Анализ проблем занятости населения в районе и разработка мероприятий по повышению эффективности работы ГКУ центр занятости населения Стерлибашевского района
Опарина Татьяна Александровна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления, Стерлита-макский филиал, Башкирский государственный университет, vladisop@mail.ru
Рафикова Венера Мунировна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент Стерлитамакский филиал, Башкирский государственный университет, vmrafikova@mail.ru
В статье анализируются проблемы занятости населения. Особое внимание уделяется совершенствование деятельности органов службы занятости населения, которые, как известно, способствуют обеспечению необходимого баланса между спросом и предложением на общероссийском и региональных рынках труда и поэтому в определенной мере предопределяют эффективность реформирования других сфер. Повышение эффективности работы органов службы занятости должно быть направлено на: создание предпосылок для устойчивых темпов экономического роста, сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации, поддержание экономически целесообразного и социально приемлемого уровня безработицы, преодоление бедности и повышение уровня жизни населения, повышение обоснованности расходования бюджетных средств на содействие занятости и др. При проведении оценки деятельности не в полной мере учитывается ряд важных аспектов деятельности органов Службы занятости, отражающих финансовое состояние; состояние персонала; качество трудоустройства граждан, обратившихся в службу занятости в поисках работы; качество вакансий, собираемых работниками центров занятости населения по заявкам работодателей и предлагаемых гражданам, ищущим работу; общественно значимые результаты, отражающие социальный, экономический и бюджетный эффекты.
Ключевые слова: занятость, рынок труда, эффективность, безработица, качество обслуживания, мотивация, рабочие места.
Современный этап социально-экономического развития страны, характеризующийся одновременным проведением ряда фундаментальных реформ - административной, бюджетной, социальной, - выдвигает требование существенно повысить эффективность деятельности федеральных органов управления, их территориальных органов и подведомственных организаций.
Основным критерием эффективности служит степень выполнения контрольных (или плановых) показателей по отдельным направлениям работы (в т.ч. по профессиональной подготовке и переподготовке, профориентации, общественным работам, временному трудоустройству несовершеннолетних граждан и др.).
Мы проанализировали проблемы занятости населения в Стерлибашевском районе.
Государственные услуги за 2015 год получили 2186 человек, в том числе по содействию занятости - 604 человека. За отчетный 2015 год было трудоустроено - 501 человек, из них: безработные - 340.
Признано безработными за 2015 год - 442.
Было проведено 5 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, удалось организовать занятость на общественных работах 91 безработного и незанятого гражданина. Всего за период 2015 года работодателями было заявлено о наличии 340 вакансий.
В общем количестве вакансий, заявленных с начала года, 86% - вакансии для замещения рабочих профессий, вакансии с оплатой выше прожиточного минимума составили 79,7%. На долю государственного сектора экономики приходится 20,4 % в общем количестве вакансий заявленных с начала 2015 года.
За 2016 год было выплачено безработным гражданам в виде пособий по безработице, стипендий, материальной помощи и материальной поддержки порядка 3 млн. руб., в том числе родителям, воспитывающих несовершеннолетних детей.
В ГКУ ЦЗН Стерлибашевского района 1 января по 31 декабря 2016 года за содействием в поиске подходящей работы обратилось 247 родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе:
- 4 одиноких родителя;
- 27 многодетных родителей;
- 19 родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
Профессиональное обучение ориентировано по наиболее часто заявляемым работодателями вакансиям: продавец, контролер-кассир, повар-кондитер, парикмахер, маникюрша, менеджер по персоналу, менеджер по продажам, делопроизводитель, бухгалтер.
Государственные услуги по профориентации, социальной адаптации и психологической поддержке получили 313 родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе:
- одиноких родителей - 7 чел.,
- многодетных родителей - 24 чел.,
- родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей-инвалидов - 12 чел.
Так же можно отметить, что 4 родителей, воспитывающих несовершеннолетних
детей, открыли собственное дело.
На профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации по профессиям и специальностям: «бухгалтер», «оператор ЭВМ», «парикмахер», «повар», «водитель троллейбуса», «продавец» и другим, востребованным на рынке труда, профессиям направлено 23 родителя, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе 3 одиноких родителей, 3 многодетных родителей.
