Научная статья на тему 'Анализ проблем обеспечения общественной безопасности по результатам судебных технических экспертиз несчастных случаев'

Анализ проблем обеспечения общественной безопасности по результатам судебных технических экспертиз несчастных случаев Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АТТРАКЦИОН / ДЕТСКАЯ ИГРОВАЯ ПЛОЩАДКА / ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ / ОБУЧЕНИЕ / НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ / ТРАВМА / ЭКСПЕРТИЗА / REGULATORY REQUIREMENTS / SAFETY / RESPONSIBILITY / ATTRACTION / CHILDREN''S PLAYGROUND / TECHNICAL REGULATIONS / TRAINING / ACCIDENT / TRAUMA / EXAMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лонский Олег Васильевич

В настоящей статье аргументированно обосновывается, что обеспечение безопасности технических средств, применяемых при проведении массовых мероприятий находится на неудовлетворительном уровне. Нередки случаи травматизма, в связи с чем внесены предложения по минимизации данной ситуации. В частности: необходимо на законодательном уровне установить обязательное наличие технического образования у предпринимателя или его сотрудников, если его деятельность связана с опасностью воздействия на людей технических средств при их использовании в местах массового пребывания людей; организовать обучение безопасности в существующих учебных центрах предпринимателей и других субъектов, предоставляющих соответствующие услуги; усилить административную и уголовную ответственность предпринимателей, эксплуатирующих технические средства, используемые при проведении массовых мероприятий. Данные предложения являются своевременными, что подтверждается проведенным анализом общественной безопасности по результатам судебных технических экспертиз несчастных случаев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PUBLIC SAFETY AS A RESULT OF JUDICIAL TECHNICAL EXAMINATIONS OF ACCIDENTS

With deep arguments is proved in the present article that ensuring safety of the technical means used when holding mass actions is at the unsatisfactory level. Traumatism cases in this connection offers on minimization of this situation are made are frequent. In particular: it is necessary to establish obligatory presence of technical education at the businessman or his employees at the legislative level if his activity is connected with danger of impact on people of technical means at their use in places of mass stay of people; to organize training of safety in the existing training centers of the businessmen and other subjects providing the corresponding services; to enhance administrative and criminal liability of the businessmen operating the technical means used when holding mass actions. These offers are timely that is confirmed by the carried-out analysis of public safety by results of judicial technical examinations of accidents.

Текст научной работы на тему «Анализ проблем обеспечения общественной безопасности по результатам судебных технических экспертиз несчастных случаев»

УДК791.7:331.821

DOI: 10.22394/2074-7306-2019-1-1-84-89

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СУДЕБНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ

В настоящей статье аргументированно обосновывается, что обеспечение безопасности технических средств, применяемых при проведении массовых мероприятий находится на неудовлетворительном уровне. Нередки случаи травматизма, в связи с чем внесены предложения по минимизации данной ситуации. В частности: необходимо на законодательном уровне установить обязательное наличие технического образования у предпринимателя или его сотрудников, если его деятельность связана с опасностью воздействия на людей технических средств при их использовании в местах массового пребывания людей; организовать обучение безопасности в существующих учебных центрах предпринимателей и других субъектов, предоставляющих соответствующие услуги; усилить административную и уголовную ответственность предпринимателей, эксплуатирующих технические средства, используемые при проведении массовых мероприятий. Данные предложения являются своевременными, что подтверждается проведенным анализом общественной безопасности по результатам судебных технических экспертиз несчастных случаев.

Ключевые слова: нормативные требования, безопасность, ответственность, аттракцион, детская игровая площадка, технический регламент, обучение, несчастный случай, травма, экспертиза.

При проведении массовых мероприятий на площадях, улицах городов, в городских парках, на придомовых территориях, детских площадках детских садов, спортивных площадках школ, лицеев и т. д., нередко происходят несчастные случаи [1].

Например, в США результате различных игр каждый год дети получают около 40000 травм [2]. Причиной таких происшествий является наличие на игоровых площадках несертифицированных и, в связи с этим, опасных для детей, сооружений. За границей индустрия развлечений и, в частности, создание различных луна-парков, насыщенных различными аттракционами, существует давно, но и там постоянно происходят несчастные случаи, в связи с чем вопрос обеспечения безопасности стоит очень остро [3; 4, p. 43; 5, p. 3]. Многие авторы видят в сложившейся ситуации недостаточный уровень правового регулирования, связанный с отсутствием необходимых регулирующих документов, что не совсем соответствует действительности [6; 7; 8, с. 4].

До принятия в 2016 году Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» ТР ЕАЭС 038/2016 (Принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 г. N 114) [9] и аналогичного -по безопасности детских игровых площадок - действовала статья 46 Закона "О техническом регулировании" № 184-ФЗ: «Со дня вступления в силу настоящего Федерального

Лонский Олег

Васильевич

кандидат технических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, Россия, г. Пермь, Комсомольский проспект, 29). E-mail: bg@pstu.ru

Аннотация

закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества»1.

По нашему мнению, позиция, основанная на том, что не следует «кошмарить» малый бизнес путем проведения проверок, должна основываться на усилении ответственности. В первую очередь мы имеем в виду административную и уголовную ответственность предпринимателей, за эксплуатируемые аттракционы и детские площадки. Привлекаться к ответственности должны те лица, которыми были допущены нарушения нормативных требований к устройствам для развлечения и отдыха, что, в свою очередь, повлекло травмы и смерть людей и, в первую очередь, детей [10].

Нарушения в рассматриваемой области, к сожалению, допускаются достаточно часто, и предложения поручить контроль и надзор за этими объектами Ростехнадзору РФ не являются реальными [7].

В Москве надзор за техническим состоянием и безопасностью эксплуатации аттракционов осуществляется Специализированной государственной инспекцией (Спецгортехнадзором). Но детские площадки его полномочиями не охватываются. Очевидным является тот факт, что до вступления в силу технических регламентов, регулирующих вопросы безопасности аттракционов и детских площадок, от предпринимателей следует требовать выполнения требований безопасности, что, в свою очередь, должно контролироваться на уровне субъектов РФ. Однако этого не происходит, вплоть до момента наступления несчастного случая и, как не прискорбно, в основном с детьми, в результате чего заводятся уголовные дела.

Примером таких нарушений являются несчастные случаи, произошедшие в 2015 году в Пермском крае, техническую судебную экспертизу которых проводили сотрудники кафедры безопасности жизнедеятельности Пермского националього исследовательского политехнического университета.

Так, в связи с несчастным случаем, произошедшим с двенадцатилетней девочкой в городском парке развлечений г. Перми (или другого города?), получившей телесные повреждения на аттракционе «Веревочный парк» при спуске на участке «Тарзанка» и полученными травмами в результате падения с высоты около 4 метров, в связи с чем ее доставили в медицинское учреждение для оказания медицинской помощи, было возбуждено уголовное дело и проведена техническая судебная экспертиза, в результате чего выявлены следующие нарушения:

- отсутствовал проект аттракциона;

- не было в наличии технической документации на аттракцион;

- не проводились приемо-сдаточные испытания с оформлением соответствующего акта после сборки;

- ведение журнала учета технического обслуживания и ремонта производилось с нарушением требований ГОСТа 53130;

- на «Тарзанке» применялся трос, имеющий диаметр 8 мм, что является недопустимым, если используется роликовая тандем-каретка с прорезью 7 мм;

- не использовалась дополнительная страховка в виде отдельного уса с карабином тандем-каретки на «Тарзанке»;

1 Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О техническом регулировании" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140.

- не производится государственный (региональный) контроль эксплуатации аттракциона.

В литературных источниках веревочные парки широко рекламируются как безопасные и интересные аттракционы [11].

Рассмотрим еще один несчастный случай, произошедший в дневное время 01.05.2015 года на территории базы отдыха, расположенной в Карагайском районе Пермского края, где были использованы качели в виде лодки кустарного изготовления, также не отвечавшие требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей. В результате девочкой 5 лет были получены телесные повреждения (ушибленные раны 2,3,4 пальцев правой кисти, открытый перелом средних фаланг 3 и 4 пальцев правой кисти со смещением, полученные в результате падения правой задней части качели на землю вследствие откручивания стягивающего механизма (талрепа) металлической тяги качели, последующего ударного воздействия металлического корпуса посадочного места в форме лодки и металлической стойки качели). Травмы, полученные ребенокм, были классифицированы как причинение вреда здоровью средней тяжести. Было возбужденно уголовное дело и проведена техническая экспертиза, которая выявила нижеуказанные нарушения:

- конструирование и установку аттракциона с качелями осуществлял местный житель по заказу одного из предпринимателей, проект на эксплуатацию аттракцио-наотсутствовал;

- отсутствовала техническая документация на аттракцион с качелями;

- конструкция качелей не соответствовала требованиям ГОСТ Р 52167-2012, в соответствии с положениями которого запрещено на качелях применять жесткие элементы подвеса, качели на базе подвешивались на металлических прутьях, а для регулировки подвеса использовались талрепы;

- приемо-сдаточные испытания с соответствующим акта после сборки качелей не проводились;

- не велся журнал учета технического обслуживания и ремонта качелей;

- правила и требования к поведению для посетителей на базе отдыха отсутствовали;

- конструкция качелей не соответствовала нормам ГОСТ Р 52167-2012, в соответствии с которыми запрещено на качелях применять жесткие элементы подвеса;

- государственный (региональный) контроль эксплуатации качелей не проводился.

Кроме того, у руководителя базы отдыха и ее сотрудников не было технического образования.

В селе Орда Суксунского района Пермского края 28.08.2017 г. на спортивной площадке также произошла трагедия в результате падения самодельных футбольных ворот на 11-летнюю девочку, которая от полученных травм скончалась. И это не первый случай в Пермском крае, когда футбольные ворота травмируют детей.

Падение 22 апреля 2018 года в с. Поярково Михайловского района Амурской области самодельных ворот для минифутбола стало причиной смерти 11-летнего мальчика.

Данные трагедии произошли в результате несоблюдения владельцами детских спортивных площадок обязательного для исполнения ГОСТ Р 55665-2013 «Оборудование для спортивных игр. Ворота для мини-футбола и гандбола. Требования и методы испытаний с учетом безопасности». В приведенных выше случаях самодельные ворота не были надежно прикреплены к игровой площадке, как это требует ГОСТ.

В настоящее время есть надежда, что вступивший в силу 17 ноября 2018 года Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования

для детских игровых площадок»1 (ТР ЕАЭС 042/2017) создаст предпосылки для уменьшения количества несчастных случаев с детьми.

Проведение массовых мероприятий на площадях города зачастую также приводят к несчастным случаям. Примером этому является падение металлической конструкции 24.05.2017 при проведении репетиции «Фестиваля Хоров», на площади напротив главного входа в здание МАУК «Пермский городской дворец культуры имени А.Г. Солда-това», расположенного по адресу: г. Пермь, Комсомольский проспект, 79. В результате падения указанной металлической конструкции, семи малолетним и несовершеннолетним потерпевшим причинены травмы различной степени тяжести, а несовершеннолетней Павловой М. Э., 21.06.2002 года рождения, - тяжкий вред здоровью.

В Москве действует Временное положение о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в Москве (Приложение к распоряжению Мэра Москвы от 5 октября 2000 года N 1054-РМ (с изменениями на 30 августа 2016 года)2. В Пермском крае аналогичного документа на момент произошедших несчастных случаев не было.

Только после случая 24.05.2017 года Правительство Пермского края приняло постановление «О мерах при проведении на территории Пермского края мероприятий с массовым пребыванием людей» от 20 июня 2017 года № 546-п3, в котором п. 2.5. гласит: «Не менее чем за сутки до начала мероприятия комиссией проводится оперативно-технический осмотр объекта, и его результаты оформляются актом по форме согласно приложению к настоящему Положению, в котором указываются выявленные нарушения и устанавливается срок для их устранения. После устранения указанных нарушений комиссией составляется акт не менее чем за 3 часа до начала мероприятия.»

Безопасность технического состояния сооружений при проведении массовых мероприятий также никто не проверяет.

Во многих регионах функционируют Учебные центры по безопасности аттракционов, к примеру, ООО "Центр по безопасности аттракционов" в г. Краснодар. На самом деле, соблюдению техники безопасности необходимо обучать всех предпринимателей, так или иначе участвующих в создании и эксплуатации технических устройств в местах массового пребывания людей.

По результатам проведенного анализа такой важной проблемы, как обеспечение безопасности технических средств, используемых при проведении массовых мероприятий, а также в связи с выявленным высоким уровнем травматизма на аттракционах и детских игровых площадках в стране, считаем необходимым:

- установить на законодательном уровне обязательное наличие технического образования у предпринимателя или его сотрудников в случаях, если их деятельность связана с опасностью воздействия на людей технических средств, при их использовании в местах массового пребывания людей;

- организовать обучение предпринимателей и других заинтересованных лиц технике безопасности в существующих учебных центрах в соответствии с современными требованиями;

1 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.05.2017 N 21 "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности оборудования для детских игровых площадок" // СПС «Консультант Плюс».

2 Распоряжение Мэра Москвы от 05.10.2000 N 1054-РМ "Об утверждении Временного положения о порядке организации и проведения массовых культурно - просветительных, театрально - зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве" / / Вестник Мэрии Москвы. N 27. Октябрь. 2000.

3 Постановление Правительства Пермского края от 20.06.2017 № 546-п "О мерах при проведении на территории Пермского края мероприятий с массовым пребыванием людей" // СПС «Консультант Плюс».

- усилить административную и уголовную ответственность предпринимателей, эксплуатирующих технические средства, используемые на детских игровых плщадках, аттракционах и при проведении массовых мероприятий.

Литература

1. Цвиркун С. Вот такая карусель // Саморегулирование и нес. 2014. № 54(10). С. 68-70.

2. Грухин Ю. А., Шкитина Е. Д. Травмоопасные детские площадки // Новые парадигмы общественного развития: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции и закономерности: материалы между-нар. науч.-практ. конф. (28 декабря 2015 г.): в 4 ч. Саратов: Академия управления, 2016. Ч. 4. С. 42 - 43.

3. Cameron S. Safety on the agenda at compressed IAAM Confab // Amusement Business. -2004. Vol. 116, № 24. P. 25 - 26.

4. Dodge D. Product safety and the amusement park industry // Professional ty. 2001. Vol. 46, № 10.

5. O'Brien T. Aims safety boasts record//Amusement Business. 2003. Vol. 115, № 4.

6. Худошин А. А., Сорокин В. А., Зимина В. А. Аттракционы как объекты повышенной опасности // Безопасность труда в промышленности. 2007. № 4. С. 31 - 33.

7. Худошин А. А., Зимина В. А., Плужников А. А. Аттракционы как объекты повышенной опасности // Безопасность труда в промышленности. 2008. № 4. С. 17 - 18.

8. Зубарева И. Катайся кто может // Российская бизнес-газета. 05.08.2014. № 959(30).

9. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 N 114 "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности аттракционов" // СПС «Консультант Плюс».

10. Гончарова О. В. Обеспечение безопасности детских игровых площадок: сб. конф. НИЦ «Социосфера». 2014. № 63. С. 27-31.

11. Веревочные парки как средство повышения двигательной активности учащейся молодежи / Ж. Л. Козина, С. В. Козин, О. В. Антонов, Л. В. Гринь // Физическое воспитание студентов. 2011. № 6. С. 40 - 44.

Lonskii Oleg Vasilievich, PhD. in Technical Sciences, Associate Professor, Life Safety Department, Perm National Research Polytechnic University (29, Komsomolsky Avenue, Perm, 614990, Russian Federation). E-mail: bg@pstu.ru

ANALYSIS OF PUBLIC SAFETY AS A RESULT OF JUDICIAL TECHNICAL EXAMINATIONS OF ACCIDENTS

Abstract

With deep arguments is proved in the present article that ensuring safety of the technical means used when holding mass actions is at the unsatisfactory level. Traumatism cases in this connection offers on minimization of this situation are made are frequent. In particular: it is necessary to establish obligatory presence of technical education at the businessman or his employees at the legislative level if his activity is connected with danger of impact on people of technical means at their use in places of mass stay of people; to organize training of safety in the existing training centers of the businessmen and other subjects providing the corresponding services; to enhance administrative and criminal liability of the businessmen operating the technical means used when holding

mass actions. These offers are timely that is confirmed by the carried-out analysis of public safety by results of judicial technical examinations of accidents

Keywords: regulatory requirements, safety, responsibility, attraction, children's playground, technical regulations, training, accident, trauma, examination.

References

1. Cvirkun S. Vot takaya karusel' // Samoregulirovanie i biznes. 2014. № 54(10). S. 68 -70.

2. Gruhin Yu. A., Shkitina E. D. Travmoopasnye detskie ploshchadki // Novye paradigmy obshchestvennogo razvitiya: ehkonomicheskie, social'nye, filosofskie, politicheskie, pravovye, obshchenauchnye tendencii i zakonomernosti: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (28 dekabrya 2015 g.): v 4 ch. Saratov: Akademiya upravleniya, 2016. CH. 4. S. 42 - 43.

3. Cameron S. Safety on the agenda at compressed IAAM Confab // Amusement Business. 2004. Vol. 116, № 24. P. 25 - 26.

4. Dodge D. Product safety and the amusement park industry // Professional Safety. 2001. Vol. 46, № 10.

5. O'Brien T. Aims safety boasts record // Amusement Business. 2003. Vol. 115, № 4.

6. Hudoshin A. A., Sorokin V. A., Zimina V. A. Attrakciony kak ob"ekty povyshennoj opas-nosti // Bezopasnost' truda v promyshlennosti. 2007. № 4. S. 31 - 33.

7. Hudoshin A. A., Zimina V. A., Pluzhnikov A. A. Attrakciony kak ob"ekty povyshennoj opasnosti // Bezopasnost' truda v promyshlennosti. 2008. № 4. S. 17 - 18.

8. Zubareva I. Katajsya kto mozhet // Rossijskaya biznes-gazeta. 05.08.2014. № 959(30).

9. Reshenie Soveta Evrazijskoj ehkonomicheskoj komissii ot 18.10.2016 N 114 "O tekh-nicheskom reglamente Evrazijskogo ehkonomicheskogo soyuza "O bezopasnosti at-trakcionov" // SPS «Konsul'tant Plyus».

10. Goncharova O. V. Obespechenie bezopasnosti detskih igrovyh ploshchadok: sb. konf. NIC «Sociosfera». 2014. № 63. S. 27 - 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.