Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ФИТНЕС-ПРИЛОЖЕНИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
'

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ФИТНЕС-ПРИЛОЖЕНИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое воспитание / мобильные фитнес-приложения / информационные технологии / студенческая молодежь / physical education / mobile fitness applications / information technology / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смухи Ильяс Рэдо Мохаммедович, Полякова Ирина Вячеславовна

Изучена проблематика применения фитнес-приложений в физическом воспитании студентов педагогического вуза. Представлены результаты анкетирования по вопросам применения мобильных фитнес-приложений. Проанализированы основные проблемы, с которыми сталкиваются пользователи при использовании информационных технологий с целью выявления перспектив их внедрения в учебный процесс по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смухи Ильяс Рэдо Мохаммедович, Полякова Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PROBLEMS OF USING FITNESS APPLICATIONS IN PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

The problems of using fitness applications in physical education of students of a pedagogical university have been studied. The results of a survey on the use of mobile fitness applications are presented. The main problems that users encounter when using information technologies are analyzed in order to identify the prospects for their implementation in the educational process in physical education.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ФИТНЕС-ПРИЛОЖЕНИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ »

УДК 796.011.3:004.4 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-8-34-41

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ФИТНЕС-ПРИЛОЖЕНИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

И.Р.М. Смухи, И.В. Полякова

Изучена проблематика применения фитнес-приложений в физическом воспитании студентов педагогического вуза. Представлены результаты анкетирования по вопросам применения мобильных фитнес-приложений. Проанализированы основные проблемы, с которыми сталкиваются пользователи при использовании информационных технологий с целью выявления перспектив их внедрения в учебный процесс по физической культуре.

Ключевые слова: физическое воспитание, мобильные фитнес-приложения, информационные технологии, студенческая молодежь.

ANALYSIS OF THE PROBLEMS OF USING FITNESS APPLICATIONS IN PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

Smukhi I.R.M., graduate student, teacher, smouhi97@gmail.com, Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Polyakova I.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of department, polvip@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

The problems of using fitness applications in physical education of students of a pedagogical university have been studied. The results of a survey on the use of mobile fitness applications are presented. The main problems that users encounter when using information technologies are analyzed in order to identify the prospects for their implementation in the educational process in physical education.

Key words: physical education, mobile fitness applications, information technology, students.

Смухи Ильяс Рэдо Мохаммедович, аспирант, преподаватель, smouhi97@gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Полякова Ирина Вячеславовна, канд. пед. наук., доц., зав. кафедрой, polvip@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

В современном обществе с развитием информационных технологий наблюдается увеличение интереса к цифро-визации аспектов, связанных со здоровым образом жизни и физической активностью. Одним из проявлений этой тенденции является актуализация фитнес-приложений, которые становятся неотъемлемой частью жизни людей для занятий спортом и физическими упражнениями. Вместе с тем вопрос об исполь-

зовании таких приложений в образовательных учреждениях, в частности в университетах, привлекает все большее внимание как способ повышения эффективности физического воспитания студенческой молодежи.

Физическое воспитание в учебных заведениях играет ключевую роль в формировании здорового образа жизни, повышении физической подготовленности и профилактике заболеваний. В контексте современных тенденций фитнес-приложения - перспективный инструмент, способствующий улучшению мотивации студентов к занятиям физической культу -рой и обеспечению индивидуализированного подхода к тренировкам.

Цель исследования - выявить на основании результатов анкетирования отношение студентов к применению мобильных фитнес-приложений в учебном процессе по физической культуре в вузе.

Задачи исследования:

- изучить и проанализировать научные работы по данной проблеме;

- разработать анкету для изучения вопросов применения фитнес-приложений в физическом воспитании студенческой молодежи;

- представить анализ полученных данных.

Методика и организация исследования. В рамках исследования провели обзор существующих научных работ, выявили основные проблемы и оценили заинтересованность и готовность студентов педагогического вуза к внедрению фитнес-приложений в учебный процесс по физической культуре.

В феврале 2024 г. было проведено анкетирование студенческой молодежи Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого. В опросе приняли участие 617 студентов 1-2-го курсов, занимающихся на элективных дисциплинах по физической культуре и спорту.

Анализ результатов анкетирования позволяет оценить интерес рес -пондентов к проблематике применения фитнес-приложений в физическом воспитании, а также выявить некоторые тематические особенности.

