Научная статья на тему 'Анализ проблем развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве'

Анализ проблем развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
772
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ТЕХНИКИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ / СВЯЗАННЫЕ С ВНЕДРЕНИЕМ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНИКА / КОНСТРУКЦИИ / МАТЕРИАЛЫ / INTRODUCTION OF NEW TECHNOLOGIES / ENGINEERING / INNOVATION / RESEARCH AND DEVELOPMENT RELATED TO THE INTRODUCTION OF NEW TECHNOLOGIES / NEW TECHNOLOGY / CONSTRUCTION AND MATERIALS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ходжаева Н. Б.

В статье рассмотрены фундаментальные факторы в инновационном развитии транспортных и дорожных предприятий, также указаны сдерживающие факторы разработки и расширения использования инноваций на отраслевом уровне. В статье также приведены задачи по развитию инновационной деятельности на транспортных и дорожных предприятиях. Предоставлены результаты анализа развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PROBLEMS INNOVATION ACTIVITIES ON ROAD INDUSTRY

The article describes fundamental factors in innovative development of transport and road enterprises are also constraints for developing and expanding use of innovation at industry scale. The article concludes tasks of innovation development on transport and road enterprises.Provided an analysis of the development of innovation in the road sector.

Текст научной работы на тему «Анализ проблем развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве»

УДК 658.656.13 (33.М)

Н.Б. Ходжаева

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

В статье рассмотрены фундаментальные факторы в инновационном развитии транспортных и дорожных предприятий, также указаны сдерживающие факторы разработки и расширения использования инноваций на отраслевом уровне. В статье также приведены задачи по развитию инновационной деятельности на транспортных и дорожных предприятиях. Предоставлены результаты анализа развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве.

Внедрение новых технологий, техники; инновационная деятельность; инновация; научно-исследовательские работы, связанные с внедрением новых технологий; новые технологии, техника, конструкции, материалы

N.B. Khodjaeva ANALYSIS OF PROBLEMS INNOVATION ACTIVITIES ON ROAD INDUSTRY

The article describes fundamental factors in innovative development of transport and road enterprises are also constraints for developing and expanding use of innovation at industry scale. The article concludes tasks of innovation development on transport and road enter-prises.Provided an analysis of the development of innovation in the road sector.

Introduction of new technologies, engineering, innovation; innovation; research and development related to the introduction of new technologies; new technology, engineering, construction and materials

Для активизации инновационной деятельности на транспортных и дорожных предприятиях необходимо будет создать действенную систему и организационно-экономический механизм организации инновационной деятельности на фоне благоприятной экономической и нормативноправовой среды.

Целью государственной политики Узбекистана в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов. В связи с этим, создание научных, организационных и экономических механизмов для повышения востребованности инноваций отечественным производством является веским актуальным. Для решения этого вопроса требуется обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на материальную и финансовую поддержку деятельности по всем направлениям технологического обеспечения транспортных и дорожных предприятий Узбекистана.

В настоящее время потребность в инновационном развитии транспортных и дорожных предприятий определяется влиянием следующих фундаментальных факторов [1]:

• продолжающимся бурным ростом численности парка транспортных средств, увеличением доли легковых автомобилей с высокими динамическими характеристиками и грузовых автомобилей с повышенными осевыми нагрузками, что требует пересмотра требований к основным потребительским свойствам автомобильных дорог; высокой подвижностью населения, интенсивностью движения транспортных потоков, способствующих существенному увеличению уровня загрузки дорог и появлению транспортных заторов, особенно в зонах влияния мегаполисов, что требует ускоренного развития автомагистралей и скоростных дорог, отвечающих международным стандартам развития и строительства, применения усовершенствованных систем организации движения;

• значительной стоимостью основных дорожно-строительных материалов, современной высокопроизводительной техники при одновременном повышении требований к соблюдению межремонтных сроков, что требует совершенствования механизмов ценообразования в дорожном хозяйстве;

• ожидаемым распространением новых технологий при строительстве и эксплуатации дорог, что влечёт за собой рост требований к качеству производства дорожных работ с учётом региональных особенностей Узбекистана;

• планируемым масштабным строительством местных дорог для соединения населённых пунктов с опорной сетью дорог, что требует ускоренной разработки и применения экономически оправданных технологий и материалов;

• приоритетным учётом требований обеспечения безопасности движения и экологических норм в дорожном строительстве.

Влияние указанных факторов требует от транспортных и дорожных предприятий существенной перестройки на принципах инновационного развития.

Основой эффективности развития транспортных и дорожных предприятий в значительной степени является научно-техническая и инновационная деятельность, направленная на получение,

распространение и использование новых знаний и технических решений для решения экономических, технологических, социальных и иных проблем. Одна из основных проблем заключается в том, что основные потребители инновационной продукции: государственные и территориальные органы управления транспортных и дорожных предприятий, проектные и подрядные организации - не рассматривают применение инноваций в качестве одной из приоритетных задач своей практической деятельности, что негативно отражается на эффективности транспортных и дорожных работ и услуг, темпах и стоимости дорожного строительства. Отсутствует перечень критических технологий транспортных и дорожных предприятий, обеспечивающий эффективное планирование инновационной деятельности на объектах строительства, ремонта и содержания дорог.

Развитие инновационной деятельности в дорожном хозяйстве обладает высокой социальноэкономической значимостью. Применение новых технологий, техники, конструкций и материалов способствует существенному улучшению потребительских свойств автомобильных дорог, к которым относятся:

• непрерывность, безопасность, скорость и удобство движения;

• пропускная способность и уровень загрузки дорог движением;

• способность пропускать автомобили и автопоезда с заданными габаритами, осевыми нагрузками и грузоподъёмностью (общей массой);

• экологическая безопасность;

• стоимость строительства и эксплуатации автомобильных дорог.

Основным сдерживающим фактором обеспечения высоких потребительских свойств дорог является прямое влияние требований к этим свойствам на строительную стоимость дорог и требуемый объём затрат на их поддержание в процессе эксплуатации.

По моему мнению, развитие инновационной деятельности на транспортных и дорожных предприятиях следует рассматривать в качестве одного из важнейших системообразующих факторов, имеющих тесную связь с основными элементами транспортной экономики и социальной сферы.

В этих условиях формирование стратегических направлений развития инновационной деятельности на транспортных и дорожных предприятиях должно осуществляться на базе всестороннего анализа состояния и проблем технологического и научно-технического развития дорожной отрасли в тесной взаимосвязи с общими проблемами строительства автомобильных дорог и развития автомобильного транспорта. [2]

На основе анализа состояния проблемы выявлено, что в органах управления транспортными и дорожными предприятиями, наиболее широко использующих прогрессивные технологии и материалы, удельный вес дорог, находящихся в нормативном состоянии, в среднем в 2 раза выше, чем у управлений, применяющих прогрессивные технологии и материалы в ограниченных масштабах или вообще их не применяющих.

При условии освоения имеющейся инновационной продукции в полном объеме в отрасли может быть достигнут значительный экономический эффект за счет применения новых технологий за счет энерго- и ресурсосбережения, повышения долговечности дорог, сокращения себестоимости перевозок и повышения безопасности движения. Согласно анализу аварийности, участки дорог, запроектированные и построенные с использованием прогрессивных технических решений, применением современной дорожно-строительной техники, имеют наиболее высокий уровень обеспечения безопасности движения.

Одним из основных сдерживающих факторов развития инновационной деятельности является то, что имевшаяся ранее опытно-экспериментальная база научных дорожных центров, которая призвана ускорить процесс создания и освоения новых технологий, морально и физически устарела (а по многим позициям утрачена), не отвечает современным потребностям и международному уровню.

В отрасли отсутствуют центры обучения и передачи технологий, доказавшие свою эффективность в международной практике. Индикативным показателем возможности инновационного развития отраслей реального производства является доля затрат на инновации в общем объеме инвестиций.

Таким образом, резервами расширения использования инноваций на отраслевом уровне являются:

• несовершенство налоговой политики в части обеспечения стимулирования инновационного развития дорожной отрасли;

• недостаточное финансирование научных разработок по сравнению с экономически развитыми странами мира;

• устаревшие методы оценки эффективности проектных решений, основанные только на минимизации единовременных строительных затрат, препятствующие внедрению новых материалов и технологий;

• ослабший научный потенциал отраслевой науки и, как следствие, дефицит научных разработок для внедрения;

• неразвитость отраслевой инфраструктуры, обеспечивающей внедрение инноваций в производство;

• отсутствие работы по учету и внедрению системы патентования в дорожном хозяйстве;

• отсутствие системы взаимодействия в части координации развития и стимулирования внедрения инноваций с субъектами Республики Узбекистан;

Анализ современного состояния и проблем развития инновационной деятельности на транспортных и дорожных предприятиях страны указывают на необходимость формирования стратегии долгосрочного инновационного развития отрасли и основных мероприятий по ее реализации для эффективного решения ключевых задач транспортных и дорожных предприятий по улучшению потребительских свойств автомобильных дорог.

Целью инновационной деятельности дорожного агентства является улучшение потребительских свойств дорог, повышение безопасности дорожного движения, снижение затрат на дорожные работы, повышение сроков службы автомобильных дорог и инженерных сооружений, снижение отрицательного воздействия на окружающую среду за счет повышения технологического уровня проектирования, строительства и эксплуатации дорог и искусственных сооружений.

По мнению автора, необходимо решить следующие задачи по развитию инновационной деятельности на транспортных и дорожных предприятиях:

• формирование инновационной инфраструктуры транспортных и дорожных предприятий для масштабного освоения прогрессивных технологий, включая систему информационного обеспечения, создание производств наукоемких видов продукции;

• координация действий научных, проектных и производственных транспортных и дорожных организаций и предприятий, вузовской науки в целях разработки комплексного подхода к решению задач инновационного развития;

• обеспечение благоприятных экономических условий для активизации инновационной деятельности, в том числе развитие малого инновационного предпринимательства;

• сохранение и развитие научно-технического потенциала транспортных и дорожных предприятий для поддержания современного технологического уровня и эффективного использования критических технологий, вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, результатов изобретательской деятельности и обеспечение защиты от их несанкционированного использования;

• организация работ и совершенствование гармонизации технологических, нормативнотехнических документов с зарубежными аналогами;

• использование технологий двойного назначения;

• формирование реестра инновационных технологий и технических средств в области автомобильно-дорожной системы и их внедрения.

В результате реализации инновационной деятельности транспортных и дорожных предприятий ожидается повышение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог, увеличение межремонтных сроков, повышение безопасности дорожного движения, сокращение затрат на строительство, реконструкция, ремонт и содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений за счет использования прогрессивных дорожно-строительных материалов, ресурсо- и энергосберегающих технологий, применения эффективных средств инженерного оборудования и обустройства дорог, современных информационных технологий и систем связи, обеспечения действующих требований дорожной экологии.

Это позволит перейти на инновационный путь развития отечественных транспортных и дорожных предприятий - поиска и накопления теоретических знаний в различных смежных областях науки и техники, практического использования этих знаний для разработки новых высокоэффективных материалов, технологий, приборов, техники и оборудования, обеспечить повышение срока службы дорог и искусственных сооружений, создать эффективной системы управления научным комплексом транспортных и дорожных предприятий, качеством дорожных

работ и услуг, сократить стоимость дорожных работ на основе развития и совершенствования научных исследований и техники, инновационной деятельности, технического регулирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сухов, А.А., Кочетков А.В., Аржанухина С.П. Формирование научно-инновационной политики дорожного хозяйства // Инновационная деятельность. 2010. № 3. С. 41-46.

2. Карпеев С.В., Сухов А.А., Аржанухина С.П., Кокодеева Н.Е. Методика оценки экономической эффективности деятельности органов управлений дорожным хозяйством по освоению новых технологий, техники и материалов // Строительные материалы. 2010. № 5. С. 4-7.

Ходжаева Нигора Бахадыровна -

соискатель кафедры «Экономика и управление автомобильно-дорожных предприятий» Ташкентского автомобильно-дорожного института

Nigora B. Khodjaeva -

Researcher of Department of Economics and management automobile-road enterprises at Tashkent automobile and road construction institute

Статья поступила в редакцию 03.04.13, принята к опубликованию 30.04.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.