За 2016 год в рамках организации временного трудоустройства отработали 230 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до18 лет в свободное от учебы время, в том числе 17 «трудных» подростка, состоящих на профилактическом учете.
О £
Я
3
9
а
2 а
8
00
сэ
сч
сэ £
Б
а
2 ©
Организовано и проведено 5 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест. Ярмарки проводились в целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги по содействию в -поиске подходящей работы. Участниками ярмарки также являлись родители, воспитывающие несовершеннолетних детей.
Структура безработных граждан выглядит следующим образом (табл. 1).
- пол: мужской - 35,7%, женский -64,3%;
- образование: высшее - 29,1%, среднее профессиональное - 52,3%, неимеют основного общего образования -0,1% ;
- причина увольнения: ликвидация организации или штата - 27,3%; собственное желание - 51,8%;
Доля инвалидов в числе безработных граждан составила 7,0%.
За январь-декабрь 2016 года при содействии Центра занятости населения г. Дюртюли нашли работу 548 чел., из них 514 трудоустроены на постоянную работу.
Поданным мониторинга, проводимого Центром занятости населения, с -начала 2016 года 16 предприятий уведомили о планируемом высвобождении 120 человек.
В течение 2016 года работодателями была заявлена потребность в 204 работниках. На 1 января 2017 года в банке вакансий имелись сведения о 123 вакансиях. В процентном отношении преобладают свободные места для рабочих (86%).
Подводя итоги, для того, чтобы понять, как часто граждане обращаются в центр занятости, необходимо изучить динамику обращений за 2015-2016 года (табл. 2).
Из таблицы видно, что в период с 2014 по 2016 год численность зарегистрированных безработных снижается. Такое снижение может быть связано с тем, что в настоящее время сложилась ситуация, при которой люди, официально не трудоустроенные, на самом деле работать без оформления, и не нуждаются в услугах центра занятости.
В процентном соотношении органами службы занятости трудоустроено более 81% из обратившихся в 2016 году. И этот показатель чуть больше, чем в 2015, что говорит об эффективной работе центра занятости.
Как альтернативный вариант ЦЗН Стерлибашевского района существуют выездные мини-ярмарки. В этом случае
Таблица 1
Структура безработных граждан по возрасту
Возраст, лет Процент безработных ,%
16-24 9,6
25-29 11,4
30 и стар иге 79,0
Таблица 2
Ситуация на регистрируемом рынке труда
Показатели 2014 2015 2016 Изменение (+,-)
2015/2014 2016/2015
Численность 796 595 504 -201 -91
зарегистрированных безработных (чел.)
Уровень 1.10 0,98 0,92 -0,12 -0,06
регистрируемой безработицы (%)
Напряженность на 0,5 0,4 0,4 -0,1 0
рынке п руда (число
незанятых граждан на 1 вакансию)
Трудоустроено органами службы 619 (73,1%) С? Зп ¡л — X 478 (81,8%) -417 -54
занятости
работодателем предоставляется транспорт и безработные, заинтересовавшиеся предложенными вакансиями, могут выехать непосредственно на предприятие и ознакомиться с условиями труда. Это особенно актуально для предприятий, расположенных в отдаленных местах, где плохо развита инфраструктура и сообщение муниципального транспорта.
Подводя итоги, можно отметить, что в центре занятости Стерлибашевского района созданы необходимые условия для качественного выполнения обязательств центра. Уровень безработицы в конце 2015 и начале 2016 года слегка возрос. Это связано с сокращением штата и ликвидацией предприятий в связи с кризисной ситуацией в экономике.
Среди отрицательных отзывов о работе ГКУ Центр занятости населения распространены мнения о том, что «...большинство зарегистрированных безработных считают службу занятости бесполезной организацией.»1 (56% опрошенных)
Около 20% зарегистрированных безработных не верят в получение работы при посредничестве службы занятости. Среди причин, объясняющих такое мнение, в первую очередь называют формальный подход к подбору работы (63%).
