УДК 658.5.011
В.Л. СЕМЕНОВ
АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ
КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ*
Ключевые слова: система качества, принцип, организация, эффективность, анализ. Рассмотрены основные принципы, определяющие эффективность функционирования системы качества организации, в рамках ее проектирования или совершенствования. Предложена авторская классификация данных принципов.
V.L. SEMENOV
ANALYSIS OF THE PRINCIPLES THAT DEFINE THE EFFICACY OF THE QUALITY SYSTEM OF ORGANIZATION
Key words: quality system, principe, organization, efficacy, analysis.
We studied the main prinsiples that define the efficacy of the quality system functioning of
the organization within its development. Here is the author's classification of the principles.
На формирование модели управления качеством на региональном уровне, характеризующей производственную систему качества, влияют общеэкономические принципы. Кроме того, на основе общего анализа систем качества можно определить, что не существует совершенно одинаковых систем (как региональных, так и производственных). Однако любая система качества организации обладает совокупностью одинаковых свойств и принципов [1-3, 5, 7 и др.], присущих любой системе.
По нашему мнению, при создании систем качества в организации необходимо в первую очередь руководствоваться общеэкономическими принципами, которые разделяются на статические, оценочные, эмерджентные, процессные (рисунок).
Принцип необходимости означает обязательное применение системы качества на предприятии при выполнении любого вида трудовой деятельности для повышения качества. Всякий труд - это целесообразная деятельность, направленная на преобразование природных ресурсов в готовую продукцию или услуги и удовлетворение потребностей людей. Отсутствие системы качества сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, являющимися причинами плохого состояния, если не краха дел, как с точки зрения качества выпускаемой продукции, так и качества управления. В связи с этим вопрос о необходимости системы качества на любом предприятии даже не должен ставиться: система качества является, безусловно, необходимым инструментом обеспечения конкурентоспособности. Эффективная система качества особенно важна в условиях свободных рыночных отношений, поскольку ее наличие обеспечивает соответствие современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях и позволяет постоянно совершенствовать деятельность в области качества.
Принцип участия выражается в том, что в разработке и поддержании системы качества должны принимать участие все без исключения работники предприятия, независимо от того, является он рабочим, менеджером высшего звена или уборщицей. Никто лучше самого работника, обслуживающего рабочее место, независимо от того, является ли он сборщиком, технологом или уборщицей, не знает об имеющихся или возникающих проблемах на рабочем месте. Кроме этого, только работник представляет и понимает, как не-
* Исследование выполнено при поддержке РГНФ (проект № 11-12-21003а/В).
обходимо оптимизировать свою деятельность для пользы всего предприятия, т.е. для пользы всей системы, и только он знает, как эффективно надо использовать рабочее время. Следовательно, участие всех без исключения работников предприятия позволяет на проектной стадии разработки (а в последующем и при поддержании) системы, качества значительно оптимизировать и повысить эффективность взаимосвязей элементов системы качества, позволяющих значительно повысить конкурентоспособность предприятия за счет многих параметров, таких, например, как снижение затрат на управление, снижение затрат на переделку бракованной продукции и т.д. Здесь необходимо также отметить, что благодаря этому повышается заинтересованность персонала в участии создания системы качества, что позволяет использовать потенциальные слабовыраженные способности персонала. Персонал будет понимать, что предприятие не может эффективно функционировать без его участия, что его существование зависит от каждого сотрудника, т.е. у любого работника возникает желание трудиться для пользы предприятия, активизировать свои способности в удовлетворении потребностей как собственных, так и чужих.
ПРИНЦИПЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
I
Принципы, определяющие систему качества предприятия
Принцип измерения заключается в том, что о качестве функционирования какой-либо системы качества можно судить только применительно к системе более высокого порядка. Другими словами, для определения эффективности функционирования системы надо представить ее как часть более общей и проводить оценку внешних свойств исследуемой системы относительно целей и задач суперсистемы. Кроме того, любой элемент системы должен быть сформулирован таким способом, чтобы его можно было количественно оценить. Это позволяет быстро и объективно оценивать элементы системы, а в комплексе и всю систему, т.е. определять «слабые звенья» системы. На основе полученных оценок, после определения слабых и сильных сторон деятельности предприятия, можно будет приступить к корректирующим воздействиям с целью повышения конкурентоспособности предприятия.
Принцип оптимальности подразумевает необходимость постоянного выбора лучшего варианта функционирования как всех элементов, так и системы в
целом. Любая деятельность на предприятии связана с принятием оптимального варианта из определенного количества существующих способов достижения конечной цели. Но особенностью принятия оптимального варианта является то, что такой выбор во многих случаях затруднен. Это связано в первую очередь с неопределенностью будущих результатов принятых решений, нехваткой определенных ресурсов или отсутствием опыта высших менеджеров предприятия при принятии решений. Все это приводит к тому, что при выборе оптимальных вариантов необходимо руководствоваться определенными критериями, такими, например, как минимальная трудоемкость, материалоемкость или себестоимость продукции при существующих условиях производства и ограничениях ресурсов, максимальная прибыль и другие конечные результаты. Так как система качества характеризует деятельность предприятия, а ее элементы в большинстве случаев выражают эффективность критериев конечных результатов, то возникает необходимость постоянной оптимизации ее элементов и системы качества в целом. Особенность этого принципа системы качества заключается еще в том, что он тесно связан с принципами эффективности и целенаправленности, так как эти принципы определяют в первую очередь критерии выбора оптимальных вариантов функционирования элементов системы качества.
Принцип эффективности требует разработки такого варианта системы качества, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Любой плановый эффект показывает степень достижения некоторого заданного результата: как будет выполнена работа по производству товара или услуги, удовлетворит ли она потребителя и как будет продана, какова общая прибыль и т.п.
При оценке эффекта в процессе планирования обычно происходит сравнение ожидаемых показателей с заранее выбранной целью, установленным нормативом доходности и другими сравнительными данными. Оценить реальный эффект на стадии разработки плана практически не возможно, но тем не менее его надо планировать. Известно, что всякий эффект в конечном счете заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами, поэтому одним из требований к системе качества является ее способность оптимизировать все направления деятельности предприятия, обеспечивая тем самым эффективность функционирования, выраженную в снижении затрат, повышении рентабельности, привлечении дополнительных потребителей и т.д.
Принцип объективности заключается в том, что функционирующая система качества является показателем деятельности предприятия. Чем совершеннее система качества, тем конкурентоспособнее предприятие, причем эта взаимосвязь прямо пропорциональна. В то же время формально существующая система качества, например системы качества на основе ИСО («иСо-френия» [6]), когда предприятия, не задумываясь об истинном предназначении этих систем, стремятся всеми методами и способами внедрить тот или иной элемент системы качества, доходит иногда до абсурда [8]. Следовательно, необходимо помнить, что эффективно функционирующая система качества - это объективный показатель качественной деятельности предприятия в глазах как потребителей, так и существующих конкурентов, а значит, она (система качества) является одним из основных способов выживания в конкурентной борьбе и индикатором конкурентоспособности.
Принцип единства системы качества предусматривает наличие общего плана социально-экономического развития предприятия, определенного в политике предприятия в области качества и указывающего основные меро-
приятия по повышению конкурентоспособности продукции и предприятия. Все мероприятия отдельных подразделений предприятия и процессов системы качества должны быть тесно увязаны с единым комплексным планом социально-экономического развития предприятия. В соответствии с этим принцип единства предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и на вертикальном уровнях управления в системе качества для достижения общей цели -постоянного повышения качества выпускаемой продукции и управления, направленного на повышение конкурентоспособности и позволяющего опережать конкурентов в конкурентной борьбе. Этого можно достичь лишь при совместном рассмотрении системы качества как целого и как совокупности частей (элементов). Принцип ориентирован на «взгляд внутрь» системы, на расчленение ее с сохранением целостных представлений о системе.
