- разработка методов поиска и выбора наилучшего варианта развития предприятия по обобщающим показателям;
- разработка и обоснование методики обеспечения конкурентоспособности предприятия, базирующейся на определенных предпосылках.
На этой основе механизм управления развитием предприятия гостиничного бизнеса может решать стратегические задачи, связанные с обеспечением его инвестиционной привлекательности, повышением финансовой устойчивости и конкурентоспособности предприятия и оказываемых услуг. Он должен обеспечивать надежность работы предприятия гостиничного бизнеса, которая характеризуется его эффективным бесперебойным функционированием; сохранностью проектных значений параметров в течение запланированного периода времени; устойчивостью финансового состояния; перспективностью экономической, технической, социальной политики развития предприятия.
Однако наличие организационного механизма не гарантирует успеха без изменений других сторон управленческой деятельности. В современных условиях для повышения конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и экономической устойчивости становится объективно необходимым освоение новых принципов корпоративного управления, направленного на преодоление возникающих конфликтов между акционерами, собственниками, менеджерами и рабочим персоналом. При этом корпоративное управление рассматривается как высший уровень управленчес-
кой деятельности на предприятиях с акционерной формой собственности. Концентрация и наращивание капитала происходит одновременно с организационным оформлением этого процесса.
Организационные преобразования управления развитием предприятия гостиничного бизнеса предопределяют необходимость улучшения действия мотивационного механизма, непосредственно связанного с интересами участников процесса оказания услуг клиентам. С этой позиции можно заметить, что предпосылкой повышения эффективности управления устойчивым развитием предприятия гостиничного бизнеса является совершенствование системы оплаты и ответственности менеджеров. Кроме того, размеры вознаграждений работникам должны находиться в прямой зависимости от результатов деятельности предприятия. Одновременно на предприятии должны быть созданы организационные предпосылки по взаимодействию со всеми акционерами. Этому отвечает создание подразделения по управлению собственностью, в задачи которого входит проведение собрания акционеров, взаимодействие с держателем реестра акционеров, контроль выплаты дивидендов и др.
Литература:
1. Козлов В.Д. Управление организацией. -М.: Экономика, 1990.
2. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М, 2000.
3. Цыгичко А.Н. Новый механизм формирования эффективности. - М.: Экономика, 1994.
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Шахвердиева З.М., соискатель Дагестанского государственного технического университета
Рассматриваются проблемы обеспечения устойчивости функционирования обязательного медицинского страхования, определены основные ориентиры эффективного их решения.
Ключевые слова: устойчивое функционирование, медицинское страхование, оплата медицинской помощи
ANALIS OF SECURITY PROBLEM OF STABILITY HEALTH INSURANCE
Shahverdieva Z., competitor of Daghestan State Technical University Main problems ofproviding of operational stability of compulsory health insurance. Main direction of their effective solving are determined. Key word: stability function, health insurance, payment of medical treatment.
При анализе экономических факторов, обеспечивающих устойчивое функционирование системы обязательного, например, медицинского страхования, необходимо рассматривать всю совокупность возникающих здесь финансовых отношений. Здесь можно выделить три основные группы отношений, сложившихся в ходе реализации закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» между субъектами страховой деятельности.
Первая группа субъектов: государство (в лице федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования); страхователи (в лице хозяйствующих субъектов, работодателей и администраций территорий). В этой группе взаимоотношения связаны с аккумулированием денежных ресурсов.
Вторая группа: территориальный фонд - лечебно-профилактические учреждения (в случае выполнения фондом функций страховщика). В этой группе отношения связаны с расходованием денежных средств.
Третья группа: федеральный фонд обязательного медицинского страхования - территориальный фонд обязательного медицинского страхования. В этой группе отношения охватывают, как аккумулирование, так и расходование денежных ресурсов.
От устойчивости связей между данными субъектами зависит устойчивость всей системы обязательного медицинского страхования. Это так называемые внутренние связи, являющиеся составной частью самой системы и определяющие ее устойчивость изнутри [1].
Можно выделить внешние факторы, также оказывающие влияние на финансовую устойчивость системы обязательного медицинского страхования. На сегодняшний день эти факторы играют главенствующую роль. Они определяются состоянием экономики и направлениями государственной политики в области здравоохранения. Эти
факторы можно разделить на экономические и организационно-правовые. Экономические факторы напрямую связаны с состоянием экономики страны в целом. Падение объемов производства, закрытие и ликвидация предприятий, кризис неплатежей, разрыв хозяйственных связей приводят к сокращению поступлений страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Поэтому не случайно реализация закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» привела к трудноразрешимому соединению предусмотренного законом рыночного механизма со следующими принципами[2,3]:
- с территориальным принципом сбора страховых взносов и финансирования;
- с социально-гарантированным характером обязательного медицинского страхования, предполагающим всеобщность, независимость от социального положения.
