Научная статья на тему 'Анализ проблем малой авиации в России и возможные пути их решения'

Анализ проблем малой авиации в России и возможные пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2478
471
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малая авиация / проблемы региональной и малой авиации / авиационный персонал / законодательная база в области малой авиации / авиационная инфраструктура. / small aviation / problems of regional and small aviation / aviation personnel / legislation in the field of small aviation / aviation infrastructure.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н. В. Просвирина

Сфера применения самолетов малой авиации в нашей стране, с ее географическими и климатическими особенностями, весьма велика. Использование малой авиации необходимо для развития Арктической зоны; выполнения различных сельскохозяйственных работ; предупреждения и тушения лесных пожаров; оказания срочной медицинской помощи; обнаружения и ликвидации кризисных природных и техногенных ситуаций; мониторинга окружающей среды; геологоразведки, получения метеопрогнозов; борьбы с браконьерами и решения многих других задач (обучение летным навыкам, спорт, туризм, реклама и др.). Поэтому актуальность анализа проблем, связанных с развитием малой авиации, не вызывает сомнений. Целью настоящего исследования является анализ проблем малой авиации в России и возможные пути их решения. Для достижения поставленной цели в статье решены задачи: определен круг социально-экономических и военных задач, выполняемых с помощью малой авиации; выявлены причины упадочного состояния малой авиации РФ; рассмотрены задачи Программы развития малой и региональной авиации в РФ; предложен комплекс мер для решения задач воссоздания и развития транспортной системы малой авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF SMALL AVIATION PROBLEMS IN RUSSIA AND POSSIBLE WAYS OF THEIR SOLUTION

The scope of application of small aircraft in our country, with its geographical and climatic features, is very large. The use of small aircraft is necessary for the development of the Arctic zone; performing various agricultural works; preventing and extinguishing forest fires; providing urgent medical care; detecting and eliminating crisis natural and man-made situations; monitoring the environment; geological exploration, obtaining weather forecasts; fighting poachers and solving many other tasks (training in flight skills, sports, tourism, advertising, etc.). Therefore, the relevance of the analysis of problems related to the development of small aircraft is not in doubt. The purpose of this study is to analyze the problems of small aircraft in Russia and possible ways to solve them. To achieve this goal, the article solved the problem: determined a range of socio-economic and military tasks that are performed by using small aircraft; identify the causes of depressive state of small aircraft of the Russian Federation; discussed objectives of the Program of development of small and regional aviation in the Russian Federation; the proposed measures for solving the tasks of reconstruction and development of the transportation system small aircraft.

Текст научной работы на тему «Анализ проблем малой авиации в России и возможные пути их решения»

4. Meshcheryakov B.G., Nekrasova A.V. Lozh' i pravda v povsednevnoi zhizni // Chelovek. - 2015. - № 6. - S.

87-95.

5. Oldret F. Detektsiya lzhi i obmana. - Moskva: .OLMA-PRESS. - 2005. - 320 s.

6. Osichka A.V. Ehmotsional'nyi intellekt kak faktor povysheniya kachestva rukovodstva i ehffektivnosti raboty kompanii//Nauchnyi vestnik Odesskogo natsional'nogo ehkonomicheskogo universiteta.- 2015.- № 8.- S. 134-153.

7. Pochem problemy s kadrami? // Harvard Business Review

8. Smirnova Yu.S. Gendernye osobennosti lzhi v podrostkovom vozraste i v period vzroslosti //Nauchnye gorizon-ty.- 2018.- №11(15).- S.324-332.

9. Khod'ko N.V. Ehmotsional'nyi intellekt v sisteme otsenki personala. http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/191703/1/466-469.pdf.

10. Tsviich L. Analiz svyazi mezhdu ehmotsional'nym intellektom i otdel'nymi kharakteristikami menedzhera po re-zul'tatam issledovaniya provedennogo v Serbii//Belgorodskii ehkonomicheskii vestnik.- 2013. -№ 1 (69). - S. 77-82.