Отмечается также, что отдельные категории безработных (среди них те, кому «за 40», впервые ищущие работу, женщины с маленькими детьми, судимые, инвалиды и др.) рассматриваются и специалистами службы, и работодателями как неконкурентоспособные и, соответствен-
но, проблематичные (имеющие недостаточную работоспособность, ограничения по состоянию здоровья и низкую обучаемость) и нежелательные (68% опрошенных)
Также не устраивает потребителей услуг службы занятости и то, что безработным предлагаются, в основном, рабочие специальности. Увеличение числа вакансий не означает увеличения числа трудоустроенных из-за несоответствия квалификационной структуры спроса и предложения на рынке труда (73% опрошенных).
Среди причин недовольства называют также отсутствие у работников службы занятости должного отношения к обратившимся. Недостаточны и предоставляемые возможности обучения или переобучения. В результате - 65,5% опрошенных безработных обращались в службу занятости и лишь 15,7% остались вполне довольны.
Среди прочих услуг службы занятости безработные больше всего ценят возможность переобучения (8 из 10 хотят приобрести новую профессию, пользующуюся, по их мнению, спросом на рынке труда).
Далее, мы опросили сотрудников ГКУ ЦНЗ Стерлибашевского района и попросили оценить эффективность их работы. Большей частью работники службы занятости признают эффективность работы своей организации, но предлагают оценивать ее не в целом, а по отдельным направлениям работы и принимая во внимание внешние условия ее деятельности
Таблица 3
Примерная тематика вебинаров
Тематика Сроки проведения Участники
Решение проблем сельской безработицы Май 2018 ГКУ Центр занятости Стерлибашевского района, Стсрлитамак, Сибай, Администрации городов и сельских поселений.
Проблемы занятости молодежи Июнь 2018 ГКУ Центр занятости Стерли башенекога района, Стсрлитамак, Сибай, Администрации городов и сельских поселений, представители малого бизнеса и НКО. учебные заведения
Решение проблем же! [ с ко й бе чра Гюти цы Июль 2018 ГКУ Центр занятости Стерли башенекога района, Стсрлитамак, Сибай, Администрации городов И сельских поселений, представители малого бизнеса и НТО
Занятость инвалидов. Август 2018 ГКУ Центр занятости Стерлибашевского района, Стсрлитамак. Сибай, Администрации городов и сельских поселений, представители малог о бизнеса и ПКО
Оптимизация работы с обращениями граждан Сентябрь 2018 ГКУ Центр занятости Стерли башенеко га района, Стсрлитамак, Сибай, Администрации городов и сельских поселений
(ситуацию на рынке труда, состояние экономики страны, производства, нормативно-правовой базы и т.д.). «Служба занятости является посредником, и если наша экономика до сих пор предлагает неэффективные рабочие места (низкооплачиваемые, без оформления трудовых отношений, без социальных гарантий), то, как бы ни старалась служба занятости удовлетворить запросы клиентов, нам это не удастся. В современных условиях эффективными в нашем банке вакансий можно назвать не более 5%. Если ругать службу занятости, то ее можно просто закрыть. Но в нашей глубинке человеку больше негде получить квалифицированную консультацию по вопросам занятости, тренинг уверенности и другие услуги, как в службе занятости...» ( 65% опрошенных).
87 % специалистов говорили о низкой эффективности и о неправильно расставленных приоритетах. «...Я считаю эффективность нашей работы очень низкой из-за большого количества бумажной работы. При этом не остается ни сил, ни времени на взаимодействие с клиен-
тами и работодателями.» (такой ответ выбрал большинство).
Кроме того, было отмечено, что достаточно сложно оценивать эффективность работы службы. «.Так как мы работаем как с незанятым, так и с занятым населением, мы не можем оценить реальное трудоустройство граждан непосредственно при нашем содействии. В случаях, когда человек трудоустраивается на то место, которое он нашел сам, мы, завышаем показатель эффективности, отчитываясь за его трудоустройство. А после обучения, например, если человек не встает на учет, то мы не всегда имеем достоверные сведения, помогло ему обучение или нет.» (76%).
