Научная статья на тему 'Анализ проблем системы управления медицинским обеспечением гражданской обороны и пути их решения'

Анализ проблем системы управления медицинским обеспечением гражданской обороны и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
313
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лобанов А. И.

Академии разработала предложения по проблеме медобеспечения функционирования ГО и пострадавшего населения в ЧС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil Defense Medical Provision Management Problem Analyses and the Ways Out

Academy developed suggestions on the problem of medical supplement of civil defense and suffered population functioning in emergency situation.

Текст научной работы на тему «Анализ проблем системы управления медицинским обеспечением гражданской обороны и пути их решения»

Научно-технические разработки

УДК 614.8:351.86+519.8

А.И. Лобанов д.м.н. (АГЗ МЧС России)

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

A. Lobanov

CIVIL DEFENSE MEDICAL PROVISION MANAGEMENT PROBLEM ANALYSES AND THE WAYS OUT

Академии разработала предложения по проблеме медобеспечения функционирования ГО и пострадавшего населения в ЧС.

Academy developed suggestions on the problem of medical supplement of civil defense and suffered population functioning in emergency situation.

А.И. Лобанов

Одним из главных составных элементов гражданской обороны как системы мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного и мирного времени является медицинское обеспечение.

После ликвидации «де-юре» федеральной медицинской службы ГО, наиболее многочисленной и ресурсоемкой службы, включавшей в себя пять аннулированных федеральных служб ГО, основу системы медицинского обеспечения мероприятий гражданской обороны, существующей в России «де-факто», составили медицинские силы и средства ГО здравоохранения (МС ГОЗ). Восстановление оборонных инициатив в настоящее время, совмещенное с изменившейся формой собственности на средства производства, не привели к восстановлению и повышению готовности сил и средств МС ГОЗ РФ к действиям в особый период. Эти же причины, а также отказ органов Российского общества Красного Креста от ведения санитарно-оборонной работы, инициировали повсеместный самороспуск и утрату массовых медицинских формирований ГО, предназначенных для оказания первой медицинской помощи пораженным (например, санитарные посты и санитарные дружины).

Стали реальностью демонтаж и полное отсутствие санитарнотранспортных формирований ГО (санитарных поездов, автосанитар-ных колонн и отрядов) на территории многих субъектов РФ, без которых становится невыполнимой организованная эвакуация больных и персонала медицинских учреждений при угрозе их уничтожения, транспортировка пораженных из разрушенных городов в больницы безопасных районов при любой серьезной территориальной, трансграничной или глобальной ЧС любого происхождения вне зависимости от мирного или военного времени.

Недостаточное финансирование работ по проблемам научноисследовательского сопровождения медико-биологической защиты привело к сокращению наукоемких, фундаментальных исследований профильного и двойного предназначения, существенно уменьшило возможность внедрения результатов НИР в практическую деятельность МС ГОЗ [1-3]. То же самое происходит и с нормативно-правовым сопровождением этих работ, а также медицинского обеспечения пострадавшего населения. Как следствие, в Государственном докладе «О состоянии защиты населения и территорий от ЧС» ежегодно фиксируется неуклонное снижение уровня обеспеченности населения и даже личного состава спасательных подразделений средствами медицинской защиты.

Негативную роль сыграли также просчеты организационного характера. В частности, опыт показал нецелесообразность создания в рамках здравоохранения двух автономных структур при выполнении схожих задач по медобеспечению пораженных в ЧС (МС ГОЗ и ВСМК). Это привело к ненужным общеизвестным эффектам параллелизма в таких случаях: например, недопустимая в условиях бюджетного финансирования конкуренция, а иногда и противостояние указанных структур, принадлежащих к одному ведомству, и др. Значительно за-

трудняют управление МС ГОЗ и дезориентируют руководителей на местах также непоследовательные и противоречивые приказы МЗСР РФ об органе управления, уполномоченном решать вопросы ГО в системе здравоохранения Российской Федерации. Вначале эти задачи приказом № 549 были возложены на ФГУ «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» — орган управления службы медицины катастроф, статус которой на военное время официально не определен. С другой стороны, приказом МЗСР РФ № 368 эти функции были возложены на его Департамент управления делами, где для решения задач управления МС ГОЗ выделена лишь одна штатная единица с неопределенными профессиональными и управленческими функциями. Кроме того, на территории РФ сохраняется неопределенность в разграничении полномочий и организации деятельности по вопросам ГО и ЧС между территориальными центрами медицины катастроф и вторыми отделами органов управления здравоохранением субъектов РФ [4].