Результаты исследования и их обсуждение. Фитнес-приложения представляют собой программное обеспечение для мобильных устройств, предназначенное для планирования тренировок, контроля питания, мониторинга здоровья и достижения спортивных целей. Они обладают разнооб -разным функционалом, включая учет активности, предоставление трени -ровочных программ, подсчет калорий, а также мотивационные элементы, такие как награды и взаимодействие в сообществе пользователей. Основу этого составляет учет уровня физической подготовленности и персональ -ных предпочтений студентов [3, 8].

Роль фитнес-приложений в физическом воспитании студентов заключается в создании удобной и доступной платформы для самостоятельной организации и контроля тренировок. Они позволят студентам и преподавателям устанавливать цели, отслеживать прогресс и получать оперативную обратную связь, что будет стимулировать к более активному и эффективному стилю жизни. Благодаря мобильности и доступности приложений на смартфонах, студенты смогут организовать свою двигатель -ную активностью в любое удобное время, что способствует регулярности занятий. Также фитнес-приложения сформируют рекомендации по питанию и тренировочных аспектах, способствуя формированию здоровых привычек у студентов [2, 4, 7].

Существует ряд исследований, посвященных применению фитнес -приложений в физическом воспитании студентов. В них подтверждено положительное влияние подобных цифровых технологий на мотивацию,

физическую активность и здоровый образ жизни. В то же время другие исследования выделяют ограничения, такие как недостаточная персонали-зация тренировок, низкая удовлетворенность пользователей интерфейсом, отсутствие медицинской экспертизы в создании контента, технические проблемы совместимости приложений с различными мобильными устройствами и операционными системами [5, 6]. Также некоторые приложения могут предоставлять неполную или некорректную информацию по за -просу. Вместе с тем возникают проблемы защиты, сбора и анализа личных данных пользователей, что может вызвать вопросы по безопасности и конфиденциальности частной информации. Несмотря на эти проблемы, фитнес-приложения предоставляют значительный потенциал для улучше -ния физического воспитания в вузах, особенно при правильном подходе к их разработке, внедрению и использованию [1].

В процессе анкетирования выявлено, что из общего числа участников анкетирования девушки составляют 81 %, а юноши - 19 %. Этот тендерный дисбаланс не учитывался при анализе результатов и формулирова -нии выводов. Доля участия в исследовании студентов факультета / института вуза представлена на рис. 1.

■ ФМФ ФИЯ

■ ФРФиД ФП ТиБ

■ ИСГН ФЕН

■ МФ

■ ИПИТ

■ ИТиКИ

■ ФИиП

Рис. 1. Доля студентов факультетов /институтов, принявших участие в опросе, %: ФМФ - физико-математический факультет, ФИЯ - факультет иностранных языков, ФРФиД - факультет русской филологии и документоведения, ФП - факультет психологии, ТиБ - факультет технологии и бизнеса, ИСГН - факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, ФЕН - факультет естественных наук,

МФ - Институт русского языка как иностранного, ИПИТ - Институт передовых информационных технологий, ИТиКИ - Институт туризма и креативных индустрий, ФИиП - факультет истории и права

Ответы на вопросы по блоку «Физическая активность и использование приложений» позволяют сделать выводы о частоте занятий физическими упражнениями среди студенческой молодежи, а также о распро -страненности использования мобильных приложений для отслеживания физической активности. На рис. 2 видно, что более половины респондентов (56,6 %) занимаются физическими упражнениями несколько раз в неделю, при этом лишь 11 % - ежедневно, в то время как 26,1 % - менее одного раза в неделю. Отмечается, что 45,7 % участников опроса регулярно используют мобильные приложения для отслеживания своей физи -ческой активности, при этом 29 % используют их иногда, а 25,3% не пользуются ими вообще. Среди используемых приложений наиболее популяр -ными оказались «Шагомер» (52,4 %) и AppleFitness+ (20,4 %).

Главными функциями, которые отметили пользователи, являются мониторинг активности (79,4 %), а также тренировки и упражнения (14,4 %). Основные мотивации для использования фитнес-приложений включают удобство (30,5 %) и результативность (27,1 %), что указывает на значимость функциональности и практичности в таких приложениях для пользователей.

