ЗЗОД, Вгокк-гшшСгй по классификации относятся к инженерным роботам и выполняют одинаковые функции при проведении ВзТР, однако имеют различную производительность. Замена двух роботов Вгокк-гшшСгй и Брокк-110Д на один Брокк-800 позволяет повысить производительность и сократить стоимость ВзТР за счет снижения затрат на доставку на 30 %. Отсюда следует, что стоимость применения робототехнической группировки может быть снижена за счет полного использования технических возможностей РТС и сокращения простоя. Анализ проведенных ВзТР с применением роботов позволяет сделать вывод о нерациональном использовании РТС.

Проведенный анализ опыта применения РТС при выполнении ВзТР позволяет сформулировать проблемную ситуацию, которая заключается в высокой стоимости применения группировки РТС при проведении ВзТР. Данная проблемная ситуация может быть разрешена за счет:

использования РТС не во всех операций ВзТР, а только в ряде отдельных работ, что позволит существенно сократить стоимость проведения работ. Однако данное решение не обеспечит требуемый уровень безопасности при проведении ВзТР и приведет к увеличению времени проведения работ;

разработки и внедрения универсальных образцов РТС, способных выполнить большее количество операций ВзТР. Для реализации данного направления потребуются значительные финансовые, материальные и людские ресурсы, поэтому оно может быть осуществимо только в далекой перспективе;

применения минимально возможного количества РТС для выполнения всех операций ВзТР, обеспечивающих требуемый уровень безопасности работ. Реализация данного направления вследствие различной производительности РТС по отдельным видам работ приведет к превышению установленного времени выполнения работ.

Анализ проблемной ситуации и возможных направлений ее разрешения позволяет сформулировать следующие противоречия в практике:

с одной стороны, реализация приведенных выше мероприятий позволит снизить экономические затраты на применение РТС при проведении всех операций ВзТР;

с другой стороны, проведение этих мероприятий приведет к увеличению времени выполнения ВзТР, которое ограничено или не обеспечит требуемый уровень безопасности работ.

Разрешить данное противоречие возможно за счет решения оптимизационной задачи, заключающейся в обосновании рационального варианта группировки РТС из имеющихся на вооружении роботов с учетом ограничения на время и безопасность проведения ВзТР.

При обосновании рационального варианта группировки РТС для проведения ВзТР, необходимо учитывать следующие факторы: объем выполнения ВзТР с применением РТС, который определяется трудоемкостью всех операций с применением РТС, с учетом исключения гибели и травматизма спасателей; время проведения ВзТР, которое определяется лицом, принимающим решение на проведение работ; финансовые затраты на проведение ВзТР с применением РТС, которые зависят от времени выполнения операций ВзТР конкретным РТС и стоимости его эксплуатации; производительность РТС при выполнении работ, которая обусловлена конструктивными особенностями робота; стойкость РТС к воздействию поражающих факторов ЧС, которая отражает способность функционирования робота в зоне ЧС; укомплектованность расчетами, которая определяется как соотношение количества подготовленных специалистов для управления роботом к количеству требуемых смен; дальность управления РТС, которая определяет максимальное расстояние передачи устойчивого радиосигнала от пункта управления до РТС; запас хода РТС, который характеризуется временем беспрерывной работы робота без дозаправки горючесмазочных материалов или заряда батареи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К настоящему времени разработаны методические подходы к решению задач в об-

ласти формирования группировки технических средств для проведения АСДНР: методика выбора комплектов и комплексов машин для спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ, разработанная Таракановым Н.Д. и Овчинниковым В.В. [15]; методика расчета сил и средств для проведения АСДНР [16]; комплексная методика обоснования рациональной группировки сил и средств, применяемой для ликвидации ЧС в военное время, разработанная в рамках диссертационного исследования Пархом-чиком Э.А. [17]; методика формирования рациональной группировки сил различной ведомственной принадлежности для тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, предложенная Молчановым A.B. [18] и ряд других, рассмотреных в обзорной статье [19].