11. Ehkman P. Psikhologiya lzhi. Obmani menya, esli smozhesh'- Sankt-Peterburg: Piter.- 2013.-480 s.

12. 20i Ezhegodnyi Opros Rukovoditelei krupneishikh kompanii mira PWC.//http://www.pwc.com/talentchallenge.

13. Bacon A.M., Regan L. Manipulative relational behaviour and delinquency: sex differences and links with emotional intelligence // The Journal of Forensic Psychiatry & Psychology. 2016. Vol. 27. № 3. P. 331—348.

14. Delivering the workforce for the future // http://www.oliverwyman.com/content/dam/oliver- wy-man/v2/publications/2017/oct/Delivering

15. Moeller C., Kwantes C.T. Too Much of a Good Thing? Emotional Intelligence and Interpersonal Conflict Behaviors // The Journal of Social Psychology. 2015. Vol. 155. № 4. P. 314—324. doi:10.1080/00224545.2015.1007029

16. Skills in the digital economy and the challenges of the education system/ International Journal of Open Information Technologies ISSN: 2307-8162 vol. 5, no. 1, 2017, pp. 19 - 25.

17. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition and Personality. 1990. Vol. 9. № 3. P. 185— 211.

18. Zych I., Ortega-Ruiz R., Marin-Lopez I. Emotional content in cyberspace: Development and validation of Emotions Questionnaire in adolescents and young people // Psicothema, 2017. Vol. 29. № 4. P. 563—569.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10107

Н.В. Просвирина - доцент кафедры «Управление персоналом», к.э.н., ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», nata68.92@mail.ru,

N.V. Prosvirina - associate professor at the department of «Personnel Management», candidate of economic sciences, Moscow aviation institute (national research university).

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МАЛОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ANALYSIS OF SMALL AVIATION PROBLEMS IN RUSSIA AND POSSIBLE WAYS OF THEIR SOLUTION

Аннотация. Сфера применения самолетов малой авиации в нашей стране, с ее географическими и климатическими особенностями, весьма велика. Использование малой авиации необходимо для развития Арктической зоны; выполнения различных сельскохозяйственных работ; предупреждения и тушения лесных пожаров; оказания срочной медицинской помощи; обнаружения и ликвидации кризисных природных и техногенных ситуаций; мониторинга окружающей среды; геологоразведки, получения метеопрогнозов; борьбы с браконьерами и решения многих других задач (обучение летным навыкам, спорт, туризм, реклама и др.). Поэтому актуальность анализа проблем, связанных с развитием малой авиации, не вызывает сомнений. Целью настоящего исследования является анализ проблем малой авиации в России и возможные пути их решения. Для достижения поставленной цели в статье решены задачи: определен круг социально-экономических и военных задач, выполняемых с помощью малой авиации; выявлены причины упадочного состояния малой авиации РФ; рассмотрены задачи Программы развития малой и региональной авиации в РФ; предложен комплекс мер для решения задач воссоздания и развития транспортной системы малой авиации.

Annotation. The scope of application of small aircraft in our country, with its geographical and climatic features, is very large. The use of small aircraft is necessary for the development of the Arctic zone; performing various agricultural works; preventing and extinguishing forest fires; providing urgent medical care; detecting and eliminating crisis natural and man-made situations; monitoring the environment; geological exploration, obtaining weather forecasts; fighting poachers and solving many other tasks (training in flight skills, sports, tourism, advertising, etc.). Therefore, the relevance of the analysis of problems related to the development of small aircraft is not in doubt. The purpose of this study is to analyze the problems of small aircraft in Russia and possible ways to solve them. To achieve this goal, the article solved the problem: determined a range of socio-economic and military tasks that are performed by using small aircraft; identify the causes of depressive state of small aircraft of the Russian Federation; discussed objectives of the Program of development of small and regional aviation in the Russian Federation; the proposed measures for solving the tasks of reconstruction and development of the transportation system small aircraft.

Ключевые слова: малая авиация, проблемы региональной и малой авиации, авиационный персонал, законодательная база в области малой авиации, авиационная инфраструктура.

Keywords: small aviation, problems of regional and small aviation, aviation personnel, legislation in the field of small aviation, aviation infrastructure.

