Научная статья на тему 'Анализ проблем и рисков рынка облигации транспортной отрасли'

Анализ проблем и рисков рынка облигации транспортной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ РЫНОК ОБЛИГАЦИЙ / БИРЖЕВАЯ ОБЛИГАЦИЯ / ВЫПУСК ОБЛИГАЦИЙ / ЛИКВИДНОСТЬ / ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ / RUSSIAN BOND’S MARKET / EXCHANGE-TRADED BONDS / BOND ISSUE / LIQUIDITY / THE TRANSPORT COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самойлова Н. А.

В статье исследуются законодательные, инфраструктурные и исторические особенности российского рынка облигаций. Отмечены: практически полное отсутствие облигаций, первоначально эмитируемых на срок менее одного года, и интенсивное развитие сегмента биржевых облигаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PROBLEMS AND RISKS OF THE BOND MARKET OF THE TRANSPORT INDUSTRY

This article examines legal, infrastructural and historical peculiarities of the Russian bond market. It is noted the following: the almost complete absence of bonds originally issued for a term of less than one year; intensive development of the segment of the stock exchange bonds.

Текст научной работы на тему «Анализ проблем и рисков рынка облигации транспортной отрасли»

рейтинг по показателю условий ведения бизнеса. Но этого недостаточно - страна остается сырьевой экономикой, не создающей спроса на человеческий капитал. Требуется формирование инфраструктуры (под эгидой компьютерных информационно-коммуникационных технологий) «новой модели экономического роста» (инновационной экономики). Причем, в развитых странах пришли к пониманию единства информационной (основанной на КИКТ), инновационной (основанной на знаниях) и региональной (основанной на кластерах) экономики. И создание такого триединства есть осуществление соответствующего инфраструктурного проекта, требующего формирования триединой инфраструктуры информационной/инновационной/ кластерной экономики. Нельзя построить ни информационную, ни инновационную, ни кластерную экономику в отдельности, но только - все три вместе /ссылка на Хикса и Нивина/.

Это инфраструктурное (и структурное) триединство информационной/инновационной/кластерной экономики - еще одно базовое положение (наряду с положением об инфраструктуре экономики знаний) искомой теории национальной социально-экономической конкурентоспособности. Отсюда смысл понятия инфраструктуры, в котором мы будем употреблять это понятие в нашем дальнейшем исследовании - именно в смысле инфраструктуры экономики знаний, т.е. не вообще инфраструктуры, но той, которая обеспечивает работу триединой (информационной/инновационной/кластерной) экономики как экономики устойчивого роста, экономики, конкурентоспособной в современных условиях. Таким образом, мы определяем понятие национальной социально-экономической конкурентоспособности (НСЭК) через два базовых положения теории НСЭК - (1) об инфраструктуре экономики знаний и (2) экономике

знаний как триединой (информационной/инновационной/кластерной) экономике.

Непосредственная связь инфраструктуры экономики знаний с КИКТ позволяет уточнить определение инфраструктуры, связав между собой два фундаментальных для социально-экономической системы развития - инфраструктурное и технологическое. КИКТ -часть технологического прогресса, в широком смысле, прогресса знаний, который постоянно выстраивает (перестраивает) общество, его инфраструктуру и структуру. На этапе КИКТ технологический прогресс произвел очередную историческую инфраструктурную и структурную перестройку общества, вызвав к жизни информационное общество и экономику знаний. Отсюда и можно увидеть фундаментальную связь между инфраструктурой и технологией, инфраструктурным и технологическим развитием. Действительно, и инфраструктура, и технология - то, что одновременно и физически существует в виде инфраструктурных объектов и конкретных (материальных и социальных) технологий и представляет фундаментальное обеспечение всей социально-экономической жизни в виде именно технологий такого обеспечения: информационных, коммуникационных, управленческих и других технологий обеспечения функционирования общественной системы. Поэтому, развернутое определение инфраструктуры как технологии, фундаментальной взаимосвязи инфраструктурного и технологического развития очень важно для разработки понятия инфраструктуры экономики знаний. Важно, поскольку опорой знаний как базового во всей человеческой истории фактора социально-экономического развития является прогресс именно технологических знаний - знаний, непосредственно обеспечивающих жизненную практику человека.