Из основных направлений работы службы наиболее эффективными и перспективными считаются все направления активной политики занятости, так как они оказывают конкретную и адресную помощь. К ним относятся все специальные программы, среди которых временная занятость подростков; субсидированная занятость безработных, особо нуждающихся в социальной защите; обществен-
ные работы; содействие в организации предпринимательской деятельности.
(87%)
Улучшение работы службы занятости, повышение качества обслуживания клиентов сами работники в первую очередь связывают с необходимостью снижения бумажной работы в связи с переходом на новые условия финансирования и переключение их внимания, главным образом, на работу с безработными и работодателями.
Для улучшения работы также предлагается ввести контроль со стороны, когда «кто-нибудь пришел бы и посмотрел на работу консультанта и вынес критические замечания и предложения по улучшению и повышению эффективности работы - можно было бы разобраться, от чего можно нас избавить.» (это утверждение выбрало 76% опрошенных)
А еще, по мнению специалистов службы, необходимо посещать центры занятости в других районах для сравнения методов работы и поиска наиболее эффективных(54%).
Что касается оценок эффективности работы службы занятости, то сами специалисты оценивают ее скорее положительно. Следует продолжить исследования в области организации содействия занятости, обратив внимание при этом на мнение профессионалов, коими являются специалисты службы занятости на местах, а также приняв во внимание мнение работников многочисленных кадровых агентств.
Таким образом, анализ позволил выделить следующие проблемы:
1. Большое количество рутинной бумажной работы;
2. Отсутствие обмена опытом с центрами занятости других районов;
3. Отсутствие внешнего мониторинга качества предоставляемых услуг;
4. Низкая информативность сайта учреждения.
Первой выделенной проблемой стал постоянно возрастающий объем работ. Для выяснения причин этого явления мы предлагаем периодически проводить оценку рабочего места. Для этого можно использовать метод интервью.
Заявление сотрудника о том, что он перегружен, следует не воспринимать буквально, а постараться разобраться, почему и когда, в силу каких обстоятельств работа накопилась и происходит ли это регулярно и почему.
После проведения подобного исследования можно сформулировать рекомендации по совершенствованию рабо-
© £
Я
3
9
а
2 а
8
00
сэ
см
сэ £
Б
а
2 ©
чего места (конкретной должности) в целях обеспечения реализации возложенных на данного сотрудника функций. По результатам оценки появляется возможность модифицировать те или иные аспекты рабочих функций, проводить мониторинг содержания труда и фиксировать проблемы реализации отдельных направлений работы еще до того, как они стали трудно преодолимыми.
По второй проблеме - отсутствие обмена опытом с центрами занятости других районов - мы предлагаем использовать такую форму, как вебинары (табл. 3).
Минимальная цена участия в вебина-ре составляет 500-600 рублей. Максимальная - 3000 рублей. Это стоимость одного отдельного вебинара. Если проводить курс из нескольких вебинаров, то в расчете на один урок цена может быть меньше. Поэтому затраты на проведение данного мероприятия по обмену опытом будут небольшими.
Третья проблема - отсутствие внешнего мониторинга качества предоставляемых услуг - требует создания комиссии по качеству.
Комиссия будет осуществлять мониторинг оказания услуг, поэтому необходимо разработать критерии оценки оказания услуг в сфере социальной защиты. Оценка эффективности деятельности органов социальной защиты будет проводится по следующим критериям:
1. время предоставления услуги;
2. время ожидания в очереди при получении услуги;
3. вежливость и компетентность сотрудника, взаимодействующего с заявителем при предоставлении услуги;
4. комфортность условий в помещении, в котором предоставлена услуга;
5. доступность информации о порядке предоставления услуги.
В целях проведения оценки выявляется мнение гражданина о качестве предоставления государственных услуг, которое может быть выражено посредством использования:
1. устройств подвижной радиотелефонной связи (мобильный телефон);
2. терминальных устройств, которые могут быть интегрированы с электронной системой управления очередью;
3. информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В рамках выявления мнения гражданина о качестве предоставленной государственной услуги с использованием мобильного телефона, гражданину предлагается предоставить абонентский номер для участия в оценке.