Из анализа разработанных к настоящему времени теоретических положений и практических рекомендаций можно сделать вывод о том, что они образуют хотя и необходимую, но, вместе с тем, недостаточную основу для решения задачи выбора рационального варианта группировки РТС при проведении ВзТР. В частности, существующий научно-методический аппарат не позволяет:

провести оценку РТС по техническому уровню при проведении ВзТР;

определить время выполнения таких операций ВзТР как разрушение ВОП без детонации снаряжения, извлечение ВОП, транспортировка ВОП к месту погрузки, погрузка и разгрузки ВОП в специально оборудованный автотранспорт, укладка ВОП на площадке уничтожения, закладка детонирующего заряда для уничтожения ВОП;

обосновать рациональный вариант группи-

ровки РТС при проведении ВзТР с учетом ограничения на время и безопасность.

Проведенный анализ известного научно-методического аппарата позволил сделать вывод о необходимости разработки методики обоснования рационального варианта группировки РТС с учетом ее стоимости, объема и времени выполнения ВзТР. Таким образом, задача обоснования рациональной группировки РТС может быть сформирована как оптимизационная, позволяющая минимизировать стоимость применения РТС при выполнении всех операций ВзТР с применением робототехники в директивно установленные сроки.

Научная задача может быть декомпозирована на следующие частные задачи исследования:

анализ факторов, влияющих на выбор рационального варианта группировки РТС;

разработка формализованной постановки научной задачи;

разработка комплексной методики обоснования рационального варианта группировки РТС при проведении ВзТР;

разработка штабной методики работы руководителя ГО по выбору рационального варианта группировки РТС при проведении ВзТР;

обоснование рекомендаций органам управления по выбору рационального варианта группировки РТС при проведении ВзТР.

Последовательное решение частных задач, объединенных общим замыслом, позволяет выполнить весь комплекс ВзТР за установленное время, обеспечивая требуемый уровень безопасности личного состава СВФ МЧС России при минимальной стоимости проведения работ.

Литература

1. Указ Президента РФ от 30 сентября 2011 г. № 1265 «Об утверждении Положения о спасательных воинских формированиях МЧС РФ» (ред. от 29.06.2020) [Электронный ресурс] - Режим доступа https://base.garant.ru/55172238/ (дата обращения 13.01.2021).

2. Постановление Правительства РФ от 5 августа 2000 г. № 582 «О мерах по обеспечению участия Российской Федерации в международных программах, проектах и операциях по гуманитарному разминированию» (ред. от 03.03.2001) [Электронный ресурс] - Режим доступа https://base.garant.ru/374716/ (дата обращения 13.01.2021).

3. Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных

бедствий» (ред. от 29.06.2020) [Электронный ресурс] - Режим доступа https://base.garant.ru/187212/ (дата обращения 13.01.2021).

4. Официальный сайт МЧС Росси [Электронный ресурс] - Режим доступа https://www.mchs.gov.ru/ (дата обращения 13.01.2021).

5. Случаи гибели российских военнослужащих на полигонах при взрывах боеприпасов с 2010 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа https://tass.ru/info/4718283 (дата обращения 13.01.2021).

6. Инструкция по очистке местности от взрывоопасных предметов, утверждена заместителем министра МЧС России 1 февраля 2016 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/456080087 (дата обращения 13.01.2021).

7. Дацков И.В., Сероштанов A.B. Робототехнические комплексы специального назначения, состоящие на вооружении ФГКУ ЦСООР «Лидер» // Сборник материалов XXVII Международной научно-практической конференции. Химки: ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России».

2017. С. 20-32.

8. Дацков И.В., Кубеко A.B. Спасательные работы, проводимые ЦСООР «Лидер» с использованием РТС по видам ЧС // Сборник материалов XXVII Международной научно-практической конференции. Химки: ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России». 2017. С. 34-38.

9. Данилов К.Ю., Сероштанов A.B., Лопатин Д.С. Опыт применения наземных робототехнических комплексов в ФГКУ ЦСООР «Лидер» // Сборник материалов XXVIII Международной научно-практической конференции. Химки: ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России».

2018. С. 23-27.

10. Алексеев В.В. и др. Робототехнические комплексы военного и специального назначения // Монография. Балашиха: ВА РВСН им. Петра Великого. 2020. 208 с.

11. В Карабахе при разминировании погиб российский офицер. [Электронный ресурс] - Режим доступа https://rg.ru/2020/12/18/v-karabahe-pri-razminirovanii-pogib-rossijskij-oficer.html (дата обращения 13.01.2021).