Малая авиация предназначена для решения широкого круга социально-экономических и военных задач и, прежде всего, для обеспечения авиаперевозок в труднодоступных районах страны с характерными непростыми условиями функционирования:

Рисунок 1 - Виды малой авиации и оценка текущих объемов рынков в РФ, млрд руб. [1]

- пассажирских перевозок на сети воздушных линий;

- доставки почты, грузов, оборудования и др.;

- вахтенного метода работ, особенно в геологоразведке, на шельфах, приисках и т.п.;

- выброски, огневой поддержки и возвращения небольших десантов;

- решения специфических задач ФСБ, погранслужбы, МВД, МЧС и др.

Особое значение приобретают новые задачи, связанные с исследованием арктических районов территории России, а также задачи по обеспечению решения антитеррористических задач.

Однако, на сегодняшний день транспортная система малой авиации находится в упадочном состоянии и это, прежде всего, связано с:

1. Резким снижением пассажирооборота и авиационных перевозок в области малой авиации, что привело к спаду в секторе Авиации общего назначения (АОН).

Транспортная мобильность населения большей части территории РФ остро зависит от малой авиации:

- более 60% территории России не имеют круглогодичного доступа к основным транспортным коммуникациям. Для них авиатранспорт - практически единственный способ связи с крупными населёнными пунктами;

- В 15 субъектах РФ авиаперевозки являются доминирующей составляющей транспортной системы, 28 тысяч населённых пунктов РФ не имеют доступа к наземным транспортным сетям;

За 25 лет резко сократились объёмы авиаперевозок и авиационных работ:

- В 3 раза уменьшилось количество населённых пунктов, в которые осуществляются авиаперевозки;

- В 6 раз сократилось количество аэродромов и в 2 раза количество посадочных площадок. В 1990 г. в стране было более 1 тыс. 400 аэродромов, сейчас - 280;

- В 5 раз понизилась ценовая доступность местных авиаперевозок, ввиду резкого повышения цены на авиационное топливо;

- Существенно сократился объем авиационных работ социально значимого характера;

- В 50 раз снизился пассажирооборот на местных авиалиниях. Наиболее остро проблема сокращения в сегменте внутрирегионального и местного авиатранспортного сообщения, решения задач социально значимого характера стоит для Севера России, Восточной Сибири, Дальнего Востока. [2].

Уровень развития малой авиации в России не соответствует уровню экономического развития страны. Причины отставания заключаются в неэффективности регулирования отрасли (рис. 2).

Ii 2,0 2.5

ВВП, трпи dann.

Рисунок 2 - Сравнение уровня развития малой авиации в России с уровнем экономического развития

[1]

Потребность населения России в авиаперевозках не удовлетворяется в полной мере, в зависимости от места проживания существует разрыв в транспортной доступности к объектам высокого качества жизни страны и региона.

2. Старением и убылью парка воздушных судов малой авиации.

Действующий парк малой авиации не оптимален по структуре и не эффективен:

- 90% эксплуатируемого парка малой авиации составляет самолёт АН-2;

- Стоимость эксплуатации воздушных судов действующего парка чрезвычайно высока, определяющим образом зависит от возрастающих цен на авиационное топливо, расходов на содержание наземной инфраструктуры.

Местные авиационные перевозки коммерчески неэффективны, и одновременно не доступны по цене для большей части нуждающихся в них граждан РФ. То же относится к АОН - отсутствие недорогих, лёгких самолётов, доступных для потребителей и эксплуатантов воздушных судов в этом секторе.

Действующий парк малой авиации нуждается в немедленной замене:

- 90% эксплуатируемого парка авиационной техники старше 20 лет, морально устарело, нуждается в постоянном дорогостоящем техническом обслуживании, практически не подлежит модернизации по причине ускоренной выработки ресурса;

- К 2023 году суммарное выбытие воздушных судов малой авиации в связи с физическим износом окажется критичным: подлежит списанию 89% воздушных судов коммерческой авиации и 79% самолетов авиации общего назначения. По данным за 2019 год в США на 100 тыс. населения приходится 76,5 судов малой авиации, а в России всего 3,1 самолета. То есть разница в 25 раз [3].