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И РИСКОВ РЫНКА ОБЛИГАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

Самойлова Н.А., студентка МИИТ

В статье исследуются законодательные, инфраструктурные и исторические особенности российского рынка облигаций. Отмечены: практически полное отсутствие облигаций, первоначально эмитируемых на срок менее одного года, и интенсивное развитие сегмента биржевых облигаций.

Ключевые слова: российский рынок облигаций, биржевая облигация, выпуск облигаций, ликвидность, транспортная компания.

ANALYSIS OF THE PROBLEMS AND RISKS OF THE BOND MARKET OF THE TRANSPORT INDUSTRY

Samylova N.A., student MIIT

This article examines legal, infrastructural and historical peculiarities of the Russian bond market. It is noted the following: the almost complete absence of bonds originally issued for a term of less than one year; intensive development of the segment of the stock exchange bonds.

Keywords: Russian bond’s market, exchange-traded bonds, bond issue, liquidity, the transport company.

Российские компании в своей эмиссионной политике характеризуются преимущественно выпуском облигаций или евробондов. При ретроспективном анализе выхода российских компаний на рынок облигаций или еврооблигаций выделяются некоторые особенности данной эмиссионной политики1:

1. отсутствие облигаций, эмитируемых на срок менее года;

2. отсутствие льгот для долгосрочных инвесторов;

3. текучесть рынка на Запад;

4. низкая ликвидность облигационного рынка;

Особый интерес представляет стратегия облигационных выпусков компании ОАО «РЖД».

Объем новых выпусков облигаций находится под влиянием многих факторов, включая уровень и тенденцию развития экономики. В частности, на российском рынке отсутствуют облигации, эмитируемые на срок менее года. Это связано с особенностями государственной регистрации и некоторыми особенностями действующего налогового кодекса.

При соблюдении стандартной процедуры эмиссии ценных бу-

маг выпуск всегда подлежит государственной регистрации (т.е. вне зависимости от срока обращения долговых бумаг, кроме биржевых облигаций).

Таким образом, отечественные эмитенты не имеют преимуществ по сравнению с западными коллегами, у которых коммерческие бумаги практически не требуют предварительной регистрации выпусков, а в некоторых случаях их государственная регистрация вообще не обязательна (если речь идет о краткосрочных обязательствах).

В итоге отечественные эмитенты предпочитают привлекать средства на облигационном рынке на более длительные сроки, не смотря на то, что лишаются при этом таких льгот как:

• низкие ставки под привлекаемый заемный капитал;

• отсутствие промежуточных выплат;

Остается еще один инструмент - биржевая облигация.2 Обратимся к нашему законодательству и подробнее рассмотрим данный эмиссионный инструмент.

Положительные стороны:

1 Уилсон Ричард С., Фабоцци Фрэнк Дж. Корпоративные облигации. Структура и анализ Richard Swilson & Frant J. Fabozzi“Corpoate bonds: structures & analysis”, CFA.

2 Журнал «Финансы и кредит»,8(488) - 2012 февраль, Семернина Ю.В., статья «Специфические особенности российского рынка облигаций» “Finance and credit” magazine 8(488) - 2012 February Semernina Y., “The specific features of the Russian Bond’s Market”

Таблица 1. Облигации в обращении

Тип инструмента Краткое наименование Дата размещения Дата погашения Период обращения, дней Номинальная стоимость, млн. руб.

Облигация корпоративная РЖД-09обл 19.11.2008 13.11.2013 1 794 15 000

Облигация корпоративная РЖД-11обл 26.11.2008 18.11.2015 2 512 15 000

Облигация корпоративная РЖД-13обл 12.03.2009 06.03.2014 1 794 15 000

Облигация корпоративная РЖД-Юобл 12.03.2009 06.03.2014 1 794 15 000

Облигация корпоративная РЖД-14обл 14.04.2009 07.04.2015 2 153 15 000

Облигация корпоративная РЖД-12обл 28.05.2009 16.05.2019 3 588 15 000

Облигация корпоративная РЖД-16 обл 15.06.2009 05.06.2017 2 870 15 000

Облигация корпоративная РЖД-15 обл 29.06.2009 20.06.2016 2 511 15 000

Облигация корпоративная РЖД-17 обл 27.07.2009 16.07.2018 3 229 15 000

Облигация корпоративная РЖД-18 обл 27.07.2009 15.07.2019 3 588 15 000

Облигация корпоративная РЖД-19 обл 27.07.2009 08.07.2024 5 381 10 000

Облигация корпоративная РЖД-23 обл 04.02.2010 16.01.2025 5 382 15 000

Облигация корпоративная РЖД-32 обл 20.07.2012 25.06.2032 7 175 15 000

Облигация биржевая РЖД Б0-01 09.12.2009 05.12.2012 1 076 10 000

Итого: 200 000

Продолжение таблицы 1.