Принцип целенаправленности системы качества заключается в том, что, как и любая система, система качества обладает определенной целью и стремится осуществить эту цель в зависимости от наличия как материальных, людских, так и других ресурсов, поэтому при задании данной цели системы качества необходимо руководствоваться наличием этих ресурсов, а также возможностью их эффективного использования предприятием. Неосуществимых целей и лозунгов быть не должно, что ярко отражает известный американский специалист в области качества Деминг в десятом пункте четырнадцати принципов эффективного управления [4]. Деминг указывает, что такого рода цели только вызывают противодействие, поскольку в большинстве случаев низкое качество и низкая производительность вызваны только самой системой, поэтому вне власти элементов системы качества. Следовательно, принцип целенаправленности заключается в правильном выборе цели функционирования системы качества и оптимального достижения поставленной цели системы при наличии имеющихся ресурсов, определенных (учтенных) при постановке цели.
Принцип комплексности выражается в том, что на каждом предприятии результаты деятельности различных подразделений во многом зависят: от уровня развития техники, технологии и организации производства; применяемых систем управления персоналом, мотивации и оплаты труда; использования имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов и т.п. Все перечисленные факторы образуют целостную комплексную систему показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующему изменению многих других показателей, а значит, и состояний элементов системы качества. Но эти показатели влияют не только на экономические результаты, но и на социальные, технические, организационные и другие элементы системы качества, поэтому необходимо, чтобы система качества предприятия обеспечивала учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия, т.е. характеризовалась комплексностью.
Принцип интегративности определяет, что система качества, существующая на уровне предприятия, не может быть столь эффективной без взаимосвязи с системами другого уровня, например без интеграции в систему качества на отраслевом либо региональном уровне. Стратегия, или тактика, системы качества, сформулированная на уровне предприятия, часто не выполняется за счет существующих проблем на других уровнях, поэтому для ее решения необходимо изменять стратегии развития других уровней, например, на уровне региона должна быть разработана четкая политика и тактика в области обеспечения и поддержания качества продукции и конкурентоспособности региональных предприятий и корпораций.
Принцип связанности заключается в том, что рассмотрение любой части системы качества совместно с ее окружением подразумевает проведение процедуры выявления связей между элементами системы и выявление связей с внешней средой (учет внешней среды). В соответствии с этим принципом систему качества в первую очередь следует рассматривать как часть (элемент, подсистему) другой системы, называемой суперсистемой, или старшей системой, например как элемент региональной системы качества.
Принцип непрерывности предполагает, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность в системе качества, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки. Чтобы не было перерывов или остановок в производственной деятельности, необходимо непрерывно осуществлять мероприятия по повышению качества выпускаемой продукции и управления, например, постоянно повышать качество выпускаемой продукции и выполняемых работ, а также обновлять их в зависимости от запросов рынка. Необходимо постоянно использовать цикл управления: планирование ^ выполнение ^ контроль ^ корректирующее воздействие. Это означает, что на смену одного товара своевременно приходит совершенно новый товар, спроектированный согласно и по требованию рынка. Принцип непрерывности позволяет осуществлять постоянный контроль, анализ и модификацию элементов системы качества при изменении как внутренней, так и внешней среды.
Принцип гибкости системы качества тесно связан с непрерывной деятельностью предприятия и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации деятельности предприятия в области качества. Постоянные изменения в технике, технологии, организации производства и в управлении качеством приводят к постоянному анализу (оценке) деятельности предприятия, поэтому одним из условий эффективной деятельности предприятия является его способность быстро и оперативно корректировать текущие отклонения, зависящие от внешних и внутренних факторов, воздействующих на функционирование предприятия, что выражается в гибкости системы качества.