Таблица 4
Положение о комиссии
Цепь Повышение качества предоставления услуг в с(|>ере занятости населения
Разработка организационных мероприятий, направленных на снижение административных барьеров и повышение качества и доепупносга предоставляемых услу; Формирование системы мониторинга качества предоставления услуг: Снижение административных барьеров
Перечень основных мероприятий 1. Мониторинг оптимизации административных процедур и повышение качества предоставления услуг. 2. Анализ организации работы единого мес та приема, регистрации и выдачи необходимых документов гражданам и юридическим лицам при предоставлении услуг. 3. Анализ обеспечения информативности граждан и юридических лиц о возможности получения услуг в сфере занятости
Сроки реализации 2018-2019 гг.
Состав комиссии Заместитель главы Администрации Стсрлибашсвского района но социальным но i [росам; Представители организации инвалидов Представители профсоюзных организаций Представители НКО
Ожидаемые резул ьтаты реализации программы Повышение качества и доступности государственных услуг. Повышение комфортности и упрощение процедур получения гражданами и юридическими лицами общественно значимых услуг
Гражданам предоставляется возможность оценить качество предоставленной услуги по всем критериям качества предоставления государственной услуги, по 5-балльной шкале после оказания государственной услуги в месте предоставления государственной услуги, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных (муниципальных) услуг, воспользовавшись терминальным устройством, а также с использованием сети «Интернет» посредством опросного модуля.
Кроме того, гражданин может обратиться в Комиссию по качеству с жалобой или предложениями. Комиссия в течении 30 дней рассматривает жалобу, проверяет ее и принимает решение.
Нами было разработано положение о Комиссии по качеству (табл. 4).
Четвертая проблема - низкая информативность сайта. Популярность сайта во многом зависит от востребованности населения данной услугой и оформления его главной страницы. На главной странице должна содержаться информация о разделах сайта; предстоящих мероприятиях в центре (ярмарки, курсы, дни открытых дверей для учебных заведений; контактная информация для обратной связи (фактический адрес, схема проезда, режим работы, телефоны организации).
Для подробного описания модели Интернет сайта центра занятости Стер-либашевского района было выбрано 12 основных позиций, содержащих подробную информацию о службе по трудоустройству населения.
Сайт обеспечит активное взаимодействие с представителями предприятий и организаций района будет способствовать эффективному регулированию процессов на рынке труда, путем совершенствования мониторинга спроса и предложения рабочей силы, предусматривающее:
1. разработку показателей в прогнозах и сценарных условиях социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу, отражающих движение рабочих мест и рабочей силы в территориально-отраслевом аспекте;
2. усиление взаимодействия с работодателями по трудоустройству безработных и незанятых граждан в рамках социального партнерства;
3. расширение банка вакансий и свободных рабочих мест, предоставляемых работодателями;
4. формирование локальных банков вакансий с учетом оплаты труда не ниже величины прожиточного минимума;
5. проведение мониторинга результатов реализации активных программ
содействия занятости, степени сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.
Итогом осуществления данного проекта должно стать заметное улучшение в деятельности сферы занятости, которое позволит:
1. осуществлять интерактивную связь с большим количеством граждан и оказывать им определенные услуги (отвечать на вопросы, консультировать) дистанционно;
2. сократить очереди, из желающих получить общую информацию об оказываемых услугах и имеющихся вакансиях, непосредственно в самой организации;
3. обеспечить быстрый и удобный доступ к интересующей информации гражданам и работодателям;
4. привлечь значительное число молодежи с целью оказания им помощи в выборе будущей профессии и др.
Литература
1. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 09.03.2016) «О занятости населения в Российской Федерации» //СЗ РФ.1991.Ст.3
2. Постановление Правительства РФ от 12.11.2015 N 1223 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2016 год» //СЗ РФ.2015.
3. Даньшина Д. Н. Проблемы безработицы в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2016. - №6.6. - С. 6466. - URL https://moluch.ru/archive/110/ 27714/ (дата обращения: 09.10.2018).
4. Карасаева, Л. А. Прикладные аспекты в деятельности отделения профессиональной и социальной реабилитации инвалидов /Л. А. Карасева // Российский медицинский журнал. - 2011. - N 4. - С. 3-4.