12. Найденов Д.С., Полевой Е.В., Носков С.С. Анализ и оценка опыта ликвидации ЧС с применением робототехнических комплексов, входящих в состав территориальных и функциональных подсистем РСЧС // Отчет о научно-практической работе Химки: ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России». 2020. С. 20-21.

13. Приказ Минрегиона РФ от 2 июля 2010 г. № 317 «Об утверждении индивидуальных сметных нормативов (вместе с Методикой определения стоимости работ по очистке местности от взрывоопасных предметов в сфере градостроительной деятельности)» [Электронный ресурс] - Режим доступа https://sudact.ru/law/prikaz-minregiona-rf-ot-02072010-n-317/ (дата обращения 14.01.2021).

14. Письмо Минрегиона РФ от 7 ноября 2011 № 30394-ИП/08 «Об индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексах изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ и иных индексах на IV квартал 2011 года» [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_rAW_121760/ (дата обращения 14.01.2021).

15. Тараканов П.Д., Овчинников В.В. Комплексная механизация спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. - М.: Энергоатомиздат. 1984. 54 с.

16. Оперативное прогнозирование инженерной обстановки в чрезвычайных ситуациях. / Под общ. ред. С.К. Шойгу/ В.А. Акатьев, С.С. Волков, B.C. Гаваза и др. - М.: ЗАО «ПАПИРУС». 1998. 176 с.

17. Пархомчик Э.А., Пономарев А.И. Комплексная методика обоснования рациональной группировки сил и средств, привлекаемой для ликвидации чрезвычайной ситуации в военное время / Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. № 2 (41). 2019. С. 61-67.

18. Молчанов A.B. Методика формирования рациональной группировки сил различной ведомственной принадлежности для тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2014. С. 61-66.

19. Носков С.С., Найденов Д.С. Обзор методик выбора аварийно-спасательной техники для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ // Сборник материалов XXX Международной научно-практической конференции. Химки: ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России». 2020. С. 27-32.

ANALYSIS OF THE PROBLEM SITUATION IN THE FIELD OF EXPLOSION WORKS AND THE WAYS OF ITS SOLUTION

Dmitry NAYDENOV

adjunct of the department

(rescue robotic equipment)

Civil Defence Academy EMERCOM of Russia

Address: 141435, Moscow region, city Khimki,

md. Novogorsk

E-mail: naidenov-dndQmail.ru

Evgeny POLEVOY

lecturer of the department

(rescue robotic equipment)

Civil Defence Academy EMERCOM of Russia

Address: 141435, Moscow region, city Khimki,

md. Novogorsk

E-mail: e.polevoiQamchs.ru

Sergey NOSKOV

candidate of technical sciences,

associate professor, head of the

department (rescue robotic equipment)

Civil Defence Academy EMERCOM of Russia

Address: 141435, Moscow region, city Khimki,

md. Novogorsk

E-mail: s.noskovQamchs.ru

Konstantin RODIONOV

deputy head of department (pyrotechnic and special cynological work) FGKIJ TSOOR LIDER

Address: 108820, Moscow, Mosrentgen village, Musical passage, 4, building 1 E-mail: krodionov2007Qgmail.com

Abstract. The experience of using robotic means during explosive works is considered. The analysis of the death and injury rate of personnel taking part in work with explosive objects. The dependence of the death and injury rate of personnel on the level of robotization of blasting operations is estimated.

Keywords: robotics, robotic equipment, explosive objects, explosive works, humanitarian demining.

Citation: Naydenov D.S., Noskov S.S., Polevoy E.V., Rodionov K.E. Analysis of the problem situation in the field of explosion works and the ways of its solution // Scientific and educational problems of civil protection. 2021. No. 2 (49). p. - .

References

1. Decree of the President of the Russian Federation of September 30, 2011 No. 1265 "On Approval of the Regulations on Rescue Military Formations of the Ministry of Emergency Situations of the Russian Federation" (as amended on June 29, 2020) [Electronic resource] - Access mode https://base.garant.ru/55172238/ (date of access 13.01.2021).

2. Decree of the Government of the Russian Federation of August 5, 2000 No. 582 "On measures to ensure the participation of the Russian Federation in international programs, projects and operations for humanitarian demining" (as amended on 03.03.2001) [Electronic resource] - Access mode https://base.garant.ru/374716/ (date of access 13.01.2021).