Принцип динамичности заключается в том, что любая система качества на предприятии должна постоянно совершенствоваться, т.е. развиваться. Этот принцип определяет философское понятие развития и выражает процесс движения, изменения целостных систем [9]. В процессе развития системы качества происходят постепенные (медленные) изменения ряда количественных характеристик (например, производительность, затраты на качество и др.), которые приводят к постепенным и глубоким качественным изменениям системы, т.е. происходит переход от одного уровня развития системы в более высокую систему развития и т.д. Необходимо помнить и о том, что философски процесс развития связан не только с такой категорией, как прогресс, но и как регресс, т.е. при функционировании систем качества нужно четко определять параметры будущего состояния системы качества, которые не должны противоречить принципам целенаправленности и эффективности, а также четко понимать, что внутренние противоречия, возникающие в системе качества, являются катализаторами развития. От того, как будут точно описаны и охарактеризованы эти противоречия, в будущем будет зависеть либо процесс, либо регресс.
Таким образом, все перечисленные принципы являются необходимым условием эффективного функционирования систем качества и применимы для любой системы, независимо от рода деятельности.
Литература
1. Акофф Р.Л. Планирование будущего корпорации: пер. с англ. М.: Прогресс, 1985. 326 с.
2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1997.
248 с.
3. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: пер. с англ. М.: Дело, 1991. 320 с.
4. Деминг Э. Выход из кризиса. Тверь: Альба, 1994. 498 с.
5. Ковалевский А.М. Перспективное планирование на промышленных предприятиях и в производственных объединениях. М.: Экономика, 1973. 320 с.
6. Лапидус В.А. Конфликт TQM с постсоветским менеджментом на типичном российском предприятии. «Болезни» российского менеджмента // Стандарты и качество. 2000. № 4.
7. Лебединский Н.П. Основы методологии планирования и автоматизации плановых расчетов. М.: Экономика, 1989. 272 с.
8. Полховская Т.М., Адлер Ю.П. Не зная броду, не суйся в воду // Стандарты и качество. 2001. № 10.
9. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 551 с.
СЕМЕНОВ ВЛАДИСЛАВ ЛЬВОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством и конкурентоспособностью, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
SEMENOV VLADISLAV LYVOVICH - candidate of economic sciences, associate professor of Quality Management and Competitiveness, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 658.56
В.Л. СЕМЕНОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ*
Ключевые слова: качество, механизм, прогнозирование, декомпозиция, продукция, конкурентоспособность.
Разработан концептуальный механизм формирования факторов повышения качества продукции с применением методов прогнозирования, позволяющий спроектировать и разработать продукцию, параметры которой будут отвечать требованиям потребностей потребителей в будущем.
V.L. SEMENOV
THE FORMATION OF FACTORS THAT IMPROVE THE QUALITY OF PRODUCTS WITH FORECASTING APPROACH
Key words: quality, mechanism, forecasting activity, decomposition, product, competitiveness.
We studied the conceptual mechanism of the formation of the factors that improve the quality of products with forecasting approach. This type of mechanism allows for planning and development of the product, the specifications of which will meet the requirements of future consumers.
Конкурентоспособность продукции складывается из двух показателей, в совокупности образующих системный эффект конкурентоспособности, где основным показателем является качество продукции. Несомненно, качество является приоритетным показателем обеспечения конкурентоспособности, однако при формировании механизма обеспечения качества нужно учитывать и другие элементы для достижения системного эффекта. Неразумная политика предприятия, направленная только на повышение качества продукции, обеспечивает эффект лишь в краткосрочном периоде, после чего предприятие станет терять свои позиции на рынке, когда конкуренты за счет более прогрессивных методов, создающих условия для системного обеспечения конкурентоспособности продукции, будут завоевывать все новые и новые сегменты.
* Исследование выполнено по проекту № МК-4076.2011.6 гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых.