Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ'

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / МИКРОПРЕДПРИЯТИЯ / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихомиров Д. С.

В данной статье рассматривается развитие налогообложения малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Рассмотрены основные проблемы налоговых льгот для начинающих предпринимателей в сфере малого и среднего бизнеса. Одним из приоритетных направлений развития налоговой политики в Российской Федерации является финансовая поддержка бизнеса. Государственные льготы для отдельных категорий предпринимателей дают малому и среднему бизнесу существенное преимущество, позволяя получить наиболее выгодные преимущества по сравнению с другими субъектами предпринимательства. Важные вопросы, решаемые с помощью различных национальных решений, включают в себя распространение информации, поэтому малые и средние предприятия будут активно поддерживать эти сектора бизнеса в экономике сегодня и сейчас

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF TAX INCENTIVE PROBLEMS SMALL & MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN RUSSIA

This article discusses the development of taxation of small and medium-sized businesses in the Russian Federation. The main problems of tax benefits for start-up entrepreneurs in the field of small and medium-sized businesses are considered. One of the priorities for the development of tax policy in the Russian Federation is financial support for business. State benefits for certain categories of entrepreneurs give small and medium-sized businesses a significant advantage, allowing them to get the most profitable advantages compared to other business entities. Important issues solved with the help of various national solutions include the dissemination of information, so small and medium-sized enterprises will actively support these business sectors in the economy today and now.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ»

УДК 347.73; 336.22

Тихомиров Д.С.

магистрант 2 курса Калужского института (филиала)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» (г. Калуга, Россия)

Научный руководитель: Левинзон В.С.

кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой финансово-правовых и социальных дисциплин Калужского института (филиала) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» (г. Калуга, Россия)

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ

Аннотация: в данной статье рассматривается развитие налогообложения малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Рассмотрены основные проблемы налоговых льгот для начинающих предпринимателей в сфере малого и среднего бизнеса. Одним из приоритетных направлений развития налоговой политики в Российской Федерации является финансовая поддержка бизнеса. Государственные льготы для отдельных категорий предпринимателей дают малому и среднему бизнесу существенное преимущество, позволяя получить наиболее выгодные преимущества по сравнению с другими субъектами предпринимательства. Важные вопросы, решаемые с помощью различных национальных

решений, включают в себя распространение информации, поэтому малые и средние предприятия будут активно поддерживать эти сектора бизнеса в экономике сегодня и сейчас.

Ключевые слова: налоговые льготы, микропредприятия, средний бизнес, налоговые каникулы, финансовая поддержка, налоговое стимулирование.

Актуальность данной темы показывает, что количество субъектов малого предпринимательства сильно различается из года в год в Российской Федерации и за рубежом. Одной из важнейших целей достижения сбалансированного социально- экономического развития России является стимулирование малого и среднего бизнеса. Под налоговым стимулированием мы понимаем "целенаправленную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по установлению ими в законодательстве о налогах и сборах налоговых льгот и иных мер налогового характера, улучшающих имущественное или экономическое положение отдельных категорий налогоплательщиков или плательщиков сборов". [1] Стимулирование и поддержка субъектов малого и среднего бизнеса актуальны на современном этапе развития, потому что они оказывают влияние: - на социальную сферу, которая обеспечивает занятость части населения, создание новых рабочих мест, сглаживании диспропорций развития в благосостоянии различных социальных групп населения;

- на экономико-стимулирующую сферу, которая связана с увеличением числа собственников, для которых малый бизнес становится отправной точкой для дальнейшего развития;

- на инновационно-инвестиционную сферу, которая связана с разработкой и внедрением технологических, технических и организационных нововведений и инноваций.

Осуществляя поддержку данного субъекта рыночной экономики, Правительство РФ имеет возможность повышать уровень благосостояния населения. Однако, производительность труда малого и среднего бизнеса в РФ,

по оценке Министерства экономического развития, ниже уровня развитых стран (США, Японии, стран Европейского союза) в два-три раза. Малое и среднее предпринимательство в России — это в первую очередь микробизнес (95,5% общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства). На малые и средние предприятия приходится только 5 - 6% общего объема основных средств и 6 - 7% объема инвестиций в основной капитал в целом по стране [2].

Рис.1 Количество субъектов малого и среднего бизнеса в Калужской области.

Рассмотрим динамику развития субъектов малого и среднего бизнеса на примере Калужской области (рисунок 1). При сокращении количества индивидуальных предпринимателей в 2020 г. на 17% по сравнению с 2019 г. в 2021-2022 гг. наблюдается некоторый рост их числа (5,8% в 2021 г. и 7,6% в 2022 г.). Количество микропредприятий на протяжении всего исследуемого периода имеет ежегодную тенденцию к росту (25,3% в 2022 г. по сравнению с 2019г.) при одновременном снижении количества малых и средних предприятий. Так, число малых предприятий в 2020 г. сократилось на 13,6%, в 2021 г. на 2,9%, в 2022 г., наоборот, их количество выросло на 2,8%, т. е. динамика неоднозначная. Максимальное снижение количества средних предприятий произошло в 2021 г., на 15,6%, в 2022 г. их количество снизилось на 6,3% [3]. Несмотря на рост абсолютной численности индивидуальных предпринимателей, количество