Результаты в блоке вопросов, касающихся мнения и предпочтений в фитнес-приложениях, отображают разнообразные ответы студентов о сравнении своих результатов с результатами других пользователей таких же приложений. Подавляющее большинство респондентов (62,1 %) выразили отсутствие интереса к сравнению своих достижений с результатами

Активность

Популярность

■ Используют

■ Иногда используют

■ Не используют

■ "Шагомер"

■ Apple Fitness+ ■Другие

Рис. 2. Использование студенческой молодежью фитнес-приложений, %

других пользователей. Можно предположить, что тренировочный процесс для них носит безотносительный характер. Однако 37,9 % участников все же заинтересованы в таком сравнении, что может указывать на потребность в соревновательной составляющей или в мотивации через общественное признание своих результатов. Ими же было отмечено, что подобное обсуждение в их среде никогда не происходит, что может свидетельствовать о низкой значимости этой темы для большей части студенческой аудитории.

Относительно предпочтений в выборе мобильных приложений для физической активности более половины участников (60,9 %) заявили, что у них есть конкретный опыт. Это характеризует избирательность и вдум-чивость пользователя при оценке определенных характеристик и функций приложений при их выборе, что, в свою очередь, открывает некоторые возможности для педагога в образовательном процессе.

Результаты анкетирования по блоку «Влияние на мотивацию и обучение с применением фитнес-приложений» явно указывают на значимость технологических решений в сфере физического воспитания студенческой молодежи. Более половины участников (50,7 %) отмечают положительное влияние фитнес-приложений на свою мотивацию и регулярность занятий физической культурой, что подтверждает их роль в стимулировании активного образа жизни. Наибольшее число респондентов (45,7 %) выделяют удобство использования мобильных приложений, что говорит о зна -чении доступности и интуитивно понятного интерфейса. Более 80 % опрошенных считают, что такие приложения способствуют улучшению самодисциплины в физической подготовке, подчеркивая их важную роль в формировании регулярных тренировочных занятий. Большинство участников (67,3 %) также считают, что приложения делают физические упражнения более привлекательными для студентов, что свидетельствует о зна -чительном вкладе технологических решений в снижение внутренних барьеров к занятиям.

Данные, полученные из опроса в разделе «Технические аспекты», представляют мнения относительно потребностей и препятствий, с которыми сталкиваются пользователи фитнес-приложений. Более половины респондентов (54,8 %) отмечают необходимость регулярного обновления контента или приложения для поддержания мотивации, причем основная часть из них (26,1 %) указывает на желание получать обновления с периодичностью раз в месяц. В отношении препятствий, технические проблемы (31,3 %) и ограниченный доступ к интернету или мобильным устройствам (28,5 %) выделяются как основные факторы, мешающие использованию приложений. Эти данные указывают на необходимость более качественной технической поддержки со стороны разработчиков, а также на значимость

повышения доступности приложений для различных пользовательских категорий и сохранения контента на самом устройстве без привязки к облачному хранилищу.

Недостаток мотивации к использованию цифровых технологий также упоминается значительным числом участников (27,6 %). Однако при формулировании ответа возникли противоречия, не позволяющие сделать однозначные выводы.

Обсуждение результатов анкетирования в контексте применения фитнес-приложений в учебном процессе физического воспитания студенческой молодежи отображает высокий уровень восприятия и готовности студентов к использованию таких технологий. Из анализа данных видно, что часть респондентов (23,3 %) считает применение фитнес-приложений важным в учебном процессе в вузе. Однако 36,6 % опрошенных не определились со своей позицией по данному вопросу. Эти результаты свидетель -ствуют о потенциальной заинтересованности студентов в использовании фитнес-приложений в учебном процессе. Однако, несмотря на высокий процент готовности к использованию, лишь 34,2 % студентов отметили, что применение фитнес-приложений уже помогает им на занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт».

Заключение. Обобщая вышеизложенное, можно констатировать ключевые положения для дальнейшего исследования, а именно:

- использовать мотивацию большинства респондентов к обязательному внедрению фитнес-приложений в учебный процесс по дисциплине «Физическая культура и спорт» в вузе и участию в эксперименте;

- разработать и внедрить экспериментальную цифровую технологию обучения «Физической культуре и спорту» для студентов педагогиче -ского вуза.

Список литературы

1. Андреенко Т.А., Павленко Е.П., Ушаков С.Е. Применение мобильных приложений для занятия физической культурой // Наука-2020. 2021. № 8(53). С. 19-26.