Тип инструмента Краткое наименование Дата размещения Дата погашения Период обращения, дней Номинальная стоимость, млн. руб.

Облигация корпоративная АЛРОСА 20 29.06.2010 23.06.2015 1 814 3 000

Облигация корпоративная АЛРОСА 21 24.06.2010 18.06.2015 1 794 3 000

Облигация корпоративная АЛРОСА 22 29.06.2010 23.06.2015 1 794 8 000

Облигация корпоративная АЛРОСА 23 24.06.2010 18.06.2015 1 804 7 000

Облигация биржевая АЛРОСА Б01 02.11.2012 30.10.2015 1 078 5 000

Облигация биржевая АЛРОСА Б02 02.11.2012 30.10.2015 1 078 5 000

Итого: 31 000

• Эмиссия облигаций может осуществляться без государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска), регистрации проспекта облигаций и государственной регистрации отчета

об итогах их выпуска (дополнительного выпуска);3

• эмитент биржевых облигаций не уплачивает государственную пошлину за регистрацию облигационного выпуска (тем самым снижается стоимость привлечения заемного капитала);4

• требования к эмиссионным документам биржевых облигаций (прежде всего проспекту эмиссии облигаций) являются менее строгими по сравнению с выпуском облигаций по традиционной схеме;

Отрицательные стороны:

• облигации должны быть включены в котировальный список фондовой биржи (только в этом случае он может начать выпуск биржевых облигаций);5

• срок обращения этих инструментов не может превышать трех

лет;

• биржевые облигации в процессе их размещения допускаются к торгам только на одной фондовой бирже.6

Для подтверждения сделанных нами выводов проанализируем состояние отечественного рынка ценных бумаг на примере облига-

3 Статья 27.5-2.Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 138-Ф3 “О внесении изменений в Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” Article 5.27-2.Federalny Act of 27 July 2006 N 138-FZ “On Amending the Federal Law” On the Securities Market “

4 Ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000. №117-ФЗ. Art. 333.33 of the Tax Code of the Russian Federation (Part II) of 05.08.2000. № 117-FZ.

5 Общие (базовые) требования для допуска ценных бумаг к торгам. (http://rts.micex.ru) General (basic) requirements for the admission of securities to trading.

6 Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ (в ред. от 01.07.2011 № 169-ФЗ). Federal Law “On the Securities Market” dated April 22, 1996 № 39-FZ (as amended. From 01.07.2011 № 169-FZ).

7 Семернина Ю.В. Российский рынок корпоративных облигаций: сравнительный анализ основных этапов развития // Финансы и кредит. 2008 г. Semernina Y. Russian corporate bond market: a comparative analysis of the main stages of development / / Finance and Credit. 2008.

ционных выпусков двух достаточно крупных компаний,, таких как ОАО «РЖД» и АК «Алроса».

Для удобства сведем данные в таблицу 1. «Облигации в обращении».

Такой большой объем заимствований повышает долговую нагрузку компании и урегулирование данного вопроса является предметом рассмотрения в настоящие время.

В эмиссионной политике данных компаний не используются краткосрочные облигации, зато прослеживается значительный интерес компаний к биржевым облигациям, а так же к евробондам.

Россия вышла на рынок облигаций достаточно давно, но до сих пор мы не можем адекватно оценить ликвидность биржевого рынка долговых инструментов за счет следующих факторов:

1)Инвесторы в облигации чаще всего приобретают облигации в процессе первичного размещения и владеют ими вплоть до погашения, таким образом на рынке обращается только небольшая часть облигационного выпуска.

2)Уровень ликвидности долговых обязательств зависит от объема их эмиссии, причем чем меньше объем эмиссии, тем ниже уровень ликвидности облигационного выпуска. Таким образом, вне

зависимости от кредитного качества эмитента облигаций выпуск номинальным объемом менее 1 млрд руб. с очень высокой вероятностью будет характеризоваться низким уровнем ликвидности.

3)На отечественном долговом рынке присутствуют облигации, уровень ликвидности которых снизился в результате амортизации номинальной стоимости или прохождения облигационным выпуском процедуры оферты.7

Первый фактор прослеживается в облигациях компании АК «Алроса». Например, АЛРОСА 20 (Корпоративная облигация) в первый день торгов объем составлял 412 527 500 шт., в настоящий момент он составляет 961 573 шт., т.е. в данный момент в обращении находится меньше 1%.

Данная тенденция прослеживается практически по всем облигациям компании, кроме случаев когда, ситуация в компании резко меняется, что способствует явному изменению цены на облигацию и как следствие отчетливому всплеску объемов продаж за счет разочарованных инвесторов.

Подводя итог, можно сделать вывод, что в настоящее время отечественный рынок облигаций еще не имеет настолько большого опыта, как европейский, и нам есть к чему стремиться и что менять.

МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ ВЫЯВЛЕНИЯ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР

Кудрова Н.А., к.э.н., доцент зам. директора Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН

России

Рожкова В. Е., к.э.н., доцент кафедры управления персоналом Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина

В статье представлен методологический инструментарий исследования тенденций развития в социально-экономических образованиях, рассмотрены различные подходы в анализе развития регионов, в том числе и кластерный.

Ключевые слова: методологический аппарат, методологический инструментарий исследования, социально-экономические интегрированные образования.

METHODICAL DEVICE OF THE DISCOVERY TREND DEVELOPMENTS OF THE REGIONAL INTEGRATED STRUCTURES

Kudrova N., Doctor in Philosophy (economics), associate professor, deputy director of the Institute of preparation state and municipal serving Academies Federal services of the performance of the punishment to Russia Rozhkova V., Doctor in Philosophy (economics), associate professor of the pulpit of management personnel of Ryazan state university of the

name S. A. Esenin of Ryazan

In given article are methdological toolbox of the study trend developments is presented In article in social-economic formation, are considered different approaches in analysis of the development region, including cluster.

Keywords: the methdological device, methdological toolbox of the study, social-economic integrated formation.

Бизнес-климат страны - понятие комплексное и согласно теории Портера, представляет собой совокупность следующих групп условий:

1. Условия факторов производства, их качества и степени специализации:

• Природные ресурсы.

• Человеческие ресурсы.

• Финансовые ресурсы.

• Физическая инфраструктура.

• Административная инфраструктура.

• Информационная инфраструктура.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Научно-исследовательский потенциал.

2. Условия для конкуренции и стратегического развития:

• Инвестиционный климат и политика региональных властей.

• Наличие конкурентов и свобода конкуренции.

3. Условия спроса:

• Наличие требовательных местных потребителей.

• Наличие уникальных потребностей клиентов.

• Специализированный спрос на продукцию или услуги регионального предприятия, которая может быть востребована на глобальном рынке.

4. Связанные или поддерживающие отрасли:

• Наличие квалифицированных поставщиков.

• Наличие конкурентоспособных, связанных отраслей.

Методология, предложенная профессором Портером легла в

основу мирового рейтинга конкурентоспособности, определяемого Всемирным экономическим форумом. На основе вышесказанного можно предположить, что конкурентоспособность страны и региона, ее бизнес-климат базируется на симбиозе инновационного совместного технического и экономического развития предприятий при обязательном сохранении принципа соперничества между ними за потребителей и рынки сбыта. Итак, кластерный подход, первоначально используемый в исследованиях проблем конкурентоспособности, со временем стал применяться при решении все более широкого круга задач, в частности:

- при анализе конкурентоспособности государства, региона, отрасли;

- как основа общегосударственной промышленной политики;

- при разработке программ регионального развития;

- как основа стимулирования инновационной деятельности;

- как основа взаимодействия большого и малого бизнеса;

- как основа взаимодействия бизнеса, власти, науки и других социально-экономических институтов.

Существующий методический аппарат выявления мировых и отечественных тенденций развития инноваций на базе анализа массивов документов в конечном счете можно свети к следующим пяти методам:

1. Метод структурно-морфологического анализа

Этот метод предназначен для выявления внутреннего состава предметной области, фиксации появления принципиально новых разработок (идей, технических решений и т.п.), что позволяет обо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.