3. Decree of the President of the Russian Federation of July 11, 2004 No. 868 "Issues of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of the Consequences of Natural Disasters" (as amended on June 29, 2020) [Electronic resource] - Access mode https://base.garant.ru/187212/ (date of access 13.01.2021).

4. The official website of the Ministry of Emergency Situations of Russia [Electronic resource] - Access mode https://www.mchs.gov.ru/ (date of access 13.01.2021).

5. Cases of death of Russian servicemen at training ranges during explosions of ammunition since 2010 [Electronic resource] - Access mode https://tass.ru/info/4718283 (date of access 13.01.2021).

6. Instructions for cleaning the area from explosive objects, approved by the Deputy Minister of EMERCOM of Russia on February 1, 2016 [Electronic resource] - Access mode http://docs.cntd.ru/document/456080087 (date of access 13.01.2021).

7. Datskov I.V., Seroshtanov A.V. Robotic complexes for special purposes, which are in service with FGKU TsSOOR "Leader"// Collection of materials of the XXVII International scientific and practical conference. Khimki: FGBVOU VO "Academy of Civil Protection EMERCOM of Russia". 2017. S. 20-32.

8. Datskov I.V., Kubeko A.V. Rescue operations carried out by the Leader CSOOR with the use of RTS by type of emergency // Collection of materials of the XXVII International Scientific and Practical Conference. Khimki: FGBVOU VO "Academy of Civil Protection EMERCOM of Russia". 2017. S. 3438.

9. Danilov K.Yu., Seroshtanov A.V., Lopatin D.S. Experience of using ground-based robotic systems in FGKU TsSOOR "Leader"// Collection of materials of the XXVIII International scientific-practical conference. Khimki: FGBVOU VO "Academy of Civil Protection EMERCOM of Russia". 2018. S. 23-27.

10. Alekseev V.V. and other Robotic complexes for military and special purposes // Monograph. Balashikha: VA Strategic Missile Forces im. Peter the Great. 2020. 208 s.

11. In Karabakh, a Russian officer was killed during demining. [Electronic resource] - Access mode https://rg.ru/2020/12/18/v-karabahe-pri-razminirovanii-pogib-rossijskij-oficer.html (date of access 13.01.2021).

12. Naydenov D.S., Polevoy E.V., Noskov S.S. Analysis and assessment of the experience of emergency-response with the use of robotic systems that are part of the territorial and functional subsystems of the RSChS // Report on the scientific and practical work of Khimki: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Academy of Civil Protection of the EMERCOM of Russia". 2020. S. 20-21.

13. Order of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation of July 2, 2010 No. 317 "On the approval of individual estimated standards (together with the Methodology for determining the cost of cleaning the area from explosive objects in the field of urban planning)" [Electronic resource] - Access mode https://sudact.ru/law/prikaz-minregiona-rf-ot-02072010-n-317/ (date of treatment 01/14/2021).

14. Letter of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation dated November 7, 2011 No. 30394-IP / 08 "On the indices of changes in the estimated cost of construction and installation works, indices of changes in the estimated cost of design and survey-work and other indices for the IV quarter of 2011 "[Electronic resource] - Access mode http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121760/ (date of treatment 01/14/2021).

15. Tarakanov N.D., Ovchinnikov V.V. Comprehensive mechanization of rescue and emergency- recovery-operations. - M .: Energoatomizdat. 1984. 54 s.

16. Operational forecasting of the engineering situation in emergency- situations. / Under total, ed. S.K. Shoigu / V.A. Akatiev, S.S. Volkov, V.S. Gavaza et al. - M .: CJSC "PAPIRUS". 1998. 176 s.

17. Parkhomchik E.A., Ponomarev A.I. Comprehensive methodology- for substantiating a rational grouping of forces and means involved in the elimination of an emergency- in wartime / Scientific and educational problems of civil protection. No. 2 (41). 2019. S. 61-67.

18. Molchanov A.V. Methodology- for the formation of a rational grouping of forces of various departmental affiliations for extinguishing forest fires on the territory- of a constituent entity of the Russian Federation // Scientific and educational problems of civil protection. 2014. S. 61-66.

19. Noskov S.S., Naydenov D.S. Review of methods for choosing emergency- rescue equipment for conducting emergency- rescue and other urgent work // Collection of materials of the XXX International Scientific and Practical Conference. Khimki: FGBVOU VO "Academy- of Civil Protection EMERCOM of Russia". 2020. S. 27-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.