2. Веденина О.А., Данилов Д.М., Медведский М.К. Мобильные приложения для занятий спортом // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: сб. статей 9-й Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2019. С. 62-66.

3. Великанова Е.С. Применение мобильных приложений для оптимизации занятий физической культурой и спортом // Аллея науки. 2019. Т. 2. № 12(39). С. 855-858.

4. Дутова И.В., Афанасьева О.В., Коростелева Н.А. Использование современных сервисов и программ в учебном контенте (на примере дисци -плины «Физическая культура») // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5. С. 36-43.

5. Лобанова М.А. Актуальность использования мобильных прило -жений для занятий физической культурой // Исследования молодых ученых: сб. материалов XXXI Междунар. науч. конф. Казань: Молодой ученый, 2022. С. 61-65.

6. Парчевская И.И. Опыт применения фитнес-приложений мобильных устройств в учебном процессе по физической культуре // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 5(207). С. 307-311.

7. Полякова И.В., Смухи И.Р.М. Анализ использования цифровых технологий студентами в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом // Актуальные вопросы науки и образования: сб. науч. трудов I Междунар. науч.-практ. конф. Ульяновск: Изд-во УГПУ им. И.Н. Ульянова, 2022. С. 803-805.

8. Роберт И.В. Развитие понятийного аппарата педагогики: цифровые информационные технологии образования // Педагогическая информатика. 2019. № 1. С. 108-121.

References

1. Andreenko T.A., Pavlenko E.P., Ushakov S.E. Primenenie mobil'nyh prilozhenij dlya zanyatiya fizicheskoj kul'turoj [The use of mobile applications for physical education] // Nauka-2020 [Science-2020]. 2021. No. 8(53). P. 19-26.

2. Vedenina O.A., Danilov D.M., Medvedskij M.K. Mobil'nye prilozheniya dlya zanyatij sportom [Mobile applications for sports] // Problems of quality of physical education, health improvement and health-saving activities of educational organizations: collection of articles. articles of the 9th All-Russian. scientific-practical conf. Ekaterinburg: Publishing house of the Russian State Pedagogical University, 2019. P. 62-66.

3. Velikanova E.S. Primenenie mobil'nyh prilozhenij dlya optimizacii zanyatij fizicheskoj kul'turoj i sportom [Application of mobile applications to optimize physical education and sports] // Alleya nauki [Alley of science]. 2019. T. 2. No. 12(39). P. 855-858.

4. Dutova I.V., Afanas'eva O.V., Korosteleva N.A. Ispol'zovanie sovremennyh servi-sov i programm v uchebnom kontenete (na primere discipliny «Fizicheskaya kul'tura») [The use of modern services and programs in educational content (using the example of the discipline "Physical Culture")] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2021. Iss. 5. P. 3643.

5. Lobanova M.A. Aktual'nost' ispol'zovaniya mobil'nyh prilozhenij dlya zanyatij fizicheskoj kul'turoj [Relevance of using mobile applications for physical education] // Research of young scientists: collection of articles. materials XXXI International. scientific conf. Kazan: Young scientist, 2022. P. 61-65.

6. Parchevskaya I.I. Opyt primeneniya fitnes-prilozhenij mobil'nyh ustrojstv v uchebnom processe po fizicheskoj kul'ture [Experience of using fitness applications of mobile

devices in the educational process in physical culture] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of University named after P.F. Lesgafta]. 2022. No. 5(207). P. 307-311.

7. Polyakova I.V., Smuhi I.R.M. Analiz ispol'zovaniya cifrovyh tekhnologij studentami v processe samostoyatel'nyh zanyatij fizicheskoj kul'turoj i sportom [Analysis of the use of digital technologies by students in the process of independent physical education and sports] // Current issues of science and education: collection. scientific Proceedings I Int. scientific-practical conf. Ulyanovsk: Publishing house UGPU im. I.N. Ulyanova, 2022. P. 803-805.

8. Robert I.V. Razvitie ponyatijnogo apparata pedagogiki: cifrovye informacionnye tekhnologii obrazovaniya [Development of the conceptual apparatus of pedagogy: digital information technologies of education] // Pedagogicheskaya informatika [Pedagogical informatics]. 2019. No. 1. P. 108-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.