снятых с учета предпринимателей существенно превышает количество зарегистрированных. Статистические данные в отношении количества индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных и прекративших деятельность в течение одного отчетного периода, отсутствуют. Но если предположить, что их доля ничтожно мала и принять за внимание количество внесенных записей, отраженных в отчете 1ИП «Сведения о работе по государственной регистрации индивидуальных предпринимателей», можно сделать следующий вывод: количество произведенных записей о постановке на учет в общем объеме снятых с учета в 2020 г. составило 98%, в 2021 г. — 38%, в 2022 г. — 36%. Все эти данные свидетельствуют о достаточно низком уровне «выживаемости» отечественного малого бизнеса. Следует отметить, что динамика развития субъектов малого и среднего бизнеса в Калужской области схожа с показателями по Российской Федерации. При общем снижении всех рассматриваемых показателей, увеличение происходит лишь в отношении количества микропредприятий, на 47,6% на всем протяжении исследуемого периода с 2019 г. по 2022 г. Доля малых и средних предприятий в обороте предприятий по экономике в целом поступательно снижается. Около одной пятой ВВП РФ, а во многих субъектах страны треть и более валового регионального продукта создаются такими организациями. Сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг населению. Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью — в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.

Среди отрицательных тенденций в развитии малого и среднего бизнеса можно выделить:

- значительное количество зарегистрированных субъектов не приступают к ведению деятельности из-за сложностей в финансировании и достаточно быстро ликвидируются;

- низкие темпы развития малых предприятий в сфере

промышленности, строительстве, инноваций;

- в отдельных регионах не оказывается обязательной поддержки развитию субъектов малого и среднего бизнеса;

- Повышение ставок страховых платежей [4].

Государство обладает широким выбором применения различных мер налогового стимулирования. Во-первых, меры, которые направлены на снижение налоговой нагрузки (либо налоговых издержек) налогоплательщика, осуществляющих деятельность, поощряемой государством. Во-вторых, возможно создание определенных стимулов для расширения предприятия и производства, обновления основных средств, модернизации производства, дополнительного инвестирования (ускоренная амортизация, вычеты из налогооблагаемой базы на расходы, которые непосредственно связаны с развитием производства). В-третьих, меры могут быть направлены на долгосрочные инвестиции (особые экономические зоны). Доходы инвестора обычно облагаются по пониженным ставкам, однако не смотря на эти понижения, оказывается благоприятный эффект на определенный регион. В-четвертых, нужно выделить такую деятельность налоговой политики как стимулирование добавленной стоимости. Предоставляются определенные льготы предприятиям в прямой зависимости от величины добавленной стоимости, преследуя цель увеличения роста производства, а также ограничения экспорта сырьевых ресурсов. И наконец, необходимо отметить стимулирующие методы в области пожертвования на общеполезные цели (налоговые вычеты). Перечисленные меры по оказанию стимулирующего эффекта являются основными, однако их перечень открыт и государство, используя политику в области налогообложения, достигает поставленные общенациональные цели.

Малый и средний бизнес нуждается в поддержке со стороны государства, которая в том числе должна предусматривать и эффективные налоговые инструменты по следующим причинам. Во-первых, у хозяйствующих субъектов, относящихся к среднему и малому бизнесу, издержки, связанные с уплатой

налоговых платежей выше, чем у других категорий налогоплательщиков, если их исчислить на единицу полученного дохода. Во-вторых, данные субъекты экономики быстрее приспосабливаются к постоянным изменениям конъюнктуры рынка, а поэтому у них большее внимание уделяется краткосрочному, чем средне- и долгосрочному планированию. В-третьих, именно малому бизнесу принадлежит приоритет в решении проблем снижения безработицы и в формировании «среднего» класса независимых, самодостаточных граждан. Из статистических данных видно, что после принятия 2-ого пакета антикризисных мер динамика роста числовых показателей микро и средних предприятий имеет положительный характер. Таким образом, состояние и темпы развития малого и среднего бизнеса во многом зависят от налогообложения, поэтому на современном этапе назрела необходимость формирования рациональной и эффективной системы налогообложения, способствующей усилению их экономической активности и росту налоговой базы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. № 379-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. - 01.12.2021. -№ 3. - ст. 13.

Дорошенко А.С. Налоговое стимулирование малого и среднего бизнеса в России: оценка результатов // Вестник Томского государственного университета. - 2017. - 339 с.

Эффективность экономики России: Федеральная служба государственной статистики

Митрофанова И.А. Налоговые льготы как форма государственной поддержки малых инновационных предприятий/ Финансовая аналитика

Tikhomirov D.S.

All-Russian State University of Justice RPA of Ministry of Justice of Russia (Kaluga, Russia)

Scientific supervisor: Levinzon V.S.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, All-Russian State University of Justice RPA of Ministry of Justice of Russia (Kaluga, Russia)

ANALYSIS OF TAX INCENTIVE PROBLEMS SMALL & MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN RUSSIA

Abstract: this article discusses the development of taxation of small and medium-sized businesses in the Russian Federation. The main problems of tax benefits for start-up entrepreneurs in the field of small and medium-sized businesses are considered. One of the priorities for the development of tax policy in the Russian Federation is financial support for business. State benefits for certain categories of entrepreneurs give small and medium-sized businesses a significant advantage, allowing them to get the most profitable advantages compared to other business entities. Important issues solved with the help of various national solutions include the dissemination of information, so small and medium-sized enterprises will actively support these business sectors in the economy today and now.

Keywords: tax benefits, microenterprises, medium-sized businesses, tax holidays, financial support, tax incentives.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.