Таким образом, следует признать, что в условиях возрастания угроз и рисков для безопасности России, с учетом возложения на ГО задач по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного происхождения, система медицинского обеспечения ГО на всех уровнях теряет свою управляемость и вместе с ней способность к оперативному реагированию на ЧС мирного и военного времени. Налицо признаки системного кризиса, который фактически принимает затяжной характер и ведет к полной утрате способности МС ГОЗ выполнять поставленные задачи в особый период.

Опыт показал, что на данном этапе органам управления Минздравосоцразвития России, находящегося в состоянии перманентных реформаций, устранить указанные проблемы на концептуальном и организационном уровнях самостоятельно, без координирующего воздействия со стороны (например, структур МЧС России) не представляется возможным. Вместе с тем, после ликвидации Медицинского управления в составе центрального аппарата МЧС России нет конкретного подразделения или специалистов, ответственных за данное направление работы. Сфера деятельности маломощного медицинского

отдела, включенного в Департамент развития инфраструктуры, строго ограничена повседневным медицинским обслуживанием сотрудников МЧС России и не распространяется на вопросы ГО и ЧС [6].

Отсутствие в центральном аппарате МЧС России структур и специалистов медико-биологической защиты (токсикологов, радиологов, эпидемиологов) и ликвидация отделов медицинской защиты в ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, сужает возможности Министерства и не позволяет эффективно решать поставленные руководством страны задачи по разработке и реализации государственной политики в области медицинского обеспечения гражданской обороны и защиты от ЧС [9]. В результате, нередко документы по вопросам медицинского обеспечения ГО, разработанные в различных федеральных органах исполнительной власти без профессиональной экспертизы согласовываются и визируются сотрудниками МЧС России, не имеющими соответствующего статуса, права, образования и подготовки. Именно поэтому спорные взгляды специалистов различных ведомств на ряд принципиальных вопросов создания и функционирования формирований и учреждений МС ГОЗ в особый период и их вольное толкование иногда оформляются в виде директивных документов, вводящих в заблуждение исполнителей на местах. Как следствие, в последние годы рутинными стали факты появления ведомственных приказов и распоряжений по вопросам медицинского обеспечения ГО в военное время, которые по многим позициям входят в противоречие с мобилизационным заданием субъектам РФ и постановлениями Правительства РФ.

Очевидно, что для решения перечисленных проблем в организации медицинского обеспечения ГО и в целях выведения из кризиса системы управления данным направлением необходимо создание в структурах МЧС России и МЗСР РФ компетентных и дееспособных подразделений, ответственных за выработку и реализацию государственной политики в области медицинского обеспечения ГО и способных осуществлять координацию и управление силами и средствами МС ГОЗ в любых условиях обстановки при ЧС мирного и военного времени [7].

Литература

1. Лобанов А.И. Служба медицины катастроф в военное время // Гражданская защита. — 1998 — № 4.

2. Лобанов А.И., Степин В.В. Об организации медицинского обеспечения в военное время // Гражданская защита. — 1999. — № 6.

3. Лобанов А.И. Общественные формы здравоохранения в системе гражданской защиты населения // Гражданская защита. — 2000. — № 5.

4. Лобанов А.И., Авитисов П.В. Медицинское обеспечение населения в современной войне: проблемы, пути совершенствования // Гражданская защита. — 2002. — № 5.

5. Лобанов А.И., Авитисов П.В. Проблемы медицинской защиты населения в условиях реформирования МЧС России // Гражданская защита. — 2005. — № 1.

6. Лобанов А.И. Медицинские вопросы первоочередного жизнеобеспечения населения в ЧС // Гражданская защита. — 2006. — № 8.

7. Лобанов А.И. О группировках медицинских сил ГО здравоохранения // Гражданская защита. — 2006. - № 10.

Официальный раздел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.