Массовое выбытие воздушных судов малой авиации приводит к полному прекращению авиасообщения в ряде регионов, открывает рынок России для ввоза подержанной авиационной техники зарубежного производства:

- Отечественный авиапром не выпускает самолеты такой категории, то же относится к самолётам иностранных компаний, предложения от которых представляют собой, в лучшем случае, модернизацию старых моделей;

- Ремоторизация самолетов Ан-2 и L-410 (создан в 1969 году) может рассматриваться исключительно как временное решение. В 2018 году на большой пресс-конференции по развитию региональной авиации суть всех выступлений сводилась к тому, что «те воздушные суда, которые работают на территориях, не охваченных дорожной сетью Российской Федерации, полностью вырабатывают свой ресурс. И в течение двух-трех лет и этот ресурс будет добит, и выполнять полеты по огромной части России будет не на чем. Даже если самолеты будут закуплены и завезены, летать будет некому. Средний возраст летного состава, который может выполнять полеты по этой части страны, далеко переходит за 50 лет. По расчетам Национального исследовательского центра Института имени Жуковского на этих огромных территориях для организации воздушного сообщения необходимы тысячи судов вместимостью три-пять кресел. Таких у авиакомпаний нет совсем. Обеспечить класс транспортной безопасности может только авиация общего назначения. Если этого не сделать в течение двух-трех лет, 80% страны не будет иметь никакого транспорта для решения неотложных задач». [3] Отсюда практически каждый из входящих в парк малой авиации многофункциональный летательный аппарат должен в соответствии со своей аэродинамической и конструктивно-компоновочной схемой, значениями летно-технических и взлетно-посадочных характеристик, возможностями оборудования и т.д. быть готов к применению в любом из вариантов: пассажирском, грузовом, санитарном, патрульно-охранном, десантном.

3. «Забюрократизированность» законодательства в области малой авиации.

По данным пилотов легкой и сверхлегкой авиации, этот «рынок может приносить оборот в 70 млрд. рублей в год. Однако из-за зарегулированности правил и законов официально приносит в пять раз меньше -около 14 млрд рублей. Так, в сельском хозяйстве оборот авиационно-химических работ оценивается до 10,5 млрд рублей, в области развлекательной деятельности и авиационного туризма - в 1-1,5 млрд рублей, на рынке картографирования, аэрофотосъемки, авиапатрулирования лесов, магистралей, трубопроводов - в 500-900 млн рублей, на рынке подготовки пилотов и авиаперсонала - 0,5-1 млрд рублей». [4] Однако из-за сложности законодательства, основная часть рынка находится в серой зоне, и не может приносить официальные доходы и развиваться. Причины такого состояния [4]:

- Уменьшение количества школ подготовки пилотов для малых судов. К авиационным учебным центрам предъявляются слишком жесткие требования. Это привело к тому, что почти все частные учебные центры лишили сертификатов. Поэтому большинство пилотов едут учиться за границу. В России работают только 10 авиационных частных учебных центров на страну в 146 млн человек. В Чехии с населением около 10 млн человек действуют 40 авиационных центров;

- Запреты на полеты. Требование об обязательности подачи уведомления и плана для выполнения полета в неконтролируемом воздушном пространстве (класс G) всеми пользователями воздушного пространства зачастую носит не «уведомительный», а «разрешительный» характер.

- Небезопасные аэродромы. Отсутствие сертифицированных аэродромов для малой авиации, в связи с тем, что зачастую эти площадки имеют статус земель сельхозназначения и не имеют статуса аэродрома.

- Сложная процедура регистрации воздушных судов и дорогое обслуживание их.

Исходя из всего вышесказанного, делаем вывод о том, что малая авиация РФ находится в глубоком кризисе, не смотря на свою острую необходимость для отдельных регионов России.

В связи с этим, при решении задач воссоздания и развития транспортной системы малой авиации необходимо на государственном уровне предпринять ряд комплексных мер:

- создать учреждения подготовки авиационного персонала малой авиации;

- внести ясные и понятные для всех участников процесса изменения в законодательную базу, Федеральные авиационные правила;

- выделить «малую авиацию» в самостоятельный вид авиации, т.е. авиацию России подразделять на следующие виды: государственную, гражданскую, экспериментальную и малую;

- создать условия для эффективного развития региональных, межрегиональных и местных воздушных перевозок с учетом строительства новых и реконструкции действующих аэродромов, масштабов деятельности небольших аэропортов, предусматривающих небольшую численность обслуживающего персонала;

- внедрить и сертифицировать новую авиационную технику и наземную инфраструктуру воздушного транспорта для региональных и местных авиаперевозок;

- обеспечить безопасность полетов и совершенствовать систему подготовки летного и наземного персонала малой авиации;

- обеспечить государственную поддержку сохранения и развития авиапарка воздушных судов на региональных и местных воздушных авиалиниях. [5]

Необходимость разработки и реализации единой комплексной государственной программы развития малой и региональной авиации в Российской Федерации обсуждается на экспертном уровне достаточно давно, однако до настоящего времени такого документа не принято. Отдельные вопросы, связанные с развитием малой и региональной авиации, рассматриваются в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года и частично реализуются Министерством транспорта Российской Федерации в действующих механизмах субсидирования и поддержки региональных и местных авиаперевозок. Некоторые механизмы государственной поддержки разработки производства ВС малой и региональной авиации предусмотрены государственной программой «Развитие авиационной промышленности на 2013 -2025 годы» и реализуются ее ответственным исполнителем - Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. [6]

Так, Транспортной стратегией, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 г. № 1032-р (ред. от 12.05.2018 г.), в период до 2020 года предусмотрены следующие меры (направления, механизмы):

- государственная политика по снижению финансовой нагрузки на авиакомпании в сфере региональных и местных авиаперевозок;

- субсидии федеральным казенным предприятиям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- расширение сети внутренних авиалиний с учетом в стратегии развития региональных и местных перевозок концентрации субсидируемых региональных и местных перевозок в ограниченном числе окружных аэропортов-хабов (7-10 единиц), что позволит консолидировать распределенный спрос на новые направления магистральных перевозок;

- определение механизмов взаимодействия и полномочий федеральных, региональных и муниципальных органов управления в целях согласования и реализации мер государственной поддержки развития региональной авиации; разработка региональных программ развития региональных и местных авиаперевозок;

- разработка стратегии развития региональных и местных перевозок в Российской Федерации с последующей ее корректировкой во взаимосвязи с Концепцией развития аэродромной сети России на период 2021 -2030 годов;

- субсидии аэропортам, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- государственная поддержка региональных и местных авиаперевозок путем приобретения региональными органами власти воздушных судов и передачи их в эксплуатацию авиакомпаниям, осуществляющим выполнение социально значимых авиационных перевозок и работ, на льготных условиях (до 40 воздушных судов, пассажировместимостью до 50 мест);

- стимулирование создания авиационных альянсов с участием региональных авиакомпаний;

- изменение системы субсидирования авиаперевозок с целью предоставления льгот пассажирам на пересадочных маршрутах через окружные (региональные) аэропорты-хабы.

Вместе с тем, отечественный и международный опыт развития малой и региональной авиации показывает, что наиболее эффективным способом существенного изменения ситуации в данной сфере является разработка и реализации единой государственной стратегии (программы), обеспечивающей комплексное и сбалансированное развитие всех элементов авиатранспортной системы - организаций, осуществляющих перевозку пассажиров и выполнение авиационных работ; наземной авиационной инфраструктуры, включая систему управления (организации) воздушным движением и аэродромную (аэропортовую) инфраструктуру; летательных аппаратов и других видов авиационной техники, предназначенных для выполнения местных и региональных авиаперевозок; нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области разработки, производства и эксплуатации ВС, а также стимулирования развития данного сегмента рынка.