5. Киселев, И. Я. Сравнительное и международное трудовое право: Учебник для вузов /И. Я. Киселев.- М.: Дело, 2010. - 218с.
6. Кобылинская С. В. К вопросу о минимальной размере оплаты труда / С.В. Кобылинская, А.Х. Шишев // Science Time. - 2015. - № 10 (22). - С. 156-160.
7. Котов, В. Варианты поиска работы и процедуры отбора персонала /В. Котов.- М.: Владос, 2012. - 186с.
8. Кобылинская С. В. Общепризнанные принципы и нормы международного права в системе права социального обеспечения / С.В. Кобылинская // Апробация. - 2014. - № 3. - С. 71-72
9. Котов, В. Поиск работы через государственные структуры / В. Котов. -М.: Гардарики, 2013. - 98с.
10. Чеканова Е. В. Проблема безработицы в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2016. - №20. - С. 574577. - URL https://moluch.ru/archive/124/ 34358/ (дата обращения: 09.10.2018).
Analysis of problems of employment of the population in the area and the development of measures to improve the efficiency of the GKU tsentr zanyatosti naseleniya Sterlibashevskogo district Oparina T.A., Rafikova V.M. Bashkir state University
The article analyzes the problems of employment. Particular attention is paid to improving the activities of the employment service, which, as is known, contribute to ensuring the necessary balance between supply and demand in the national and regional labor markets and therefore to some extent predetermine the effectiveness of reform in other areas. Improving the efficiency of the employment service should be aimed at: creating prerequisites for sustainable economic growth, reducing differences in the socioeconomic development of the regions of the Russian Federation, maintaining an economically feasible and socially acceptable level of unemployment, overcoming poverty and improving the standard of living of the
population, increasing the validity of budget spending on employment assistance, etc. The assessment of activities does not fully take into account a number of important aspects of the activities of the employment service bodies, reflecting the financial condition; the state of staff; the quality of employment of citizens who applied to the employment service in search of work; the quality of vacancies collected by employees of employment centers at the request of employers and offered to citizens seeking work; socially significant results reflecting social, economic and budgetary effects. Key words: employment, labour market efficiency, unemployment, quality of service, motivation, jobs. References
1. The law of the Russian Federation dated
04.19.1991 N 1032-1 (as amended on 09.03.2016) "On employment of the population in the Russian Federation" // SZ RF.1991.St.3
2. Decree of the Government of the Russian
Federation of 12.11.2015 N 1223 "On the size of the minimum and maximum values ??of unemployment benefits for 2016" // SZ RF
2015.
3. Danshin D. N. Problems of unemployment in
the Russian Federation // Young scientist. -
2016. - №6.6. - p. 64-66. - URL https:// moluch.ru/archive/110/27714/ (access date: 09/10/2018).
4. Karasayeva, L. A. Applied aspects in the activities
of the department of vocational and social rehabilitation of persons with disabilities / L. A. Ka-raseva // Russian Medical Journal. -
2011. - N 4. - p. 3-4.
5. Kiselev, I. Ya. Comparative and international
labor law: Textbook for universities / And. Y. Kiselev. - M .: Delo, 2010. - 218c.
6. Kobylinskaya S. V. On the question of the minimum
wage / S.V. Kobylinskaya, A.Kh. Shishev // Science Time. - 2015. - № 10 (22). - p. 156160.
7. Kotov, V. Job search options and personnel
selection procedures / V. Kotov.- M .: Vlados,
2012. - 186s.
8. Kobylinskaya S.V. Generally recognized principles
and norms of international law in the system of social security law / S.V. Co-Chin // Approbation. - 2014. - № 3. - p. 71-72
9. Kotov, V. Job search through state structures /
V. Ko-tov. - M .: Gardariki, 2013. - 98s.
10. Chekanova, E.V. The Problem of Unemployment in the Russian Federation // A Young Scientist. - 2016. - №20. - p. 574-577. - URL https:// moluch.ru/archive/124/34358/ (appeal date: 09/10/2018).
О
3
В
s
ff
го e
8