К тому же круг субъектов, участвующих в этой системе, оказался на практике шире, чем это было обозначено в законе, что привело к множественным и неоправданным конфликтам на территориальном уровне, к возникновению самых различных вариантов перехода к медицинскому страхованию, подчас крайне неэффективных и противоречащих самому закону.
Анализ различных предложений, высказываемых по поводу дальнейшего реформирования здравоохранения, позволяет выделить несколько принципиальных направлений, вокруг которых и идут споры [5, 6]. Это, прежде всего, усиление функций территориального органа административного управления здравоохранением, который и осуществляет все структурные изменения в системе организации медицинской помощи населению. Другими словами, закрывает ряд нерентабельных медицинских учреждений, ужесточает контроль над деятельностью тех учреждений, которые работают в системе обязательного ме-
дицинского страхования, создает «собственную» страховую компанию. Реализация данного варианта в условиях финансового кризиса экономики возможна только за счет резкого сокращения объема и доступности медицинской помощи. Сжатые сроки, объективно необходимые для реализации этого варианта, не позволяют разработать и реализовать меры по социальной защите больших групп населения, а также работников здравоохранения, которые могут быть лишены своих рабочих мест без достаточных на то оснований.
Другое направление предполагает создание территориальной больничной кассы, имеющей монопольное право на обязательное медицинское страхование населения и образующей филиалы на местах, действующие под руководством и по программе территориальной больничной кассы. В этом случае, по сути, сохраняются административные методы управления в рамках обязательного медицинского страхования. Основные средства территориальных больничных касс формируются из бюджета (страхование неработающих) и внебюджетных источников (начисление на заработную плату работающих на данной территории и другие источники) и распределяются территориальной больничной кассой по филиалам, исходя из условий, в которых действует филиал.
Следующий подход предполагает создание независимых от органов управления здравоохранения финансово-кредитных учреждений, которые аккумулируют все бюджетные средства здравоохранения и управляют ими. При этом они способствуют демонтажу командной системы в здравоохранении, разрабатывают и внедряют «правила игры» для субъектов медицинского страхования, осуществляют организационно-методическую деятельность, создают условия для формирования рынка медицинских услуг.
Как известно, в закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» были внесены соответствующие изменения, которые можно рассматривать как компромиссное сочетание двух последних направлений. Эти изменения предусматривают создание самостоятельных республиканских и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, своеобразных государственных финансово-кредитных учреждений. При этом все средства, предназначенные для обязательного медицинского страхования, аккумулируются в фондах. Фонды не являются страховщиками, они осуществляют текущее финансирование деятельности медицинских учреждений на договорной основе.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет аккумулирование денежных средств, а также управление ими. Последнее включает[6]:
а) разработку и согласование тарифов на медицинские услуги с субъектами обязательного медицинского страхования;
б) разработку и утверждение дифференцированных нормативов для филиалов фонда и страховых медицинских организаций;
в) заключение договоров финансирования со страховыми организациями, а при их отсутствии - договоров о страховании на медицинскую помощь с медицинскими учреждениями;
г) использование временно свободных страховых средств для размещения на банковских депозитах и т.п.;
д) размещение и пополнение нормированного страхового запаса.
Кроме того, управление денежными средствами предполагает
медико-экономический анализ эффективности программ обязательного медицинского страхования, выбор оптимального способа оплаты медицинской помощи.
Следует также отметить, что добровольное медицинское страхование на территории России отличается от аналогичного вида страхования в развитых странах, население которых характеризуется высокой степенью платежеспособности. Низкие доходы населения России, финансовая неустойчивость предприятий, непредсказуемость событий в политической и экономической областях ограничивают рамки добровольного медицинского страхования. Оно распространяется, в основном, на физических и юридических лиц, получающих достаточно высокие доходы.
Поэтому для нашей страны характерны такие виды добровольного медицинского страхования, как страхование по одному заболеванию. Данная практика была внедрена в США - специально для необеспеченных слоев населения. Например, широко популярна онкологическая страховка - страховка на случай возникновения онкологического заболевания, т.к. в структуре смертности на первых местах стоят сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. Следовательно, у отдельного взятого гражданина США больше всего шансов заболеть именно этой патологией, а поскольку лечение онкологических больных наиболее дорогостоящее, имеет смысл платить такую
страховку.
Большинство российских медицинских учреждений не может в настоящее время предоставить пациентам разнообразную медицинскую помощь в нужном объеме и качестве. С этим связано широкое распространение возвратного страхования, при котором часть неизрасходованных за определенный период времени средств страховых фондов возвращается страховщиком страхователям либо застрахованным. В системе социального страхования оно используется редко, но в России в последние годы широко распространена практика возврата неизрасходованных на лечение страховых взносов в течение срока действия договора добровольного медицинского страхования. Страхование считается полноценным, если при расчете страховых взносов учитывается вероятность наступления страхового события. В этом же случае чаще всего речь идет о величине стоимости лечения, прибыли страховщика, расходах на ведение страховых операций. Следовательно, «возвратное» добровольное медицинское страхование можно лишь условно назвать страхованием и его существование отражает трудности сегодняшнего дня.
Сегодня наибольший интерес в России вызывают следующие варианты добровольного медицинского страхования [6]:
1.Виды добровольного медицинского страхования, предусматривающие выплаты не связанные со стоимостью лечения:
- страхование на случаи установления диагноза заболевания;
- страхование на случай заболевания в связи с травмой;
- страхование на случай потери дохода в связи с заболеванием;
- страхование суточных (ежедневных) выплат на период госпитализации.
2.Виды, добровольного медицинского страхования, обеспечивающие выплаты в виде компенсации расходов на лечение:
- страхование расходов на амбулаторное лечение;
- страхование расходов на стационарное лечение;
- страхование хирургических расходов;
- страхование расходов по послеоперационному уходу;
- комплексное страхование медицинских расходов.
Экономические отношения, формирующиеся сегодня в здравоохранении, естественно, будут отличаться от той модели, которая сложится в нашей стране через некоторое время. Поэтому переход к этому новому состоянию предполагает определенную поэтапность, которая в значительной степени будет определяться темпами становления нормальных отношений в целом в стране [6].
На начальном этапе, когда главной проблемой становится дальнейшее снижение инфляции и достижение финансовой стабилизации, очевидна необходимость четкого определения минимально допустимого порога финансирования здравоохранения, поиска и подключения резервных ресурсов для поддержания отрасли, а также начала создания таких новых структур, как:
- медицинские страховые организации;
- частные медицинские учреждения,
- организации системы лицензирования и аккредитации;
- структуры, создающие необходимые условия и стимулы для деловой и, прежде всего, инвестиционной активности предпринимателей.
Вместе с тем представляется, что на данном этапе должен быть сохранен и даже усилен приоритет государственных структур в отрасли. В условиях развития рыночных отношений разгосударствление и приватизация медицинских учреждений не только не желательны, но даже губительны. Разумеется, процесс формирования негосударственных структур должен продолжаться, но не за счет перераспределения ресурсов от государственного сектора к частному. Кроме того, в рамках этого этапа устойчиво проявит себя тенденция к муниципализации здравоохранения. Предлагаемые в этих трудных условиях меры чрезвычайного характера могут быть направлены на сокращение расходов и на поиск дополнительных источников финансирования.
На втором этапе, после полной финансовой стабилизации и наступления сокращения налогового бремени, в центре внимания могут оказаться проблемы разумного сочетания платности и «бесплатности» многих социальных услуг, получаемых населением, в том числе медицинских. На этом этапе за счет накоплений государства, предприятий, а также посредством привлечения сбережений населения можно будет значительным образом расширить финансовую базу здравоохранения и приступить к значительному изменению его материально-технической базы. В этих условиях вполне уместна будет «осторожная» приватизация больниц и клиник в той или иной форме. Тем самым, по сути дела, должен быть завершен процесс формирования нормальной многоукладности в отрасли как необходимое условие
использования рыночных отношений в здравоохранении. На этом же этапе следует создать экономические и юридические предпосылки функционирования неприбыльных медицинских учреждений.
Наконец, третий этап будет связан с экономическим подъемом и завершением становления рыночных отношений в производстве. В условиях роста благосостояния населения это даст возможность сконцентрировать внимание на отработке и отладке всех элементов системы охраны здоровья.
Сегодня основными плательщиками страховых взносов в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования являются организации, учреждения, предприятия независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также иные хозяйствующие субъекты[2]. В число плательщиков также входят и органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учеников школ, пенсионеров, зарегистрированных безработных и других категорий) с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования.