В настоящее время по предложениям организаций - участников и экспертов Технологической платформы начата организационная работа по разработке Программы развития малой и региональной авиации в Российской Федерации. [6]

«Развитие региональных аэропортов, региональных и местных авиаперевозок в субъектах Российской Федерации является одним из важнейших направлений развития малой и региональной авиации в нашей стране и соответствует общей направленности и целевым установкам создания и функционирования Технологической платформы. Принятый в 2018 году Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. № 2101-р), разработанный в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 г. и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», является основным документом, предусматривающим реализацию поставленных Президентом Российской Федерации задач в сфере повышения уровня экономической связанности территории страны путем расширения и модернизации соответствующей инфраструктуры.

Непосредственно развитию региональных аэропортов, региональных и местных авиаперевозок в субъектах Российской Федерации посвящен Федеральный проект «Развитие региональных аэропортов и маршрутов», являющийся одним из 9-ти проектов транспортной части Плана». [7]

В качестве основных направлений (механизмов) Программы развития малой и региональной авиации в Российской Федерации в настоящее время рассматриваются:

1) Разработка федеральных и региональных социальных стандартов доступности авиаперевозок, предусматривающих субсидирование социально-значимых местных и региональных воздушных перевозок, а также выполнение нерегулярных полетов в медико-санитарных целях и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

2) Разработка перспективных схем организации местных и региональных авиаперевозок на основе сочетания радиальных и кольцевых регулярных маршрутов и полетов «по вызову» с обеспечением стыковки в узловых пунктах;

3) Разработка порядка осуществления и субсидирования полетов по социально значимых местных и региональных маршрутам;

4) Разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области малой и региональной авиации, включая правила сертификации ВС, правила выполнения полетов, правила организации воздушного движения, механизмы обеспечения безопасности полетов, правила доступа к авиационной инфраструктуре;

5) Организация и проведение конкурсов на право осуществления полетов по социально-значимым местным и региональным маршрутам;

6) Ежегодное гарантированное выделение субсидий из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на осуществление на социально значимых местных и региональных авиационных перевозок;

7) Организация и проведение поисковых и прикладных научных исследований и разработок с целью формирования перспективного научно-технического задела по основным функциональным группам технических систем, необходимым для осуществления местных и региональных авиаперевозок:

- авиационная техника;

- система организации воздушного движения;

- авиационная инфраструктура.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8) Создание (разработка, изготовление опытных образцов, испытания, доводка и сертификация) новых, а также развитие (модернизация, модификация) существующих типов воздушных судов, двигателей и комплексов бортового оборудования, с характеристиками, обеспечивающими конкурентоспособность на российском и мировом рынке, по следующим основным направлениям:

- одномоторный самолет без герметичной кабины на 5-6 и 7-9 пассажиров - для АОН и некоторых авиаработ;

- двухмоторный самолет с герметичной кабиной на 7-9, 10-15 и 16-19 пассажиров - для транспортных перевозок и авиаработ;

- перспективный легкий многоцелевой вертолет взлетным весом 2,5 т;

- поршневые авиационные двигатели мощностью 60-90 л.с., 120-270 л.с., 400-500 л.с.;

- газотурбинные двигатели мощностью 500-800 л.с.;

- интегрированные комплексы авионики и другого авиационного бортового оборудования.

9) Формирование консолидированного заказа авиационной техники российского производства со стороны небольших региональных операторов, в том числе через лизинговую компанию, с целью снижения стоимости и обеспечения оптимальной загрузки производственных мощностей. [6]

В 2018 году на Заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развитии авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС обсуждалась тема «О целевых показателях и Подпрограмме развития малой авиации». На данном заседании был озвучен ряд целевых показателей развития малой авиации (Таблица 1).

Таблица. 1. Целевые показатели развития отрасли малой авиации [1]

№ п/п Целевые показатели 2018 2021 2025

1 Совокупная выручка предприятий, млрд руб. 19 29 44

2 Количество часов полетов, тыс. ч./год 125 189 286

3 Количество рабочих мест, тыс. ед 10 15 23

4 Количество воздушных судов, тыс. ед. 3,3 5,0 7,6

5 Количество выданных пилотских удостоверений, шт./год 695 1052 1592

6 Количество аэродромов и посадочных площадок, регулярно используемых, шт. 280 424 641

Для нашей страны развитие малой авиации имеет стратегическое значение, поскольку огромные территории на Дальнем Востоке, в Сибири, на Крайнем Севере можно охватить лишь с помощью авиасообщения. Для тысяч россиян авиасообщение - единственная надежда и товары народного потребления получать вовремя, и пользоваться медицинским обслуживанием. [8]

В России из 17 млн квадратных километров 60% территории не имеют дорог, единственным способом общения живущих там людей со всей страной является авиация. Поэтому для развития малой авиации недостаточно субсидий, необходима разработка программы со статусом национального проекта, включающего федеральные целевые программы строительства аэродромной сети, взлетных полос, программы подготовки авиационного персонала, и, конечно, производства самолетов и запасных частей для технического обсаживания.

Источники:

1. О целевых показателях и Подпрограмме развития малой авиации // АОПА Россия. Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов URL: https://aopa.ru/assets/files/2018-12-19_Razvitie-maloi%CC%86-aviacii.pdf (дата обращения: 25.01.2020).

2. Региональная авиация России и СНГ // Центр стратегических разработок в гражданской авиации URL: http://aviacenter.org/d/166600/d/o-perspektivah-razvitiya-rossiyskoy-grazhdanskoy--aviacii-i-samoletostroeniya-v-segmente-maloy-aviac_9.pdf (дата обращения: 03.02.2020).

3. Небо общего назначения: почему малая авиация спасет страну от коллапса // Известия URL: https://iz.ru/870081/ignat-shestakov/nebo-obshchego-naznacheniia-pochemu-malaia-aviatciia-spaset-stranu-ot-kollapsa (дата обращения: 20.01.2020)

4. Малая авиация жалуется на большие проблемы // Взгляд. Деловая газета. URL: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fvz.ru%2Feconomy%2F2017%2F3%2F21%2F862384.html (дата обращения: 09.02.2020).

5. Рябухин С.Н. Развитие малой авиации в России // Федеральный справочник URL: http://federalbook.ru/files/SVAYZ/saderzhanie/Tom%2011/XII/Ryabuhin.pdf (дата обращения: 15.01.2020)

6. Программа развития малой и региональной авиации // Ассоциация Технологическая платформа "Авиационная мобильность и авиационные технологии" URL: https://aviatp.ru/aviadevprog (дата обращения: 15.01.2020).

7. Основные текущие события по теме малой и региональной авиации // Ассоциация Технологическая платформа "Авиационная мобильность и авиационные технологии" URL: https://aviatp.ru/regionaviation (дата обращения: 15.01.2020).

8. Гражданская авиация России: проблемы и успехи в 2019 году // Военное обозрение URL: https://topwar.ru/166868-grazhdanskaja-aviacija-rossii-problemy-i-uspehi-v-2019-godu.html (дата обращения: 18.01.2020).

9. Большие проблемы малой авиации. Отрасль ждет не субсидий, а нацпроекта // Информационное агентство "Накануне^И" URL: https://www.nakanune.ru/articles/112017/ (дата обращения: 10.02.2020).

10. Просвирина Н.В., Тихонов А.И. Факторы конкурентоспособности и перспективы развития российского гражданского авиастроения // Московский экономический журнал. 2017. № 3. С. 61.

11. Просвирина Н.В., Тихонов А.И. Прогнозирование потребности в производстве продукции российского авиадвигателестроения на мировом рынке // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. № 1. С. 91 -109.

12. Тихонов А.И., Новиков С.В., Тихонова С.В. Проведение экономической оценки эффективности деятельности предприятий авиационной промышленности // Московский экономический журнал. 2019. № 12. С. 80.

13. Тихонов А.И. Конкурентоустойчивость компаний авиационной отрасли // Глобальный научный потенциал. 2019. № 9 (102). С. 130-134.

14. Просвирина Н.В., Тихонов А.И. Прогнозирование и перспективы развития отечественной авиационной промышленности // В сборнике: Стратегическое планирование и развитие предприятий Материалы Восемнадцатого всероссийского симпозиума. Под редакцией Г.Б. Клейнера. 2017. С. 975-979.

15. Игнатова Т.В. Факторный подход к оценке условий развития конкурентной среды на региональном уровне / Т.В. Игнатова, С.П. Кюрджиев, Г.Г. Уварова // Естественно--гуманитарные исследования. - 2019. - № 25(3). - С. 82-87.

16. Нагоев А.Б. К вопросу занятости населения в отраслях сферы услуг / А.Б. Нагоев, И.А. Карданова, А.Р. Исла-мова // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - № 26(4). - С. 151-157.

Sources:

1. On targets and the small aviation development Subprogram / / AOPA Russia. Interregional public organization of pilots and citizens-owners of aircraft URL: https://aopa.ru/assets/files/2018-12-19_Razvitie-maloi%CC%86-aviacii.pdf (accessed 25.01.2020).

2. Regional aviation of Russia and the CIS / / Center for strategic developments in civil aviation URL: http://aviacenter.org/d/166600/d/o-perspektivah-razvitiya-rossiyskoy-grazhdanskoy--aviacii-i-samoletostroeniya-v-segmente-maloy-aviac_9.pdf (accessed 03.02.2020).

3. General-purpose sky: why small aircraft will save the country from collapse / / Izvestia URL: https://iz.ru/870081/ignat-shestakov/nebo-obshchego-naznacheniia-pochemu-malaia-aviatciia-spaset-stranu-ot-kollapsa (accessed: 20.01.2020)

4. Small aviation complains about big problems / / Vzglyad. Business newspaper. URL: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fvz.ru%2Feconomy%2F2017%2F3%2F21%2F862384.html (date accessed: 09.02.2020).

5. Ryabukhin S. N. Development of small aviation in Russia / / Federal reference URL: http://federalbook.ru/files/SVAYZ/saderzhanie/Tom%2011/XII/Ryabuhin.pdf (accessed 15.01.2020)

6. Small and regional aviation development program / / Association Technology platform "Aviation mobility and aviation technologies" URL: https://aviatp.ru/aviadevprog (accessed 15.01.2020).

7. Main current events on the topic of small and regional aviation / / Association Technology platform "Aviation mobility and aviation technologies" URL: https://aviatp.ru/regionaviation (accessed 15.01.2020).

8. Russian civil aviation: problems and successes in 2019 / / Military review URL: https://topwar.ru/166868-grazhdanskaja-aviacija-rossii-problemy-i-uspehi-v-2019-godu.html (accessed 18.01.2020).

9. Big problems of small aircraft. The industry is not waiting for subsidies, but for a national project / / News Agency "Накануне^И" URL: https://www.nakanune.ru/articles/112017/ (accessed 10.02.2020).

10. Prosvirina N. V., Tikhonov A. I. factors of competitiveness and prospects of development of the Russian civil aviation industry / / Moscow economic journal. 2017. No. 3. P. 61.

11. Prosvirina N. V., Tikhonov A. I. Forecasting the demand for production of Russian aircraft engine construction products on the world market. Management and business administration. 2017. № 1. P. 91-109.

12. Tikhonov A. I., Novikov S. V., Tikhonova S. V. Conducting an economic assessment of the efficiency of aviation industry enterprises / / Moscow economic journal. 2019. № 12. P. 80.

13. Tikhonov A. I. competitiveness Of aviation industry companies / / Global scientific potential. 2019. № 9 (102). P. 130134.

14. Prosvirina N. V., Tikhonov A. I. Forecasting and prospects of development of the domestic aviation industry / / in the collection: Strategic planning and development of enterprises Materials of the Eighteenth all-Russian Symposium. Edited by G. B. Kleiner. 2017. P. 975-979.

15. Ignatova T.V. A factor approach to assessing the conditions for the development of a competitive environment at the regional level / T.V. Ignatova, S.P. Kurdzhiev, G.G. Uvarova // Natural-humanitarian studies. - 2019 .- No. 25 (3). - S. 82-87.

16. Nagoev A.B. On the issue of employment in the services sector / А.В. Nagoev, I.A. Kardanova, A.R. Islamova // Natural-humanitarian studies. - 2019 .- No. 26 (4). - S. 151-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.