При этом страховые тарифы взносов в фонды обязательного медицинского страхования установлены общими законами о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды. От уплаты страховых взносов освобождены общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, созданные для осуществления их уставных целей.
Существует перечень выплат, на которые не начисляются страховые платежи в фонды обязательного медицинского страхования:
- премии единовременного характера, не связанные с производственными результатами, выплачиваемые за счет прибыли;
- компенсация за отпуск, выходное пособие при увольнении;
- аренда, перевозка (по договорам гражданско-правового характера);
- суточные и квартальные при командировках (выплаты сверх норм);
- выплаты социального характера (за счет чистой прибыли): стоимость путевок на санаторно-курортное лечение;
- материальная помощь, выплачиваемая работникам на покрытие потерь в результате пожара, хищения имущества, увечья, на погребение работника или его родственников;
- материальная помощь по другим обстоятельствам; единовременные премии при выходе на пенсию; оплата проездных билетов, путевок, питания сотрудников; оплата содержания в детских дошкольных учреждениях и обучения;
- возмещение расходов по проезду, провозу имущества и найму помещения при переводе или переезде на работу в другую местность.
Страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования перечисляются предприятиями и организациями в те же сроки, что и взносы в другие государственные фонды социального страхова-
ния и обеспечения, а именно ежемесячно в срок, установленный для выдачи заработной платы.
Финансовые санкции к плательщикам взносов в фонды применяются в тех же случаях, что и к плательщикам взносов в Пенсионный фонд России (хотя есть особенности в отношении уплаты пени) [7]:
-за отказ от регистрации. При обнаружении этого нарушения плательщик уплачивает штраф в размере 10 % причитающихся к уплате сумм страховых взносов;
-за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости по страховым платежам. Это нарушение ведет к необходимости уплаты штрафа в размере 10 % причитающихся к уплате в отчетном квартале сумм страховых взносов;
-за нарушение установленного срока уплаты взносов. Невнесен-ная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. Недоимкой считается и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов. Пеня начисляется в размере 1% с суммы недоимки за каждый день просрочки по взносам работодателей и иных плательщиков. Если в просрочке платежей виноваты банки, то они уплачивают пени тоже в размере 1%. Пеня начисляется, начиная со следующего дня по истечении срока уплаты и по день уплаты включительно;
-за сокрытие или занижение плательщиком взносов сумм, на которые должны начисляться взносы. При выявлении этих нарушений с плательщика взыскивается вся сокрытая сумма, штраф в размере этой же суммы и пеня. При повторном нарушении штраф взыскивается в двойном размере.
Излишне перечисленная сумма взносов зачисляется в счет очередных платежей или возвращается плательщику. Финансовые санкции взыскиваются с предприятий в бесспорном порядке, в течение 3х лет с момента образования недоимки.
Литература:
1. Решетников А.В. Финансовый менеджмент в системе обязательного медицинского страхования// Экономика здравоохранения. 2002, №10
2. Положение о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды ОМС от 24.02.93, № 45.
3. Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФР от 27.12.91, № 2122-1.
4. Акулов В.Н. Социальная защита граждан в условиях обязательного медицинского страхования// Мир медицины, 1997, №6.
5. Левант Н.А. Организация медицинского страхования в России/ / Медицинский вестник, 1996. №2.
6. О цене ошибок при начислении страховых взносов во внебюджетные фонды // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь», 1998, №28.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЕМ РАБОТ ИННОВАЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
Омарова Ж.М., к.э.н., профессор, Ибаев И-Х.С., аспирант Дагестанского государственного технического университета
Рассмотрены проблемы и методические подходы совершенствования управления параметрами процесса реализации работ инновационных строительных проектов.
Ключевые слова: инновационный строительный проект, приоритетные направления деятельности, управление выполнением работ проекта.
IMPROVING OF METHODICAL APPROACES OF MANAGEMENT OF INNOVATIVE CONSTRUCTION PROJECTS
Omarova G., Candidate of Economic Science, professor, Ibaev I-H. post - graduate (student) of Daghestan State Technical University
Problems and methodical approaches of improving of management of the process of realization of words of innovative construction projects parameters are considered.
Key word: projects parameters are considered.
Одной из актуальных задач современной экономики является организация эффективного управления реализацией работ инновационных проектов в строительстве. Важную роль при этом играет формирование предложений по приоритетным направлениям дея-
тельности, для определения которых можно воспользоваться следующей методикой:
1. Формируется множество допустимых альтернативных на правлений инновационной деятельности и цель, которую пресле-